Технологии и технические средства механизированного производства продукции растениеводства и животноводства.
РАЗДЕЛ I. ТЕХНОЛОГИИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА МЕХАНИЗИРОВАННОГО ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА И ПЛОДОВОДСТВА
УДК.631.171.51
В.Д. ПОПОВ, д-р техн. наук, проф., академик Россельхозакадемии; Ю.Л. МОРОЗОВ, канд. экон. наук
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Рассмотрен системный подход к исследованию проблем технологической модернизации сельскохозяйственного производства на региональном уровне.
Управление развитием технологизации сельскохозяйственного производства представляет собой комплексную задачу, охватывающую весь технологический цикл агропромышленного производства с учетом отраслевого, межотраслевого и территориального характера, включая производство промежуточной и конечной продукции, сферы технического и технологического обслуживания, инфраструктуру рынка, экономические условия хозяйствования, социальную инфраструктуру. Решение ее невозможно не только без учета возможностей и перспектив развития, непосредственно связанных с сельским хозяйством отраслей АПК, но и отраслей, входящих в систему «более высокого порядка», каковой является экономика страны в целом.
Методологическую основу решения таких комплексных задач составляет системный анализ, как совокупность определенных научных и практических приемов изучения объектов управления как единого целого, учета множества всевозможных факторов, выделении тех их них, которые оказывают на систему наибольшее влияние, нахождения способов эффективного воздействия на них.
Важнейшим этапом исследований проблем технологической модернизации сельскохозяйственного производства является выявление основных направлений (целей), обеспечивающих достижение генеральной цели - обеспечение комплексной технологизации сельского
6
ISSN 0131-5226. Сборник научных трудов.
________ГНУ СЗНИИМЭСХРоссельхозакадемии. 2009. Вып. 81.______
хозяйства региона. Для этого необходим углубленный анализ проблем объекта управления - регионального сельскохозяйственного производства.
Выявление и формулировка проблем - это творческий процесс, который не может быть полностью формализован. Наиболее приемлемым здесь является использование метода экспертных оценок, поскольку опрос и обобщение мнений экспертов позволяет получить сравнительно надежную, а в ряде случаев и единственно возможную информацию о проблемных ситуациях. Опрос о проблемах целесообразно проводить в форме анонимного анкетирования. Это позволяет привлечь к работе большое число экспертов, получить доверительную информацию в документированном виде. Обработка результатов экспертной оценки производится по общепринятым методикам с использованием математических методов и ПВМ.
Пример построения графа проблем применительно к отрасли регионального агропромышленного комплекса приведен на рис. 1.
Особенностью данного графа является его иерархический характер, наличие причинно-следственных связей между отдельными проблемами. Он позволяет сформировать ряд обобщающих проблем:
• отсутствие системы разработки и освоения современных региональных машинных технологий, адаптированных к природноклиматическим и производственным условиям региона (14);
• недостатки в количественном и качественном составе машинно-тракторного парка и медленное его обновление (19);
• отсутствие эффективной системы поддержания работоспособности парка машин (26);
• недостаточный уровень организации использования машинно-тракторного парка (34);
• отсутствие эффективной системы формирования и оптимального обеспечения отрасли кадрами (3);
• несовершенство форм государственной поддержки отрасли и низкие темпы обновления активных фондов (50).
7
Технологии и технические средства механизированного производства продукции растениеводства и животноводства.
8
Рис. 1. Граф проблем отрасли, связанных с технологизацией
ISSN 0131-5226. Сборник научных трудов.
ГНУ СЗНИИМЭСХРоссельхозакадемии. 2009. Вып. 81.
Для более глубокого исследования путей решения проблемы технологической модернизации сельского хозяйства воспользуемся методом структуризации, основанном на дезагрегатировании (поэтапном расчленении) исследуемой проблемы на элементы и построением дерева целей (взаимосвязей). Под элементами будем понимать цели, подцели, а также средства их достижения.
При построении дерева целей необходимо соблюдать следующие условия:
- соподчиненность, т.е. элементы нижнего уровня подчиняются элементам более высокого уровня, вытекают из них, обеспечивают их реализацию;
- сопоставимость, т.е. на каждом уровне дерева целей рассматриваются элементы, сопоставимые по своему масштабу и значимости и полученные в результате детализации по одному принципу;
- полнота представления элементов в дереве целей и возможность их практического достижения;
- возможность внесения корректировок в дерево целей, как при изменении самих целей, так и при изменении возможностей их достижения.
Полученный граф проблем отрасли используется для формирования целей и определения путей и механизмов их реализации.
На рис. 2 представлено в общем виде дерево целей применительно к решаемой задаче, в основу построения которого положен принцип последовательного дезагрегирования проблемы по схеме «цели - подцели - мероприятия - отдельные задачи».
Приняв в качестве главной цели эффективного землеиспользования комплексную технологизацию сельскохозяйственного производства (уровень 0), дезагрегируем ее в соответствии с принятой методологией программно-целевого управления и используя результаты анализа проблем отрасли на следующие шесть целей первого уровня.
1.1. Освоение системы экологически безопасных ресурсосберегающих машинных технологий для устойчивого производства приоритетных групп продукции применительно к природно-экономическим особенностям региона.
9
Технологии и технические средства механизированного производства продукции растениеводства и животноводства.
Рис. 2. Дерево целей задачи комплексной технологизации сельскохозяйственного производства на региональном уровне для эффективного землеиспользования
1.2. Формирование оптимального, эффективно функционирующего парка машин и оборудования, позволяющего перейти к адаптивной системе ведения сельского хозяйства.
1.3. Эффективное поддержание работоспособности машин и высокой готовности парка машин на основе использования современ-
10
ISSN 0131-5226. Сборник научных трудов.
ГНУ СЗНИИМЭСХРоссельхозакадемии. 2009. Вып. 81.
ных форм технического сервиса, технических средств ремонта и диагностирования.
1.4. Формирование эффективной системы использования машин как одного из основных элементов ресурсосберегающей стратегии развития АПК.
1.5. Создание эффективной системы формирования и оптимального обеспечения отрасли кадрами.
1.6. Создание системы господдержки и оптимальных схем обновления активных фондов в новых условиях хозяйствования с учетом платежеспособного спроса с.-х. предприятий.
Все шесть выделенных целей первого уровня тесно связаны между собой. Действительно, освоение системы экологически безопасных ресурсосберегающих машинных технологий зависит в первую очередь от уровня технического оснащения сельского хозяйства современной техникой, обеспеченности отрасли квалифицированными специалистами и кадрами массовых профессий. Формирование эффективной системы использования машин предполагает высокий уровень надежности поставляемой техники и соответствующего уровня поддержания ее в работоспособном состоянии. С другой стороны, освоение современных технологий в сельском хозяйстве в современных условиях невозможно без системной государственной поддержки. В то же время ни одна из указанных целей первого уровня не является частной по отношению к другой, поэтому абсолютной связи между ними не существует. Опосредованная связь между этими целями в смысле влияния одних целей на другие выявляется при декомпозиции целей первого уровня на подцели и перекрестной увязке последних с более общими для них целями первого уровня.
В результате последовательной детализации целей первого уровня, выявления перекрестных связей между подцелями и целями первого уровня сформированы 33 цели второго уровня, обеспечивающие в совокупности достижение всех целей первого уровня.
Третий уровень дерева целей представлен системой мероприятий (научное и методическое, нормативное, организационное и правовое, информационное обеспечение), способствующей достижению целей второго уровня, которые детализируются на последующем четвертом уровне комплексом задач, которые составляют сущность этих мероприятий. Всего предлагается 39 укрупненных задач. Список этот не окончательный. Он уточняется в каждом регионе с учетом особен-
11
Технологии и технические средства механизированного производства продукции растениеводства и животноводства.
ностей развития его сельского хозяйства, а также в процессе формирования и исполнения управленческих решений в области технологиза-ции сельскохозяйственного производства.
Из общего числа задач 20 направлены на создание научного и методического обеспечения проектирования технологической модернизации. Это, прежде всего, разработка методических материалов по формированию региональной системы технологий производства приоритетных групп сельскохозяйственной продукции, привязки их к выделенным природно-климатическим районам и производственным условиям конкретных товаропроизводителей; оптимизации производственной структуры хозяйств, формированию в них оптимального состава машинно-тракторного парка и т.п.
Сюда же относятся и задачи, связанные с разработкой положений по формированию региональной целевой программы «Технологическая модернизация сельского хозяйства», формированию и ведению региональных технологического и технического регистров производства сельскохозяйственной продукции, информационному обеспечению, мониторингу технологической модернизации и т.д.
Нормативное обеспечение включает решение задач по созданию нормативов планирования технологической модернизации, стимулирования высоких темпов технологизации и технического перевооружения отрасли.
Семь задач связаны с организационным и правовым обеспечением процесса технологической модернизации: принятием регионального закона, регламентирующего правила формирования и функционирования эффективной технологической сферы агропромышленного производства; формированием и утверждением целевой программы по обеспечению сельскохозяйственного производства техникой зонального назначения; созданием системы базовых хозяйств для апробации и распространения современных технологий и систем машин производства конкурентоспособной продукции.
Восемь задач направлены на создание эффективной системы информационного обеспечения решения проблемы технологизации регионального сельского хозяйства.
Таким образом, определение и структуризация целей техноло-гизации и соответствующей системы мероприятий, обеспечивающих достижение этих целей, составляют важнейший этап в организации планирования и управления комплексной технологизацией сельскохо-
12
ISSN 0131-5226. Сборник научных трудов.
ГНУ СЗНИИМЭСХРоссельхозакадемии. 2009. Вып. 81.
зяйственного производства. Построение дерева целей позволяет планировать не отдельные, несвязанные между собой мероприятия, а их взаимную совокупность, служит основой для разработки структуры региональной программы комплексной технологизации и подготавливает переход от целей и задач проблемы к расчету ресурсов.
Получено 01.10.2009.
УДК 631.15:46
Ю.Л. МОРОЗОВ, канд. экон. наук
ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ
Рассмотрены методические вопросы планирования комплексной технологической и технической модернизации сельскохозяйственного производства на региональном уровне.
Комплексная технологизация - это система организационнофинансовых, агротехнических, технических, кадровых и логистических мероприятий для достижения эффективного землеиспользования.
Учитывая комплексный и многоплановый характер проблемы перевода сельскохозяйственного производства на новый технологический уровень, рассчитанной на длительный период, в основу ее решения должен быть положен принцип программно-целевого планирования.
Изначальным условием организации этой работы является разработка стратегического сценария развития отрасли - своего рода системы долгосрочных ориентиров (целевых показателей) развития экономики и социальной сферы для органов государственной власти, местного самоуправления, финансовых и производственных структур. Его положения для органов власти, субъектов экономической деятельности носят только рекомендательный характер. Крайнюю востребованность подобных сценариев отмечал В.В. Путин в своем выступлении на заседании Совета по науке, технике, технологиям и образованию при Президенте России (30.09.2007 г.).
13