Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ, ВЫБОР МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ И ЖИТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ, ВЫБОР МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ И ЖИТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
71
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / ПЕРЕДВИЖЕНИЯ / ВЫБОР / МЕСТО ПРЕБЫВАНИЯ / МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смольяков Анатолий Антонович, Гаврилова Ольга Вячеславовна, Хазова Виктория Евгеньевна

Рассмотрены актуальные вопросы, касающиеся проблемы регулирования права человека и гражданина на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Российской Федерации. Приведены и проанализированы ключевые нормативно-правовые акты, регулирующие данную сферу, представляющие собой многоуровневую и достаточно сложную систему правовых актов. Внесены предложения по совершенствованию нормативноправового регулирования права человека и гражданина на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Смольяков Анатолий Антонович, Гаврилова Ольга Вячеславовна, Хазова Виктория Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORY AND LEGAL SUPPORT OF THE HUMAN AND CITIZEN'S RIGHT TO FREEDOM OF MOVEMENT, CHOICE PLACES OF RESIDENCE AND RESIDENCE ON THE TERRITORY OF MODERN RUSSIA

The article deals with topical issues related to the problem of regulating the right of a person and citizen to freedom of movement, choice of place of stay and residence on the territory of the Russian F ederation. The key normative legal acts regulating this sphere, which are a multilevel and rather complex system of legal acts, are presented and analyzed. Proposals have been made to improve the legal regulation of the human and citizen's right to freedom of movement, choice of place of stay and residence in modern Russia.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ, ВЫБОР МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ И ЖИТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

Научная статья УДК 343.9.01

https://doi.org/10.24412/2687-0185-2022-4-162-168 NIION: 2007-0083-4/22-190 MOSURED: 77/27-005-2022-04-389

Нормативно-правовое обеспечение права человека и гражданина на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории современной России

Анатолий Антонович Смольяков1,2, Ольга Вячеславовна Гаврилова2, Виктория Евгеньевна Хазова3

1 Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения,

Санкт-Петербург, Россия, anatolti2013@yandex.ru

2 Ленинградский областной филиал Санкт-Петербургского университета МВД России,

Муринское городское поселение, Россия

2 filikolga@gmail.com

3 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, x.victoria@yandex.ru

Аннотация. Рассмотрены актуальные вопросы, касающиеся проблемы регулирования права человека и гражданина на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Российской Федерации. Приведены и проанализированы ключевые нормативно-правовые акты, регулирующие данную сферу, представляющие собой многоуровневую и достаточно сложную систему правовых актов. Внесены предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования права человека и гражданина на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства современной России.

Ключевые слова: регулирование, права и свободы человека и гражданина, передвижения, выбор, место пребывания, место жительства

Для цитирования: Смольяков А. А., Гаврилова О. В., Хазова В. Е. Нормативно-правовое обеспечение права человека и гражданина на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории современной России // Криминологический журнал. 2022. № 4. С. 162-168. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2022-4-162-168.

Original article

Regulatory and legal support of the human and citizen's right to freedom of movement, choice places of residence and residence on the territory of modern Russia

Anatoly A. Smolyakov1'2, Olga V. Gavrilova2, Victoria E. Khazova3

1 Saint Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, St. Petersburg, Russia, anatolti2013@yandex.ru

2 Leningrad Regional Branch of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Murinskoye Urban Settlement, Russia

2 filikolga@gmail.com

3 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, x.victoria@yandex.ru

Abstract. The article deals with topical issues related to the problem of regulating the right of a person and citizen to freedom of movement, choice of place of stay and residence on the territory of the Russian Federation. The key normative legal acts regulating this sphere, which are a multilevel and rather complex system of legal acts, are presented and analyzed. Proposals have been made to improve the legal regulation of the human and citizen's right to freedom of movement, choice of place of stay and residence in modern Russia. Keywords: regulation, human and civil rights and freedoms, movement, choice, place of stay, place of residence For citation: Smolyakov A. A., Gavrilova O. V., Khazova V. E. Regulatory and legal support of the human and citizen's right to freedom of movement, choice places of residence and residence on the territory of modern Russia. Criminological Journal. 2022;(4):162—168. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2022-4-162-168.

Проблемам содержания, практической реализации и защите пpaв чeлoвeкa в последние десятилетия уделяется caмое пристальное внимание во всем мире. Несмотря на то, что большинство основных прав и

свобод человека и гражданина получили свое содержательное наполнение и правовое закрепление почти во всех конституциях мира, до настоящего момента пpoвoдятcя нayчныe иccлeдoвaния с фиго-

© Смольяков А. А., Гаврилова О. В., Хазова В. Е., 2022

jjiiL.

-^pr-

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

coфcкoй, юpидичecкoй, coциoлoгичecкoй и иньк го-зиций. Пpeдcтaвлeния o coдepжaнии пpaв, cвoбoд и oбязaннocтeй пocтoяннo pacшиpяютcя в связи с раз-витем общества в динамично меняющихся условиях, появлением новых уникальных особенностей реализации прав, формированием новых моделей общественных отношений. Не вызывает сомнения, что пpaвa, cвoбoды и oбязaннocти всегда взaимocвязaны и cyщecтвyют cиcтeмнo.

Неодходимо признать, что го нeкoтopым м-пpaвлeниям oбщecтвo и гocyдapcтвo cyщecтвeннo пpoдвинyлиcь в механизмах декларирования и трактовки прав, свобод и обязанностей личности, в других направлениях этот пpoцecc нельзя признать динaмичным и в этой связи тpeбyeт существенной, если не сказать — эктренной, aктивизaции. К чиcлy тaкиx нaпpaвлeний oтнocитcя более четкое нopмa-тивнoe зaкpeплeниe и обеспечение механизмов pea-лизaции пpaвa нa cвoбoдy пepeдвижeния и выбop мecтожитeльcтвa. Наибольшую актуальность этот вопрос приобретает в периоды сложной экономической и политической ситуации в конкретном государстве и в мире в целом, осложненной непрекращающейся пандемией новой короновирусной инфекции COVID-19, сопровождающейся закрытием границ, возникновением новых особых условий на передвижение внутри государства, ограничением посещения определенных мест. Об этом также cвидe-тeльcтвyет возникновение новых, наспех предлагаемых, законопроектов в сочетании с базовой apxaич-гостью нaциoнaльнoгo зaкoнoдaтeльcтвa, мозаичная пpaктика eгo пpимeнeния, мнoжecтвo oгpaничeний и нecтыкoвoк в нормативных правовых актах.

Cвoбoдa пepeдвижeния и свобода выбора места жительства является одним из фундаментальных элементов правового статуса лич^сти в современном демократическом государстве. Однако зaдaчи, кoтopыe peшaютcя гocyдapcтвoм, обуславливаются текущей напряженной ситуацией и нepeдкo тpe-6уют oгpaничeния этoй cвoбoды для дocтижeния oбщecoциaльныx цeлeй, тaкиx кaк: борьба с распространением заболевания, бopьбa c пpecтyпнocтью, зaщитa нaceлeния oт нeкoнтpoлиpyeмoй мигpaции, нeдoпyщeниe бecкoнтpoльнoгo paзpacтaния гopo-дoв-мeгaпoлиcoв и дp. Paзpeшeниe этoгo пpoтивo-peчия тpeбyeт cтpoгoй пpaвoвoй peглaмeнтaции взaимooтнoшeний гocyдapcтвa и лич^сти в этoй cфepe. Ceгoдня, кaк никoгдa, aктyaльнa пpoблeмa гожм пpaвoвыx cпocoбoв и cpeдcтв, кoтopыe oбe-cпeчивaли бы минимизaцию ограничений свободы пepeдвижeния и свободы выбора места жительства c одной стороны, a c другой, позволили бы эффек-

тивно решать oбщecoциaльныe, экономические, политические и другие задачи.

Нормативное регулирование свободы передвижения выбор места пребывания и жительства представляет собой многоуровневую и достаточно сложную систему правовых актов. Ныне существующая система правового регулирования указанной сферы общественных отношений прошла непростой период становления и трансформации. Несмотря на естественный характер происхождения и длительный период существования, конституционное закрепление указанного права в Российской Федерации произошло относительно недавно — лишь в 1993 г.

Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого человека, законно находящегося на территории России, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Это естественное, неотчуждаемое право каждого человека, которое также представляет собой комплекс правомочий, которые включают возможность без каких-либо препятствий передвигаться по территории Российской Федерации в нужном направлении, а также свободно выезжать за пределы Российской Федерации и свободно возвращаться назад [3].

Рассматривая международно-правовой уровень регламентации исследуемого права необходимо отметить, что свобода выбора места жительства нашла свое закрепление в п. 1 ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах [2], ст. 2 Протокола № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод [1].

Международно-правовое закрепление права на свободу передвижение и выбор места жительства и пребывания, несомненно, с одной стороны активизирует миграционные процессы, а с другой — диктует необходимость их упорядочивания и установление контроля, отражаясь и конкретизируясь в национальном законодательстве каждого государства. Очевидно, что закрепление в международных правовых актах в первую очередь права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства представляет собой основу построения уведомительной системы миграционного учета иностранных граждан.

В международных правовых актах особое внимание уделяется возможности реализации права на свободу передвижения лицами, законно находящимися на территории какого-либо государства, т. е. вставших на миграционный учет или зарегистрировавшихся.

Безусловно, что вопросы миграции чрезвычайно актуальны и в настоящее время, учитывая обострившуюся международную обстановку. По статистике

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

ГУВМ МВД России, на территории России пребывают более девяти миллионов иностранных граждан, среди которых большинство составляют граждане Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, ЛНР и ДНР [20].

Регламентация рассматриваемого права на национальном уровне представлена значительным количеством нормативно-правовых актов. Помимо рассмотренного закрепления в Конституции Российской Федерации, нормы, регламентирующие право на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства содержатся как в специальном, так и в отраслевом законодательстве (гражданском, административном, трудовом, жилищном и др.)

Основная правовая нагрузка в регламентации рассматриваемого права воплощена в самостоятельном законе — Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» [10], который был принят еще до принятия Конституции 1993 г. В нем отражены важнейшие понятия и принципы, которые легли в основу для реализации в нашей стране свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства.

Порядок выезда за рубеж и возвращения в страну регулируется Федеральным законом РФ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» [13]. Указанный закон, помимо установления правил въезда как российских, так и иностранных граждан предусматривает ряд временных ограничений права на выезд граждан: призыв на военную или направление на альтернативную службу, привлечение в качестве обвиняемого, отбытие наказания, нахождение в розыске по подозрению в совершении преступления или намерении совершить террористический акт вне пределов РФ, и ряд других, в том числе допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям.

Эта свобода подразумевает определенную степень регулирования, например, установление определенных пограничных постов, на которых возможно пересечение границы. Они позволяют обеспечить легитимные интересы таможенных и торговых органов, а также легитимный запрет на выезд [19].

Отдельные позиции, касающиеся «места пребывания», закреплены в ч. 1 ст. 2 Федерального закона РФ от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» [12].

Также стоит отметить, что определенным моментам реализации рассматриваемого права уделяется

внимание в Гражданском кодексе Российской Федерации, где дается определение понятия «место жительства», в качестве которого законодателем признается «место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает» [6]. Отдельные аспекты исследуемого права содержатся в Жилищном кодексе Российской Федерации, установившем, что «граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободно выбирать жилые помещения для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных предусмотренных законодательством основаниях» [8]. Ответственность за нарушение правил регистрационного учета российских граждан установлена Кодексом об административных нарушениях Российской Федерации (ст. 19.15.1 и 19.15.2) [7]. Нормативное регулирование права на свободу передвижения и выбор места жительства и пребывания осуществляется и на уровне субъектов Российской Федерации. Следует отметить, что до пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) нормативные акты субъектов в данной сфере не отличались наличием существенных отличий от федерального законодательства, во многом дублируя его положения. Но ситуация в значительной степени изменилась с введением в некоторых регионах существенных ограничений на свободу передвижения, вызванных мерами противодействия пандемии коронавируса. В качестве примера можно привести принятый во исполнение Федерального закона РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [9] Закон Санкт-Петербурга от 28 сентября 2005 г. № 514-76 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Санкт-Петербурге» [15], а также постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 г. № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» [5]. Подобного рода законы и постановления субъектов, обладающие незначительными отличиями, были приняты во всех регионах Российской Федерации.

Говоря об уровне подзаконных актов, регулирующих некоторые аспекты права на свободу передвижения, можно отметить, например, Указ Президента РФ от 4 мая 1998 г. № 488 «О мерах по обеспечению права граждан Российской Федерации на свободный выезд из Российской Федерации» ввел в правовое регулирование реализации данного права понятие «место фактического проживания» [4].

Несмотря на то, что ст. 27 Конституции Российской Федерации не содержит каких-либо оговорок

jjiiL.

-^pr-

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

относительно возможности ограничения права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, это право не является абсолютным, оно неизбежно ограничивается с учетом интересов других людей, общества, государства. Допустимые ограничения прав и свобод человека и гражданина приведены в международно-правовых актах, есть они и в национальном законодательстве России.

А именно, возможность определенных ограничений предусмотрена ч. 3 ст. 55 Основного Закона, согласно которой «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» и ст. 56, предусматривающей, что «в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия» [3].

Так, в законодательстве Российской Федерации закреплены основания, при которых возможно ограничение права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. В большей степени это касается определенных территорий, например, так называемых закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), для которых устанавливается особый порядок въезда, пребывания и выезда. Он предусматривает, в частности, необходимость согласования с Федеральной службой безопасности Российской Федерации въезда на соответствующую территорию. Указанное согласование сопряжено с оформлением допуска к государственной тайне, в связи с наличием на подобных территориях военных объектов, предприятий, по разработке, изготовлению и (или) хранению оружия массового поражения, иных объектов [14].

Законодательством предусмотрены и иные территории, на которых распространяются ограничения свободы передвижения, выбор места жительства и пребывания. Среди них — пограничная полоса; территории расположения войск и военных объектов; территории, на которых действует режим чрезвычайного или военного положения; зоны экологического бедствия; отдельные территории и населенные пункты, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены осо-

бые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности.

Исходя из приведенного анализа законодательных актов федерального и регионального уровня, можно отметить, что они, регулируя реализацию механизма осуществления права на свободу передвижения, выбор места жительства и пребывания, во многом носят ограничительный характер. Некоторые авторы отмечают, что ч. 1 ст. 27 Конституции в настоящее время в основном носит декларативный характер, а многие конкретизирующие ее положения текущего законодательства (как федерального, так и регионального уровня) зачастую противоречат заложенному в ней смыслу [17].

Ограничению подвергаются любые, в том числе и естественные, права и свободы человека (исключение составляет лишь свобода мысли). Даже право на жизнь может быть законно ограничено в случае реализации в каком-либо государстве такой меры наказания, как смертная казнь.

Исследователи отмечают, что в структуре любого ограничения имеются два определяющих элемента: цель и способ ограничительных мероприятий [16]. В контексте рассматриваемого права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства можно выделить такие цели как охрана общественного порядка, сохранение национальной безопасности, защита здоровья, нравственности, защита прав и законных интересов других лиц. Данный перечень содержится в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации и является достаточно широким.

Говоря о способах ограничений необходимо обратить внимание на то, что они в обязательном порядке должны быть нормативно закреплены в законодательстве, в конкретном законе [18]. Одним из таких законов является уже не раз нами упомянутый Закон «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» [13]. Продолжая анализировать его положения, можно отметить, что все ограничения права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства для российских граждан подразделяются на постоянные (или бессрочные) и временные (ограниченные во времени).

К постоянным ограничениям относятся проживание в пограничной полосе, в закрытых военных городках, а также в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО).

Временные ограничения свободы передвижения, выбора места жительства и пребывания могут быть установлены в зонах экологического бедствия, на

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

Так же к временным ограничениям можно отнести запрет на свободный выезд из Российской Федерации, лиц, которые в соответствие с Федеральным законом РФ от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», имеют невыполненные денежные обязательства [21].

Говоря об ограничении прав в целом, и ограничении права на свободу передвижения в частности, необходимо отметить, что никакое ограничение не может являться самоцелью. Их введение, как правило, продиктовано объективной необходимостью и обусловлено конкретными обстоятельствами для обеспечения функционирования государства, защиты его граждан. Именно поэтому институт ограничения прав и свобод, признанный в международном праве и существующий в любом государстве, должен быть установлен в законном порядке таким образом, чтобы не отрицать и не умалять соответствующие права, а также применяться в равной степени ко всем лицам, исключая какую-либо дискриминацию.

Следует констатировать, что указанные принципы отражены в действующей Конституции Российской Федерации, реализация ограничений происходит на основании федеральных законов и находит свою конкретизацию в законах субъектов Российской Федерации и подзаконных нормативных актах, что не входит в противоречие с общепризнанными принципами и нормами международного права.

В научной литературе до сих пор продолжаются споры относительно существующего в России института регистрации граждан по месту жительства и временного пребывания [11]. В случае отсутствия регистрации граждане (и юридические лица) несут административную ответственность. Также возникают сложности в субсидирования таких лиц, оформления ими пособий, кредитов, невозможности устроить детей в детские сады, сложности с оформлением на работу. Возможно ли рассматривать указанные последствия, как форму ограничения права на свободное передвижение и выбор места жительства и пребывания?

На наш взгляд, указанные последствия отсутствия регистрации не являются формой ограничения права. Государство, устанавливая институт регистрации, лишь обозначает правила реализации права на сво-

боду передвижения и выбор места жительства и пребывания. Нарушение этих правил существенно затрудняет государству выполнение многих государственных функций, в числе которых фискальная функция, распределительная функция, функция обеспечения безопасности государства (в виде воинского учета граждан и обеспечения ими воинской обязанности) и многие другие. Именно поэтому государством в законном порядке установлен порядок регистрационного учета и ответственность за его нарушение.

Список источников

1. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.). Пакт ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18 сентября 1973 г. № 4812-УШ. Пакт вступил в силу для СССР 23 марта 1976 г.: сб. действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М., 1978 г. Вып. XXXII. С. 44.

2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS № 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.). Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ // Бюллетень международных договоров. 2001. № 3.

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 6 октября 2022 г.). М. : Норма, 2022.

4. Указ Президента РФ от 4 мая 1998 г. № 488 (ред. от 7 декабря 2016 г.) «О мерах по обеспечению права граждан Российской Федерации на свободный выезд из Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 18. Ст. 2021.

5. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 г. № 121 (ред. от 22 апреля 2022 г.) «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга // URL://http://www. gov.spb.ru.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. I) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 25 февраля 2022 г.) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 4 ноября 2022 г, с изм. от 24 ноября 2022 г.) // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 1273.

8. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (ред. 21 ноября 2022 г.) // СЗ РФ. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 14.

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

9. Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (ред. от 4 ноября 2022 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 291.

10. Федеральный закон РФ от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ (ред. 14 июля 2022 г.) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029.

11. Федеральный закон РФ от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ (ред. 14 июля 2022 г.) «Об исполнительном производстве» // СЗ РФ. 2007. № 41. Ст. 4849.

12. Федеральный закон РФ от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ (ред. 24 февраля 2021 г.) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 30. Ст. 3285.

13. Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 (ред. 1 июля 2021 г.) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1227.

14. Закон РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 (ред. от 15 апреля 2022 г.) «О закрытом административно-территориальном образовании» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 33. Ст. 1915.

15. Закон Санкт-Петербурга от 20 октября 2005 г. № 514-76 (ред. 23 декабря 2021 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Санкт-Петербурге» (принят ЗС СПб 28 сентября 2005 г.) // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2005. № 12.

16. Бородин С. С., Волницкая С. С., Лойт Х. Х. Административное право: курс лекций. Общая часть. СПб. : ГУАП, 2015.

17. Кинжибеков В. В. Конституционное и законодательное регулирование права граждан РФ на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства в пределах РФ // Молодой ученый. 2019. № 2. С. 130.

18. Морозова Л. А. Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву // Государство и право. 2018. № 7. С. 82.

19. Немцев М. В. Модели конституционного регулирования ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения // Закон и право. 2019. № 5. С. 27.

20. Трофимова Т. С. Свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства и их закрепле-

ние в общепризнанных принципах и нормах международного права на примере стран - участников ШОС // Вестник экономической безопасности. 2022. № 11. С. 83.

21. Шапиро И. В. Конституционные права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, выезд за границу и возвращение: теоретический аспект // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 13. С. 11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. The International Covenant on Civil and Political Rights (New York, December 16, 1966). The Covenant was ratified by Decree of the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR dated September 18, 1973 No. 4812-VIII. The Pact entered into force for the USSR on March 23, 1976: collection of existing treaties, agreements and conventions concluded with foreign states. M., 1978. Issue XXXII. Р. 44.

2. Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms ETS No. 005 (Rome, November 4, 1950) (with amendments and add. Dated September 21, 1970, December 20, 1971, January 1, 1990, November 6, 1990, May 11, 1994). The Convention was ratified by the Russian Federation by Federal Law No. 54-FZ of March 30, 1998 // Bulletin of International Treaties. 2001. № 3.

3. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993 with amendments approved during the all-Russian vote on October 6, 2022). M. : Norm, 2022.

4. Decree of the President of the Russian Federation No. 488 of May 4, 1998 (ed. of December 7, 2016) «On measures to ensure the right of citizens of the Russian Federation to freely leave the Russian Federation» // SZ RF. 1998. No. 18. St. 2021.

5. Decree of the Government of St. Petersburg of March 13 2020 No. 121 (ed. dated April 22, 2022) «On measures to counteract the spread of a new coronavirus infection (COVID-19) in St. Petersburg» // Official website of the Administration of St. Petersburg // URL:// http ://www.gov. spb .ru.

6. The Civil Code of the Russian Federation (Part I) of November 30, 1994 No. 51-FZ (ed. of February 25, 2022) // SZ RF. 1994. No. 32. St. 3301.

7. The Code of the Russian Federation on Administrative Offenses of December 30, 2001 No. 195-FZ (ed. of November 4, 2022, with ed. dated November 24, 2022) // SZ RF. 2002. No. 1. St. 1273.

8. Housing Code of the Russian Federation dated December 29, 2004 No. 188-FZ (ed. November 21, 2022) // SZ RF. 2005. No. 1 (Part 1). St 14.

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

9. Federal Law of the Russian Federation No. 68-FZ of December 21, 1994 (as amended on November 4, 2022) «On the protection of the population and territories from natural and man-made emergencies» // SZ RF. 1994. No. 13. St. 291.

10. Federal Law of the Russian Federation of August 15, 1996. No. 114-FZ (ed. July 14, 2022) «On the procedure for leaving the Russian Federation and entering the Russian Federation» // SZ RF. 1996. No. 34. St. 4029.

11. Federal Law of the Russian Federation of October 2, 2007 No. 229-FZ (ed. July 14, 2022) «About enforcement proceedings» // SZ RF. 2007. No. 41. St. 4849.

12. Federal Law of the Russian Federation No. 109-FZ of July 18, 2006 (as amended on February 24, 2021) «On migration registration of foreign citizens and stateless persons in the Russian Federation» // SZ RF. 2006. No. 30. St. 3285.

13. Law of the Russian Federation of June 25, 1993 No. 5242-1 (ed. July 1, 2021) «On the right of citizens of the Russian Federation to freedom of movement, choice of place of stay and residence within the Russian Federation» // Vedomosti SND and the Armed Forces of the Russian Federation. 1993. № 32. St. 1227.

14. Law of the Russian Federation No. 3297-1 of July 14, 1992 (ed. of April 15, 2022) «On a closed administrative-territorial entity» // Vedomosti of the SND of the Russian Federation and the Armed Forces of the Russian Federation. 1992. No. 33. St. 1915.

15. Law of St. Petersburg of October 20, 2005 No. 514-76 (ed. December 23, 2021) «On the protection of the population and territories from natural and man-made emergencies in St. Petersburg» (adopted by the Law of St. Petersburg on September 28, 2005) // Bulletin of the Legislative Assembly of St. Petersburg. 2005. No. 12.

16. Borodin S. S., Volnitskaya S. S., Loit H. H. Administrative law: a course of lectures. The general part. St. Petersburg : GUAP, 2015.

17. Kinzhibekov V. V. Constitutional and legislative regulation of the right of citizens of the Russian Federation to freedom of movement and choice of place of stay and residence within the Russian Federation // Young scientist. 2019. No. 2. P. 130.

18. Morozova L. A. Principles, limits, grounds for restricting human rights and freedoms under Russian legislation and international law // State and Law. 2018. No. 7. P. 82.

19. Nemtsev M. V. Models of constitutional regulation of restriction of rights and freedoms in a state of emergency // Law and Law. 2019. No. 5. P. 27.

20. Trofimova T. S. Freedom of movement, choice of place of stay and residence and their consolidation in generally recognized principles and norms of international law on the example of the SCO member states // Bulletin of Economic Security. 2022. No. 11. P. 83.

21. Shapiro I. V. Constitutional rights of citizens to freedom of movement, choice of place of stay and residence, departure abroad and return: theoretical aspect // Constitutional and municipal law. 2019. No. 13. P. 11.

Информация об авторах

A. А. Смольяков — профессор кафедры публичного права Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, профессор кафедры общеправовых дисциплин Ленинградского областного филиала Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ;

О. В. Гаврилова — старший преподаватель кафедры общеправовых дисциплин Ленинградского областного филиала Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук;

B. Е. Хазова — доцент кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук.

Information about the authors

A. A. Smolyakov — Professor of the Department of Public Law at St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, Professor of the Department of General Legal Disciplines of the Leningrad Regional Branch of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Legal Sciences, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation;

O. V. Gavrilova — Senior Lecturer of the Department of General Legal Disciplines of the Leningrad Regional Branch of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Legal Sciences;

V. E. Khazova — Associate Professor at the Department of Civil and Labor Law and Civil Procedure of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 21.11.2022; одобрена после рецензирования 28.11.2022; принята к публикации 05.12.2022.

The article was submitted 21.11.2022; approved after reviewing 28.11.2022; accepted for publication 05.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.