гр гшл гшл ©
Торомырзаев Т.Т.
Преподаватель кафедры гражданского права и процесса Юридического факультета Кыргызского Национального университета имени Ж. Баласагына
НОРМАТИВНО ПРАВОВАЯ БАЗА РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВА В
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Аннотация
В качестве ключевого инструмента современного государства, институт гражданства все время совершенствуется. Наше государство все время совершенствуется путем отбрасывания устаревшей и принятие, а также присоединение к международным соглашениям и пактам. Чем строже правовые нормы, тем ниже темпы натурализации в стране.
Эта статья подтверждает простую гипотезу, что чем проще доступ к гражданству в нашем государстве стране, больше лица без гражданства будут приобретать гражданство. Правовые условия для приобретения гражданства оказывают существенное влияние на темпы натурализации. Общепризнано, что приобретение национального гражданства представляет собой важный маркер для интеграции иммигрантов и их детей. Вопрос, который остается открытым заключается в следующем: в какой степени государство хочет использовать гражданство как средство интеграции. Более того, требование отказаться от предыдущего гражданства, кажется, один из самых важными причинами, почему человек не может или не хочет, чтобы натурализоваться.
Ключевые слова: гражданство, конвенция, государственная политика, лицо без гражданства, миграция.
Toromyrzaev T.T.
REGULATORY LEGAL BASE REGULATING CITIZENSHIP IN THE KYRGYZ
REPUBLIC
Summary
As a key instrument of the modern state, the institution of citizenship at all times improved. Our government is improving all the time by discarding outdated and adoption, as well as the adherence to international treaties and covenants. The stricter legal regulations, the lower the rate of naturalization in the country.
This article confirms the simple hypothesis that the easier access to citizenship in our country, a country more stateless persons will acquire citizenship. Legal conditions for the acquisition of citizenship have a significant impact on the pace of naturalization.
It is generally recognized that the acquisition of national citizenship is an important marker for the integration of immigrants and their children. The question that remains open is the following: the extent to which the state wants to use citizenship as a means of integration. Moreover, the requirement to renounce previous citizenship seems to be one of the most important reasons why a person can not or does not want to be naturalized.
Keywords: citizenship, convention, public policy, a person without citizenship, migration.
Согласно статье 3 Закона КР от 21 мая 2007 года № 70 «О гражданстве Кыргызской Республики» гражданство Кыргызской Республики - устойчивая правовая связь лица с
© Торомырзаев Т.Т., 2016 г.
Кыргызской Республикой, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Гражданство выступает неким конституционным правоотношением которое осуществляет взаимные субъективные права и юридические обязанности между гражданином и государством. Такие отношения рождают институт гражданства.
В свою очередь институт гражданства выполняет две роли, во-первых, это государственный рычаг которая защищает права гражданина, с другой стороны защищает права государства.
Нормативно-правовая база регулирования гражданства в Кыргызской Республике регулируется Конституцией Кыргызской Республики, вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика, Законом «о гражданстве в Кыргызской Республике» и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
Конституция Кыргызской Республики регулирует права и свободы гражданина, тем самым подчеркивая, что выше указанные ценности являются неотчуждаем и принадлежат каждому от рождения. Они действуют непосредственно, определяют смысл и содержание деятельности законодательной, исполнительной власти и органов местного самоуправления. В Кыргызской Республике иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и исполняют обязанности наравне с гражданами Кыргызской Республики, кроме случаев, установленных законом или международным договором, участницей которого является Кыргызская Республика.
Осуществление всех этих общественных отношений, связанных с гражданством в Кыргызской Республике, относиться второму разделу Конституции и регулирование подлежит только Кыргызской Республике «Права и обязанности человека и гражданина».
В ряде международных правовых актов о гражданстве содержатся положения, позволяющие осуществлять конституционно-правовое регулирование правоотношений, связанных с гражданством. Так, Международный пакт о гражданских и политических правах[1]. Так в части 3 ст.11 ч.1. «Каждый, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное передвижение, и свобода выбора местожительства», ч.4. «Никто не может быть произвольно лишен права на въезд в свою собственную страну». В рамках Содружества Независимых Государств Кыргызская Республика руководствуется Соглашением между Кыргызской Республикой, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26 февраля 1999 г[2]. В соответствии с данным Соглашением участвующие стороны предоставляют прибывающим на постоянное жительство на их территории гражданам другой стороны право приобретения гражданства в упрощенном порядке, если заявитель ранее состоял в гражданстве Белорусской ССР, Казахской ССР, Киргизской ССР или РСФСР и одновременно в гражданстве бывшего СССР, родился или проживал на территории стороны приобретаемого гражданства до 21 декабря 1991 г., имеет на территории стороны приобретаемого гражданства являющихся ее гражданами близких родственников.
Государственная политика в отношении соотечественников за рубежом, рассчитанная на привлечение в Кыргызскую Республику граждан бывшего СССР и предоставление им гражданства. Конечно же это делается в первую очередь для привлечении инвестиции и улучшения демографического положения.
Закон Кыргызской Республики о внешней трудовой миграции [3] не может обойти наш взор так как Государственная политика Кыргызской Республики в области внешней миграции направлена на достижение регулирование процессов внешней трудовой миграции-удовлетворение потребности рынка труда Кыргызской Республики в необходимой рабочей силе, формирование его рациональной и сбалансированной структуры в целях повышения эффективности экономики, обеспечение правовой и социальной защиты трудящихся-мигрантов, формирование базы данных о вакантных местах на рынке труда, возможности организации трудовой деятельности граждан Кыргызской Республики за границей и
постоянное информирование населения Кыргызской Республики через государственные сети средств массовой информации. Глава вторая данного закона предусматривает, то что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию при наличии соответствующего документа о профессиональном образовании или опыта работы с подтверждающими документами, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности.
На уровне национального законодательства Кыргызской Республики основополагающим нормативным правовым актом, позволяющим осуществлять детальное правовое регулирование отношений гражданства, является закон «О гражданстве Кыргызской Республики»[4].
Глава 2 данного Закона определяет основания и порядок приобретения гражданства. Поскольку гражданство выступает важным элементом правового статуса лица, порождает обязанность государства гарантировать права и свободы своих граждан, осуществлять их защиту как внутри страны, так и за рубежом. Одна из самых важных статей это статья 15 этого закона, которая позволяет восстановить гражданство Кыргызской Республики "Лицо, которое ранее состояло в гражданстве Кыргызской Республики, постоянно и на законном основании проживало на территории Кыргызской Республики, может быть по личному ходатайству восстановлено в гражданстве Кыргызской Республики с соблюдением порядка».
Помимо всего этого закон предусматривает сохранение гражданства, так в статья 18 этого закона предусматривает «Сохранение гражданства Кыргызской Республики за ребенком в случае его усыновления (удочерения). Ребенок, являющийся гражданином Кыргызской Республики, усыновленный (удочеренный) иностранными гражданами или лицами без гражданства либо супругами, один из которых - гражданин Кыргызской Республики, а другой - иностранный гражданин или лицо без гражданства, сохраняет гражданство Кыргызской Республики».
Полномочными органами и должностными лицами, ведающими делами о гражданстве Кыргызской Республики, являются:
Президент Кыргызской Республики;
1. органы внутренних дел;
2. уполномоченный государственный орган Кыргызской Республики в сфере внешнеполитической деятельности;
3. дипломатические представительства и консульские учреждения Кыргызской Республики за рубежом.
Думается, что отмена решения по вопросам гражданства должна быть дополнена юридической ответственностью заявителей за представление подложных документов и ложных сведений. С учетом этого предлагается ввести в Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности [5] статья 75. Нарушение порядка выдачи разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы и порядка выдачи иностранному гражданину разрешения на работу в Кыргызской Республике дополнить частью 2 то есть 752 «Предоставление иностранным гражданином или лицом без гражданства заведомо ложных сведений или подложных документов для получения гражданства Кыргызской Республики».
Предоставление иностранным гражданином или лицом без гражданства в полномочный орган, ведающий делами о гражданстве Кыргызской Республики, заведомо ложных сведений или подложных документов для получения гражданства Кыргызской Республики, влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 25 минимальных размеров оплаты труда».
Отмена решения о приобретении или прекращении гражданства Кыргызской Республики может быть связана с незаконным содействием должностных лиц органов, ведающих делами о гражданстве. В этой связи представляется целесообразным дополнить Уголовный кодекс Кыргызской Республики [6] статьей 304.3 «Незаконное содействие в
приобретении или прекращении гражданства Кыргызской Республики». Данная статья может быть сформулирована следующим образом:
«1.Незаконное содействие должностных лиц органов, ведающих делами о гражданстве Кыргызской Республики, при приеме заявлений, проверке фактов, документов и материалов, подготовке заключений и принятии решений по вопросам гражданства Кыргызской Республики, -
наказывается исправительными работами на срок от 6 месяцев до 1 года, либо лишением свободы на срок до двух лет;
2. Те же деяния, совершенные:
а) в целях совершения преступлений на территории Кыргызской Республики или за ее пределами;
б) организованной группой либо повлекшие смерть человека или иные тяжкие последствия,
наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет».
Перечень оснований отмены решений по вопросам гражданства, предусмотренный статьей 22 закона «О гражданстве Кыргызской Республики», следовало бы дополнить незаконным содействием должностных лиц органов, ведающих делами о гражданстве. Данную статью можно после слов «заведомо ложных сведений» дополнить фразой: «а также незаконного содействия должностных лиц органов, ведающих делами о гражданстве Кыргызской Республики».
Конституция Кыргызской Республики признает институт двойного гражданства. Введение института двойного гражданства явилось отражением миграционных процессов, протекающих на протяжении последнего десятилетия в Кыргызстане. В этой связи, введение института двойного гражданства - это, прежде всего, ни что иное, как возможность адаптировать и улучшить интеграцию невостребованных пока в Кыргызстане трудовых ресурсов в соответствующих странах, а также обеспечить кыргызстанцам возможность для возвращения на свою историческую родину. При этом, следует отметить, что в соответствии с положениями Закона Кыргызской Республики «О гражданстве Кыргызской Республики» Кыргызская Республика признает иное гражданство, при условии если Кыргызская Республика имеет вступившие в установленном законом порядке в силу межгосударственные соглашения по вопросам двойного гражданства с иностранными государствами. На данном этапе Кыргызская Республика не имеет двусторонних соглашений по вопросам двойного гражданства.
Исследовав все нормативно правовые акты в области гражданства можно прийти к выводу что каждое государство дает привилегии для получения гражданства, а некоторые, например,: наше государство с Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, и Российской Федерацией имеют соглашение об упрошенном получении гражданства. Необходимо произвести изменения и дополнения на некоторые кодексы для того чтобы защищать интересы граждан. Но в целом институт гражданство не стоит на месте постоянно совершенствуется, путем введения двойного гражданства и так далее. Чем больше присоединение к Концепциям и международным соглашением, тем больше прав у граждан и лиц без гражданства и так далее.
Литература
1. Международный пакт о гражданских и политических правах Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года
2. Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства вступило в силу 4 ноября 2000 г. (Москва, 26 февраля 1999 года)
3. Закон Кыргызской Республики о внешней трудовой миграции г.Бишкек от 13 января 2006 года N 4
4. Закон Кыргызской Республики О гражданстве Кыргызской Республики от 21 мая 2007 года № 70 В редакции Законов КР от 13 июля 2011 года № 94, 10 февраля 2012 года № 6, 17 марта 2012 года №23
5. Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности от 4 августа 1998 года № 115
6. Уголовный кодекс Кыргызской Республики от 1 октября 1997 года № 69
References
1. International Covenant on Civil and Political Rights Adopted by General Assembly resolution 2200A (XXI) of the General Assembly on 16 December 1966
2. Agreement between the Republic of Belarus, Kazakhstan, the Kyrgyz Republic and the Russian Federation on simplified citizenship acquisition procedure came into force 4 November 2000 (Moscow, 26 February 1999)
3. The Law of the Kyrgyz Republic on the external labor migration in Bishkek on January 13, 2006 N 4
4. The Kyrgyz Republic Law on citizenship of the Kyrgyz Republic dated 21 May 2007 number 70 in the wording Laws of the Kyrgyz Republic of July 13, 2011 № 94, February 10, 2012 № 6, March 17, 2012 №23
5. Code of the Kyrgyz Republic about the administrative responsibility of August 4, 1998 № 115
6. The Criminal Code of the Kyrgyz Republic on October 1, 1997 number 69