Научная статья на тему 'Социализация детей дошкольного возраста в советское время'

Социализация детей дошкольного возраста в советское время Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / CHILDREN / СЕМЬЯ / FAMILY / ГОСУДАРСТВО / STATE / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRESCHOOL EDUCATION / РАЗВИТИЕ / ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / СОВЕТСКИЙ КЫРГЫЗСТАН / SOVIET KYRGYZSTAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Айтымбет Кызы Айгул

В статье рассматривается серьезная и планомерная работа по социализации детей дошкольного возраста в советском Кыргызстане. Семья и детские сады являлись важными институтами в данном процессе. Проблема дошкольного воспитания решалась вкупе с другими: усилением правовой защиты женщин и ликвидацией безграмотности. После Октябрьской революции, как и во многих других регионах СССР, в Кыргызстане начала складываться та система общественно-государственного дошкольного воспитания, которая при разных модификациях существует поныне. До утверждения на территории Кыргызстана советской власти ничего похожего на такую систему не было. Исследование письменных источников и научных работ, касающихся истории культуры кыргызов в прошлом, в том числе в XIX начале ХIХ веков, наглядно подтверждает это.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социализация детей дошкольного возраста в советское время»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ Айтымбет кызы А. Email: [email protected]

Айтымбет кызы Айгул - старший преподаватель, кафедра истории Кыргызстана и этнологии, Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье рассматривается серьезная и планомерная работа по социализации детей дошкольного возраста в советском Кыргызстане. Семья и детские сады являлись важными институтами в данном процессе. Проблема дошкольного воспитания решалась вкупе с другими: усилением правовой защиты женщин и ликвидацией безграмотности. После Октябрьской революции, как и во многих других регионах СССР, в Кыргызстане начала складываться та система общественно-государственного дошкольного воспитания, которая при разных модификациях существует поныне. До утверждения на территории Кыргызстана советской власти ничего похожего на такую систему не было. Исследование письменных источников и научных работ, касающихся истории культуры кыргызов в прошлом, в том числе в XIX - начале XIX веков, наглядно подтверждает это.

Ключевые слова: дети, семья, государство, дошкольное образование, развитие, воспитание, социализация, советский Кыргызстан.

SOCIALIZATION OF PRESCHOOL AGE CHILDREN IN SOVIET TIME

Aitymbet kyzy A.

Aitymbet kyzy Aigul - Senior lecturer, HISTORY OF KYRGYZSTAN AND ETHNOLOGY DEPARTMENT, KYRGYZ STATE UNIVERSITY AFTER I. ARABAYEV, BISHKEK, REPUBLIC OF KYRGYZSTAN

Abstract: the article deals with serious and systematic work in the preschool age children socialization in Soviet Kyrgyzstan. Family and preschool were two important institutions of child socialization. The problem of preschool education was solved coupled with another one: to strengthen legal protection of women and elimination of illiteracy.

After the October revolution, as in many other regions of the USSR, Kyrgyzstan started to develop the system ofpublic pre-school education which of various modifications exists today. There was nothing similar to such a system prior to the establishment of Soviet power on the territory of Kyrgyzstan. A survey of written sources and scientific papers relating to the history of culture of the Kyrgyz in the past, including in the XIX-the beginning of the XIX centuries, clearly demonstrates that. Keywords: children, family, state, preschool education, socialization, Soviet Kyrgyzstan.

УДК: 373.2

Обретение народами Кыргызстана подлинного государственного суверенитета поставило ряд очень важных проблем, среди которых воспитание и образование, которые являются приоритетными, ибо от того, какими вырастут дети, во что они будут верить, чему научатся, зависит будущее нации. И естественно, что в современных условиях, когда крушение коммунистической идеологии стало реальным фактом, перед родителями, практиками и теоретиками педагогики и психологии встали с предельной остротой задачи переосмысления проблем воспитания и обучения детей всех возрастных групп, в том числе и дошкольных.

Жизнь ребенка младенческого младшего дошкольного возраста в новое и новейшее время у большинства народов протекает, как правило, в семье или в семье и яслях, или в детских садах. Если ребенок воспитывается и в семье, и в детском саду, многое зависит от того, в какой мере, как и на каких нравственных основах соотносятся две системы воспитания и обучения, какими выступают семья и общественные, общественно-государственные воспитательные учреждения. Здесь, естественно, значительную роль играет этнопедагогические традиции каждого народа, но не менее важными также являются факторы, проистекающие в тех или иных исторических, общественных, общественно-политических, экономических отношениях [2, с. 144].

В связи с этим представляется, что было бы неоправданным в новой историко-культурной ситуации, которая складывалась в Республике Кыргызстан в 90-е гг., перечеркивать, предавать забвению опыт дошкольного воспитания детей, обретенный в течение 70-летней советской эпохи.

Этот опыт заключает в себе и негативные, и позитивные начала. И с научной, и с практической точки зрения важно аналитически осмыслить и критически, отбросив всё наносное, догматическое, использовать то, что есть в нем положительного, чтобы выработать оптимальные педагогические принципы воспитания детей на подлинно демократической основе [5, с. 56].

Выявление путей формирования структуры и содержания дошкольного воспитания, противоречий, возникавших при этом, определение качественных параметров работы в дошкольных учреждениях республики на различных этапах ее развития, по мнению автора, позволит осмыслить ряд существенных поучительных моментов истории дошкольного воспитания, которые актуализировались в настоящее время. Несомненно, будет полезно оценить негативные и позитивные стороны опыта, заключенного в истории советского дошкольного воспитания в Республике Кыргызстан.

Документы тех лет свидетельствуют о серьезной и планомерной работе в этой области, и проблема дошкольного воспитания решалась вкупе с другой: усилением правовой защиты женщин и ликвидацией безграмотности.

Кроме того, многочисленные факты свидетельствуют о том, что именно после Октябрьской революции, как и во многих других регионах СССР, в Кыргызстане начала складываться та система общественно-государственного дошкольного воспитания, которая при разных модификациях существует поныне [6, с. 37].

До утверждения на территории Кыргызстана советской власти ничего похожего на такую систему не было. Обследование письменных источников и научных работ, касающихся истории культуры кыргызов в прошлом, в том числе в XIX - начале XIX веков, наглядно подтверждает это.

Фрагментарные сведения о семейных отношениях, жизненном укладе кыргызов, относящиеся к XX - началу XX вв., а также этнографические изыскания ученых, наблюдения над сохранившимися доныне традициями кыргызского семейного воспитания свидетельствуют о следующем. Кыргызы вели в XIX начале XX вв., по преимуществу, кочевой и полукочевой образ жизни, у них, в значительной мере, сохранялись традиции патриархально-общинных отношений, что накладывало определенные особенности на организацию семейных отношений и, в том числе, на воспитание детей.

Так, вплоть до XX века у кыргызов, как и у алтайцев, казахов, тувинцев, довольно распространенным было наличие большой патриархальной семьи, состоящей обычно из 3-х, а иногда из 4-х поколений близкородственных членов: деда (прадеда), бабушки, сыновей и их жен (снох), их детей. Такая семья, как указывают Абрамзон и другие исследователи, кочевала, как правило, вместе 5 - 8 кибитками, и хозяйство велось сообща. В такой «большой» семье, «большом доме» дети воспитывались также во многом сообща. И если учесть, что детей в каждой «малой» семье было 5 - 7, то из них получалось некое подобие семейного детского сада-яслей. Руководила воспитанием детей по преимуществу бабушка или старшая жена, а воспитанием мальчиков усиленно занимались старшие мужчины; сильно развиты были принципы детского самообслуживания, самовоспитания, которые предполагали обязательное участие старших детей, как мальчиков, так и девочек в уходе за младшими и в их воспитании [7, с. 78].

Господствовала патриархальная идеология, согласно которой традиционным было признание семьи богатой не только скотом, но и детьми, особенно сыновьями.

Эта традиция превратилась в национально определяющую черту кыргызов или, как ныне принято говорить, в их менталитет, которую можно назвать чадолюбием. Суровые условия, в которых протекала жизнь кыргызов в прошлом, вели к значительной детской смертности, высоким требованиям к выносливости детей, к раннему включению их в посильную трудовую деятельность, но это вовсе не подтверждает имеющихся в литературе суждений о том, что в большинстве своем жизнь детей в кыргызских семьях в прошлом была безрадостной. Конечно же нет: просто образ жизни был иным, иными были бытовые условия, связанные прежде всего с животноводческим хозяйством, перекочевками, жизнью в юрте. Но дети и тогда оставались главной заботой родителей и близких. В течение веков вырабатывались принципы этнопедагогики, направленные на воспитание детей в духе национальных традиций, с присущими народу уважением к старшим, неизменной заботой о ближних, готовностью к защите своей чести и достоинства.

Такого рода заветы этнопедагогики передавались из поколения в поколение; они в достаточно сформулированном виде запечатлевались в пословицах и поговорках, колыбельных песнях, сказках, эпических сказаниях. Вот некоторые типичные кыргызские пословицы и

поговорки, касающиеся воспитания детей: «Для отца и матери все дети равны, одинаково сердцу больны», «Думы матери - о детях, думы детей - об играх»; «Самая большая радость для отца - похвала сыну»; «Хорошие дети - радость, плохие дети - горе» и т.д. Воспитывали детей в кыргызской семье традиционно: в любви к труду и уважении к людям труда, в готовности защищать свой народ [7, с. 89].

С проникновением в кыргызскую среду ислама на воспитание детей накладывалось влияние мусульманской нравственности, которая во многом соответствовала народным традициям восточного типа. Однако следует сказать, что влияние ислама на принципы воспитания детей в кыргызской семье в силу ряда объективных причин не стало к началу XX века определяющим. Давали о себе знать традиционные для древних тюрков верования, и среди них - культ Умай эне, женского божества, покровительницы домашнего очага, хранительницы потомства, детей. Известный этнограф С.М. Абрамзон констатировал, основываясь на документальных фактах: К Умай эне обращались киргизские повитухи и знахари (эмчи), произносили во время родов и при лечении детей заклинание: "Менин колум эмес, Умай эненин колу". В XIX в. в Кыргызстане сложилась довольно развитая сеть конфессионально-мусульманских мектебов, медресе и русско-туземных школ, которые по преимуществу были интернатского типа, а в начале XX в. общественное и государственно-общественное образование и воспитание начало развиваться все более активно. Но, как известно, 1916 год в истории кыргызского народа оказался трагическим. В результате разгрома национально-освободительного восстания против царизма кыргызский народ оказался на грани почти полного исчезновения: значительная часть населения покинула исконные земли Тянь-Шаня, Ала-Тоо и ушла в Китай, теряя по дороге сотни тысяч людей; другая часть, оставшаяся в местах обитания, оказалась в роли национальных меньшинств [7, с. 9].

Нужен был какой-то общенародно значимый знак, который бы подвигнул кыргызов к возрождению утраченной во многом национальной общности, а, следовательно, будущности. Таким знамением явилась для кыргызов, как и для многих других народов Востока, Октябрьская революции 1917 года. Естественно, что, как и всякая социально-политическая революция, если с ней сопряжена гражданская война, Октябрьская революция и последовавшие за ней сложные, противоречивые события, подвергшие испытанием на прочность многие народы, неоднозначно сказалась на судьбе кыргызского народа. Однако, правомерно, на наш взгляд, полагать, что развитие кыргызской нации, ее культуры после 1917 года пошло по-иному, чем прежде, пути. Это в полной мере относится и к сфере образования и воспитания подрастающего поколения, что позволяет с полным основанием именно 1917 год считать точкой отчета в истории данного образования в Кыргызстане [2, с. 188].

Таковы краткие соображения, которые автор настоящих строк позволил себе изложить, чтобы читателю было понятно, почему предлагаемая в данной книге история дошкольного воспитания в Республике Кыргызстан охватывает время, начиная с 1917 г. Как бы мы ни относились к эпохе, охватывающей в жизни большинства народов бывшего СССР три четверти века, она была, и то, что за это время сложилось, дает о себе знать сегодня, почему и остается актуальным рассмотрение и объективное осмысление различных ее сторон.

Сфера воспитания подрастающего поколения относится к области духовной культуры народа, которая, как известно, обладает в своем развитии внутренними закономерностями, далеко и не всегда совпадающими с законами, по которым развивается материальное производство [5, с. 88].

В истории национальных духовных культур на первое место выступают закономерности стадиального развития народов. В истории развития кыргызского народа в XX в. принято выделять следующие периоды. Это, прежде всего, 20-е - первая половина 40-х гг. - период становления типовой системы детских дошкольных учреждений в республике, складывания принципов их материально-дидактического обеспечения, установления типичных организационно-методических и ориентировочных основ воспитательной работы с дошкольниками. Второй период - Великая Отечественная война, когда сложившиеся основы, с одной стороны, укреплялись, а с другой, в силу известных причин, претерпевали серьезные изменения и 60 - 80-е гг. В это время происходит дальнейшее развитие системы дошкольного образования, создание научных теорией, претворение их на практике, третий период - с начала 90-х гг., т.е. период обретения кыргызским народом подлинной государственной суверенности и завершения эпохи, которую принято было называть социалистической, с конца 90-х гг. наступает со всей очевидностью новая стадия в истории народа Кыргызстана, которая определила и принципиально новые задачи в воспитании детей дошкольного возраста.

В современной науке и практике образования вообще и дошкольного в частности наблюдается тенденция поисков не только новых подходов к его организации (методика, структуры), но и адекватного современным, социокультурным ситуациям содержания.

Анализ инновационных программ, приведенных в мини-хрестоматии, свидетельствует, что на первый план в работах практиков и методистов дошкольного образования выходят проблемы связи воспитания и культуры на самых различных уровнях внутренними закономерностями, далеко и не всегда совпадающими с законами, по которым развивается материальное производство [5, с. 90].

В истории национальных духовных культур на первое место выступают закономерности стадиального развития народов. В истории развития кыргызского народа в ХХ в. принято выделять следующие периоды. Это, прежде всего, 20-е - первая половина 40-х гг. - период становления типовой системы детских дошкольных учреждений в республике, складывания принципов их материально-дидактического обеспечения, установления типичных организационно-методических и ориентировочных основ воспитательной работы с дошкольниками. Второй период - Великая Отечественная война, когда сложившиеся основы, с одной стороны, укреплялись, а с другой, в силу известных причин, претерпевали серьезные изменения, и 60 - 80-е гг. В это время происходит дальнейшее развитие системы дошкольного образования, создание научных теорией, претворение их на практике, третий период - с начала 90-х гг., т.е. период обретения кыргызским народом подлинной государственной суверенности и завершения эпохи, которую принято было называть социалистической, с конца 90-х гг. наступает со всей очевидностью новая стадия в истории народа Кыргызстана, которая определила и принципиально новые задачи в воспитании детей дошкольного возраста [1, с. 178].

В современной науке и практике образования вообще и дошкольного в частности наблюдается тенденция поисков не только новых подходов к его организации (методика, структуры), но и адекватного современным, социокультурным ситуациям содержания.

Анализ инновационных программ, приведенных в мини-хрестоматии, свидетельствует, что на первый план в работах практиков и методистов дошкольного образования выходят проблемы связи воспитания и культуры на самых различных уровнях.

Это и особенности становления личности и индивидуальности ребенка в культурной среде социума и детского учреждения; это и насыщение содержания и форм воспитания и образования культурными компонентами, это и новые образовательные предметы, соответствующие новым культурным идеям и запросам общества.

Список литературы / References

1. АсановаЖ.К. Воспитание организованности дошкольников в процессе ручного труда. Б., 1978.

2. Данияров С. Культурное строительство в Советском Киргизстане (1919 - 1930 гг.). Фрунзе, 1963.

3. ИзмаиловА.Э. Просвещение в республиках Советского Востока. М., 1973.

4. Омуралиева Э.К. Приемы установления сотрудничества воспитателя с детьми на занятиях в детском саду. Б., 1992.

5. Орусбаева Т.А. Организационно-педагогические проблемы развития кыргызской речи дошкольников. Б., 1996.

6. РахимоваМ.Р. Детский сад. Бишкек, 1999. Молбулак. Бишкек, 2000.

7. Рахимова М.Р. Очерки по истории дошкольного воспитания в Киргизии (1917 - 1967 гг.). Фрунзе, 1967.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.