К. М. Худолей* Д. М. Худолей**
ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО В СТРАНАХ СНГ И БАЛТИИ
Анализируются особенности конституционно-правового статуса лиц с двойным гражданством в странах СНГ и Балтии. Раскрываются спорные положения теории и практики конституционного права о признании за гражданами государства также гражданства иностранного государства. Обсуждаются предложения по изменению законодательства и судебной практики.
Ключевые слова: гражданство, двойное гражданство, ограничения конституционных прав граждан
Features of the constitutional status of persons with a dual citizenship in the CIS and Baltic countries are analyzed. Disputable positions of the theory and practice of a constitutional law concerning a recognition for citizens of the state also citizenship of the foreign state reveal. Offers on legislation and judiciary practice change are discussed.
Key words: dtizenship, dual citizenship, restrictions of constitutional laws of citizens
По меткому замечанию Н. А. Дунайло, отношение к двойному гражданству составляет сущность государственно-правовой политики государства в сфере гражданства1. Такое утверждение обусловлено тем, что вопрос о двойном гражданстве главным образом является политическим и не требует решения на основании юридических соображений, поскольку международное право не предусматривает права лица на двойное гражданство. Таким образом, прямое запрещение двойного гражданства, если при этом не возникает состояния безгражданства, как и безусловное признание двойного гражданства, соответствует международному праву. Вместе с тем в последние годы в странах Европы наметилась тенденция к признанию двойного гражданства, что обусловлено деятельностью Совета Европы. Однако даже принятая 6 ноября 1997 г. Советом Европы Европейская конвенция о гражданстве2 оставляет решение в пользу двойного гражданства на усмотрение государства. Страны СНГ и Балтии при урегулировании вопросов признания двойного гражданства испытывают все возрастающее воздействие европейского права, поскольку многие из них (Латвия, Литва, Эстония, Украина, Молдова, Грузия, Армения, Азербайджан) в настоящее время являются членами Совета Европы. Европейскую конвенцию о гражданстве 1997 г. подписали Молдова, Украина и Латвия (последняя Конвенцию не ратифицировала).
От состояния в двойном гражданстве следует отличать схожие правовые явления. Так, страны Балтии, вступив в Европейский союз, признали институт этого союзного образования. Возможность установления гражданства предусмотрена и в рамках Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь. Однако мы согласны с А. В. Беловым в том, что признавать состояние в гражданстве Союзного государства или Европейского союза полноправным гражданством в конституционно-правовом смысле нельзя, это квазигражданство3. Кроме того, например, Суверенная Республика Каракалпакстан имеет свое гражданство, но ее граждане не рассматриваются
* Худолей Константин Михайлович — кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и финансового права юридического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета (Пермь). E-mail: [email protected].
** Худолей Дмитрий Михайлович — кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и финансового права юридического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета (Пермь). E-mail: [email protected].
как лица, имеющие двойное гражданство, поскольку гражданином Каракалпакии может быть только гражданин Узбекистана, постоянно проживающий на ее территории4.
В практике государственного строительства стран СНГ и Балтии единого подхода к урегулированию проблемы двойного гражданства нет, что обусловлено, как нам представляется, сложной и неоднозначной природой этого института. Некоторые страны (Казахстан5, Туркменистан6, Эстония7) в принципе запрещают двойное гражданство, другие допускают его только в исключительных случаях (Грузия, Узбекистан). Например, согласно Конституции Грузии8 гражданин не может одновременно являться гражданином другого государства за исключением установленных законом случаев. Президент Грузии может предоставить гражданство иностранному гражданину, который имеет особые заслуги перед страной или предоставление гражданства которому обусловлено государственными интересами. В Узбекистане гражданство страны может быть в исключительных случаях предоставлено иностранным гражданам, если они или их родители, дед или бабушка в свое время вынуждены были покинуть родину из-за существовавшего в то время режима9.
По мнению А. И. Ковлера, проблема безопасности «особенно остро встает в странах СНГ и Балтии, поскольку каждая из этих стран представляет собой государство с обновленным суверенитетом, что делает это государство особенно щепетильным и чувствительным в отношении гражданства населяющих его лиц: вряд ли любое государство, особенно молодое, неокрепшее, будет терпеть наличие на его территории 5, 10 или даже 25 % населения с двойным гражданством. Существует порог безопасности (по разным подсчетам от 5 до 15 % иностранного населения), который любое заботящееся о своей целостности и безопасности государство не может превысить»10. Видимо, этим обстоятельством объясняется то, что положение о признании двойного гражданства не получило закрепления в Акте Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ от 29 декабря 1992 г. «О согласованных принципах регулирования гражданства»11.
Однако в большинстве стран СНГ и Балтии признается институт двойного гражданства, что обусловлено объективными и неустранимыми для отдельных государств причинами роста числа бипатридов. Как справедливо указывает А. В. Мицкевич, признание двойного гражданства (хотя бы и под определенными условиями) выглядит более демократично, чем полный отказ от него12. В Беларуси13 и Азербайджане14 принадлежность гражданина страны к гражданству другого государства не признается, если иное не установлено международными договорами, в Литве — законами15, а в Таджикистане16 — законами и международными договорами. В то же время гражданство Азербайджана может быть предоставлено иностранным гражданам указом президента в исключительных случаях даже при отсутствии международного договора. В Латвии двойное гражданство допускается, но вместе с этим является недопустимым возникновение состояния в двойном гражданстве у лица, которое принимается в гражданство Латвии17. На Украине18 и в Молдове19 гражданин, имеющий также гражданство другого государства, в отношениях с указанными государствами рассматривается только как гражданин соответствующей республики, в то время как в Кыргызстане20 иное может быть предусмотрено международным договором или законом. В Армении21 лица, имеющие двойное гражданство, имеют те же права и несут те же обязанности, что и граждане Республики Армения, за исключением случаев, установленных законами или международными договорами.
Стоит отметить, что в странах СНГ и Балтии наблюдается тенденция к сокращению оснований состояния в двойном гражданстве. В Туркменистане и Казахстане согласно ранее действовавшим конституциям 1992 и 1993 гг. соответственно двойное гражданство допускалось. Но после принятия действующих Конституции Туркменистана 2008 г. и Конституции Казахстана 1995 г. за гражданами этих республик право на принадлежность к гражданству другого государства более не признается. 22 июля 1994 г. Парла-
мент Латвии принял Закон «О гражданстве», п. 1 переходных правил которого предусматривал следующее: «Граждане Латвии и их потомки, которые в период времени с 17 июня 1940 г. по 4 мая 1990 г., спасаясь от террора оккупационного режима СССР и Германии, покинули Латвию как беженцы, были депортированы или же не могли вернуться в Латвию по упомянутым причинам и в течение указанного времени натурализовались за рубежом, сохраняют право регистрироваться в Регистре населения в качестве граждан Латвии и после регистрации в полном объеме пользуются правами гражданина и выполняют обязанности гражданина, если регистрация осуществляется до 1 июля 1995 г. Если такие лица регистрируются после 1 июля 1995 г., они должны отказаться от гражданства (подданства) другого государства». Данная норма стала предметом рассмотрения в Конституционном суде Латвийской Республики, который в решении от 13 мая 2010 г. по делу № 2009-94-01 подтвердил конституционность указанных положений, несмотря на то что в составе Парламента Латвии, принявшего оспариваемый Закон «О гражданстве», 17 парламентариев из 100 имели также гражданство иностранного государства22.
Часть 3 ст. 12 Конституции Литовской Республики 1992 г. предусматривает, что за исключением индивидуальных случаев, определенных в законе, никто не может одновременно являться гражданином Литвы и другого государства. Закон Литовской Республики «О гражданстве» 1991 г. определял, что гражданство Литвы сохраняется на неограниченное время за всяким, кто являлся гражданином Литвы до 15 июня 1940 г., а также за потомками таких лиц, но при регистрации в качестве граждан Литвы они должны отказаться от гражданства другого государства. После принятия Конституции Сейм Литвы постепенно расширил круг лиц, которые имели право сохранять двойное гражданство, находясь в эмиграции. Однако 13 ноября 2006 г. Конституционный суд Литвы установил, что Закон «О гражданстве» и Закон «О вступлении в силу Закона „О гражданстве"» «противоречат Конституции Литвы, так как они не предусматривают индивидуальных случаев предоставления двойного гражданства; они запутаны, противоречат сами себе, допускают возможность двусмысленных трактовок определений, и требуется основательный их пересмотр». Интересно, что в решении Конституционного суда есть и следующая формулировка: «Как бы в будущем ни корректировалось урегулирование законных гражданских отношений — это должно проводиться на основании Конституции, inter alia, которая и является гарантом всеобщего равноправия и отсутствия дискриминации на основе этнического происхождения». Как констатировал Конституционный суд Литовской Республики, в этих законодательных актах, регламентирующих двойное гражданство, были установлены привилегии для лиц коренной национальности, а значит, ущемлялись права и свободы граждан иной национальной принадлежности23.
Решение Конституционного суда Литовской Республики вызвало широкий общественный резонанс и послужило основанием для принятия нового Закона «О гражданстве», в котором положения о двойном гражданстве были пересмотрены. Согласно ст. 7 действующего Закона Литовской Республики от 2 декабря 2010 г. № XI-119 «О гражданстве Литовской Республики»24 гражданин Литовской Республики может одновременно состоять в гражданстве другого государства только в случае, если он соответствует хотя бы одному из следующих условий:
1) гражданство Литовской Республики и гражданство другого государства получил при рождении и ему не исполнился 21 год;
2) является лицом, высланным из оккупированной Литовской Республики до 11 марта 1990 г. и получившим гражданство другого государства либо покинувшим Литву до 11 марта 1990 г. и получившим гражданство другого государства, а также потомком указанных лиц;
3) при заключении брака с гражданином другого государства само собой (ipso facto) получил гражданство этого государства;
4) является лицом, которому не исполнился 21 год, в случае, если он стал приемным ребенком граждан (гражданина) Литовской Республики до достижения им 18 лет и в связи с этим получил гражданство Литовской Республики;
5) является лицом, которому не исполнился 21 год, в случае, если он, гражданин Литовской Республики, до достижения им 18 лет стал приемным ребенком граждан (гражданина) другого государства и в связи с этим получил гражданство другого государства;
6) гражданство Литовской Республики получил в порядке исключения, будучи гражданином другого государства;
7) гражданство Литовской Республики получил, имея статус беженца в Литовской Республике.
Лишь небольшое количество стран, ранее запрещавших двойное гражданство либо допускавших его в исключительных случаях, теперь его разрешают. Положения Конституции Кыргызстана 1993 г. запрещали гражданам этой Республики иметь гражданство другого государства. Но конституции 2007 и 2010 гг. такую возможность предусмотрели. В Молдове законодатель в последнее десятилетие значительно расширил основания для возникновения двойного гражданства. В июне 2003 г. в Конституцию Молдовы были внесены изменения, направленные на расширение числа случаев двойного гражданства (первоначально двойное гражданство в этой Республике допускалось лишь при заключении международных договоров). Следствием конституционной реформы стали изменения в законодательстве о гражданстве. В настоящее время согласно ст. 24 Органического закона Республики Молдова от 2 июня 2000 г. № 1024-ХМ «О гражданстве Республики Молдова» множественное гражданство допускается:
1) в отношении детей, которые приобрели автоматически при рождении гражданство Республики Молдова и гражданство другого государства;
2) в отношении лиц, являющихся гражданами Республики Молдова и одновременно обладающими гражданством другого государства, если это гражданство приобретается автоматически в результате заключения брака;
3) в отношении детей-граждан Республики Молдова, которые приобрели гражданство другого государства в результате усыновления;
4) если это вытекает из международных договоров, одной из сторон которых выступает Республика Молдова;
5) если отказ от гражданства другого государства или его утрата невозможны либо их нельзя обоснованно требовать;
6) в других случаях, предусмотренных законом. Причем в интересах Республики Молдова и в исключительных случаях граждане других государств могут приобрести гражданство Республики Молдова на основании указа президента, если они не подпадают под действие указанных оснований.
Признают двойное гражданство и непризнанные республики в зарубежных странах СНГ (Приднестровская Молдавская Республика25, Республика Абхазия26, Республика Южная Осетия27, Нагорно-Карабахская Республика), которые в советское время были автономиями. Но пикантность ситуации заключается в том, что в настоящее время значительное число граждан таких непризнанных республик имеют гражданство иного государства. Крайне запутана ситуация в Приднестровской Молдавской Республике, зачастую граждане этой самопровозглашенной Республики одновременно имеют также молдавские, румынские и русские паспорта.
Согласно ст. 6 Конституционного закона Республики Южная Осетия от 29 августа 2006 г. «О гражданстве Республики Южная Осетия»28 гражданин, не выходя из гражданства Южной Осетии, вправе приобрести гражданство Российской Федерации. Гражданин Республики Южная Осетия, имеющий также гражданство иностранного государства, рассматривается Республикой только как гражданин Южной Осетии. В силу законодательства Абхазии гражданин, имеющий иное гражданство, рассматривается
Республикой только как гражданин Абхазии за исключением случаев, предусмотренных международным договором и иными законами Республики Абхазия. Аналогичные положения о допустимости двойного гражданства предусмотрены и в проекте закона Нагорно-Карабахской Республики «О гражданстве Нагорно-Карабахской Республики». Можно сделать вывод, что общее для законодательства непризнанных республик — то, что граждане этих стран, имеющие иное гражданство, не могут на данном основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства. В противном случае пришлось бы ограничивать права практически 90 % населения.
Здесь уместно сделать одно весьма важное замечание: собственное гражданство предусматривали и некоторые другие автономии на территории бывших союзных республик, стремившиеся к самоопределению. Например, собственное гражданство устанавливала ранее Конституция Крыма от 6 мая 1992 г.29, а гражданам Крыма предоставлялось право иметь также гражданство иностранного государства. Такая формулировка привела к тому, что первым (и последним) президентом Крыма был избран А. И. Мешков, который даже не имел гражданства Украины. Однако в марте 1995 г. Конституция Крыма была отменена Верховной Радой Украины. В настоящий момент Закон Украины «О гражданстве» исключает возможность существования гражданства административно-территориальных единиц страны. В 2009 г. Верховной Радой в первом чтении был принят законопроект, предусматривающий уголовную ответственность для граждан Украины, приобретших гражданство иностранного государства, но он, к счастью, в силу так и не вступил.
Анализ законодательства Украины о гражданстве позволяет обнаружить ряд коллизий, провоцирующих у лица, приобретающего гражданство Украины, возникновение состояния в двойном гражданстве. Согласно ст. 9 Закона Украины «О гражданстве» основанием для принятия в гражданство Украины является представление лицом декларации об отсутствии иностранного гражданства (для лиц без гражданства) или обязательство прекратить иностранное гражданство (для иностранцев). В последнем случае в течение двух лет необходимо представить документ, подтверждающий прекращение гражданства, выданный уполномоченным органом иностранного государства. Однако иностранцы вправе подать декларацию об отказе от иностранного гражданства, если, имея все предусмотренные основания для получения документа о прекращении гражданства, по не зависящим от них причинам не могут получить его. К таковым причинам отнесено: неполучение лицом документов в установленный законом срок или в течение двух лет (если такой срок не установлен либо законодательство вообще не предусматривает процедуру выхода из гражданства); установление чрезмерно высокого размера пошлины или регистрационного сбора для прекращения гражданства. По мнению законодателя Украины, размер подобной пошлины или сбора чрезмерен, если превышает половину установленного в Украине минимального размера оплаты труда (в настоящий момент он равен 1134 гривнам или чуть более 4000 российских рублей). Во многих странах СНГ пошлина, уплачиваемая при выходе из гражданства, значительно превосходит такую сумму (в Узбекистане она составляет 380 долларов США, в Беларуси — 420 евро и т. д.). Данное положение обусловливает возможность получения, например, гражданином Узбекистана гражданства Украины без отказа от прежнего гражданства, что, в свою очередь, порождает коллизионную ситуацию, когда лицо, имеющее два паспорта, будет рассматриваться Украиной исключительно как гражданин Украины, а Республикой Узбекистан — как гражданин Узбекистана. Таким образом, можно согласиться с Н. А. Дунайло в том, что двойное гражданство представляет собой объективное правовое явление в государственно-правовой сфере, возникающее прежде всего в результате коллизий между законодательствами о гражданстве различных стран30.
Общей тенденцией для стран СНГ и Балтии в регулировании статуса лиц, имеющих двойное гражданство, является ограничение избирательных прав, а также некоторых иных конституционных прав и свобод.
В Литве лица, связанные присягой или обязательством перед иностранным государством, не могут быть избраны президентом или депутатом Сейма (ст. 56, 78 Конституции Литовской Республики от 25 октября 1992 г.31). Так, в 1997 г. избранный президентом Литовской Республики В. Адамкус вынужден был отказаться от американского гражданства. После внесения в 1997 г. изменений в ст. 37 Конституции Латвийской Республики от 15 февраля 1992 г. президентом Латвийской Республики не может быть избрано лицо, имеющее двойное гражданство32. В связи с этим перед избранием в 1999 г. президентом Латвийской Республики В. Вике-Фрейберга отказалась от гражданства Канады.
В Азербайджане лицо, имеющее двойное гражданство, не может быть избрано президентом, депутатом Милли Меджлиса или муниципалитета33 и депутатом Али Меджлиса Нахчыванской Автономной Республики34. В 2010 г. ст. 29 Конституции Грузии была дополнена п. 1 прим., согласно которому должности президента, премьер-министра, председателя Парламента Грузии не может занимать гражданин Грузии, одновременно являющийся гражданином иностранного государства. В 2007 г. в Избирательный кодекс Республики Армения от 17 февраля 1999 г. № ЗР 28435 были внесены изменения, устанавливающие, что граждане, являющиеся гражданами Республики Армения и одновременно другого государства и не состоящие на учете в Республике Армения, в голосовании во время выборов не участвуют. Также граждане Республики Армения, имеющие гражданство другого государства, не могут выдвигаться или регистрироваться в качестве кандидатов в президенты Республики Армения и в депутаты Национального собрания Республики Армения.
29 апреля 2008 г. в Республике Молдова Парламентом был принят Закон об изменении Кодекса о выборах от 21 ноября 1997 г. № 138136, в силу которого лицо с двойным гражданством при регистрации в качестве кандидата в депутаты Парламента должно было информировать ЦИК о гражданстве иностранного государства. В случае избрания на выборах указанное лицо обязано представить в Конституционный суд официальное подтверждение инициирования процедуры отказа от двойного гражданства (иначе депутатский мандат подлежал аннулированию). Среди вновь избранных парламентариев, которые вследствие принятия такого Закона были вынуждены отказаться от гражданства иностранного государства, оказался и Александру Танасэ. Однако вместе с заявлением об отказе от румынского гражданства А. Танасэ обратился в Европейский Суд по правам человека. В постановлении от 18 ноября 2008 г. по делу Танасэ и Киртоаке против Молдовы Европейский Суд по правам человека установил, что Закон от 29 апреля 2008 г. нарушает требования ст. 3 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав и основных свобод от 4 ноября 1950 г.37, гарантирующей право на свободные выборы. Однако Конституционный суд Республики Молдова в решении от 26 мая 2009 г. фактически отказался признать обязательность правовой позиции Европейского Суда по правам человека, подтвердив конституционность оспариваемых положений, указав, что законодатель преследовал легитимную цель защиты национальной безопасности и укрепления государственности38. Тем не менее Большая палата Европейского Суда по правам человека в постановлении от 27 апреля 2010 г. № 7/08 «Дело Тэнасе против Молдовы» (Tenase vs. Moldova)39 снова заявила, что положения Закона от 29 апреля 2008 г. противоречат ст. 3 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав и основных свобод. Как резюмировал ЕСПЧ, оспариваемые нормы, препятствующие избранным депутатам, имеющим множественное гражданство, занимать места в Парламенте, влекут несоразмерное ограничение избирательных прав значительного числа лиц. По оценкам Европейского Суда по правам человека, из 3 800 000 молдавских граждан с 1991 по 2001 г. румынское гражданство получили от 95 000 до 300 000 человек; в феврале 2007 г. на рассмотрении находилось
примерно 800 000 ходатайств граждан Молдовы о получении румынского гражданства. Кроме того, примерно 120 000 граждан Молдовы также имели паспорта Российской Федерации. Одна пятая избранных депутатов Парламента Молдовы на момент рассмотрения дела в Европейском Суде по правам человека (20 из 101) обладали гражданством Румынии или подали документы на его получение. Как указал ЕСПЧ, положения молдавского законодательства противоречили не только Европейской конвенции о защите прав и основных свобод, но также Своду рекомендуемых норм при проведении выборов Венецианской комиссии Совета Европы 2002 г. и Европейской конвенции о гражданстве 1997 г. Действительно, как следует из текста ст. 17 Европейской конвенции о гражданстве от 7 ноября 1997 г., «граждане государства-участника, имеющие другое гражданство, обладают на территории этого государства-участника, в котором они проживают, теми же правами и несут те же обязанности, что и другие граждане этого государства-участника». Под давлением Совета Европы законодатель Молдовы в 2010 г. отменил спорные поправки в Кодекс о выборах. Как нам представляется, прецедент, созданный Европейским Судом по правам человека, выступает правовым основанием для подачи аналогичных обращений граждан стран СНГ и Балтии, являющихся членами Совета Европы, если в указанных странах осуществляется ограничение избирательных прав граждан, одновременно имеющих гражданство иностранных государств.
В заключение следует сказать, что появление и развитие института двойного гражданства в странах СНГ и Балтии первоначально было обусловлено процессом распада СССР, поскольку значительное число соотечественников оказались за границей, где их права и свободы как граждан независимых государств зачастую не получали должной правовой защиты. К тому же в некоторые бывшие союзные республики (особенно в страны Балтии) в порядке репатриации вернулось достаточно большое количество соотечественников из-за рубежа. В связи с этим, как отмечает О. Е. Кутафин, заключение двусторонних и многосторонних договоров между странами СНГ по урегулированию вопросов двойного гражданства могло стать надежным основанием для своевременной и полной защиты прав соотечественников за рубежом40. Более того, в настоящее время наблюдается интеграция между отдельными сопредельными странами СНГ и Балтии. Так, балтийские республики стали членами Европейского союза. Между Россией, Беларусью и Казахстаном осуществляется тесная экономическая интеграция в рамках ЕврАзЭС, Таможенного союза и Единого экономического пространства. В этих условиях признание двойного гражданства, на наш взгляд, обеспечит ускорение их экономической и социальной интеграции, а также позволит обеспечить защиту граждан, выезжающих за рубеж с целью осуществления трудовой или предпринимательской деятельности. В качестве альтернативы института двойного гражданства в странах СНГ может выступить международное квазигражданство в рамках межгосударственных образований (аналогичное гражданству Европейского союза), предоставляющее их гражданам право безвизового въезда в другие государства и избирательные права на участие в местных выборах по месту их постоянного проживания.
1 Дунайло Н. А. Правовое регулирование двойного гражданства в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 4.
2 Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».
3 Белов А. В. Международно-правовые аспекты двойного гражданства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2002. С. 6.
4 Статья 21 Конституции Республики Узбекистан от 8 декабря 1992 г. // URL: http://www.base.spinform. ru/show_doc.fwxz.regnom=818&page=1.
5 Статья 10 Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. // URL: http://www.base.spinform. ru/show_doc.fwxz.regnom=1162&page=1.
6 Статья 7 Конституции Туркменистана от 26 сентября 2008 г. // URL: http://www.base.spinform.ru/ show_doc.fwxz.regnom=2374&page=1.
7 Статья 1 Закона Эстонской Республики от 19 января 1995 г. «О гражданстве» // RT I. 1995. № 13. Ст. 122.
8 Статья 12 Конституции Грузии от 24 августа 1995 г. // URL: http://www.base.spinform.ru/show_doc. fwxz.regnom=45248&page=1.
9 Статья 10 Закона Республики Узбекистан от 2 июля 1992 г. «О гражданстве Республики Узбекистан» // URL: http://uzlawyer.com/download.php7view.66.
10 Ковлер А. И. Двойное гражданство: панацея или ловушка? // Актуальные проблемы гражданства: материалы междунар. науч.-практ. конф. по проблемам гражданства. М., 1995. С. 119.
11 Межпарламентская ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств // Информ. бюл. 1993. № 2. С. 20.
12 Мицкевич А. В. Комментарий законодательства государств-участников СНГ о гражданстве. М., 1996. С. 25.
13 Статья 11 Закона Республики Беларусь от 1 августа 2002 г. № 136-3P «О гражданстве Республики Беларусь» // URL: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=h10200136.
14 Статья 10 Закона Азербайджанской Республики от 30 сентября 1998 г. № 527-1Г «О гражданстве Азербайджанской Республики» // URL: http://refugee-az.s5.com/vetend.htm.
15 Статья 12 Конституции Литовской Республики от 25 октября 1992 г. // URL: http://www3.lrs.it/home/ konstitucija/konstitucija_ru/htm.
16 Статья 4 Конституционного закона Республики Таджикистан от 4 ноября 1995 г. № 104 «О гражданстве Республики Таджикистан» // Ахбори Маджлиси Оли РТ. 1995. № 21. Ст. 243.
17 Статья 9 Закона Латвийской Республики от 22 июля 1994 г. «О гражданстве» // URL: http://www. am.gov/ru/consul-info/356.
18 Статья 2 Закона Украины от 18 января 2001 г. № 2235-III «О гражданстве» // URL: http://www.sevkri-mus.narod.ru/xakon/1992konst.htm.
19 О гражданстве Республики Молдова: Органический закон Республики Молдова от 2 июня 2000 г. № 1024-XIV // Monitorul Oficial. 2000. № 98. Ст. 101.
20 Статья 6 Закона Кыргызской Республики от 21 мая 2007 г. № 70 «О гражданстве Кыргызской Республики» // Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. 2007. № 5. Ст. 461.
21 Статья 13.1 Закона Республики Армения от 6 ноября 1995 г. № 16 РА «О гражданстве Республики Армения» // URL: http://www.parliament.am/legislation.php.
22 URL: http://www.satv.tiesa.gov.lv/upload/verd_2009-94-01.htm.
23 О соответствии с Конституцией Литовской Республики положений правовых актов, регламентирующих отношения гражданства Литовской Республики: постановление Конституционного суда Литовской Республики от 13 ноября 2006 г. // Правительственный вестн. 2006. № 123-4650.
24 URL: http://soderkoping.org.ua/page31792.html.
25 Статья 5 Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики от 23 июля 2002 г. № 166-КЗ-Ш «О гражданстве Приднестровской Молдавской Республики» // URL: http://www.mfa-pmr.org/ index.php?newsid=308.
26 Статья 7 Закона Республики Абхазия от 10 декабря 1993 г. № 71-с «О гражданстве Республики Абхазия» // URL: http://forum-abkhazia.ru/showthread-t_9.html.
27 Статья 16 Конституции Республики Южная Осетия от 8 апреля 2001 г. // URL: http://www.cominf.org/ node/1127818105.
28 URL: http://cominf.org/node/1156855873.
29 URL: http://www.sevkrimus.narod.ru/xakon/1992konst.htm.
30 Дунайло Н. А. Указ. соч. С. 4.
31 URL: http://www3.lrs.it/home/konstitucija/konstitucija_ru/htm.
32 URL: http://www/cvk.lv/pub/public/29171/html.
33 Конституция Азербайджанской Республики от 18 ноября 1995 г. // URL: http://www.base.spinform.ru/ show_doc.fwxz.regnom=2618&page=1.
34 Статья 15 Конституции Нахчыванской Автономной Республики от 29 декабря 1998 г. // URL: http:// www.meclis.gov.az/?/ru/topconten.
35 URL: http://www.parliament.am/legislation.
36 Monitorul Oficial. 1997. № 81. Ст. 667.
37 Бюл. междунар. договоров. 2001. № 3. С. 3—44.
38 О контроле конституционности некоторых положений Закона от 7 декабря 2007 г. № 273-XVI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты» и Закона от 29 апреля 2008 г. № 76-XVI «О внесении изменений и дополнений в Кодекс о выборах № 1381-XIII от 21 ноября 1997 года»: постановление Конституционного суда Республики Молдова от 26 мая 2009 г. № 9 // URL: http://www.base.spinform.ru/ show_doc.fwxz.regnom=28424.
39 Бюл. Европейского Суда по правам человека. 2010. № 11. С. 31—34.
40 Доклад О. Е. Кутафина // Дипломатический вестн. 1999. № 3. С. 45.