Корпоративное право; энергетическое право
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТИ, ГАЗА И ДРУГИХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ПО ТРУБОПРОВОДАМ
ЛУКЬЯНЕНКО Владимир Евгеньевич,
доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданского права и процеса юридического факультета Ульяновского государственного университета. E-mail: [email protected];
Краткая аннотация: в статье дается анализ нормативных актов, регламентирующих транспортировку нефти, газа и других энергетических ресурсов, рассматриваются условия и основное содержание договоров на техприсоеди-нение (подключение) объектов нефте(газо)- добычи к трубопроводной системе и оказания услуг по транспортировке энергоресурсов по различным видам трубопроводов.
Abstract: The article analyzes the regulations governing the transportation of oil, gas and other energy resources, examines the main content of contracts for the technical connection (connection) of oil(gas) production facilities to the pipeline system and the provision of services for the transportation of energy resources for various types of pipelines.
Ключевые слова: стороны договоров транспортировки энергоресурсов, договоры транспортировки энергоресурсов и договоры подключения объектов нефте (газо) добычи к нефтепроводам и газопроводам, обязательные нормативно-существенные условия договоров.
Keywords: Parties to energy transportation contracts, energy transportation contracts and contracts for connection of oil (gas) production facilities to oil and gas pipelines, mandatory regulatory and essential terms of contracts.
Транспортные коммуникации связывают страну с мировым сообществом, являясь материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей России и ее интеграции в глобальную экономическую систему. Большую роль в транспортировке нефти, газа, горячей воды и других энергетических ресурсов играют специализированные компании в соответствующей отрасли (Транснефть, Газпром, Теплоснабжающие организации и др.), которые доставляют энергоресурсы до сбытовых компаний и потребителей по трубам различного назначения, диаметра и пропускной способности. В документах Правительства РФ отмечается, что трубопроводная транспортная система обеспечивает условия экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни насе-ления[1].
В специальной и научной литературе вопросам транспортировки нефти и других энергетических ресурсов по трубам уделяется достаточно много внимания. Им посвящены работы Гудкова И.В.[2] Лахно П.Г., Перчик А.И.[3], Филимоновой М.В.[4] и др.
Для транспортировки нефти, горячей воды (иного жидкого ресурса) или газа к трубопроводу необходимо выполнить целый комплекс действий, состоящих из отдельных стадий или даже этапов (в рамках отдельной стадии). Например, составление технических условий на подключение объекта нефтедобычи (теплового пункта, газодобычи и т.п.); заключение договора на подключение: исполнение договора на подключение).
В научной литературе данные отношения по подключению объектов в сфере транспортировки нефти, газа и других энергетических ресурсов более или мене детально изучались только В.Е. Лукьяненко, А.Е.. Гришиной, А.Ю.
Москвичевым, М.Х.Рамазановым и др.[5, 6]
Нормативные правовые акты, которые регулируют транспортировку нефти и других энергоресурсов, составляют определенную иерархическую систему. Иерархия в нормативных правовых актов в данном случае проявляется в учетом нормативных источников, в которых главенствующая роль отведена Конституции РФ и закрепленным в ней конституционным принципам.
Ниже по юридической силе находятся федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы РФ. После чего следуют нормы, установленные в Указах Президента РФ, Постановлениях Правительства РФ и нормативных правовых актах, которые издают различные министерства и ведомства. Большую роль в регулировании отношений, возникающих в сфере транспортировки различных энергоресурсов, играют различные договоры.
Во времена существования СССР в юридической литературе мнения о правовой природе договоров транспортировки энергоресурсов по трубам получили широкое освещение: были проанализированы четыре позиции по данному вопросу. Первая позиция основана на том, что указанные договорные взаимоотношения являются договором поставки[7, 8]. Вторая точка зрения основана на позиции, согласно которой договоры транспортировки энергоресурсов следует квалифицировать в качестве договоров sui generis и соответственно называть их договорами транспортировки продукции по магистральным трубопроводам[9]. Третья точка зрения по данному вопросу основана на признании договоров транспортировки в качестве самостоятельных договоров - снабжения товаров через присоединенную сеть[10]. По мнению Садикова О.Н. договоры на перекачку продукции по трубопроводу следовало призна-
вать в качестве договоров перевозки, так как они регламентируют процесс транспортировки, и по своим правовым условиям схожи с перевозочными договорами, однако имеют ряд отличительных особенностей (особый порядок оформления и исполнения договора, наличие в договоре только двух сторон сделки и т.п.)[11].
В настоящее время указанные споры имеют в основном научное значение или учебное значение для преподавания энергетического права, правовых проблем топливно-энергетического комплекса (ТЭК), правовых проблем электроэнергетики и других специальных учебных дисциплин (дисциплин по выбору). В современных нормативных актах, посвященных регулированию транспортировки соответствующего вида энергоресурса, тип или вид договора, как правило, указан правильно в типовом договоре. Юридическая природа конкретного договора зависит от субъектов транспортировки, вида энергоресурса и технических устройств, обеспечивающих приемку ресурса, его прокачку (транспортировку) и выдачу уполномоченному лицу- покупателю или потребителю (нефтеперерабатывающему заводу, владельцу индивидуального жилого дома (газ, горячая вода, холодная вода) или собственнику квартиры в многоквартирном доме - газ, горячая вода, холодная вода и др.).
Так, субъектами договорных правоотношений по транспортировке нефти по трубопроводам являются неф-те-газодобывающие предприятия и законные владельцы трубопроводов. В п. 6 Постановления Правительства РФ от 29.03. 2011 г. № 218 (далее - постановление №218) предусмотрено, что услуги по транспортировке нефти (нефтепродуктов) «...предоставляются оператором на основании договора об оказании услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам (далее - договор), заключаемого оператором и потребите-лем...»[12]. Думается, что вторая сторона (потребитель) в постановлении №218 названа не корректно. Нефть закачивает в нефтепровод не потребитель, а законный владелец нефти через специальное техническое присоединение объекта нефтедобычи (газодобычи) к транспортной организации- Оператору по перекачке соответствующего энергоресурса.
Согласно постановлению Правительства № 218 основными сторонами договора в сфере услуг по транспортировке нефти является Оператор нефтепровода и Собственник или иной законный владелец нефти или нефтепродуктов. Под Оператором понимается субъект естественной монополии, обеспечивающий оказание услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам (п.3)[13].
В настоящее время в России наиболее крупным Оператором по транспортировке нефти, например, является Публичное акционерное общество (ПАО) «Транс ». ПАО «Транснефть»- крупнейшая в мире трубопроводная компания, владеет более 68 тыс. километров магистральных трубопроводов, более 500 насосных станций, около 23 млн кубометров резервуарных ёмкостей, также компания транспортирует более 83% добываемой в России нефти[14].
Трубопроводы подразделяются по своему назначению на местные, региональные и магистральные. Местные трубопроводы обычно соединяют объекты нефтедобычи в пределах промысла, нефте- и газохранилищ, нефтеперерабатывающих предприятий. Региональные трубопроводы имеют протяженность несколько десятков километров и связывают нефтепромыслы с главной станцией, с пунктами налива нефти (погрузкой) на водный или железнодорожный транспорт, магистральным трубопроводом. Магистральные - трубопроводы протяженностью свыше 50 км, диаметром труб от 200 мм до 1400 мм и выше. Расстояние, на которое может подаваться продукция по таким трубопроводам, измеряется сотнями или тысячами километров.
О договоре на оказание услуг по транспортировке нефти речь идет и в п. 6 Специальных Правил (Постановление Правительства РФ от 29.03.2011 N 218 (ред. от 16.08.2014) "Об обеспечении недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации №218 (в дальнейшем Правила недискриминационного доступа № 218).
Из п. 6 Правил №218 сказано, что договор об оказании услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам (далее - договор), заключаемого Оператором и потребителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего следующие обязательные условия: а) порядок приема, транспортировки и сдачи нефти (нефтепродуктов); б) количество и качество подлежащей транспортировке нефти (нефтепродуктов); в) пункты отправления и пункты назначения; г) порядок оплаты услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) потребителем; д) права и обязанности сторон договора; е) порядок урегулирования споров; ж) обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор); з) ответственность сторон за неисполнение либо ненадлежащее исполнение условий договора; и) порядок корректировки количества и качества подлежащей транспортировке нефти (нефтепродуктов), сроков начала и окончания поставок нефти (нефтепродуктов), пунктов отправления и пунктов назначения, а также порядок осуществления контроля за состоянием и применением узлов учета нефти (нефтепро-
дуктов). Договор заключается на 1 календарный год (п.7). Анализ специальных Правил и литературы позволяет отметить для договора транспортировки нефти (нефтепродуктов) следующие признаки: 1) отправителем нефти, нефтепродуктов или газа является их законный владелец; 2) нефть перемещается в пространстве; 3) услуги по перекачке нефти оказывает специализированная организация ПАО «Транснефть» или иная аналогичная организация; 4) упра-вомоченному лицу в месте распределения нефти лицу выдается другая нефть, не та, которая была вначале маршрута; 5) технические и технологические процессы, существенно отличаются от перевозки грузов; 6) договор заключается на один год; 7) для заключения договора заявитель до 15 августа года, предшествующего году транспортировки, представляет по месту нахождения оператора в письменной форме заявку на получение услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам (далее - заявка), подписанную уполномоченным лицом; 8) оператор по результатам рассмотрения заявки принимает решение: а) об удовлетворении заявки в полном объеме и заключении договора до 1 -го числа календарного года транспортировки; б) о частичном удовлетворении заявки; в) об отказе в удовлетворении заявки (в силу этого договор транспортировки нефти (нефтепродуктов) не является публичным): 9) в случае отсутствия возможности удовлетворения заявки в полном объеме вследствие недостаточной пропускной способности магистрального трубопровода, позволяющей осуществить транспортировку заявленного количества нефти (нефтепродуктов) через заявленные пункты отправления и пункты назначения, оператором принимается решение о частичном удовлетворении заявки в следующей очередности пропорционально заявленному количеству транспортировки нефти (нефтепродуктов): а) в отношении поставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы, расположенные на территории Российской Федерации; б) в отношении поставки нефтепродуктов для потребления на внутреннем рынке Российской Федерации; в) в отношении поставки нефти (нефтепродуктов) на товарные биржи, расположенные на территории Российской Федерации; г) в отношении поставки нефти (нефтепродуктов) за пределы территории Российской Федерации; д) в отношении поставки нефти (нефтепродуктов) для иных целей, в том числе транзита через территорию государств - участников Таможенного союза (п. 19).
По нашему мнению, все указанные выше признаки характеризуют договор транспортировки нефти (нефтепродуктов) по местным, региональным, магистральным и распределительным нефтепроводам как разновидность договора, относящегося к формируемому новому типу догово-
ров: «Договору услуг по транспортировке жидких и газообразных товаров по трубопроводному транспорту».
Много споров было и о юридической природе договоров транспортировки и поставки газа. В науке транспортировка газа, как отмечала Н. И. Клейн, не относится к договору купли-продажи и по своему содержанию ближе к договору грузоперевозки. По мнению О. Н. Садикова, отношения по транспортировке газа и нефти не могут быть отнесены к договору перевозки, поскольку владелец трубопровода выступает, как правило, в роли газоснабжающей организации, т.е. в период транспортировки он одновременно является владельцем, как трубопровода, так и транспортируемого продукта.
Особенности данного договора в том, что транспортировщик не покупает нефть. Он только оказывает услуги законному владельцу нефти по ее транспортировке. В процессе закачки нефти в трубу нефть данного владельца перемешивается с нефтью других законных владельцев. В результате на выходе покупатель (уполномоченный получатель) получает несколько другую нефть.
Хотя нефть владельца перемещается в пространстве на десятки и сотни километров. Благодаря этому договоры транспортировки нефти и газа очень похожи на договор перевозки грузов по железной дороге из пункта «А» в пункт «Б». Отличие договора транспортировки энергоресурса от договора перевозки груза в том, что груз выдает на станции назначения не грузоотправитель или первоначальный перевозчик, а другая организация. Например, при прямой смешанной перевозки груза по железной дороге (по одному транспортному документу) груз может далее перегружаться на водный транспорт и выдаваться грузополучателю не станцией назначения, а на пристани или в порту. По договору же транспортировки нефти (нефтепродуктов) или газа фактический исполнитель не меняется. Им остаются подразделения ПАО «Транснефть» или соответствующий Трансгаз ПАО «Газпром», или Единая теплоснабжающая организация (при транспортировке горячей воды для теплоснабжении, например, дома).
Главное отличие договора транспортировки в том, что по договору перевозки перемещается и выдается третьему лицу - грузополучателю один и тот же индивидуальный груз или груз, определяемый родовыми признаками (например, картофель, арбузы, цемент и т.п.). А. по договору транспортировки нефть или газ подается один, а в трубе (после закачки через подключающий нефтепровод или газопровод) он смешивается нефтью или газом других собственников или владельцев энергетических ресурсов.
Технологические особенности транспортировки, например, газа обычно состоят в том, что газ от ряда произ-
водителей газа - поставщиков (газодобывающих предприятий), подается (закачивается) в магистральный трубопровод соответствующего ООО «Трансгаз». В результате происходит смешивание газа (принадлежащего на праве собственности производителям газа) в трубопроводной системе ОАО «Газпром». Поэтому технически и юридически выделение в газотранспортной системе (ГТС) газа, принадлежащего конкретным отправителям-производителям газа, технически невозможно. В результате право собственности производителей газа - поставщиков (газодобывающих предприятий) или организаций, купивших газ у производителей (а затем закачавших его в свой газопровод), преобразуется в право требования соб
ственника-производителя газа к транспортировщику выдать количество газа, закаченное на вводе. Поэтому «транспортировка» газа конкретного отправителя собственника является юридической фикцией.
Иными словами производитель газа «сдает» газ «Трансгазу» в точке «А», а «Трансгаз» смешивает газ в «трубе» и выдает определенное количество газа в точке «Б» его покупателю (который в дальнейшем занимает место поставщика-продавца газа). Последняя связь напроминает отношения поклажедателя и хранителя при обезличенном хранении картофеля, зерна и иных товаров, определяемых родовыми признаками. Указанные отношения можно представить в виде схемы основных договоров или их отдельных элементов.
В п.п.8, 10, 11 Правил поставки газа 1998 г. выделяется договор транспортировки газа по трубопроводу. Таким образом, по правовой природе договор транспортировки газа мало чем отличается от договора транспортировки нефти - это разновидность специального типа «Договора услуг по транспортировке жидких и газообразных товаров по трубопроводному транспорту».
Несколько иную природу имеет договор об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе открытого акционерного общества ПАО «Газпром». В Положении об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе открытого акционерного общества «Газпром» от 14 июля 1997 г. N 858
1 предопределены основные элементы договора о подсоединении независимого производителя газа к газотранспортной системе ПАО «Газпром»[15].
В этом Положении вид договора (о подсоединении или транспортировке газа), который заключается между независимой организацией и газотранспортной организацией, также не определен. В Положении только сказано, что ОАО "Газпром" обеспечивает доступ независимых организаций к своей газотранспортной системе на основании договоров, заключаемых этими организациями с ОАО "Газпром" или по поручению ОАО "Газпром" с газотранспортной организаци-
1 В дальнейшем: «Положение об обеспечении доступа независимых организаций».
ей. В настоящее время договоры в данной сфере четко типизированы.
Тип договора зависит от того, объект газодобычи уже подключен или не подключен к газотранспортной системе. Если объект не подключен, то необходимо составить техническое задание и заключить договор на техприсоеди-нение объекта газодобычи к газотранспортной системе. Если объект подключен, то Трансгаз ПАО Газпром оказывает услуги по транспортировке газа.
Так, согласно типовому договору между Публичным акционерным обществом «Газпром» и (наименование независимой организации) на оказание услуг по организации транспортировки газа предметом договора является оказание Газпромом (Трансгазом) услуг по организации транспортировки по магистральным газопроводам, а также по межпромысловым коллекторам (далее - МПК)2 по территории Российской Федерации (а также через территорию Республики иностранного государства, например, Казах-стан)3 газа горючего природного (далее - «газ»), принадлежащего Обществу. Услуги оказываются независимой организации по добыче газа. Указываются потребители и объемы транспортируемого газа в их пользу.
В договоре указываются объемы транспортировки газа поквартально, а также на последующие годы транспортировки в разрезе субъекта РФ и потребителей. По согласованию Сторон возможна определенного объема газа передача другому(им) потребителю(ям) без изменения маршрута(ов) транспортировки газа от вышеуказанных зон входа до вышеуказанных зон выхода, определенного(ых). Тех объемов газа, которые не выбираются в полном объеме потребителями.
Большое внимание в типовом договоре уделяется вопросам учета объема услуг и сдачи-приемки по организации транспортировки газа.
Так, в типовом договоре указано, что при оформлении актов сдачи-приёмки услуг по организации транспортировки газа (п. 3.6 Договора) для определения ставки за пользование Газпромом ежемесячно уточняются:
- зоны входа (при наличии нескольких зон входа-тех присоединения к газопроводу);
- дальность транспортировки (при отсутствии указанных зон входа и/или выхода в приказе, утвержденном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти),
- дальность (маршрут) транспортировки по МПК (при транспортировке газа по МПК),
2 Указанное условие включается в договор в случае транспортировки газа по МПК.
3 Указанное условие включается в договор в случае транспортировки газа через территорию другого государства.
- дальность транспортировки газа по магистральным газопроводам от зоны входа до зоны выхода в случае, если газ транспортируется последовательно по магистральным газопроводам, МПК и опять по магистральным газопроводам и точка входа газа в систему магистральных газопроводов от месторождения, точка выхода газа из системы магистральных газопроводов в МПК, а также точка входа газа в систему магистральных газопроводов из МПК не находятся в пределах одной зоны входа в систему магистральных газопроводов. Указанные условия ввиду их обязательности можно считать обязательными существенными условиями договора услуг по организации транспортировки по магистральным газопроводам, а также по межпромысловым коллекторам.
Количество газа, передаваемое Обществом Газпрому для организации его транспортировки в общем потоке, определяется измерительными комплексами расхода газа, установленными на Пунктах приема газа (п.2.3). Количество газа, передаваемого Газпромом Обществу после его транспортировки в общем потоке, определяется измерительными комплексами расхода газа, установленными на Конечных пунктах транспортировки газа (п.2.4).
Месячные акты сдачи-приемки газа, принимаемого на Пунктах приема газа от Общества Газпромом и передаваемого на Конечных пунктах транспортировки газа Газпромом Обществу, составляются на основании замеров, произведенных в порядке, предусмотренном в п.3.1 и 3.2, по состоянию на последний день месяца фактического оказания услуг по Договору (далее «отчетного месяца»), который заканчивается в 10 часов по московскому времени в первый день месяца, следующего за отчетным, подписываются уполномоченными представителями Сторон в 2-х экземплярах не позднее второго числа месяца, следующего за отчетным месяцем.
Согласно типовому договору объемы услуг, превышающий договорный за месяц или иной период, не является коммерческим кредитом. Положения п. 1 ст. 317.1 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям Сторон не применяются.
В случае, если среднесуточные объемы приёмки газа Общества в газотранспортную систему, рассчитанные из плановых месячных объемов, указанных в п. 2.2, превышают объёмы отбора газа Обществом после транспортировки, Газпром имеет право ограничивать или временно прекращать приём газа в свою газотранспортную систему с уведомлением Общества не менее, чем за три календарных дня до введения ограничений. Объёмы газа, не отобранные Обществом и находящиеся в отчетном месяце в газотранспортной системе Газпрома, отражаются в актах сдачи-при-
ёмки услуг (Приложение № 4).
Важно отметить, что все указанные Правила пре-
вий трансформируются из публичного контракта в существенные условия договора транспортировки энергоресурса или договора техприсоединения. Многие обязательные условия конкретных договоров предопределены типовыми договорами на техприсоединение (подключение) или транспортировку.
допределяют обязательные нормативно-существенные условия договоров в сфере транспортировки энергоресурсов и подключения объектов нефте (газо) добычи к соответствующему виду трубопроводного транспорта. Часть этих усло-
Библиография:
1. Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 48. Ст. 5836.
2. Гудков, И.В. Транспортировка газа в России: текущее состояние и перспективы нормативно-правового регулирования / И.В. Гудков // Нефть, газ и право. 2009. № 3. С. 37.
3. Правовые проблемы развития трубопроводного транспорта в России [подготовлено для системы Гарант, 2013] / А.И. Перчик // Гарант. 2013.
4. Филимонова, М.В. К вопросу о регулировании трансграничной трубопроводной транспортировки / М.В. Филимонова // Право: теория и практика. 2006. № 13. С. 4-11.
5. Лукьяненко В. Е., Москвичев А. Ю. Правовые проблемы газоснабжения граждан в современных условиях// Аграрное и земельное право. 2009. № 3. С. 92-99.
6. Лукьяненко, В.Е., Гришина А. Е., Москвичев, А.Ю., Рамазанов, М.Х. А., Правовые проблемы подключения сельских поселений к сетям газораспределительных организаций// Аграрное и земельное право. 2012. № 7. С. 35-41.
7. Брагинский М.И. Общее учение о хозяйственных договорах. М., 1967. С. 38.
8. Садиков О.Н. Правовое регулирование трубопроводного транспорта в СССР / Правоведение. 1962. № 2. 136-137.
9. Дудников С.И. Правовое регулирование трубопроводного транспорта в СССР. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Ростов-на-Дону, 1964, Стр. 13.
10. Плиев Э.Г. Юридическая природа договора на подачу газа / Вестник Московского университета. 1974. № 4. С. 74 - 75.
11. Садиков О.Н. Международные трубопроводы и их правовой статус / Ученые записи ВНИИ советского законодательства. 1966, Вып. 8. С. 74.
12. Постановление Правительства РФ от 29.03.2011 N 218 (ред. от 16.08.2014) "Об обеспечении недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами обеспечения недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации").
13. Постановление Правительства РФ от 29.03.2011 N 218 (ред. от 16.08.2014).
14. https://www.transneft.ru/about.
15. Витрянский В. В. Договор энергоснабжения и структура договорных связей по реализации и приобретению электроэнергии. // Хозяйство и право. 2005. № 3. С. 40.