ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Normative-legal basis of preschool education in the Republic of Kyrgyzstan Aitymbet kyzy A. Нормативно-правовая основа дошкольного образования Кыргызской Республики Айтымбет кызы А.
Айтымбет кызы Айгул / Aitymbet kyzy Aigul - старший преподаватель, кафедра истории Кыргызстана и этнологии, Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в данной статье рассматриваются факторы становления нормативно-правовой базы дошкольного образования Кыргызской Республики со дня приобретения независимости. На основе анализа законодательных актов определена роль законодательных актов, регулирующих дошкольное образование в развитии Кыргызстана как суверенного государства.
Abstract: this article examines the factors offormation of normative-legal base ofpreschool education of the Kyrgyz Republic from the date of independence. Based on the analysis of legislation it defines the role of legislation regulating pre-school education in the development of Kyrgyzstan as a sovereign state.
Ключевые слова: государство, общество, образование, дошкольное, развитие, система, социальное, экономическое, сфера.
Keywords: state, society, education, preschool, development, system, social, economic, sphere.
УДК: 373.2
С обретением независимости в Кыргызской Республике первые десятилетия характеризуются началом динамично меняющегося мира в социально-политической, экономической и культурной сферах. В связи с этим проблемы и перспективы дошкольного образования также рассматривались в контексте социально-экономического и политического развития общества. Перемены в дошкольном образовании должны были соответствовать переменам в экономической, социальной и культурной сферах и стало архиважным «...чем точнее, реальнее это соответствие, тем вернее успехи в воспитании» [2, с. 89].
Общественно-политическая жизнь общества дала возможность специалистам в области образования сделать вывод и дать обществу осознать, что без опоры на собственные возможности, без обеспечения верховенства права, которое имеет каждый ребенок, согласно Конвенции о правах ребенка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года и ратифицированной в нашей Республике, без законов, гарантирующих получение всех ступеней образования, начиная от дошкольного до высшего, без достижения единства нельзя рассчитывать на процветание страны и достойный уровень жизни каждого из граждан от ребенка до пожилого. Поэтому одним из ответов на данный вызов могло стать только реформирование системы образования. Она была еще обусловлена тем, что состояние системы образования в стране свидетельствовали о наличии многочисленных проблем, сдерживающих поступательное развитие на пути к качественному образованию, которое было одним из факторов развития страны и достойного уровня жизни. Это означало, что состояние системы образования характеризовалась отставанием системы образования страны не
только от мировых потребностей, но и потребностей самого кыргызстанского общества. В связи с этим началось финансирование новых подходов к развитию и управлению системы образования в соответствии с задачами становления Кыргызстана как суверенного государства. Поэтому начались первые существенные преобразования в системе образования, в том числе и в ее начальном звене - дошкольном воспитании. Одним из первых, который положил основу в преобразования системы дошкольного образования, стал Указ Президента Кыргызской Республики «О неотложных мерах по обеспечению условий дальнейшего использования объектов социальной инфраструктуры» [3, с. 67]. Этот Указ дал возможность положительной тенденции сохранения сети дошкольных учреждений, так как к этому времени 45 % дошкольных учреждений были приватизированы либо переданы во владение в частные организации.
При этом практикующие составляющие всей системы образования и ее отдельных звеньев, в частности дошкольного образования, дало основание внесения на законодательном уровне соответствующих изменений в действующий Указ «О неотложных мерах по обеспечению условий дальнейшего использования объектов социальной инфраструктуры» [3, с. 96].
В «Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении КР», утвержденным приказом № 376 министра образования, науки и культуры КР от 23 октября 1997 г, и «Примерном Уставе дошкольного образовательного учреждения КР 1997 г.,» [3, с. 116] определялись взаимодействие участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов. В ней раскрывается общение со сверстниками, знакомство с национальными особенностями Кыргызстана (герб, флаг, гимн Кыргызстана); столицами государств, страновое знакомство, достопримечательности (горы, реки, озеро Иссык-Куль). На более старших подготовительных отделениях - об особенностях жизни и быта, традиции, истории народа, произведения национального искусства, национальные праздники.
«Положение о различных видах и формах дошкольных учреждений КР», утвержденное Министерством образования, науки и культуры Кыргызской Республики от 20 октября 1999 г., в совокупности эти принятые нормативно-правовые акты предусматривали:
- организацию детского коллектива;
- преодоление шаблона и догматизма;
- расширение органической связи предметов дошкольного образовательного цикла между собой;
- улучшение подготовки кадров дошкольного образования кадров.
А также, учитывая необходимость составляющих в дошкольном образовании для самореализации личности, для раскрытия заложенных природных задатков каждого дошкольника, необходимо было создать предпосылки и соответствующие условия. Безусловно, дошкольное образование имеет свой этос - свод норм и правил поведения, общения, который опирается на соответствующие идеалы и ценности. Эти составляющие были предусмотрены в Законе Кыргызской Республики «О дошкольном образовании» и «Концепции дошкольного образования», которые были приняты в ноябре 1998 г. [3, с. 78]. Согласно этим актам, воспитание, обучение, развитие дошкольников и стартовая подготовка их к школе в условиях массовых дошкольных учреждений осуществляется в соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания КР», предусматривающей всестороннее гармоничное развитие дошкольников в основных видах деятельности.
Основной задачей этих законодательных актов было повышение психолого-педагогической готовности детей к школе. Для обеспечения равных возможностей детей при поступлении в школу необходимо принять меры по внедрению программ по подготовке детей дошкольного возраста к школе. В то же время, учитывая острую нехватку дошкольных учреждений, закон гласил о необходимости создания условий для внедрения альтернативных моделей дошкольных учреждений, привлекать
частный сектор в рамках государственно-частного партнерства и были направлены на «...гармоническое единство сознания и поведения, которое может быть достигнуто созданием условий, в которых наши дети могли бы широко развернуть свои таланты и способности.» [2, с. 36].
Но, несмотря на определенные успехи в области дошкольной системы образования, о социальной ответственности государства, как социальной, стали широко обсуждаться в обществе. С учетом различных мнений и выводов ученым, педагогам, историкам, психологам удалось адаптировать систему дошкольного образования к новым политическим и экономическим условиям, успешно интегрироваться в мировое научное пространство.
В результате долгих дискуссий, упорной борьбы мнений отечественное научное сообщество пришло к выводу о необходимости дополнения к нормативно-правовой базе, и это послужило принятию Закона «Об образовании», принятым Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 25 апреля 2003 года [3, с. 45]. Согласно указанному Закону, были намечены три подхода обеспечения доступности и рационализации качества дошкольного образования:
Первое: Укрепление материальной и методической базы действующих дошкольных учреждений.
Второе: Создание различных видов и форм дошкольных учреждений, с целью для более широкого охвата детей дошкольным образованием и их стартовой подготовки к школе.
Третье: Обеспечить финансирование, принимать все меры по укреплению материально-технической базы каждого дошкольного учреждения. Расходы для развития дошкольного образования в общем объеме ВВП в большинстве экономически развитых странах составляют около 3,0 %. В Кыргызстане сегодня эта цифра составляет 0,26 % от ВВП республики. В целом, согласно этим трем подходам, к основной функции дошкольного учреждения относилось обеспечение присмотра, воспитания, обучения и развития детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, содержание физического воспитания детей от 1 года до 6 лет. В этих целях в рамках сложившихся условий предусматривается создание сети дошкольных учреждений во всех регионах нашей страны. Должны дооснащаться действующие и создаваться, строиться новые дошкольные учреждения.
Для продвижения перспективных результатов были внесены изменения в Постановление Правительства Кыргызской Республики от 10 декабря 2001 года № 775 «Об участии родительской общественности в поддержке материально -технической и учебной базы дошкольных и внешкольных учреждений Кыргызской Республики» [3, с. 123], где были расширены полномочия детских учреждений с последующей возможностью внедрения экспериментов программ по обучению детей дошкольного возраста через научные центры, стали создаваться офисы коммерционализации детских учреждений, в деятельности которых предполагаются:
- изучение и учет спроса на продукцию и технологии;
- осуществление системного мониторинга с целью выработки технологии социальной политики;
- для стимулирования притока молодых педагогов и психологов дошкольного образования проводить работу по привлечению специалистов, получивших образование на бюджетной основе;
- обеспечить качественную профессиональную ориентацию выпускников отдаленных районов на получение профессии с учетом специфики дошкольного учреждения;
- подготовка и переподготовка «педагогов-дошкольников» всех категорий: руководителей дошкольных учреждений, методистов, психологов, воспитателей, педагогов альтернативных дошкольных структур.
Немаловажное значение в совершенствовании дошкольного образования имел принятый Закон Кыргызской Республики «О дошкольном образовании» в 2009 г., где расширена доступность к программам дошкольного образования, включая программы предшкольной подготовки детей и приоритетные направления политики. Особое внимание было направлено на принятие всех мер для обеспечения подготовки научных кадров для дошкольного образования, на повышение роли научно-исследовательских центров и создания научно-образовательных консорциумов с участием с одной стороны дошкольных учреждений, с другой стороны - вузовской системы.
При этом в Законе указано, что для успешного обеспечения необходимо определить индикаторы отслеживания нервно-психического и физического развития детей по эпикризным срокам (от рождения до поступления в школу), а также внедрение методики индивидуального отслеживания, проведение систематического мониторинга развития ребенка [1, с. 12]. При этом, исходя из результатов мониторнига, необходимо было разработать социальный пакет, предусматривающий меры по повышению статуса дошкольного образования, в том числе и программы государственного значения, внедрение по всей стране программ по подготовке детей дошкольного возраста к школе. Таким образом, создание социально-экономических условий для развития детей дошкольного возраста определено в вышеуказанных документах и основывается на Стратегии Развития Образования в Кыргызской Республике 2009-2011 гг. и 2011-2020 гг. [3, с. 34], именно в этой Стратегии были отмечены единые требования по организации деятельности, предъявляемые ко всем видам образовательных организаций, осуществляющие обучение и воспитание детей дошкольного возраста. Определены организационные, правовые, медицинские, образовательные услуги и мероприятия, предоставляемым государством и другими заинтересованными субъектами, которые должны обеспечить функционирование и дальнейшее развитие дошкольного образования, воспитания, развития и уход за детьми.
Нормативно-правовая база дошкольного образования предполагала системное, рациональное с учетом специфики региона, от плотности населения, создание условий и социальной инфраструктуры для дальнейшего развития дошкольных образовательных организаций и информирование населения о важности раннего развития детей и обязательности предшкольной подготовки. Для реализации задач и информирования населения немаловажную роль сыграли международные организации, аккредитованные в нашей стране и работающие в направлении развития системы образования. На государственном уровне повсеместно шел процесс поддержания сети дошкольных образовательных организаций, расширения альтернативных моделей дошкольного образования и программ для 3-5-летних детей.
Особую значимость в развитии дошкольного образования имеет Национальная Стратегия Устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 гг., где отмечено, что до 2017 года планируется осуществить модернизацию материально-технической базы всех дошкольных учреждений независимо от форм собственности, создания благоприятных условий для развития и модернизации дошкольного образования [4, с. 10].
В Стратегии Устойчивого развития нашей страны определены приоритетные составляющие государственной политики в сфере дошкольного образования, такие как:
1. Развитие сети дошкольных организаций в республике, обеспечивающее закрепление государственных гарантий на доступ к дошкольному образованию. Расширяются тенденции увеличения количества общинных детских садов, Материнских школ, альтернативных форм дошкольного образования и, соответственно, увеличивается количество детей, охваченных дошкольным образованием.
2. Создание условий для повышения качества дошкольного образования. В последние годы в республике разработаны вариативные дошкольные образовательные программы, ориентированные на различные организационные формы дошкольного образования. Необходимым условием для повышения качества дошкольного образования являлось создание целостной системы патриотического воспитания с целью становления гражданских позиций будущих граждан, возрождения патриотических ценностей, улучшения показателей социального самочувствия будущих граждан, профилактики асоциального поведения среди дошкольников.
3. Важным условием представляется информатизация отрасли дошкольного образования, информированность населения об отрасли дошкольного образования посредством создания и поддержки единой образовательной информационной среды.
4. Оптимизация системы управления и финансирования сектора дошкольного образования. Расширяются формы участия в дошкольном образовании учреждений культуры, общественных, самодеятельных организаций, средств массовой коммуникации, других социальных институтов.
Таким образом, в целом мы пришли к выводу о том, что для реализации приоритетов, целей и задач законодательных актов, регулирующих систему дошкольного образования и их эффективность, необходимо расширение форм участия в дошкольном образовании учреждений культуры, общественных, самодеятельных организаций, средств массовой коммуникации, других социальных институтов. Ведь дошкольное образование это есть основа развития каждого общества, государства.
Литература
1. Адыкулов А. Психологические детерминанты в формировании личности лидера. -Бишкек, 2012. С. 107.
2. Шамыралиева Н. Ш. Дошкольное образование: видение со стороны. - Бишкек, 2005. С. 221.
3. Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность дошкольного образования в Кыргызской Республике. - Бишкек, 2012. С. 65.
4. Национальная Стратегия Устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013 - 2017 годы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://faolex.fao.org/docs/pdf/ (дата обращения: 10.04.2016 г).