Научная статья на тему 'Государственное регулирование продовольственных рынков Республики Дагестан'

Государственное регулирование продовольственных рынков Республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / FOOD MARKET / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / GOVERNMENT CONTROL / РЕЕСТР РЫНКОВ / REGISTER OF MARKETS / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС / CONSUMER DEMAND / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ORGANS OF LOCAL SELF-GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юнусова П.С.

В работе проанализированы состояние и динамика развития продовольственных рынков Республики Дагестан. Рассмотрена деятельность субъектов государственного регулирования продовольственных рынков региона. Выявлены основные проблемы и определены направления регулирования продовольственных рынков Республики Дагестан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF THE FOOD MARKETS OF REPUBLIC DAGESTAN

In work the condition and dynamics of development of the food markets of Republic Dagestan are analysed. Activity of subjects of state regulation of the food markets of region is considered. The basic problems are revealed and directions of regulation of the food markets of Republic Dagestan are defined.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование продовольственных рынков Республики Дагестан»

ЮНУСОВАП.С.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РЫНКОВ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

В работе проанализированы состояние и динамика развития продовольственных рынков Республики Дагестан. Рассмотрена деятельность субъектов государственного регулирования

продовольственных рынков региона. Выявлены основные проблемы и определены направления регулирования продовольственных рынков Республики Дагестан.

УШШОУАРХ

STATE REGULATION OF THE FOOD MARKETS OF REPUBLIC DAGESTAN

In work the condition and dynamics of development of the food markets of Republic Dagestan are analysed. Activity of subjects of state regulation of the food markets of region is considered. The basic problems are revealed and directions of regulation of the food markets of Republic Dagestan are defined.

Ключевые слова: продовольственный рынок, государственное регулирование, реестр рынков, потребительский спрос, органы местного самоуправления.

Keywords: food market, government control, register of markets, consumer demand, organs of local self-government.

Для регулирования деятельности розничных рынков на территории Республики Дагестан Правительством РД принято постановление от 10 апреля 2007г. №98 «Об определении республиканского органа исполнительной власти, уполномоченным осуществлять полномочия в сфере регулирования деятельности розничных рынков на территории Республики Дагестан». Согласно этому постановлению, уполномоченным органом в сфере регулирования деятельности розничных рынков на территории РД определен Комитет Правительства Республики Дагестан по поддержке и развитию малого предпринимательства и потребительского рынка (далее -Комитет).

В полномочия Комитета в данной сфере деятельности входит:

разработка плана организации розничных рынков на территории республики;

разработка порядка формирования и ведения реестра рынков;

организация взаимодействия с территориальными и федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контроль за

соблюдением законодательства по вопросам организации рынков;

осуществление мер по насыщению потребительского рынка товарами и услугами;

анализ и оценка потребительского спроса и предложений, динамики цен и разработка оперативных мероприятий по стабилизации положения на потребительском рынке.

Вопросами проведения единой государственной политики в области формирования и развития продовольственных рынков, защиты интересов государства в обеспечении продовольственной безопасности и поддержки местных сельхозтоваропроизводителей в республике занимается Департамент по регулированию продовольственных рынков при Министерстве сельского хозяйства Республики Дагестан (далее - Департамент), имеющий в районных управлениях сельского хозяйства зональных уполномоченных по техническому регулирования продовольственных рынков и контролю за качеством сельскохозяйственного сырья и продукции. Ранее (до 17 мая 2005г.) он назывался Государственной инспекцией по качеству и безопасности сельскохозяйственной продукции и сырья.

Таблица 1

Динамика количества рынков на территории Республике Дагестан

Дата Всего рынков В том числе:

сельскохозяйственных кооперативных (Дагпотребсоюза) сельскохозяйственных и продовольственных вещевых, промтоварных, автомобильных Смешанных и универсальных

1.08.03г. 1871 20 167

1.01.07г. 1682 11 67 30 60

23.05.07г. (план) 1283

30.07.07г. (план) 1124 1 24

20.05.08г. (план) 1015 22 22 47

18.01.08г. (реестр) 46 3 17 26

По данным Департамента, в Республике Дагестан по состоянию на 1 августа 2003 года числилось 187 оптовых, мелкооптовых и оптово-розничных рынков, в том числе 124 в городах и 63 в сельских районах. Суммарный объем товарооборота в них составлял более 12 млрд. рублей. В пользовании

1 Данные Департамента Правительства РД по продрынку и резервам.

2 Данные Департамента по регулированию продовольственных рынков при Министерстве сельского хозяйства Республики Дагестан.

3 Постановление Правительства РД от 23 мая 2007г. № 138 «Вопросы организации розничных рынков на территории РД».

4 Постановлением Правительства РД от 30 июля 2007г. №2 199 «О внесении изменений в постановление Правительства РД от 23 мая 2007г. № 138».

5 Там же.

указанного количества рынков находилось около 70 гектаров земли, в том числе, в городах - 65 и в районах - 5 гектаров. Число торговых точек на этих рынках составляло около 34 тыс. мест, или 67 человек населения республики на 1 торговую точку, 31 человек по городам и 219 человек по районам республики.

Обеспеченность населения торговыми точками, даже без учета расположенных вне рынков торговых павильонов, ларьков, магазинов и т.п., считалась достаточной. Из 187 рынков 72% представляли частную и кооперативную собственности, а остальные 28% - рынки муниципальной собственности. Только 20 рынков были чисто продовольственной направленности, основное же количество рынков - смешанного типа. На начало 2007г. количество рынков в республике сократилось до 168, из них 67 сельскохозяйственных и продовольственных (табл. 1.).

Согласна Плану организации розничных рынков на территории Республики Дагестан, утвержденного постановлением Правительства РД от 30 июля 2007г. №199 «О внесении изменений в постановление Правительства РД от 23 мая 2007г. №138», на территории РД должно было быть организовано 112 розничных рынков, в том числе, 24 сельскохозяйственных и один сельскохозяйственный кооперативный (г. Дербент). В редакции постановления Правительства РД от 20 мая 2008г. №150 количество рынков, организуемых на территории республики, снизилось до 101, из них право на организацию розничного рынка получили пока только 46 рынков, в том числе 3 сельскохозяйственных (Приложение).

Согласно постановлению Правительства РД от 30 июля 2007г. №199 «О внесении изменений в постановление Правительства РД от 23 мая 2007г. №138», 10 наиболее крупных сельскохозяйственных кооперативных рынков республики, входящих в систему Дагпотребсоюза и традиционно являющихся местами реализации сельхозтоваропроизводителями сельхозпродукции, сырья и продовольствия, переведены в разряд универсальных. Это затрудняет доступ сельхозтоваропроизводителям на указанные рынки и выхолащивает основную цель принятия ФЗ «О розничных рынках» - обеспечить возможность непосредственным производителям продукции реализацию своей продукции на рынках без посредников. Продукция закупается перекупщиками и продается на рынке уже с их наценкой, что удорожает эту продукцию для потребителей.

По данным Департамента, состояние многих продовольственных рынков республики является неудовлетворительным. Так, эксплуатация рынков в горных районах ведется с грубыми нарушениями санитарных норм и правил; не уплачиваются налоги в налоговую инспекцию или в сельскую администрацию, хотя с продавцов налоги собираются регулярно; отсутствуют элементарные условия для торговли; все рынки стихийно опасны и др.

Чтобы не допускать такой ситуации на рынке сельскохозяйственной продукции и продовольствия, необходимо государственное регулирование продовольственного хозяйства, основными направлениями которого должны

стать следующие:

целевые комплексные программы государственного регулирования продовольственного хозяйства;

цены;

финансово-кредитная политика;

налогообложение;

страхование;

протекционистская политика в отношении товаропроизводителей продовольственного рынка;

государственное регулирование рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия и др.

Наиболее действенным инструментом государственного регулирования являются Целевые комплексные программы, охватывающие как собственно производство, так и другие сферы продовольственного хозяйства, а также различные стороны производственных отношений. Такой программой может быть, прежде всего, программа становления продовольственного рынка России или отдельного региона. В ней должны предусматриваться мероприятия по созданию определенного уровня предложения сельскохозяйственного сырья и продовольствия, по созданию рыночной инфраструктуры, по поддержанию достаточного уровня доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, уровня гарантированных цен, по решению экологических проблем, объемов государственного бюджетного финансирования, а также по созданию различных льгот и стимулов, предоставляемых участникам программы, возможности и другие мероприятия, проведение которых необходимо для организации нормального функционирования продовольственного рынка.

Участие в государственной программе является формально добровольным, но с помощью различных льгот и санкций превращается в предпочитаемое большинством товаропроизводителей.

Специальным разделом в целевых комплексных программах должны быть представлены государственные закупки сельскохозяйственных продуктов.

Наряду с комплексными программами, охватывающими все продовольственное хозяйство, могут приниматься и программы по отдельным отраслям или сферам: программы развития мясного подкомплекса, зернового хозяйства, создания рыночной инфраструктуры и т.д.

Функции по регулированию рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия и координацию деятельности органов исполнительной власти Республики Дагестан в указанной сфере выполняет Департамент по регулированию продовольственных рынков при Министерстве сельского хозяйства РД. В районах республики имеются зональные уполномоченные Департамента. Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами исполнительной власти Республики Дагестан, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями. Основными задачами Департамента являются:

участие в обеспечении функционирования продовольственных рынков и развитии рыночной инфраструктуры;

защита интересов государства в области функционирования продовольственных рынков и обеспечения продовольственной безопасности;

проведение единой государственной политики в области формирования и развития продовольственных рынков в Республике Дагестан;

регулирование в пределах своей компетенции рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия;

организация и проведение закупочных и товарных интервенций в целях стабилизации продовольственных рынков;

организация в установленном порядке деятельности по закупкам и поставкам сельскохозяйственного сырья и продовольствия для государственных нужд.

В соответствии с возложенными на него задачами Департамент осуществляет следующие основные функции:

участие в реализации мер по государственной поддержке конкурентоспо -собности республиканских производителей сельскохозяйственного сырья и продовольствия через систему экономических методов воздействия;

участие в формировании и распределении средств льготного кредитования предприятий агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности, осуществляющих производство и поставки сельскохозяйственного сырья и продовольствия;

выполнение функций государственного заказчика при формировании резервного фонда сельскохозяйственного сырья и продовольствия Республики Дагестан;

подготовка предложений по формированию государственного заказа на поставку сельскохозяйственного сырья и продовольствия и резервного фонда сельскохозяйственного сырья и продовольствия Республики Дагестан;

проведение анализа и прогнозирование состояния продовольственных рынков;

подготовка перечня сельскохозяйственного сырья и продовольствия, в отношении которых проводятся государственные закупочные и товарные интервенции;

разработка и осуществление мероприятий по обеспечению поступления в резервный фонд сельскохозяйственного сырья и продовольствия и на потребительский рынок доброкачественного сельскохозяйственного сырья и продовольствия;

проведение в установленном порядке сертификации сельскохозяйственного сырья и продовольствия, реализуемого в Республике Дагестан и поставляемого за пределы республики;

оказание методической помощи сельским товаропроизводителям, перерабатывающим предприятиям по внедрению эффективных методов управления производством сельскохозяйственного сырья и продовольствия;

проведение в пределах своей компетенции в установленном порядке конкурсного отбора участников рынков для выполнения государственного заказа

на поставку сельскохозяйственного сырья и продовольствия;

участие в установленном порядке в реализации федеральных и республиканских программ по вопросам регулирования рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия;

участие в разработке концепций, программ, проектов, схем развития и размещения оптовых продовольственных рынков и их ресурсного обеспечения за счет государственных частных и иностранных инвестиций;

осуществление мониторинга продовольственных рынков, создание системы информационного обслуживания их субъектов, анализ и прогнозирование рыночной конъюнктуры;

проведение анализа ресурсов сельскохозяйственного сырья и продовольствия, производимых в Республике Дагестан, и разработка предложений по их вывозу за пределы республики;

учет договоров на закупку и хранение сельскохозяйственного сырья и продовольствия.

Но пока эти функции выполняются слабо, так как реальных экономических рычагов воздействия на товаропроизводителей у местных государственных органов явно недостаточно. Функции Департамента сегодня сводятся к ежемесячному мониторингу среднереализационных цен на социально значимые виды продовольствия на розничных рынках МО городов и районов РД и других регионов ЮФО; созданию системы информационного обслуживания их субъектов (в частности на сайте Департамента продовольственных ресурсов Москвы открыта ,шр-страничка республиканского Департамента, где размещаются предложения сельхозтоваропроизводителей Дагестана); проведению в установленном порядке сертификации сельскохозяйственного сырья и продовольствия, реализуемого в Республике Дагестан и поставляемого за пределы республики, организации ярмарок продукции сельхозпроизводителей; содействию в заключение договоров между сельхозпроизводителями Республики Дагестан и субъектами продовольственного рынка из других регионов; оказанию организационной и практической помощи населению в вопросах создания и функционирования снабженческо-сбытовых СПоКов; проверке технического состояния и возможностей приобретения сырья перерабатывающими предприятиями, а также наличия нереализованной выработанной продукции; выявлению резервов и возможностей поставок сельхозпродукции Вооруженным силам России.

Основные проблемы в регулировании продовольственных рынков республики заключаются в следующем:

отсутствие должной координации в деятельности органов исполнительной власти, что приводит к дублированию функций (Россельхознадзор по РД занимается вопросами обеспечения качества продукции, повторяя функции Департамента);

отсутствие экономических рычагов воздействия на участников продовольственного рынка;

отсутствие рыночной инфраструктуры;

коррупционность рынков и др.

Отсутствие необходимых условий для устойчивого функционирования российского продовольственного рынка приводит к незащищенности сельскохозяйственных товаропроизводителей и потребителей от резких колебаний цен на нем. Дальнейшее развитие продовольственного рынка невозможно без поддержки и стимулирования отечественного производителя продовольствия, а также регулирования спроса на продовольственные товары со стороны государства.

_Литература_

1. Постановление Правительства РД от 23 мая 2007г. № 138 «Вопросы организации розничных рынков на территории РД».

2. Постановление Правительства РД от 30 июля 2007г. № 199 «О внесении изменений в постановление Правительства РД от 23 мая 2007г. № 138».

3. Пролыгина Н., Бабков Н. Оптовая торговля на продовольственном рынке // Экономика сельского хозяйства России. - 2005. - № 11.

4. Российский рынок молочных продуктов // Российский продовольственный рынок. - 2002. - № 4.

5. Савинов Р.С. Дис. Продовольственный рынок России в условиях внешнеэкономической либерализации. 2003г.

6. Серова Е. В., Храмова И. Структура и функции агропродовольственных рынков в России //Вопросы экономики. - 2000. - №7.

7. Явкин А.В. Регулирование рынка животноводческой продукции в регионе. // Воспроизводственный потенциал региона: Материалы III Международной научно-практической конференции, 24-26 мая 2007 г. Ч. II. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2007г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.