Научная статья на тему 'НОВЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ: ОБЗОР И ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ НОВШЕСТВ'

НОВЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ: ОБЗОР И ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ НОВШЕСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
415
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЛАТНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / ДОГОВОР ОБ ОКАЗАНИИ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ / ДИСТАНЦИОННЫЙ СПОСОБ ЗА-КЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА / ПАЦИЕНТ / ПОТРЕБИТЕЛЬ / ОФЕРТА / АКЦЕПТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стародубов В. И., Кадыров Ф. Н., Чилилов А. М., Кобякова О. С.

В статье рассматривается изменение нормативно-правовой базы оказания платных медицинских услуг в связи с принятием постановления Правительства РФ, утвердившего новые правила предоставления платных медицинских услуг.Анализируется причина приятия новых правил, а также содержание отдельных его положений. Дана оценка того, насколько новые правовые основы оказания платных медицинских услуг скажутся на деятельности медицинских организаций и как повлияют на интересы пациентов.Особое внимание уделено появлению новой - дистанционной формы заключения договора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW RULES FOR THE PROVISION OF PAID MEDICAL SERVICES: REVIEW AND EVALUATION OF THE MAIN INNOVATIONS

The article discusses the change in the regulatory framework for the provision of paid medical services in connection with the adoption of the decree of the Government of the Russian Federation, which approved new rules for the provision of paid medical services. The reason for the adoption of the new rules is analyzed, as well as the content of its individual provisions. An assessment is given of how the new legal framework for the provision of paid medical services will affect the activities of medical organizations and how they will affect the interests of patients.Special attention is paid to the emergence of a new - remote form of contract conclusion.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ: ОБЗОР И ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ НОВШЕСТВ»

От редакции:

Одним из значимых событий последнего времени стало принятие постановления Правительства Российской Федерации № 736, утвердившего новые правила оказания платных медицинских услуг. В связи с этим мы публикуем обзор наших экспертов, посвященный анализу основных положений нового документа.

Шеф-редактор Н.Г. Куракова

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.21045/1811-0185-2023-5-4-12 УДК: 614.2

НОВЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ: ОБЗОР И ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ НОВШЕСТВ

В.И. Стародубов а, Ф.Н. Кадыров b А.М. Чилилов с, О.С. Кобякова d

а b Q d ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия.

a ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3625-4278; b ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4327-4418; c ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9638-7833; d ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0098-1403

И Автор для корреспонденции: Кадыров Ф.Н.

" АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается изменение нормативно-правовой базы оказания платных медицинских услуг в связи с принятием постановления Правительства РФ, утвердившего новые правила предоставления платных медицинских услуг. Анализируется причина приятия новых правил, а также содержание отдельных его положений. Дана оценка того, насколько новые правовые основы оказания платных медицинских услуг скажутся на деятельности медицинских организаций и как повлияют на интересы пациентов.

Особое внимание уделено появлению новой - дистанционной формы заключения договора.

Ключевые слова: платные медицинские услуги, договор об оказании платных медицинских услуг, дистанционный способ заключения договора, пациент, потребитель, оферта, акцепт.

Для цитирования: Стародубов В.И., Кадыров Ф.Н, Чилилов А.М., Кобякова О.С. Новые правила предоставления платных медицинских услуг: обзор и оценка основных новшеств // Менеджер здравоохранения. 2023; 5: 4-12. DOI: 10.21045/18110185-2023-5-4-12.

Введение

Правительство РФ приняло постановление от 11.05.2023 № 736 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. № 1006» (далее - Постановление № 736).

Постановление № 736 вступает в силу с 1 сентября 2023 г. и действует до 1 сентября 2026 г. Постановление Правительства от 04.10.2012 № 1006 (далее - Постановление № 1006), которым были утверждены предыдущие правила предоставления платных медицинских услуг, утрачивает силу.

В целом, структура и содержание новых правил предоставления платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением № 736 (далее - Правила), за некоторым исключением (дополнением)

© Стародубов В.И., Кадыров Ф.Н., Чилилов А.М, Кобякова О.С, 2023 г.

Менеджер / Manager № 5

здравоохранения / ZdrevoochrBnenie 2023

копируют предыдущий документ. Поэтому наибольший интерес представляет анализ новшеств, содержащихся в Правилах, а также оценка их последствий для медицинских организаций и пациентов - в качестве потребителей платных медицинских услуг.

Причины пересмотра правил предоставления платных медицинских услуг

Имеется целый ряд причин, которые привели к необходимости разработки новых Правил. Прежде всего, это «Регуляторная гильотина» - инструмент масштабного пересмотра и отмены нормативных правовых актов, негативно влияющих на общий бизнес-климат и регуляторную среду. Проект новых Правил был разработан во исполнение пункта 4 Плана мероприятий («дорожная карта») по реализации механизма «регуляторной гильотины», утвержденного Правительством Российской Федерации 29 мая 2019 года № 4714п-П36, поручения Заместителя председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Григоренко Д.Ю. от 25 февраля 2021 года № ДГ-П36-2241.

Вторая причина - это информатизация всех сфер общественной жизни, включая и здравоохранение. В данном случае речь идет о дистанционном способе заключения договоров об оказании платных медицинских услуг. Во-первых, заключение договоров в электронной форме получает все большее распространение в различных отраслях. Здравоохранение является одной из немногих сфер, где допускается лишь бумажный вариант договора. Во-вторых, быстрые темпы развития телемедицинских консультаций (когда стороны договора могут находиться в разных концах страны), закономерно ставят вопрос о необходимости использования иных, чем бумажные документы, форм заключаемых договоров при оказании медицинских услуг на платной основе.

Третья причина - изменения законодательных и иных нормативно-правовых актов, произошедшие с момента принятия Постановления № 1006, влияющие на оказание платных медицинских услуг. К числу наиболее важных можно отнести изменения в следующих нормативных правовых актах:

• Закон о защите прав потребителей1.

• Гражданский кодекс Российской Федерации.

• Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»2.

• Постановление Правительства от 01.07.2021 № 852 «О лицензировании медицинской деятельности...»3.

Значительные изменения в законодательстве привели к тому, что во многих случаях приходится руководствоваться не положениями Постановления № 1006, а нормами законодательных актов, устанавливающих иное, чем в Постановлении № 1006.

Уточнение терминологии

В Правилах уточнен целый ряд понятий, включая само определение платных медицинских услуг - оно приведено в соответствие с нормами Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ).

В частности, в новом документе «потребитель», получающий платные медицинские услуги, - это не только пациент, на которого распространяется действие Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (как это определялось ранее). Понятие «потребитель» применяется также в значении, установленном Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Несколько по-иному (но с сохранением общего смысла) сформулировано и понятие «исполнитель».

Изменения в перечне оснований для оказания платных медицинских услуг

Изменения в основаниях для оказания платных медицинских услуг - одно из самых значимых в Правилах. В соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ и Постановлением № 1006 медицинские организации, участвующие в реализации программ госгарантий, имеют право предоставлять платные медицинские услуги на любых иных

1 Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»

2 Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ (последняя редакция)

3 Постановление Правительства РФ от 01.06.2021 № 852 (ред. от 16.02.2022) «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)»)

№5 Мападег

2023 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

условиях, чем предусмотрено программами госгарантий. В новых Правилах устанавливается исчерпывающий перечень оснований для оказания медицинских услуг за плату (только в тех случаях, которые прямо указаны в Правилах).

В частности, Правилами установлено, что медицинские организации, участвующие в реализации программы и территориальной программы, имеют право оказывать платные медицинские услуги на иных условиях, чем предусмотрено программой, территориальными программами и (или) целевыми программами, в следующих случаях:

- назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, если их назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, входящих в указанный перечень, а также не закупаемых за счет бюджетных ассигнований бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

- применение медицинских изделий, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, не закупаемых за счет бюджетных ассигнований бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и не подлежащих оплате в рамках программы и территориальной программы;

- установление индивидуального поста медицинского наблюдения при оказании медицинской помощи в стационарных условиях при отсутствии медицинских показаний к установлению индивидуального поста медицинского наблюдения.

На первый взгляд, ничего принципиально нового нет - это в целом те же основания, которые содержались в Постановлении № 1006, только в несколько иной редакции. Однако в данном случае это исчерпывающий перечень оснований, относящихся к иным условиях оказания медицинских услуг.

Тем не менее, сами Правила, как и ранее, предусматривают и другие (кроме «иных») основания для оказания медицинских услуг за плату. К тому же, основания для оказания медицинских услуг за плату могут устанавливаться и другими нормативными правовыми актами. Так, в программе госгарантий на 2023-2025 годы4 предус-

4 Постановление Правительства РФ от 29.12.2022 № 2497 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»

мотрено, что в случае отсутствия в медицинской организации, к которой пациент прикреплен для получения первичной медико-санитарной помощи, врача по медицинской реабилитации, но при наличии у медицинской организации лицензии на медицинскую реабилитацию врач, предоставляющий пациенту медицинскую реабилитацию, организует при необходимости проведение телемедицинской консультации пациента врачом по медицинской реабилитации в другой медицинской организации на основании гражданско-правового договора между этими медицинскими организациями. Данный договор в соответствии с ч. 2 статьи 84 Федерального закона № 323-ФЗ относится к договорам об оказании платных медицинских услуг.

Повышение роли органов власти в регулировании порядка оказания платных медицинских услуг

В соответствии с Правилами условия использования материально-технической базы и привлечения медицинских работников для оказания платных медицинских услуг, а также порядком определения цен (тарифов) на платные медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, устанавливаются органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей указанных медицинских организаций. А на услуги, предоставляемые медицинскими организациями частной системы здравоохранения, - руководителями указанных медицинских организаций, если иное не установлено их учредительными документами.

В соответствии с Постановлением № 1006 порядок регулирования цен устанавливался лишь применительно к бюджетным и казенным учреждениям. Медицинские организации иных организационно-правовых форм имели право определять цены (тарифы) на предоставляемые платные медицинские услуги самостоятельно.

Проблема использования материально-технической базы государственных (муниципальных) учреждений является крайне актуальной, [1] вызывающей большое число конфликтов и судебных разбирательств [2, 3, 4].

На наш взгляд, в целях унификации порядка использования материально-технической базы для оказания платных медицинских услуг целесообразно руководствоваться методическими материалами

Менеджер / Мападег № 5

здравоохранения / 2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2023

федеральных органов, посвященным этим вопросам, в частности:

- Письмо Минфина России от 22 апреля 2016 г. № 02-07-10/23705 «Об отражении в бухгалтерском учете бюджетных, автономных учреждений расходов на амортизацию основных средств»;

- Письмо Минфина России от 25 марта 2016 г. № 02-07-10/17036 «Об отражении в бухгалтерском учете медикаментов»;

- Письмо Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 23 июля 2013 г. № 5423/21-и [5].

Дополнительные требования по предоставлению информации

Медицинским организациям необходимо будет обновить форму договоров об оказании платных услуг (далее также - договор). Так, появились новые требования к реквизитам медицинской организации и сведениям о пациентах.

К числу новых (ранее отсутствовавших) требований по информированию заказчика (потребителя) относятся:

1. Указание ОГРН и ИНН медицинской организации.

2. Указание условий и сроков ожидания предоставления платных медицинских услуг.

3. Уведомление потребителя и (или) заказчика о том, что граждане, находящиеся на лечении, в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях. Помимо информации, содержащейся непосредственно в договоре, пациент должен быть проинформирован о следующем (в дополнение к тому, что было установлено прежними правилами):

- государственные (муниципальные) учреждения должны уведомить пациентов об адресе и номерах телефонов территориального фонда обязательного медицинского страхования;

- указание сроков ожидания оказания медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно в соответствии с программой и территориальной программой госгарантий, в случае участия исполнителя в реализации территориальной программы;

- информация о форме и способах направления обращений (жалоб) в органы государственной

власти и организации, а также сообщение по чтового адреса или адреса электронной почты (при наличии), на которые может быть направлено обращение (жалоба). В случае если такая информация исполнителем не предоставлена, потребитель и (или) заказчик вправе направить обращение (жалобу) в любой форме и любым способом;

- перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных медицинских услуг;

- информация не только о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, но и о медицинском работнике, отвечающем за предоставление соответствующей платной медицинской услуги (его профессиональном образовании и квалификации).

Порядок заключения договора и оплаты медицинских услуг

Отметим некоторые особенности, характерные для новых Правил.

При предоставлении платных медицинских услуг расходы, связанные с оказанием гражданам медицинской помощи в экстренной форме, возмещаются медицинским организациям в порядке и размерах, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках территориальных программ в соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Данное положение отсутствовало в Постановлении № 1006, поскольку данный пункт был дополнительно включен Федеральным законом от 25 ноября 2013 года № 317-ФЗ. Это характерный пример ситуации, когда в Правила вносятся нормы, призванные привести правила предоставления платных медицинских услуг в соответствие с изменившимся законодательством.

Правила устанавливают, что медицинская помощь при предоставлении платных медицинских услуг организуется и оказывается:

а) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи;

б) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи;

в) на основе клинических рекомендаций;

г) с учетом стандартов медицинской помощи.

№5 Мападег

2023 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

Это соответствует положениям статьи 37 Федерального закона № 323-ФЗ.

В правилах, утвержденных Постановлением № 1006 в 2012 году, упоминались лишь стандарты медицинской помощи и порядки оказания медицинской помощи, что вполне объяснимо: нынешняя формулировка статьи 37 Федерального закона № 323-ФЗ введена в действие с 1 января 2019 года Федеральным законом от 25 декабря 2018 года № 489-ФЗ.

Платные медицинские услуги должны соответствовать номенклатуре медицинских услуг, утверждаемой Министерством здравоохранения Российской Федерации. Ранее такого требования не было. Тем не менее, Минздрав России и ранее рекомендовал руководствоваться номенклатурой, а также давал разъяснения о том, как отражать при оказании платных медицинских услуг в прейскуранте позиции (услуги), отсутствующие в номенклатуре [6].

Правилами также определено, что договор должен храниться в порядке, определенном законодательством Российской Федерации об архивном деле в Российской Федерации.

При предоставлении платных медицинских услуг гражданам иностранных государств (нерезидентам) исполнитель обеспечивает передачу сведений об осуществлении медицинской деятельности в отношении нерезидентов в соответствии с указаниями Центрального банка Российской Федерации.

Порядок рассмотрения жалоб

Исполнитель доводит до потребителя и (или) заказчика информацию о форме и способах направления обращений (жалоб) в органы государственной власти и организации, а также сообщает почтовый адрес или адрес электронной почты (при наличии), на которые может быть направлено обращение (жалоба).

В случае если такая информация исполнителем не предоставлена, потребитель и (или) заказчик вправе направить обращение (жалобу) в любой форме и любым способом.

При предъявлении потребителем и (или) заказчиком требований, в том числе при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной медицинской услуги), исполнитель рассматривает и удовлетворяет заявленные требования (направляет отказ в удовлетворении заявленных требований) в сроки, установленные для удовлетворения требований потребителя Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Такие требования Постановлением № 1006 не устанавливались.

Дополнительные требования в части предоставления документов по результатам оказания платных медицинских услуг

В Правилах конкретизирован перечень документов, которые медицинская организация по обращению потребителя обязана выдавать для подтверждения фактических расходов на оказанные медицинские услуги и (или) приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения, например, рецептурный бланк с проставленным штампом «Для налоговых органов Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика», заверенный подписью и личной печатью врача, печатью медицинской организации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Это сделано в целях защиты прав потребителя.

Платные медицинские услуги и добровольное медицинское страхование

В соответствии с ч. 2 Федерального закона № 323-ФЗ добровольное медицинское страхование относится к платным медицинским услугам.

Однако Постановление № 1006 не регулировало вопросы оказания платных медицинских услуг в форме добровольного медицинского страхования. Оно устанавливало, что заключение договора добровольного медицинского страхования и оплата медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с указанным договором, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Теперь ситуация поменялась. Заключение договора и оплата медицинских услуг заказчиком в случаях, если заказчик выступает страховщиком по добровольному медицинскому страхованию потребителя, должно осуществляться в порядке, предусмотренном разделом IV Правил, то есть в таком же порядке, что и при заключении договора с гражданами, работодателями и т.д.

Порядок заключения договора дистанционным способом

Наряду с традиционным способом заключения договора путем оформления бумажного документа, Правила допускают иной, новый - дистанционный

Менеджер / Мападег № 5

здравоохранения / 2с!гв\/оосЬгвпеп'1а 2023

способ заключения договора об оказании платных медицинских услуг. Он реализуется посредством использования сети Интернет на основании ознакомления потребителя и (или) заказчика с предложенным исполнителем описанием медицинской услуги.

Данный вариант базируется на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) в новой редакции. Так, п. 1 статьи 160 ГК РФ5, устанавливает, что письменная форма сделки считается соблюденной также в случае совершения лицом сделки с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки, при этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю.

В свою очередь, статья 438 ГК РФ допускает такую форму акцепта (согласие на заключение договора), как совершение лицом, получившим оферту (предложение заключить договор), действий по выполнению указанных в ней условий (предоставление услуг, уплата соответствующей суммы и т.п.), если иное не предусмотрено законом и иными правовыми актами. Другое дело, что Постановление № 1006 как раз устанавливало это «иное», требуя заключение договора исключительно в бумажной форме [7]. Это подтверждается и Решением Верховного суда РФ от 23 января 2019 г. № АКПИ18-1 1686.

При дистанционном заключении договора крайне важным является содержание оферты - сути и условий оказания платных медицинских услуг. Поэтому при заключении договора дистанционным способом потребителю (заказчику) должна быть предоставлена возможность ознакомиться с информацией, аналогичной той, с которой пациент должен быть ознакомлен при заключении договора в бумажном виде - перечень этой информации приведен в Правилах. Эта информация или ссылка на нее должны размещаться на главной странице сайта исполнителя в сети Интернет. Предоставление права выбора варианта размещения на сайте не случайно - учитывая большой объем информации,

5 Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2019 года Федеральным законом от 18 марта 2019 года № 34-ФЗ.

6 Решение Верховного Суда РФ от 23.01.2019 № АКПИ18-1168 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим подпункта «е» пункта 17 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006»

который должен быть доведен потребителю (заказчику), а также необходимость изложения других сведений, будет сложно отразить все необходимую информацию на главной странице сайта.

Договор с потребителем и (или) заказчиком считается заключенным со дня оформления потребителем и (или) заказчиком соответствующего согласия (акцепта), в том числе путем совершения действий по выполнению условий договора, включая внесение частично или полностью оплаты по договору с учетом положений статей 16.1 и 37 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», посвященных формам и порядку оплаты при оказании услуг.

Со дня получения согласия (акцепта) и осуществления потребителем и (или) заказчиком частичной или полной оплаты по нему все условия договора должны оставаться неизменными и не могут корректироваться исполнителем без согласия потребителя и (или) заказчика.

При заключении договора исполнитель представляет потребителю и (или) заказчику подтверждение заключения такого договора. Указанное подтверждение должно содержать номер договора или иной способ идентификации договора, который позволяет потребителю и (или) заказчику получить информацию о заключенном договоре и его условиях.

По требованию потребителя и (или) заказчика исполнителем направляется потребителю и (или) заказчику экземпляр заключенного договора (выписки из него), подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица исполнителя.

Идентификация потребителя и (или) заказчика в целях заключения и (или) исполнения договора, заключенного дистанционным способом, может осуществляться в том числе с помощью федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».

Согласие (акцепт) должно быть подписано электронной подписью потребителя и (или) заказчика (простой, усиленной неквалифицированной или усиленной квалифицированной) и усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица исполнителя.

Теоретически и сейчас (до вступления в силу новых Правил) можно было бы отказаться от

С

•КС

№ 5 Мападег

2023 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

оформления договора в форме бумажного документа, заменив его договором в электронном виде. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» в статье 6 предусматривает условия признания электронных документов, подписанных электронной подписью, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью: информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе. Но здесь мы опять наталкиваемся на «иное», предусмотренное Постановлением № 1006 [7]. Поэтому до вступления в силу новых Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, необходимо пользоваться исключительно бумажным договором, а также применять собственноручную подпись уполномоченных лиц и пациента (его законного представителя).

При заключении договора дистанционным способом отказ потребителя и (или) заказчика от исполнения договора может быть совершен способом, используемым при его заключении. То есть, в этом случае медицинская организация не вправе требовать предоставления собственноручного заявления об отказе от исполнения договора.

Потребитель и (или) заказчик могут направить исполнителю в любой форме и любым, включая дистанционный, способом требования, в том числе при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной платной медицинской услуги), а исполнитель обязан принять эти требования, в том числе дистанционным способом.

Контроль за предоставлением платных медицинских услуг

Контроль за соблюдением правил, утвержденных Постановлением № 1006, осуществляла Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках установленных полномочий, что было прямо прописано в документе.

В новым Правилах такого положения нет. Однако это не меняет сути. Как уже отмечалось выше, в Правилах понятие «потребитель» применяется в значении, установленном Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей». А Ро-спотребнадзор как раз контролирует выполнение требований данного закона.

Кроме того, в рамках действующей нормативно-правовой базы, контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется Росздравнадзором. Платные медицинские услуги в этом отношении не являются исключением. Более того, соблюдение правил оказания платных медицинских услуг в настоящее время является лицензионным требованием. В соответствии с Постановлением Правительства от 01.07.2021 № 852 «О лицензировании медицинской деятельности ...»7 к числу лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности относятся, в частности, требования соблюдения порядка предоставления платных медицинских услуг, установленного в соответствии с частью 7 статьи 84 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В данном случае мы отметили лишь органы, контролирующие оказание медицинской помощи за плату. Однако существует большое количество органов, контролирующих различные сферы деятельности, связанные с оказанием медицинской помощи безотносительно к источнику финансирования.

Заключение

Принятие новых Правил предоставления платных медицинских услуг обусловлено целым рядом причин и было ожидаемо.

Правила установили целый ряд дополнительных требований к медицинским организациям, что предполагает пересмотр большого числа документов, связанных с оказанием платных медицинских услуг: договоров, прейскурантов, сайтов и т.д.

7 Постановление Правительства РФ от 01.06.2021 № 852 (ред. от 16.02.2022) «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)»)

Менеджер

здравоохранения /

Мападег № 5

2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2023

При этом по некоторым вопросам расширяются и полномочия самих медицинских организаций. Это касается, например, заключения договоров дистанционным способом. Одновременно это создает удобства и для пациентов.

В целом Правила стали более пациентоориен-тированными, что должно способствовать улучшению защиты прав граждан и в качестве пациентов, и в качестве потребителей.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Кадыров Ф.Н, Ендовицкая Ю.В. Вопросы использования для оказания платных медицинских услуг ресурсов, приобретенных за счет других источников // Менеджер здравоохранения. -2020. - № 9. - С. 96-98.

2. Определение Верховного Суда РФ от 25.04.2019 № 308-ЭС19-1152 по делу № А15-123/2018.

3. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.05.2018 № Ф08-3532/2018 по делу № А63-9422/2017.

4. Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2018 № 11АП4918/2018 по делу № А55-29363/2017.

5. Письмо Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 23 июля 2013 г. № 5423/21-и «О направлении материалов научно-исследовательской работы и информации по опыту перехода субъектов РФ на преимущественно одноканальное финансирование здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования в 2008-2012 гг.».

6. Письмо Минздрава России от 4 июля 2018 г. № 17-2/10/2-4323 [О применении приказа Минздрава России от 13.10.2017 № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг»].

7. Кадыров Ф.Н. Вопросы оформления договорных отношений при оказании платных медицинских услуг // Менеджер здравоохранения. - 2021. - № 9. - С. 94-96.

«КС

ORIGINAL PAPER

NEW RULES FOR THE PROVISION OF PAID MEDICAL SERVICES REVIEW AND EVALUATION OF THE MAIN INNOVATIONS

V.I. Starodubova, F.N. Kadyrov b : , A.M. Chililov d

a, t, c, d Russian Research Institute of Health, Moscow, Russia.

a ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3625-4278; b ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4327-4418; c ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9638-7833;

O.S. Kobyakova c

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0098-1403

] Corresponding author: Kadyrov F.N

ANNOTATION

The article discusses the change in the regulatory framework for the provision of paid medical services in connection with the adoption of the decree of the Government of the Russian Federation, which approved new rules for the provision of paid medical services. The reason for the adoption of the new rules is analyzed, as well as the content of its individual provisions. An assessment is given of how the new legal framework for the provision of paid medical services will affect the activities of medical organizations and how they will affect the interests of patients.

Special attention is paid to the emergence of a new - remote form of contract conclusion.

Keywords: paid medical services, contract for the provision of paid medical services, remote method of concluding a contract, patient, consumer, offer, acceptance.

For citation: Starodubov V.I., Kadyrov F.N., Chililov A.M., Kobyakova O.S. New rules for the provision of paid medical services: review and evaluation of the main innovations // Manager Zdravoohranenia. 2023; 5: 4-12. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-5-4-12.

d

№ 5 Manager

2023 Zdravoochranenia

/Менеджер

здравоохранения

REFERENCES

1. Kadyrov F.N., Endovitskaya Yu.V. Issues of using resources acquired from other sources for the provision of paid medical services // Manager Zdravoohranenia, 2020. - No. 9. - P. 96-98.

2. Ruling of the Supreme Court of the Russian Federation No. 308-ES19-1152 dated April 25, 2019 in case No. A15-123/2018.

3. Resolution of the Arbitration Court of the North Caucasus District dated May 24, 2018 No. F08-3532/2018 in case No. A63-9422/2017.

4. Resolution of the Eleventh Arbitration Court of Appeal dated April 28, 2018 No. 11AP4918/2018 in case No. A55-29363/2017.

5. Letter of the Federal Compulsory Medical Insurance Fund dated July 23, 2013 No. 5423/21-and "On the submission of research materials and information on the experience of the transition of subjects of the Russian Federation to predominantly single-channel financing of health care through the system of compulsory medical insurance in 2008-2012".

6. Letter of the Russian Ministry of Health of July 4, 2018 No. 17-2/10/2-4323 [On the application of the order of the Russian Ministry of Health of Russia No. 804n of October 13, 2017 "On approval of the range of medical services"].

7. Kadyrov F.N. Issues of registration of contractual relations in the provision of paid medical services // Manager Zdravoohranenia. 2021; 9:94-96. DOI: 10.21045/1811-0185-2021-9-94-96.

m

JHO

зЯо f

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Стародубов Владимир Иванович - академик РАН, д.м.н., профессор, научный руководитель ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия.

Vladimir I. Starodubov - D.Sc. (Medicine), Professor, Full member of the Russian Academy of Sciences, Scientific Director of the Russian Research Institute of Health, Moscow, Russia.

E-mail: [email protected], ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3625-4278

Кадыров Фарит Накипович - д-р экон. наук, профессор, советник директора, ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия.

Farit N. Kadyrov - D.Sc. (Economy), Professor, Advisor to the Director of the Russian Research Institute of Health, Moscow, Russia; E-mail: [email protected], ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4327-4418;

Абдула Магомедович Чилилов - Ведущий научный сотрудник отдела научных основ организации здравоохранения ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, г. Москва, Россия.

Abdula M. Chililov - Leading Researcher, Department of Scientific foundations of the health organization of the Russian Research Institute of Health, Moscow, Russia.

E-mail: [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9638-7833, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9638-7833

Кобякова Ольга Сергеевна - д-р мед. наук, профессор, директор ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия. Olga S. Kobyakova - D.Sc. (Medicine), Professor, Director of the Russian Research Institute of Health, Moscow, Russia; E-mail: [email protected], ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0098-1403

Менеджер / Manager № 5

здравоохранения / ZdrevoochrBnenie 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.