Научная статья на тему 'Нормативно-правовое обеспечение технологической модернизации агропромышленного сектора экономики'

Нормативно-правовое обеспечение технологической модернизации агропромышленного сектора экономики Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
230
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Морозов Ю. Л.

Рассмотрены вопросы планирования и правового, научного, норма-тивного и информационного обеспечения процессов технологической модер-низации сельскохозяйственного производства на федеральном и региональ-ном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовое обеспечение технологической модернизации агропромышленного сектора экономики»

ISSN 0131-5226. Сборник научных трудов.

ГНУ СЗНИИМЭСХРоссельхозакадемии. 2007. Вып. 79.

РАЗДЕЛ I. ТЕХНОЛОГИИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА МЕХАНИЗИРОВАННОГО ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА

УДК 631.1:631.171

Ю.Л. МОРОЗОВ, канд. экон. наук

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

Рассмотрены вопросы планирования и правового, научного, нормативного и информационного обеспечения процессов технологической модернизации сельскохозяйственного производства на федеральном и региональном уровнях.

Составной частью социально-экономической политики является государственная аграрная политика, направленная на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Ее важнейшей целью в соответствии с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» является повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечение качества российских продовольственных товаров [1].

Необходимым условием достижения этой цели является технологическая модернизация агропродовольственной сферы, суть которой состоит в осуществлении постепенного перехода к использованию в сельскохозяйственном производстве современных высокоэффективных энергосберегающих технологий, адаптированных к условиям конкретного товаропроизводителя. Такие технологии должны соответствовать новым производственным отношениям в агропромышленном секторе, быть альтернативными, дифференцированными в зависимости от производственных и финансовых возможностей производителей сельскохозяйственной продукции. Только таким образом можно решить задачу интеграции адаптивного потенциала растений, природно-ресурсного и производственного потенциалов.

5

Технологии и технические средства механизированного производства продукции растениеводства и животноводства.

Перевод сельскохозяйственного производства на новый технологический уровень - задача комплексная и многоплановая, рассчитанная на длительный период. В основе ее решения должен быть заложен принцип целевого планирования, требуется соответствующее законодательное, научное обеспечение, осуществление комплекса организационных, экономических мероприятий, глубоких структурных преобразований, решение вопросов правового регулирования, создания соответствующей нормативно-правовой базы.

В настоящее время в целом создана необходимая законодательная база [1, 2, 3], которая позволяет интенсифицировать работы по технологической модернизации сельскохозяйственного производства с учетом его региональных и отраслевых особенностей (см. рис.).

Научной основой проведения такой работы должна стать Федеральная и зональные системы технологий и машин (СТиМ), нацеленные на создание технологической и технической базы сельского хозяйства, отвечающей мировому уровню и обеспечивающей наиболее эффективное применение достижений научно-технического прогресса в сельскохозяйственном производстве. В 1999 г. были изданы Федеральные регистры технологий производства продукции растениеводства и животноводства [4, 5]. Работа по формированию регистров технических средств не была завершена, не были сформированы и региональные технологические и технические регистры. В то же время последние являются одним из важнейших элементов нормативного обеспечения машинно-технологической модернизации сельского хозяйства, основанием для определения мер дифференцированной поддержки сельских и промышленных товаропроизводителей на региональном уровне.

Учитывая сказанное, а также то, что со времени разработки Федеральных регистров прошло более 8 лет, необходимо вернуться к этой проблеме с учетом современного состояния сельского хозяйства и задач по его модернизации.

6

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Федеральный закон «О техническом регулировании». 2002 г. • Федеральный закон «О внесении изменений в ФЗ «О науке и государственной

• Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства». 2006 г. научно-технической политике». 2006 г.

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕН-

НОЕ

• Бюджет Российской Федерации.

• Государственная программа «Развития сельского хозяйства н регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы»

• Перспективные Национальные проекты по развитию АПК

ПЛАНИРОВАНИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ОТРАСЛЕВОЕ

• Федеральная целевая программа «Технологическая модернизация сельскою хозяйства»

• Федеральные и ведомственные целевые программы повышения эффективности ресурсного потенциала АПК, развития отдельных отраслей сельскохозяйственною производства растениеводства, животноводства, развития смежных отраслей, рынков сельскохозяйственной продукции и т.л.)

РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО СХМ

• Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по развитию отечественного сельскохозяйственного машиностроения», 2006 г.

• Разработка технических регламентов

• Ведомственные целевые программы по созданию новой техники (НИР за счет бюджета)

• Инвестиционные проекты по техническому перевооружению предприятий СХМ (с выделением средств из Инвестиционного фонда)

РЕГИОН АЛЬНОЕ ОТРАСЛЕВОЕ

• Региональные бюджеты

• Региональные долгосрочные программы развития сельского хозяйства н регулирования агропро-довольственнмх рынков

• Региональные программы «Технологическая модернизация сельского хозяйства»

• Региональные программы по обеспечению сельскохозяйственного производства техникой зонального назначения

НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

• Стратегии машинно-технологического обеспечения производства с.-х. продукции России (регионов)

• Федеральная н зональные системы технологий и машин для механизации, электрификации и автоматизации растениеводства и животноводства

НОРМАТИВНОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

• Федеральные и региональные технологические и технические регистры производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции

• Нормативы для планирования технологической модернизации oiриелей агропродовольственного сектора АПК

• Нормативы (федеральные и региональные) для стимулирования зехнолог ической модернизации сельскохозяйственных предприятий

• Система информационного обеспечения в области технологической и технической модернизации сельского хозяйства

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

• Положение «Об основных направлениях государственной поддержки технологической модернизации сельскохозяйственного производства»

• Положение о федеральных (региональных) технологических н технических регистрах производства, хранения и переработки с.-х. продукции

• Положение о ведении федеральных (региональных) технологических и технических регистров производства, хранения и переработки с.-х. продукции

• Положение о мониторинге технологической модернизации с.-х. производства (организация н методика проведения)

• Автоматизированная система проектирования технологического обустройства с.-х. предприятий на базе использования современных информационных технологий

Нормативно-правовое обеспечение технологической модернизации АПК

ISSN 0131-5226. Сборник научных трудов.

ГНУ СЗНИИМЭСХРосселъхозакадемии. 2007. Вып. 79.

Технологии и технические средства механизированного производства продукции растениеводства и животноводства.

В СТиМ, помимо уже используемых в сельскохозяйственном производстве машинных технологий и технических средств отечественного и импортного производства, должны найти отражения основные направления развития технологической и технической базы сельского хозяйства, отвечающие мировому уровню и обеспечивающие в совокупности достижение целей, предусмотренных Государственной программой по развитию сельского хозяйства на среднесрочный период. В настоящее время в соответствии с законом [1] проект такой программы на 2008-2012 гг. Минсельхозом России подготовлен.

Реализация СТиМ должна осуществляться через Региональные регистры технологий и технических средств для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции - взаимоувязанной совокупности рекомендуемых к применению технологий и технических средств, обеспечивающих в условиях региона наибольший эффект при производстве продуктов питания и сырья для промышленности в хозяйствах различных типоразмеров и уровня экономической и материально-технической обеспеченности. Данные регистры должны формироваться в каждом регионе в качестве нормативных документов.

Федеральные и региональные СТиМ, технологические и технические регистры должны явиться основой комплексного воздействия на технологический уровень агропропромышленного сектора с широким использованием методов программно-целевого планирования через разработку и реализацию отраслевых и региональных программ [1]. В частности:

- федеральной целевой программы «Технологическая модернизация сельского хозяйства» и соответствующих региональных программ;

- отраслевых целевых программ по развитию смежных сельскому хозяйству отраслей и обеспечивающих его материальнотехническими ресурсами для освоения современных технологий получения сельскохозяйственной продукции;

- ведомственных целевых программ по созданию новой техники;

- региональных программ по обеспечению сельскохозяйственного производства техникой зонального назначения.

8

ISSN 0131-5226. Сборник научных трудов.

ГНУ СЗНИИМЭСХРоссельхозакадемии. 2007. Вып. 79.

Кроме того, системный подход к проблеме технологической модернизации сельскохозяйственного производства требует разработки и принятия целого ряда документов, направленных на нормативное, информационное и методическое обеспечение планируемых комплексных воздействий, предусмотренных вышеперечисленными отраслевыми и региональными программами.

В качестве нормативных документов необходимо разработать и принять:

- Нормативы для планирования технологической модернизации отраслей агропродовольственного сектора АПК.

- Нормативы (федеральные и региональные) для стимулирования технологической модернизации сельскохозяйственных предприятий.

Для организации информационного обеспечения технологической модернизации необходимы:

- Положение о мониторинге технологической модернизации сельскохозяйственного производства (организация и методика проведения).

- Положение о ведении статистических наблюдений за уровнем технологической и технической оснащенности агропродовольственного сектора (принципы организации, порядок и методика проведения).

- Положение об информационном обеспечении агропродовольственного сектора по вопросам развития инженерно-технической системы АПК.

Для того чтобы осуществлять непосредственную работу по технологической модернизации, должна быть создана автоматизированная система проектирования технологического обустройства сельскохозяйственных предприятий на базе использовании информационных технологий.

Основная тяжесть решения проблемы технологической модернизации сельскохозяйственного производства приходится на регионы, поскольку она носит предметный характер, и результаты ее зависят от уровня адаптации используемых технологий к природнопроизводственным условиям региона. Именно это в конечном итоге и обеспечивает конкурентоспособность производимой здесь продукции на рынках продовольствия.

9

Технологии и технические средства механизированного производства продукции растениеводства и животноводства.

В общем виде порядок организации работы по технологической модернизации сельскохозяйственного производства на уровне региона должен быть следующим.

1. Исходной позицией является разработка региональной системы технологий и машин. Для ее разработки необходимо определить целевые количественные и качественные параметры развития основных отраслей сельского хозяйства области (сколько и какой продукции производить, с какими затратами труда и материальнотехнических ресурсов, чтобы обеспечить ее конкурентоспособность на рынке продовольствия и сырья).

Сформированная научными коллективами региональная СТиМ представляет собой банк технологических и технических достижений, которые рекомендуются наукой к освоению в региональном АПК для достижения целевых параметров его развития.

2. На базе региональной СТиМ формируются региональные (область, республика) регистры технологий и технических средств. Они представляют собой перечень и описание технологий производства основной номенклатуры продукции и их технико-экономические показатели, а также систему технических средств, которые должны быть приняты в качестве основы проведения технологической модернизации АПК.

Учитывая важность этого документа он должен быть утвержден в качестве законодательного акта. Поскольку регистры являются динамично развивающимися системами, которые постоянно пополняются новыми эффективными решениями, доступными для потребителя, должно быть также утверждено положение по их разработке и ведению.

3. Утвержденные регистры технологий и технических средств являются основой для сельскохозяйственных предприятий при разработке проектов своего технологического обустройства. К этой работе должны привлекаться научные учреждения, а также хозрасчетные организации, обладающие соответствующими информационными технологиями.

4. Сформированные технологический и технический регистры являются основой разработки региональной программы «Технологическая модернизация сельского хозяйства». В программе должны найти отражение количественные и качественные параметры развития сельскохозяйственного производства области, которые могут быть полу-

10

ISSN 0131-5226. Сборник научных трудов.

ГНУ СЗНИИМЭСХРоссельхозакадемии. 2007. Вып. 79.

чены в результате ее реализации, определены объемы и источники необходимых инвестиций, необходимые объемы материальнотехнических ресурсов для реализации программы.

В качестве подпрограмм должны быть рассмотрены вопросы:

- развития регионального сельскохозяйственного машиностроения;

- подготовки и повышения квалификации специалистов и кадров массовых профессий;

- развития информационного обеспечения основных разделов программы;

- системы государственной поддержки программы, материальные и моральные стимулы технологической модернизации сельскохозяйственного производства;

- организации реализации основных положений программы, контроля исполнения.

Необходимо разработать нормативы для планирования технологической модернизации агропродовольственного сектора АПК.

В разработке нормативно-правового обеспечения технологической модернизации агропродовольственного сектора значительная роль принадлежит аграрной науке. Непосредственное участие научных учреждений РАСХН в создании соответствующей научной, методической и нормативной документации, проведении активной информационной политики повысит уровень их влияния на принятие решений федеральными и региональными органами власти и организации их исполнения в области технологического и технического обустройства сельскохозяйственных предприятий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», № 264-ФЗ от 29 декабря 2006 года.

2. Федеральный закон «О техническом регулировании», № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года.

3. Федеральный закон «О внесении изменений в ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», № 202-ФЗ от 4 декабря 2006 года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11

Технологии и технические средства механизированного производства продукции растениеводства и животноводства.

4. Федеральный регистр технологий производства продукции растениеводства. Система технологий. МСЗ РФ, РАСХН. - М.: Информагротех, 1999.

5. Федеральный регистр технологий производства продукции животноводства. Система технологий. МСЗ РФ, РАСХН. - М.: Информагротех, 1999.

Получено 25.06.2007.

УДК 631.3:65 А.Г. АРТЕМЬЕВ

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Рассмотрен новый подход к проектированию технологий, позволяющий обеспечить удаленный оперативный доступ к вычислительным ресурсам.

Переход страны к рыночным экономическим отношениям, появление различных форм собственности привело к существенным изменениям в сельскохозяйственном производстве. Получение в этих условиях конкурентоспособной продукции является достаточно сложной задачей, зависящей от многих факторов, в том числе и от технологий и технических средств, применяемых для производства продукции.

В последнее время на рынок сельскохозяйственной техники поступает значительное количество разнообразных технических средств, отличающихся техническими показателями, но достаточно дорогостоящей. Импортные машины, как правило, в разы дороже отечественных, но имеют высокие технические и надежностные показатели. Использование такой техники требует высокого уровня и соответствующих условий производства для получения конкурентоспособной продукции.

12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.