Научная статья на тему 'Нормативно-правовое регулирование информационной открытости школы'

Нормативно-правовое регулирование информационной открытости школы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОТКРЫТОСТЬ ШКОЛЫ / SCHOOL OPENNESS / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО / SOCIAL PARTNERSHIP / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ESTIMATION OF QUALITY EDUCATION / НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ШКОЛЬНОМУ САЙТУ / NEW DEMANDS TO A SCHOOL SITE / САМООБСЛЕДОВАНИЕ ШКОЛЫ / SELF-INSPECTION OF A SCHOOL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шобонов Николай Александрович

Законодательные акты, регулирующие информационную открытость в образовании. Декларирование норм и обеспечение реального процесса. Открытость путь к повышению качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовое регулирование информационной открытости школы»

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ

регулирование информационной открытости школы

Николай Александрович Шобонов,

доцент кафедры теории и практики управления образованием Нижегородского института развития образования, доктор педагогических наук e-mail: abw@infonet.nnov.ru

Открытость образовательной системы, в том числе информационная, — важнейшее условие её развития. Под открытостью в образовании понимается возможность получать информацию об образовательном процессе, о его результатах учащимися, родителями, общественностью, другими заинтересованными группами, а также способность учитывать изменения внешней среды и использовать их для собственного развития.

открытость школы • социальное партнёрство • оценка качества образования новые требования к школьному сайту • самообследование школы

Социальное партнёрство

Открытость школы предполагает диалог, включение других суждений в процесс принятия управленческих решений при организации образовательной деятельности. Именно так можно организовать эффективный образовательный процесс на основе доверия, социального партнёрства с учреждениями образования, культуры, представителями различных общественных групп для повышения качества образования и социализации учащихся... Таким образом, открытость образовательной системы — принцип, который предполагает интеграцию школы и социума.

Открытость образовательной системы предполагает социальное партнёрство с представителями внешней среды, привлечение общественности к деятельности и управлению школой. Информационная открытость укрепляет доверие социума к образованию.

Школа традиционно использует различные каналы информационного взаимодействия с обществом: родительское собрание, «день открытых дверей», школьная газета, публикации в СМИ, размещение информации на школьном сайте.

Важность проблемы разработки и реализации механизмов и форм информационной открытости на всех уровнях системы образования (нормативно-правовое и научно-методическое сопровождение, мониторинг) осознаётся государством и обществом.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития России рассматривает в качестве приоритетной задачи формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, в том числе через прозрачную, открытую систему информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации.

В Концепции общероссийской системы оценки качества образования как важный фактор успешного развития образовательных систем отмечается широкое общественное участие работодателей, общественных организаций, образовательного сообщества, населения в этих процессах. Одно из основных условий такого участия — полнота и доступность информации для всех социальных партнёров системы образования.

Оценка качества образования

Основные ориентиры Государственной программы «Развитие образования на 2013—2020 гг.» — повышение качества образования, создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия. При реализации Программы должны быть обеспечены прозрачность и доступность информации о системе образования, о деятельности отдельных образовательных организаций.

Приоритеты государственной политики в сфере образования оформляются в нормативные требования. Федеральный закон № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» направлен на дальнейшее развитие информационной открытости в сфере образования. Закон устанавливает требования к мониторингу в системе образования и её информационной открытости, регулирует информационные системы в образовании, включая итоговые аттестации учащихся, реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и т.п. (статьи 97, 98).

Деятельность школы в сфере образования, таким образом, становится работой во всё более

информационно открытой сфере, что может повлиять и на цели, и на характер, и на результаты её работы.

В пункте 21 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-Ф3 «Об образовании в РФ» к компетенции школы отнесено создание и ведение официального сайта в Интернете. В этом документе вопросы информационной открытости выделены в отдельную статью (статья 29).

Вопросы информационной открытости школ отражены в нормативных документах: Постановлениях Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»; от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»; приказах Минобрнауки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией»; «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» от 10 декабря 2013 г. № 1324; приказе Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» и формату предоставления на нём информации».

Этими нормативными актами завершилось правовое оформление института информационной открытости в сфере образования.

Правила размещения на официальном сайте школы в Интернете и обновления информации установлены Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 582.

НА. Шобонов. Нормативно-правовое регулирование информационной открытости школы

В соответствии с Правилами школа должна обновлять сведения, указанные в настоящих Правилах, не позднее 10 рабочих дней после их изменений.

Во многом это постановление Правительства РФ воспроизводит статью 29 Федерального закона № 273-Ф3. Вместе с тем оно устанавливает и ряд новых требований. Постановление обязывает школы разместить на официальном сайте: информацию о школе; копии ряда документов; отчёт о результатах самообследования; документ о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора; документ об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе; предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчёты об исполнении таких предписаний; другую информацию, которая размещается, публикуется по решению школы и (или) размещение, опубликование которой обязательно в соответствии с законодательством.

Информация размещается на официальном сайте в текстовой и (или) табличной формах, а также в форме копий документов в соответствии с требованиями к структуре официального сайта и формату представления информации, которые установлены приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта школы в Интернете и формату представления на нём информации».

Этот приказ определяет структуру официального сайта школы, а также формат предоставления информации, обязательной к размещению. Единые требования, определяемые этим приказом, позволят каждому пользователю сайта быстро найти на нём необходимую информацию.

На главной странице сайта должен быть создан специальный раздел «Сведения о школе». Информация должна иметь общий ме-

ханизм навигации по всем страницам специального раздела.

Страницы раздела должны быть доступны без дополнительной регистрации. Специальный раздел должен содержать подразделы: Основные сведения; Структура и органы управления школой; Документы (документы можно размещать в виде сканов); Образование; Руководство. Педагогический (научно-педагогический ) состав; Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса; Стипендии и другие виды материальной поддержки; Платные образовательные услуги; Финансово-хозяйственная деятельность; Вакантные места для приёма (перевода) учащихся.

Выполнение приказа Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и формату представления на нём информации» обязательно для всех школ независимо от их типа.

Новые требования к школьному сайту

Сегодня во многих субъектах РФ наличие официального сайта и соответствие его всем требованиям законодательства — обязательное условие для государственной аккредитации школы, поэтому каждому руководителю необходимо обратить самое пристальное внимание на соответствие сайта своей школы новым требованиям.

Статья 29 Закона «Об образовании в РФ» регламентирует вопросы информационной открытости школы, определяет, какая информация должна быть открытой и доступной.

Школы формируют информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, обеспечивают доступ к ним, размещая их в информационно-телекомму-

никационных сетях, в том числе на официальном сайте школы в Интернете. В статье чётко определён перечень информации, которая должна быть представлена на сайте.

Принципиально важное отличие Федерального закона от 29.12.2012 «Об образовании в РФ» от ранее действовавшего закона «Об образовании» — детальное регулирование информационных отношений с участием образовательных организаций.

Федеральный закон «Об образовании в РФ» пополнился новыми обязательствами для образовательных организаций (как государственных, так и частных), а требования к их открытости усилились.

К числу сведений, в отношении которых школа обязана обеспечить открытость и доступность, добавились следующие:

• информация об учредителе, о месте нахождения образовательной организации и её филиалов (при наличии), режиме, графике работы, контактных телефонах и адресах электронной почты;

• структуре и органах управления;

• языках образования;

• руководителе, его заместителях, руководителях филиалов;

• количестве вакантных мест для приёма (перевода) по каждой образовательной программе, по профессии, специальности, направлению подготовки (на места, финансируемые за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, по договорам об образовании за счёт средств физических и (или) юридических лиц);

• количестве жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних учащихся, платы за проживание в общежитии;

• об объёме образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, по договорам об образовании за счёт средств физических и (или) юридических лиц;

• о трудоустройстве выпускников.

В Федеральном законе «Об образовании в РФ» конкретизированы требования к размещению на сайте информации о реализуемых

образовательных программах. Теперь необходимо дополнительно размещать сведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотрен -ных соответствующей образовательной программой.

Информация о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации, размещавшаяся на сайте школы согласно Закону РФ «Об образовании», дополнена сведениями об опыте работы педагогических работников.

При размещении информации на официальном сайте и её обновлении обеспечивается соблюдение требований законодательства России о персональных данных. Например, размещение на официальном сайте школы информации о персональном составе педагогических работников с указанием уровня их образования, квалификации и опыта работы (часть 2 статьи 29 Федерального закона «Об образовании в РФ») представляет собой не что иное, как обработку персональных данных (пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»).

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных» обработка персональных данных допускается в случае, если «осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом».

Таким образом, требования Федерального закона № 273-ФЗ о размещении на сайте школы информации о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы не нарушают нормы Федерального закона «О персональных данных», причём такое размещение не требует согласия педагогических работников.

Н.А. Шобонов. Нормативно-правовое регулирование информационной открытости школы

В соответствии со статьёй 29 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» и Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации» на сайте размещаются копии:

• устава школы;

• лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями);

• свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями);

• плана финансово-хозяйственной деятельно-сти школы, утверждённого в установленном законодательством России порядке, или бюджетной сметы школы;

• локальных нормативных актов, предусмотренных частью 2 статьи 30 Федерального закона «Об образовании в РФ» (локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приёма учащихся, режим занятий, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления учащихся, порядок возникновения, приостановления и прекращения отношений между школой

и учащимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся.); правил внутреннего распорядка учащихся; правил внутреннего трудового распорядка и коллективного договора.

В соответствии со статьями 28, 30 Федерального закона № 273-ФЗ школа принимает локальные нормативные акты в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством России в порядке, установленном её уставом.

Самообследование

В Федеральном законе «Об образовании в РФ» к компетенции школы относится са-

мообследование, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования (пункт 13 части 3 статьи 28), а также предоставление учредителю и общественности ежегодного отчёта о результатах самообследования (пункт 3 части 3 статьи 28). Образовательная организация обеспечивает открытость и доступность отчёта о результатах самообследования (пункт 3 части 2 статьи 29).

Самообследование — неотъемлемая часть процесса повышения результатов работы и ключевой инструмент управления школой, так как даёт информацию для стратегического планирования и совершенство -вания процесса обучения, помогая школе сфокусироваться на определённых приоритетах развития. Самообследование позволяет получать обратную связь, благодаря которой школа видит успехи или неудачи по разным аспектам своего функционирования и развития.

Результаты самообследования могут служить для составления отчёта учредителю, использованы при разработке публичного доклада, программы развития и годового плана работы школы. Следует также учитывать, что самообследование — это непрерывный процесс. Для того чтобы этот процесс был более эффективным, внимание следует уделять и достижениям учащихся, базироваться на мнении всех заинтересованных лиц (ученики, родители, представители местного сообщества).

В приказе Минобрнауки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией» устанавливаются правила самообследования. Его цель — доступность и открытость информации о деятельности школы, а также подготовка отчёта о результатах самообследования. В соответствии с приказом самообследование проводится школой ежегодно.

Любая школа становится более эффективной, если она обладает системой самообследования, основанной на разработанных

показателях и индикаторах, что ведёт систему к постоянному улучшению с использованием минимального количества ресурсов.

На сайте школы размещаются предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчёты об исполнении таких предписаний.

Согласно статье 91 Федерального закона «Об образовании в РФ» одним из оснований для решения о возврате соискателю лицензии или лицензиату заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата выступает наличие неисполненного предписания Рособрнадзора или его территориальных органов.

Сайт школы становится одним из основных источников информации о предписании органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования.

На сайте школы доступна иная информация, которая размещается, публикуется по решению школы и (или) размещение, опубликование которой обязательно в соответствии с законодательством. Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 582 содержит требование к размещению на сайте информации, опубликование которой обязательно в соответствии

с законодательством.

* * *

Помимо образовательного законодательства определённые требования к информационной

открытости школ устанавливают также Федеральный закон № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федеральный закон № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Перечень сведений, подлежащих опубликованию в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте школы в Интернете, — открытый, и в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 29 Федерального закона «Об образовании в РФ» на указанных ресурсах может быть размещена другая информация, которая публикуется по решению школы. Следовательно, школа вправе размещать на своём официальном сайте в Интернете иную информацию, размещение, опубликование которой необязательно в соответствии с законодательством России.

Для того чтобы размещать на сайте информацию по решению школы, необходимо определиться, для кого эта информация, кто ею будет пользоваться и для какого конкретного управленческого решения она необходима. Если не задавать себе эти вопросы, может оказаться, что размещена на сайте бесполезная, никому не нужная информация, а ресурсы затрачены. Основной акцент должен делаться не на сборе данных, а на их анализе, обработке и подготовке на этой основе материа-

--- ту*

лов для управленческих решений. Кроме того необходимо развивать механизмы обратной связи. НО

Предписание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.