Научная статья на тему 'Регламентация деятельности педагога по организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с современным законодательством'

Регламентация деятельности педагога по организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с современным законодательством Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
958
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУД / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕТСКИЙ ТРУД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дурышева Ольга Николаевна

В статье рассматриваются проблемы трудового воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с современным законодательством. Раскрывается регламентация деятельности педагогов детского сада в пределах нормативно-правовой базы. Рассмотренные законодательные акты помогут воспитателям дошкольных учреждений в их работе по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дурышева Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регламентация деятельности педагога по организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с современным законодательством»

УДК 371.123 Дурышева О.Н.

Регламентация деятельности педагога по организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с современным законодательством

В статье рассматриваются проблемы трудового воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с современным законодательством. Раскрывается регламентация деятельности педагогов детского сада в пределах нормативно-правовой базы. Рассмотренные законодательные акты помогут воспитателям дошкольных учреждений в их работе по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: труд, трудовое воспитание, детский труд.

Человеческим трудом создаются все материальные и духовные ценности; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. Поэтому трудовое воспитание направляется на воспитание психологической и практической готовности человека к труду [5]. Современный этап общественного и экономического развития предъявляет высокие требования к личности: отношение к труду как важнейшему общественному долгу; добросовестное отношение к работе, движение к труду и его результатам; коллективизм; проявление инициативы, активного, творческого подхода к труду; внутренняя потребность работать в полную меру своих умственных и физических сил; отношение к труду как к осознанной необходимости и основной жизненной потребности человека [3].

Подготовка человека к труду, жизненному и профессиональному самоопределению, их адаптация к существующей динамичной социально-экономической ситуации имеет в современном российском обществе статус приоритетной социально-педагогической проблемы [3].

Дошкольные учреждения выполняют задачу большой значимости — осуществляют подготовку детей к обучению в школе. Поэтому именно в дошкольных учреждениях должны быть заложены истоки тех по-

тенциальных возможностей, последующее развитие которых на разных ступенях воспитательно-образовательного процесса в конечном итоге обеспечит желаемую педагогическую отдачу — формирование нового человека [5].

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью,опрятностью, умением себя обслужить[3].

В советские времена детский труд (в установленных законом пределах) широко приветствовался во всех общеобразовательных учреждениях, поскольку его использование отвечало целям государства и проводилось в рамках трудового и патриотического воспитания достойного строителя коммунизма [8]. Сегодня ситуация изменилась, так как в соответствии с современной нормативно-правовой базой привлечение обучающихся, воспитанников в образовательных организациях без их согласия и согласия родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещено [6].

В Конвенции о правах ребенка, принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи

Пермский педагогический журнал (№ 8/ 2016)

от 20 ноября 1989 года, в статье 32 прописано, что государство должно защищать ребенка от опасной, вредной и непосильной работы. Работа не должна мешать образованию и духовно-физическому развитию ребенка [2].

Согласно ч.4 ст. 34 Федерального закона РФ от 29.12.2012 №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «...привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается» [6].

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373), в рамках обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования, устанавливает одним из «личностных результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования» наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. Среди предметных результатов в области «Технология» стандарт выделяет: «... получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии; усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте в предметно-преобразующей деятельности человека; приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.» [6].

В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Феде-

ральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» в п.2.6 определено, что «содержание Программы должно обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области): социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие». Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» направлена на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества [7].

В основной образовательной программе нашего дошкольного учреждения, согласно ФГОС ДО, определены цели и задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:

• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

• воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться;

• воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

• формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо);

• формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Детский труд в образовательных организациях, в частности в нашем детском саду, осуществляется в разных видах и формах: самообслуживание, дежурство (в уголке при-

роды, по занятиям), труд в природе, ручной и хозяйственно-бытовой труд [1].

Руководствуясь нормативно-правовой базой, наш педагогический коллектив решает задачи трудового воспитания через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду. Основная часть трудового воспитания проходит дома.

Практика нашей работы показывает, что любое начинание в педагогической деятельности будет эффективным, если в нем принимают участие родители. Трудовое воспитание в семье и детском саду преследует единые цели и задачи, различаются только содержание и методы их решения, так как

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

труд детей в семье имеет свою специфику. В атмосфере взаимной любви детей и родителей создается положительное отношение ребенка к труду, что побуждает его делать что-то приятное для близких. Воспитатель, хорошо знающий, как организован труд ребенка в семье, может оказать родителям соответствующую помощь. При этом особенно подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к людям труда [4].

Таким образом, мы решаем вопросы трудового воспитания детей дошкольного возраста, не выходя за рамки нормативно-правовой базы.

1. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания// Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-синтез, 2011. 136 с.

2. Конвенция о правах ребенка, принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: base.consultant.ru (дата обращения: 28.10.2015).

3. Курсовая работа: организация трудового воспитания в малокомплектном дошкольном учреждении. [Электронный ресурс]. Режим доступа: refoteka.ru (дата обращения: 28.10.2015).

4. Маханева М.Д., Скворцова О.В. Учим детей трудиться: метод. пособие. М.: ТЦ Сфера, 2012. 64 с.

5. Правовые основы использования детского труда в школе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.resobr.ru (дата обращения: 28.10.2015).

6. Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12.2009 №15785). [Электронный ресурс]. Режим доступа: base. consultant.ru (дата обращения: 28.10.2015).

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». [Электронный ресурс]. Режим доступа: base.consultant.ru (дата обращения: 28.10.2015).

8. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: base.consultant.ru (дата обращения: 28.10.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.