Научная статья на тему 'Государственное регулирование регионального продовольственного рынка'

Государственное регулирование регионального продовольственного рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
215
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование регионального продовольственного рынка»

Ибаев Р.К.

Государственное регулирование регионального продовольственного рынка

Регулирование продовольственного рынка - реальный процесс, требующий наличия системы управления. В ситуации разрушенной вертикали управления надо создать новую организационную модель, способную координировать и контролировать формирование и осуществление единой федеральной и региональной политики регулирования продовольственного рынка.

В связи с этим ответственным за наведение порядка в деятельности городских и сельских рынков Республики Дагестан определен Комитет Правительства РД по поддержке и развитию малого предпринимательства и потребительского рынка. Он должен координировать деятельность Минсельхоза РД (Департамент по регулированию продовольственных рынков), Минэкономики РД, администрации муниципальных районов и городских округов, а также других организаций, действующих в сфере сельскохозяйственных рынков.

В республике было проведено сплошное обследование объектов розничных рынков на предмет правового статуса их функционирования и приведения деятельности в соответствие с Федеральным законом.

На основании рекомендаций глав муниципальных образований по планам размещения на территории городов и районов розничных рынков с обоснованием их количества и предполагаемого места расположения, внесенных в Правительство РД был составлен и утвержден «План организации розничных рынков на территории Республики Дагестан» Постановлением Правительства РД от 23 мая 2007г. №138 (в редакции постановления Правительства РД от 20 мая 2008г. №150).

С учетом ситуации были предложения по образованию новых розничных рынков (с. Рутул, с. Тарумовка, с. Унцукуль, с. Гимры, с. Те-рекли-Мектеб). Однако основная работа сосредоточена на упорядочении деятельности действующих в городах и районах республики рынков. Так как правовой статус большинства рынков не подтвержден соответствующей учредительной, административной и регистрационной документацией.

Мониторинг деятельности на местных рынках, проводимый в разное время органами статистики и другими республиканскими органами показывает отсутствие системной регламентации требований к качеству продукции, безопасности продовольствия, особенно ввозимого из неблагополучных по экологии, радиационному фону и т.п. регионов России и стран СНГ.

Государственные органы управления практически не влияли должным образом на процессы формирования и деятельности товарных продовольственных рынков. Подавляющее число торговых точек на рынках не обеспечено стандартными весовыми и другими средствами для торговли, санитарное состояние оставляет желать лучшего. Не разработаны и не действуют единые требования к организации и проведению торговли, оптовые или конкурсные торги никем не проводятся, договора покупателей и продавцов не фиксируются, от чего бюджет недополучает немалые суммы доходов1.

Осуществляемые различными республиканскими органами исполнительной власти меры по предотвращению поступления на продовольственный рынок некачественных товаров носят несистемный, не скоординированный и узковедомственный характер.

В настоящее время вопросами качества и безопасности сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, помимо Департамента по регулированию продовольственных рынков при Министерстве сельского хозяйства Республики Дагестан, занимаются органы госконтроля и надзора нескольких министерств и ведомств, что приводит к дублированию функций, параллелизму в работе, распылению средств и не обеспечивает эффективного целенаправленного влияния на эти процессы.

Из-за недостаточного регулирования со стороны государства в республике отсутствует прозрачно контролируемый ввоз и сбыт сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; не функционирует регулируемый государством оптово-продовольственный рыночный комплекс, который мог бы существенно повлиять на повышение эффективности продовольственного обеспечения населения и первоочередных государственных нужд; не обеспечиваются минимально необходимый учет товаропотока (товарооборота) и соответствующее поступление в доходную базу бюджета средств по налогам и другим платежам.

Отсутствие системной регламентации и учета деятельности участников продовольственного рынка, государственной структуры, обеспечивающей продовольственный резерв республики на непредвиденные обстоятельства, требует более активного и эффективного участия государственных структур в создании и совершенствовании законодательного механизма и системы мер госрегулирования в этой области.

Современная экономическая ситуация требует и принципиально новую концепцию организации государственного регулирования продовольственного рынка. Она должна включать: формирование конкурентной среды, поддержку отечественного производителя, контроль защиты прав и соблюдение интересов потребителей, стимулирование обновления технологии торгового процесса, развитие нормативноправовой базы, поддержание товаропотоков для обеспечения государственных нужд.

Регулирование рыночных отношений законодательством предполагает установление режима государственных закупок сельскохозяйственной продукции, установление и объявление заранее закупочных цен, прием в залог сельскохозяйственной продукции по заранее обусловленным залоговым ценам, выделение дотаций при покупке определенных видов сельскохозяйственной продукции, при этом допускается льготное кредитование, налогообложение, страхование от коммерческого риска.

Республика Дагестан, как и другие регионы РФ, не проявляет инициативу до принятия на Федеральном уровне соответствующих решений и нормативных актов. Однако, с учетом научного потенциала, опыта межрегионального товарообмена, накопленных научных исследований, Республика Дагестан вполне в состоянии разработать собственную концепцию государственного регулирования продовольственного рынка, где был бы отражен ряд функций государственного управления реально применимых на региональном уровне.

Основными из них должны являться:

- рациональное использование бюджетных средств, дотаций и кредитных ресурсов;

- формирование регионального продовольственного фонда и резерва;

- организация маркетингового обслуживания сельских товаропроизводителей, сферы обслуживания и потребителей.

Реализация национальных целевых программ, широкое привлечение инвесторов в освоение и развитие природно-географического

потенциала, борьба с коррупцией, несомненно, позволят повысить объемы производства продукции сельского хозяйства и других продовольственных товаров. Но само по себе это увеличение не может решить проблему продовольственной независимости и обеспеченности населения республики, особенно на случаи кризисных ситуаций. Необходимы механизмы государственного регулирования конъюнктуры спроса и предложения, сбалансированности цен, экологической безопасности и качества продовольствия, взаимодействия и взаимозависимости в деятельности всех участников рынка от товаропроизводителя до потребителя.

Среди первоочередных задач государственного регулирования продовольственного рынка региона можно выделить следующие:

- создание эффективной системы товародвижения и товарообмена;

1 Из справки Департамента по регулированию продовольственных рынков при Министерстве сельского хозяйства Республики Дагестан

- введение системы учета и организация единой информационно-аналитической сети, обеспечивающей мониторинг производства и товаропотока внутри республики, а также ввоза и вывоза. Отсутствие такой информации не позволяет обеспечивать балансовую увязку собственных ресурсов и необходимых объемов ввоза для покрытия потребностей населения региона. Особенности функционирования аграрных рынков делают информационное обеспечение агентов этих рынков одним из самых действенных мер регулирования сектора. С одной стороны, своевременное информирование производителей об объемах производства, запасов, ввоза и вывоза продукции ведет к снижению колебаний в объемах производства и, соответственно, в стабильности цен. С другой стороны, общедоступная информация о рынке является эффективной специфической антимонопольной мерой в АПК. Относительно мелкие сельскохозяйственные производители, по естественным причинам оказываются на рынках в худшем положении, чем их контрагенты - крупные промышленные предприятия по переработке сельхозсырья или по поставке ресурсов для сельхозпроизводства. Поэтому информационное обслуживание субъектов агропродоволь-ственных рынков должно быть признано одним из первоочередных направлений государственной агропродовольственной политики, нацеленной на обеспечение конкурентной среды. Координацию этой работы было бы целесообразно поручить органам государственной статистики, обязав при этом органы, осуществляющие пограничный таможенный и карантинный надзор вести учет и представлять по установленной форме информацию о ввозе и вывозе продовольственных товаров (без транзитных). Осуществление этой меры потребует дополнительных финансовых затрат, часть из которых необходимо направить также на поддержку создания в структуре органов статистики районных информационно-консультативных служб АПК;

- сосредоточение функций по формированию и использованию республиканского продовольственного резерва в республиканском органе исполнительной власти, т.е. создать Республиканское Агентство по продовольственным резервам в составе Министерства экономики РД или Министерства сельского хозяйства РД. Формирование республиканского продовольственного резерва является важным элементом стабилизации и развития продовольственного рынка, надежным механизмом обеспечения потребностей региона в продукции АПК;

- создание собственной модели оптово-продовольственного рынка, разработка соответствующей нормативной базы, регламентирующей деятельность ОПР.

Функции по регулированию рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия и координацию деятельности органов исполнительной власти Республики Дагестан в указанной сфере выполняет департамент по регулированию продовольственных рынков при Министерстве сельского хозяйства РД. В районах республики имеются зональные уполномоченные Департамента. Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами исполнительной власти Республики Дагестан, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями. Основными задачами Департамента являются:

- участие в обеспечении функционирования продовольственных рынков и развитии рыночной инфраструктуры;

- защита интересов государства в области функционирования продовольственных, рынков и обеспечения продовольственной безопасности;

- проведение единой государственной политики в области формирования и развития продовольственных рынков в Республике Дагестан;

- регулирование в пределах своей компетенции рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия;

- организация и проведение закупочных и товарных интервенций в целях стабилизации продовольственных рынков;

- организация в установленном порядке деятельности по закупкам и поставкам сельскохозяйственного сырья и продовольствия для государственных нужд.

В соответствии с возложенными на него задачами Департамент осуществляет следующие основные функции:

- участие в реализации мер по государственной поддержке конкурентоспособности республиканских производителей сельскохозяйственного сырья и продовольствия через систему экономических методов воздействия;

- участие в формировании и распределении средств льготного кредитования предприятий агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности, осуществляющих производство и поставки сельскохозяйственного сырья и продовольствия;

- выполнение функций государственного заказчика при формировании резервного фонда сельскохозяйственного сырья и продовольствия Республики Дагестан;

- подготовка предложений по формированию государственного заказа на поставку сельскохозяйственного сырья и продовольствия и резервного фонда сельскохозяйственного сырья и продовольствия Республики Дагестан;

- проведение анализа и прогнозирование состояния продовольственных рынков;

- подготовка перечня сельскохозяйственного сырья и продовольствия, в отношении которых проводятся государственные закупочные и товарные интервенции;

- разработка и осуществление мероприятий по обеспечению поступления в резервный фонд сельскохозяйственного сырья и продовольствия и на потребительский рынок доброкачественного сельскохозяйственного сырья и продовольствия;

- проведение, в установленном порядке, сертификации сельскохозяйственного сырья и продовольствия, реализуемого в Республике Дагестан и поставляемого за пределы Республики Дагестан;

- оказание методической помощи сельским товаропроизводителям, перерабатывающим предприятиям по внедрению эффективных методов управления производством сельскохозяйственного сырья и продовольствия;

- проведение, в пределах своей компетенции в установленном порядке, конкурсного отбора участников рынков для выполнения государственного заказа на поставку сельскохозяйственного сырья и продовольствия;

- участие в установленном порядке в реализации федеральных и республиканских программ по вопросам регулирования рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия;

- участие в разработке концепций, программ, проектов, схем развития и размещения оптовых продовольственных рынков и их ресурсного обеспечения за счет государственных частных и иностранных инвестиций;

- осуществление мониторинга продовольственных рынков, создание системы информационного обслуживания их субъектов, анализ и прогнозирование рыночной конъюнктуры;

- проведение анализа ресурсов сельскохозяйственного сырья и продовольствия, производимых в Республике Дагестан, и разработка предложений по их вывозу за пределы республики;

- учет договоров на закупку и хранение сельскохозяйственного сырья и продовольствия.

Но пока эти функции выполняются слабо, так как реальных экономических рычагов воздействия на товаропроизводителей у местных государственных органов явно недостаточно.

Функции Департамента сегодня сводятся к ежемесячному мониторингу среднереализационных цен на социально значимые виды продовольствия на розничных рынках МО городов и районов РД и других регионов ЮФО; созданию системы информационного обслуживания их субъектов (в частности на сайте Департамента продовольственных ресурсов Москвы открыта \ф-страничка республиканского Департамента, где размещаются предложения сельхозтоваропроизводителей Дагестана); проведению, в установленном порядке, сертификации

сельскохозяйственного сырья и продовольствия, реализуемого в Республике Дагестан и поставляемого за пределы Республики Дагестан; организации ярмарок продукции сельхозпроизводителей; содействию в заключение договоров между сельхозпроизводителями Республики Дагестан и субъектами продовольственного рынка из других регионов; оказанию организационной и практической помощи населению в вопросах создания и функционирования снабженческо-сбытовых СПоКов; проверке технического состояния и возможностей приобретения сырья перерабатывающими предприятиями, а также наличия нереализованной выработанной продукции; выявлению резервов и возможностей поставок сельхозпродукции Вооруженным силам России. Департамент добился создания Испытательной лаборатории (ИЛ), аккредитованной в Системе сертификации ГОСТ Р, Ил проводит анализ физико-химических и микробиологических показателей сельхозпродукции, сырья и продовольствия на бесплатной основе (впервые в России), что способствует снижению себестоимости продукции , производимой и реализуемой сельхозпроизводителями и повышению ее конкурентоспособности.

Основные проблемы в регулировании продовольственных рынков республики заключаются в следующем:

- резкое снижение эффективности и объемов производства всех видов сельскохозяйственной продовольственной продукции (зерна, мяса, молока и др.);

- недостаточность экономических рычагов воздействия на участников продовольственного рынка;

- отсутствие должной координации в деятельности органов исполнительной власти, что приводит к дублированию функций (Рос-сельхознадзор по РД занимается вопросами обеспечения качества продукции, повторяя функции Департамента);

- отсутствие стабильных и взаимовыгодных хозяйственных связей между субъектами рыночных отношений;

- неразвитость рыночной инфраструктуры;

- мафиозность рынков и др.

Особая роль в реализации этих мер принадлежит государству, которое выступает субъектом контроля и регулирования процессов, протекающих в продовольственном комплексе страны и регионов. В огромной степени это будет зависеть от признания приоритета развития агропромышленного комплекса в экономической политике и создания надлежащих предпосылок для его развития, как в целом по стране, так и в каждом регионе.

Литература.

1. Алтухов А. Государственное регулирование регионального рынка зерна. // АПК - 2002. - № 12.

2. Воробьев Н. Формирование структуры продовольственных рынков //АПК: экономика, управление. - 2006. - № 6.

3. Данкверт С. Регулирование продовольственного рынка необходимо // Экономика сельского хозяйства России. - 2003. - № 12.

4. Добросоцкий В. И. Государственное регулирование продовольственного рынка. // МЭиМО. - 2000. - № 9.

5. Костусенко И. Стратегия продовольственных рынков регионов России и ВТО // АПК: экономика, управление. - 2004. - № 2.

6. Буздалов И. П. Социально-экономические проблемы аграрной политики и развитие агропродовольственных рынков. - М.: Энциклопедия российских деревень, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.