Научная статья на тему 'Планирование комплексной технологизации'

Планирование комплексной технологизации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
60
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Морозов Ю.Л.

Рассмотрены методические вопросы планирования комплексной тех-нологической и технической модернизации сельскохозяйственного производ-ства на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Планирование комплексной технологизации»

ISSN 0131-5226. Сборник научных трудов.

ГНУ СЗНИИМЭСХРоссельхозакадемии. 2009. Вып. 81.

зяйственного производства. Построение дерева целей позволяет планировать не отдельные, несвязанные между собой мероприятия, а их взаимную совокупность, служит основой для разработки структуры региональной программы комплексной технологизации и подготавливает переход от целей и задач проблемы к расчету ресурсов.

Получено 01.10.2009.

УДК 631.15:46

Ю.Л. МОРОЗОВ, канд. экон. наук

ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ

Рассмотрены методические вопросы планирования комплексной технологической и технической модернизации сельскохозяйственного производства на региональном уровне.

Комплексная технологизация - это система организационнофинансовых, агротехнических, технических, кадровых и логистических мероприятий для достижения эффективного землеиспользования.

Учитывая комплексный и многоплановый характер проблемы перевода сельскохозяйственного производства на новый технологический уровень, рассчитанной на длительный период, в основу ее решения должен быть положен принцип программно-целевого планирования.

Изначальным условием организации этой работы является разработка стратегического сценария развития отрасли - своего рода системы долгосрочных ориентиров (целевых показателей) развития экономики и социальной сферы для органов государственной власти, местного самоуправления, финансовых и производственных структур. Его положения для органов власти, субъектов экономической деятельности носят только рекомендательный характер. Крайнюю востребованность подобных сценариев отмечал В.В. Путин в своем выступлении на заседании Совета по науке, технике, технологиям и образованию при Президенте России (30.09.2007 г.).

13

Технологии и технические средства механизированного производства продукции растениеводства и животноводства.

В рыночных условиях эффективное развитие и функционирование регионального АПК не может быть осуществлено директивными методами. Нужны принципиально иные механизмы, которые бы позволили увязать интересы государства, региона, с одной стороны, и производственных структур агропромышленного производства и бизнеса, с другой. Одним из немногих средств государственного регулирования прямого действия в условиях рынка являются программы. Общей чертой программ является высокая степень конкретизации, проработки включенных в нее вопросов. Программа содержит научно обоснованные формулировки задач и путей их достижения; она детально просчитана по финансовым ресурсам и по источникам их получения; устанавливает четкий порядок реализации намеченного, включая разбивку по этапам и срокам, механизм реализации, способы мониторинга и корректировки.

Одним из важнейших инструментов реализации стратегии социально-экономического развития АПК должны стать региональные программы технологической модернизации отрасли на среднесрочную перспективу, которые позволили бы российскому сельскому хозяйству эффективно функционировать и успешно конкурировать с зарубежными производителями продовольствия в условиях вступления страны в ВТО.

Применение программного подхода является необходимым в силу следующих основных причин.

1. Многообразие природно-экономических условий и, как следствие, целей, достигаемых с помощью современных технологий, в сочетании с ресурсными ограничениями вызывает необходимость распределения ограниченных ресурсов между целями для их эффективной реализации.

2. Необходимость соизмерения затрат на технологическое обустройство различных подсистем агропромышленного производства с целью гармонизации их развития в достижении главной цели. В противном случае диспропорции в развитии отдельных отраслей сельскохозяйственного производства, обслуживающих и потребляющих сельскохозяйственную продукцию производств вызывают большие трудности в освоении прогрессивных технологий, снижают их конечную эффективность.

3. Возрастание числа альтернативных решений достижения целей, решения отдельных задач в сочетании с их постоянно возрастаю-

14

ISSN 0131-5226. Сборник научных трудов.

_________ГНУ СЗНИИМЭСХРоссельхозакадемии. 2009. Вып. 81._______

щей стоимостью предполагает необходимость целеориентированного анализа и выбора оптимальных решений из множества альтернатив.

4. Межотраслевой характер процесса производства и доведения сельскохозяйственной продукции до потребителя вызывает необходимость координации и взаимной увязки комплекса работ, обеспечивающих решение задачи технологической модернизации отрасли к намеченному сроку.

5. Большая продолжительность циклов реализации инноваций в конкретных задачах, решаемых в ходе проведения работ по технологической модернизации, вызывает необходимость ориентации на перспективные инновации.

6. Усложнение используемых в сельском хозяйстве технологий, повышение требований к их отдельным элементам, ужесточение правил их проведения и использования в достижении реального технологического успеха делает настоятельной необходимостью интеграцию большого числа разработок, координации во времени и сбалансирования их по ресурсам в масштабах региона.

В связи с перечисленными обстоятельствами применение программных методов к планированию технологической модернизации отрасли должно быть направлено на решение следующих основных задач:

- оптимизация принимаемых решений в области технологической модернизации;

- повышение эффективности использования ресурсов, выделяемых на технологическое перевооружение отрасли;

- возможность гибкого (оперативного) реагирования на появление новых целей и новых научно-технических достижений;

- сбалансирование потребностей, связанных с освоением новых технологий, с экономическими возможностями региона.

Иными словами, программно-целевое планирование должно обеспечить сбалансированное развитие уровня технологического обустройства всех сфер АПК на региональном уровне в целях обеспечения целей его развития.

Порядок разработки региональной комплексной программы технологической модернизации сельскохозяйственного производства приведен на рисунке.

15

Технологии и технические средства механизированного производства продукции растениеводства и животноводства.

Порядок разработки и актуализации комплексной программы технологической модернизации регионального АПК (начало)

16

ISSN 0131-5226. Сборник научных трудов.

ГНУ СЗНИИМЭСХРоссельхозакадемии. 2009. Вып. 81.

Порядок разработки и актуализации комплексной программы технологической модернизации регионального АПК (окончание)

Он включает последовательное выполнение следующих действий:

- анализ прогностической информации о развитии федерального и регионального АПК (цели, планы, программы развития АПК, стратегии его машинно-технологичекой модернизации), определение системы целей регионального АПК, возможностей развития и имеющихся ограничений;

17

Технологии и технические средства механизированного производства продукции растениеводства и животноводства.

- углубленный анализ проблем (управленческих, социальных, производственных и экономических) объекта управления - регионального сельскохозяйственного производства и определение системы целей, обеспечивающих достижение генеральной цели - комплексной технологизации сельского хозяйства региона;

- дезагрегирование системы целей на подцели второго уровня, формирование системы критериев их достижения, обеспечивающих в совокупности реализацию генеральной цели в решении проблемы технологической модернизации регионального АПК;

- разработка системы мероприятий (научное и методическое, нормативное, организационное и правовое, информационное обеспечение), способствующих достижению целей второго уровня, и последующая их детализация на комплекс задач, которые составляют сущность этих мероприятий;

- целевое разделение комплексной программы, на подпрограммы, охватывающие сельское хозяйство и другие отрасли АПК, непосредственно связанные с его машинно-технологической модернизацией;

- определение объемов ресурсного обеспечения подпрограмм, источников их финансового покрытия с учетом различных форм государственной поддержки реализации мероприятий и отдельных задач по достижению целей технологической модернизации отрасли;

- синтез подпрограмм и составление проекта комплексной целевой программы технологической модернизации регионального АПК;

- осуществление цикла работ по утверждению программы, мониторингу ее реализации, внесению неизбежных корректировок в ходе ее освоения.

Разработка программы является итеративным процессом. За один цикл расчетов оптимальный, сбалансированный, обеспеченный всеми видами ресурсов вариант программы, как правило, разработать невозможно. Эти процедуры осуществляются в несколько этапов -по мере разработки программы, и напрямую зависят от качества нормативного и методического обеспечения.

Государственным заказчиком разработки Программы и координатором ее практического осуществления является Правительство субъекта Федерации (комитет, департамент по сельскому хозяйству).

18

ISSN 0131-5226. Сборник научных трудов.

_________ГНУ СЗНИИМЭСХРоссельхозакадемии. 2009. Вып. 81._______

Оно обеспечивает увязку целей, важнейших показателей Программы с общими целями и задачами развития регионального АПК, обеспечивает функцию координатора по взаимодействию с федеральными органами при разработке и реализации Программы, осуществляет контроль за целевым расходованием финансовых ресурсов, направляемых на реализацию программы, независимо от их источников.

Разработка Программы осуществляется за счет бюджетных (внебюджетных) средств субъекта Федерации по смете, утвержденной Государственным заказчиком.

Государственный заказчик утверждает головную организацию по разработке Программы, состав рабочей группы, порядок и этапы ее подготовки. В состав рабочей группы включаются ответственные представители Правительства субъекта, региональных структур федеральных министерств, представители производственных структур АПК, научных, опытно-конструкторских и других заинтересованных организаций.

При подборе участников рабочей группы большое значение имеет уровень их творческого мышления, в частности, способность к использованию системных методов работы, комплексному рассмотрению процессов и предвидению их социально-экономических последствий, изучению различных вариантов решения проблемы, умению работать с недостаточным объемом информации, склонность к работе с оправданным риском и т.д.

После разработки и утверждения Программы рабочая группа осуществляет постоянный мониторинг ее реализации, разрабатывает предложения по корректировке отдельных положений Программы, преодолению негативных отклонений текущих параметров от намеченных целей, представляет их на рассмотрение в региональные органы управления АПК.

Получено 08.06.2009.

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.