Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БОРЬБЫ С «ПЬЯНЫМ ВОЖДЕНИЕМ»: ОПЫТ КИТАЯ'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БОРЬБЫ С «ПЬЯНЫМ ВОЖДЕНИЕМ»: ОПЫТ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
372
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Китай / уголовная ответственность / смертная казнь / вождение автомобиля / правовая система / законодательство / правовое регулирование / дорожно-транспортное происшествие / сравнительное правоведение / судебный приговор. / China / criminal responsibility / death penalty / driving / legal system / legislation / regulation / traffic accident / comparative jurisprudence / judicial sentence

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Трощинский Павел Владимирович

Предметом исследования являются правовые аспекты регулирования борьбы Китая с управлением транспортными средствами в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения. Приводятся наиболее резонансные дела по рассматриваемому составу преступления, проводится анализ действующего законодательства КНР, закрепляющего уголовную, административную и дисциплинарную ответственность «пьяного водителя». Указываются положения Уголовного кодекса КНР, Закона КНР «О безопасности дорожного движения», разрозненных нормативных документов, принятых различными органами государства, разъяснений Верховного народного суда КНР по вопросам применения существующих в законодательстве правовых норм в исследуемой сфере. Особое внимание уделяется статистическим данным, подтверждающим высокую степень общественной опасности рассматриваемого состава преступления, его влияния на общую криминогенную обстановку в стране. В основу проведенного исследования положены методология сравнительного правоведения, системный подход, формально-юридический, исторический и статистический методы для решения поставленных в статье задач. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в российской юридической науке и китаеведении проведен комплексный анализ борьбы Китая с «пьяным вождением» (нормативно-правовой аспект). Отмечается, что китайский правотворец пошел по пути включения в уголовный закон положения, предусматривающего ответственность за управление транспортным средством в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения вне зависимости от наступивших последствий. Этому шагу предшествовал серьезный рост числа дорожнотранспортных происшествий, произошедших по вине пьяных водителей. В случае гибели двух и более лиц китайские суды возлагают на виновное лицо суровые меры уголовной ответственности, вплоть до приговора к пожизненному лишению свободы, а в отдельных случаях — к смертной казни. «Пьяный водитель» исключается с государственной службы или из рядов правящей партии, если в отношении него вынесен приговор по рассматриваемому составу преступления. Предпринятые китайским законодателем меры способствовали резкому сокращению числа ДТП по вине пьяных водителей, существенному уменьшению количества погибших на дорогах страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORY MEASURES AGAINST “DRUNK DRIVING”: CHINA’S EXPERIENCE

The subject of this research includes legal regulations imposed by the Chinese government to combat alcohol (drug-)-impaired driving, and the most high-profile cases containing the elements of the offence at hand are listed as well. The author analyzes the current legislation of the People’s Republic of China that sets out criminal, administrative and disciplinary liability for “drunk drivers”. The research also includes provisions of the PRC Criminal Code, the Law of the People’s Republic of China on Road Traffic Safety, several regulatory instruments adopted by various national authorities, the PRC’s Supreme People’s Court’s elucidation on applying the existing legal regulations in the analyzed sphere. Special attention is paid to the statistical data that confirm the high degree of public danger of the offence at hand, as well as its influence on the overall criminal situation in the country. The conducted research is based on the comparative law methodology; a systematic approach, technical, historical and statistical methods are used to achieve objectives stated in the article. The academic novelty of the research is that comprehensive analysis of the Chinese government’s fight against “drink driving” (its regulatory aspect) has been carried out for the first time in the Russian Jurisprudence and Chinese studies. It is worth mentioning that Chinese law-makers have chosen to include into the Criminal Law a provision criminalizing the alcohol-(drug-) impaired driving regardless of the consequences. This step was preceded by a considerable increase in the number of road accidents caused by drunk drivers. Should two or more people die, Chinese courts impose harsh criminal liability measures on the perpetrator, up to life imprisonment or, in certain cases, even to capital punishment. Moreover, the “drunk driver” is to be dismissed from the civil service and expelled from the ruling party, if he was convicted of the offence at hand. Measures imposed by Chinese law-makers resulted in drastic decrease in the number of road accidents caused by drunk drivers, as well as in considerable decrease in the number of people killed on the Chinese roads.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БОРЬБЫ С «ПЬЯНЫМ ВОЖДЕНИЕМ»: ОПЫТ КИТАЯ»

КОМПАРАТИВИСТСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УГОЛОВНОГО ПРАВА, КРИМИНОЛОГИИ И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БОРЬБЫ С «ПЬЯНЫМ ВОЖДЕНИЕМ»: ОПЫТ КИТАЯ

ТРОЩИНСКИЙ Павел Владимирович, старший научный сотрудник отдела восточноазиатских правовых исследований Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук

117218, Россия, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34

E-mail: troshc@mail.ru

Предметом исследования являются правовые аспекты регулирования борьбы Китая с управлением транспортными средствами в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения. Приводятся наиболее резонансные дела по рассматриваемому составу преступления, проводится анализ действующего законодательства КНР, закрепляющего уголовную, административную и дисциплинарную ответственность «пьяного водителя». Указываются положения Уголовного кодекса КНР, Закона КНР «О безопасности дорожного движения», разрозненных нормативных документов, принятых различными органами государства, разъяснений Верховного народного суда КНР по вопросам применения существующих в законодательстве правовых норм в исследуемой сфере. Особое внимание уделяется статистическим данным, подтверждающим высокую степень общественной опасности рассматриваемого состава преступления, его влияния на общую криминогенную обстановку в стране. В основу проведенного исследования положены методология сравнительного правоведения, системный подход, формально-юридический, исторический и статистический методы для решения поставленных в статье задач. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в российской юридической науке и китаеведении проведен комплексный анализ борьбы Китая с «пьяным вождением» (нормативно-правовой аспект). Отмечается, что китайский правотворец пошел по пути включения в уголовный закон положения, предусматривающего ответственность за управление транспортным средством в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения вне зависимости от наступивших последствий. Этому шагу предшествовал серьезный рост числа дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине пьяных водителей. В случае гибели двух и более лиц китайские суды возлагают на виновное лицо суровые меры уголовной ответственности, вплоть до приговора к пожизненному лишению свободы, а в отдельных случаях — к смертной казни. «Пьяный водитель» исключается с государственной службы или из рядов правящей партии, если в отношении него вынесен приговор по рассматриваемому составу преступления. Предпринятые китайским законодателем меры способствовали резкому сокращению числа ДТП по вине пьяных водителей, существенному уменьшению количества погибших на дорогах страны.

Ключевые слова: Китай, уголовная ответственность, смертная казнь, вождение автомобиля, правовая система, законодательство, правовое регулирование, дорожно-транспортное происшествие, сравнительное правоведение, судебный приговор.

REGULATORY MEASURES AGAINST "DRUNK DRIVING": CHINA'S EXPERIENCE

P. V. TROSHCHINSKIY, senior research fellow of the department of East-Asian legal researches of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, candidate of legal sciences

34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, Russia, 117218

E-mail: troshc@mail.ru

The subject of this research includes legal regulations imposed by the Chinese government to combat alcohol (drug-)-impaired driving, and the most high-profile cases containing the elements of the offence at hand are listed as well. The author analyzes the current legislation of the People's Republic of China that sets out criminal, administrative and disciplinary liability for "drunk drivers". The research also includes provisions of the PRC Criminal Code, the Law of the People's Republic of China on Road Traffic Safety, several regulatory instruments adopted by various national authorities, the PRC's Supreme People's Court's elucidation on applying the existing legal regulations in the analyzed sphere. Special attention is paid to the statistical data that confirm the high degree of public danger of the offence at hand, as well as its influence on the overall criminal situation in the country. The conducted research is based on the comparative law methodology; a systematic approach, technical, historical and statistical

methods are used to achieve objectives stated in the article. The academic novelty of the research is that comprehensive analysis of the Chinese government's fight against "drink driving" (its regulatory aspect) has been carried out for the first time in the Russian Jurisprudence and Chinese studies. It is worth mentioning that Chinese law-makers have chosen to include into the Criminal Law a provision criminalizing the alcohol-(drug-) impaired driving regardless of the consequences. This step was preceded by a considerable increase in the number of road accidents caused by drunk drivers. Should two or more people die, Chinese courts impose harsh criminal liability measures on the perpetrator, up to life imprisonment or, in certain cases, even to capital punishment. Moreover, the "drunk driver" is to be dismissed from the civil service and expelled from the ruling party, if he was convicted of the offence at hand. Measures imposed by Chinese law-makers resulted in drastic decrease in the number of road accidents caused by drunk drivers, as well as in considerable decrease in the number of people killed on the Chinese roads.

Keywords: China, criminal responsibility, death penalty, driving, legal system, legislation, regulation, traffic accident, comparative jurisprudence, judicial sentence.

DOI: 10.12737/17115

Управление транспортным средством в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения превратилось в серьезную проблему для китайского общества и правоохранительной системы государства. Первоначально власти страны не придавали особого значения высокой степени общественной опасности данного состава преступления. По мере увеличения числа дорожно-транспортных происшествий, случившихся по вине пьяных водителей, правоохранительные органы и народные суды КНР встали на путь усиления мер уголовного наказания за совершение преступлений в указанной сфере вплоть до приговора к смертной казни виновных в гибели людей пьяных водителей. В августе 2009 г. в Китае началась крупномасштабная кампания по борьбе с вождением автомобилей в состоянии алкогольного опьянения. Только за ее первую неделю по стране было выявлено более 25 тыс. случаев вождения автомобилей в пьяном состоянии, причем пальму первенства по количеству нетрезвых водителей получили провинции Чжэцзян, Шаньдун и Цзянсу, а также два крупных города — Пекин и Шанхай1.

Термин «янь да цзюцзя» («серьезно бороться с вождением в пьяном виде») вошел в десятку наиболее по -пулярных словосочетаний Китая за 2009 г.2 По данным, опубликованным 9 августа 2009 г. пекинским управлением по делам транспорта, за полгода только в г. Пекине зафиксировано 81 ДТП с 97 погибшими по вине пьяных водителей, что составило 17,3% от обще -го количества автоаварий со смертельным исходом3.

Китайский уголовный закон сурово карает виновных в управлении транспортными средствами в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения лиц, действия которых повлекли гибель либо причинение вреда здоровью потерпевших. Однако действовавший в то время УК КНР не закреплял поло-

1 URL: http://news.xinhuanet.com/legal/2009-08/30/ content_11966734.htm (дата обращения: 15.02.2015) (на кит. яз.).

2 См.: Сяо Чуньфэй, ИюИ. Что изменилось в 2009 г.? 10 наиболее популярных слов 2009 // Ежемесячный журнал «Китай». 2010. № 1. С. 29.

3 См.: Наказан за вождение в нетрезвом виде // Ежемесяч-

ный журнал «Китай». 2009. № 9. С. 44—46.

жений, предусматривающих уголовную ответственность за управление транспортным средством в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения. Если водитель в пьяном виде управлял автомобилем, но это не повлекло гибели либо травм людей, то по отношению к нему применялись лишь меры административной ответственности.

В статье 133 УК КНР установлено: «Нарушение законоположений об управлении движением транспортных средств, приведшее к серьезному инциденту, если это повлекло тяжкое телесное повреждение, смерть человека или нанесло крупный ущерб общественной, частной собственности, наказывается лишением свободы на срок до трех лет либо арестом; в случае бегства после дорожно-транспортного происшествия или при других особо злостных обстоятельствах наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет; если бегство повлекло смерть человека, наказывается лишением свободы на срок семь и более лет». Так, по нашумевшему уголовно -му делу о ДТП, произошедшем по вине аспирантки Шанхайского университета Пань Цзе, в результате которого погибли четыре человека, двум причинен тяжкий вред здоровью, подсудимую 10 июля 2010 г. народный суд приговорил к пяти годам лишения свободы4.

В ходе рассмотрения китайскими судами уголовных дел по управлению транспортными средствами в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения, повлекшему гибель людей, применялась (и до настоящего времени применяется) ч. 1 ст. 115 УК КНР, которая гласит: «Поджог, затопление, взрыв, отравление или иными опасными способами причинение тяжкого телесного повреждения, смерти человеку или нанесения крупного ущерба общественной, частной собственности наказывается лишением свободы на срок десять и более лет, пожизненным лишением свободы либо смертной казнью».

В редких случаях при квалификации совершенного преступления пьяным водителем китайский правоприменитель использовал положения ст. 114 УК КНР: «Поджог, затопление, взрыв, отравление или иными

4 См.: Фачживэньцуйбао. 2010. 14 июля. С. 2 (на кит. яз.).

опасными способами нанесение ущерба промышленным предприятиям, рудникам, нефтепромыслам, портам, рекам, источникам воды, хранилищам, жилищам, лесам, сельскохозяйственным полям, долинам, пастбищам, важным магистралям, общественным постройкам или другой общественной, частной собственности, если эти преступления против общественной безопасности не повлекли тяжких последствий, наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет». Однако при квалификации действий водителя транспортного средства по приведенной статье необходимым условием является не только его пьяное состояние, но и умысел, направленный на использование машины для «поджога, затопления, взрыва, отравления и др.».

Отметим, что приведенные выше статьи включены в главу 2 «Преступления против общественной безопасности» Особенной части УК КНР.

Резонансные уголовные дела5. Показательным примером суровости мер уголовной ответственно -сти, применяемых к пьяным водителям, служит дело Чжан Минбао (г. Нанкин), который 30 июня 2009 г., управляя автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, сбил девять человек, из которых пятеро погибли, а четверым был причинен серьезный вред здоровью. Одной из погибших была беременная жен-щина6. Решением народного суда преступник был приговорен к пожизненному лишению свободы с лишением политических прав и выплатой штрафа потерпевшим сторонам. Близкие родственники погибших настаивали на его смертной казни7.

Приговор был вынесен в соответствии со ст. 115 УК КНР и «Мнением по вопросам применения законодательства о преступлениях, связанных с управлением автомобилем в состоянии алкогольного опьянения» и обнародован Верховным народным судом КНР 11 сентября 2009 г. (№ 47) (далее — ВНС КНР). Приведенная в документе ВНС статистика количества преступлений в исследуемой сфере была следующей: в 1998 г. по вине пьяных водителей погибло 2363 человека; в 2008 г. — 3060; с января по август 2009 г. —13028.

Еще одним нашумевшим делом по рассматриваемому составу преступления стало дело Сунь Вэйми-

5 См.: Трощинский П. Суровая воля государства. В Китае пьяные виновники ДТП с человеческими жертвами получают пожизненный срок // Время новостей. 2010. № 198. URL: http://www.vremya.ru/2010/198/57263443.html (дата обращения: 15.02.2015).

6 См.: Жэньминьхуабао. 2010. № 1. С. 8 (на кит. яз.).

7 См.: Пожизненное лишение свободы не принимаем, требуем смертной казни // Наньцзиньжибао. 2009. 24 дек. С. 8 (на кит. яз.).

8 URL: http://www.chinalaw.gov.cn/article/fgkd/xfg/sfwj/

201012/20101200330527.shtml (дата обращения: 15.02.2015)

(на кит. яз.).

на (пров. Сычуань), который, по данным следствия, 14 декабря 2008 г., управляя автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, сбил насмерть четырех человек и нанес тяжкий вред здоровью одного пешехода9. Первоначально виновный был приговорен судом средней ступени г. Чэнду к смертной казни, однако затем приговор смягчили до пожизненного лишения свободы (вынесен 8 сентября 2009 г.). Такое решение китайской Фемиды вызвало ожесточенные дискуссии в обществе. Сторонники приговора Сунь Вэймина к смертной казни ссылались на количество погибших человек и призывали правосудие к применению высшей меры наказания. Их оппоненты признавали тяжесть совершенного преступления, но настаивали на неумышленном характере преступления.

Резонансным делом по рассматриваемому составу преступления стало дело Ян Шучжуна, депутата законодательного собрания г. Тайчжоу, руководителя одного из крупных предприятий Саньмэня. 5 апреля 2010 г., управляя автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, преступник сбил десять человек, четверо из которых скончались, а еще шестерым был причинен вред здоровью различной степени тяжести. Также было повреждено девять других транспортных средств. Сам водитель с места ДТП скрылся, но был задержан полицией и заключен под стражу. Общественность Китая активно призывала власти страны к применению высшей меры наказания к виновнику гибели людей, считая, что пожизненное лишение свободы не соответствует тяжести совершенного им преступления. 8 июня 2010 г. народным судом средней ступени г. Тайчжоу (пров. Чжэцзян) преступник был приговорен к пожизненному лишению свободы с лишением политических прав.

9 мая 2010 г. 30-летний Чэнь Цзя на одном из пере -крестков г. Пекина, управляя автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, столкнулся с несколькими машинами, в результате чего погибли два человека, один получил серьезные травмы. Пекинским народным судом преступник был приговорен к пожизненному лишению свободы с лишением политических прав и штрафу в размере 3 млн 660 тыс. юаней. В связи с большим резонансом уголовного дела в китайском обществе оглашение судьей резолютивной части приговора было показано в КНР по центральным телевизионным каналам10.

В правоприменительной практике по делам об управлении автомобилями в состоянии алкогольного опьянения встречались случаи, когда пьяные водители после совершения преступления старались

9 URL: http://baike.baidu.com/subview/2074849/2074849.htm (дата обращения: 15.02.2015) (на кит. яз.).

10 URL: http://www.youtube.com/watch?v=hpUPWlIvVso (дата обращения: 15.02.2015) (на кит. яз.).

прикрываться высоким статусом своих близких родственников. Всему Китаю известна фраза «мой папа — Ли Ган» (вошла в десятку самых популярных китайских словосочетаний за 2010 г.), произнесенная пьяным молодым человеком, задавившим 16 октября 2010 г. возле входа в Хэбэйский университет двух студенток, одна из которых погибла на месте. Папа — Ли Ган в то время был заместителем начальника полиции одного из районов г. Пекина. Виновник ДТП со смертельным исходом был приговорен к шести годам тюремного заключения.

Согласно статистике в течение 2008 г. в масштабах Китая было выявлено 575 тыс. случаев управления автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, а в 2009 г. — 722 тыс. Рост количества вождений в пьяном состоянии составил 25,6%11.

Имеющееся в правовой системе страны законодательство слабо сдерживало потенциальных преступников. Часть 2 ст. 22 действовавшего в то время Закона КНР «О безопасности дорожного движения» 2003 г. запрещала управление транспортным средством после принятия спиртных напитков, психотропных веществ, лекарственных препаратов, способных повлиять на качество вождения автомобиля. Согласно ст. 91 названного Закона за управление транспортным средством «после употребления спиртных напитков» виновное лицо лишалось права на управление на срок от одного до трех месяцев, а также подвергалось штрафу в размере от 200 до 500 юаней. При управлении транспортным средством «в состоянии алкогольного опьянения» налагались административный арест до 15 суток и лишение права управления автомобилем от трех до шести месяцев, а также штраф от 500 до 2000 юаней. При совершении нарушения более двух раз водитель лишался прав сроком на пять лет.

Подчеркнем, что китайский законодатель разделяет два состояния водителя, севшего за руль в нарушение действующих правил: «после употребления спиртных напитков» и «в состоянии алкогольного опьянения». Отличия между приведенными двумя состояниями изложены ниже.

Внесение изменений в Уголовный кодекс КНР. Осознав высокую опасность для общества «пьяного вождения», понимая необходимость ужесточения законодательных мер по борьбе с ним, китайский законодатель 25 февраля 2011 г. принял восьмые по счету поправки в действующий УК КНР, одной из которых стало включение в ст. 133 Кодекса положения об «управлении автомобилем в состоянии алкогольного опьянения» (вне зависимости от последствий).

Пункт 20 поправок гласит: «Добавить к ст. 133 УК положения, становящиеся ее частями: "За гонки на

11 ТОк http://js.people.com.cn/html/2012/05/02/105430.html

(дата обращения: 15.02.2015) (на кит. яз.).

дорогах при управлении транспортным средством, повлекшем наступление тяжелых последствий, либо за управление на дорогах транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения лицо подвергается аресту, а также штрафу" (ч. 2). "При совершении указанных в предыдущих частях деяний, если они образуют другой состав преступления, наказание назначается согласно положениям о более тяжких преступлениях" (ч. 3)».

Таким образом, китайский законодатель включил «пьяное вождение» в Уголовный кодекс, тем самым определив его как уголовно наказуемое деяние. Начиная с 1 мая 2011 г. (даты вступления поправок в силу), если установлен факт управления автомобилем в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения при отсутствии каких-либо последствий, лицо приговаривается к уголовному (а не административному) аресту на срок от одного до шести месяцев, а также штрафу.

После внесенных китайским парламентом 22 апреля 2011 г. поправок в Закон КНР «О безопасности дорожного движения» правовое регулирование вождения автомобиля в состоянии алкогольного опьянения дополнилось следующими положениями (ст. 91):

1) при первом управлении транспортным средством «после употребления спиртных напитков» (содержание алкоголя в крови — от 20 до 80 мг/100 мл) (т. е. не состояние алкогольного опьянения, которым признается состояние, когда в крови превышена норма алкоголя в 80 мг/100 мл) лицо лишается прав на срок шесть месяцев, а также приговаривается к штра -фу в размере от 1000 до 2000 юаней; при повторном — приговаривается к административному аресту до 10 суток, а также штрафу от 1000 до 2000 юаней и лишению права на управление транспортным средством на пять лет.

Особо подчеркнем, что управление транспортным средством «после употребления спиртных напитков» предполагает не только низкое содержание алкоголя в крови, но и привлечение лица к административной ответственности. Логика китайского законодателя такова: садиться за руль после употребления спиртного недопустимо, но при употреблении его чрезвычайно малого количества водитель несет лишь административную ответственность;

2) при управлении транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения (свыше (равно) 80 мг/100 мл) лицо привлекается к уголовной ответственности и лишению прав на пять лет (при этом водителя задерживают и заключают под стражу до то -го, как он протрезвеет);

3) при первом вождении автомобиля после употребления спиртных напитков лицом, профессия которого связана с управлением транспортным средством, водитель подвергается административному аресту на 15 суток, штрафу в размере 5000 юаней, лишению прав на пять лет;

4) при управлении транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения лицом, профессия которого связана с управлением транспортным средством, водитель привлекается к уголовной ответственности и лишению прав на 10 лет (при этом его задерживают и заключают под стражу до того, как он протрезвеет). При последующем повторном получении водительских прав лицо не вправе заниматься профессиональной деятельностью, связанной с вождением транспортного средства;

5) если в результате управления транспортным средством после употребления спиртных напитков либо в состоянии алкогольного опьянения возникло серьезное дорожно-транспортное происшествие, образующее состав преступления, лицо привлекается к уголовной ответственности, лишается права на управление транспортным средством пожизненно.

Известный китайский эксперт в области борьбы с вождением автомобиля в состоянии алкогольного опьянения профессор Юридического института Народного университета Китая Фэн Цзюнь отмечает, что совершаемые пьяными водителями преступления при отсутствии квалификации по ст. 115 («преступление против общественной безопасности») в зависимости от цели и умысла необходимо квалифицировать по другим статьям УК КНР12. Так, если пьяный преступник умышленно использовал транспортное средство для совершения убийства или причинения вреда здоровью, то его действия должны квалифицироваться по ст. 232 («умышленное убийство») либо по ст. 234 («умышленное причинение вреда здоровью другому лицу»); если для вступления в половую связь с применением насилия, — то по ст. 236 («изнасилование женщины», «половое сношение с несовершеннолетней»); если для нападения на банк, — то по ст. 263 («разбой, совершенный в отношении общественных, частных ценностей») и т. д.

Официальная статистика. Ужесточение мер уго -ловной ответственности к пьяным водителям незамедлительно привело к резкому снижению числа преступлений по рассматриваемому составу преступлений:

1. В период с 1 по 15 мая 2011 г. было принято к производству 2038 дел по «пьяному вождению». Причем их количество по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. снизилось на 35%. Ежедневно таких дел в среднем было 136 (снижение в сравнении с 2010 г. составило 43%). Количество дорожных аварий с участием пьяных водителей, приведших к гибели и травмам людей, снизилось по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. на 37,8 и 11,1% соответственно13.

12 См.: К обсуждению нормативной цели и применения части 1 статьи 133 Уголовного кодекса // Чжунгофасюе. 2011. № 5. С. 138 (на кит. яз.).

13 См.: Цзиньцзижибао. 2011. 18 мая. С. 4 (на кит. яз.).

2. С 1 мая по 30 декабря 2011 г. количество случаев управления автомобилем в состоянии алкогольного опьянения по сравнению с указанным периодом предыдущего года снизилось на 45%. Число погибших в «пьяных ДТП» снизилось на 22,3% (составило 205 человек)14.

3. За три года с даты вступления в силу восьмых по -правок в УК КНР (с 1 мая 2011 г. по 30 апреля 2014 г.) общее число ДТП, совершаемых по вине находящихся в состоянии алкогольного опьянения водителей, снизилось на 25%, а количество погибших — на 39,3%. Количество водителей, лишенных прав на управление транспортными средствами, составило 158 тыс., подвергнутых административному аресту — 11 тыс.15

4. Первым водителем, официально задержанным за управление в состоянии алкогольного опьянения, после вступления в силу поправок в УК КНР стал Ли Цзюньцзе (159,6 мг/100 мл), остановленный в г. Пекине дорожной полицией 1 мая 2011 г. в 00:40. Народным судом он был приговорен к двум месяцам уголовного ареста и штрафу в 1000 юаней. Следующим стал Го Шудун (153,2 мг/100 мл), кото -рый 2 мая 2011 г. врезался в стоящий на светофоре автомобиль. Народным судом он был приговорен к четырем месяцам уголовного ареста, штрафу в 200 юаней и лишению прав на пять лет. Приговоренные к уголовному аресту лица для его отбывания помещаются в специальный следственный изолятор, расположенный недалеко от органов полиции. Раз в месяц заключенный может быть отпущен домой на несколько дней.

5. Самым известным пьяным водителем, задержанным сразу после вступления в силу ст. 133 УК КНР в новой редакции, стал знаменитый певец Гао Сяосун (243,04 мг/100 мл), который 9 мая 2011 г., управляя автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, совершил ДТП с участием еще трех машин. 17 мая 2011 г. Гао был приговорен к шести месяцам уголовного ареста, штрафу в размере 4000 юаней16 и лишению водительских прав сроком на пять лет. Впоследствии по всему Китаю в течение долгого времени показывали социальный ролик с участием певца, направленный на борьбу с пьяным вождением. В нем Гао Сяосун раскаивался в содеянном и призывал сограждан «отказаться от руля» после употребления спиртного17.

Важные акты правотворчества. 18 декабря 2013 г. Верховным народным судом, Верховной народной прокуратурой и Министерством общественной безопасности было обнародовано «Мнение о некоторых вопросах применения законодательства по уголов-

14 См.: Чжунгоцинняньбао. 2012. 22 марта. С. 11 (на кит. яз.).

15 См.: Жэньминьжибао. 2014. 20 окт. (на кит. яз.).

16 См.: Жэньминьжибао. 2011. 18 мая (на кит. яз.).

17 URL: http://www.youtube.com/watch?v=P9toMKVcgeM

(дата обращения: 15.02.2015) (на кит. яз.).

ным делам об управлении транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения»18. Авторы нормативного документа признают, что после вступления в силу восьмых поправок в УК КНР китайское государство в сфере борьбы с «пьяным вождением» «добилось отличных правовых и социальных успехов». Для единообразного применения уголовно-правовой нормы нормативный акт устанавливает:

1. Управление транспортным средством водителем, у которого содержание алкоголя в крови превышает (равно) 80 мг/100 мл, признается «управлением транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения». Такое лицо подлежит привлечению к уголовной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 133 УК КНР.

2. Отягчающими уголовную ответственность обстоятельствами признаются следующие:

лицо полностью либо в основном ответственно за произошедшее ДТП;

лицо скрылось с места ДТП;

содержание алкоголя в крови превышает 200 мг/100 мл;

управление транспортным средством осуществлялось на скоростных трассах, скоростных городских дорогах;

управление специальным транспортом с пассажирами;

превышение разрешенного количества пассажиров в транспортном средстве;

превышение массы разрешенного к перевозке груза;

превышение разрешенной скорости; отсутствие прав на управление транспортным средством;

использование поддельных либо измененных номерных знаков;

совершение иных серьезных нарушений Закона КНР «О безопасности дорожного движения»;

уклонение от законных проверок со стороны органов общественной безопасности либо отказ, препят-ствование им в этих проверках;

привлечение ранее за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения к административной либо уголовной ответственности; наличие иных обстоятельств. В документе органам дорожной полиции настоятельно рекомендуется производить фото- и видеосъемку, аудиозапись процесса проверки водителя на наличие алкоголя (наркотических, психотропных ве -ществ) в крови, опрашивать свидетелей. Подчеркивается, что в случаях, когда преступник после определения алкотестером наличия алкоголя в крови скрывается с места преступления до взятия пробы крови,

18 URL: http://www.spp.gov.cn/flfg/sfjs/201312/ t20131227_66040.shtml (дата обращения: 15.02.2015) (на кит. яз.).

основанием для признания его виновности выступают показания алкотестера.

Если подозреваемое лицо во избежание уголовной ответственности при проведении проверки органами общественной безопасности на наличие алкоголя в крови до получения образцов крови либо проверки на алкотестере употребит алкоголь (наркотик), то полученные результаты все равно признаются доказательствами.

Кроме приведенных выше УК КНР и некоторых нормативных правовых актов в законодательной системе КНР действуют и другие документы, в разной степени затрагивающие вопросы борьбы с управлением транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения. К наиболее значимым из них следует отнести.

1. Извещение ВНС КНР «Руководящее мнение по вопросам применения законодательства по преступлениям, связанными с управлением транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, и соответствующие показательные дела»19 (принято 11 сентября 2009 г. (№ 47)). В Извещении ВНС приводит уже известную нам статистику: в 1998 г. по вине пьяных водителей погибло 2363 человека, в 2008 г. — 3060, с января по август 2009 г. — 1302. Наиболее резонансные дела произошли в городах Чэнду, Нанкин, Ханчжоу. В качестве показательных приводятся судебные приговоры в отношении Ли Цзинцюаня (двое погибших, один получил тяжелые травмы) и Сунь Вэймина. Отмечается, что причиной отказа в приговоре к высшей мере наказания (вынесен приговор к пожизненному лишению свободы) в отношении преступников явилось их деятельное раскаяние, выразившееся в полной выплате материального иска родственникам погибших, кроме того, они не представляют опасности для общества.

2. Положение «О получении и пользовании правами на управление транспортным средством» (принято Министерством общественной безопасности (№ 123); в новой действующей редакции вступило в силу 21 августа 2012 г.)20. В ст. 12 закреплено: если лицо в течение трех лет употребляло наркотические средства, либо нарушило трехлетний режим изоляции, применяемый к наркозависимым, либо долгое время употребляло психотропные препараты и не отвыкло от них, а также если в результате употребления спиртных напитков в состоянии алкогольного опьянения своими действиями лицо привело к серьезному дорожно-транспортному происшествию, образующему состав преступления, либо если не прошло пяти (в иных случаях десяти) лет с момента ли-

19 URL: http://www.chinalaw.gov.cn/article/fgkd/xfg/ sfwj/201012/20101200330527.shtml (дата обращения: 15.02.2015) (на кит. яз.).

20 URL: http://www.mps.gov.cn/n16/n1282/n3493/n3823/

n442207/3386943.html (дата обращения: 15.02.2015) (на кит. яз.).

шения прав на управление транспортным средством в результате пьяного вождения лица, профессионально занимающегося извозом, то такое лицо не вправе ходатайствовать о получении водительских прав.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В современном Китае за нарушения правил дорожного движения начисляются штрафные баллы (опыт заимствован у СССР): 12, 6, 3, 2 и 1 (ч. 2 ст. 55). Водитель, получивший 12 штрафных баллов в течение одного расчетного года, лишается прав на управление транспортным средством (ч. 1 ст. 58). За управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения водитель сразу «приговаривается» к 12 баллам и, соответственно, лишается прав на вождение.

Прав на управление транспортным средством немедленно лишается лицо, которое село за руль после употребления наркотических средств, находящееся на излечении от наркозависимости в специальных районах либо долгое время принимавшее психотропные препараты и не избавившееся от зависимости от них (п. 6 ст. 67).

3. Руководящее мнение о разрешении дел по преступлениям, связанными с управлением транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения (принято Министерством общественной безопасности 19 сентября 2011 г. (№ 190))21. В нем закреплены следующие положения:

если возникают сомнения относительно правильности выданных алкотестером показаний либо если водитель уклоняется от проверки на алкоголь, то по -лицейские, остановившие машину, должны незамедлительно предпринять все меры к получению образца крови лица, подозреваемого в управлении автомобилем в состоянии алкогольного опьянения;

полицейские должны принимать меры к сохранению доказательств по делу. Кроме использования ал-котестера и забора крови следует производить фото-и (или) видеосъемку, опрос свидетелей; транспортное средство может быть задержано для проведения необходимых экспертиз;

полицейские обязаны предпринимать меры для выведения водителя из состояния алкогольного опьянения. Не менее двух полицейских или один полицейский и не менее двух отвечающих за регулирование дорожного движения лиц (в Китае на перекрестках дорог, остановках общественного транспорта с повязками на руках стоят задействованные государством в целях борьбы с безработицей китайские граждане среднего и пенсионного возраста, которые оказывают помощь при переходе улиц на разрешающие сигналы светофора, посадке пассажиров в автобус и высадке из него и др.) должны отправить пьяного водителя в специализированные места для его вытрезвления. Если лицо сопротив-

21 URL: http://www.mps.gov.cn/n16/n1996048/n1996090/ n1996180/2922617.html (дата обращения: 15.02.2015) (на кит. яз.).

ляется, то можно использовать полицейские наручные жгуты, однако категорически запрещается использовать наручники, кандалы;

при проверке лица на алкотестере необходимо ис -пользовать только одноразовый мундштук;

взятые образцы крови должны быть сохранены, опечатаны и немедленно отданы для проведения экспертизы. В случаях невозможности немедленной отправки крови на экспертизу органы общественной безопасности должны сохранить ее при низкой температуре и не позднее трех суток передать на экспертизу;

организации, которым законом предоставлено право на проведение экспертизы, должны работать 24 часа в сутки; результаты проведенной экспертизы должны быть представлены в течение трех дней; водитель может опротестовать результаты экспертизы в течение трех дней;

материалы по делам с наличием достаточных доказательств и выясненными обстоятельствами органы следствия в течение семи дней должны передать в органы прокуратуры для утверждения обвинения. Срок передачи материалов дела может быть продлен в особых случаях по решению ответственных работников органов общественной безопасности уездного уровня;

для борьбы с неправосудными решениями по делам об управлении автомобилями в состоянии алкогольного опьянения, исключения личной заинтересованности и оказания влияния на органы следствия и суда материалы по делу, а также приговор должны обнародоваться в сети Интернет;

в целях обеспечения личной безопасности работников дорожной полиции проверка водителя на алкогольное опьянение должна осуществляться не менее чем двумя полицейскими.

4. Правила обеспечения безопасности школьного транспорта (приняты Государственным советом КНР 5 апреля 2012 г. (№ 617)22). Согласно п. 4 ст. 23 Правил лицо не допускается до управления школьным транспортом, если имеются сведения, что оно ранее привлекалось к ответственности за управление автомобилем после употребления алкоголя, за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.

Ответственность членов правящей партии и государственных служащих. Особой ответственности за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения подлежат члены КПК и работники государственных органов. Кроме привлечения к административной или уголовной ответственности партийными документами и некоторыми разрозненными актами правотворчества также предполагается возложение на них дисциплинарной ответственности, включающей уволь-

22 URL: http://www.gov.cn/zwgk/2012-04/10/content_2109706. htm (дата обращения: 15.02.2015) (на кит. яз.).

нение с должности, исключение из рядов партии, лишение наград и званий.

Согласно ч. 2 ст. 17 «Правил взыскания с работников административных органов» (приняты Государственным советом КНР 4 апреля 2007 г. (№ 495)) «при назначении уголовного наказания на основании закона в отношении работника административного органа он исключается из учреждения»23. Таким образом, привлеченный к уголовной ответственности за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения чиновник автоматически теряет должность. Более того, он никогда не сможет работать в государственной системе, так как получит клеймо на всю оставшуюся жизнь.

То же касается и членов КПК. На основании положений главы 4 Правил дисциплинарного наказания членов Коммунистической партии Китая (приняты 18 февраля 2004 г.)24 лицо в случае его привлечения к уголовной ответственности подлежит исключению из рядов партии.

Не менее требователен и Трудовой кодекс КНР от 5 апреля 1994 г.25: работодатель вправе разорвать трудовой контракт с лицом, привлекавшимся к уголовной ответственности (п. 4 ст. 25).

Подводя итог вышесказанному, сделаем следующие важные выводы.

1. В связи с увеличением числа дорожно-транспортных происшествий, количества случаев гибели людей по вине пьяных водителей китайский законодатель пошел по пути включения положений, касающихся «управления транспортным средством в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения» в действующее уголовное законодательство (ч. 2 ст. 133 УК КНР). Сделано это было многим ранее, чем в России. С 1 мая 2011 г. «пьяное вождение» в КНР образует состав преступления, а водитель привлекается к уголовной ответственности в виде ареста (до шести месяцев) и к уплате штрафа. Если уголовная ответственность возложена на государственного служащего либо члена правящей партии, то виновный подлежит немедленному увольнению с должности или исключению из рядов партии.

2. Судебные приговоры, выносимые китайскими народными судами по делам о «пьяном вождении», характеризует высокая степень серьезности и справедливости применяемых к виновным водителям мер уголовного наказания. Налицо соразмерность наказания совершенному преступлению. Отметим, что, несмотря на наличие в правовой норме УК КНР смертной казни за причинение гибели двух

23 URL: http://www.gov.cn/zwgk/2007-04/29/content_601234. htm (дата обращения: 15.02.2015) (на кит. яз.).

24 URL: http://cpc.people.com.cn/GB/33838/2539948.html (дата обращения: 15.02.2015) (на кит. яз.).

25 URL: http://www.gov.cn/banshi/2005-08/05/content_20688. htm (дата обращения: 15.02.2015) (на кит. яз.).

и (или) более лиц в результате управления автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, все же на практике «пьяный водитель» приговаривается к пожизненному лишению свободы в соответствии с ч. 1 ст. 115 УК КНР. По самым резонансным уголов -ным делам, в которых число погибших составляло четыре человека и более, вынесенные приговоры к высшей мере наказания по первой инстанции заменялись вышестоящим судом на пожизненное заключение. На фоне китайского уголовного закона нормы российского УК, касающиеся ответственности за гибель людей по вине пьяного водителя, выглядят чрезвычайно либерально. В России по рассматриваемому составу отсутствует соразмерность наказания и тяжести совершенного преступления. Так, вспомним нашумевшее дело о ДТП на Минской улице в г. Москве (семь погибших, из которых пятеро — воспитанники детского дома, их воспитательница и ее муж). Врезавшийся в остановку общественно -го транспорта пьяный водитель впоследствии был приговорен лишь к... 8,5 года лишения свободы в колонии общего режима (максимальное наказание по УК РФ — всего девять лет).

3. Китайское законодательство запрещает садиться за руль после употребления спиртного. Однако в зависимости от степени алкогольного (наркотического) опьянения водитель привлекается либо к административной, либо к уголовной ответственности:

управление транспортным средством «после употребления спиртных напитков» (содержание алкоголя в крови составляет от 20 до 80 мг/100 мл) — административная ответственность;

управление транспортным средством «в состоянии алкогольного опьянения» (содержание алкоголя в крови превышает (равно) 80 мг/100 мл) — уголовная ответственность.

Указанное разделение на административную и уголовную ответственность, применяемое к «пьяным водителям», дает основание предполагать, что китайский законодатель все же допускает различный подход к виновным в употреблении алкоголя водителям — тех, кто сел за руль не в пьяном состоянии, будут наказывать мягче.

4. Серьезность мер уголовной ответственности за управление транспортным средством в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения, включение «пьяного вождения» в действующий УК КНР, судебные приговоры к пожизненному лишению свободы виновных в гибели людей пьяных водителей привели к резкому снижению числа «пьяных вождений», трагических ДТП на дорогах страны. Шаги китайского законодателя, направленные на борьбу с «пьяным вождением», спасли от гибели тысячи людей. Дамоклов меч в виде уголовной, административной, дисциплинарной, партийной ответственности, «висящий» над пьяным водителем, направлен на устрашение потенциальных преступников, же-

лающих сесть за руль после употребления спиртного. В Китае широко известна древняя стратагема: «Бить по траве, чтобы вспугнуть змею». В данном случае наказание, пусть и серьезное, одного лица, выступает в качестве «битья по траве», в результате которого многочисленные преступные элементы — «вспугнутые змеи» — в испуге уходят от преступления26.

5. Опыт КНР в сфере нормативно-правового регулирования борьбы с управлением транспортными средствами в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения представляет значительный тео-

26 См.: Трощинский П. В. Влияние традиции на право современного Китая // Журнал российского права. 2014. № 8. С. 94—106. DOI: 10.12737/5281.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ретический и практический интерес для российской науки сравнительного правоведения, отечественного законодателя. Мы отнюдь не призываем к восстановлению института смертной казни, основываясь на примере наших китайских коллег. Однако ужесточение уголовного наказания в отношении виновных в гибели людей пьяных водителей для российской правовой системы жизненно необходимо. Представляется обоснованным установление пожизненного лишения свободы за гибель трех и более лиц в результате управления транспортным средством в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения. Это, несомненно, будет способствовать снижению числа севших за руль пьяных водителей и, как следствие, случаев трагической гибели на дорогах наших сограждан.

Жэньминьжибао. 2011. 18 мая (на кит. яз.). Жэньминьжибао. 2014. 20 окт. (на кит. яз.). Жэньминьхуабао. 2010. № 1 (на кит. яз.).

К обсуждению нормативной цели и применения части 1 статьи 133 Уголовного кодекса // Чжунгофасюе. 2011. № 5 (на кит. яз.). Наказан за вождение в нетрезвом виде // Ежемесячный журнал «Китай». 2009. № 9.

Пожизненное лишение свободы не принимаем, требуем смертной казни // Наньцзиньжибао. 2009. 24 дек. (на кит. яз.). Сяо Чуньфэй, Ию И. Что изменилось в 2009 г.? 10 наиболее популярных слов 2009 // Ежемесячный журнал «Китай». 2010. № 1. Трощинский П. В. Влияние традиции на право современного Китая // Журнал российского права. 2014. № 8. DOI: 10.12737/5281. Трощинский П. Суровая воля государства. В Китае пьяные виновники ДТП с человеческими жертвами получают пожизненный срок // Время новостей. 2010. № 198. URL: http://www.vremya.rU/2010/198/5/263443.html (дата обращения: 15.02.2015). Фачживэньцуйбао. 2010. 14 июля (на кит. яз.). Цзиньцзижибао. 2011. 18 мая (на кит. яз.). Чжунгоцинняньбао. 2012. 22 марта (на кит. яз.).

REFERENCES

Zhen'minzhibao. 2011. 18 maya (na kit. yaz.). Zhen'minzhibao. 2014. 20 okt. (na kit. yaz.). Zhen'min'khuabao. 2010. No. 1 (na kit. yaz.).

K obsuzhdeniyu normativnoy tseli i primeneniya chasti 1 stat'i 133 Ugolovnogo kodeksa. Chzhungofasyue. 2011. No. 5 (na kit. yaz.). Nakazan za vozhdenie v netrezvom vide. Ezhemesyachnyy zhurnal «Kitay». 2009. No. 9.

Pozhiznennoe lishenie svobody ne prinimaem, trebuem smertnoy kazni. Nan'tszin'zhibao. 2009. 24 dek. (na kit. yaz.). Syao Chun'fey, lyu I. Chto izmenilos' v 2009 g.? 10 naibolee populyarnykh slov 2009. Ezhemesyachnyy zhurnal «Kitay». 2010. No. 1. Troshchinskiy P. V. Vliyanie traditsii na pravo sovremennogo Kitaya. Zhurnal rossiyskogo prava. 2014. No. 8. DOI: 10.12737/5281. Troshchinskiy P. Surovaya volya gosudarstva. V Kitae p'yanye vinovniki DTP s chelovecheskimi zhertvami poluchayut pozhiznennyy srok. Vremya novostey. 2010. No. 198. URL: http://www.vremya.ru/2010/198/5/263443.html (data obrashcheniya: 15.02.2015). Fachzhiven'tsuybao. 2010. 14 iyulya (na kit. yaz.). Tszin'tszizhibao. 2011. 18 maya (na kit. yaz.). Chzhungotsinnyan'bao. 2012. 22 marta (na kit. yaz.).

-о-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.