Научная статья на тему 'НОВЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ: ОБЯЗАНА ЛИ МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИМЕТЬ ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ'

НОВЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ: ОБЯЗАНА ЛИ МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИМЕТЬ ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
54
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЛАТНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ / ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ / МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В.

В Правилах предоставления медицинскими организациями платных медицинских слуг, утверждённых Постановлением Правительства от 11 мая 2023 г. № 736, значительно расширены требования, предусматривающие увеличение объёмов информации об исполнителе и о предоставляемых им платных медицинских услугах, которую должна предоставлять потребителю медицинская организация. С учётом данных требований в статье подробно рассмотрен вопрос о том, обязаны ли медицинские организации, предоставляющие платные медицинские услуги, иметь свой официальный сайт. Авторы обосновывают, что все медицинские организации, предоставляющие платные медицинские услуги, но не участвующие в реализации Программы госгарантий, обязаны размещать предусмотренную законодательством информацию о себе и о предоставляемых ими платных медицинских услугах в сети Интернет. При этом указанная информация может быть размещена на официальном сайте в сети Интернет и(или) в иных информационных системах в сети Интернет. В то же время все медицинские организации, предоставляющие платные медицинские услуги, должны учитывать риски, связанные с использованием информационных систем, принадлежащих иностранным юридическим лицам и гражданам, использование которых подпадает под запреты, установленные ч. 8 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Одним из способов учёта данных рисков является создание или развитие собственных официальных сайтов в сети Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW RULES OF PAID MEDICAL SERVICES: IS A MEDICAL ORGANIZATION REQUIRED TO HAVE AN OFFICIAL WEBSITE

The Rules for the provision of paid medical services by medical organizations, approved by Government Decree No. 736 dated May11, 2023, significantly expand the requirements that provide for an increase in the amount of information about the contractor and thepaid medical services provided by him, which the medical provider must provide to the consumer. organization. Taking into account theserequirements, the article considers in detail the question of whether medical organizations providing paid medical services are required tohave their own official website. The authors substantiate that all medical organizations providing paid medical services, but not participatingin the implementation of the State Guarantees Program, are required to post the information provided by law about themselves and aboutthe paid medical services they provide on the Internet. At the same time, the specified information may be posted on the official websiteon the Internet and (or) in other information systems on the Internet. At the same time, all medical organizations providing paid medicalservices must take into account the risks associated with the use of information systems owned by foreign legal entities and citizens, the useof which is subject to the prohibitions established by Part 8 of Art. 10 of the Federal Law “On Information, Information Technologies andInformation Protection”. One way to account for these risks is to create or develop your own official sites on the Internet.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ: ОБЯЗАНА ЛИ МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИМЕТЬ ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ»



ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

ОС1: 10.21045/1811-0185-2023-7-4-10 УДК: 614.2

НОВЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ: ОБЯЗАНА ЛИ МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИМЕТЬ ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

Д.В. Пивень а , И.С. Кицул ь, И.В. Иванов с

а Эксперт по вопросам нормативно-правового регулирования деятельности здравоохранения;

ь Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования -Филиал ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, г. Иркутск, Россия; с Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский и испытательный институт медицинской техники» Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения. а https://orcid.org/0000-0001-9202-9916; ь http:/orcid.org/0000-0001-6745-3862; с https://orcid.org/0000-0003-0971-853X.

И Автор для корреспонденции: Пивень Д.В.

АННОТАЦИЯ

В Правилах предоставления медицинскими организациями платных медицинских слуг, утверждённых Постановлением Правительства от 11 мая 2023 г. № 736, значительно расширены требования, предусматривающие увеличение объёмов информации об исполнителе и о предоставляемых им платных медицинских услугах, которую должна предоставлять потребителю медицинская организация. С учётом данных требований в статье подробно рассмотрен вопрос о том, обязаны ли медицинские организации, предоставляющие платные медицинские услуги, иметь свой официальный сайт. Авторы обосновывают, что все медицинские организации, предоставляющие платные медицинские услуги, но не участвующие в реализации Программы госгарантий, обязаны размещать предусмотренную законодательством информацию о себе и о предоставляемых ими платных медицинских услугах в сети Интернет. При этом указанная информация может быть размещена на официальном сайте в сети Интернет и(или) в иных информационных системах в сети Интернет. В то же время все медицинские организации, предоставляющие платные медицинские услуги, должны учитывать риски, связанные с использованием информационных систем, принадлежащих иностранным юридическим лицам и гражданам, использование которых подпадает под запреты, установленные ч. 8 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Одним из способов учёта данных рисков является создание или развитие собственных официальных сайтов в сети Интернет.

Ключевые слова: платные медицинские услуги, официальный сайт, информационные системы в сети Интернет, информирование потребителя, персональные данные, медицинская организация.

Для цитирования: Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Новые Правила предоставления платных медицинских услуг: обязана ли медицинская организация иметь официальный сайт. Менеджер здравоохранения. 2023; 7:4-10. DOI: 10.21045/18110185-2023-7-4-10

Постановлением Правительства от 11 мая 2023 г. № 736 утверждены новые, а точнее обновлённые, Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (далее Правила) [5]. Одной из отличительных особенностей обновлённых Правил, в отличие от предыдущих Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 г. № 1006 [8], является значительно расширенный блок информации об исполнителе

© Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В, 2023 г.

и о предоставляемых им платных медицинских услугах, которую обязана предоставлять потребителю медицинская организация.

Безусловно, информирование потребителя строго в соответствии с установленными требованиями является важнейшим компонентом организации всей работы по предоставлению платных медицинских услуг. Это в равной степени касается как содержания информирования, так и механизмов (способов) доведения информации до потребителя, включая официальный сайт медицинской

Менеджер / Мападег № 7

здравоохранения / 2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2023

организации. В этой связи следует отметить, что когда речь идёт о механизмах, посредством которых данная информация должна доводиться до потребителя, в тексте Правил неоднократно отмечается, что соответствующая информация «доводится до сведения потребителей посредством размещения на сайте медицинской организации в сети Интернет (при наличии у медицинской организации такого сайта) и на информационных стендах (стойках) медицинской организации». В представленной выше цитате обращает на себя внимание оговорка - «при наличии у медицинской организации такого сайта». Напомним, что в Правилах предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 г. № 1006, в случаях, когда речь шла об информировании потребителя, указанная оговорка отсутствовала, и однозначно говорилось о том, что соответствующую информацию «исполнитель обязан предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации». То есть предыдущая версия Правил чётко указывала на обязательное наличие официального сайта у каждой медицинской организации, предоставляющей платные медицинские услуги.

Принимая во внимание появившуюся в обновлённых Правилах оговорку «при наличии у медицинской организации такого сайта», нетрудно предположить, что теперь руководители многих медицинских организаций, предоставляющих платные медицинские услуги, будут считать необязательным наличие у медицинской организации официального сайта. Тем более, что наличие и регулярная актуализация официального сайта требуют постоянных финансовых, временных затрат, а нередко и непростых организационных решений.

Так обязательно ли наличие официального сайта у каждой медицинской организации, предоставляющей платные медицинские услуги?

Для организаций, участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее Программа госгарантий), в этом вопросе имеется полная ясность. Наличие официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сети Интернет) однозначно является для них обязательным! Как известно, соответствующие требования предусмотрены Приказом Министерства здравоохранения РФ от 30 декабря

2014 г. № 956н «Об информации, необходимой для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, и требованиях к содержанию и форме предоставления информации о деятельности медицинских организаций, размещаемой на официальных сайтах Министерства здравоохранения Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и медицинских организаций в информационно-телекоммуникационной сети Интернет [9].

Однако абсолютное большинство частных медицинских организаций и почти все индивидуальные предприниматели (далее ИП), предоставляющие исключительно платные медицинские услуги, не участвуют в реализации Программы госгарантий. При этом общее количество таких организаций и ИП в разы превосходит количество медицинских организаций, участвующих в её реализации. На практике это десятки тысяч частных медицинских организаций и ИП. Соответственно и объёмы платных медицинских услуг, предоставляемых указанными выше частными медицинскими организациями и ИП, являются весьма и весьма значительными.

Именно в связи с деятельностью данных многочисленных медицинских организаций и ИП ответ на вопрос об обязательном либо необязательном наличии официального сайта в сети Интернет в силу его особой важности как для исполнителя платных медицинских услуг, так и для потребителя, носит отнюдь не технический, а исключительно стратегический характер. И это не преувеличение! Причин, подтверждающих данный тезис, много. Назовём только две из них, на наш взгляд наиболее значимых.

Во-первых, как уже было отмечено выше, информирование потребителя об исполнителе и о предоставляемых им платных медицинских услугах является одним из важнейших и при этом одним из наиболее сложных компонентов работы по предоставлению платных медицинских услуг. Это совершенно очевидно уже при первом обращении к Правилам.

Во-вторых, сегодня надзорными органами в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 248-ФЗ (далее Закон № 248-ФЗ) [1] и Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» [6] активно используются такие новые формы контроля (надзора),

С

•КС

№7 Мападег

2023 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

осуществляемые без взаимодействия с контролируемыми лицами, как наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) и выездное обследование. При этом проведение указанных контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами не требует согласования с органами прокуратуры, что значительно упрощает их осуществление для контрольных (надзорных) органов. Следует подчеркнуть, что названные выше контрольные (надзорные) мероприятия имеют самое прямое отношение к вопросам информирования исполнителем о себе и о предоставляемых им платных медицинских услугах. Так, в части 1 ст. 74 Закона № 248-ФЗ указано, что «под наблюдением за соблюдением обязательных требований (мониторингом безопасности) в целях настоящего Федерального закона понимается сбор, анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети Интернет, иных общедоступных данных, а также данных полученных с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи». Отметим, что в представленном выше положении Закона № 248-ФЗ чётко указано, что контроль исполнения обязательных требований осуществляется в том числе путём анализа данных из сети Интернет. При этом в соответствии с частью 3 названной выше статьи, если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (к таким ценностям, в том числе относится здоровье и жизнь гражданина - прим. авторов), сведения о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, то контрольным (надзорным) органом может быть принято решение о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.

Здесь следует напомнить, что предоставление платных медицинских услуг является одним из наиболее жёстко контролируемых направлений работы

всех медицинских организаций и ИП, предоставляющих такие услуги. В сфере защиты прав потребителей данное направление контролируется Ро-спотребнадзором, а в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности оно всесторонне контролируется Росз-дравнадзором. Кроме того, в соответствии с п/п «в» п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. № 852 [7], соблюдение порядка предоставления платных медицинских услуг, установленного в соответствии с частью 7 статьи 84 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», определено ещё и как важнейшее лицензионное требование.

Необходимо отметить, что именно такой компонент работы медицинских организаций как информирование об исполнителе и о предоставляемых им платных медицинских услугах, в том числе является предметом тщательного контроля (надзора) при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности. Чтобы убедиться в этом достаточно ознакомиться с проверочными листами (списками контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), используемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и ее территориальными органами при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности, утверждёнными Приказом Росздравнадзора от 11.02.2022 № 973 (далее Приказ Росздравнадзора № 973) [10].

Так, в Приложении № 1 к Приказу Росздрав-надзора № 973, в том числе указан следующий вопрос: «Имеется ли в медицинской организации информация в доступной для гражданина форме, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации?». Основанием для появления данного контрольного вопроса, адресованного ко всем без исключения медицинским организациям и осуществляющим медицинскую деятельность ИП является целый ряд обязательных требований, которые содержатся в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Основы) [2].

Менеджер / Мападег № 7

здравоохранения / 2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2023

Часть 7 ст. 21 Основ гласит: «При выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации».

Кроме того, в п. 7 ч. 1. ст. 79 Основ закреплена обязанность каждой медицинской организации «информировать граждан в доступной форме, в том числе с использованием сети Интернет, об осуществляемой медицинской деятельности и о медицинских работниках медицинских организаций, об уровне их образования и об их квалификации».

В представленных положениях Основ необходимо обратить внимание на следующее.

Первое.

И в ст. 21, и в ст. 79 Основ чётко сказано об обязанности медицинских организаций размещать в сети Интернет информацию о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о медицинских работниках медицинских организаций, об уровне их образования и об их квалификации.

Второе.

Указанные выше требования Основ об обязательном размещении медицинскими организациями соответствующей информации в сети Интернет полностью относятся и к ИП, осуществляющим медицинскую деятельность. В п. 11 ч. 1 ст. 2 Основ прямо указано, что «в целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность».

Третье.

В Основах ничего не сказано о том, что информация о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о медицинских работниках медицинской организации, об уровне их образования и об их квалификации должна быть размещена в сети Интернет именно на официальном сайте медицинской организации. То есть указанная информация может быть размещена как на официальном сайте медицинской организации в сети Интернет, так и в других информационных системах, которых сегодня в сети Интернет великое множество. Соответственно для медицинских организаций и ИП, представляющих платные медицинские услуги, возможны следующие варианты.

• Наличие официального сайта медицинской организации в сети Интернет.

• Наличие официального сайта медицинской организации в сети Интернет, а также размещение требуемой Основами информации в иных информационных системах сети Интернет. Сегодня так поступают очень многие как частные, так и государственные медицинские организации, предоставляющие платные медицинские услуги.

• Для медицинских организаций и ИП, предоставляющих платные медицинские услуги, но не участвующих в реализации Программы госгарантий, возможно размещение требуемой Основами информации в иных информационных системах сети Интернет. То есть в этом случае допускается отсутствие официального сайта, но в сети Интернет требуемая информация однозначно должна быть размещена.

Таким образом, отсутствие у медицинской организации или ИП, предоставляющих платные медицинские услуги, официального сайта в сети Интернет никак не избавляет их от обязанности размещения указанной в ч. 7. ст. 21 и в п. 7 ч. 1. ст. 79 Основ информации в сети Интернет в иных информационных системах.

Между тем, касаясь вопроса о размещении медицинскими организациями, предоставляющими платные медицинские услуги, обязательной информации не на своём официальном сайте, а в иных информационных системах сети Интернет, необходимо обратить внимание на следующее. Нередко указанные системы используются медицинскими организациями, предоставляющими платные медицинские услуги, в том числе для приёма обращений граждан, записи на приём и т.п. То есть используются для обработки персональных данных потребителей. И в этой связи тем медицинским организациям, кто предоставляет платные медицинские услуги, имеет смысл взвесить все риски, на которые в последнее время активно указывает законодательство.

Так, Федеральным законом от 29.12.2022 № 584-ФЗ [4] в статью 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» введена часть 8, которая гласит: «Запрещается при предоставлении государственных и муниципальных услуг, выполнении государственного или муниципального задания ... использование принадлежащих иностранным юридическим лицам и (или) иностранным гражданам информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин,

С

•КС

№7 Мападег

2023 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

которые предназначены и (или) используются для обмена электронными сообщениями исключительно между пользователями этих информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, при котором отправитель электронного сообщения определяет получателя или получателей электронного сообщения и не предусматривается размещение пользователями сети Интернет общедоступной информации в сети Интернет, для ... предоставления информации, содержащей персональные данные граждан Российской Федерации.». Да, в указанном положении закона пока не содержится запретов, касающихся предпринимательской деятельности медицинских организаций, но очевидно, что не стоит и игнорировать риски в части обработки персональных данных потребителей, для целей которых медицинскими организациями сегодня активно используются информационные системы сети Интернет, принадлежащие иностранным юридическим лицам и (или) иностранным гражданам.

В связи с изложенным выше все медицинские организации, предоставляющие платные медицинские услуги, и использующие, независимо от наличия или отсутствия собственного официального сайта в сети Интернет, иные информационные системы сети Интернет, должны максимально внимательно отслеживать официальные документы Роскомнадзо-ра, касающиеся использования указанных информационных систем. В том числе к таким документам следует отнести Приказ Роскомнадзора от 21 февраля 2023 г. № 22 «Об утверждении Порядка формирования и размещения на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в информационно-телекоммуникационной сети Интернет перечня информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, указанных в части 8 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [11]. В свою очередь, в соответствии с данным приказом 5 мая 2023 г. Роскомнадзор опубликовал Перечень информационных систем, принадлежащих иностранным юридическим лицам и гражданам, использование которых подпадает под запреты, установленные ч. 8 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [3]. В числе прочих в данном Перечне указаны WhatsApp, Telegram, Viber. Все названные информационные системы сегодня широко используются частными и государственными

медицинскими организациями при предоставлении платных медицинских услуг. Очевидно, что несмотря на отсутствие прямых запретов на использование названных информационных систем при предоставлении платных медицинских услуг, риски их применения должны быть максимально учтены медицинскими организациями. Одним из способов учёта данных рисков является создание или развитие медицинскими организациями и ИП, предоставляющими платные медицинские услуги, собственных официальных сайтов в сети Интернет.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

• Все медицинские организации, предоставляющие платные медицинские услуги, участвующие в реализации Программы госгарантий, обязаны размещать предусмотренную законодательством информацию о себе и о предоставляемых ими платных медицинских услугах на своих официальных сайтах в сети Интернет. При этом допускается одновременное размещение медицинской организацией указанной информации как на официальном сайте в сети Интернет, так и в иных информационных системах в сети Интернет.

• Все медицинские организации и ИП, предоставляющие платные медицинские услуги, но не участвующие в реализации Программы госгарантий, могут размещать предусмотренную законодательством информацию о себе и о предоставляемых ими платных медицинских услугах или на официальном сайте в сети Интернет и(или) в иных информационных системах в сети Интернет. При этом допускается одновременное размещение указанной информации как на официальном сайте в сети Интернет, так и в иных информационных системах в сети Интернет. Следовательно, медицинские организации и ИП, предоставляющие платные медицинские услуги, но не участвующие в реализации Программы госгарантий, могут не иметь своего официального сайта в сети Интернет, но в этом случае они обязаны размещать требуемую законодательством информацию в иных информационных системах в сети Интернет.

• Все медицинские организации, предоставляющие платные медицинские услуги и использующие с этой целью иные информационные системы в сети Интернет, должны учитывать риски, связанные с использованием информационных систем, принадлежащих иностранным юридическим лицам и гражданам, использование

Менеджер / Manager № 7

здравоохранения / ZdrevoochrBnenie 2023

которых подпадает под запреты, установленные ч. 8 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите

информации». Одним из способов учёта данных рисков является создание или развитие собственных официальных сайтов в сети Интернет.

1. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, ин-формационных технологиях и о защите информации».

4. Федеральный закон от 29.12.2022 г. № 584-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

5. Постановление Правительства РФ от 11.05.2023 № 736 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. № 1006».

6. Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».

7. Постановление Правительства РФ от 01.06.2021 г. № 852 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

8. Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 г. № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг».

9. Приказ Минздрава России от 30.12.2014 г. № 956н «Об информации, необходимой для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, и требованиях к содержанию и форме предоставления информации о деятельности медицинских организаций, размещаемой на официальных сайтах Министерства здравоохранения Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и медицинских организаций в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

10. Приказ Росздравнадзора от 11.02.2022 № 973 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), используемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и ее территориальными органами при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности».

11. Приказ Роскомнадзора от 21.02.2023 г. № 22 «Об утверждении Порядка формирования и размещения на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в информационно-телекоммуникационной сети Интернет перечня информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, указанных в части 8 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

ORIGINAL PAPER

NEW RULES FOR THE PROVISION OF PAID MEDICAL SERVICES: IS A MEDICAL ORGANIZATION REQUIRED TO HAVE AN OFFICIAL WEBSITE D.V. Riven0 I.S. Kitsul b, I.V. Ivanov c

a Expert on the issues of regulatory and legal regulation of health care activities;

ь Irkutsk State Medical Academy of Postgraduate Education - t he branch of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of the Russian Federation, Irkutsk, Russia; с Federal State Budget Institution «Russian Scientific and Research Institute for Medical Engineering» of Federal Service for Supervision in the sphere of public health.

a https://orcid.org/0000-0001-9202-9916; ь http:/orcid.org/0000-0001-6745-3862; c https://orcid.org/0000-0003-0971-853X

И Corresponding author: Piven D. V.

ABSTRACT

The Rules for the provision of paid medical services by medical organizations, approved by Government Decree No. 736 dated May 11, 2023, significantly expand the requirements that provide for an increase in the amount of information about the contractor and the paid medical services provided by him, which the medical provider must provide to the consumer. organization. Taking into account these requirements, the article considers in detail the question of whether medical organizations providing paid medical services are required to have their own official website. The authors substantiate that all medical organizations providing paid medical services, but not participating in the implementation of the State Guarantees Program, are required to post the information provided by law about themselves and about the paid medical services they provide on the Internet. At the same time, the specified information may be posted on the official website on the Internet and (or) in other information systems on the Internet. At the same time, all medical organizations providing paid medical services must take into account the risks associated with the use of information systems owned by foreign legal entities and citizens, the use of which is subject to the prohibitions established by Part 8 of Art. 10 of the Federal Law "On Information, Information Technologies and Information Protection". One way to account for these risks is to create or develop your own official sites on the Internet. Keywords: paid medical services, official website, information systems on the Internet, informing the consumer, personal data, medical organization.

For citation: Piven D. V., Kitsul I.S., Ivanov I. V. New rules of paid medical services: is a medical organization required to have an official website. Manager Zdravoohranenia. 2023; 7:4-10. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-7-4-10

•КС

№ 7 Manager

2023 Zdravoochranenia

/Менеджер

здравоохранения

REFERENCES

1. Federal Law No. 248-FZ of July 31, 2020 "On State Control (Supervision) and Municipal Control in the Russian Federation".

2. Federal Law of November 21, 2011 № 323-FZ "On the basics of protecting the health of citizens in the Russian Federation".

3. Federal Law of July 27, 2006 № 149-FZ "On Information, Information Technologies and Information Protection".

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Federal Law of December 29, 2022 № 584-FZ "On Amendments to the Federal Law "On Information, Information Technologies and Information Protection".

5. Decree of the Government of the Russian Federation of May 11, 2023 № 736 "On approval of the Rules for the provision of paid medical services by medical organizations, amendments to some acts of the Government of the Russian Federation and invalidation of the Decree of the Government of the Russian Federation of October 4, 2012 № 1006".

6. Decree of the Government of the Russian Federation of March 10, 2022 № 336 "On the features of the organization and implementation of state control (supervision), municipal control".

7. Decree of the Government of the Russian Federation of June 1, 2021 № 852 "On licensing medical activities (with the exception of the specified activities carried out by medical organizations and other organizations that are part of the private healthcare system, on the territory of the Skolkovo Innovation Center") and invalidating some acts of the Government of the Russian Federation".

8. Decree of the Government of the Russian Federation of 04.10.2012 № 1006 "On approval of the Rules for the provision of paid medical services by medical organizations".

9. Order of the Ministry of Health of Russia dated December 30, 2014 № 956n "On the information necessary for an independent assessment of the quality of services provided by medical organizations, and the requirements for the content and form of providing information on the activities of medical organizations posted on the official websites of the Ministry of Health of the Russian Federation Federation, state authorities of the constituent entities of the Russian Federation, local governments and medical organizations in the information and telecommunications network Internet.

10. Roszdravnadzor Order No. 973 dated February 11, 2022 "On approval of checklist forms (lists of checklists, the answers to which indicate compliance or non-compliance by a controlled person with mandatory requirements) used by the Federal Service for Surveillance in Healthcare and its territorial bodies in the implementation of federal state control (supervision) of the quality and safety of medical activities".

11. Order of Roskomnadzor dated February 21, 2023 № 22 "On approval of the Procedure for the formation and placement on the official website of the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technology and Mass Communications in the information and telecommunication network Internet of the list information systems and (or) programs for electronic computers specified in Part 8 of Article 10 of the Federal Law of July 27, 2006 № 149-FZ "On Information, Information Technologies and Information Protection".

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Пивень Дмитрий Валентинович - доктор медицинских наук, профессор, эксперт по вопросам нормативно-правового регулирования деятельности здравоохранения, г. Санкт-Петербург, Россия.

Dmitrii V. Piven - D.Sc. (Medicine), Professor, Expert on the issues of regulatory and legal regulation of health care activities, Saint Petersburg, Russia. E-mail: piven_dv@mail.ru

Кицул Игорь Сергеевич - доктор медицинских наук, профессор, профессор РАН, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования - филиала ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, г. Иркутск, Россия. Igor S. Kitsui - D.Sc. (Medicine), Professor, Head of the Department of Public Health and Public Health of the Irkutsk State Medical Academy of Postgraduate Education - the branch of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of the Russian Federation, Irkutsk, Russia. E-mail: zdravirk@mail.ru

Иванов Игорь Владимирович - доктор медицинских наук, генеральный директор Федерального государственного бюджетного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский и испытательный институт медицинской техники» Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, г. Москва, Россия.

Igor V. Ivanov - D.Sc. (Medicine), Federal State Budget Institution «Russian Scientific and Research Institute for Medical Engineering» of Federal Service for Supervision in the sphere of public health, Moscow, Russia. E-mail: expert@nqi-russia.ru

Менеджер

здравоохранения /

Manager № 7

ZdrevoochrBneniB 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.