Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ ЗАКУПКИ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ: АКТУАЛЬНОСТЬ ВОПРОСА ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ ЗАКУПКИ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ: АКТУАЛЬНОСТЬ ВОПРОСА ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
38
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
платные медицинские услуги / контрольная закупка / медицинская организация / профилактический визит / мероприятия по контролю без взаимодействия с контролируемыми лицами / контроль качества и безопасности медицинской деятельности / paid medical services / test purchase / medical organization / preventive visit / control measures without interaction with controlled persons / quality control and safety of medical activities

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Пивень Дмитрий Валентинович, Кицул Игорь Сергеевич, Иванов Игорь Владимирович

В статье представлен подробный анализ Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в контексте проведения такого контрольного (надзорного) мероприятия как контрольная закупка при предоставлении платных медицинских услуг. Руководителям медицинских организаций необходимо знать и учитывать в своей деятельности, что основания для проведения контрольной закупки платных медицинских услуг могут возникнуть, в том числе, и при осуществлении надзорными органами мероприятий по контролю без взаимодействия с контролируемыми лицами, и по итогам профилактического визита. Законодательное закрепление контрольной закупки как метода контроля (надзора) за предоставлением платных медицинских услуг требует со стороны медицинских организаций обеспечения своей постоянной готовности в части знания сотрудниками медицинской организации установленного порядка и механизмов её проведения. Осуществление органами Росздравнадзора контрольной закупки в рамках федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности ещё раз подтверждает то, что вопросы предоставления платных медицинских услуг должны быть постоянно в центре внимания при проведении медицинскими организациями внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Авторы обосновывают, что организация и проведение контрольной закупки платных медицинских услуг является весьма перспективным контрольным (надзорным) мероприятием для его активного использования надзорными органами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Пивень Дмитрий Валентинович, Кицул Игорь Сергеевич, Иванов Игорь Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION AND LEGAL REGULATION OF CONTROL PURCHASE IN THE REPRESENTATION OF PAID MEDICAL SERVICES: RELEVANCE OF THE ISSUE FOR MEDICAL ORGANIZATIONS

The article presents a detailed analysis of the Federal Law of July 31, 2020 № 248-FZ “On State Control (Supervision) and Municipal Control in the Russian Federation” in the context of such a control (supervisory) event as a test purchase in the provision of paid medical services. Heads of medical organizations need to know and take into account in their activities that grounds for conducting a control purchase of paid medical services may arise, including when supervisory authorities carry out control measures without interaction with controlled persons, and as a result of a preventive visit. Legislative consolidation of test purchases as a method of control (supervision) over the provision of paid medical services requires medical organizations to ensure their constant readiness in terms of knowledge by employees of the medical organization of the established procedure and mechanisms for its implementation. The implementation by Roszdravnadzor bodies of a test purchase within the framework of federal state control (supervision) of the quality and safety of medical activities once again confirms that the issues of providing paid medical services should be constantly in the spotlight when medical organizations conduct internal control of the quality and safety of medical activities. The authors substantiate that organizing and conducting control purchases of paid medical services is a very promising control (supervisory) measure for its active use by supervisory authorities.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ ЗАКУПКИ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ: АКТУАЛЬНОСТЬ ВОПРОСА ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ»



ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

ОС1: 10.21045/1811-0185-2023-10-4-10 УДК: 614.2

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ ЗАКУПКИ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ: АКТУАЛЬНОСТЬ ВОПРОСА ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Д.В. Пивеньа , И.С. Кицуль, И.В. Ивановс

а Эксперт по вопросам нормативно-правового регулирования деятельности здравоохранения;

ь Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования -Филиал ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России; с Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский и испытательный институт медицинской техники» Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения. а https://orcid.org/0000-0001 -9202-9916; ь http:/orcid.org/0000-0001-6745-3862; с https://orcid.org/0000-0003-0971-853X.

И Автор для корреспонденции: Пивень Д.В.

АННОТАЦИЯ

В статье представлен подробный анализ Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в контексте проведения такого контрольного (надзорного) мероприятия как контрольная закупка при предоставлении платных медицинских услуг. Руководителям медицинских организаций необходимо знать и учитывать в своей деятельности, что основания для проведения контрольной закупки платных медицинских услуг могут возникнуть, в том числе, и при осуществлении надзорными органами мероприятий по контролю без взаимодействия с контролируемыми лицами, и по итогам профилактического визита. Законодательное закрепление контрольной закупки как метода контроля (надзора) за предоставлением платных медицинских услуг требует со стороны медицинских организаций обеспечения своей постоянной готовности в части знания сотрудниками медицинской организации установленного порядка и механизмов её проведения. Осуществление органами Росздравнадзора контрольной закупки в рамках федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности ещё раз подтверждает то, что вопросы предоставления платных медицинских услуг должны быть постоянно в центре внимания при проведении медицинскими организациями внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Авторы обосновывают, что организация и проведение контрольной закупки платных медицинских услуг является весьма перспективным контрольным (надзорным) мероприятием для его активного использования надзорными органами.

Ключевые слова: платные медицинские услуги, контрольная закупка, медицинская организация, профилактический визит, мероприятия по контролю без взаимодействия с контролируемыми лицами, контроль качества и безопасности медицинской деятельности.

Для цитирования: Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Нормативно-правовое регулирование контрольной закупки при предоставлении платных медицинских услуг: актуальность вопроса для медицинских организаций. Менеджер здравоохранения. 2023; 10:4-10. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-10-4-10

Контрольная закупка платных медицинских услуг как одно из контрольных (надзорных) мероприятий уже не первый год присутствует в отечественном нормативно-правовом поле, регламентирующем контроль (надзор) в сфере предоставления платных медицинских услуг. При этом нельзя сказать, что данная технология ранее активно использовалась надзорными органами. Однако

в последние годы в надзорном законодательстве произошли столь масштабные изменения, которые, с одной стороны, не только прямо коснулись контрольной закупки, но при этом, с другой стороны, позволяют уверенно говорить о том, что теперь данное контрольное (надзорное) мероприятие будет применяться существенно в больших объёмах чем ранее. Именно в связи с данным обстоятельством

© Пивень Д.В., Кицул И.С, Иванов И.В, 2023 г.

Менеджер / Мападег №10

здравоохранения / 2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2023 .

есть необходимость предметно рассмотреть вопросы современного состояния нормативно-правового регулирования контрольной закупки и ближайших перспектив её практической реализации для осуществления контроля (надзора) за предоставлением платных медицинских услуг. Ранее мы уже обращались к теме контрольной закупки [1], но с учётом значимых изменений в законодательстве актуальность этой темы для медицинских организаций значительно усилилась.

Прежде всего, следует отметить принятие в 2020 году Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее Закон о госконтроле) [4], где такому виду контрольных (надзорных) мероприятий как контрольная закупка уделено очень большое внимание. Следует подчеркнуть, что появление названного закона явилось по сути апогеем реализуемой в настоящее время в РФ реформы контрольно-надзорной деятельности. Применительно же к медицинским организациям принятие Закона о госконтроле во многом ознаменовало фактически начало нового периода как в части контроля со стороны государства в целом, так и в части контроля конкретно за предоставлением платных медицинских услуг. Логическим продолжением работы как по совершенствованию нормативного регулирования, так и по усилению контроля за предоставлением платных медицинских услуг следует считать и появление новых Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 11.05.2023 № 736 [6]. Здесь необходимо учесть, что в соответствии с законодательством при проверках соблюдения медицинскими организациями установленных требований при предоставлении платных медицинских услуг контрольная закупка может применяться соответствующими надзорными органами как при осуществлении федерального государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, так и при осуществлении надзора в области защиты прав потребителей.

Нельзя не обратить внимание на то, что контрольная закупка в статье 87 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Основы) [5] чётко указана в качестве одного из механизмов именно системы федерального государственного контроля качества и безопасности

медицинской деятельности. И это прямо касается всех медицинских организаций, предоставляющих платные медицинские услуги. Напомним, что пункт 3-й части 3-й статьи 87 Основ гласит, что при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности, в том числе осуществляется «контрольная закупка, проводимая в целях проверки соблюдения медицинской организацией порядка и условий предоставления платных медицинских услуг». Сам факт того, что о контрольной закупке говорится в статье 87 Основ, свидетельствует о том, что контроль за представлением платных медицинских услуг с использованием контрольной закупки в настоящее время является неотъемлемой частью осуществляемого Росздравнад-зором федерального государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности. И это помимо государственного контроля со стороны Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей, где в качестве инструмента контроля (надзора) тоже может использоваться контрольная закупка платных медицинских услуг.

С учётом изложенного и руководителям медицинских организаций, и лицам, ответственным в медицинских организациях за представление платных медицинских услуг, и лицам, обеспечивающим организацию и проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (далее Ответственные лица), необходимо хорошо знать всё, что связано с контрольной закупкой в Законе о госконтроле. Подчеркнём, что именно принятие Закона о госконтроле во многом завершило формирование и систематизацию нормативно-правовой базы в части организации и проведения контрольной закупки. В этой связи руководителям и Ответственным лицам медицинских организаций необходимо не только хорошо ориентироваться в нормативных документах, регламентирующих контрольную закупку платных медицинских услуг, но и обеспечить проведение как соответствующих превентивных мер, направленных на строгое соблюдение установленных обязательных требований при оказании платных медицинских услуг, так и готовность сотрудников к осуществлению надзорными органами контрольных закупок.

Особенностью сегодняшнего дня является то, что нормативное регулирование контрольной закупки платных медицинских услуг после принятия Закона о госконтроле стало весьма обширным и разносторонним. При этом для понимания тех

С

•КС

№ 10 Мападег /Менеджер

2023 2с1гв\/оосЬгвпвп1в / здравоохранения

или иных аспектов контрольной закупки необходимо обратить внимание не только на статью 67 Закона о госконтроле, посвящённую исключительно данному контрольному (надзорному) мероприятию, но и на многие другие положения этого закона.

Напомним, что в части 1 статьи 67 Закона о госконтроле указано, что «под контрольной закупкой в целях настоящего Федерального закона понимается контрольное (надзорное) мероприятие, в ходе которого инспектором совершаются действия по созданию ситуации для осуществления сделки в целях оценки соблюдения обязательных требований при продаже продукции (товаров), выполнении работ, оказании услуг потребителям».

В части 2 статьи 67 Закона о госконтроле также отмечено, что контрольная закупка может проводиться с использованием почтовой связи, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет (далее - дистанционная контрольная закупка). В свою очередь, как известно, новые Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 11.05.2023 № 736, предоставляют медицинским организациям возможность заключать договора предоставления платных медицинских услуг, помимо традиционного способа «на бумаге», в том числе и дистанционно. В этой связи руководителям медицинских организаций следует учитывать, что контрольными (надзорными) органами при проведении контрольных (надзорных) мероприятий может быть также реализована дистанционная контрольная закупка.

Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о госконтроле контрольная закупка проводится без предварительного уведомления контролируемого лица!

Крайне важным для руководителей и Ответственных лиц медицинских организаций является вопрос о том, что является основанием для проведения контрольной закупки? Данные основания перечислены в части 1 статьи 59 Закона о госконтроле. К таковым отнесены следующие: 1) наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;

2) наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

3) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;

4) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

5) истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Закона о госконтроле (контроль за исполнением ранее принятого контролирующим органом решения).

6) наступление события, указанного в программе проверок, если федеральным законом о виде контроля установлено, что контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании программы проверок.

Анализируя указанные выше основания для проведения контрольной закупки, надо обратить внимание на то, что поступление обращений (жалоб) граждан в связи с предоставлением платных медицинских услуг относятся к основаниям, перечисленным в пункте 1, но при этом они являются далеко не единственным основанием для проведения контрольной закупки. Более того, руководителям медицинских организаций и Ответственным лицам необходимо знать, что, помимо перечисленных выше, основанием для проведения контрольной закупки также могут быть как результаты мероприятий по контролю без взаимодействия с контролируемыми лицами, так и итоги профилактического визита, который в соответствии со статьями 45 и 52 Закона о госконтроле вообще относится к вновь введённым профилактическим мероприятиям.

Ранее мы уже неоднократно рассматривали мероприятия по контролю без взаимодействия с контролируемыми лицами [2, 3]. Отметим, что в связи с введением контрольной закупки значимость этих мероприятий именно для контроля за предоставлением платных медицинских услуг значительно увеличились. В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о госконтроле без взаимодействия

Менеджер / Мападег №10

здравоохранения / 2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2023 .

с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:

1) наблюдение за соблюдением обязательных требований;

2) выездное обследование.

Так, в части 3 статьи 74 Закона о госконтроле указано, что если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, контрольным (надзорным) органом может быть принято решение о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия. В полной мере это относится и к проведению контрольной закупки!

Ещё более категорично сформулирована часть 7 статьи 75 Закона о госконтроле, в которой закреплено следующее: «В случае, если в рамках выездного обследования выявлены признаки нарушений обязательных требований, инспектор вправе незамедлительно провести контрольную закупку (при условии, что возможность проведения контрольной закупки в соответствии с настоящей статьей предусмотрена положением о виде контроля). В отношении проведения контрольной закупки не требуется принятие решения о проведении данного контрольного (надзорного) мероприятия. Информация о проведении контрольной закупки вносится в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий в течение одного рабочего дня с момента завершения контрольной закупки».

Кроме того, как уже было отмечено выше, контрольная закупка может быть итогом профилактического мероприятия, а именно профилактического визита. Как известно, в настоящее время в соответствии с пунктом 35 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) качества и безопасности медицинской деятельности, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2021 г. № 1048 [8], «обязательные профилактические визиты проводятся в отношении:

а) объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска;

б) контролируемых лиц, приступающих в течение одного года, предшествующего принятию решения

о проведении обязательного профилактического визита, к осуществлению деятельности в сфере охраны здоровья (получивших лицензии, переоформивших лицензии в связи с осуществлением не указанных в ранее действовавшей лицензии работ и услуг, составляющих медицинскую деятельность, и (или) осуществлением медицинской деятельности по адресу, не указанному в лицензии)».

То есть количество медицинских организаций, в которые органы Росздравнадзора обязаны осуществлять профилактические визиты, сегодня весьма велико. В этой связи необходимо обратить внимание на часть 9 статьи 52 Закона о госконтроле, которая буквально гласит следующее: «В случае, если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий». И одним из таких контрольных (надзорных) мероприятий в подобных случаях вполне может быть контрольная закупка платных медицинских услуг!

В последнее время со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее Постановление 336) [7] достаточно много говорится о сокращении в настоящее время объёмов контрольно-надзорной деятельности. Между тем это никак не касается использования надзорными органами новых видов контроля (надзора), а также профилактических мероприятий! Так, пункт 10 Постановления 336 чётко указывает, что «допускается проведение профилактических мероприятий, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, мероприятий по контролю без взаимодействия в отношении контролируемых лиц в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, мероприятий по контролю без

С

•КС

№ 10 Мападег /Менеджер

2023 2с1гв\/оосЬгвпвп1а / здравоохранения

взаимодействия не требует согласования с органами прокуратуры».

Всё изложенное выше ярко свидетельствует о том, что в настоящее время надзорные органы получили самые широкие полномочия по использованию контрольной закупки для контроля (надзора) за предоставлением платных медицинских услуг.

Отметим ещё ряд наиболее значимых позиций Закона о госконтроле, о которых руководители медицинских организаций не должны забывать.

В части 4 статьи 67 Закона о госконтроле сказано: «Контрольная закупка (за исключением дистанционной контрольной закупки) должна проводиться в присутствии двух свидетелей или двух инспекторов либо с применением видеозаписи. В случае необходимости в целях фиксации процесса контрольной закупки при ее проведении применяются фотосъемка, аудио- и видеозапись». Это очень важное требование к надзорным органам, о котором обязаны знать и медицинские организации.

В соответствии с Законом о госконтроле по окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, а это в полной мере относится к контрольной закупке, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее Акт). В случае, если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в Акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в Акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к Акту. Также в статье 88 Закона о госконтроле указано, что контролируемое лицо или его представитель знакомится с содержанием Акта на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия. Контролируемое лицо подписывает Акт тем же способом, которым изготовлен данный Акт. При отказе или невозможности подписания контролируемым лицом или его представителем Акта по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия в Акте делается соответствующая отметка. В настоящее время все требования к Акту, который оформляется по итогам контрольной закупки, равно как и требования

к решению о её проведении, определены Приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 № 151 «О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом» [10]. Данным приказом, в том числе, утверждены и типовая форма решения о проведении контрольной закупки, и типовая форма Акта контрольной закупки.

И ещё об одном документе нельзя не упомянуть, говоря о контрольной закупке. Речь идёт о Правилах организации и проведения контрольной закупки при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора), утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2018 г. № 1398 [9]. С одной стороны, данные Правила, несмотря на принятие в 2020 г. Закона о госконтроле, не отменены. При этом, с другой стороны, содержание Правил не во всём совпадает с положениями о контрольной закупке, закреплёнными в Законе о госконтроле. В этой связи руководителям медицинских организаций и Ответственным лицам следует ориентироваться, прежде всего, на Закон о госконтроле как на документ, имеющий первоочередное значение в нормативном регулировании вопросов контрольной закупки при осуществлении контроля (надзора) за представлением платных медицинских услуг.

Все представленные аспекты контрольной закупки платных медицинских услуг, как минимум, должны быть хорошо известны руководителям медицинских организаций и Ответственным лицам. В противном случае это чревато серьёзными проблемами для медицинских организаций.

Таким образом, на основании изложенного выше можно сделать следующие выводы.

Организация и проведение контрольной закупки является новым и весьма перспективным в части его активного использования надзорными органами контрольным (надзорным) мероприятием в сфере предоставления как государственными, так и частными медицинскими организациями платных медицинских услуг.

Руководителям медицинских организаций и Ответственным лицам необходимо знать и учитывать в своей деятельности, что основания для проведения контрольной закупки платных медицинских услуг могут возникнуть, в том числе, как при осуществлении надзорными органами мероприятий по контролю без взаимодействия с контролируемыми лицами, так и по итогам профилактического визита.

Законодательное закрепление контрольной закупки как метода контроля (надзора) за

Менеджер / Мападег № 10

здравоохранения / 2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2023 .

предоставлением платных медицинских услуг требует со стороны медицинских организаций не только самого пристального внимания к неукоснительному соблюдению требований, установленных к предоставлению платных медицинских услуг, но и обеспечения своей постоянной готовности к возможному использованию надзорными органами контрольной закупки в части знания сотрудниками медицинской организации установленного порядка и механизмов ей проведения.

Осуществление органами Росздравнадзо-ра контрольной закупки в рамках федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности ещё раз подтверждает то, что вопросы предоставления платных медицинских услуг, в том числе должны быть постоянно в центре внимания при проведении медицинскими организациями внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

1. Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Контрольная закупка при предоставлении платных медицинских услуг: что необходимо знать медицинским организациям // Менеджер здравоохранения. - № 6. -2019. - С. 6-10.

2. Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Контроль (надзор) без взаимодействия с контролируемым лицом, как новая форма контроля за предоставлением платных медицинских услуг: что необходимо знать руководителям медицинских организаций // Менеджер здравоохранения. - № 3. - 2022. - С. 4-9.

3. Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Новый инструмент контроля в сфере здравоохранения: контроль без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями // Менеджер здравоохранения. - № 5. - 2017. - С. 6-11.

4. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

5. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

6. Постановление Правительства РФ от 11.05.2023 № 736 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. № 1006».

7. Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».

8. Постановление Правительства РФ от 29.06.2021 г. № 1048 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) качества и безопасности медицинской деятельности».

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.11.2018 г. № 1398 «Об утверждении Правил организации и проведения контрольной закупки при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора)».

10. Приказ Минэкономразвития России от 31.03.2021 № 151 «О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом».

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Пивень Дмитрий Валентинович - д-р мед. наук, профессор, эксперт по вопросам нормативно-правового регулирования деятельности здравоохранения, г. Санкт-Петербург, Россия.

Dmitrii V. Piven - D.Sc. (Medicine), Professor, Expert on the issues of regulatory and legal regulation of health care activities Saint Petersburg, Russia. E-mail: [email protected]

Кицул Игорь Сергеевич - д-р мед. наук, профессор, профессор РАН, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования - филиала ФГБОУДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, г. Иркутск, Россия. Igor S. Kitsul - D.Sc. (Medicine), Professor, Professor, Head of the Department of Public Health and Public Health of the Irkutsk State Medical Academy of Postgraduate Education - the branch of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of the Russian Federation, Irkutsk, Russia. E-mail: [email protected]

Иванов Игорь Владимирович - д-р мед. наук, генеральный директор Федерального государственного бюджетного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский и испытательный институт медицинской техники» Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, г. Москва, Россия.

Igor V. Ivanov - D.Sc. (Medicine), Federal State Budget Institution «Russian Scientific and Research Institute for Medical Engineering» of Federal Service for Supervision in the sphere of public health, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]

•КС

№ 10

2023

Manager

Zdravoochranenia

/Менеджер

здравоохранения

ORIGINAL PAPER

REGULATION AND LEGAL REGULATION OF CONTROL PURCHASE IN THE REPRESENTATION OF PAID MEDICAL SERVICES: RELEVANCE OF THE ISSUE FOR MEDICAL ORGANIZATIONS

D.V. Riven0 I.S. Kitsulb, I.V. Ivanovc

a Expert on the issues of regulatory and legal regulation of health care activities; b Irkutsk State Medical Academy of Postgraduate Education - t he branch of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of the Russian Federation, Irkutsk, Russia;

c FSBI «National Quality Institute» of Roszdravnadzor.

a https://orcid.org/0000-0001 -9202-9916; b http:/orcid.org/0000-0001-6745-3862; c https://orcid.org/0000-0003-0971-853X.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

El Corresponding author: Piven D. V.

ABSTRACT

The article presents a detailed analysis of the Federal Law of July 31, 2020 № 248-FZ "On State Control (Supervision) and Municipal Control in the Russian Federation" in the context of such a control (supervisory) event as a test purchase in the provision of paid medical services. Heads of medical organizations need to know and take into account in their activities that grounds for conducting a control purchase of paid medical services may arise, including when supervisory authorities carry out control measures without interaction with controlled persons, and as a result of a preventive visit. Legislative consolidation of test purchases as a method of control (supervision) over the provision of paid medical services requires medical organizations to ensure their constant readiness in terms of knowledge by employees of the medical organization of the established procedure and mechanisms for its implementation. The implementation by Roszdravnadzor bodies of a test purchase within the framework of federal state control (supervision) of the quality and safety of medical activities once again confirms that the issues of providing paid medical services should be constantly in the spotlight when medical organizations conduct internal control of the quality and safety of medical activities. The authors substantiate that organizing and conducting control purchases of paid medical services is a very promising control (supervisory) measure for its active use by supervisory authorities.

Keywords: paid medical services, test purchase, medical organization, preventive visit, control measures without interaction with controlled persons, quality control and safety of medical activities.

For citation: Piven D. V., Kitsul I.S., Ivanov I. V. Legal regulation of test purchases in the provision of paid medical services: relevance of the issue for medical organizations. Manager Zdravoohranenia. 2023; 10:4-10. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-10-4-10

REFERENCES

1. Piven D.V., Kitsul I.S., Ivanov I.V. Test purchase in the provision of paid medical services: what medical organizations need to know // Manager Zdravoohranenia - No. 6. - 2019. - P. 6-10.

2. Piven D.V., Kitsul I.S., Ivanov I.V. Control (supervision) without interaction with the controlled person, as a new form of control over the provision of paid medical services: what managers of medical organizations need to know // Manager Zdravoohranenia. - No. 3. - 2022. - P. 4-9.

3. Piven D.V., Kitsul I.S., Ivanov I.V. A new control tool in the healthcare sector: control without interaction with legal entities and individual entrepreneurs // Manager Zdravoohranenia. - No. 5. - 2017. - P. 6-11.

4. Federal Law of July 31, 2020 № 248-FZ "On state control (supervision) and municipal control in the Russian Federation."

5. Federal Law of November 21, 2011 № 323-FZ "On the fundamentals of protecting the health of citizens in the Russian Federation."

6. Decree of the Government of the Russian Federation of May 11, 2023 № 736 "On approval of the Rules for the provision of paid medical services by medical organizations, amendments to certain acts of the Government of the Russian Federation and invalidation of Decree of the Government of the Russian Federation of October 4, 2012 № 1006."

7. Decree of the Government of the Russian Federation of March 10, 2022 № 336 "On the features of the organization and implementation of state control (supervision), municipal control."

8. Decree of the Government of the Russian Federation of June 29, 2021 № 1048 "On approval of the Regulations on federal state control (supervision) of the quality and safety of medical activities."

9. Decree of the Government of the Russian Federation of November 21, 2018 № 1398 "On approval of the Rules for organizing and conducting test purchases in the implementation of certain types of state control (supervision)."

10. Order of the Ministry of Economic Development of Russia dated March 31, 2021 № 151 "On standard forms of documents used by the control (supervisory) body."

Менеджер / Manager № 10

здравоохранения / ZdrevoochrBnenie 2023 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.