Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
213
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАТНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / МЕДИЦИНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ЧАСТНАЯ МЕДИЦИНА / ДОГОВОР

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Раджабов Раджаб Магомедович, Азизова Асбат Нурмагомедовна

В статье рассмотрена проблема реализации гражданином конституционного права на охрану здоровья в гражданских правоотношениях относительно платного оказания медицинских услуг. Обосновываются исторические хроники договорных отношений при оказании платных медицинских услуг. Выяснение проблем и признаков оказания медицинской услуги как предмета договора позволит четко определить его правовую природу. В конце работы авторы делают выводы о целесообразности внесения изменений в гражданско-правовую норму по договору возмездного оказания услуг, тем самым подтверждая снижение рисков исполнителя медицинских услуг и конфликтных ситуаций с гражданином-потребителем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL LAW REGULATION OF THE PROVISION OF PAID MEDICAL SERVICES: HISTORICAL AND LEGAL ASPECT

The article considers the problem of the citizen's realization of the constitutional right to health protection in civil legal relations regarding the paid provision of medical services. Clarification of the problems and signs of the provision of medical services as the subject of the contract will clearly determine its legal nature. At the end of the work, the authors draws conclusions about the expediency of making changes to the civil law norm under the contract for the provision of paid services, thereby confirming the reduction of risks of the contractor of medical services and conflict situations with the citizen-consumer.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

Государственная служба и кадры. 2022. № 2. С. 123—127. State service and personnel. 2022;(2):123—1 27.

Научная статья УДК 347.45

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2022-2-123-127

NIION: 2012-0061-02/22-094 MOSURED: 77/27-008-2022-02-294

Гражданско-правовое регулирование оказания платных медицинских услуг: историко-правовой аспект

Раджаб Магомедович Раджабов1, Асбат Нурмагомедовна Азизова2

11 2 Дагестанский государственный медицинский университет, Махачкала, Россия 1 2 r.m.radjabov@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрена проблема реализации гражданином конституционного права на охрану здоровья в гражданских правоотношениях относительно платного оказания медицинских услуг. Обосновываются исторические хроники договорных отношений при оказании платных медицинских услуг. Выяснение проблем и признаков оказания медицинской услуги как предмета договора позволит четко определить его правовую природу. В конце работы авторы делают выводы о целесообразности внесения изменений в гражданско-правовую норму по договору возмездного оказания услуг, тем самым подтверждая снижение рисков исполнителя медицинских услуг и конфликтных ситуаций с гражданином-потребителем.

Ключевые слова: платные медицинские услуги, медицинская деятельность, здравоохранение, частная медицина, договор.

Для цитирования: Раджабов P.M., Азизова А.Н. Гражданско-правовое регулирование оказания платных медицинских услуг: историко-правовой аспект // Государственная служба и кадры. 2022. № 2. С. 123—127. https:// doi.org/10.24412/2312-0444-2022-2-123-127.

Original article

Civil law regulation of the provision of paid medical services:

historical and legal aspect

Radzhab M. Radzhabov1, Asbat N. Azizova2

1 2 Dagestan State Medical University, Makhachkala, Russia

1 2 r.m.radjabov@mail.ru

Abstract. The article considers the problem of the citizen's realization of the constitutional right to health protection in civil legal relations regarding the paid provision of medical services. Clarification of the problems and signs of the provision of medical services as the subject of the contract will clearly determine its legal nature. At the end of the work, the authors draws conclusions about the expediency of making changes to the civil law norm under the contract for the provision of paid services, thereby confirming the reduction of risks of the contractor of medical services and conflict situations with the citizen-consumer.

Keywords: paid medical services, medical activity, healthcare, private medicine, contract.

For citation: Radzhabov R.M., Azizova A.N. Civil law regulation of the provision of paid medical services: historical and legal aspect // State service and personnel. 2022;(2):123—127. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2312-0444-2022-2-123-127.

^ условиях глобализации мировой экономики, глубоких социально-экономических ^Ъ^^трансформаций сфера услуг приобретает наиболее динамичное развитие, а от надлежащего правового обеспечения зависят рост национальной экономики, повышение конкурентоспособности страны на мировых рынках услуг. Впрочем, действующие законодательные акты, устанавливающие общие положения об обязательстве, договоре о пре-

© Раджабов Р.М., Азизова А.Н. М., 2022.

доставлении услуг и договорах о предоставлении отдельных видов услуг, не всегда заключаются в четкую и последовательную систему регулирования, чем порождают многочисленные коллизии и являются причиной формирования неоднозначной практики разрешения споров, которые возникают по поводу надлежащего выполнения договорных обязательств по оказанию услуг, в частности платных медицинских услуг.

Важное значение приобретает то, что любые возмездные услуги заключают в себе оговоренные

№ 2/2022

обязательства сторон, облеченные в договор. В результате предметом договора в нашем случае будет выступать не что иное, как медицинские услуги. А выздоровление пациента предполагает законченный результат. Естественно, что подобные услуги должны носить качественный характер, так как медицинское вмешательство таково, что результат может наступить не сразу, в силу чего со стороны пациентов могут возникнуть вопросы претензионного характера.

Такое положение вещей ставит перед нами задачи подробного рассмотрения соответствующих проблем и их разрешения.

Корни медицины в целом уходят далеко в древнюю эпоху. Многие современные названия болезней, такие, как апоплекс, катар или диарея, появились еще в V в. до н. э. и обнаруживаются в медицине Гиппократа. При этом, помимо разговорного использования, уже в это время становится очевидным особое медицинское значение, необходимое для концептуального сужения таких терминов.

Терминология связана с Гиппократом (около 460 — 375 гг. до н.э.), который (предположительно как врач-странник) собирал учеников и обучал их медицинским знаниям. Уже для последовавшего сразу за этим поколения врачей Гиппократ стал наиболее популярным и значимым человеком в жизни общества, медицины и охарактеризовал ее как жесткую, закрепленную в твердых структурах мышления систему. Но в качестве действующего термина словосочетание «традиционная медицина» было установлено только гомеопатией и натуропатией во второй половине XIX в.

Так, уже в XIX в. стали возникать договорные отношения по оказанию медицинских услуг. Но это носило несколько иной характер, нежели в нынешнее время.

Договор о предоставлении возмездных медицинских услуг исследовали ученые-цивилисты и медицинского права А.Г. Печникова, А.П. Печников, К. Анненков и др.

История становления оказания платных медицинских услуг восходит к XIX — XX вв., где такие отношения регулировались по договору личного найма. Российская цивилистика не располагала достаточно конструктивным понятием данного договора. Отношения по договору найма рассеивались по тем или иным источникам права, а это: в Законах о торговле, в Промышленных Уставах, в Законах о добыче полезных ископаемых и в других.

А.Г. Печникова и А.П. Печников также отмечали законодательные границы личного найма в дореволюционное время. То есть, по личному найму наемник мог выполнять только физический труд, а это, в свою очередь, следующие кандидатуры: домашняя прислуга, земледелие, промышленность, торговля и др. [4].

Таким образом, из-за отсутствия единого юридического критерия структурной последовательности условий таких договоров со временем в обиход были введены договорные обязательства по оказанию услуг умственного труда. И такой труд в основном предполагал частную медицинскую практику.

Популярны точки зрения юристов Г.Ф. Шер-шеневича [см., напр., 6], К. Победоносцева [см., напр., 6], которые однозначно толкуют данную интерпретацию по предмету правового регулирования, в качестве которого были определены материальные и нематериальные услуги, оказываемые возмездно и исполненные в оговоренное сторонами время.

Согласно ст. 128 ГК РФ услуга определяется в качестве объекта гражданских правоотношений. Исходя из этого необходимо отметить, что гражданское законодательство определяет только общие положения о договоре, о предоставлении услуг, однако не учитывает специфику медицинс-ко-правовых отношений. Типового договора о предоставлении медицинских услуг нет, поэтому нерешенными остаются существенные условия такого договора, права, обязанности и ответственность сторон договора. Чтобы защитить права пациента, интересы медицинского учреждения и гарантировать надлежащее исполнение обязанностей обеими сторонами, следует унифицировать существенные условия договора о предоставлении медицинских услуг.

Понятие «медицинская услуга» появилось в законодательстве РФ еще в начале 90-х годов прошлого столетия, однако до сих пор в большинстве актов действующего законодательства это понятие используется гораздо реже, чем понятие «медицинская помощь».

Подходящими для определения сущности услуг является позиция С.В. Антонова. Так, под медицинской услугой можно понимать профессиональную и хозяйственную деятельность медицинских учреждений (организаций), физических лиц — предпринимателей, деятельность которых направлена на непосредственное достижение улучшения состояния здоровья потребителя медицинских услуг [см., напр., 5].

А медицинская помощь, в свою очередь, включает методики диагностирования организма человека, выявления недугов и их устранение, вплоть до полного выздоровления. То есть, своевременная медицинская помощь является ключевым фактором спасения жизни пациента и влияет на длительность заболевания, временную нетрудоспособность и утрату трудоспособности.

Следовательно, при расширенной трактовке понятия медицинской помощи ею можно считать применение одним лицом медицинских знаний и

№ 2/2022

навыков, направленных на реализацию другим лицом собственных прав и интересов, требующих вмешательства в его организм.

Некоторые ученые определяют медицинскую услугу как технологический процесс, который выходит за пределы медицинской помощи и предоставляется на платной основе по просьбе физического лица [см., напр., 8].

Целью всех действий медицинского учреждения при обращении лица для лечения является улучшение здоровья человека, а его результатом — отсутствие проявлений болезни (выздоровления).

Таким образом, согласно Конституции РФ здравоохранение является приоритетным направлением деятельности государства. Право на здравоохранение закреплено в ст. 41 Конституции РФ [1]. Широкое распространение получила проблема улучшения качества и эффективности механизма регулирования правовых отношений между пациентами и учреждениями здравоохранения.

Регулирование же оказания бесплатной медицинской помощи производится Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-Ф3. Согласно данному Закону любой гражданин РФ имеет право на бесплатную медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без оплаты в соответствии с программой государственных гарантий (ОМС), а также на получение платных медицинских услуг [3].

То есть, исходя из данной нормы Закона можно говорить, что законодательством не урегулированы отдельные нормативные акты, касающиеся платных медицинских услуг. Они лишь рассеяны по нормам различных нормативно-правовых актов и регулируются как договорные и потребительские отношения.

Однако нормы о платных медицинских услугах наблюдаются в Правилах предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (постановление от 4 октября 2012 г. № 1006) [4]. Здесь нашли свою конкретизацию критерии данного договора, т.е. условия оказания гражданам платной медицинской помощи.

Несмотря на это, соответствующее постановление изобилует коллизионными нормами, которыми успешно пользуются недобросовестные учреждения платной медицины, дабы уходить от наказания за некачественное предоставление медицинских услуг.

До недавнего времени при составлении договоров в сфере платного медицинского обслуживания ориентировались в основном на общеобязательные условия и те, которые были предусмотрены главой 39 Гражданского кодекса РФ. Среди таких условий: предмет, цена, срок действия договора, права и обязанности сторон. Обычно ме-

дицинские организации не обременяют свои договоры «лишней информацией».

Нередко основная задача, которая ставится перед юристами, — уложиться в одну — две страницы. Однако упрощенный договор только ограничивает возможности, которые можно реализовать при помощи такого документа. Поэтому рассмотрим, как медицинскому учреждению оптимально закрепить в договоре свои интересы и соблюсти требования действующего законодательства.

Наименование платных медицинских услуг указывается в соответствии с утвержденным прейскурантом. Отметим, что, как и любой другой язык, медицинский язык исторически вырос. Поэтому для понимания некоторых обозначений само по себе знание слов недостаточно. В связи с этим все медицинские термины должны быть расшифрованы доступным для неспециалиста языком (хотя это целесообразно было сделать в начальном блоке договора). Потребителям предоставляется информация не только о сущности услуги, но и об условиях ее предоставления, стандартах качества, гарантийных и других обязательствах. Эти условия также рекомендуется включать в условный блок договора. В частности, правильно будет отметить место проведения медицинских вмешательств и название нормативного документа, которым определены требования к качеству (принадлежности) медицинских вмешательств.

В нормах гражданского законодательства не освещается также проблема о профессиональных ошибках врачей, несмотря на то, что она регламентирована в ФЗ РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-Ф3 [3, п. 1 ст. 92].

Беспокойство законодателя о негативных последствиях, которые могут ожидать врача при отражении в законодательстве его права на ошибку, препятствует закреплению данного положения в нормах закона, поскольку большинство медиков считают, что медицинская ошибка — это случайность, стечение обстоятельств или следствие несовершенства науки.

При этом медицинский работник всегда «добросовестно» выполняет свои профессиональные обязанности, в его действиях нет признаков умышленного преступления или преступления по неосторожности. Хотя при этом врачи сами отмечают, что иногда очень трудно установить, где заканчивается «медицинская ошибка» и начинается «медицинский проступок» или даже «медицинское преступление».

Но все же гражданско-правовое поле не конкретизирует положения, касающиеся «медицинских проступков». Открытым вопрос остается, когда речь идет о врачебных ошибках при оказании платных медицинских услуг. Ведь такие услуги ограничиваются договорными условиями. То есть,

№ 2/2022

в договоре может быть прописана конкретная услуга, касающаяся определенной медицинской манипуляции, по завершении которой врач уже не обременен ответственностью ее дальнейшего исполнения.

Например, в Медицинском центре «Здоровье» г. Махачкалы пациентка заключила договор о проведении срочной лазерной операции в брюшной полости на полипы. Данная операция проводилась с применением общей анестезии. После проведения соответствующей операции, через сутки, пациентку выписали домой, так как дальнейшее пребывание в клинике должно было оплачиваться, а возможности у нее не было. После операции у пациентки наблюдались сильные недомогания: головокружение, тошнота, физическая утомляемость, которые сохранялись в течение года [7].

Здесь можно задать вопрос: правильно ли поступил врач? С юридической точки зрения — правильно. А с точки зрения медицины, где каждый врач дает клятву Гиппократа, — не правильно.

Однако договорные рамки, обремененные воз-мездностью всех медицинских услуг в данной клинике, врачу не позволили оставить пациентку дольше срока, указанного в договоре об оказании платных медицинских услуг.

Поэтому зачастую наблюдается практика неудовлетворенности пациентов платными медицинскими услугами, что, в свою очередь, затруднительно доказать, так как польза от оказания медицинских услуг может наблюдаться лишь спустя некоторое время, а последствия могут оказаться длительное время тяжелыми. Данная проблема способствует тенденциям некачественного медицинского законодательства, что открывает возможности непрофессиональным участникам рынка медицинских услуг.

К сожалению, гражданским законодательством не урегулированы нормы о качестве исполнения оказания услуг. В частности глава 39 ГК РФ не содержит конкретных норм о качестве исполнения предоставляемых услуг. Однако, на наш взгляд, целесообразнее будет прибегнуть к аналогии законодательства, с целью ликвидации пробела [2, ст. 6]. Такими нормами можно считать нормы о подряде и бытовом подряде, которые, в частности, не противоречат предмету договора возмездного оказания услуг (ст. 783 ГК РФ).

Однако и здесь нет оговорки о качестве оказания медицинских и иных услуг.

Остается лишь один нормативный документ, подтверждающий качество медицинских услуг, — это договор.

Качество услуги является одним из самых существенных условий предоставления любых медицинских услуг. Исполнитель обязан вовремя информировать потребителя о том, что несоблюдение

им (пациентом) определенных правил или рекомендаций может снизить качество предоставляемой услуги. В контексте такого информирования пациента необходимо также упомянуть и о порядке дальнейшего получения информации об уже предоставленных по договору услугах. Это касается ознакомления с медицинской документацией, предоставления выписок из медицинской карты, результатов исследований и т.п. В договоре можно сделать ссылку на внутренние инструкции, определяющие порядок ознакомления пациентов с медицинской документацией и условия ее выдачи.

Для правовой регламентации правоотношений по оказанию платных медицинских услуг существенное значение имеет четкое определение лица заказчика (плательщика) и конечного потребителя услуг (пациента). В медицинской практике нередки случаи, когда конкретный получатель услуг (пациент) и заказчик не совпадают. В частности, это касается договоров со страховыми компаниями (программы добровольного медицинского страхования), договоров о корпоративном медицинском обслуживании и т.п. По гражданскому законодательству особенности указанных выше договорных отношений регламентируются, прежде всего, положениями ст. 779 ГК РФ.

Таким образом, представляется необходимой доработка обозначенных вопросов с целью наиболее полной правовой регламентации медицинской деятельности и повышения эффективности отрасли здравоохранения в целом, а, в частности, необходимо обозначить в нормах гражданского законодательства оговорку о качестве предоставляемых услуг.

То есть, мы предлагаем применить данную оговорку в ст. 779 ГК РФ следующим образом:

«по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика «качественно» оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги».

Оговорка «качественно» «загоняет» исполнителя в рамки надлежащего исполнения своих обязанностей, а заказчика наделяет правом отказа от данной услуги в случае несоблюдения этого условия договора, со всеми прилегающими возмещениями.

Данными поправками мы добьемся снижения рисков исполнителя медицинских услуг как в части привлечения к гражданско-правовой (и иной) ответственности, так и в отношении случаев возникновения конфликтных ситуаций с гражданином — потребителем медицинских услуг.

Список источников

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Рос. газ. 1993. 25 дек. № 237 (Первоначальный текст).

№ 2/2022

2. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW

3. Федеральный закон РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-Ф3 // http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW

4. Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW

5. Зограбян ТА. Анализ существенных условий договора возмездного оказания медицинских услуг // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. Сер.: Юрид. науки. 2017. № 3 (30). С. 10—14.

6. Ковальчук А.Ю. Форма договора как предпосылка возникновения договорного обязательства // Молодой ученый. 2017. № 21 (155). С. 320—322 // URL: https://moluch.ru/ archive/155/43867/ (Дата обращения: 26.03.2022)

7. Отзывы пациентов о Медицинском центре «Здоровье» // URL: https://prodoctorov.ru/ma-hachkala/ lpu/34769- klinika-zdorove/otzivi/ (Дата обращения: 27.03.2022)

8. Печникова А.Г., Печников А.П. К вопросу об условиях договора оказания платных медицинских услуг // URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/k-voprosu-ob-usloviyah-dogovora-okazaniya-plat-nyh-meditsinskih-uslug (Дата обращения: 26.03.2022)

9. Пономарев Н.С. К вопросу о соотношении понятий «медицинская помощь» и «медицинские услуги», их юридическое значение для защиты прав и законных интересов граждан // Медицинское право. 2019. № 3. С. 39—44.

References

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993) // Rossiy-

skaya Gazeta of December 25, 1993 № 237 (original text).

2. The Civil Code of the Russian Federation (Part two) of 26.01.1996 № 14-FZ // http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW

3. Federal Law of the Russian Federation of 21.11.2011 № 323-f3 «On the basics of protecting the health of citizens in the Russian Federation» / / http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

4. Decree of the Government of the Russian Federation № 1006 of October 4, 2012 «On Approval of the Rules for the Provision of paid medical services by medical organizations» // http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW

5. Zohrabyan TA. Analysis of the essential terms of the contract for the provision of paid medical services / / Vector of science of Togliatti State University. Ser.: Legal Sciences. 2017. № 3 (30). Pp. 10—14.

6. Kovalchuk A.Yu. The form of the contract as a prerequisite for the emergence of a contractual obligation // Young scientist. 2017. № 21 (155). Pp. 320—322 // URL: https://moluch.ru / archive/ 155/43867/ (Accessed: 03.26.2022)

7. Patient reviews about the Health Medical Center // URL: https://prodoctorov.ru/mahachkala / lpu/34769- klinika-zdorove/otzivi/ (Accessed: 03.27.2022)

8. Pechnikova A.G., Pechnikov A.P. On the issue of the terms of the contract for the provision of paid medical services // URL: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/k-voprosu-ob-usloviyah-dogovora-okazaniya-platnyh-meditsinskih-uslug (Accessed: 03.26.2022)

9. Ponomarev N.S. On the question of the relationship between the concepts of «medical care» and «medical services», their legal significance for the protection of the rights and legitimate interests of citizens // Medical law. 2019. № 3. Pp. 39—44.

Информация об авторах

Раджабов Р.М. — кандидат юридических наук Азизова А.Н. — кандидат исторических наук, доцент

Information about the authors

Radzhabov R.M. — candidate of law

Azizova A.N. — candidate of historical sciences, associate professor

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 10.04.2022; одобрена после рецензирования 08.05.2022; принята к публикации 14.05.2022.

The article was submitted 1 0.04.2022; approved after reviewing 08.05.2022; accepted for publication 1 4.05.2022.

№ 2/2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.