Научная статья на тему 'Требования к школьному сайту'

Требования к школьному сайту Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОВЕРКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / СТРУКТУРА САЙТА / ПРОВЕРКИ ВЫПОЛНЕНИЯ / ТРЕБОВАНИЯ К САЙТАМ / INSPECTION IN EDUCATION / STRUCTURE OF A SITE / EXAMINATIONS OF FULFILLMENT / SIGHTS REQUIREMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вифлеемский Анатолий Борисович

Создание и ведение официального сайта в Интернете. Требования к размещению информации на сайте. Проверки, новые требования Рособрнадзора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Вифлеемский Анатолий Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Требования к школьному сайту»

ТРЕБОВАНИЯ К ШКОЛЬНОМУ САЙТУ

Анатолий Борисович Вифлеемский,

действительный член Академии педагогических и социальных наук, доктор экономических наук e-mail: abw@inxonet.nnov.ru

Различные аспекты деятельности школ всё больше регламентируются. Особенно чиновники любят зарегламентировать так, чтобы легко было проверить и наказать, причём в зависимости от желаний чиновников территориальных органов Рособрнадзора выполнение требований можно отслеживать весьма выборочно, не трогая приближенные к руководству организации. Прокуратура вполне может «накрыть» напалмом предписаний школы, которые не выполнили в полной мере все установленные требования.

• проверки в сфере образования • структура сайта • проверки выполнения

• требования к сайтам

За редким исключением сайты образовательных организаций в России не соответствуют установленным требованиям. Это касается даже «грандов» реформы российской системы образования, таких, как Государственный университет «Высшая школа экономики», другие известные федеральные учреждения высшего образования. То же самое можно сказать и про региональные институты повышения квалификации, которые, казалось бы, должны быть примером для муниципальных образовательных учреждений.

Однако маловероятно, что эти учреждения будут подвержены проверкам соответствия сайтов установленным требованиям, тогда как школы и детские сады с очень

большой вероятностью получат предписания за формальные несоответствия их сайтов установленным требованиям, причём нередко такие предписания будут несправедливыми, хотя и формально обоснованными.

Впрочем, отдельным учреждениям действительно следовало бы обратить серьёзное внимание на свои сайты и привести их в соответствие с требованиями. В частности, вызывает недоумение школьный сайт с рекламой пластиковых окон, риэлтерских услуг и оптовой продажи сахара. Ещё немного, и будут рекламироваться услуги саун.

Требования к сайтам школ

Создание и ведение официального сайта в Интернете — одно из направлений в установленной сфере деятельности каждой

школы в соответствии с подпунктом 21 пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в РФ». Информационной открытости образовательной организации посвящена специальная статья закона — статья 29, в которой закреплена обязанность формировать открытые и общедоступные ресурсы, содержащие информацию о деятельности школы. Доступ к таким ресурсам обеспечивается при размещении их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте школы в Интернете. На сайте обеспечивается доступность информации и копий ряда документов.

Для унификации и стандартизации сведений образовательных организаций, размещаемых на их сайтах, Правительством РФ было принято Постановление от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации». В этом Постановлении определён порядок размещения на официальном сайте образовательной организации информации о ней, за исключением сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, для обеспечения открытости и доступности указанной информации.

Кроме того, требования, касающиеся размещения определённой информации на сайте образовательной организации, содержатся в Постановлении Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг», приказах Минобрнауки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией» и «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» от 10 декабря 2013 г. № 1324.

Пунктом 8 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации и обновления информации об образовательной организации, предусмотрено, что информация, указанная в пунктах 3—5 настоящих Правил, размещается на официальном сайте в текстовой и (или) табличной формах, а также

в форме копий документов в соответствии с требованиями к структуре официального сайта и формату представления информации, установленными Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

С 01.09.2014 г. начали действовать Требования к структуре официального сайта образовательной организации и формату представления на нём информации, утверждённые приказом Ро-собрнадзора от 29.05.2014 № 785. Все образовательные организации должны были значительно изменить свои сайты, создав разделы и подразделы, поименованные в Требованиях.

Проверки выполнения требований к сайтам

При проверках территориальные органы Рособрнадзора и прокуратуры стали требовать полного соответствия сайта школ требованиям приказа Ро-собрнадзора от 29.05.2014 № 785. Так, в январе 2015 года в Смоленской области прокуратура Шумячского района провела проверку исполнения требований законодательства об образовании, в том числе и требованиям приказа Рособрнадзора № 785 от 29 мая 2014 г.

Были выявлены нарушения требований законодательства об образовании. Оказалось, что на официальном сайте ряда учреждений не размещена предусмотренная законодательством информация о результатах самообследования и отсутствует информация о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности школы. В связи с выявленными нарушениями в адрес руководства этих школ внесены представления.

Ранее во многих регионах органами прокуратуры также проводились проверки сайтов образовательных организаций,

в ходе которых находились многочисленные нарушения. Так, прокуратурой города Мурманска в 2013 г. были выявлены нарушения законодательства в обеспечении открытости и доступности информации об образовательных учреждениях в деятельности многих дошкольных учреждений.

Во Владивостоке проверки официальных сайтов школ органы прокуратуры проводили в рамках проверок мероприятий приоритетного национального проекта «Образование».

На сайтах в обязательном порядке должна быть размещена актуальная информация, перечень которой определён законодательством об образовании. При этом, как указала прокуратура, в рамках национального проекта «Образование» в федеральный бюджет включены затраты на создание основанной на информационно-коммуникационных технологиях системы управления качеством образования, обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам.

В ходе мониторинга официальных сайтов образовательных учреждений, расположенных на территории г. Владивостока, прокуратурой выявлены нарушения, допущенные при ведении сайтов. К примеру, отсутствовала информация о структуре образовательного учреждения; о реализуемых основных и дополнительных образовательных программах, о материально-техническом обеспечении и об оснащённости образовательного процесса (в том числе о наличии библиотеки, общежитий, спортивных сооружений, об условиях питания, медицинского обслуживания и др.), о персональном составе педагогических работников с указанием уровня их образования и квалификации; о наличии стипендий и других видов материальной поддержки, об условиях предоставления их учащимся и т.д. По результатам проверки прокурор направил в суд 39 исковых заявлений о возложении на образовательные учреждения обязанности разместить на своих официальных сайтах предусмотренную законом актуальную информацию.

Сланцевской городской прокуратурой проведена проверка исполнения образовательными учреждениями законодательства в сфере реализации приоритетного национального проекта «Образование». Установлено, что на официальных сайтах образовательных учреждений отсутствовали сведения о персональном составе педагогических работников с указанием их уровня образования и квалификации, в ряде учреждений не в полном объёме приведена информация о лицензии, не было сведений о поступлении и расходовании средств по итогам финансового года. Некоторым детским садам в качестве нарушения вменили даже отсутствие сведений об электронных образовательных ресурсах, доступ к которым обеспечивается учащимся. По итогам проверки в адрес руководителей всех образовательных учреждений Сланцевским городским прокурором внесены представления об устранении нарушений с требованием о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.

Прокуратурами ряда районов города Санкт-Петербурга в 2013 г. проводилась проверка-мониторинг образовательных учреждений в части соблюдения ими Правил размещения в Интернете и обновления информации об образовательном учреждении. По результатам проверок были внесены представления учреждениям, причём как городского, так и федерального подчинения.

Прокуратурой Советского района г. Орска проведена проверка соблюдения законодательства об образовании в рамках реализации национального проекта «Образование» по направлению «Развитие информационно-коммуникационных технологий». Установлено, что на момент проверки на официальном сайте образовательной организации не размещена информация о дате создания, об учредителе, структуре и органах управления, образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей

образовательной программой; о численности учащихся по реализуемым образовательным программам, о языках образования. Кроме того, есть сведения о педагогических работниках, но не указаны их уровень образования, квалификация и опыт работы. В отдельных сайтах школ вообще отсутствуют сведения о педагогических работниках.

Прокурором также было установлено, что отсутствуют сведения на сайте и о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (в том числе о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для практических занятий, спорта, библиотек, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья учащихся, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ учащихся). Также нет информации о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года.

В одной из школ Устав размещён на сайте в старой редакции без учёта вносимых изменений. Кроме того, не в полном объёме размещены на школьном сайте локальные нормативные акты, предусмотренные частью 2 статьи 30 вышеуказанного Федерального закона, правила внутреннего распорядка учащихся, правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор.

В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района директорам школ внесены представления об устранении нарушений закона. Устранение нарушений закона находится на контроле прокуратуры района.

Единственное, что успокаивает: пока что по результатам проверок отсутствует практика инкриминирования совершения каких-либо правонарушений должностными лицами школ и назначения административных штрафов. Но надолго ли?

Новые требования Рособрнадзора к сайтам

Требования к структуре официального сайта и формату представления на нём информации,

утверждённые приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785, ещё не осознаны школами, и мало кто привёл свои сайты в соответствие этим новым требованиям. Поэтому рассмотрим, как по новым Требованиям Рособрнадзора должен выглядеть сайт школы, какую информацию и где именно он должен содержать в обязательном порядке.

Для размещения информации на сайте должен быть создан специальный раздел «Сведения об образовательной организации» (далее — Специальный раздел). При этом важно, что доступ к такому Специальному разделу должен осуществляться с главной (основной) страницы сайта, а также из основного навигационного меню сайта. Информация в Специальном разделе должна иметь общий механизм навигации по всем страницам раздела. Механизм навигации должен быть представлен на каждой странице раздела.

Обратим внимание на то, что с формальной точки зрения будут обоснованными претензии контролёров, если вместо указанного в Требованиях наименования Специального раздела будет использовано иное наименования («Сведения об учреждении», «Сведения о школе» и т.п.).

Некоторые школы пытаются ограничить доступ на официальный сайт лицам, не имеющим отношения к учебному заведению или получить информацию о пользователях, желающих скачать какую-то информацию с сайта, открывают доступ к информации лишь после прохождения регистрации. Теперь это прямо запрещено — в Требованиях содержится прямое указание на то, что страницы Специального раздела должны быть доступны пользователям без дополнительной регистрации.

Специальный раздел сайта должен содержать следующие подразделы (подразделы могут содержать как одну, так и несколько страниц).

Основные сведения

На главной странице подраздела должны находиться основные сведения о школе:

• дата создания;

• информация об учредителе (учредителях): наименование учредителя, его адрес, ссылка на сайт, контакты;

• место нахождения (в том числе место нахождения филиалов) — указываются индекс и адрес;

• режим, график работы;

• контактные телефоны (с указанием кода города) и адреса электронной почты.

Структура и органы управления школой

Главная страница подраздела должна содержать следующую информацию:

• наименование структурных подразделений (органов управления);

• информацию о руководителях структурных подразделений;

• места нахождения структурных подразделений, адреса их официальных сайтов, электронной почты (при наличии);

• сведения о наличии положений о структурных подразделениях (об органах управления) с приложением копий указанных положений (при их наличии).

Документы

На главной странице подраздела должны быть размещены копии следующих документов:

• устава школы;

• лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями);

• свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями);

• утверждённого плана финансово-хозяйственной деятельности или бюджетных смет;

• локальных нормативных актов, предусмотренных частью 2 статьи 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в РФ», в том числе правила внутреннего распорядка учащихся, правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор;

• отчёта о результатах самообследования;

• документа о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образца договора на оказание этих услуг, документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе;

• предписаний органов, осуществляющих государственный контроль (надзор)

в сфере образования, отчётов об исполнении таких предписаний;

Образование

Подраздел должен содержать информацию об уровнях образования, формах обучения, нормативных сроках обучения, сроке действия государственной аккредитации образовательной программы, описание образовательной программы с приложением её копии, информацию об учебном плане с приложением его копии, аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы) с приложением их копий, информацию о календарном учебном графике с приложением его копии, о методических и других документах, разработанных для образовательного процесса, о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой, о численности учащихся по образовательным программам за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и по договорам об образовании за счёт средств физических или юридических лиц, о языках, на которых осуществляется образование (обучение).

При реализации общеобразовательных программ дополнительно указывается наименование каждой образовательной программы.

При реализации профессиональных образовательных программ дополнительно для каждой программы указываются:

уровень образования, код и наименование профессии, специальности, направления подготовки, а также информация о направлениях и результатах научной (научно-исследовательской) деятельности и научно-исследовательской базе (для образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования) и информация о результатах приёма по каждой профессии, специальности среднего профессионального образования (при наличии вступительных испытаний), каждому направлению подготовки или специальности высшего образования с различными условиями приёма (на места, финансируемые за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, по договорам о платном образовании) с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям, о результатах перевода, восстановления и отчисления.

Всю эту информацию не обязательно выкладывать на главной странице подраздела: на главной странице могут быть расположены основные сведения и заголовки указанных документов в форме гиперссылок с краткой аннотацией.

Образовательные стандарты

Этот подраздел должен содержать информацию о федеральных государственных образовательных стандартах (информация должна быть представлена с приложением их копий). В то же время вместо копий федеральных государственных образовательных стандартов допускается размещать в подразделе гиперссылки на соответствующие документы на сайте Ми-нобрнауки России. Однако учитывая, что сайт Минобрнауки России также оставляет желать лучшего (особенно поиск информации на сайте), лучше этого не делать (иначе в случае изменения расположения документа на сайте Ми-нобрнауки придётся отслеживать такие изменения либо рисковать при проверках).

Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав

На главной странице подраздела должна быть размещена информация: • о руководителе школы, его заместителях: фамилия, имя, отчество, должность, контакт-

ные телефоны, адреса электронной почты. Если школа имеет филиалы, должны быть указаны те же самые сведения о руководителях филиалов и их заместителях;

• о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы: фамилии, имена, отчества работников, занимаемые должности, преподаваемые дисциплины, учёные степени или звания (при наличии), наименования направления подготовки и (или) специальности, данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке.

Материально-техническое обеспечение и оснащённость

образовательного процесса

На главной странице этого подраздела должны быть представлены сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охране здоровья учащихся, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ учащихся. Эта информация может быть представлена ссылками для скачивания документов, одновременно являющихся названиями данных документов,

Стипендии и другие виды материальной поддержки

На главной странице подраздела должна быть информация о наличии и условиях предоставления стипендий, о наличии общежития, интерната и количестве жилых помещений в указанных объектах для иногородних учащихся, о формировании платы за проживание в общежитии, об иных видах материальной поддержки учащихся, о трудоустройстве выпускников.

Платные образовательные услуги

В этом подразделе должна содержаться информация о порядке оказания платных образовательных услуг. Это может быть локальный нормативный акт школы — положение об оказании платных образовательных услуг, перечень оказываемых платных образовательных услуг, формы заключаемых школой договоров об оказании платных дополнительных образовательных услуг.

Финансово-хозяйственная деятельность

Главная страница подраздела должна содержать информацию об объёме образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счёт бюджетных ассигнований соответствующего бюджета, а также за счёт средств физических и юридических лиц. Также размещается информация о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года.

Вакантные места для приёма (перевода)

На главной странице подраздела размещается информация о количестве вакантных мест для приёма (перевода) по каждой образовательной программе, профессии, специальности, направлению подготовки (на места, финансируемые за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, по договорам об образовании за счёт средств физических и юридических лиц).

Информация может быть представлена в виде таблицы (с указанием даты её составления) и снабжена пояснениями, раскрывающими условия перехода с платного обучения на бесплатное, например: требования к успеваемости, отсутствие дисциплинарных взысканий, задолженности по оплате обучения или отнесение к льготным категориям граждан.

Очевидно, что по мере заполнения вакантных мест необходимо актуализировать информацию на сайте, как, впрочем, необходимо об-

новлять в случае изменений и другие сведения, размещённые на сайте школы.

Сроки обновления сведений, размещённых на сайте школы, определены пунктом 6 Правил размещения на официальном сайте школы и обновления информации: «Образовательная организация обновляет сведения, указанные в пунктах 3—5 настоящих Правил, не позднее 10 рабочих дней после их изменений».

Иная информация

По решению школы на сайте может быть размещена и другая информация, например, создание раздела «Наши достижения». Однако эти разделы не обязательны и требований к ним не может предъявляться.

Обязательная информация может размещаться на сайте школы в текстовой и (или) табличной формах, в форме копий документов. При этом в Требованиях установлены следующие ограничения к файлам, размещаемым на сайте:

1. Возможные форматы файлов документов, которые могут быть представлены на сайте:

• Portable Document Files (расширение файла^1) — формат для электронных документов, используемый обычно для размещения различных инструкций, бланков заявлений.

• Microsoft Word/Excel (.doc, .docx, .xls, .xlsx) — повсеместно распространённые форматы электронных документов Microsoft Word и Microsoft Excel, используемых для соответственно различных текстов и таблиц.

• Open Document Files (.odt,.ods) — открытый формат файлов для хранения

и обмена редактируемыми офисными документами, считающийся альтернативой форматам Word (.doc), Excel (.xls).

Для размещения на сайте информации сверх обязательной могут быть использованы как

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

указанные форматы, так и другие, в том числе видео-, аудиоматериалы, презентации и т.д.

2. Все файлы, ссылки на которые размещены на страницах сайта, должны удовлетворять следующим условиям:

• максимальный размер размещаемого файла не должен превышать 15 Мб. Если размер файла превышает максимальное значение, то он должен быть разделён на несколько частей (файлов), размер которых не должен превышать максимальное значение размера файла;

• сканирование документа должно быть выполнено с разрешением не менее 75 dpi;

• отсканированный текст в электронной копии документа должен быть читаемым;

• информация, обязательная для размещения, должна быть представлена в текстовом

и (или) табличном формате. Такой формат должен обеспечивать автоматическую обработку данной информации (машиночитаемый формат) в целях повторного использования без предварительного изменения человеком;

• все страницы официального сайта школы должны содержать специальную html-разметку, позволяющую однозначно идентифицировать информацию, подлежащую обязательному размещению на сайте. Данные, размеченные указанной html-разметкой, должны быть доступны для просмотра посетителями сайта на соответствующих страницах специального раздела.

Последние из указанных требований позволяют предположить, что в дальнейшем будут разработаны программы, отслеживающие исполнение обязательных требований.

Кроме того, можно прогнозировать, что нарушение установленных требований к сайтам школ будет объявлено правонарушением и за это будут установлены штрафы, так же как это уже сделано в сфере ЖКХ. И можно ожидать, что штрафы будут никак не меньше установленных для домоуправляющих компаний (практика показывает, что с образовательных организаций контролирующие государственные органы жаждут получить значительно больше штрафов, чем с имеющих значительно больше доходов организаций ЖКХ.

Стандартом раскрытия информации организациями, действующими в сфере управления многоквартирными домами, утверждённым По-

становлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731, установлены требования к составу информации, которую должны раскрыть организации, действующие в сфере управления многоквартирными домами, а также к порядку, способам и срокам её раскрытия. Нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, действующими в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации о порядке, способах или сроках раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объёме, либо предоставление недостоверной информации влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — от двухсот пятидесяти до трёхсот тысяч рублей в соответствии с частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1. КоАП РФ, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечёт дисквалификацию на срок от одного года до трёх лет.

* * *

Итак, сайты образовательных организаций унифицируются. Вслед за введением школьной формы вводится форма и для сайтов школ. Пока что унификация коснулась лишь одного раздела сайта. Однако учитывая тенденции к унификации и к обрезанию всего и вся выступающего за рамки ложно понимаемого «стандарта» (в том числе уничтожение в новом законе об образовании лицеев и гимназий), стоит ли сомневаться, что будут и новые приказы образовательных ведомств, выстраивающие все образовательные организации в стройные однообразные ряды?! НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.