Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
782
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ЭЛЕКТРОННОМ ОБУЧЕНИИ И ОБУЧЕНИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонинкова М.С.

В статье рассмотрен опыт создания локальных нормативных актов, регламентирующих внедрение цифровой образовательной среды в общеобразовательной организации. Представлено описание деятельности педагогических работников по разработке и актуализации нормативно-правовых документов, сопровождающих внедрение цифровой образовательной среды в образовательной организации. В статье приведены правовые аспекты применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в условиях внедрения цифровой образовательной среды, представлен пример содержания локального документа «Положение об электронном обучении и обучении с применением дистанционных образовательных технологий в МБОУ «Лицей №23» г. Озерска

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антонинкова М.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATUTORY AND REGULATORY SUPPORT OF IMPLEMENTATION OF DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN GENERAL EDUCATION INSTITUTION

The article observes the experience of creating local regulatory acts that provide implementation of digital educational environment in educational institution. The description of pedagogical workers' activity in development and actualization of statutory and regulatory documents that conduct implementation of digital educational environment in educational organization is presented. The article provides legal aspects of e-learning and distant learning technologies appliance under the conditions of implementation of digital educational environment, the example of local documents content «Regulation on e-learning and distant learning technologies appliance in Municipal Budget Educational Institution №23 in town of Ozersk»

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 371:004

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

М.С. Антонинкова

В статье рассмотрен опыт создания локальных нормативных актов, регламентирующих внедрение цифровой образовательной среды в общеобразовательной организации.

Представлено описание деятельности педагогических работников по разработке и актуализации нормативно-правовых документов, сопровождающих внедрение цифровой образовательной среды в образовательной организации.

В статье приведены правовые аспекты применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в условиях внедрения цифровой образовательной среды, представлен пример содержания локального документа «Положение об электронном обучении и обучении с применением дистанционных образовательных технологий в МБОУ «Лицей №23» г. Озерска».

Ключевые слова: нормативно-правовое обеспечение, цифровая образовательная среда, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, положение об электронном обучении и обучении с применением дистанционных образовательных технологий.

Потребность в совершенствовании нормативно-правовой базы в системе образования определена изменениями, которые связаны с образовательно-прогностическими, политическими и социально-экономическими условиями в Российской Федерации [6].

Нормативно-правовое обеспечение в образовательной организации является одним из приоритетных направлений реализации принципов современной образовательной политики и регулируется в следствие происходящих изменений в образовательной практике.

Нормативно-правовое обеспечение - это способы, приемы и средства, обеспечивающие эффективность, стабильность, инновации образовательных процессов, реализацию намеченных

планов, проектов и определение путей совершенствования личности в образовательном процессе, а также повышение качества образования [6].

Нормативно-правовое сопровождение внедрения цифровой образовательной среды, как деятельностный аспект, недостаточно широко представлен в исследованиях разных авторов. Так, например, Софина Е.М. в своей статье «Нормативно-правовое обеспечение формирования цифровой образовательной среды в школе», проведя анализ развития российской законодательной базы, нормативных и организационных мероприятий, направленных на развитие цифровой образовательной среды, пришла к выводу, что существует ряд проблем, которые требуют дополнительной законодательной регламентации, разъяснения и уточнения [5].

В связи с этим перед образовательной организацией стоит серьезная задача по разработке и актуализации нормативно-правовых документов, сопровождающих внедрение цифровой образовательной среды в образовательной организации.

Учитывая тенденции развития современного общества в области построения цифровой образовательной среды, образовательные учреждения должны своевременно изучать документы федерального и регионального значения, вносить изменения в локальные акты, планировать и реализовывать направления развития образовательной организации. Цифровая образовательная среда (далее ЦОС) - это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса [2]. Авторы Природова О.Ф., Данилова А.В. и Моргун А.Н. считают, что цифровая образовательная среда должна не только обеспечивать доступ к онлайн-контенту, но и позволять формировать образовательные траектории с учетом возможностей очного обучения и самообразования, предоставляя формат удобного поиска, механизмы рейтингования и учета результатов освоения различных образователь-

ных элементов [4]. Совокупность условий для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, с учетом функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся, можно рассматривать как ЦОС.

Современное образование направлено на достижение обучающимися заданных образовательных результатов при условии персонализа-ции образовательного процесса за счет использования возможностей цифровой образовательной среды, электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий.

Для нормативно-правового регулирования обучения в условиях создания современной и безопасной цифровой образовательной среды, которая должна обеспечивать высокое качество и доступность образования, каждая образовательная организация разрабатывает локальные нормативные акты (положения, программы, приказы), содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом. При этом, образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности.

В Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Лицей №23» г. Озерска (далее - МБОУ «Лицей №23») с 2020 года осуществляется обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, и с 2021 года в нашей образовательной организации осуществляется работа по внедрению цифровой образовательной среды, которая способствует решению следующих задач: создание условий для реализации индивидуальной образовательной траектории и персонализации обучения; повышение качества

обучения за счет применения средств современных информационных и коммуникационных технологий; обеспечение открытого доступа к различным информационным ресурсам для образовательного процесса в любое удобное для обучающегося время; создание единой образовательной среды лицея; повышение эффективности учебной и внеурочной деятельности, интенсификации самостоятельной работы обучающихся; повышение эффективности организации учебного процесса.

Процесс внедрения ЦОС в МБОУ «Лицей №23» направлен на использование возможностей цифровизации и интерактивности образовательного процесса, с целью повышения качества образования, что является актуальным направлением развития образовательной организации. Цифровизация и интерактивность образовательного процесса в МБОУ «Лицей №23» достигается посредством внедрения в условиях цифровой образовательной среды электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и регламентируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», федеральным проектом «Цифровая образовательная среда», приказом Минпросвещения России от 02.12.2019 № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» и другими нормативными актами.

Внедрение цифровой образовательной среды в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Лицей №23» сопровождается разработкой нормативно - правовых документов. Разработка нормативной базы является компетенцией и обязанностью образовательной организации, в соответствии «Об образовании в Российской Федерации» [3, ст. 28].

Для обеспечения эффективного обучения и повышения его качества в условиях внедрения ЦОС в МБОУ «Лицей №23» используется электронное обучение и дистанционные образо-

вательные технологии.

На основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 13) образовательная организация может использовать при реализации основных образовательных программ различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Определение понятий «дистанционные образовательные технологии» и «электронное обучение» приведено в статье 16 того же закона. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, которые преимущественно реализуются с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Таким образом, обучение с использованием дистанционных технологий является частью электронного обучения [3].

Цифровая образовательная среда лицея направлена на обеспечение равных условий доступа к качественному образованию, в том числе посредством дистанционного взаимодействия всех участников образовательного процесса, и на усиление использования возможностей современных цифровых технологий для обеспечения образовательной деятельности.

С целью достижения поставленных задач в МБОУ «Лицей №23» по применению электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий в условиях внедрения цифровой образовательной среды необходима разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих процесс использования данных видов обучения.

Для актуализации нормативно-правового

сопровождения процесса внедрения ЦОС был проведен внутренний аудит локальных нормативных актов, регламентирующих образовательную деятельность в условиях ЦОС, который представлял собой оценку наличия и соответствия действующих нормативных документов МБОУ «Лицей №23» требованиям федеральных и региональных нормативных документов в сфере информатизации и цифровизации образования.

Анализ полученных результатов нам позволил сделать вывод, что нормативные документы МБОУ «Лицей №23» направлены на обеспечение доступности и качества образования, при этом в регламентирующих деятельность документах не описаны условия формирования цифровой образовательной среды. Мы определили перечень документов, необходимых для корректировки и обновления имеющейся нормативно -правовой базы сопровождающей внедрение ЦОС в МБОУ «Лицей №23». Так, необходимо было актуализировать и разработать следующие документы: основные образовательные программы, Положение о цифровой образовательной среде МБОУ «Лицей №23», Положение об электронном обучении и обучении с применением дистанционных образовательных технологий в МБОУ «Лицей №23», Положение об официальном сайте МБОУ «Лицей №23», Положение об этике общения в родительских чатах, социальных сетях и мессенджерах МБОУ «Лицей №23», Положение об использовании образовательной платформы Цифрум23 .рф МБОУ «Лицей №23».

Для регламента разработки нормативно -правовых документов, сопровождающих внедрение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, как составляющей ЦОС, в МБОУ «Лицей №23» была создана рабочая группа с целью разработки документа «Дорожная карта по организации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной деятельности в МБОУ «Лицей №23» (далее Дорожная карта), который определил мероприятия по достижению поставленных целей по нормативно-правовому обеспечению образовательного процесса в условиях ЦОС . С целью реализации мероприя-

тий Дорожной карты приказом директора МБОУ «Лицей №23» была определена рабочая группа в количестве 12 человек, которая включала представителей администрации лицея, руководителей общественных профессиональных объединений педагогов МБОУ «Лицей №23», родителей обучающихся, входящих в состав Совета общеобразовательного учреждения.

В Дорожную карту были включены нормативно-правовой, учебно-методический, материально-технический и психолого-педагогический блоки, в которых представлены перечни мероприятий по разработке и обновлению локальных нормативных актов. В рамках мероприятий нормативно - правового блока Дорожной карты определено мероприятие по разработке документа «Положение о применении электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий в МБОУ «Лицей №23»» (далее Положение), регламентирующего образовательную деятельность в условиях внедрения цифровой образовательной среды в МБОУ «Лицей №23», который включает следующие разделы: «Общие положения», «Цели и задачи», «Участники образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», «Организация дистанционного и электронного обучения».

В разделе «Общие положения» приведен перечень нормативно-правовых документов, являющихся основанием для осуществления образовательной деятельности в рамках электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий (далее ЭО и ДОТ), основные понятия и определения, а также основные элементы системы ЭО и ДОТ в лицее. В качестве основных элементов системы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в лицее используются: образовательная платформа МБОУ «Лицей №23» Цифрум23.рф; образовательные онлайн-платформы (Российская электронная школа; Учи.ру - интерактивная, образовательная онлайн-платформа; Фоксфорд - онлайн-платформа образовательных курсов); цифровые образовательные ресурсы (https://sdamgia.ru/ -Решу ЕГЭ, ОГЭ, ВПР; ЯКласс - цифровой

образовательный ресурс; Сириус); платформы для проведения онлайн-видеоконференций и вебинаров; e-mail; облачные сервисы; электронные носители мультимедийных приложений к учебникам; электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства Российской Федерации об образовательной деятельности, а также в соответствии с учебно-методическим комплексом лицея, утвержденным на текущий учебный год. В данном разделе также были определены организационные формы учебной деятельности в обучении с применением ЭО и ДОТ: лекция консультация; семинар; практическое занятие; лабораторная работа; контрольная работа; самостоятельная внеаудиторная работа; исследовательская проектная деятельность. Согласно Положению, сопровождение образовательного процесса с применением ЭО И ДОТ может осуществляться в следующих режимах: тестирование on-line; консультации online (в том числе с применением образовательной платформы Цифрум23.рф, форума и почты ГИС «Сетевой город. Образование»); предоставление методических материалов; сопровождение offline (консультирование, проверка тестов, контрольных работ, различные виды текущего контроля и промежуточной аттестации, предусмотренные рабочей программой учебного предмета и Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации в МБОУ «Лицей №23»).

В данном Положении представлены цели и задачи внедрения электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Основной целью применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в МБОУ «Лицей №23» является предоставление обучающимся возможности освоения основных образовательных программ начального общего, основного общего образования и среднего общего образования и курсов внеурочной деятельности непосредственно по месту жительства или его временного пребывания (нахождения), а также предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся, обучение по индивидуальному учебному

плану при закреплении материала, освоении новых тем по предметам и выполнении внеаудиторной самостоятельной работы.

Участниками образовательного процесса с применением ЭО и ДОТ являются обучающиеся, педагогические, административные и учебно-вспомогательные работники лицея, родители (законные представители) обучающихся. Права участников образовательного процесса с применением ЭО и ДОТ также приведены в Положении. Педагогические работники, осуществляющие обучение с применением ЭО и ДОТ, вправе применять имеющиеся электронные средства обучения (под электронными средствами обучения в лицее понимаются средства обучения, созданные с применением компьютерных информационных технологий), соответствующие содержанию федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования. Таким образом, педагоги лицея могут применять электронные средства обучения по-своему выбору и оценивать применяемые электронные средства обучения на соответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

В разделе Положения «Организация ЭО и ДОТ» представлены две модели организации обучения с применением ЭО и ДОТ в лицее: «Модель непосредственного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися» и

«Модель опосредованного (на расстоянии) осуществления взаимодействия педагога с обучающимися». Модель непосредственного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися реализуется с применением технологии смешанного обучения. Модель опосредованного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися может быть организована с разными категориями обучающихся. Данная модель применяется для обучения лицеистов, проходящих подготовку к участию в олимпиадах и конкурсах на заключительных этапах; обучающихся с высокой степенью успешности в освоении основных образовательных программ; обучающихся, длительно пропускающих учебные занятия по уважительной причине (болезнь, участие в соревнованиях, конкурсах); обучающихся, проходящих обучение по индивидуальному учебному плану. Опосредованное взаимодействие педагога с обучающимися регламентируется рабочим листом (таблица 1) либо индивидуальным учебным планом обучающегося. В рабочем листе преподаватель определяет объем задания по предмету для самостоятельного изучения, сроки консультаций, объем учебного материала, представленного на текущий контроль (в том числе автоматизированный) и (или) промежуточную аттестацию, сроки и формы текущего контроля и (или) промежуточной аттестации.

Таблица 1

Рабочий лист взаимодействия педагога и обучающегося Класс_ФИО обучающегося_

Предмет (курс, модуль)_

Дата Тема урока Основное содержание (задание для изучения) Применяемые ЭО и ДОТ Консультирование Домашнее задание

Для организации ЭО и ДОТ в лицее согласно Положению, составляется отдельное расписание для классов и (или) для отдельных обучающихся.

В Положении также могут содержатся пункты о реализации образовательных программ с применением ДОТ для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.

Данное Положение было обсуждено и принято на педагогическом совете и утверждено приказом директора лицея. При поступлении в лицей для обучения по основным образовательным программам общего образования родители обучающихся (законные представители) знакомятся с локальными нормативными актами лицея, в том числе и с Положением о применении электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

Таким образом, МБОУ «Лицей №23» организует ЭО и ДОТ, что требует внесения изменений в основные образовательные программы.

Применение ЭО и ДОТ в процессе обучения должно организовываться согласно части первой статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, содержание образования определяется образовательной программой. При этом, к компетенции образовательной организации относится разработка и утверждение основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - основные образовательные программы). Основные образовательные программы образовательной организации могут быть ориентированы на конкретные области знаний, а также могут содержать различные виды учебной деятельности. Согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, применение цифровых образовательных ресурсов в обучении и внеурочной деятельности необходимо отражать в тематическом планировании рабочих программ предметов, курсов, дисциплин (модулей). Таким образом, применение ЭО и ДОТ в учебном процессе и внеурочной деятельности должно найти свое отражение в основных образовательных программах.

Обучение с применением ЭО и ДОТ может осуществляться при наличии заявления родителей (законных представителей) обучающихся по

индивидуальному учебному плану (например, для обучающихся на дому, для детей с ОВЗ, для обучающихся, имеющих потребность в индивидуальной образовательной траектории). Информация о применении ЭО и ДОТ в образовательном процессе содержится в пояснительной записке к учебному плану МБОУ «Лицей №23»: «основной формой организации образовательной деятельности является традиционная классно-урочная форма (например, лекции, семинары, лабораторные занятия, практикумы, исследовательская работа, презентация, интегрированные уроки, дискуссия, дидактические игры, работа в группах, видео-уроки). Помимо классно-урочной формы, для организации образовательной деятельности, используются и другие формы, такие как: консультации, конференции, веб-конференции, проектные работы, экскурсии, групповая и (или) индивидуальная работа, самостоятельная работа, а также обучение с применением ЭО и ДОТ, которое может применяться как в рамках отдельных курсов, разделов или тем».

Также в рамках нормативно-правового обеспечения внедрения цифровой образовательной среды в МБОУ «Лицей №23» были разработаны следующие документы: Положение о цифровой образовательной среде; Положение о применении образовательной платформы Цифрум23.рф; Положение об этике общения в родительских чатах, социальных сетях и мессенджерах.

Локальные нормативные документы, сопровождающие процесс внедрения ЦОС в ОО, разработаны в соответствии с требованиями федеральных и региональных документов, регламентирующих внедрение ЦОС в образовательной организации, и отражают все происходящие изменения в системе образования на региональном и федеральном уровне.

Администрация МБОУ «Лицей №23» ежегодно проводит в форме анкетирования мониторинг удовлетворенности качеством обучения всех участников образовательного процесса при применении ЭО и ДОТ в процессе обучения. На основании проведенного анализа полученных результатов в лицее проходит корректировка рабочих программ, курсов и модулей.

Образовательной организации необходимо

своевременно обеспечивать соответствие локальных нормативных актов в соответствии с изменениями в нормах права, происходящих на региональном и федеральном уровнях.

Актуализация и разработка нормативно-правовой базы применения электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий позволяет применять электронное обучение, включающее в себя цифровые образовательные среды, информационно-коммуникационные технологии, новые педагогические подходы в представлении и освоении информации.

Таким образом мы пришли к выводу, что эффективность внедрения цифровой образовательной среды в МБОУ «Лицей .№23» во многом зависит от своевременного и актуального нормативно-правового обеспечения образовательной деятельности в условиях цифровизации, правовой регламентации электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

Список литературы

1. Кушнир, М. Цифровая образовательная среда / М. Кушнир // Директория-онлайн. - URL: https://medium.com/direktoria-online/the-digital-learning-environment-f1255d06942a (дата обращения 24.04.2022).

2. Мироненко, Е. С. Цифровая образовательная среда: понятие и структура / Е. С. Мироненко // Социальное пространство - 2019. - №4(21). -С. 1-14. DOI: 10.15838/sa.2019.4.21.6

3. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ -URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения 24.04.2022).

4. Природова, О. Ф. Структура цифровой образовательной среды: нормативно-правовые и методические аспекты / О. Ф. Природова, А. В. Данилова, А. Н. Моргун // Педагогика и психология образования. - 2020. - N° 1. - С. 9-30.

5. Софина, Е. М. Нормативно-правовое обеспечение формирования цифровой образовательной среды в школе / Е. М. Софина // Педагогические науки. - 2020. - №27 - С. 128 - 131.

6. Федосеева, Л. А. Нормативно-правовое

обеспечение образовательной деятельности в Российской Федерации / Л. А. Федосеева // Современные научные исследования и инновации. - 2020. - № 1 . - С. 36.

References

1. Kushnir, M. Cifrovaja obrazovatel'naja sreda / M. Kushnir // Direktorija-onlajn. - URL: https://medium.com/direktoria-online/the-digital-learning-environment-f1255d06942a (data obrashhenija 24.04.2022).

2. Mironenko, E. S. Cifrovaja obrazovatel'naja sreda: ponjatie i struktura / E. S. Mironenko // Social'noe prostranstvo - 2019. - №4 (21). - S. 1-14. DOI: 10.15838/sa.2019.4.21.6

3. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii : Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 J273-FZ - URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617 (data obrashhenija 24.04.2022).

4. Prirodova, O. F. Struktura cifrovoj obrazovatel'noj sredy: normativno-pravovye i metodicheskie aspekty / O. F. Prirodova, A. V. Danilova, A. N. Morgun // Pedagogika i psihologija obrazovanija. - 2020. - J№ 1. - S. 9-30.

5. Sofina, E. M. Normativno-pravovoe obespechenie formirovanija cifrovoj obrazovatel'noj sredy v shkole / E. M. Sofina // Pedagogicheskie nauki. - 2020. - №27 - S. 128 - 131.

6. Fedoseeva, L. A. Normativno-pravovoe obespechenie obrazovatel'noj dejatel'nosti v Rossijskoj Federacii / L. A. Fedoseeva // Sovremennye nauchnye issledovanija i innovacii. -2020. - № 1 . - S. 36.

Сведения об авторе

Антонинкова Милана Сергеевна - заместитель директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №23» г. Озерска

Information about author

Antoninkova M.S. - Deputy Director of Municipal Budget General Education Institution «Lyceum №23», Ozersk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.