Научная статья на тему 'Создание и ведение сайта образовательного учреждения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации'

Создание и ведение сайта образовательного учреждения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4754
381
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание и ведение сайта образовательного учреждения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации»

Е. В. Федоркевич

Создание и ведение сайта образовательного учреждения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации

На сегодняшний день в соответствии со ст. 29 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» наличие официального сайта для всех образовательных организаций является обязательным требованием. Основная цель данного требования заключается в информационной открытости образовательного учреждения.

При этом ответственность за создание и ведение сайта образовательной организации в соответствии со ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» полностью лежит на самом образовательном учреждении.

Уточним понятие сайта образовательной организации, его назначение и задачи, целевую аудиторию, а также сформулируем требования к его структуре и контенту.

Под сайтом или web-сайтом (от англ. web - паутина, site - участок, местоположение) будем понимать совокупность web-страниц и электронных документов, связанных между собой единой темой, единым стилем оформления и взаимными гипертекстовыми ссылками, принадлежащих частному лицу или организации, которая располагается в компьютерной сети под общим адресом (доменным именем или IP-адресом).

Под контентом web-сайта будем понимать информацию, размещенную на web-страницах сайта (как текстовую, так и графическую, видео- и аудиоинформацию).

Целевое назначение web-сайта определяет структуру этого информационного ресурса, состав и содержание информационных материалов, публикуемых на сайте. Качество контента сайта анализируется и оценивается в первую очередь по степени соответствия цели его создания и функционирования.

Сайт образовательного учреждения относится к категории официальных (корпоративных) сайтов организаций и представляет собой информационный ресурс, основной целью создания которого является позиционирование организации в сети Интернет.

В связи с вышесказанным основными задачами web-сайта образовательного учреждения являются: во-первых, формирование у целевой аудитории пользователей сайта позитивного представления об образовательном учреждении, его особенностях и уникальных чертах; во-вторых, удовлетворение актуальных и превентивных информационных запросов различных категорий пользователей сайта о деятельности образовательного учреждения.

К целевой аудитории сайта образовательного учреждения традиционно относят следующие основные категории пользователей:

• педагогические кадры (учителя, методисты, преподаватели вузов и средних учебных заведений);

• учащиеся (в том числе учащиеся других образовательных учреждений);

• родители (родственники и другие лица, заинтересованные вопросом обучения и воспитания конкретного учащегося);

• административные работники (сотрудники структуры управления образованием и методической службы, руководители образовательных учреждений и др.).

Федеральное законодательство Российской Федерации регламентирует требования к информационному наполнению и структуре раздела сайта образовательной организации, содержащей сведения об образовательном учреждении, его структуре и основных аспектах его деятельности, а также к форме представления и защите информации, электронным документам, размещенным на сайте, техническому и программному обеспечению серверов, на которых расположены сайты образовательных учреждений, а также к размещению используемых образовательным учреждением серверов.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 08.11.2010 г. № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере» (с изменениями и дополнениями) порядок размещения сайта образовательной организации в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении, в том числе содержание и форма её представления, устанавливается Правительством Российской Федерации. Законом определено, что создание и ведение официального сайта образовательного учреждения в сети Интернет является обязательным для всех типов образовательных учреждений. Законом также определен перечень сведений об образовательном учреждении, подлежащий обязательной публикации на официальном сайте. В связи с выходом закона Министерством образования и науки Российской Федерации введён мониторинг сайтов учебных заведений, для осуществления которого сайт должен быть зарегистрирован на http://rusobr.ru.

Приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нём информации» определяет состав и структуру информации, подлежащей обязательному размещению на сайтах образовательных организаций.

На сайте образовательного учреждения должен быть создан специальный раздел «Сведения об образовательной организации», доступ к которому должен осуществляться с главной страницы сайта и из основного навигационного меню. Страницы специального раздела должны быть доступны без дополнительной регистрации и содержать следующие подразделы и информацию.

1. «Основные сведения» (дата создания образовательной организации, информация об учредителе образовательной организации, место нахождения организации и её филиалов, график работы, контактная информация).

2. «Структура и органы управления образовательной организацией» (структура образовательной организации, органы управления; наименование структурных подразделений (органов управления); фамилии, имена, отчества и должности руководителей структурных подразделений; места нахождения структурных подразделений; адреса официальных сайтов в сети Интернет структурных подразделений (при наличии); адреса электронной почты структурных подразделений (при наличии); сведения о наличии положений о структурных подразделениях (об органах управления) с приложением копий указанных положений (при их наличии)).

3. «Документы» (в виде копий: устав образовательной организации, лицензия на осуществление образовательной деятельности, свидетельство о государственной аккредитации, план финансово-хозяйственной деятельности, локальные нормативные акты, правила внутреннего распорядка обучающихся, правила внутреннего трудового распорядка и коллективного договора; отчёт о результатах самообследования; документ о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора об оказании платных образовательных услуг, документ об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе; предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчеты об исполнении таких предписаний).

4. «Образование» (реализуемые уровни образования, формы обучения, учебные планы, методические документы, численность обучающихся на бюджетных местах).

5. «Образовательные стандарты» (информация о федеральных государственных образовательных стандартах и об образовательных стандартах).

6. «Руководство. Педагогический состав» (фамилия, имя, отчество каждого работника; занимаемая должность; преподаваемые дисциплины; учёная степень (при наличии); учёное звание (при наличии); наименование направления подготовки и (или) специальности; данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке (при наличии); общий стаж работы; стаж работы по специальности).

7. «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса» (сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания; об условиях питания и охраны здоровья обучающихся; о доступе к ИС и информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся).

8. «Стипендии и иные виды материальной поддержки» (условия предоставления стипендий, наличие общежитий, плата за проживание, трудоустройство выпускников).

9. «Платные образовательные услуги» (документ о порядке оказания платных образовательных услуг; образец договора; стоимость платных образовательных услуг (по каждой программе); документ об утверждении стоимости платных образовательных услуг (по каждой программе)).

10. «Финансово-хозяйственная деятельность» (объём образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счёт бюджетных средств и по договорам об образовании).

11. «Вакантные места для приема (перевода)» (количество вакантных мест для приёма (перевода) по каждой образовательной программе, профессии, специальности, направлению подготовки (на бюджетные и платные места)).

Информация разделов 1, 5 и 8 должна быть представлена на сайте в текстовой форме, информация раздела 2 - в табличной форме, информация разделов 3, 4, 6, 7, 9-11 - в текстовой и (или) табличной форме.

В разделе «Образовательные стандарты» допускается вместо копий документов размещать гиперссылки на соответствующие документы на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации.

Документы представляются на сайте в форматах Portable Document Files (PDF), Microsoft Word/Microsoft Excel (DOC, DOCX, RTF, XLS, XLSX), Open Document Files (ODT, ODS).

Все файлы, ссылки на которые размещены на страницах соответствующего раздела, должны удовлетворять следующим условиям:

(а) максимальный размер размещаемого файла не должен превышать 15 Мб; если размер файла превышает максимальное значение, то он должен быть разделен на несколько частей (файлов), размер которых не должен превышать максимальное значение размера файла;

(б) сканирование документа должно быть выполнено с разрешением не менее 75 dpi; (в) отсканированный текст в электронной копии документа должен быть читаемым и хорошо различимым.

В соответствии с Федеральным законом от 31.12.2014 г. № 531-ФЗ «О внесении изменений в ст. 13 и 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"» и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях серверы, на которых размещены сайты образовательных организаций, должны находиться на территории Российской Федерации.

Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О персональных данных» делает нелегитимными публикации списков учащихся, выпускников и других субъектов персональных данных (а тем более их адресов, телефонов и т. п.) на сайтах образовательных учреждений без заключения договора или получения письменного разрешения с их стороны.

Единых требований к составу других разделов сайта образовательной организации и формированию их информационного наполнения не существует, поэтому актуальна проблема формирования единого подхода к разработке структуры и информационного наполнения официальных сайтов образовательных учреждений.

Один из подходов к формированию информационного контента сайта образовательного учреждения и оценке его качества изложен в методическом пособии И. Б. Мыловой [2].

В качестве практического руководства по разработке сайта образовательной организации, удовлетворяющего требованиям нормативно-правовых актов Российской Федерации, можно порекомендовать образовательный web-ресурс «Создание сайта образовательного учреждения на базе CMS WordPress», разработанный выпускником ЛГУ им. А.С. Пушкина В.О. Ветошевым и размещённый на платформе дистанционного обучения Blackboard [1].

Список литературы

1. Ветошев В.О. Образовательный web-ресурс «Создание сайта образовательного учреждения на базе CMS WordPress» [Электронный ресурс]. - URL: http://blackboard.lengu.ru (дата обращения: 11.03.2016).

2. Мылова И. Б., Измайлова Т. И. Критерии наполнения сайтов образовательных учреждений, победителей ПНПО, ресурсных центров: метод. пособие; под ред. И.Б. Мыловой. - СПб.: СПбАППО, 2010. - 32 с.

В. С. Федотова

Обучение бакалавров решению эконометрических задач средствами табличного процессора MS Excel

Основная образовательная программа по направлению подготовки бакалавров экономического профиля предусматривают изучение студентами дисциплины «Эконометрика» или ее отдельных разделов. Практическая значимость эконометрики как учебной дисциплины опре-

199

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.