Научная статья на тему 'Негосударственное дошкольное образование как потребность социокультурного развития общества'

Негосударственное дошкольное образование как потребность социокультурного развития общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / STATE / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ДОШКОЛЬНОЕ / PRESCHOOL / ПРОГРАММА / PROGRAM / ОРГАНИЗАЦИЯ / ORGANIZATION / ЧАСТНЫЙ / PRIVATE / СИСТЕМА / SYSTEM / СОТРУДНИЧЕСТВО / COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Айтымбет Кызы Айгул

В данной статье рассматриваются факторы, способствующие становлению и развитию негосударственного дошкольного образования. Определена роль международных неправительственных организаций в поддержке дошкольного образования, а также отражены инновационные и авторские программы творческих педагогов дошкольных учреждений в Кыргызстане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Негосударственное дошкольное образование как потребность социокультурного развития общества»

Non-state preschool education as the need of socio-cultural development of society Aitymbet kyzy A. Негосударственное дошкольное образование как потребность социокультурного развития общества Айтымбет кызы А.

Айтымбет кызы Айгул / Aitymbet kyzy Aigul - старший преподаватель, кафедра истории Кыргызстана и этнологии, Кыргызский государственный университет имени И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в данной статье рассматриваются факторы, способствующие становлению и развитию негосударственного дошкольного образования. Определена роль международных неправительственных организаций в поддержке дошкольного образования, а также отражены инновационные и авторские программы творческих педагогов дошкольных учреждений в Кыргызстане.

Abstract: this article examines the factors contributing to the establishment and development of non-state pre-school education. The role of international nongovernmental organizations in support of pre-school education, as well as reflect the innovative and original programs of creative teachers of preschool institutions in Kyrgyzstan.

Ключевые слова: государство, общество, образование, дошкольное, программа, организация, частный, система, сотрудничество.

Keywords: state, society, education, preschool, program, organization, private, system, cooperation.

УДК: 373.2

С обретением независимости система дошкольного, так школьного, высшего образования взяла курс на развитие негосударственного дошкольного образования. Активную поддержку данной системе стали оказывать различные фонды и неправительственные организации. При этом одной из главных проблем была необходимость внесения в общественное сознание о необходимости развития негосударственных структур дошкольных образований и частных детских садиков. Потому, общественность должна была осознать мысль, что дошкольное учреждение, как и все государственные структуры образования, - это социальный институт, который работает на личность, общество и государство. Эти системы существуют во всем мире. Поэтому надо было проделать определенную эволюцию в общественном сознании для того, чтобы осознать, насколько это важно. Согласно статистике, 42 % населения Кыргызстана - это дети. По данным, мэрии г. Бишкека, в столице живут 108 тысяч детей дошкольного возраста, а детсады посещают всего лишь 27 тысяч [6, 41]. При этом имеющееся количество дошкольных учреждений рассчитано всего на 12 тысяч детей, то есть, фактически перегруженность детсадов более чем в два раза. Оставшиеся дети лишены законной возможности посещать детсады и получать должное дошкольное образование. Значительное сокращение числа дошкольных учреждений привело к тому, что большинство детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет остались за пределами общественного дошкольного образования. С приобретением суверенности по причине нерентабельности хозяйств и распада ведомств произошло резкое сокращение дошкольных учреждений, преимущественно ведомственных. В 1997 году их осталось 404 с охватом 10 % детей дошкольного возраста, в то время как в 1990 г. в республике функционировало 1694 дошкольных учреждений 404 -государственных, 1292 - ведомственных [7.156]. Практически при желании родителей все дети дошкольного возраста могли иметь доступ к профессиональному

дошкольному образованию. В сложившейся ситуации воспитанием будущих школьников занимаются мамы, бабушки, старшие дети. Данное участие зачастую сводится к обыкновенному уходу за ребенком: вовремя накормить, переодеть, развлечь, уложить спать, так как взрослые не обучены родительским навыкам, и многие годы в вопросах воспитания надеялись исключительно на педагогов-дошкольников. Нередко дети бывали, предоставлены сами себе, занимались, чем хотят: делают то, что им больше нравится, гуляли без определенных занятий. Годами вопросы воспитания маленьких детей семья и общество возлагали исключительно на педагогов дошкольных учреждений. Поэтому, взрослые, в основном, не имели должных родительских навыков, и в сложившейся ситуации оказались беспомощными. В результате такого «воспитания» у детей наблюдается недостаточный уровень социализации, несформированность навыков обучаемости, отсутствие опыта общения и готовности к обучению в школе. Данное положение определяяло остроту проблемы доступности, рационализации качества дошкольного образования и стартовой подготовки детей к школе. Можно сказать, в республике сложилась критическая ситуация в системе дошкольного образования [1, 114].

Министерство образования и науки Кыргызской Республики должно было взять целенаправленный курс на развитие негосударственного сектора дошкольного образования. Именно негосударственное дошкольное образование, по своей сути, это частные дошкольные учреждения. По терминологии ЮНЕСКО, «частное» - это все негосударственные учреждения. Поэтому в нормативно-правовой базе, необходимо было внести поправки о негосударственных образовательных учреждениях как о негосударственной образовательной системе. В законе «Об образовании» государственные и негосударственные дошкольные учреждения получили, по сути, равные права.

Поэтому, общество вынуждено было придерживаться позиции, что «умное государство должно создавать себе конкурента, если оно хочет жить и развиваться». Поэтому, объективная реальность привела к тому, что необходимо было создать не одну, а две альтернативные системы дошкольного образования. Это, во-первых, негосударственные или, как обычно называем, частный и, во-вторых, домашнее обучение или домашняя подготовка к школе, чего практически у нас в Кыргызстане не было раньше. Две соревнующие системы, которые должны были, как факторы двигать не только себя, но и государственную систему образования. Какие же проблемы существовали для развития этой системы. Во-первых, проблема учебников, адаптированных к новой системе. Это обусловлено было тем, что негосударственная система дошкольного образования должна быть параллельной, правомочной системой. Этот аспект дал возможность создать в системе негосударственной дошкольной системе формирование информационного поля и расширение диапазона сотрудничества.

Анализируя влияние социальных факторов на воспитание и образование, и обратное влияние педагогической практики на развитие общества, проводились многочисленные исследования, имеющие целью определить экономический эффект образования в негосударственных дошкольных учреждениях, проанализированы факторы распределения детей из разных социальных слоев по типам дошкольных учебных заведений, влияние социальной среды на успехи детей в детских садиках [3, 21]. Расширился диапазон сотрудничества дошкольных образовательных учреждений с экономическими, статистическими, демографическими научными учреждениями, организуются национальные и международные конференции по вопросам планирования развития негосударственных дошкольных учреждений. Наиболее важным стал поиск источников финансирования, поскольку государственные средства на негосударственные дошкольные учреждения не выделялись, необходимые для реорганизации системы дошкольных образований в соответствии с новыми условиями, логикой событий. Это неизбежность привела

последнюю к тем учреждениям, где крупные денежные суммы можно было получить в достаточном количестве и без особых проблем, то есть у международной донорской финансовой организации как фонд «Открытое общество» Джорджа Сороса [5, с.78].

Для поддержки дошкольного образования фонды, международные неправительственные организации, стали мобилизовать национальные и международные ресурсы в целях содействия улучшения дошкольной системы образования и вырабатывать программы развития, летние школы и смежные виды деятельности, которые позволили кыргызстанскому обществу улучшить дошкольную интеллектуальную среду в рамках различных сетевых программах в виде независимых организаций как программы «Английский язык», «Шаг за шагом», «Чтение и письмо для развития критического мышления», Дебатная программа.

Выделенная по программам донорская помощь была направлена на модернизацию процесса дошкольного обучения и приближению ее к европейским стандартам. Благодаря данным программам помощь в основном носила фрагментарный характер и потому не оказала решающее воздействие на улучшение ситуации в соответствующей сфере. Однако, она была важна с точки зрения создания базы, для развития во всех регионах нашей страны дошкольных негосударственных учреждений. В свою очередь, плотные проекты дали возможность для общества, людей, профессионалов, которые работают в этом направлении, опробовать какие-то новые идеи и механизмы в развитии детских частных садиков, создавая возможности государству и обществу использовать уже отработанные, отшлифованные инструменты для расширения сети частных садиков повсеместно.

Расширение сети альтернативных дошкольных учреждений, частных детских садов, детских садов-школ, детских образовательных центров, материнских школ при дошкольных учреждениях и на дому, обучение семей и представителей общественности, задействованных в вопросах воспитания, родительским навыкам. При этом необходимо было вовлечение семьи, общественности в педагогический процесс, а также интеграция усилий педагогов, международных организаций, фондов в реализации дошкольных проектов.

Внедрение принципов и некоторых технологий воспитания и развития дошкольников из программы «Шаг за шагом» фонда Сороса-Кыргызстан, программы Парквея «Школа без стен». Рациональное внедрение в дошкольное образование российских программ: «Истоки», «Радуга», «Родничок», «Веселые старты», «Детский сад - дом радости», «Валеология» и др.

Особую актуальность представляет первая в республике альтернативная программа «Материнская школа» (2001), обеспечивающая доступность и рационализацию дошкольного образования для детей, не посещающих дошкольные учреждения, которые составляют до 90 % детей дошкольного возраста в республике. «Материнская школа» адресована взрослым, занимающимся воспитанием, обучением и подготовкой детей к школе в условиях семьи и краткосрочного пребывания в детском саду. Поиск рационального решения проблемы доступности и рационализации дошкольного образования привел авторов альтернативной программы [4, 21] к выводу о необходимости дошкольного образования через укрепление оставшихся дошкольных учреждений и развитие альтернативных дошкольных структур, таких как «Материнская школа».

Данная программа, являлась основой организации альтернативного дошкольного образования в Кыргызской Республике, необходимость которого обусловлена социально-экономическим развитием общества, представляет собой систему новых технологий семейного воспитания. Идея самоценности семейного воспитания реализуется с учетом педагогического наследия выдающегося чешского педагога-мыслителя Яна Амоса Коменского и его главного сочинения «Материнская школа». Наследие ученого пересмотрено в соответствии с современными требованиями воспитания, обновления содержания образования в Кыргызской Республике.

Инновационных и авторских программ творческих педагогов дошкольных учреждений, в частности многие дошкольные как государственные, так и негосударственные дошкольные учреждения придерживаются программы авторов «Типовой программы воспитания, обучения и развития ребенка-дошкольника» (1998г) к.п.н., доценты КАО Сейдекулова К. С., Усенко Л. В., которые подчеркивают важную роль социализации и общественного дошкольного воспитания в целостной системе образования, раскрывают задачу воспитания детей дошкольного возраста в новых социально-экономических и культурных условиях, с учетом основных аспектов по развитию речи, по математике, ознакомление с окружающим миром, ИЗО рисование, лепка, аппликация, сенсорика, т.е. развитие моторики пальцев и др.

По инициативе экс-президента Р. Отунбаева, третий год в Кыргызстане работает программа «Жайлоо + бала бакча»: во время летних каникул организовывается дошкольное учреждение, предусматривающее краткосрочные курсы подготовки детей к школе. Привлекаются дети, не посещавшие дошкольные учреждения.

С сентября 2012 года внедрено 480-часовая программа по проекту «Наристе», которая предусматривает подготовку дошкольников к школе.

Таким образом, потребовалось немало усилий и времени, чтобы в кыргызстанском обществе утвердился термин «негосударственное дошкольное образование». Это не означает, что сформировался какой-то особый тип образования. Ее проблемы входят составной частью в круг проблем современной системы образования. Поэтому отношение к частным детским садам определяется той социальной политикой, которая проводится в отношении детей как будущего флагмана нашей страны. Именно дошкольное образование закладывает основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности. И нам хотелось бы согласится с мнением отечественного историка О. Асановой, которая утверждала «каким будет дошкольник, таким будет и школа, а затем и общество» [2, 46], о том, что детские садики - одно из наиболее традиционных мест в истории подготовки детей к школе, которые требуют индивидуального, группового и семейного воздействия, комплекса профилактических мер, консультаций и сотрудничества с учителями и персоналом, организации воспитательных услуг педагогов, имеющие образование в областях развития личностей, психотерапевтических методик, групповых методик. Поэтому формирование негосударственного дошкольного образования является одной из потребностей социокультурного развития кыргызстанского общества.

Литература

1. Абдраева Ж. Дошкольное образование в Кыргызстане: проблемы и перспективы. -Бишкек, 2002. - 178 с.

2. Асанова О. Дети на которых мы надеемся. - Бишкек, 2004. - 324 с.

3. Бутанаева Н. Альтернативные программы школы. - Алмата, 2007. - 143 с.

4. Исмадинов Р. Роль НПО в дошкольном образовании. - Бишкек, 2001. - 312 с.

5. Халанский И. В. История международных отношений Кыргызской Республики в сфере образования: Авт. реф. дисс. канд. истор. наук. - Бишкек, 2000. - 24 с.

6. Кыргызстан в цифрах. - Бишкек, 1999. - 124 с.

7. Социальные объекты Кыргызстана. - Бишкек, 2001. - 156 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.