Научная статья на тему 'Нормативно-правовая база государственного регулирования продовольственного рынка'

Нормативно-правовая база государственного регулирования продовольственного рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
704
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовая база государственного регулирования продовольственного рынка»

Ибаев Р.К.

Нормативно-правовая база государственного регулирования продовольственного рынка.

Многие проблемы, возникшие на российском продовольственном рынке, в значительной степени связаны с поспешным уходом государства от активной политики его регулирования. Провозглашенный ранее тезис о нецелесообразности такого регулирования, основанный на действии механизмов рыночной саморегуляции, негативно отразился на экономических взаимоотношениях между государством, товаропроизводителями и другими субъектами продовольственного рынка, между центром и регионами, что отрицательно сказалось на формировании федерального и региональных продовольственных фондов.

Известно, что принципы саморегулирования начинают действовать только при наличии конкуренции, соответствующей антимонопольной политики, развитой инфраструктуры рынка и нормального платежеспособного спроса населения. В переходной экономике такая модель особенно несостоятельна, т.к. соотношение между спросом и предложением является крайне несбалансированным и отклонения достигают значительных величин.

Применительно к продовольственному комплексу недостаточная эффективность механизмов саморегуляции объясняется его спецификой и, прежде всего, зависимостью производственных процессов от почвенно-климатических условий, колебаний урожайности сельскохозяйственных культур, объемов производства товарной продукции, неэластичностью спроса на продукты питания (для России, в первую очередь, на хлеб и хлебопродукты, картофель и др.). Даже в странах с развитой экономикой государство в той или иной мере воздействует на состояние аграрной сферы и, прежде всего, продовольственного сектора.

Отказ от государственного централизованного продовольственного снабжения, переход на раздельное формирование федерального и регионального продовольственных фондов не был подкреплен эффективным механизмом влияния на организацию хозяйственной деятельности товаропроизводителей на динамику спроса и предложения, и при этом государство стало нередко нарушать свои договорные обязательства. Являясь крупнейшим оптовым покупателем и гарантом обеспечения народно-хозяйственных потребностей в продовольствии, государство фактически ушло с рынка, не создав альтернативных цивилизованных каналов сбыта.

Все процессы, связанные с продовольственным обеспечением населения, межрегиональным товарообменом по всей стране, начиная с 90-х годов XX века, стали осуществляться преимущественно через оптовые, мелкооптовые и оптово-розничные рынки всевозможных форм собственности, практически без участия государства.

Вместе с тем, в Доктрине национальной безопасности РФ выделена особая роль государства в регулировании российского продовольственного рынка, которая заключается в поддержании стабильности в снабжении граждан продуктами питания и недопущении резких колебаний цен.

Отсутствие эффективных государственных и негосударственных систем регулирования продовольственного рынка, единого рыночного пространства привело в настоящее время к господствующей монополии посредников и к существенным потерям товаропроизводителей, потребителей, доходов в бюджете страны и регионов.

Организационный механизм регулирования продовольственного рынка включает установление правовых регламентов и системы управления рынком, формирование покупательского спроса на продовольствие и расширение емкости рынка.

Правовые регламенты регулирования продовольственного рынка включают комплекс законодательных и нормативных документов федерального, регионального и муниципального уровней, обеспечивающих правила поведения государственных органов власти, экономических субъектов и частных лиц на рынке продовольствия. Практика показывает, что действующие регламенты не обеспечивают построение эффективного правового поля. Например, федеральный закон «О государственном регулировании агропромышленного производства» является в большей степени декларативным актом, не осуществляющим регулирование продовольствия от производителя до потребителя. Постановление Правительства РФ «О межведомственной комиссии по организации и функционированию системы оптовых продовольственных рынков» от 9 июня 1997г. № 689, постановление Правительства РФ «О межведомственной комиссии по регулированию продовольственного рынка» от 23 сентября 1999г. №1087 не были реализованы.

В последние годы для регулирования отношений, связанных с организацией розничных рынков принят ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ» от 30 декабря 2006г. №271 и Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы и др.

Российское государство находится на пороге вступления в ВТО. Однако следует признать, что на внутригосударственном уровне слабым звеном продолжает оставаться деятельность товарных продовольственных рынков и их роль в межрегиональном товарообмене.

Принятый 30 декабря 2006 года за №271 ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», при условии осуществления должного содействия и контроля со стороны центральных и региональных органов власти, призван повысить организацию деятельности и заинтересованность товаропроизводителей и потребителей на этих рынках.

Данный Закон охватил практически все основные стороны деятельности рынков: правовое регулирование отношений, порядок организации рынков, а также предоставления разрешения или отказа в нем, порядок ведения Реестра рынков, продавцов и договоров, обустройства, оборудования и содержания рынка, требования к организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг), порядок размещения и предоставления торговых мест, особенности предоставления торговых мест на сельхоз рынках, определены запреты и ограничения и др.

Практически, все приведенные в Законе положения могут быть применены и в деятельности оптовых продовольственных рынков, о которых почему-то ничего в законе не сказано.

В Республике Дагестан в настоящее время ведется активная работа по реализации положений Закона. Правительством Республики Дагестан принят ряд документов, касающихся организации розничных рынков на ее территории, в том числе: Постановление Правительства РД от 23 мая 2007г. №138 «Вопросы организации розничных рынков на территории РД», Закон РД «Об организации розничных рынков в Республике Дагестан» от 31 мая 2007г. №20, постановление Правительства РД «Об утверждении основных требований к розничным рынкам и торговому месту на розничном рынке в РД» от 3 июля 2007г. №175, постановление Правительства РД от 30 июля 2007г. №199 «О внесении изменений в постановление Правительства РД от 23 мая 2007г. № 138» и др.

Принятые законодательные акты позволят наладить прозрачно контролируемый ввоз и сбыт сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, повысить заинтересованность местных товаропроизводителей, увеличить поступления в доходную часть бюджета средств по налогам и существенно повысить эффективность продовольственного обеспечения населения и первоочередных государственных нужд.

Особая роль в реализации этих мер принадлежит государству, которое выступает субъектом контроля и регулирования процессов, протекающих в продовольственном комплексе страны и регионов. В огромной степени это будет зависеть от признания приоритета развития агропромышленного комплекса в экономической политике и создания надлежащих предпосылок для его развития, как в целом по стране, так и в каждом регионе.

Литература.

1. Федеральный закон «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой Кодекс РФ» от 30 декабря 2006г. № 271 ФЗ.

2. Закон РД «Об организации розничных рынков в Республике Дагестан» от 31 мая 2007г. №20.

3. Постановление Правительства РД «Об определении органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять полномочия в сфере регулирования деятельности розничных рынков на территории Республики Дагестан».

4. Гордеев А.В. О доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации. // Информационный бюллетень. М.: Минсельхозпрод, 1998. - № 7-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.