Научная статья на тему 'ДОГОВОР ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТИ МАГИСТРАЛЬНЫМ ТРУБОПРОВОДНЫМ ТРАНСПОРТОМ: DE LEGE LATA И DE LEGE FERENDA'

ДОГОВОР ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТИ МАГИСТРАЛЬНЫМ ТРУБОПРОВОДНЫМ ТРАНСПОРТОМ: DE LEGE LATA И DE LEGE FERENDA Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
476
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЬ / ТРАНСПОРТИРОВКА НЕФТИ / МАГИСТРАЛЬНЫЙ ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / ДОГОВОР ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Данилова Н.В., Скифская К.Н., Болотин С.С.

Предметом исследования является гражданско-правовая природа договора транспортировки нефти магистральным трубопроводным транспортом. Цель исследования - определить применимое законодательство для данного договора и предложить дефиницию, отражающую его существенные условия и специфику. В ходе исследования были использованы как общенаучные, так и частно-научные методы научного познания: анализ и синтез, формально-логический, формально-юридический, сравнительно-правовой методы. Неоднозначность оценки условий договора отчасти обусловлена особенностями магистрального трубопровода, который представляет собой одновременно транспортное средство и единый недвижимый комплекс в форме линейного объекта топливно-энергетического комплекса. Договор транспортировки нефти магистральными трубопроводами не имеет специального правового регулирования. На практике используется типовой договор ПАО «Транснефть», de lege lata являющийся договором смешанного типа, возможность заключения которого закреплена в п. 3 ст. 421 Гражданского кодекса РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OIL TRANSPORTATION AGREEMENT BY MAIN PIPELINE TRANSPORT: DE LEGE LATA AND DE LEGE FERENDA

The subject of the research is the civil nature of the agreement for oil transportation by main pipeline transport. The objectives of the study are to determine the applicable law for this agreement and to propose a definition that reflects its essential conditions and specifics. In the course of the research, both general scientific and specific scientific methods of scientific knowledge are used: analysis and synthesis, formal and logical, formal and legal, and comparative legal. The ambiguity in assessing the terms of the agreement is partly due to the peculiarities of the main pipeline, which is both a transport vehicle and a single immovable complex in the form of a linear object of the fuel and energy industry. The oil transportation agreement by main pipelines does not have special legal regulation. The Model Agreement of “Transneft” PJSC is used in real life, which is a mixed type agreement de lege lata. The conclusion of such an agreement is enshrined in paragraph 3 of Article 421 of the Civil Code of the Russian Federation

Текст научной работы на тему «ДОГОВОР ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТИ МАГИСТРАЛЬНЫМ ТРУБОПРОВОДНЫМ ТРАНСПОРТОМ: DE LEGE LATA И DE LEGE FERENDA»

УДК 347.4:622.692.4

DOI 10.34822/2312-3419-2020-4-85-93

ДОГОВОР ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТИ МАГИСТРАЛЬНЫМ ТРУБОПРОВОДНЫМ ТРАНСПОРТОМ: DE LEGE LATA И DE LEGE FERENDA

Н. В. Данилова К. Н. Скифская, С. С. Болотин

Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия в E-mail: n. v. danilova@utmn. ru

Предметом исследования является гражданско-правовая природа договора транспортировки нефти магистральным трубопроводным транспортом. Цель исследования - определить применимое законодательство для данного договора и предложить дефиницию, отражающую его существенные условия и специфику. В ходе исследования были использованы как общенаучные, так и частно-научные методы научного познания: анализ и синтез, формально-логический, формально-юридический, сравнительно-правовой методы.

Неоднозначность оценки условий договора отчасти обусловлена особенностями магистрального трубопровода, который представляет собой одновременно транспортное средство и единый недвижимый комплекс в форме линейного объекта топливно-энергетического комплекса.

Договор транспортировки нефти магистральными трубопроводами не имеет специального правового регулирования. На практике используется типовой договор ПАО «Транснефть», de lege lata являющийся договором смешанного типа, возможность заключения которого закреплена в п. 3 ст. 421 Гражданского кодекса РФ.

Ключевые слова: нефть, транспортировка нефти, магистральный трубопроводный транспорт, договор транспортировки нефти.

Для цитирования: Данилова Н. В., Скифская К. Н., Болотин С. С. Договор транспортировки нефти магистральным трубопроводным транспортом: de lege lata и de lege ferenda // Вестник Сургутского государственного университета. 2020. № 4. С. 85-93. DOI 10.34822/2312-3419-2020-4-85-93.

OIL TRANSPORTATION AGREEMENT BY MAIN PIPELINE TRANSPORT:

DE LEGE LATA AND DE LEGE FERENDA

N. V. Danilova K. N. Skifskaya, S. S. Bolotin

University of Tyumen, Tyumen, Russia B E-mail: n.v.danilova@utmn.ru

The subject of the research is the civil nature of the agreement for oil transportation by main pipeline transport. The objectives of the study are to determine the applicable law for this agreement and to propose a definition that reflects its essential conditions and specifics. In the course of the research, both general scientific and specific scientific methods of scientific knowledge are used: analysis and synthesis, formal and logical, formal and legal, and comparative legal.

The ambiguity in assessing the terms of the agreement is partly due to the peculiarities of the main pipeline, which is both a transport vehicle and a single immovable complex in the form of a linear object of the fuel and energy industry.

The oil transportation agreement by main pipelines does not have special legal regulation. The Model Agreement of "Transneft" PJSC is used in real life, which is a mixed type agreement de lege lata. The conclusion of such an agreement is enshrined in paragraph 3 of Article 421 of the Civil Code of the Russian Federation.

Keywords: oil, oil transportation, main pipeline transport, oil transportation agreement.

For citation: Danilova N. V., Skifskaya K. N., Bolotin S. S. К. Oil Transportation Agreement by Main Pipeline Transport: de lege lata and de lege ferenda// Surgut State University Journal. 2020. No. 4. P. 85-93. DOI 10.34822/2312-3419-2020-4-85-93.

ВВЕДЕНИЕ

Россия уже давно ассоциируется с понятиями «нефтедобыча» и «экспорт нефти». Действительно, еще в конце XX века картина мира с точки зрения основных «игроков» нефтяной отрасли сложилась достаточно четко, и наша страна занимает в ней лидирующее место. Для нефтяной отрасли первостепенное значение имеет транспортировка нефти посредством магистральных трубопроводов как наиболее дешевого вида транспорта. Трубопроводы - весьма специфический видтранс-порта, они являются одновременно транспортной инфраструктурой и средством, с помощью которого осуществляется перемещение грузов (нефти, газа, электрической энергии и т. д.).

Все магистральные нефтепроводы в нашей стране объединены в единую систему, которая сложна не только с технологической точки зрения, но и с организационно-правовой. Управление системой магистральных нефтепроводов осуществляет оператор - субъект естественной монополии, стратегическое акционерное общество ПАО «Транснефть». Его задачей является обеспечение деятельности по оказанию услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов потребителям. Следующими звеньями в цепочке отношений являются организации, эксплуатирующие магистральный нефтепровод, и линейные производственно-диспетчерские станции. Как верно отмечает К. В. Корепанов, «правильно выбранная модель регулирования трубопроводного транспорта напрямую отражается на экономических издержках участников процесса транспортировки, на стоимости транспортируемого груза для потребителей, на прибыли энергетических компаний» [1, с. 4].

Вместе с тем следует констатировать, что законодательное регулирование указанной сферы общественных отношений является явно недостаточным. Россию можно назвать уникальной страной, не имеющей, несмотря на значимость нефтяного сектора экономики, полноценного нефтяного законодательства. За последние 30 лет было предпринято несколько попыток принять специальный федеральный закон, который должен был урегулировать разведку, добычу, транспортировку нефти, но они так и не увенчались успехом.

Последний законопроект «О государственном регулировании деятельности в нефтяной отрасли Российской Федерации» был внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ совсем недавно - 22 января 2020 года [2].

Из-за отсутствия специального законодательного регулирования отношения, возникающие по поводу транспортировки нефти магистральными трубопроводами, могут основываться только на общих нормах гражданского законодательства. Де-факто правовое оформление указанных отношений происходит посредством типового договора ПАО «Транснефть» по оказанию услуг по транспортировке нефти (далее - Типовой договор) [3]. Практическое значение имеют вопросы определения правовой природы данного договора, его места в системе договорного права, а также возможных путей совершенствования законодательства в области регламентирования отношений, складывающихся в процессе транспортировки нефти магистральным трубопроводным транспортом. Рассмотрение данных вопросов является целью настоящего исследования. Для ее достижения в работе будут решены следующие задачи: проанализированы основные черты договора по оказанию услуг по транспортировке нефти магистральным трубопроводным транспортом; изучены позиции ученых относительно правовой природы рассматриваемого договора, определена их актуальность применительно к существующим на практике договорным отношениям в области транспортировки нефти магистральными нефтепроводами; дана оценка проекта Федерального закона «О государственном регулировании деятельности в нефтяной отрасли Российской Федерации» в части регламентации договорных отношений; сформулированы предложения по его совершенствованию, в том числе предложена авторская дефиниция рассматриваемого договора.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Информационной базой для данного исследования послужили монографии, диссертационные работы и научные статьи, посвященные вопросам правового регулирования транспортировки нефти трубопроводным транспортом. Авторы посчитали необходи-

мым проанализировать работы за достаточно длительный период: от советского этапа развития цивилистической науки до современного. В частности, в работе нашли отражение последние диссертационные исследования по теме. Эмпирической основой исследования выступил упомянутый выше Типовой договор.

Методология исследования основана как на общенаучных методах научного познания, так и на частных, присущих исключительно юридической науке (анализ и синтез, формальнологический, формально-юридический, сравнительно-правовой методы). Особую роль в исследовании играет последний метод, позволяющий провести сравнение основных признаков известных Гражданскому кодексу РФ договоров (поставки, возмездного оказания

услуг, перевозки, транспортной экспедиции, энергоснабжения, агентского договора) и выявить особенности рассматриваемого нами договора.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Типовой договор ПАО «Транснефть» об оказании услуг по транспортировке нефти. Анализ Типового договора показывает, что, несмотря на название договора, в действительности он содержит в себе черты различных видов договоров, поименованных в Гражданском кодексе РФ: поставки, возмездного оказания услуг, перевозки, транспортной экспедиции, энергоснабжения, агентского договора. Анализ условий договора представлен в таблице.

Договор, поименованный в ГК РФ Условия Типового договора ПАО «Транснефть»

Договор перевозки/ транспортной экспедиции объектом договора является «груз», а второй стороной - Грузоотправитель (Грузополучатель), (п. 1.1); сдача и приемка Груза осуществляются в Пунктах отправления и выдачи (п. 2.1.1 и 2.3.1); акт приема-сдачи заключается между сторонами при приеме Груза и при его получении (п. 2.1.1); риск случайной гибели Груза после подписания Акта переходит к ПАО (п. 2.1.5); основанием для транспортировки является график приема (черта договора об организации перевозок) (п. 3.1.2); заявочный характер осуществления транспортировки нефтепродуктов; в договоре закреплены пункты назначения, с которых Груз отправляется иными видами транспорта до потребителя (черта договора прямого смешанного сообщения); оказание агентских услуг как черта договора транспортной экспедиции (предусмотрена для обеспечения перекачки нефти через границу Республики Казахстан); закреплены правила, касающиеся оценки естественной убыли Груза в процессе транспортировки; тара для транспортировки предоставляется Грузоотправителем (п. 6.1.14); возможность отказа от приема груза в случае отсутствия технической возможности для этого (п. 6.3.3); претензионный порядок урегулирования споров (ст. 7); специальная ответственность в форме штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение Договора (ст. 9)

Договор поставки существенными условиями договора являются срок и количество Груза; график приема также содержит в себе черты согласованных периодов поставки в течение срока действия договора; в договоре прямо указано, что Грузоотправитель имеет право корректировать сроки начала и окончания поставок нефтепродуктов (п. 6.2.1), то есть период поставки; периоды, в течение которых ПАО обязуется поставлять Груз, именуются периодами поставки

Таблица

Основные черты поименованных в Гражданском кодексе РФ договоров в содержании Типового договора об оказании услуг по транспортировке нефтепродуктов

ПАО «Транснефть»

Окончание таблицы

Договор, поименованный в ГК РФ Условия Типового договора ПАО «Транснефть»

Договор возмездного оказания услуг/подряда согласно п. 1.1. ПАО обязуется предоставить Грузоотправителю услуги по транспортировке нефти; закреплена обязанность Грузоотправителя заключать с ПАО договор об оказании услуг по хранению и наливу нефтепродуктов (п. 6.1.13); одним из обязательных документов является счет-фактура за оказание услуг по транспортировке нефти (п. 6.3.16); наименование третьих лиц, привлекаемых для исполнения обязательств, «субподрядчиками» (п. 10.7)

Договор энергоснабжения магистральный трубопровод и нефтепровод (нефтепродуктопровод) являются присоединенной сетью; объектом является нефтепродукт (энергия); на сторонах договора лежит обязанность по контролю условий эксплуатации и технического состояния средств измерений и оборудования на приемосдаточных пунктах (п. 11.4.2)

Агентский договор при транзите нефтепродуктов на территорию Казахстана ПАО в качестве агента для Грузоотправителя обязуется совершать юридические и иные действия для обеспечения перекачки нефтепродуктов (п. 1.2); агентское вознаграждение составляет 2 % от стоимости услуг

Примечание: составлено авторами.

Оценка договора транспортировки нефти в научных исследованиях. Правовая природа договора по транспортировке нефти магистральным нефтепроводом традиционно является дискуссионным вопросом в юридических исследованиях. В работах советского периода соответствующий договор чаще всего оценивался как договор смешанного типа, в котором неразрывно связаны поставка и перевозка. Преобладание черт того или иного договора авторы оценивали по-разному. Так, О. Н. Садиков писал о том, что транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам в рамках командной экономики СССР тяготеет к договору поставки, потому что поставщиком и перевозчиком в данном случае выступает Главное управление по транспортировке и поставкам нефти. Поставщик с помощью своих же транспортных средств доставляет покупателю (потребителю) необходимый товар [4, с. 134]. А вот С. И. Дудников, напротив, считал, что в рамках транспортировки нефти основным элементом является транспортный процесс, а не факт поставки сырья получателю [5, с. 12]. В свою очередь, Н. В. Романович полагала, что в складывающихся отношениях поставка и перевозка сливаются в единое целое и невозможно выделить, в какой момент начинается перевозка, а в какой - поставка. По ее мнению, данный договор является разновидностью транспорт-

ных договоров наряду с перевозкой, буксировкой и транспортной экспедицией; необходимым является выделение данного договора в качестве самостоятельного [6, с. 29].

Изложенные позиции, несомненно, имеют ценность и в современный период. Согласимся с тем, что с учетом специфики используемого вида транспорта - магистрального трубопровода - невозможно разделить отношения поставки и перевозки. Магистральный трубопровод как вид транспорта является той системой, на которой «завязано» все правоотношение. Осуществляя перекачку нефти, организации, эксплуатирующие трубопровод, по сути, реализуют перевозку. Вместе с тем одним из обязательных условий договора является определение периодов поставки груза путем согласования графиков, в этом имеются черты договора поставки [7, с. 115].

Ряд ученых проводят аналогию между договором транспортировки нефти и договором энергоснабжения [8, с. 8-9; 9]. Анализ легальных определений «энергия (энергетический ресурс)», «присоединенная сеть», «объект электроэнергетики» [10; 11, с. 19] позволяет увидеть, что, хотя нефть и является энергетическим ресурсом, магистральный трубопровод нельзя считать объектом электроэнергетики и присоединенной сетью [10, а 117121; 12, с. 17]. Энергоснабжающая организация, помимо поставки энергии абонентам,

также занимается ее производством, в то время как ПАО «Транснефть» осуществляет исключительно транспортировку ресурса. Поскольку договор транспортировки нефти и договор энергоснабжения имеют много общих черт (объект перемещения - энергетические ресурсы, обязанности по эксплуатации системы перемещения), считаем возможным применение ст. 548 ГК РФ к отношениям транспортировки нефти магистральным трубопроводом. Вместе с тем указанное не позволяет однозначно назвать договор транспортировки нефти видом договора энергоснабжения [13, с. 137-140].

Некоторые ученые считают, что рассматриваемый договор является разновидностью договора возмездного оказания услуг, поскольку сам факт транспортировки не имеет материального выражения [14, с. 16; 15, с. 393; 16, с. 11; 17, с. 198; 18, с. 68]. Эта позиция представляется нам неубедительной. Ведь транспортировка важна не сама по себе, напротив, она имеет материально-выраженный результат - доставку и получение груза грузополучателем. Нельзя рассматривать процесс перемещения в отрыве от сдачи-приемки груза - теряется весь смысл договора. В этом плане само название Типового договора именно как договора оказания услуг по транспортировке нефти вызывает возражения.

Много вопросов вызывает и используемая в Типовом договоре терминология. Так, в нем фигурирует термин «субподрядчики» (п. 10.7 Договора). Можно ли, исходя из этого, увидеть в Типовом договоре признаки договора подряда? На наш взгляд, нет. Хотя исполнение договора и имеет материально выраженный результат, однако никакого воздействия на перемещаемую «вещь» (нефть) ПАО «Транснефть» не оказывает. Вся суть правоотношения, возникающего между сторонами, заключается в перемещении из точки А в точку Б определенного груза, который должен быть доставлен в пункт приема в том же виде, количестве и роде, в котором был отправлен.

В договоре транспортировки нефти можно увидеть и черты договора транспортной экспедиции. Сходство вытекает из того, что ПАО «Транснефть» не реализует транспор-

тировку. Как субъект естественной монополии ПАО организует и обеспечивает данный процесс с управленческой и технологической точек зрения, заключая договоры, предоставляя необходимую документацию и сами магистральные трубопроводы в случае, когда ПАО является их собственником. Все остальные элементы реализуют организации, эксплуатирующие трубопроводы. Однако данное положение дел свойственно и отношениям перевозки: сторона договора (юридическое лицо) и фактический перевозчик (водитель автомобиля, воздушного судна) связаны между собой, помимо гражданско-правовых, иными отношениями (к примеру, трудовыми).

Дополнительно экспедитором могут выполняться услуги, направленные на обеспечение перевозки. По этим условиям договор транспортной экспедиции и Типовой договор очень схожи: ПАО «Транснефть» обеспечивает перевозку либо осуществляет ее самостоятельно, а также оказывает грузоотправителю агентские услуги в случае транзита на территорию Республики Казахстан. Разграничить, где «начинается» перевозка, а где транспортная экспедиция, невозможно.

Таким образом, договор транспортировки нефти магистральными трубопроводами является де-факто договором смешанного типа, возможность заключения которого закреплена в п. 3 ст. 421 Гражданского кодекса РФ. Он содержит в себе черты как минимум пяти известных ГК РФ договоров, из которых наиболее явно проявляются черты договора перевозки, поставки и энергоснабжения. Это обусловлено, прежде всего, спецификой трубопроводного транспорта. Учитывая изложенное, мы разделяем позицию тех авторов, которые предлагают считать данный договор самостоятельным видом договора (sui generis) [1, с. 107; 19], требующим специального законодательного регулирования. Полагаем, что рассматриваемое обязательство может быть отнесено к самостоятельному виду транспортного обязательства.

Договор транспортировки нефти магистральным трубопроводным транспортом: предложения по законодательному оформлению. Очевидно, что анализируемый нами договор нуждается в должном законодательном оформлении. При этом возникают два вопроса. Во-первых, где могут найти легаль-

ную «прописку» нормы о договоре транспортировки нефти магистральным трубопроводным транспортом? Следует ли дополнить Гражданский кодекс РФ отдельной главой или принять специальный федеральный закон? Мы склоняемся ко второму варианту в силу того, что данный вид договора тесно связан с особенностями трубопроводного транспорта. Специальный акт позволит учесть специфику отношений подобно тому, как она учтена в Уставе железнодорожного транспорта РФ применительно к перевозке железнодорожным транспортом; Общих правилах воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требованиях к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей) - применительно к воздушному транспорту. Данная точка зрения разделяется в современной литературе [20-21].

Как отмечалось выше, нефтяная отрасль России, несмотря на всю свою важность для экономики страны, не имеет необходимого законодательного регулирования. Необходимость принятия специального закона о нефти назрела давно. Один из последних законопроектов в этой сфере - проект федерального закона «О государственном регулировании деятельности в нефтяной отрасли Российской Федерации». Его структура идентична Федеральному закону «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ [14]. Договорным отношениям посвящена ст. 15 Законопроекта, которая изложена сейчас весьма расплывчато и носит отсылочный характер: «Поставки нефти и нефтепродуктов, в том числе моторного топлива, проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством РФ правилами поставок нефти и нефтепродуктов».

Предлагаем конкретизировать нормы этой статьи и изложить ее в следующей редакции:

«1. По договору транспортировки нефти магистральным трубопроводным транспортом одна сторона (оператор Единой системы магистральных нефтепроводов) обязуется в установленные сроки за плату принимать нефть от отправителя в пункте отправления, организовывать и (или) выполнять перемещение нефти посредством магистрального трубопро-

водного транспорта в пункт назначения, а также обеспечивать сдачу нефти уполномоченному получателю (отправителю). Отправитель обязуется предоставить нефть в пункт отправления, оплатить перемещение оператору Единой системы магистральных нефтепроводов, а также принять нефть и (или) обеспечить ее приемку в пункте назначения.

Предоставляемая для перемещения нефть должна отвечать требованиям, предъявляемым к данному виду энергии соответствующими техническими нормативами. Прием нефти от отправителя производится с использованием методик измерений, установленных техническими нормативами.

2. Договором транспортировки нефти магистральным трубопроводным транспортом могут быть предусмотрены обязанности оператора Единой системы магистральных нефтепроводов выполнить от своего имени, но за счет отправителя дополнительные услуги. В качестве дополнительных услуг договором транспортировки нефти магистральным трубопроводным транспортом может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для перемещения нефти операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и оплата других расходов, возлагаемых на отправителя, хранение груза, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором».

Полагаем, что предлагаемое нами определение будет наиболее полно отражать существенные условия данного договора (срок, количество и наименование груза, стороны, предмет, объект, обязанности сторон, цена, ответственность), а также его специфику.

Помимо этого, нуждается в обязательном регулировании вопрос определения размера платы за транспортировку нефти через Единую систему магистральных нефтепроводов и нефтепро-дуктопроводов. Считаем важным закрепить следующие принципиальные моменты:

- основой определения цены должны быть тарифы, устанавливаемые оператором Единой системы магистральных нефтепроводов в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»

в пределах ограничений, утвержденных органом государственного регулирования;

- цена зависит от суммы налогов, устанавливаемых в соответствии с действующим налоговым законодательством;

- размер вознаграждения за дополнительные услуги, оказываемые оператором Единой системы магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, определяется по соглашению сторон, однако он не может превышать 5 % от цены, взимаемой за основное обязательство по перемещению;

- оплата производится за каждую перемещаемую партию в порядке предоплаты;

- сроки оплаты (к примеру, не позднее пяти суток с момента получения от оператора Единой системы магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов уведомления о готовности произвести перемещение в соответствии с принятой от отправителя заявкой);

- дата исполнения отправителем обязанности по оплате (к примеру, день зачисления денежных средств на корреспондентский счет банка, обслуживающего оператора Единой системы магистральных нефтепроводов, указанного в договоре).

Поскольку предметом данного договора является организация перемещения нефти посредством магистрального трубопроводного транспорта, необходимо закрепить и это: «Перемещение осуществляется посредством транспортировки нефти специализированными нефтепроводами, которые должны соответствовать техническим требованиям, установленным к данному виду транспорта».

Существенными условиями договора являются сроки выполнения отдельных действий сторонами. Договор должен предусматривать:

- установление сроков (периодов) сдачи, перемещения и приема нефти как груза путем согласования годовых/месячных графиков приема;

- сроки предоставления заявки на доступ к Единой системе;

- сроки приема груза, сроки ожидания оператором приема и сдачи груза, а также сроки транспортировки груза в пределах определенного периода.

Также в законе необходимо закрепить права и обязанности сторон, связанных с исполнением обязательства. Так, оператор Единой системы магистральных нефтепроводов обя-

зан обеспечить прием нефти в пункте(ах) отправления в заявленном количестве и в сроки, установленные графиком; принять к рассмотрению представленную отправителем месячную заявку и т. д. Отправитель, в свою очередь, обязан: представить необходимые для транспортировки нефти документы оператору в установленный срок; обеспечить сдачу нефти в пункт(ах) отправления в заявленном количестве и в сроки, установленные сторонами в графике приема и т. д.; оплатить перемещение груза по заявленной цене и в сроки, установленные в договоре.

Ответственность сторон также является специфической. Считаем необходимым закрепить ответственность, регламентированную нормами о транспортном обязательстве, а именно штрафы и пени за просрочку доставки, утрату и недостачу груза и в иных случаях. Также нужно регламентировать претензионный порядок урегулирования споров как элемента транспортного обязательства.

Для восполнения возможных пробелов в правовом регулировании в указанном законе необходимо установить норму следующего содержания: «К отношениям, не урегулированным данным федеральным законом, применяются правила, предусмотренные параграфами 3 и 6 главы 30, главами 40 и 41 ГК РФ».

Сформулированные нами предложения, возможно, не бесспорны, но они могут стать основой для дальнейшей научной дискуссии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проведенного нами исследования можно сделать вывод, что договор транспортировки нефти является смешанным гражданско-правовым договором, непоименованным в Гражданском кодексе РФ, возможность заключения которого закреплена в п. 3 ст. 421 ГК РФ. Применяемый на практике Типовой договор содержит в себе элементы как минимум пяти самостоятельных договоров, что весьма затрудняет выбор применимого законодательства.

Считаем необходимым включить нормы о договоре транспортировки нефти магистральными трубопроводами в специальный федеральный закон, регламентирующий нефтяную отрасль, сконструировав его как самостоятельный вид договора.

ЛИТЕРАТУРА

REFERENCES

1. Корепанов К. В. Правовое регулирование транспортировки нефти и газа по магистральным трубопроводам : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016. 210 с.

2. О государственном регулировании деятельности в нефтяной отрасли Российской Федерации : проект Федерального закона № 886989-7 (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 22.01.2020). URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/ 886989-7 (дата обращения: 20.10.2020).

3. Договорная работа - 2020. URL: https://www.transneit.ru/ customers/contract-work/dogovornaya-rabota-2020/ (дата обращения: 20.10.2020).

4. Садиков О. Н. Правовое регулирование трубопроводного транспорта в СССР // Правоведение. 1962. № 2. С. 134-138.

5. Дудников С. И. Правовое регулирование трубопроводного транспорта в СССР : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 1964. 8 с.

6. Романович А. Н. Транспортные правоотношения : моногр. Минск : изд-во «Университетское», 1984. 126 с.

7. Логофет Д. Д. Договор транспортировки нефти по магистральным нефтепроводам : дис. канд. юрид. наук. М., 2005. 210 с.

8. Шафир А. М. Энергоснабжение предприятий. Правовые вопросы: моногр. М. : Юрид. лит., 1990. 142 с.

9. Елисеев И. В. Реформа электроэнергетики РФ и договор энергоснабжения // Тр. по граждан. праву: к 75-летию Ю. К. Толстого. М., 2003. С. 59-72.

10. Шевченко Л. И. Понятия «присоединенная сеть» и «магистральный трубопровод» и их значение при разграничении договорных конструкций, используемых в сфере снабжения энергией и энергоресурсами // Тр. Ин-та гос-ва и права Рос. акад. наук. 2016. № 6 (58). С. 112-122.

11. Бальжиров Б. В. К вопросу об использовании договора энергоснабжения в сфере энергетики России // Граждан. право. 2012. № 3. С. 45-48.

12. Ситников С. Л. Гражданско-правовое регулирование транспортировки нефти посредством системы нефтепроводов: теория и практика оформления и использования. М., 2012. 184 с.

13. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. В 5 кн. Кн. 2. Договоры о передаче имущества. М. : Статут, 2000. 800 с.

14. Кузнецов К. Б. Договоры поставки и транспортировки газа через присоединенную сеть: правовая природа, особенности правового регулирования : автореф. дис. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2012. 30 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Романец Ю. В. Система договоров в гражданском праве России : моногр. М. : Норма, Инфра-М, 2013. 496 с.

16. Гаврилина Е. А. Система договорных связей на рынке нефти и нефтепродуктов: автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2014. 31 с.

17. Гаврилина Е. А. Система договорных связей на рынке нефти и нефтепродуктов : моногр. М., 2016. 242 с.

1. Korepanov K. V. Pravovoe regulirovanie trans-portirovki nefti i gaza po magistralnym truboprovo-dam : Cand. Sci. Dissertation (Law). Moscow, 2016. 210 p. (In Russian).

2. O gosudarstvennom regulirovanii deiatelnosti v neftianoi otrasli Rossiiskoi Federatsii : proekt Feder-alnogo zakona No. 886989-7 (red., vnesennaia v GD FS RF, tekst po sostoianiiu na 22.01.2020). URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/886989-7 (accessed: 20.10.2020). (In Russian).

3. Dogovornaya rabota - 2020. URL: https://www.transneft.ru/ customers/contract-work/ dogovornaya-rabota-2020/ (accessed: 20.10.2020). (In Russian).

4. Sadikov O. N. Pravovoe regulirovanie truboprovod-nogo transporta v SSSR // Pravovedenie. 1962. No. 2. P. 134-138. (In Russian).

5. Dudnikov S. I. Pravovoe regulirovanie truboprovod-nogo transporta v USSR : Extended abstract of Cand. Sci. Dissertation (Law). Rostov-na-Donu, 1964. 28 p. (In Russian).

6. Romanovich A. N. Transportnye pravootnosheniya : Monograph. Minsk : Universitetskoe, 1984. 126 p. (In Russian).

7. Logofet D. D. Dogovor transportirovki nefti po magistralnym nefteprovodam : Cand. Sci. Dissertation (Law). Moscow, 2005. 210 p. (In Russian).

8. Shafir A. M. Energosnabzhenie predpriiatii. Pravovye voprosy: Monograph. Moscow: Yuridicheskaia literatura, 1990. 142p . (In Russian).

9. Eliseev I.V. Reforma elektroenergetiki RF i dogovor energosnabzheniia // Trudy po grazhdanskomu pravu: k 75-letiyu Yu. K. Tolstogo. Moscow, 2003. P. 59-72. (In Russian).

10. Shevchenko L. I. Poniatiya "prisoedinennaia set" i "magistralnyi truboprovod" i ikh znachenie pri razgra-nichenii dogovornykh konstruktsii, ispolzuemykh v sfere snabzheniia energiei i energoresursami // Trudy Instituta gosudarstva i prava Rossiiskoi akademii nauk. 2016. No. 6 (58). P. 112-122. (In Russian).

11. Balzhirov B. V. K voprosu ob ispolzovanii dogovora energosnabzheniia v sfere energetiki Rossii // Gra-zhdanskoe pravo. 2012. No. 3. P. 45-48. (In Russian).

12. Sitnikov S. L. Grazhdansko-pravovoe regulirovanie transportirovki nefti posredstvom sistemy nefteprovodov: teoriia i praktika oformleniia i ispol-zovaniia. Moscow, 2012. 184 p. (In Russian).

13. Braginskii M. I., Vitrianskii V. V. Dogovornoe pravo. Vol. 2. Dogovory o peredache imushchestva: Monograph. Moscow : Statut, 2000. 800 p. (In Russian).

14. Kuznetsov K. B. Dogovory postavki i transportirovki gaza cherez prisoedinennuiu set: pravovaia priroda, osobennosti pravovogo regulirovaniia: Extended abstract of Cand. Sci. Dissertation (Law). Ekaterinburg,

2012. 30 p. (In Russian).

15. Romanets Yu. V. Sistema dogovorov v grazhdanskom prave Rossii : Monograph. Moscow : Norma, Infra-M,

2013. 496 p. (In Russian).

16. Gavrilina E. A. Sistema dogovornykh sviazei na rynke nefti i nefteproduktov : Extended abstract of Cand. Sci. Dissertation (Law). Moscow, 2014. 31 p. (In Russian).

18. Лукьяненко В. Е. Правовое регулирование отношений в сфере транспортировки нефти, газа и других энергетических ресурсов по трубопроводам // Аграр. и земел. право. 2020. № 1 (181). С. 66-71.

19. Ткаченко Н. Е. Правовая квалификация договора, регулирующего отношения по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2015. № 1 (17). С. 98-102.

20. Синицын С. А. Трубопроводный транспорт: предмет законодательного регулирования и специфика отдельных договорных конструкций // Законодательство. 2019. № 3. С. 75-75.

21. Романова В. В. Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам: тенденции правового регулирования // Нефтяное хоз-во. 2018. № 2. С. 12-16.

22. О газоснабжении в Российской Федерации : фе-дер. закон от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ (ред. от 27.06.2019). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Данилова Наталья Владимировна - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса, Институт государства и права, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия.

Е-шаП: n.v.danilova@utmn.ru

Скифская Ксения Николаевна - студент, Институт государства и права, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия.

Е-шаП: swify@mail.ru

Болотин Сергей Сергеевич - ассистент кафедры гражданского права и процесса, Институт государства и права, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия.

Е-шаП: s.s.bolotin@utmn.ru

17. Gavrilina E. A. Sistema dogovornykh sviazei na rynke nefti i nefteprodukov: Monograph. Moscow, 2016. 242 p. (In Russian).

18. Lukianenko V. E. Pravovoe regulirovanie otnoshenii v sfere transportirovki nefti, gaza i drugikh energet-icheskikh resursov po truboprovodam // Agrarnoe i zemelnoe pravo. 2020. No. 1 (181). P. 66-71. (In Russian).

19. Tkachenko N. E. Pravovaia kvalifikatsiia dogovora, reguliruiushchego otnosheniia po transportirovke nefti i nefteproduktov po magistralnym truboprovo-dam // Nauka i tekhnologii truboprovodnogo transporta nefti i nefteproduktov. 2015. No. 1 (17). P. 98102. (In Russian).

20. Sinitsyn S. A. Truboprovodnyi transport: predmet zakonodatelnogo regulirovaniia i spetsifika otdelnykh dogovornykh konstruktsii // Zakonodatelstvo. 2019. No. 3. P. 75-75. (In Russian).

21. Romanova V. V. Transportirovka nefti i neftepro-duktov po magistralnym truboprovodam: tendentsii pravovogo regulirovaniia //Neftianoe khoziaistvo. 2018. No. 2. P. 12-16. (In Russian).

22. Federal Law No. 69-FZ of March 31, 1999 Gas supply in the Russian Federation. Accessed through Law assistance system "Consultant Plus". (In Russian).

ABOUT THE AUTHORS

Natalya V. Danilova - Candidate of Sciences (Law), Associate Professor, Department of Civil Law and Procedure, Institute of State and Law, University of Tyumen, Tyumen, Russia.

E-mail: n.v.danilova@utmn.ru

Kseniya N. Skifskaya - Student, Institute of State and Law, University of Tyumen, Tyumen, Russia. E-mail: swify@mail.ru

Sergei S. Bolotin - Assistant Professor, Department of Civil Law and Procedure, Institute of State and Law, University of Tyumen, Tyumen, Russia. E-mail: s.s.bolotin@utmn.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.