Научная статья на тему 'Нормативно-правовое обеспечение устойчивого развития сельских территорий России и регионов'

Нормативно-правовое обеспечение устойчивого развития сельских территорий России и регионов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
35
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ / СТРАТЕГИЯ / КОНЦЕПЦИЯ / ПРОГРАММА / SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RURAL AREAS / LEGAL ACT / STRATEGY / CONCEPT / PROGRAM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Криулина Елена Николаевна, Тарасенко Надежда Васильевна

Показана необходимость правового регулирования устойчивого развития сельских территорий на федеральном и региональном уровнях. Рассмотрены содержательные особенности регламентирующих его нормативно-правовых актов, как уже действующих, так и находящихся в стадии разработки и утверждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Криулина Елена Николаевна, Тарасенко Надежда Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовое обеспечение устойчивого развития сельских территорий России и регионов»

Ежеквартальный 8У научно~практический журнал

УДК 340.131:338.431.7(470+571)

Криулина Е. Н., Тарасенко Н. В.

Kriulina E. N., Tarasenko N. V.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ И РЕГИОНОВ

REGULATORY SUPPORT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RUSSIAN RURAL AREAS AND REGIONS

Показана необходимость правового регулирования устойчивого развития сельских территорий на федеральном и региональном уровнях. Рассмотрены содержательные особенности регламентирующих его нормативно-правовых актов, как уже действующих, так и находящихся в стадии разработки и утверждения.

Ключевые слова: устойчивое развитие сельских территорий, нормативно-правовой акт, стратегия, концепция, программа.

The article illustrates the necessity of legal regulation for sustainable rural development at the federal and regional levels. The authors consider the substantive features of its governing regulations, already existing and those under development and approval.

Keywords: sustainable development of rural areas, legal act , strategy, concept, program.

Криулина Елена Николаевна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Ставропольский государственный аграрный университет Тел.: (8652) 35-45-67 E-mail: akusqau@mail.ru

Тарасенко Надежда Васильевна -

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой государственного и муниципального управления Ставропольский государственный аграрный университет Тел.: (8652) 35-45-67 E-mail: akusqau@mail.ru

Kriulina Elena Nikolaevna -

Ph. D. in Economics,

Docent of Department

of State and municipal management

Stavropol State

Agricultural University

Tel.: (8652) 35-45-67

E-mail: akusqau@mail.ru

Tarasenko Nadezhda Vasilievna -

Doctor of Economics,

Professor, Head of Department of State and municipal management Stavropol State Agricultural University Tel.: (8652) 35-45-67 E-mail: akusqau@mail.ru

Россия традиционно считается государством с развитой аграрной экономикой, базовым элементом которой является сельскохозяйственное производство, преимущественно сосредоточенное в границах сельских территорий. Вследствие этого развитие важнейшей отрасли экономики страны в значительной степени определяется теми условиями деятельности, которые созданы в сельских территориях для ее хозяйствующих субъектов.

Кроме экономики, значимость для государства устойчивогоразвитиясельскихтерриторий состоит в том, что в их границах формируется фундамент государственной власти - местное самоуправление. На селе оно осуществляется местными органами власти, избранными в сельских поселениях и муниципальных районах. В прямой зависимости от достигнутого уровня и перспектив развития территорий этих сельских муниципальных образований, от сте-

пени жизненного благополучия их населения находится степень доверия сельских жителей к местной власти, равно как к государственной власти в целом, к ее возможностям и усилиям решать накопившиеся многосложные проблемы села [1].

Исходя из отмеченного ранее, устойчивое развитие сельских территорий должно стать одной из важнейших государственных задач, решение которой требует и соответствующего нормативно-правового регулирования. Долгое время властными структурами страны и регионов сельские территории воспринимались чисто с ведомственных позиций.

Так, интерес ведомств, обеспечивающих развитие сельского хозяйства регионов и России в целом, заключался в управлении развитием аграрного производства и производственными отношениями, с ним связанными, руководствуясь соответствующими нормативно-правовыми актами преимущественно отраслевого характе-

Вестник АПК

Ставрополья

-----№ 4(8), 2012 =

ра. Ведомства, курирующие образование, занимались школами, учениками, учителями и другими вопросами с учетом действующего отраслевого законодательства. Аналогичным образом поступали и органы государственного управления здравоохранением, строительством, связью, торговлей и другими отраслями и сферами жизнеобеспечения сельских территорий. Понятно, что их действия носили разрозненный характер и не были подчинены общей цели - цели системного развития сельских территорий.

Органы местного самоуправления, которые законодательно были наделены функцией обеспечения комплексного их социальноэкономического развития, не обладали для ее безусловного исполнения должными властными полномочиями и финансовыми возможностями. Как следствие, социально-экономическая ситуация в сельских территориях не прогрессировала несмотря на предпринимаемые меры (к тому же явно недостаточные), они теряли своих жителей, а страна и регионы - свою продовольственную безопасность.

Однако с принятием в 2002 г. Федеральной целевой программы социального развития села до 2012 г., а на ее базе - и аналогичных региональных целевых программ произошла некоторая консолидация усилий ведомств, регулирующих развитие ряда отраслей социальной и инженерной инфраструктуры села. Но положения этого важнейшего для села документа не были увязаны с развитием бюджетообразующей его отрасли - сельскохозяйственным производством.

Осознавая сложившуюся ведомственную разобщенность властных структур в решении данной проблемы, Правительство страны в 2004 г. наделило Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ (оно тогда так называлось) функциями координатора устойчивого развития сельских территорий. Этим было узаконено право на государственное внимание к развитию сельских территорий страны как единого целого.

Действительно, во многих принимавшихся позднее нормативно-правовых актах и федерального, и регионального уровня этому блоку стало отводиться достойное место, причем развитие сельских территорий в них рассматривалось как самостоятельный раздел. В качестве примера можно привести Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., Стратегию социально-экономического развития России и другие нормативно-правовые акты [2, 3].

Несмотря на эти государственные решения, руководством страны все больше осознавалась острейшая потребность в разработке и принятии документа государственного значения чет-

ко обозначенной целевой направленности. Таким документом стала Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации до 2020 г. Один из многочисленных вариантов проектов Концепции был утвержден распоряжением Правительства РФ в декабре 2010 г. [5]. В ней была дана установка на разработку в стране в течение двух-трех лет системы нормативно-правовых актов различного уровня (от федеральных округов до муниципалитетов) в статусе концепций, стратегий, программ устойчивого развития сельских территорий. На федеральном уровне в настоящее время ведется активная работка по подготовке проекта Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Поскольку аналогичные проекты программ должны будут разработаны, в соответствии с положениями Концепции, федеральными округами, в том числе и Северо-Кавказским федеральным округом (СКФО), то каждый из регионов, в него входящих, должен разработать и представить для последующего рассмотрения и утверждения собственные проекты таких нормативно-правовых актов.

Однако до принятия разрабатываемого сейчас проекта Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в федеральных округах и регионах речь может идти о разработке проектов региональных программ устойчивого развития сельских территорий. Ставропольский край, как регион, входящий в СКФО, где сроки принятия таких документов более жесткие, чем в целом по стране, приступил к подготовке к утверждению проекта краевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий Ставропольского края на 2014-2016 годы».

В Концепции устойчивого развития сельских территорий РФ, равно как и в некоторых других нормативно-правовых документах, подчеркивается, что одна из целей их разработки заключается в преодолении ведомственной разобщенности в регулировании устойчивого развития сельских территорий. На практике эта позиция реализована возложением функций координатора устойчивого развития сельских территорий на Министерство сельского хозяйства России и его территориальные министерства, департаменты, управления, курирующие сельское хозяйство. Причем следует отметить, что предпринятые правительством страны меры по обеспечению взаимодействия органов государственной власти в части правового регулирования развития сельских территорий уже имеют конкретные результаты.

В настоящее время все отраслевые органы государственной власти Ставропольского края, имеющие прямое или опосредованное отношение к рассматриваемой проблеме, при-

82

жквар™нй^...-.

Др Ставрополья

научно-практическии журнал

нимают участие в разработке проекта краевой Программы устойчивого развития сельских территорий Ставропольского края на 2014-2016 гг. Они корректируют как уже разработанные ими (насколько это возможно), так и находящиеся в процессе разработки свои ведомственные целевые и краевые целевые программы с учетом направлений развития сельских территорий, указанных в Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации до 2020 года. Таким образом, достигается определенная солидаризация усилий органов власти на данном этапе нормативно-правового обеспечения устойчивого развития сельских территорий.

Как отмечалось ранее, министерство сельского хозяйства Ставропольского края назначено куратором данного консолидирующего процесса. В связи с этим ему необходимо предметно работать с каждой из 16 действующих программ и 10 разрабатываемых программ, регулирующих развитие сельских территорий. Эти документы представлены совокупностью краевых целевых, ведомственных целевых и краевых программ. В процессе такой работы министерству сельского хозяйства края нужно не только сформировать систему включенных в программы мероприятий, но и определить сумму имеющихся или потенциальных финансовых ресурсов для их выполнения. Решение проблемы усложняет и то обстоятельство, что в ряде действующих или предложенных к рассмотрению и утверждению программ нет четкого подразделения на сельские и городские территории Ставропольского края.

Чтобы проиллюстрировать весь объем работы, который предстоит выполнить министерству в соответствии с поставленными перед ним задачами в части обеспечения устойчивого развития сельских территорий, приведем названия некоторых программ, «работающих» и на сельские территории, выделив среди них уже действующие и предложенные к утверждению. При этом следует иметь в виду, что именно на министерство сельского хозяйства Ставропольского края (как и в других регионах России) возложена функция не только координации развития сельских территорий, но и мониторинга выполнения заявленных программ.

Итак, в числе действующих программ назовем краевые целевые программы:

«Социальное развитие села в Ставропольском крае на 2010-2012 годы»;

«Социально-экономическое развитие восточных районов Ставропольского края на 20122015 годы»;

«Развитие отдельных направлений сельского хозяйства в Ставропольском крае на 2012-2014 годы»;

«Приоритетные направления развития здравоохранения в Ставропольском крае на 2010-

2014 годы»;

«Энергосбережение, развитие возобновляемых источников энергии в Ставропольском крае на 2009-2013 годы и на перспективу до 2020 года»;

«Развитие транспортной системы Ставропольского края на 2011-2015 годы»;

«Развитие информационного общества в Ставропольском крае на 2011-2014 годы»;

«Государственная поддержка казачьих обществ в Ставропольском крае на 2012-2015 годы»;

«Экология и природные ресурсы Ставропольского края на 2012-2015 годы»;

«Культура Ставрополья на 2012-2015 годы»;

«Молодежь Ставропольского края на 2012-

2015 годы»;

«Гармонизация межнациональных отношений в Ставропольском крае на 2012-2015 годы»;

«Развитие физической культуры и спорта в Ставропольском крае на 2010-2012 годы»;

«Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в Ставропольском крае на 2011-2013 годы».

Даже приведенный нами неполный перечень названий краевых целевых программ убеждает в необходимости их реализации, прежде всего, в сельских территориях, где накопившихся и нерешенных проблем сейчас неизмеримо больше, чем в городской местности.

Еще большим качественным разнообразием отличается перечень программ, предложенных к утверждению государственными отраслевыми властными структурами. Среди них отметим краевые целевые программы: «Развитие физической культуры и спорта в Ставропольском крае на 2013-2015 годы»; «Совершенствование организации отдыха и оздоровления детей в Ставропольском крае на 2013-2015 годы»; «Жилище»; «Профилактика правонарушений и противодействие злоупотреблению наркотиков и их незаконному обороту в Ставропольском крае на 2013-2015 годы», а также ведомственные целевые программы: «Развитие производства пищевых продуктов сельскохозяйственных товаропроизводителей Ставропольского края на 2013-2015 годы»; «Развитие лесного хозяйства на 2013-2015 годы». Мероприятия, включенные в проекты всех этих программ, безусловно, актуальны и для сельских территорий Ставропольского края.

Заключая проведенное исследование, можем отметить следующее. В Ставропольском крае, как и в России в целом, в последние годы начался давно ожидаемый процесс мотивирования сельского развития. Учитывая отсутствие ему сколько-нибудь серьезных альтернатив, полагаем, что для достижения целей, заявленных в документах федерального уровня, необходимо дальнейшее совершенствование нормативноправового регулирования устойчивого развития сельских территорий как в части расширения перечня направлений, так и повышения их результативности.

в

естник АПК

Ставрополья

№ 4(8), 2012

Экономика

Литература

1. Никонова Г Н., Криулина Е. Н. Необходимость, предпосылки и некоторые результаты типологии сельских территорий (муниципальных образований) региона // Вестник АПК Ставрополья. 2011. № 4. С. 104-106.

2. Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года. URL: http:// rtpp.ru/portal/sites/dfault/files/innov-strat-eg2020.pdf

3. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20082012 годы. URL: http://www.mcx.ru/docu-ments/document/show/16834.342.htm

4. Трухачев В. И., Банникова Н. В. Концептуальные подходы к разработке и реализации стратегии развития регионального АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010. № 3. С. 28-30.

5. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации до 2020 года. URL: mcx.ru> documents/ document/show/14914.77.htm.

83

References

1. Nikonova G. N, Kriulina E. N. Necessity, preconditions and some results of the typology of rural areas (municipalities) in the region // Agricultural bulletin of Stavropol Region. 2011. № 4. P. 104-106.

2. Strategy of social and economic development of Russia up to 2020. URL: http:// rtpp.ru/portal/sites/dfault/files/innov-strateg2020.pdf

3. State program for the development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food for 2008-2012. URL: http://www.mcx.ru/ documents/document/show/16834.342. htm

4. Trukhachev V. I., Bannikova N. V. Conceptual approaches to development and implementation of strategies for regional agribusiness // Economics of agricultural and processing enterprises. 2010. № 3. P. 2830.

5. The concept of sustainable development in rural areas of the Russian Federation up to 2020. URL: mcx.ru> documents/document/ show/14914.77.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.