Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ХЛОРОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ В НЕФТИ'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ХЛОРОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ В НЕФТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
29
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
нормативно-правовое регулирование / нефть / хлорорганические соединения / федеральный закон / regulatory and legal regulation / oil / organochlorine compounds / federal law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хайруллина Э.М., Яппарова Э.Н., Махмутов А.Р.

Статья включает обзор нормативно-правового регулирования экологического мониторинга в нефти. Отмечена актуальность вопроса разработки нормативов допустимого содержания хлорорганических соединений в нефти, которые бы учитывали уровень загрязнения не только после рекультивационных работ, но и в течение всего периода эксплуатации, при консервации, а также при ликвидации промышленного объекта. Для обеспечения требований по охране окружающей среды и восстановлению загрязнения нефтью, необходимо совершенствование нормативно-правовой базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хайруллина Э.М., Яппарова Э.Н., Махмутов А.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORY AND LEGAL SUPPORT FOR ENVIRONMENTAL MONITORING OF ORGANOCHLORINE COMPOUNDS IN OIL

The article includes an overview of the regulatory framework for environmental monitoring in oil. The urgency of the issue of developing standards for the permissible content of organochlorine compounds in oil, which would take into account the level of pollution not only after reclamation work, but also during the entire period of operation, during conservation, as well as during the liquidation of an industrial facility, was noted. In order to meet the requirements for environmental protection and restoration of oil pollution, it is necessary to improve the regulatory framework.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ХЛОРОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ В НЕФТИ»

УДК 54 Хайруллина Э.М., Яппарова Э.Н., Махмутов А.Р.

Хайруллина Э.М.

магистрант, студент Бирский филиал Уфимский университет науки и технологий (г. Бирск, Россия)

Яппарова Э.Н.

канд. биол. наук, доцент кафедры биологии, экологии и химии

Бирский филиал Уфимский университет науки и технологий (г. Бирск, Россия)

Махмутов А.Р.

канд. хим. наук, доцент кафедры биологии, экологии и химии

Бирский филиал Уфимский университет науки и технологий (г. Бирск, Россия)

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ХЛОРОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ В НЕФТИ

Аннотация: статья включает обзор нормативно-правового регулирования экологического мониторинга в нефти. Отмечена актуальность вопроса разработки нормативов допустимого содержания хлорорганических соединений в нефти, которые бы учитывали уровень загрязнения не только после рекультивационных работ, но и в течение всего периода эксплуатации, при консервации, а также при ликвидации промышленного объекта. Для обеспечения требований по охране окружающей среды и восстановлению загрязнения нефтью, необходимо совершенствование нормативно-правовой базы.

Ключевые слова: нормативно-правовое регулирование, нефть, хлорорганические соединения, федеральный закон.

Нефть считается одним из самых важных и используемых ресурсов в мире. Она находится в земной коре и относится к группе природных ресурсов, которые превратились в необходимые энергоресурсы для осуществления разнообразной деятельности в различных сферах деятельности человека. Однако нефть, как и любой другой природный ресурс, содержит различные химические соединения, не только полезные, но и вредные для окружающей среды и живых организмов.

Хлорорганические соединения в нефти (ХОС) - класс химических соединений, содержащих хлор и другие элементы в своей структуре. Обычно встречаются в природе в нефти и отходах нефтепереработки. Некоторые из них могут быть произведены специально с целью использования в промышленности.

Нормативно-правовое регулирование при добыче нефти включает в себя ряд законов, стандартов и правил, которые обеспечивают безопасность и ее качество содержания различных веществ, а также защиту окружающей среды.

Основные нормативно-правовые акты, обеспечивающие охрану окружающей среды на федеральном уровне:

Федеральный закон от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" включает требования в области охраны окружающей среды при осуществлении деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также при переработке (производстве), транспортировке, хранении, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции [1].

Федеральный закон от 21.02.1992 № 2Э95-ФЗ (ред. 30.09.2017г.) «О недрах» - регулирует отношения по добыче нефти, проведения работ по геологическому изучению, а также деятельность по строительству нефтехранилищ и их эксплуатацию [2].

Федеральный закон от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» - регламентирует правоотношения в области недропользования и инвестиционной деятельности, устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ, а также на континентальном шельфе и в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции [3].

Федеральный закон от 30.11.1995 №2 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» регулирует порядок изучения, разведки и разработки минеральных ресурсов на участках континентального шельфа, изучения и использования живых ресурсов [4].

Федеральный закон от 21.07.1997 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» - определяет принципы и задачи обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, требования к персоналу, обеспечивающих безопасность, права и обязанности субъектов ТЭК в сфере обеспечения безопасности. Определяет финансирование мероприятий по обеспечению безопасности ТЭК [5].

Среди подзаконных нормативных правовых актов необходимо отметить в том числе следующие:

Постановление Правительства РФ от 17.02.2011 № 90 «О порядке подключения объектов нефтедобычи к магистральным нефтепроводам в Российской Федерации и учета субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу нефти».

Постановление Правительства РФ от 29.03.2011 № 218 «Об обеспечении недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 29.03.2013 № 277 «О порядке подтверждения факта добычи и контроля количества нефти сырой, в отношении

которой могут применяться особые формулы расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, а также о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 574».

Постановление Правительства РФ от 26.02.2013 №154 «О порядке мониторинга цен на отдельные виды товаров, выработанных из нефти, и о признании утратившим силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 1155».

Постановление Правительства РФ от 26.09.2013 №846 «О порядке подготовки предложений о применении особых формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и проведения мониторинга обоснованности их применения».

Постановление Правительства РФ от 11.10.2012 № 1035 «Об утверждении критериев регулярности и равномерности реализации товара на бирже для отдельных товарных рынков, на которых обращаются нефть и (или) нефтепродукты».

Нормативно-правовые документы, регламентирующих содержание ХОС в нефти [6]:

ГОСТ 9965-76 «Нефть для нефтеперерабатывающих предприятий. Технические условия», который регламентировал качество нефти, необходимое для трубопроводного транспорта и не включал в себя ограничение на содержание хлорорганических соединений в нефти.

ГОСТ Р 51858-2020 «Нефть. Общие технические условия», регламентирует допустимое содержание хлорорганических примесей не выше 10 ррт.

ГОСТ Р 52247-2021 «Нефть. Методы определения хлорорганических соединений», определения в нефти применяют для определения массовой доли ХОС», в котором прописан новый норматив содержания ХОС в нефти - 6 мг/кг (ррт).

ГОСТ 33342-2015 «Нефть. Методы определения органического хлора», используется для выявления ХОС.

ГН 2.2.5.3532-18 Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны.

Основные нормативно-правовые акты, обеспечивающие охрану окружающей среды на региональном уровне:

Экологический кодекс Республики Башкортостан от 28.10.1992 № вс-13/28, осуществляет на своей территории деятельность, направленную на сохранение безопасной для существования окружающей среды, защиту жизни и здоровья населения от отрицательного воздействия, обусловленное загрязнением окружающей среды, достижение гармоничного взаимодействия общества и природы, охрану, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов [7].

Закон Республики Башкортостан от 19 декабря 2019 года N 187-з «Об отходах производства и потребления», отношения, связанные с размещением в пластах горных пород попутных вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей [8].

За несоблюдение законов и правил предусмотрены виды ответственности: Административная ответственность КоАП РФ Статья 8.50. Нарушение требований по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, уголовная ответственность Статья 158.1 УК РФ «Кража нефти или газа, перекачиваемых по магистральным нефтепроводам или газопроводам». Виновный в краже нефти или газа, перекачиваемых по магистральным нефтепроводам или газопроводам, может быть лишен свободы на срок до шести лет. Статья 166 УК РФ «Нарушение правил пользования магистральным нефтепроводом или газопроводом». Незаконный доступ или использование магистральных нефтепроводов или газопроводов квалифицируется как

административное правонарушение, за которое предусмотрен штраф в размере 500 - 1500 рублей. Статья 167 УК РФ «Создание препятствий в работе магистрального нефтепровода или газопровода». Действия, направленные на создание помех или препятствий в работе нефтепроводов или газопроводов, могут повлечь за собой лишение свободы на срок до пяти лет.

Таким образом, нормативно-правовое обеспечение деятельности о необходимости совершенствования системы мониторинга различных экологических ситуаций, в данном случае ситуаций, связанных с нефтяными загрязнениями в целом удовлетворительны. Сохранение природы и улучшение окружающей среды - приоритетные направления государства и общества. Задачами, требующими скорейшего разрешения, являются создание единой государственной структуры, осуществляющей экологический мониторинг, и стимулирование исследовательской деятельности в области химического анализа компонентов окружающей среды вкупе с социальными программами, призванными информировать нацию о насущных экологических проблемах. А также рассмотрения следующего вопроса: вопросы административной и уголовной ответственности за нарушение правил разлива нефти при ее добыче и нанесения ущерба окружающей среде.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный интернет портал правовой информации. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения: 04.12.2023);

2. Федеральный закон «О недрах» от 21.02.1992 N 2395-1 [Электронный ресурс] // Официальный интернет портал правовой информации. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_343/ (дата обращения:04.12.2023);

3. Федеральный закон от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» [Электронный ресурс] // Официальный интернет портал правовой информации. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8816/ (дата обращения: 04.12.2023);

4. Федеральный закон от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет портал правовой информации. - Режим доступа: https: //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8560/ (дата обращения: 18.12.2023);

5. Федеральный закон от 21.07.1997 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» [Электронный ресурс] // Официальный интернет портал правовой информации. - Режим доступа: https://base.garant.ru/12188188/ (дата обращения:15.12.2023);

6. ГОСТ Р 52247-2021 «Нефть. Методы определения хлорорганических соединений» [Электронный ресурс] // Официальный интернет портал правовой информации. - Режим доступа: https://internet-law.ru/gosts/gost/76179/ (дата обращения: 14.11.2023);

7. Экологический кодекс Республики Башкортостан от 28.10.1992 №2 вс-13/28 [Электронный ресурс] // Официальный интернет портал правовой информации. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/450280758 (дата обращения: 15.12.2023);

8. Закон Республики Башкортостан от 19 декабря 2019 года N 187-з «Об отходах производства и потребления» [Электронный ресурс] // Официальный интернет портал правовой информации. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/5616634297marker (дата обращения: 15.12.2023).

Khairullina E.M., Yapparova E.N., Makhmutov A.R.

Khairullina E.M.

Birsky branch Ufa University of Science and Technology (Birsk, Russia)

Yapparova E.N.

Birsky branch Ufa University of Science and Technology (Birsk, Russia)

Makhmutov A.R.

Birsky branch Ufa University of Science and Technology (Birsk, Russia)

REGULATORY AND LEGAL SUPPORT FOR ENVIRONMENTAL MONITORING OF ORGANOCHLORINE COMPOUNDS IN OIL

Abstract: the article includes an overview of the regulatory framework for environmental monitoring in oil. The urgency of the issue of developing standards for the permissible content of organochlorine compounds in oil, which would take into account the level of pollution not only after reclamation work, but also during the entire period of operation, during conservation, as well as during the liquidation of an industrial facility, was noted. In order to meet the requirements for environmental protection and restoration of oil pollution, it is necessary to improve the regulatory framework.

Keywords: regulatory and legal regulation, oil, organochlorine compounds, federal law.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.