Е.В. Зозуля,
кандидат исторических наук, доцент, Донецкий юридический институт МВД Украины
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МВД УКРАИНЫ С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВ —УЧАСТНИКОВ СНГ В БОРЬБЕ С ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)
LEGAL AND INSTITUTIONAL SUPPORT FOR INTERNATIONAL COOPERATION MIA OF UKRAINE WITH THE POLICE OF THE CIS COUNTRIES IN COMBAT TRANSNATIONAL CRIME (HISTORICAL AND LEGAL ASPECTS)
В статье проанализированы основные этапы формирования нормативно-правовой базы международного сотрудничества МВД Украины с правоохранительными органами стран — участниц СНГ, дана характеристика основных направлений и форм их взаимодействия в борьбе с транснациональной преступностью .
In the article it is analyzed the main stages of the forming of normative and legal framework of international cooperation with the Ministry of Internal Affairs law enforcement agencies of the CIS countries, it is given the description of the main directions and forms of their cooperation in the fight against transnational crime.
Крушение СССР привело к распаду сущест -вовавшего ранее общего социальноэкономического и правового пространства, еди -ной правоохранительной системы входивших в него союзных республик. Следствием этого стал стремительный рост преступности, особенно ее организованных форм, и выход ее за рамки национальных границ бывших республик СССР. В отличие от социально-экономического и правового, общекриминальное пространство не толь -ко сохранило свою ранее общую территорию, но и расширилось за счет смыкания с организованной преступностью стран дальнего зарубежья, чему в немалой степени способствовала «прозрачность» границ между странами вновь образованного Содружества Независимых Г осу-дарств (далее — СНГ).
Необходимо отметить, что в начале 90-х годов ХХ столетия на территории бывшего СССР сформировались и уже действовали мощ -ные преступные организации, активно исполь-зующие правовые, экономические, политиче-ские, организационные недоработки в системе правоохранительных органов, органов государственной власти и управления стран — участ-ниц СНГ, которые создали единое криминаль-ное поле, интернационализировались и консо-лидировались, обрели профессионализм. Из го -да в год росло число транснациональных пре-ступлений, где преобладали бандитизм, убийст -
ва по найму, незаконные операции с оружием и наркотиками, контрабанда сырьевых ресурсов, финансовые аферы.
При этом многие криминальные сообщества теперь уже самостоятельных государств активно налаживают межгосударственные и транснацио -нальные связи. На протяжении всего постсовет -ского периода в динамике и структуре пре ступ -ности стран СНГ отмечаются сходные тенден-ции, реально угрожающие их экономическому развитию и национальной безопасности. Харак-терной особенностью их деятельности является то, что если первоначально укрепление этих свя -зей обусловливалось стремлением членов орга-низованных преступных группировок избежать ответственности за совершенные преступления на территории других стран, пользуясь «прозрачностью» границ, различием норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства в государствах — участниках СНГ, то в последующие годы происходит их всеобщая консоли -дация для проникновения во власть, отмывания преступно нажитых доходов и достижения других преступных целей.
Эти проблемы особенно актуальны для Украины, которая на западе граничит с Европейским Союзом, а на востоке — с Российской Ф едерацией, ведущим членом Содружества Независимых Государств. В связи с этим, с одной стороны, преступники, пользуясь «прозрачностью» границ СНГ, по-
сле совершения преступления в Украине зачастую скрываются от правосудия на территории другого государства — члена Содружества (и наоборот). С другой стороны, через территорию Украины проходят каналы нелегальной переброски на территорию Евросоюза наркотиков, оружия, иммигрантов, «живого товара» и др. Вследствие этого, по своему географическому положению, Украина является стратегическим плацдармом для транснациональной преступности.
Одним из приоритетных направлений дея-тельности государств —членов СНГ и их правоохранительных органов стала борьба с трансна -циональными формами организованной преступности . Это обусловлено тем, что борьба с такими видами преступлений может быть эффективной только при единстве действий правоохранительных органов большинства государств, выработке общего правового механизма, позво -ляющего реально осуществлять принципы международного сотрудничества в борьбе с преступностью, поддержании правопорядка, охраны прав и законных интересов граждан.
Анализируя состояние международного сотрудничества МВД Украины с правоохранитель -ными органами других государств, прежде всего стран — участниц СНГ, необходимо отметить, что важнейшей составляющей их деятельности в этом направлении стало формирование нормативно -правовой базы для организации борьбы с этим опасным явлением.
В непростых условиях становления молодой украинской государственности МВД принимало энергичные меры в деле усиления координации и налаживания взаимодействия с органами внут-ренних дел республик прежнего СССР. Первые активные шаги по созданию договорной базы были предприняты на межведомственном уровне. Вскоре после обретения Украиной независи -мости, 28 февраля 1992 года, было подписано межведомственное Соглашение о сотрудничест -ве между МВД Украины и МВД России [1. — С. 49], 6 марта 1992 года — между МВД Украины и МВД Республики Белоруссия [1. — С. 55], 3 ав -густа 1992 года — между МВД Украины и МВД Республики Кыргызстан [2], 3 ноября 1992 года
— между МВД Украины и МВД Республики Молдова [3].
Далее, 21 октября 1992 года, были подписаны Соглашения о сотрудничестве в борьбе с преступностью между МВД Украины и МВД Рес-публики Таджикистан, Республики Грузия, Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Узбекистан [4], а в 1993 году
— с МВД Казахстана.
Необходимо отметить, что следствием под -писания данных соглашений было решение МВД Украины о том, что начальники служб МВД, а также УВД пограничных областей по письменному согласованию с руководством министерст -
ва могут заключать отдельные Протоколы с соответствующими органами и службами этих го -сударств с целью развития взаимодействия по конкретным направлениям оперативно-служебной деятельности.
Также были определены основные принципы и формы взаимодействия по отдельным, наиболее важным направлениям в борьбе с преступностью. Так, 29 апреля 1992 года в Минске был подписан Протокол о принципах и формах сотрудничества служб МВД Белоруссии, России и Украины, осуществляющих борьбу с преступностью в сфере экономики [5].
В Протоколе отмечалась необходимость сотрудничества в борьбе с экономическими преступлениями: в кредитно-финансовой и
банковской системах; в сфере внешнеэкономи -ческой деятельности; с фальшивомонетничест -вом, изготовлением и сбытом платежных до -кументов и ценных бумаг; с контрабандным перемещением стратегического сырья, валют -ных ценностей, цветных и редкоземельных ме -таллов, других материальных ценностей; на потребительском рынке.
Наряду с принципами протоколом определя -лись и конкретные формы сотрудничества в реализации указанных направлений: выполнение официальных запросов; регулярный обмен оперативно-розыскной, оперативно-справочной ин-формацией о совершенных или готовящихся преступлениях и причастных к ним лицах для предупреждения, выявления и раскрытия тяже -лых преступлений в сфере экономики; проведе -ние согласованных оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий межрегионального характера, предоставление практиче-ской помощи на территории своих государств оперативным сотрудникам во время их пребывания в служебных командировках [5. — С. 2—3].
Заключение такого рода соглашений сразу же дало практический результат в сфере борьбы с транснациональными преступными сообществами. Примером является обезвреживание в ию -не 1992 года хорошо законспирированных и мобильных групп фальшивомонетчиков, имеющих тесные связи с преступным миром Польши и Бе -лоруссии. В результате грамотной и в короткие сроки организованной оперативной работы подразделения по борьбе с экономической преступностью МВД Украины совместно с правоохранительными органами Польши и Белоруссии организовали проведение комплекса мероприятий по выявлению фальшивомонетчиков. Благодаря вы -сокому профессиональному мастерству оперативных и следственных работников ОВД Украи -ны, Польши и Белоруссии, их самоотверженности и настойчивости была успешно проведена одна из самых крупных межгосударственных операций на то время, в результате которой обезврежена опасная преступная организация и
ликвидирован находящийся в Польше центр по изготовлению фальшивых денег. За причастность к фальшивомонетничеству было арестова -но 31 лицо, изъято фальшивых купонов на сумму 18,5 млн. карбованцев [6].
На основе межведомственных был заключен ряд многосторонних, принципиально важных соглашений по конкретным направлениям взаимодействия , к которым присоединилось и МВД Ук -раины: Соглашение о взаимодействии мини -стерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбе с преступностью (24 апреля 1992 года, Алма-Ата, Казахстан,); Соглашение о сотрудничестве в сфере обеспечения материальнотехническими средствами и изделиями специ-альной техники; Соглашение о взаимоотношени -ях министерств внутренних дел в сфере обмена информацией (3 августа 1992 года, г. Чолпон-Ата, Республика Кыргызстан), Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (21 октября 1992 года, г. Киев, Украина); Согла -шение о сотрудничестве по технико -криминалистическому обеспечению оперативнослужебной деятельности (13 мая 1993 года, г. Киев, Украина).
Заключение этих соглашений способство-вало улучшению конкретных направлений вза -имодействия между МВД Украины и правоох -ранительными органами стран — участниц СНГ. Так, например, в соответствии с Согла -шением о сотрудничестве в сфере обеспечения материально-техническими средствами и изде -лиями специальной техники, стороны обяза-лись в интересах предупреждения, раскрытия и расследования преступлений предоставлять друг другу сведения об оперативно -спра -вочном, розыскном, криминалистическом и других учетах, автоматизированных системах и банках данных, архивах. Помимо этого осу -ществлять обмен имеющимися в их распоря-жении научно-техническими, информационно -аналитическими и нормативно -методическими материалами, которые отображают практику работы правоохранительных органов в борьбе с преступностью и других вопросах, представ -ляющих взаимный интерес [7. — С. 225].
Необходимо отметить, что в течение 1992— 1993 гг. на Украине угрожающий характер приобрела ситуация с распространением наркотиков. Наркотизация распространилась практически на все регионы страны. Органам внутренних дел не удавалось перекрыть источники и каналы посту -пления наркотиков к потребителям. На почве наркомании росла преступность, в первую очередь организованная, которая приобрела глубоко законспирированный, межрегиональный и международный характер. Четко проявлялась тен-денция налаживания стойких связей наркодель -
цов Украины и стран «ближнего» и «дальнего» зарубежья.
В этих условиях в г. Минске 18—19 июня 1993 года состоялось совещание руководителей подразделений по борьбе с наркобизнесом стран
— участниц СНГ. В Протоколе, подписанном по итогам совещания, был определен механизм вза -имодействия этих подразделений. Кроме того, одним из существенных достижений и результа -том подписанного Протокола стало внедрение с 1 января 1994 года в опытную эксплуатацию ав -томатизированной системы обработки информации о лицах, которые подозреваются в причастности к незаконному обращению наркотиков или проходят по уголовным делам, связанным с наркобизнесом [8].
Следующим этапом стало проведение 23—24 сентября 1993 года в г. Волгограде Совещания министров внутренних дел, в работе которого приняли участие делегации МВД Армении, Бе -лоруссии, Грузии, Кыргызстана, Молдовы, РФ, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Ук -раины и в качестве наблюдателей — МВД Эс -тонской и Латвийской Республики. По результа -там этого совещания 24 сентября 1993 года были подписаны Соглашение о сотрудничестве МВД указанных республик (кроме МВД Эстонской и Латвийской Республик, имеющих статус наблю -дателей) в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, Соглашение о сотрудничест -ве министерств внутренних дел в вопросах воз -вращения несовершеннолетних в государства их проживания, Решение о подготовке в 1993—1994 годах многосторонних договоров о сотрудничестве органов внутренних дел [9].
Необходимо отметить, что сотрудничество государств — участников СНГ в противодейст -вии транснациональным формам преступности осуществляется на основе концепций, соглаше-ний, среднесрочных программ. Этими нормативно-правовыми актами определены основные направления сотрудничества МВД Украины с Министерствами внутренних дел других государств
— участников Содружества. Среди них: борьба с бандитизмом, терроризмом, захватом заложни-ков; пресечение незаконных операций с оружием, боеприпасами, взрывчатыми, ядовитыми ве -ществами и радиоактивными материалами; борьба с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, незаконной миграцией, похищениями и торговлей людьми, органами или тканями человека для трансплан -тации; противодействие преступлениям в сфере экономики; борьба с контрабандой, а также преступлениями, объектом которых являются куль -турные и исторические ценности; противодейст -вие преступлениям в сфере интеллектуальной собственности и киберпреступности; розыск преступников, лиц, укрывающихся от следствия
и суда, отбытия наказания, без вести пропавших и т.д.
Следующим важнейшим шагом на пути создания общего правового пространства в борьбе с преступностью стало подписание 22 января 1993 года в Минске главами государств — членов СНГ Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам [10]. Это событие позволило на многостороннем уровне более эффективно решать вопросы совместной борьбы с преступностью на территории бывшего СССР.
Помимо этого важное значение для форми -рования нормативно -правовой базы на началь -ном этапе становления международного со -трудничества МВД Украины в борьбе с пре -ступностью имела утвержденная 12 марта
1993 г. Советом глав правительств СНГ Про -грамма совместных мер по борьбе с организо -ванной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств
— участников СНГ [11].
Необходимость принятия данной Программы была обусловлена резким ухудшением криминогенной обстановки в большинстве государств — участников Содружества, вызывающим недо-вольство населения и представляющим реальную угрозу национальной безопасности и процессу реформ, проводимых в суверенных государствах.
Значение данной Программы для развития международного сотрудничества МВД Украины состоит в том, что ее принятие позволило зало -жить основу для заключения межгосударствен -ных соглашений по вопросам сотрудничества в сфере борьбы с организованной преступностью, незаконного обращения оружия, взрывчатых и радиоактивных веществ, порядка взаимодейст-вия следственно-оперативных групп на террито -рии других государств, порядка взаимодействия органов внутренних дел, таможенных служб и пограничных войск, сотрудничества в сфере борьбы с преступлениями в банковской, кредит -но-финансовой системах, коммерческих струк-турах и в сфере внешнеэкономической деятель -ности, сотрудничества в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
Продолжающееся расширение криминального поля деятельности организованной преступ-ности, рост числа преступлений, совершаемых организованными преступными группами во всех бывших республиках СССР привели руководителей стран — участниц СНГ к пониманию необходимости создания межгосударственного органа, который мог бы обеспечить надлежащую координацию усилий правоохранительных орга -нов в борьбе с организованной преступностью и ее проявлениями.
Практическим шагом в этом направлении стало принятие 24 сентября 1993 г. Советом глав государств — участников СНГ решения о созда-
нии Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными преступлениями на территории СНГ (БКБОП). Впо -следствии, 9 октября 1997 года, решением Сове -та глав правительств СНГ было утверждено По -ложение о БКБОП, в котором определены его статус, основные задачи и функции, структура, штаты, вид руководства и другие организацион -ные вопросы [12].
БКБОП стало постоянно действующим органом, предназначенным для обеспечения эффективного взаимодействия министерств внутрен-них дел и государственных органов стран — участниц СНГ в борьбе с организованной преступностью , терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и иными опасными видами преступлений. Практи -ческие результаты деятельности Бюро сразу же подтвердили своевременность его создания. Со -вместными усилиями был создан и успешно функционирует специализированный банк дан -ных Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными вида -ми преступлений на территории государств — участников СНГ. МВД Украины, как и другие правоохранительные органы государств — участников СНГ, используют информационные данные этого банка для противодействия трансна-циональному криминалу.
Значимым этапом в противодействии орга -низованной преступности в рамках СНГ стало заключение в г. Ашхабаде 17 февраля 1994 г. Соглашения о сотрудничестве Министерств внутренних дел в сфере борьбы с организован -ной преступностью [13]. Участие МВД Украи -ны в данном соглашении было обусловлено ро -стом преступности в организованных формах как в национальном, так и в международном масштабе, необходимостью и важностью укре -пления взаимодействия с органами внутренних дел стран — участниц СНГ в предупреждении, выявлении, пресечении и расследовании пре -ступных деяний, совершаемых организованны -ми группами.
Важнейшим шагом на пути укрепления межгосударственного взаимодействия правоохрани-тельных органов стало решение Совета глав го -сударств СНГ от 19 января 1996 года об образовании качественно нового консультативного органа — Совета министров внутренних дел государств — участников СНГ. Участие в его орга -низации и последующей деятельности принимают руководители органов внутренних дел десяти республик, которые входили в состав СССР, в том числе и Украины. В соответствии с Положе -нием о Совете министров внутренних дел государств — участников СНГ на него было возло -жено руководство БКБОП [14].
Последовательно развивая нормативно-
правовую базу межгосударственного сотрудни -
чества в борьбе с преступностью, Совет глав го -сударств Содружества 17 мая 1996 г. утвердил Межгосударственную программу совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств — участников СНГ на период до 2000 года [15]. Программа включает в себя меры по укреплению международно-правовой базы сотрудничества, совершенствованию и гармонизации национальных законодательств, проведению совместных межгосударственных целе -вых оперативно -профилактических операций, информационному, научному, кадровому, материально-техническому и финансовому обеспечению. Следует отметить, что в данную Программу были заложены действенные механизмы контроля за выполнением ее положений. Для реализа-ции сотрудничества правоохранительных орга -нов в борьбе с преступностью государствами-участниками было принято 14 соглашений и решений, вытекающих из указанной Программы.
В то же время ухудшение оперативной обстановки, проявляющееся в активизации устой -чивых криминальных группировок с межрегиональными и транснациональными связями, даль -нейшая эскалация организованной преступности и иных видов опасных преступлений на террито -рии стран — участниц СНГ потребовала приня -тия новой Программы межгосударственных мер, направленных на совершенствование сотрудни-чества в борьбе с преступностью. Исходя из это -го, в целях обеспечения эффективности сотруд -ничества в борьбе с преступностью Советом глав государств — участников СНГ 25 января 2000 г. была утверждена новая Межгосударственная программа совместных мер борьбы с преступностью на период с 2000 до 2003 года [16]. По ее окончании была принята Межгосударственная программа совместных мер борьбы с преступностью на 2008—2010 годы [17].
Помимо межгосударственных программ и соглашений комплексного характера был заклю -чен ряд программ и соглашений по наиболее значимым направлениям борьбы с транснациональными формами преступности. Среди них: Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики (1996 г.), Соглаше -ние о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией (1998 г.), Соглашение о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с похищениями и торговлей людьми, органами и тканями человека (2005
г.), Договор о противодействии легализации (от -мыванию) преступных доходов и финансированию терроризма (2007 г.), Программа сотрудничества государств — участников СНГ в борьбе с торговлей людьми на 2007—2010 годы, Программа сотрудничества государств — участников СНГ в противодействии незаконной миграции на 2009—2011 годы.
В современных условиях сотрудничество МВД Украины с правоохранительными органами государств — участников СНГ осуществляется рамках реализации Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на 2011—2013 годы, Программы сотрудничества государств — участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и противодействии наркомании на 2011—2013 годы, Программы сотрудничества государств — участ -ников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2011—2013 годы, Программы сотрудничества государств — участников СНГ в борьбе с торговлей людьми на 2011—2013 годы.
Характеризуя организационную составляю -щую, следует отметить, что в современных усло -виях основными направлениями взаимодействия МВД Украины с правоохранительными органами стран — участниц СНГ стали: участие в созда -нии и гармонизации международного законода -тельства в сфере борьбы с организованной преступностью; проведение рабочих встреч с пред -ставителями правоохранительных органов при -граничных областей; обмен опытом и оперативной информацией по приоритетным направлени -ям деятельности; выполнение официальных за -просов общего и конфиденциального характера. Наращивается практика проведения согласован -ных оперативно-розыскных и профилактических мероприятий, широкомасштабных целевых спе-циальных операций («Канал», «Прекурсор», «Розыск», «Мигрант», «Трасса-Большегруз», Неле -гал», «Пассажир», «Мак», « Конопля», «Допинг», «Переброс», «Притон», «Транзит», «Трафик», «Поставщик», «Арсенал) и др.), а также специ -альных мероприятий по методу «контролируемая поставка». Важными направлениями являются розыск лиц, находящихся в межгосударственном розыске, их экстрадиция или депортация, участие в подготовке кадров, проведение совмест -ных научных исследований в сфере борьбы с преступностью.
Таким образом, анализ истории становления и развития организационно-правового обеспечения взаимодействия МВД Украины с правоохранительными органами стран — участниц СНГ позволяет сделать вывод о том, что реализация рассмотренных выше протоколов, соглашений и программ позволила создать достаточно полную международно-правовую базу их сотрудничества на основных направлениях борьбы с транснациональными формами преступности. Вместе с тем на эффективность сотрудничества негативно влияют нерешенные проблемы своевременного и полного обмена оперативной информацией, несовершенство нормативной базы по отдельным направлениям деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Об объявлении Соглашений о сотрудничестве между МВД Украины и МВД других го -сударств: Наказ МВС України від 06.05.1992 №241 // Архів ГУМВС України в Донецькій області. — Ф. 20, д. 3., т. 6. — Арк. 49.
2. Про оголошення Регламенту Наради міністрів внутрішніх справ та Угод про співробітництво між МВС України та інших держав: Наказ МВС України від 12 серпня 1992 року №524 // Архів ГУМВС України в Донецькій області. — Ф. 20, д. 3., т. 15. — Арк. 214—231.
3. Про оголошення Угоди про співробіт-ництво між МВС України та МВС Республіка Молдова: Наказ МВС України від 18 листопада 1992 року №640 // Архів ГУМВС України в Донецькій області. — Ф. 20., д. 3., т. 18. — Арк. 220—227.
4. Про оголошення Угод про співробітництво між МВС України та МВС інших держав // Архів ГУМВС України в Донецькій області. — Ф. 20., д. 3., т. 18. — Арк. 228—253.
5. Про оголошення Протоколу про принципи
і форми співробітництва служб, які здійснюють боротьбу із злочинністю в сфері економіки МВС Білорусі, Росії й України: Наказ МВС України від 19 липня 1993 року № 421. // Архів ГУМВС України в Донецькій області. — Ф.20., д. 3.,
т. 8. — Арк. 1—11.
6. Про знешкодження злочинної групи фальшивомонетників. І заохочення працівників ОВС України: Наказ МВС України від 8 грудня 1992 року №681 // Архів ГУМВС України в Донецькій області. — Ф. 20, д. 3., т. 19. — Арк. 71—72.
7. Про оголошення Регламенту Наради міністрів внутрішніх справ та Угод про співробітництво між МВС України та інших держав: Наказ МВС України від 12 серпня 1992 року №524 // Архів ГУМВС України в Донецькій області. — 20, д. 3., т. 15. — Арк. 214—231.
8. Про заходи по виконанню Протоколу міжнародної робочої зустрічі щодо проблем боротьби із незаконним обігом наркотиків: Наказ МВС України від 1 липня 1993 року №451 // Архів ГУМВС України в Донецькій області. — Ф. 20., д. 3., т. 8. — Арк. 140—142.
9. Про оголошення Протоколу Наради міністрів внутрішніх справ, Угоди про співробіт -ництво МВС у сфері забезпечення безпеки до -рожнього руху, Угоди про співробітництво МВС у питаннях повернення неповнолітніх у держави їх проживання, Рішення про підготовку у 1993—
1994 роках багатосторонніх договорів про співробітництво органів внутрішніх справ: Наказ МВС України від 10 листопада 1993 року №703 // Архів ГУМВС України в Донецькій області. — Ф. 20., д. 3., т. 11. — Арк. 181—197.
10. Конвенція про правову допомогу і правові відносини у цивільних, сімейних і кри-мінальних справах [Електронний ресурс]. — Режим до ступу і http J/www.uapravo.net/data2008.
11. Про оголошення Програми сумісних заходів по боротьбі з організованою злочинністю та іншими небезпечними видами злочинів на те -риторії держав учасників СНД і Наказ МВС Ук -раїни від 10 травня 1993 року №281 // Архів ГУМВС України в Донецькій області. — Ф. 20.,
д. 3., т. S. — Арк. 228—233.
12. Решение о Положении о Бюро по коор-
динации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступ -
лений на территории государств — участников Содружества Независимых Г осударств // Содружество і информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. — 1997. — №3. — С. 97 — 10S.
13. Соглашения о сотрудничестве Мини -стерств внутренних дел в сфере борьбы с организованной преступностью і сборник международных соглашений МВД Российской Федерации — М.; СПАРК, 1996.
14. Решение о Положении о Совете минист -
ров внутренних дел государств — участников Содружества Независимых Государств [Элек-тронный ресурс]. — Режим доступа і
www.zakon.rada.gov.ua/laws/show/997_n82
15. Решение о Межгосударственной программе совместных мер борьбы с организован-
ной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств — участников СНГ на период до 2000 года [Электронный ресурс]. — Режим доступаі
www.old.bankzakonov.com
16. Решение о Межгосударственной про-
грамме совместных мер борьбы с преступностью на период с 2000 до 2003 года [Электронный ресурс]. — Режим доступаі www.zakon.rada.gov.ua
17. Решение о Межгосударственной про-
грамме совместных мер борьбы с преступностью на 2008—2010 годы [Электронный ресурс]. — Режим доступаі www.zakon.rada.gov.ua