Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ НОРМ В СФЕРЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ, ВЫБОР МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ И ЖИТЕЛЬСТВА'

К ВОПРОСУ ОБ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ НОРМ В СФЕРЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ, ВЫБОР МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ И ЖИТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
25
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / СВОБОДА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ / ВЫБОР МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ И ЖИТЕЛЬСТВА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ / СОЦИАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СРЕДА ПРЕБЫВАНИЯ / ПРАВОВОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СВОБОДЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ибрагимова Люция Рашидовна

Автор в статье исследует компоненты конституционного права гражданина как свобода передвижения, выбор места пребывания и жительства и как международная система регулирования прав человека на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства оказывает определенное влияние на законодательную практику государств, признающих юрисдикцию международно-правовых институтов на своей территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a question of implementation of international legal norms in the sphere of constitutional right to freedom of movement, choice of place of stay and residence

In this article the author examines and analyzes in detail such components of the constitutional right of a citizen as freedom of movement, choice of place of stay and residence, which serves as the basis for the legal implementation of population movement and registration procedures at the place of stay and residence.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ НОРМ В СФЕРЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ, ВЫБОР МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ И ЖИТЕЛЬСТВА»

13.4. К ВОПРОСУ ОБ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ

НОРМ В СФЕРЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ, ВЫБОР МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ И ЖИТЕЛЬСТВА

Ибрагимова Люция Рашидовна. Должность: старший преподаватель. Место работы: Институт социальных и гуманитарных знаний (Казань). Подразделение: кафедра предпринимательского права. E-mail: isgzazino@yandex.ru

Аннотация: Автор в статье исследует компоненты конституционного права гражданина как свобода передвижения, выбор места пребывания и житель-ства и как международная система регулирования прав человека на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства оказывает определенное влияние на законодательную практику государств, признающих юрисдикцию международно -правовых институтов на своей территории.

Ключевые слова: юридическая конструкция, конституционное право, свобода передвижения, выбор места пребывания и жительства, социально-экономические права и свободы, социально-территориальная среда пребывания, правовое проявление индивидуальной свободы, образовательная миграция.

TO A QUESTION OF IMPLEMENTATION OF INTERNATIONAL

LEGAL NORMS IN THE SPHERE OF CONSTITUTIONAL RIGHT TO FREEDOM OF MOVEMENT, CHOICE OF PLACE OF STAY AND RESIDENCE

Ibragimova Lucia Rashidovna. Position: senior lecturer. Place of employment: Institute of Social Sciences and Humanities (Kazan). Department: Business Law chair. E-mail: isgzazino@yandex.ru

Annotation: In this article the author examines and analyzes in detail such components of the constitutional right of a citizen as freedom of movement, choice of place of stay and residence, which serves as the basis for the legal implementation of population movement and registration procedures at the place of stay and residence. Keywords: legal design of the right to freedom of movement, constitutional right, international law-making, specification of universal standards, model of international legal regulation of the right to freedom of movement.

Особенность нормативно - правового регулирования права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства предопределяется тем, что исследуемое право имеет непосредственное отношение как к международной, так и внутригосударственной правовым системам, которые различаются между собой «по способу образования норм, по социальной сущности, по субъектам, по объему регулирования, по способам функционирования»1. Что касается международной системы, то, право на свободное передвижение и его производные, в том числе право покидать любую

1 Курс международного права. В 7 т. Т. 1. Понятие, предмет и система международного права // Ю.А. Баскин, Н. Б. Крылов, Д. Б. Левин и др. М.: Наука, 1989. С. 18.

страну, включая собственную, и возвращаться в свою страну, уже стало частью международного правотворчества «как сложного процесса, в ходе которого переплетаются интересы, позиции, воли, уступки государств»2. При этом общие подходы государств к регламентации права на свободное передвижение отражаются в наиболее значимых источниках международного гуманитарного права, которые, тем не менее, различаются по своему масштабу и степени детализации общечеловеческих стандартов прав и свобод личности.

Так, фундаментальный по своей природе Международный Пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 19б6 года3 признает право на свободное передвижение и выбор места жительства за каждым, кто законно находится на территории государства, не препятствуя его ограничению законом в общественно-значимых интересах, т.е. в целях охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения, других прав и свобод, совместимых с признаваемыми Пактом правами (ст. 12).

В основе юридической конструкции права на свободное передвижение, предложенной Международным Пактом о гражданских и политических правах, с одной стороны, находятся положения ст. 13 Всеобщей Декларации прав человека от 10 декабря 1948 года как первого комплексного документа, положившего начало процессу формирования международного гуманитарного права в его современном смысле4, ст. 5 (п.п. ^ и п. d) Международной Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации5, а с другой - ст. 2 «Свобода передвижения» Протокола № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод «Об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» от 16 сентября 1963 года6, относящегося к региональным международно-правовым документам, предусматривающим совокупность общепризнанных прав и свобод применительно к определенной группе европейских государств.

Обязывающая норма ст. 2 Протокола № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года также: признает свободу передвижения в форме права на свободу передвижения, свободы выбора места жительства, свободы покидать любую страну, включая собственную, за каждым, кто законно находится на территории государства; запрещает вводить какие-либо ограничения в механизм его использования за исключением случаев, предусмотренных законом и необходимых в демократиче-

2 Международное право. Общая часть: Учебник / Отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. - М.: Статут, 2011. - С. 129.

3 Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М. 1978. Вып. XXXII. С. 44

4 Международное право: Учебник для ВУЗов / Г.В. Игнатенко, В.Я. Суворова, О.И. Тиунов и др.; Под ред. Г.В. Игнатенко. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1995. С. 240.

5 Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Нью-Йорк, 7 марта 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 18 июня 1969. № 25. Ст. 219.

6 Протокол № 4 к Конвенции о защите прав и основных свобод «Об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней». Страсбург,

16 сентября 1963 год (с изм. от 11 мая 1994 г.) ETS № 046 // «Европейская Конвенция о защите прав человека: право и практика» URL:// http://www.echr.ru/ documents/doc/2440803/2440803.htm (дата запроса 6 октября 2016).

ском обществе в интересах национальной безопасности, общественного спокойствия, для поддержания общественного порядка, предотвращения преступлений, охраны здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц. Причем п. 4 ст. 2 названного Протокола № 4 предусматривает дополнительные законно установленные основания для ограничения именно права на свободу передвижения и свободу выбора местожительства, как то: «в определенных районах», в соответствии с «общественными интересами в демократическом обществе».

Необходимо отметить, что юридическая конструкция такой формы личной свободы человека как свобода передвижения, изложенная в Протоколах к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, имеет некоторые особенности закрепления, обусловленные их носителями. В таком качестве согласно концепции указанных документов Совета Европы выступают: во-первых, любой человек, который законно находится на территории государства, независимо от того, состоит ли он в общественно-политических отношениях гражданства с данным государством или нет (ч.ч.1, 2 ст. 2 Протокола № 4 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод); во-вторых, гражданин государства, который не может быть выслан с его территории путем применения индивидуальных или коллективных мер, а также лишен права на въезд на территорию того государства, гражданином которого является (ст. 3 Протокола № 4 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод); в-третьих, иностранные граждане, правомочные реализовывать свободу передвижения, проживания и свободу покидать любую страну в индивидуальном порядке (ст. 2 Протокола № 4 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод), при этом им гарантируется надлежащая процедура высылки (ст. 1 Протокола № 7 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 22 ноября 1984 года) и запрещается коллективная высылка (ст. 4 Протокола № 4 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод).

Модель международно-правового регулирования права на свободное передвижение и его компонентов для тех, кто законно находится на территории государства, воспроизводится в Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и свободах человека от 26 мая 1995 года7: в части общих ограничений, исходя из ч. 3 ст. 12 Международного Пакта о гражданских и политических правах, а в части состава правомочий и дополнительных ограничений, установленных для права на свободное передвижение и выбор места жительства, - в ст. 2 Протокола № 4 к Конвенции о защите прав и основных свобод «Об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней».

Связи преемственности в содержании Конвенции о правах и свободах человека от 26 мая 1995 года и Международного Пакта о гражданских и политических правах и свободах, обязательного для участвующих государств, предопределялись Декларацией СНГ о международных обязательствах в области прав чело-

7 Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (Минск, 26 мая 1995 г.)// Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ "Содружество". 1995. № 2. Стр. 30.

века и основных свобод от 24 сентября 1993 года8, в которой предусматривалась необходимость оформления правопреемства в отношении международных договоров и соглашений в области прав человека, а также приведения национального законодательства в соответствие с обязательствами по действующим международным договорам и соглашениям по правам человека.

Итак, к специфическим элементам международной юридической конструкции свободы передвижения личности относится:

свобода передвижения как явление международного права в субъективном смысле, объединяющее различный объем личных (гражданских) правомочий, т.е. право на свободу передвижения и (или) свободу выбора местожительства, свободу покидать любую страну, включая собственную (ст. 2 Протокола № 4 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 22 Конвенции сНг о правах и свободах человека), и возвращаться в нее (ст. 13 Всеобщей Декларации прав человека, ст. 12 Международного Пакта о гражданских и политических правах) и пр.;

свобода передвижения как явление международного права субъективного порядка воплощает такой критерий принципа свободы личности как гражданская свобода (ст. 13 Всеобщей Декларации прав человека, ст. 12 Международного Пакта о гражданских и политических правах), однако, в Протоколах к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод критерий гражданской свободы дополняется критерием политической свободы (ст. 3 Протокола № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод), что позволяет относить указанную свободу к правам человека и правам гражданина;

субъектами использования свободы передвижения и его производных компонентов является каждый без каких-либо ограничений (ст. 13 Всеобщей Декларации прав человека) либо же граждане и неграждане, включая иностранцев, которые законно находятся на территории государства (ст. 12 Международного Пакта о гражданских и политических правах, ст. ст. 2, 3 и 4 Протокола № 4 и ст. 1 Протокола № 7 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 22 Конвенции СНГ о правах и свободах человека);

субъектом соблюдения общечеловеческого стандарта прав и свобод в виде свободы передвижения и генетически связанных с ним прав и свобод является государство, на территории которого законно находится то или иное лицо;

свобода передвижения и его производные правомочия имеют относительный характер, поскольку указанные источники международного гуманитарного права, за исключением Всеобщей Декларации прав человека, устанавливают определенные ограничения в виде общественно значимых интересов или ценностей (национальная безопасность, нравственность, здоровье и пр.), которые должны быть оформлены государством в законодательном порядке. При этом вводимые государством ограничения должны быть совместимы с иными общечеловеческими стандартами прав и свобод, локализованными в международно-правовом документе (п. 4 ст. 12 Международного Пакта о гражданских и политических правах и свободах).

8 Декларация глав государств - участников Содружества Неза-

висимых Государств о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод (Москва, 24 сентября 1993 года) // Бюллетень международных договоров. 1994. № 9. Стр. 8.

Международная система регулирования прав человека на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства оказывает определенное влияние на законодательную практику государств, признающих юрисдикцию международно-правовых институтов на своей территории. К таким государствам, безусловно относится и Россия, в которой действуют соответствующие положения международного права. Реализация этих положений составляет обязанности законодательных и исполнительных органов на всех уровнях власти, но здесь необходимо отметить особую роль судов конституционной юрисдикции и. в первую очередь, Конституционного суда Российской Федерации, призванных обеспечивать с учетом общепризнанных норм международного права единообразное понимание скоординированную правоприменительную практику по вопросам, связанным с правом человека на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в России.

Так, Конституционный Суд Российской Федерации 16 февраля 2016 года в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и гражданина Федеративной Республики Нигерия Х.Э. Увангуе9 постановил, что при выезде иностранного гражданина из Российской Федерации законным является осуществление проверки законности его въезда в Россию, а также пребывания в ней, тем самым указав на тесную взаимосвязь данных прав, в совокупности представляющих собой право на свободное передвижение.

Вместе с тем, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 февраля 2016 № 4-П выявляется наличие особого права у отдельной категории лиц - иностранных граждан, имеющих вид на жительство, на выезд из Российской Федерации с предъявлением визы с истекшим сроком действия. Наличие подобных особенности в правовом статусе иностранного гражданина, имеющего вид на жительство, позволяет нам говорить о различном составе законоположений о въезде в Российскую Федерацию и выезде из нее, который может видоизменяться в зависимости как от категории лиц, так и от способов пересечения государственной границы (визовый или безвизовый выезд, выдворение, депортация, выдача, реадмиссия, транзитный проезд, выезд и др.)

Наличие у лица правовых оснований пребывания на территории Российской Федерации налагает на него ряд обязанностей, неисполнение которых может повлечь наступление неблагоприятных последствий. Так, как отмечает Конституционный Суд Российской Федерации, неисполнение лицом, в частности гражданином Республики Молдова М. Цурканом, имеющим вид на жительство, обязанности по уведомлению соответствующих органов государственной власти о подтверждении своего пребывания в Российской Федерации может служить, в том числе основой для ад-

9 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 февраля 2016 года № 4-П «по делу о проверке конституционности положений части 2 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 11 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» и статьи 24 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и гражданина Федеративной Республики Нигерия Х.Э. Увангуе» // Официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации URL:// http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision223587.pdf

министративного выдворения за пределы Российской Федерации10.

В целом представляется, что разумное сочетание международно-правового и внутригосударственного регулирования Конституционного права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства будет соответствовать дальнейшей интеграции нашего отечественного законодательства в систему общечеловеческих ценностей.

Список литературы:

1. Алешкова И.А. Право на свободу передвижения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2005. - 21 с

2. Гузеева Н.В. Изменения в законодательном регулировании права туристов на свободу пере- движения // Современные проблемы сервиса и туризма. -2014. - Т. 8. № 3. - С. 79-84.

3. Декларация глав государств - участников Содружества Независимых Государств о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод (Москва, 24 сентября 1993 года) // Бюллетень международных договоров. 1994. № 9. Стр. 8.

4. Жадяева Т.А. Реализация права человека и гражданина на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саранск, 2006. - 24 с.

5. Зайцева Ю.П. Субъективное право гражданина на частную жизнь: содержательный аспект // Российский юридический журнал. - 2016. - № 1. - С. 142-149. Краснослободцева Н.К. Соотношение понятий «свобода» и «права» человека// Ленинградкий юридический журнал. - 2014. - № 4 (38). - С. 75-82. Фархутдинов Л.И. Соотношение понятий права и закона в контексте языка философии // Ученые записки Казанского университета. Серия гуманитарные науки. - 2012. - Т. 154. № 1. - С. 214-219.

6. Иванова М.А. Проблемы реализации прав граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства // Марийский юридический вестник. - 2015.

- № 1 (12). - С. 159-161.

7. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (в ред. от 21 июля 2016) // СЗ РФ. 2014. - № 31.

- Ст. 4398. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. Legal Construction of the Right to Feedom of M

8. Конституционное право России / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1995. — С. 196-197.

9. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Г. Д. Садовникова. - 10-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 194 с.

10. Малько А.В. Механизм правового регулирования: лекция / А.В. Малько // Правоведение. - 1996. - № 3 (214). - С. 54-62.

11. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права / Матузов И.И. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та,1972. - С. 98.

12. Международное право. Общая часть: Учебник / Отв. ред. Р.М. Валеев, Г. И. Курдюков. - М.: Статут, 2011. - С. 129.

13. О необходимости закрепления компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области внешней миграции / В. В. Юрьев // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2011. - № 2 (16). - С. 32.

10 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 5-П от 17 февраля 2016 года по делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 8 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», частей 1 и 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подпункта 2 части первой статьи 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в связи с жалобой гражданина Республики Молдова М. Цуркана

14. Рамазанов Р.У. Конституционные основы деятельности органов прокуратуры и иных право- охранительных органов в обеспечении прав граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства: дис. ... канд. юрид. наук. - Махачкала, 2003. - 168 с.

15. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М. 1978. Вып. XXXII. С. 44

16. Международное право: Учебник для ВУЗов / Г.В. Игнатенко, В.Я. Суворова, О.И. Тиунов и др.; Под ред. Г.В. Игнатенко. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1995. С. 240.

17. Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Нью-Йорк, 7 марта 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 18 июня 1969. № 25. Ст. 219.

18. Протокол № 4 к Конвенции о защите прав и основных свобод «Об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней». Страсбург, 16 сентября 1963 год (с изм. от 11 мая 1994 г.) ETS № 046 // «Европейская Конвенция о защите прав человека: право и практика» URL:// http://www.echr.ru/documents/doc/ 2440803/2440803.htm (дата запроса 6 октября 2016).

19. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (Минск, 26 мая 1995 г.)// Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ "Содружество". 1995. № 2. Стр. 30.

20. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 февраля 2016 года № 4-П «по делу о проверке конституционности положений части 2 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 11 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» и статьи 24 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и гражданина Федеративной Республики Нигерия Х.Э. Увангуе» // Официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации URL:// http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision223587.pdf

21. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 5-П от 17 февраля 2016 года по делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 8 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», частей 1 и 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подпункта 2 части первой статьи 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в связи с жалобой гражданина Республики Молдова М. Цуркана

22. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина / А. С. Мордовец; под ред. Матузова Н. И. - Саратов : М-во внут. дел РФ. Сарат. высш. школа. Саратов, 1996. - С. 85, С.88.

23. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Россий- ская газета. - 1996. - № 159. Иванова М.А. Проблемы реализации прав граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства // Марийский юридический вестник. - 2015. - № 1 (12). - С. 159-161.

Статья прошла проверку оригинальность

24. Унтерберг Е. С., Ефремова О. Н. Комментарий к Федеральному закону от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". - Специально для системы ГАРАНТ. - 2016.

25. Утяшев М.М. Права и свободы человека в системе общечеловеческих ценностей // Вестник Баш- кир-ского университета. - 2009. - Т. 14. № 3-1. - С. 12441250. Стремоухов А.В. Основания классификации прав и свобод человека // Ленинградский юридический журнал. - 2012. - № 1. - С. 7

26. Шапиро И.В. Пробелы реализации прав на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства граждан Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 17. - С. 22-25. Килясханов И.Ш. О механизме реализации конституционного права граждан на свободу пере- движения, выбор места пребывания и жительства // Юридический мир. - 1998. - № 4. - С. 18-19.

Рецензия

на статью соискателя кафедры Конституционного права и прав человека Казанского (Приволжского) федерального университета Ибрагимовой Люции Раши-довны «К вопросу об имплементации международно-правовых норм в сфере конституционного права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства»

Вопросы связанные с имплементацией международно-правовых норм в сфере конституционного права на свободу передвижения, права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства относятся и к международному и внутригосударственному праву. Вместе с тем, эти правовые системы различаются между собой по способу формирования как, по правосубъектности, по объему и способу регулирования, по ответственности и имплементации.

Особенности правового регулирования, связанные с имплементацией международно-правовых норм и исследуются в этой статье.

Вопросы имплементации, анализируются автором в международных нормативно-правовых документах: в Международном Пакте о гражданских и политических правах, Всеобщей Декларации прав человека, Международной Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конвенцией содружества Независимых Государств о правах и свободах человека.

В перечисленных международно-правовых документах проанализированы специфические элементы международной юридические конструкции свободы передвижения личности.

Международная система и практика регулирования права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства оказывает определенное влияние на нормативную практику государств и на процесс имплементации нормативно-правовых актов. Важным фактором в данном вопросе выступает практика конституционной юрисдикции, призванная обеспечить единообразную правоприменительную практику по исследуемым вопросам и их имплементации.

Представленная статья Ибрагимовой Л.Р. обладает актуальностью, обоснованностью, теоретической и практической значимостью и может быть рекомендована к опубликованию.

К.ю.н., профессор Кофман Б.И.

системой «Антиплагиат»; текста - 80,9%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.