УДК 371:004
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
М.С. Антонинкова
В статье рассмотрен опыт создания локальных нормативных актов, регламентирующих внедрение цифровой образовательной среды в общеобразовательной организации.
Представлено описание деятельности педагогических работников по разработке и актуализации нормативно-правовых документов, сопровождающих внедрение цифровой образовательной среды в образовательной организации.
В статье приведены правовые аспекты применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в условиях внедрения цифровой образовательной среды, представлен пример содержания локального документа «Положение об электронном обучении и обучении с применением дистанционных образовательных технологий в МБОУ «Лицей №23» г. Озерска».
Ключевые слова: нормативно-правовое обеспечение, цифровая образовательная среда, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, положение об электронном обучении и обучении с применением дистанционных образовательных технологий.
Потребность в совершенствовании нормативно-правовой базы в системе образования определена изменениями, которые связаны с образовательно-прогностическими, политическими и социально-экономическими условиями в Российской Федерации [6].
Нормативно-правовое обеспечение в образовательной организации является одним из приоритетных направлений реализации принципов современной образовательной политики и регулируется в следствие происходящих изменений в образовательной практике.
Нормативно-правовое обеспечение - это способы, приемы и средства, обеспечивающие эффективность, стабильность, инновации образовательных процессов, реализацию намеченных
планов, проектов и определение путей совершенствования личности в образовательном процессе, а также повышение качества образования [6].
Нормативно-правовое сопровождение внедрения цифровой образовательной среды, как деятельностный аспект, недостаточно широко представлен в исследованиях разных авторов. Так, например, Софина Е.М. в своей статье «Нормативно-правовое обеспечение формирования цифровой образовательной среды в школе», проведя анализ развития российской законодательной базы, нормативных и организационных мероприятий, направленных на развитие цифровой образовательной среды, пришла к выводу, что существует ряд проблем, которые требуют дополнительной законодательной регламентации, разъяснения и уточнения [5].
В связи с этим перед образовательной организацией стоит серьезная задача по разработке и актуализации нормативно-правовых документов, сопровождающих внедрение цифровой образовательной среды в образовательной организации.
Учитывая тенденции развития современного общества в области построения цифровой образовательной среды, образовательные учреждения должны своевременно изучать документы федерального и регионального значения, вносить изменения в локальные акты, планировать и реализовывать направления развития образовательной организации. Цифровая образовательная среда (далее ЦОС) - это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса [2]. Авторы Природова О.Ф., Данилова А.В. и Моргун А.Н. считают, что цифровая образовательная среда должна не только обеспечивать доступ к онлайн-контенту, но и позволять формировать образовательные траектории с учетом возможностей очного обучения и самообразования, предоставляя формат удобного поиска, механизмы рейтингования и учета результатов освоения различных образователь-
ных элементов [4]. Совокупность условий для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, с учетом функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся, можно рассматривать как ЦОС.
Современное образование направлено на достижение обучающимися заданных образовательных результатов при условии персонализа-ции образовательного процесса за счет использования возможностей цифровой образовательной среды, электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий.
Для нормативно-правового регулирования обучения в условиях создания современной и безопасной цифровой образовательной среды, которая должна обеспечивать высокое качество и доступность образования, каждая образовательная организация разрабатывает локальные нормативные акты (положения, программы, приказы), содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом. При этом, образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности.
В Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Лицей №23» г. Озерска (далее - МБОУ «Лицей №23») с 2020 года осуществляется обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, и с 2021 года в нашей образовательной организации осуществляется работа по внедрению цифровой образовательной среды, которая способствует решению следующих задач: создание условий для реализации индивидуальной образовательной траектории и персонализации обучения; повышение качества
обучения за счет применения средств современных информационных и коммуникационных технологий; обеспечение открытого доступа к различным информационным ресурсам для образовательного процесса в любое удобное для обучающегося время; создание единой образовательной среды лицея; повышение эффективности учебной и внеурочной деятельности, интенсификации самостоятельной работы обучающихся; повышение эффективности организации учебного процесса.
Процесс внедрения ЦОС в МБОУ «Лицей №23» направлен на использование возможностей цифровизации и интерактивности образовательного процесса, с целью повышения качества образования, что является актуальным направлением развития образовательной организации. Цифровизация и интерактивность образовательного процесса в МБОУ «Лицей №23» достигается посредством внедрения в условиях цифровой образовательной среды электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и регламентируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», федеральным проектом «Цифровая образовательная среда», приказом Минпросвещения России от 02.12.2019 № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» и другими нормативными актами.
Внедрение цифровой образовательной среды в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Лицей №23» сопровождается разработкой нормативно - правовых документов. Разработка нормативной базы является компетенцией и обязанностью образовательной организации, в соответствии «Об образовании в Российской Федерации» [3, ст. 28].
Для обеспечения эффективного обучения и повышения его качества в условиях внедрения ЦОС в МБОУ «Лицей №23» используется электронное обучение и дистанционные образо-
вательные технологии.
На основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 13) образовательная организация может использовать при реализации основных образовательных программ различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Определение понятий «дистанционные образовательные технологии» и «электронное обучение» приведено в статье 16 того же закона. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, которые преимущественно реализуются с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Таким образом, обучение с использованием дистанционных технологий является частью электронного обучения [3].
Цифровая образовательная среда лицея направлена на обеспечение равных условий доступа к качественному образованию, в том числе посредством дистанционного взаимодействия всех участников образовательного процесса, и на усиление использования возможностей современных цифровых технологий для обеспечения образовательной деятельности.
С целью достижения поставленных задач в МБОУ «Лицей №23» по применению электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий в условиях внедрения цифровой образовательной среды необходима разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих процесс использования данных видов обучения.
Для актуализации нормативно-правового
сопровождения процесса внедрения ЦОС был проведен внутренний аудит локальных нормативных актов, регламентирующих образовательную деятельность в условиях ЦОС, который представлял собой оценку наличия и соответствия действующих нормативных документов МБОУ «Лицей №23» требованиям федеральных и региональных нормативных документов в сфере информатизации и цифровизации образования.
Анализ полученных результатов нам позволил сделать вывод, что нормативные документы МБОУ «Лицей №23» направлены на обеспечение доступности и качества образования, при этом в регламентирующих деятельность документах не описаны условия формирования цифровой образовательной среды. Мы определили перечень документов, необходимых для корректировки и обновления имеющейся нормативно -правовой базы сопровождающей внедрение ЦОС в МБОУ «Лицей №23». Так, необходимо было актуализировать и разработать следующие документы: основные образовательные программы, Положение о цифровой образовательной среде МБОУ «Лицей №23», Положение об электронном обучении и обучении с применением дистанционных образовательных технологий в МБОУ «Лицей №23», Положение об официальном сайте МБОУ «Лицей №23», Положение об этике общения в родительских чатах, социальных сетях и мессенджерах МБОУ «Лицей №23», Положение об использовании образовательной платформы Цифрум23 .рф МБОУ «Лицей №23».
Для регламента разработки нормативно -правовых документов, сопровождающих внедрение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, как составляющей ЦОС, в МБОУ «Лицей №23» была создана рабочая группа с целью разработки документа «Дорожная карта по организации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной деятельности в МБОУ «Лицей №23» (далее Дорожная карта), который определил мероприятия по достижению поставленных целей по нормативно-правовому обеспечению образовательного процесса в условиях ЦОС . С целью реализации мероприя-
тий Дорожной карты приказом директора МБОУ «Лицей №23» была определена рабочая группа в количестве 12 человек, которая включала представителей администрации лицея, руководителей общественных профессиональных объединений педагогов МБОУ «Лицей №23», родителей обучающихся, входящих в состав Совета общеобразовательного учреждения.
В Дорожную карту были включены нормативно-правовой, учебно-методический, материально-технический и психолого-педагогический блоки, в которых представлены перечни мероприятий по разработке и обновлению локальных нормативных актов. В рамках мероприятий нормативно - правового блока Дорожной карты определено мероприятие по разработке документа «Положение о применении электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий в МБОУ «Лицей №23»» (далее Положение), регламентирующего образовательную деятельность в условиях внедрения цифровой образовательной среды в МБОУ «Лицей №23», который включает следующие разделы: «Общие положения», «Цели и задачи», «Участники образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», «Организация дистанционного и электронного обучения».
В разделе «Общие положения» приведен перечень нормативно-правовых документов, являющихся основанием для осуществления образовательной деятельности в рамках электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий (далее ЭО и ДОТ), основные понятия и определения, а также основные элементы системы ЭО и ДОТ в лицее. В качестве основных элементов системы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в лицее используются: образовательная платформа МБОУ «Лицей №23» Цифрум23.рф; образовательные онлайн-платформы (Российская электронная школа; Учи.ру - интерактивная, образовательная онлайн-платформа; Фоксфорд - онлайн-платформа образовательных курсов); цифровые образовательные ресурсы (https://sdamgia.ru/ -Решу ЕГЭ, ОГЭ, ВПР; ЯКласс - цифровой
образовательный ресурс; Сириус); платформы для проведения онлайн-видеоконференций и вебинаров; e-mail; облачные сервисы; электронные носители мультимедийных приложений к учебникам; электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства Российской Федерации об образовательной деятельности, а также в соответствии с учебно-методическим комплексом лицея, утвержденным на текущий учебный год. В данном разделе также были определены организационные формы учебной деятельности в обучении с применением ЭО и ДОТ: лекция консультация; семинар; практическое занятие; лабораторная работа; контрольная работа; самостоятельная внеаудиторная работа; исследовательская проектная деятельность. Согласно Положению, сопровождение образовательного процесса с применением ЭО И ДОТ может осуществляться в следующих режимах: тестирование on-line; консультации online (в том числе с применением образовательной платформы Цифрум23.рф, форума и почты ГИС «Сетевой город. Образование»); предоставление методических материалов; сопровождение offline (консультирование, проверка тестов, контрольных работ, различные виды текущего контроля и промежуточной аттестации, предусмотренные рабочей программой учебного предмета и Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации в МБОУ «Лицей №23»).
В данном Положении представлены цели и задачи внедрения электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Основной целью применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в МБОУ «Лицей №23» является предоставление обучающимся возможности освоения основных образовательных программ начального общего, основного общего образования и среднего общего образования и курсов внеурочной деятельности непосредственно по месту жительства или его временного пребывания (нахождения), а также предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся, обучение по индивидуальному учебному
плану при закреплении материала, освоении новых тем по предметам и выполнении внеаудиторной самостоятельной работы.
Участниками образовательного процесса с применением ЭО и ДОТ являются обучающиеся, педагогические, административные и учебно-вспомогательные работники лицея, родители (законные представители) обучающихся. Права участников образовательного процесса с применением ЭО и ДОТ также приведены в Положении. Педагогические работники, осуществляющие обучение с применением ЭО и ДОТ, вправе применять имеющиеся электронные средства обучения (под электронными средствами обучения в лицее понимаются средства обучения, созданные с применением компьютерных информационных технологий), соответствующие содержанию федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования. Таким образом, педагоги лицея могут применять электронные средства обучения по-своему выбору и оценивать применяемые электронные средства обучения на соответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.
В разделе Положения «Организация ЭО и ДОТ» представлены две модели организации обучения с применением ЭО и ДОТ в лицее: «Модель непосредственного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися» и
«Модель опосредованного (на расстоянии) осуществления взаимодействия педагога с обучающимися». Модель непосредственного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися реализуется с применением технологии смешанного обучения. Модель опосредованного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися может быть организована с разными категориями обучающихся. Данная модель применяется для обучения лицеистов, проходящих подготовку к участию в олимпиадах и конкурсах на заключительных этапах; обучающихся с высокой степенью успешности в освоении основных образовательных программ; обучающихся, длительно пропускающих учебные занятия по уважительной причине (болезнь, участие в соревнованиях, конкурсах); обучающихся, проходящих обучение по индивидуальному учебному плану. Опосредованное взаимодействие педагога с обучающимися регламентируется рабочим листом (таблица 1) либо индивидуальным учебным планом обучающегося. В рабочем листе преподаватель определяет объем задания по предмету для самостоятельного изучения, сроки консультаций, объем учебного материала, представленного на текущий контроль (в том числе автоматизированный) и (или) промежуточную аттестацию, сроки и формы текущего контроля и (или) промежуточной аттестации.
Таблица 1
Рабочий лист взаимодействия педагога и обучающегося Класс_ФИО обучающегося_
Предмет (курс, модуль)_
Дата Тема урока Основное содержание (задание для изучения) Применяемые ЭО и ДОТ Консультирование Домашнее задание
Для организации ЭО и ДОТ в лицее согласно Положению, составляется отдельное расписание для классов и (или) для отдельных обучающихся.
В Положении также могут содержатся пункты о реализации образовательных программ с применением ДОТ для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
Данное Положение было обсуждено и принято на педагогическом совете и утверждено приказом директора лицея. При поступлении в лицей для обучения по основным образовательным программам общего образования родители обучающихся (законные представители) знакомятся с локальными нормативными актами лицея, в том числе и с Положением о применении электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
Таким образом, МБОУ «Лицей №23» организует ЭО и ДОТ, что требует внесения изменений в основные образовательные программы.
Применение ЭО и ДОТ в процессе обучения должно организовываться согласно части первой статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, содержание образования определяется образовательной программой. При этом, к компетенции образовательной организации относится разработка и утверждение основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - основные образовательные программы). Основные образовательные программы образовательной организации могут быть ориентированы на конкретные области знаний, а также могут содержать различные виды учебной деятельности. Согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, применение цифровых образовательных ресурсов в обучении и внеурочной деятельности необходимо отражать в тематическом планировании рабочих программ предметов, курсов, дисциплин (модулей). Таким образом, применение ЭО и ДОТ в учебном процессе и внеурочной деятельности должно найти свое отражение в основных образовательных программах.
Обучение с применением ЭО и ДОТ может осуществляться при наличии заявления родителей (законных представителей) обучающихся по
индивидуальному учебному плану (например, для обучающихся на дому, для детей с ОВЗ, для обучающихся, имеющих потребность в индивидуальной образовательной траектории). Информация о применении ЭО и ДОТ в образовательном процессе содержится в пояснительной записке к учебному плану МБОУ «Лицей №23»: «основной формой организации образовательной деятельности является традиционная классно-урочная форма (например, лекции, семинары, лабораторные занятия, практикумы, исследовательская работа, презентация, интегрированные уроки, дискуссия, дидактические игры, работа в группах, видео-уроки). Помимо классно-урочной формы, для организации образовательной деятельности, используются и другие формы, такие как: консультации, конференции, веб-конференции, проектные работы, экскурсии, групповая и (или) индивидуальная работа, самостоятельная работа, а также обучение с применением ЭО и ДОТ, которое может применяться как в рамках отдельных курсов, разделов или тем».
Также в рамках нормативно-правового обеспечения внедрения цифровой образовательной среды в МБОУ «Лицей №23» были разработаны следующие документы: Положение о цифровой образовательной среде; Положение о применении образовательной платформы Цифрум23.рф; Положение об этике общения в родительских чатах, социальных сетях и мессенджерах.
Локальные нормативные документы, сопровождающие процесс внедрения ЦОС в ОО, разработаны в соответствии с требованиями федеральных и региональных документов, регламентирующих внедрение ЦОС в образовательной организации, и отражают все происходящие изменения в системе образования на региональном и федеральном уровне.
Администрация МБОУ «Лицей №23» ежегодно проводит в форме анкетирования мониторинг удовлетворенности качеством обучения всех участников образовательного процесса при применении ЭО и ДОТ в процессе обучения. На основании проведенного анализа полученных результатов в лицее проходит корректировка рабочих программ, курсов и модулей.
Образовательной организации необходимо
своевременно обеспечивать соответствие локальных нормативных актов в соответствии с изменениями в нормах права, происходящих на региональном и федеральном уровнях.
Актуализация и разработка нормативно-правовой базы применения электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий позволяет применять электронное обучение, включающее в себя цифровые образовательные среды, информационно-коммуникационные технологии, новые педагогические подходы в представлении и освоении информации.
Таким образом мы пришли к выводу, что эффективность внедрения цифровой образовательной среды в МБОУ «Лицей .№23» во многом зависит от своевременного и актуального нормативно-правового обеспечения образовательной деятельности в условиях цифровизации, правовой регламентации электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
Список литературы
1. Кушнир, М. Цифровая образовательная среда / М. Кушнир // Директория-онлайн. - URL: https://medium.com/direktoria-online/the-digital-learning-environment-f1255d06942a (дата обращения 24.04.2022).
2. Мироненко, Е. С. Цифровая образовательная среда: понятие и структура / Е. С. Мироненко // Социальное пространство - 2019. - №4(21). -С. 1-14. DOI: 10.15838/sa.2019.4.21.6
3. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ -URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения 24.04.2022).
4. Природова, О. Ф. Структура цифровой образовательной среды: нормативно-правовые и методические аспекты / О. Ф. Природова, А. В. Данилова, А. Н. Моргун // Педагогика и психология образования. - 2020. - N° 1. - С. 9-30.
5. Софина, Е. М. Нормативно-правовое обеспечение формирования цифровой образовательной среды в школе / Е. М. Софина // Педагогические науки. - 2020. - №27 - С. 128 - 131.
6. Федосеева, Л. А. Нормативно-правовое
обеспечение образовательной деятельности в Российской Федерации / Л. А. Федосеева // Современные научные исследования и инновации. - 2020. - № 1 . - С. 36.
References
1. Kushnir, M. Cifrovaja obrazovatel'naja sreda / M. Kushnir // Direktorija-onlajn. - URL: https://medium.com/direktoria-online/the-digital-learning-environment-f1255d06942a (data obrashhenija 24.04.2022).
2. Mironenko, E. S. Cifrovaja obrazovatel'naja sreda: ponjatie i struktura / E. S. Mironenko // Social'noe prostranstvo - 2019. - №4 (21). - S. 1-14. DOI: 10.15838/sa.2019.4.21.6
3. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii : Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 J273-FZ - URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617 (data obrashhenija 24.04.2022).
4. Prirodova, O. F. Struktura cifrovoj obrazovatel'noj sredy: normativno-pravovye i metodicheskie aspekty / O. F. Prirodova, A. V. Danilova, A. N. Morgun // Pedagogika i psihologija obrazovanija. - 2020. - J№ 1. - S. 9-30.
5. Sofina, E. M. Normativno-pravovoe obespechenie formirovanija cifrovoj obrazovatel'noj sredy v shkole / E. M. Sofina // Pedagogicheskie nauki. - 2020. - №27 - S. 128 - 131.
6. Fedoseeva, L. A. Normativno-pravovoe obespechenie obrazovatel'noj dejatel'nosti v Rossijskoj Federacii / L. A. Fedoseeva // Sovremennye nauchnye issledovanija i innovacii. -2020. - № 1 . - S. 36.
Сведения об авторе
Антонинкова Милана Сергеевна - заместитель директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №23» г. Озерска
Information about author
Antoninkova M.S. - Deputy Director of Municipal Budget General Education Institution «Lyceum №23», Ozersk