Научная статья на тему 'Закон «о розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»: значительное ли правовое достижение?'

Закон «о розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»: значительное ли правовое достижение? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронин Б. А.

30 декабря 2006 года принят Федеральный закон № 217-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On December, 30th, 2006 217-FZ «The Federal law is passed about the retail markets and about modification in the Labour Code of the Russian Federation».

Текст научной работы на тему «Закон «о розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»: значительное ли правовое достижение?»

Право

ЗАКОН «О РОЗНИЧНЫХ РЫНКАХ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»: ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ЛИ ПРАВОВОЕ

ДОСТИЖЕНИЕ?

Б.А. ВОРОНИН,

доктор юридических наук, профессор, Уральская ГСХА

30 декабря 2006 года принят Федеральный закон № 217-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации».

Предметом правового регулирования этого законодательного акта являются отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнение работ, оказание услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность.

В законе даны основные понятия, связанные с организацией и деятельностью розничных рынков в Российской Федерации, что будет способствовать единообразному правопониманию и правоприменению в этой сфере.

Среди видов оптовых рынков (розничный, универсальный, специализированный) особое место занимает сельскохозяйственный рынок и сельскохозяйственный кооперативный рынок, на которых объем продаж отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей должен составлять не менее 50%.

С 15 января 2007 года максимально допустимая доля граждан иностранных государств, работающих на оптовых рынках, согласно закону № 217-ФЗ, не может составлять более 40%, а с 1 апреля текущего года иностранных граждан, работающих на оптовых рынках, вовсе быть не должно. Значительное количество норм закона посвящено порядку организации, обустройства, оборудования и содержания рынка. В ст. 16 определены особенности предоставления торговых мест на сельскохозяйственном рынке, в ст. 17 особенности предоставления торговых мест на сельскохозяйственном кооперативном рынке. Собственник рынка - управляющая компания, согласно ст. 22 закона 217-ФЗ не вправе закупать и продавать товары на управляемом ею рынке. Исключение составляет лишь управление коммерческим сельскохозяйственным

кооперативным рынком.

Перечень классов и видов товаров (работ, услуг), продажа (выполнение, оказание) которых на рынке может быть запрещена, установлен законодательством Российской Федерации.

С 2010 года, а для сельскохозяйственных кооперативных рынков с 01.01.12 года, торговля во временных и других некапитальных помещениях на оптовых рынках законом запрещается.

Предысторией появления этого законодательного документа является обращение к Президенту Российской Федерации В.В.Путину российских сел ьскохозя й ственн ых товаропроизводителей во время его встреч с аграриями страны. Суть этих просьб заключалась в том, что отечественные аграрные предприниматели, как коллективные, так и индивидуальные, не могут своевременно и гарантированно реализовать производимую продукцию, что крайне отрицательно сказывается на возвращении оборотных финансовых средств и в целом тормозит развитие отечественного аграрного производства.

Главной задачей, которую должен был решить закон № 217-ФЗ от 30.12.06 г., является создание максимально благоприятных условий для реализации сельскохозяйственной продукции отечественных аграрных организаций и предприятий, а также индивидуальных аграрных предпринимателей. Но решает ли рассматриваемый закон эти проблемы?

Сельскохозяйственные товаропроизводители и Министерство сельского хозяйства предлагали принять Федеральный закон «О государственном регулировании агропродо-вольственного рынка», ибо проблемы функционирования других видов рынков их практически не касаются.

И если у государства возникла идея правового урегулирования рынков, то было бы целесообразнее принять Федеральный закон «О торговле в Российской Федерации», в котором определили бы нормы и правила как внутренней, так и внешней торговли. Это актуально сегодня в связи с расширением сети иностранных гипер-и супермаркетов и других форм торговли, а также предстоит вступление в ВТО. Аграрников же в большей степени интересовало создание сети оптовых сельскохозяйственных продовольственных рынков.

Как известно, Постановлением Правительства РФ №1121 от 31094 «О создании федеральной продовольственной корпорации и системы оптовых продовольственных рынков» еще в самом начале современной аграрной реформы, предписывалось создать в стране такие рынки.

Оптовый продовольственный рынок - специализированная организация, осуществляющая операции по оптовой купле-продаже сельскохозяйственного сырья и продовольствия в определенных местах. Согласно правительственному Постановлению от 03.10.94 г., основными функциями ОПР были определены:

- круглогодичное обеспечение продовольствием населения городов;

- предоставление всем поставщикам и потребителям сельхозпродукции;

- равных возможностей устойчивого выхода на не монополизированный цивилизованный рынок;

- обеспечение устроенного единого оборудованного места для осуществления сделок купли-продажи агропродукции;

On December, 30th, 2006 217-FZ «The Federal law is passed about the retail markets and about modification in the Labour Code of the Russian Federation».

- обеспечение достоверной информации о спросе и предложениях сельскохозяйственных и продовольственных товаров;

- создание действенного ветеринарного и фитосанитарного контроля за качеством сельскохозяйственной продукции.

Постановлением Правительства РФ №684 от 09.06.97 г. была создана Межведомственная комиссия по организации и функционированию системы оптовых продовольственных рынков. 26.09.97 г. было принято Постановление РФ №1224 «О создании государственного унитарного предприятия «Федеральное агентство по регулированию продовольственных рынков при Минсельхозе РФ».

В 1999 году Правительством РФ (постановления № 427 от 14.04.92 и № 1087 от 23.09.99) были расширены функции и полномочия Межведомственной комиссии в части подготовки нормативных документов по регулированию агропродовольствен-ного рынка. Но в последние годы вся эта работа затухла как в Правительстве РФ, так и регионах - в результате выплыл закон, где даже в преамбуле нет ни одного слова об агропро-довольственном рынке, как будто в этой области и нет проблем.

Перечисляя принятые ранее постановления Правительства РФ, автор хотел напомнить, что в стране еще 12 лет назад были разработаны нормативные правовые документы по юридическому урегулированию реализации сельскохозяйственной продукции. Задачей сегодняшнего дня было учесть все отрицательные и положительные моменты и принять уже не правительственное постановление, а специальный федеральный закон.

Зарубежный опыт показывает, что формирование эффективной системы сбыта сельскохозяйственного сырья и продовольствия является важным условием обеспечения продовольственной безопасности страны, и государство вкладывает значительные средства в развитие инфраструктуры агропродоволь-ственных рынков. Для примера можно привести такие страны, как США, Испания, Франция, Германия, Польша, Япония и т.д. В Испании создано государственное предприятие «Меркаса», которое финансировало строительство 22 оптовых продовольственных рынков в крупных городах станы. В Польше и ряде других

восточноевропейских странах за последние годы государством были созданы оптовые продовольственные рынки, через которые распределяются товарные потоки не только внутри страны, но и для экспорта. То есть во всех странах именно государство берет на себя расходы по строительству и содержанию системы оптовых продовольственных рынков. Это и есть государственный протекционизм и опосредованная финансовая поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей.

3 ноября 2006 года Министерство внутренних дел РФ и Министерство здравоохранения издали совместный приказ № 879/746, утверждающий Регламент взаимодействия органов внутренних дел и территориальных органов Роспотребнадзора при выявлении и пресечении административных правонарушений на потребительском рынке Российской Федерации. Но почему-то от этой работы отстранена Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, а ведь на рынках сельхозпродукции главное слово именно за этой госструктурой. На наш взгляд, здесь явная нестыковка в области правового регулирования функционирования товарных рынков.

Конечно, сельскохозяйственные оптовые продовольственные рынки должны принадлежать сельскохозяйственным товаропроизводителям. Организационно-правовой формой управления по закону от

30.12.06 является сельскохозяйственный потребительский кооператив. Эта форма хозяйствования отнесена к категории сельскохозяйственных товаропроизводителей, что позволяет на равных с сельскохозяйственными предпринимателями получать кредиты и другие льготы, в том числе и по налогообложению.

В соответствие с законом «О сельскохозяйственной кооперации» от 08.12.95 (с последними изменениями и дополнениями) к сельскохозяйственным потребительским кооперативам относятся сбытовые (торговые); обслуживающие; садоводческие, огороднические, животноводческие, кредитные, страховые и др., которые вправе создавать потребительские кооперативы разных уровней, а также союзы и ассоциации сельскохозяйственных кооперативов.

К сожалению, закон №271 от

30.12.06 в ст. 17 ни особенности пре-

Право

доставления торговых мест на сельскохозяйственном кооперативном рынке, ни нормы о таком объединении сельскохозяйственных потребительских кооперативов не установил. Налицо нестыковка двух федеральных законов явно не в пользу дальнейшего развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Не получила адекватного решения в законе о товарных рынках проблема взаимодействия российских сельскохозяйственных товаропроизводителей с зарубежными торговыми компаниями. Из-за отсутствия в России системы сельскохозяйственных оптовых продовольственных рынков эту нишу в последние годы успешно занимают крупные зарубежные торговые сети: «Рамстор», «ИКЕА», «МЕТРО», «АШАН». Это серьезные игроки на мировом агропро-довольственном рынке и с ними надо учиться выстраивать деловые отношения. В противном случае любые попытки автономно организовать торговлю продукцией отечественного сельскохозяйственного товаропроизводителя могут не принести желаемого результата. Полный запрет на торговлю на российских розничных продовольственных рынках гражданам иностранных государств является, мягко говоря, не продуманным. Во всем мире рынок

- это «китаец, малаец и прочий народ». Кто бывает за границей, прекрасно видит, что во Франции или иной другой цивилизованной стране на рынках наблюдается пестрота и в лицах, и одеждах и было бы крайне интересно, если бы там торговали, например, только или французы, или немцы, или итальянцы.

Проблемы на российском рынке лежат не в том, что продавцы -это не россияне, а в криминализации, в неупорядоченности трудовых отношений, в сокрытии доходов и в уходе от уплаты российских налогов. Самая главная проблема - отсутствие действенного контроля за качеством реализуемой продукции: овощи, зеленные культуры и другие виды продовольствия, особенно мясомолочные продукты, должны проверяться и жестко отбраковываться службами Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

Сегодня в Российской Федерации имеются случаи приобретения гражданами на товарных рынках кур и индеек (Московская область, Домодедовский р-н), зараженных ин-

фекционными заболеваниями. Это относится не только к птице. Государство просто обязано усилить свое влияние в этой сфере. Например, во Франции, на крупнейшем в мире оптовом продовольственном рынке «Ранжис» ветеринарными службами Минсельхоза организован контроль за происхождением мясомолочной, яичной и иной продукции, за условиями перевозки, за состоянием складских и торговых помещений и за тем, чтобы сохранить качество сельскохозяйственной продукции, а также чтобы потребитель имел всю необходимую информацию о продукте, которую он покупает на рынке.

Практически все оптовые рынки в России сегодня частные, и их владельцы сами регулируют вопросы оплаты за содержание рынка. Скажем, повысили цены на электроэнергию - владелец распределил эту сумму среди арендаторов и продавцов. То есть происходит саморегуляция рыночных отношений. В условиях же, когда 40%, а затем и 100% мест отданы сельскохозяйственным товаропроизводителям - то такие расходы должны компенсировать они. А найдутся ли у сельчан такие средства? Возможно, что при неравноценной стоимости, например, уральских овощей и южных фруктов, содержание торговых мест на рынке отечественному аграрию может оказаться непосильным.

По прошествии полугода с момента принятия закона №217-ФЗ можно отметить определенные усилия государства и субъектов Российской Федерации по юридическому урегулированию функционирования розничных рынков. Так, принятый 2 июля 2007 года Федеральный закон № 86-ФЗ «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации» продлил срок приведения организации розничного рынка и осуществления деятельности по продаже товаров с 11 июля до 1 августа 2007 года. Закон № 86 установил также, что до 1 января 2009 года предоставление торговых мест на розничных рынках гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством, осуществляется в порядке, предус-

мотренном частью 5 статьи 16 Федерального закона №217-ФЗ, при этом применяется упрощенная форма договора о предоставлении торгового места.

10 марта 2007 года было принято Постановление Правительства Российской Федерации №148 «Об утверждении Правил выдачи разрешений на право организации розничного рынка», которым установлен порядок выдачи юридическим лицам на 5 лет разрешений на право организации розничного рынка.

В Свердловской области принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих отношения по созданию и функционированию розничных рынков на уровне субъекта Российской Федерации. Так, 14 марта 2007 года принято Постановление Правительства Свердловской области №183-ПП «О нормативных правовых актах, регулирующих действия хозяйствующих субъектов на розничных рынках Свердловской области». Этим постановлением утвержден:

1) порядок заключения договоров о предоставлении торговых мест на розничных рынках в Свердловской области;

2) порядок формирования и ведения Реестра розничных рынков в Свердловской области;

3) требования к торговым местам на розничных рынках в Свердловской области;

4) порядок организации работы ярмарок на территории Свердловской области.

Постановлением Правительства Свердловской области №391-ПП от

08.05.07 утверждены формы разрешения на право организации розничного рынка, формы свидетельства о выдаче разрешения (отказа) на право организации розничного рынка. Разработан также план организации розничных рынков в Свердловской области, утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области №394-ПП от 11.05.07. В этом плане на период до 2015 года представлен перечень планируемых к строительству и открытию розничных рынков в Екатеринбурге и в других городах областного подчинения.

Таким образом, проблема функционирования розничных рынков получает правовое оформление. Но давайте посмотрим, как улучшились

Право

дела непосредственно у сельскохозяйственного товаропроизводителя, ради чего, собственно, и давал поручения Президент Российской Федерации В.В. Путин?

К сожалению, аграрные предприниматели пока не получили каких-либо заметных результатов в плане реализации произведенной сельскохозяйственной продукции. Более того, и в нашей области, и в других регионах России произошло резкое снижение закупочных цен на свинину (32 руб. за 1 кг). В целом, при значительном увеличении производства свинины, благодаря реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», сельскохозяйственные товаропроизводители получили для себя очередную головную боль. Практически такие же проблемы и у производителей молока. Впереди появятся проблемы и у овощеводов.

Конечно, в первую очередь такая ситуация обусловлена огромным потоком импортного сырья. С другой стороны, не всегда производители сырья находят пути взаимодействия с перерабатывающими организациями. Приведенные факты говорят о том, что проблема своевременной и, самое главное, справедливой реализации производимой сельскохозяйственной продукции пока не получила логического разрешения, а аграрные предприниматели продолжают нести убытки и финансовые, и моральные. Положение с реализацией свинины, на наш взгляд, делает ничтожным проект развития мясного животноводства.

Подводя итоги вышеизложенному, еще раз хочется напомнить, что для сельскохозяйственного товаропроизводителя важно не развитие вообще разного рода розничных рынков, но очень актуальным остается решение проблемы реализации произведенной продукции, реальное функционирование сельскохозяйственного рынка. Одно лишь название «сельский рынок» или «сельскохозяйственный кооперативный рынок» еще не решает все вопросы в этой области аграрных отношений. Ясно одно - государство должно взять на себя расходы по строительству, формированию инфраструктуры и дальнейшему функционированию системы сельскохозяйственных продовольственных рынков.

Использованные источники: Федеральный закон №217-ФЗ «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30 декабря 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.