Научная статья на тему 'Теоретический аспект статуса гражданина'

Теоретический аспект статуса гражданина Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
65
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ПРАВА ГРАЖДАНИНА / ГРАЖДАНСТВО / ЛИЦО БЕЗ ГРАЖДАНСТВО / КОНЦЕПЦИЯ / CONSTITUTION / RIGHTS OF THE CITIZEN / CITIZENSHIP / STATELESS PERSON / CONCEPT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Торомырзаев Т. Т.

В статье рассматривается история гражданства, а также его значение в различных государствах, основные аспекты гражданства, рассмотрение его в конституционно-правовом аспекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECT OF CITIZEN STATUS

The article discusses the history of citizenship, as well as its importance in different countries, the main aspects of the citizenship examination of his constitutional and legal aspect.

Текст научной работы на тему «Теоретический аспект статуса гражданина»

гр гшл гшл ©

Торомырзаев Т.Т.

Преподаватель кафедры гражданского права и процесса Юридического факультета Кыргызского Национального университета имени Ж. Баласагына

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СТАТУСА ГРАЖДАНИНА

Аннотация

В статье рассматривается история гражданства, а также его значение в различных государствах, основные аспекты гражданства, рассмотрение его в конституционно-правовом аспекте.

Ключевые слова: Конституция, права гражданина, гражданство, лицо без гражданство, концепция.

Toromyrzaev T.T. THEORETICAL ASPECT OF CITIZEN STATUS

Summary

The article discusses the history of citizenship, as well as its importance in different countries, the main aspects of the citizenship examination of his constitutional and legal aspect.

Keywords: Constitution, the rights of the citizen, citizenship, stateless person, concept.

Историческое развитие во времени показывает, что в то время как развивалась демократия - как стандартная часть современной идеи социальной организации, полной демократической гражданственности, которая находится в самом сердце цивилизации, которые глубоко были подавлены в течение всего развития демократии. Чтобы читатель был в курсе размеров эволюционного процесса гражданства и сообщества, вводное обоснование исторического фона является необходимым.

Гражданство можно сказать, началось в Древней Греции с наступлением конституционного правительства [1,219]. Эта традиция демократического гражданства, в настоящее время рассматривается как древняя или классическая модель, Греция показала, что граждан играет ключевую роль в управлении, управление является гражданство -гражданство есть управление.

Понятие гражданства состоит из трех основных элементов или измерений. Во-первых, гражданство в качестве законного статуса, определяемого гражданские, политические и социальные права. Вот, гражданин является юридическим лицом свободно действовать в соответствии с законом и имеющих право требовать защиты закона. Это не обязательно означает, что гражданин принимает участие в разработке этого закона, а также не требует, чтобы права быть однородным между гражданами. Второй считает граждан именно как политических агентов, активно участвует в политических институтах общества. Третий относится к гражданству как членство в политическом сообществе, что доставляет явное источник идентичности. Во многих отношениях, размерность идентичность является наименее простой из трех. Авторы, как правило, включают в себя под этим заголовком много разных вещей, связанных с идентичностью, как индивидуальные, так и коллективные, и социальной интеграции[2]. Возможно, это неизбежно, так как субъективное ощущение граждан принадлежности, который обязательно влияет на прочность политического сообщества является коллективной идентичность. Если достаточное количество граждан отображения надежную чувство принадлежности к той же политической общности,

© Торомырзаев Т.Т., 2016 г.

социальная сплоченность, очевидно усилена. Однако, поскольку многие другие факторы могут препятствовать или поощрять его, социальная интеграция должна рассматриваться в качестве важной цели (или задачи), что гражданство направлен на достижение (или разрешить), нежели в качестве одного из его элементов. Сильная гражданская идентичность сама может мотивировать граждан к активному участию в политической жизни своего общества. Что различные группы внутри государства не одни и те же чувства идентичности в сторону «их» политическое сообщество (или сообщества) могут быть причиной доводы в пользу дифференцированного распределения прав.

Как мы увидим, различия между концепциями гражданства центра около четырех разногласий: более точное определение каждого элемента; над их относительной важности; над причинным и / или концептуальные отношения между ними; над соответствующими нормативными стандартами.

Значение гражданства варьируется от страны к стране. В некоторых странах, гражданство может означать гражданин имеет право голоса, право занимать государственные должности, а также право собирать страховые платежи безработица и так далее.

Гражданство - это чрезвычайно важный правовой институт как для государства, так и для каждой личности в частности. Право на гражданство является неотъемлемым правом человека. В ст. 15 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. указано, что "каждый человек имеет право на гражданство...". Гражданство является обязательным признаком современного государства.

Для того чтобы жить в стране человеку не обязательно быть гражданином этой страны. Пава граждан одной страны, которые живут в чужой стране, как известно, не столь велики и не всегда соблюдаются. Их права и обязанности определяются политическими договорами и законодательством страны, в которой они остаются. В нашей республике, иностранцы должны соблюдать законы и платить налоги, как это делают граждане в Кыргызской Республики. Они должны проходить государственную регистрацию, чтобы получить законное разрешение на пребывание в течение длительного периода времени. Юридические чужестранцы имеют право на защиту в соответствии с законом и в использовании суде. Они также могут владеть собственностью, заниматься бизнесом, и посещают образовательные учреждения, что не является редкостью для нашей страны. Но иностранцы не могут голосовать или занимать государственную должность. В соответствии с законодательством Кыргызской Республики, лицо без гражданства - лицо, не являющееся гражданином Кыргызской Республики и не имеющее доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства[3,3].

В кыргызском обществе положение личности, его права, свободы и обязанности регла ментируются нормами основного закона Кыргызской Республики. Реализация этих прав сост авляет смысл демократического государства, конечно же степень развитости этого института зависит от многих экономических и социальных положений в государстве. В Кыргызской Ре спублике выделяется особое внимание защите свобод и прав гражданина. Все установленные нормативно правовыми актами права и обязанности приходят с приобретением гражданства. Гражданством является статус лица, признанного в соответствии с обычаем или законом, бу дучи членом определённого государства. Субъект может иметь несколько гражданств, а тот, у которого нет гражданства какого-то государства, в этом случае он является лицом без гражданства.

Международное право часто использует национальность как синоним слово гражданство. Хо тя термин иногда понимается как обозначающий принадлежность человека нации (большая э тническая группа). Есть некоторые государства, например, Соединенные штаты Америки, гд е национальность имеет одно значение, а гражданство совершенно другое значения.

Юридическое понятие национальности отличается от понятия гражданства. Главное о тличие в том, что политика гражданство сосредоточено на внутренней жизни государства и н ациональность является вопросом международного характера.

Исследование прав человека в обязательном порядке сопряжено с правами гражданина, из этой сопряженности и следует исходить при анализе указанных понятий. Конечно такое деление в наше время совсем не актуально, так как все передовые государства, где права человека стоят на первом месте, давным-давно признали, что права человека идентична правам гражданина. Это можно обосновать, так как использование термина «основные права и свободы» применительно к конституционным правам и свободам вполне соответствует современному правопониманию, а также конституционному принципу примата международно-правовых норм в кыргызской правовой системе.

Имплементация международных принципов в конституцию является формальным признаком признания конституционных прав основными правами человека. В конституционных правах воплощаются взаимоотношения и с мировым сообществом, и с государством как целым. Вот как выглядит, по мнению К. Экштайна, идея основных прав в Конституции в классическом виде: «гражданин получает минимальные гарантии против всевластия государства. Государство устанавливает само себе границы применения власти к подчиненным ему гражданам и людям. Основные права защищают гражданина перед лицом государства»[4,32].

Характеристики основных прав и свобод как субъективных прав установлены ст. 16 (ч. 2) [5,16], Конституции Кыргызской Республики. Это означает, что наряду с объективной формой бытия прав человека им присуща и такая форма существования, как право субъективное, «которое реализуется им непосредственно, объективно и удовлетворяет одну из высших социальных ценностей или потребностей, исходящих из природы человека, также сформировавшихся в процессе общественного развития». Именно эти признаки - субъектная принадлежность, неотчуждаемость и непосредственная реализуемость - являются свойствами человека и выражают диалектическое единство естественных прав человека с юридически значимыми свойствами объективного и субъективного права.

Спор о том, носят ли конституционные права субъективный характер, еще продолжается, однако, по сути, он утратил свою актуальность: во- первых, конституционные права и свободы имеют прямое действие, во- вторых, Конституция Кыргызской Республики адресует права и свободы и ко всем, и к каждому отдельному субъекту. Тем самым подтверждается, что конституционное право носит личный, т.е. субъективный, характер. Исходя из вышеизложенного можно констатировать, что субъективность - это общий и важнейший юридический признак (критерий) конституционных прав человека. «Имея статус юридических (субъективных) прав, они защищаются государственным принуждением, исключают всякую неопределенность в трактовке содержания предоставляемых возможностей, устанавливают границы притязаний индивидов, гарантируют их осуществление специальным механизмом обеспечения».

Наше исследование современных дискуссий выявило существенные различия по каждому из трех измерений гражданства. В правовом статусе, гражданство остается краеугольным камнем современных концепций: ее основной является принцип, что граждане имеют равные права, хотя большинство из них в настоящее время считают, что при определенных обстоятельствах, равный учет интересов физических лиц может обоснованно привести к дифференцированному режиму - это широкое соглашение о принципе оставляет достаточно места для разногласий по поводу частностей, о чем свидетельствуют повторяющиеся дебаты по поводу позитивных действий и прав меньшинств.

Литература

1. Великие Идеи: «Гражданин» Глава 11 в Великие книги Западного мира. Британская Энциклопедия стр. 219.

2. Аристотель, Политика Аристотеля, Е. Баркер (транс, под ред.)., Оксфорд, Нью-Йорк: 1958.

3. Закон Кыргызской Республики «О гражданстве Кыргызской Республики» от 21 мая 2007 года № 70 Ст.3

4. Экштайн К. Основные права и свободы. М., 2004. С. 32.

5. Конституция Кыргызской Республики принята референдумом (всенародным голосованием) от 27 июня 2010 года. Введена в действие Законом КР от 27 июня 2010 года ч.3. ст 16.

References

1. The Great Ideas: "Citizen," Chapter 11 in Great books of the Western world. Encyclopaedia Britannica page 219.

2. Aristotle, Aristotle's Politics, E. Barker (trans, ed.), Oxford, New York:.. 1958.

3. Kyrgyz Republic "On citizenship of the Kyrgyz Republic", the Law of 21 May 2007 № 70 Article 3

4. K. Eckstein fundamental rights and freedoms.M., 2004. P. 32.

5. The Kyrgyz Constitution was adopted by referendum (popular vote) of 27 June 2010. Put into effect by the Law of the Kyrgyz Republic on June 27, 2010 Part 3. Article 16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.