Научная статья на тему 'Оптовые продовольственные рынки в системе продовольственной безопасности'

Оптовые продовольственные рынки в системе продовольственной безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Севрюкова Г. А.

Рассмотрены функции оптовых продовольственных рынков (ОПР), их структура, основные цели создания, причины, сдерживающие их развитие в России, проблемы, стоящие перед ОПР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Wholesale food products markets in the system of food safety

Considering the functions of wholesale food products markets (FPM), their structure, main targets for their establishment, reasons suspending their development in Russia, and problems faced by FPM.

Текст научной работы на тему «Оптовые продовольственные рынки в системе продовольственной безопасности»

ECONOMICS AND MANAGEMENT

Оптовые продовольственные рынки

в системе продовольственной безопасности

Г.А.Севрюкова

Курский филиал Орловской региональной академии государственной службы

Как коммерческое предприятие оптовый продовольственный рынок (ОПР)

осуществляет организацию проведения оптовых операций по купле-продаже в основном скоропортящихся продуктов питания в определенных местах и по установленным правилам, включающим системы информационного обеспечения, банковского обслуживания, страхования сделок, инженерного и правового обеспечения.

ОПР цивилизованного образца имеет всю необходимую инфраструктуру: секторы для конкретных видов продукции; крытые торговые зоны; хранилища; автоматические упаковочные линии; торговые зоны с электронным табло, с помощью которого обеспечивается оперативность торговых сделок; морозильные камеры; железнодорожную станцию и автостоянки; телефонную станцию; административные постройки; медицинский пункт; отель. Режим работы ОПР - круглосуточный. Продукция из сельских районов завозится в основном в ночное время и ранним утром розничными фирмами развозится по торговым точкам города.

Такие рынки отличаются от российских «суррогатов» тем, что на них продаются только продовольственные товары, а доступ на них физическим лицам запрещен.

Зарубежный опыт функционирования ОПР свидетельствует, что они являются самой совершенной системой регулирования продовольственного обеспечения городского населения.

Для создания их единой системы разработки нормативно-правовой базы для рационального функционирования таких рынков в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 689 от 09.06.97 г. была сформирована Межведомственная комиссия по организации и функционированию системы оптовых продовольственных рынков. Разработана концепция их развития и проект федерального закона по правилам торговли на этих рынках с учетом двух основных целей создания ОПР:

• установление хозяйственных связей между товаропроизводителем, оптовым посредником и потребителем для формирования эффективного рыночного механизма их взаимной заинтересованности, экономической поддержки российских товаропроизводителей, последовательного повышения их роли в удовлетворении текущего и потенциального потребительского спроса на продовольствие на региональном и федеральном уровнях;

• надежное, стабильное, круглогодичное снабжение населения городов ка-

чественной, сертифицированной скоропортящейся продукцией в широком ассортименте и по доступным ценам.

Однако от бумажных разработок до их практической реализации дело пока в России не продвигается. В подавляющем большинстве регионов таких рынков пока нет. Хотя известно, что за рубежом они являются своеобразным барометром внутренних национальных рыночных цен на овощи, картофель, скот, мясо, молочные продукты, птице-продукты, рыбу и т. д., так как на цены оптовых продовольственных рынков ориентируются как другие каналы сбыта агропродукции, так и государство, устанавливая размер залоговых и гарантированных цен.

К причинам, сдерживающим развитие ОПР в России, можно в основном отнести четыре: нежелание руководителей сельскохозяйственных предприятий создавать подобную оптово-розничную систему; неспособность организовать ее через кооперацию мелких сельских хозяйств (фермерских и личных подсобных хозяйств населения), хотя они и желают этого; отсутствие необходимых средств у сельхозтоваропроизводителей для создания собственных (кооперативных) ОПР; нежелание частных предпринимателей создавать такие рынки, когда у них уже есть свои продуктовые «супермаркеты».

Имеющийся пока еще скромный опыт создания ОПР в России показывает, что здесь возникают три основные проблемы:

• механизм привлечения инвестиций на формирование и развитие инфраструктуры рынка;

• стабильность его загрузки в течение года для постоянного обеспечения рентабельного оборота за счет ритмичной поставки сельхозпродукции от сырьевых зон;

• максимальный учет интересов сельхозтоваропроизводителей, зависящий от их доли участия в создании этих рынков.

Так, например, созданный в г. Волгограде ОПР постоянно имел сбои в работе из-за нехватки сельхозпродукции в течение года, что не обеспечивало ему достаточную для развития рентабельность. Поэтому продукты пришлось завозить из-за пределов области, что резко увеличивало транспортные расходы.

Учитывая не совсем удачный опыт работы ОПР в ряде регионов России, создание их для «начинающих» должно проходить при соблюдении следующих принципиальных положений:

• число и мощность этих рынков должны быть сопоставимы с ресурсными возможностями региона по производству сельскохозяйственной продукции и

пропускной способностью транспортной системы;

• должна быть соблюдена этапность создания и развития ОПР, начиная с крупных индустриальных центров региона;

• экономические отношения между административными формированиями региона должны способствовать преодолению «синдрома ослабленности» на основе широкого подключения к данной проблеме предпринимательских кругов;

• построение ОПР должно осуществляться с учетом интересов сельхозпроизводителей региона на основе введения в механизм взаимоотношений между нами и ОПР комплекса мотивационных факторов;

• стабильность работы ОПР может быть обеспечена только в случае, если они будут функционировать в эффективной их системе (наличие сельскохозяйственных оптовых рынков в сельских районах, подпитывающих ОПР в городах, резервных продовольственных фондов, широкой сети сельскохозяйственных сбытовых кооперативов, собирающих агропродукцию от сельхозпредприятий и у личных подсобных хозяйств граждан, а также розничных фирм в городах, где будут действовать ОПР);

• необходимые инфраструктурные объекты на этих рынках для оказания комплекса услуг оптово-розничным кооперативам и фирмам (переработка сельхозсырья, информационное обеспечение, складская система, связь, финансово-расчетная структура, мотель, гостиница, пункты питания и т.д.) создаются поэтапно в основном на средства учредителей, не менее 70 % которых -сельские хозяйства (сельхозпредприятия, фермерские и личные подсобные хозяйства населения).

Имея собственные (кооперативные) ОПР и объекты розничной торговли в городах, сельхозтоваропроизводители смогут без посредников доставлять свою продукцию в города. То есть от «поля до прилавка» они могут стать хозяевами положения, что улучшит экономику аграрных хозяйств при одновременном решении проблемы стабильного обеспечения городского населения качественной и дешевой продукцией.

Однако такой, слишком идеальный для российских аграриев вариант пока, к сожалению, маловероятен. Приходится только надеяться на «долгосрочный» вариант, который займет несколько десятилетий. Ведь в начале необходимо сформировать, как в развитых цивилизованных странах, сельскохозяйственную кооперативную систему, через которую сельхозтоваропроизводители смогут приобрести контрольные пакеты акций частных ОПР.

ПИЩЕВАЯ ПРOMЫШЛЕННOСTЬ 6/2005 3 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.