Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ВУЗОВСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

НОРМАТИВНО-ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ВУЗОВСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТРАСЛЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ОЦЕНКА ЗНАНИЙ / INDUSTRY / PHYSICAL CULTURE AND SPORTS / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / KNOWLEDGE ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титлов Александр Юрьевич, Баканов Максим Викторович, Акулова Татьяна Николаевна

В настоящее время в современных социально экономических условиях является вопросы разработки профессионально-прикладной подготовки специалистов в специальных учебных заведениях по направлению физической культуры. Физическая культура в системе высшего образования, при условии надежной опоры на новые технологии преподавания, способна обеспечить должную профессиональную психофизическую готовность будущих специалистов современного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Титлов Александр Юрьевич, Баканов Максим Викторович, Акулова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORY AND ORGANIZATIONAL SUPPORT FOR THE MODERNIZATION OF UNIVERSITY PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS OF PHYSICAL CULTURE FACULTIES

Currently, in modern socio-economic conditions, the development of professional and applied training of specialists in special educational institutions in the field of physical culture is considered. Physical culture in the higher education system, provided that it is reliably supported by new teaching technologies, is able to ensure proper professional psychophysical readiness of future specialists of modern production

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ВУЗОВСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

УДК: 377

Титлов А.Ю., Баканов М.В., Акулова Т.Н.

НОРМАТИВНО-ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ВУЗОВСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Титлов Александр Юрьевич К.П.Н., профессор кафедры ТиМФКиС, Государственный социально-гуманитарный университет г.Коломна, Россия;

Баканов Максим Викторович, Начальник отдела государственного регулирования деятельности спортивных федераций Департамента государственного регулирования в сфере спорта Минспорта России, Профессор кафедры ТиМФКиС, доцент, К.П.Н., Государственного социально-гуманитарного университета, Коломна, Россия. e-mail: Sport.mgosgi@,yandex.ru

Акулова Татьяна Николаевна, доцент кафедры физвоспитания

Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева, Москва, Россия

В настоящее время в современных социально экономических условиях является вопросы разработки профессионально-прикладной подготовки специалистов в специальных учебных заведениях по направлению физической культуры. Физическая культура в системе высшего образования, при условии надежной опоры на новые технологии преподавания, способна обеспечить должную профессиональную психофизическую готовность будущих специалистов современного производства.

Ключевые слова: отрасль, физическая культура и спорт, учебные заведения, оценка знаний

REGULATORY AND ORGANIZATIONAL SUPPORT FOR THE MODERNIZATION OF UNIVERSITY PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS OF PHYSICAL CULTURE FACULTIES

Titlov A. Y., Bakanov M. V.

State socio-humanitarian University of Kolomna, Russia Akulova Tatyana Nikolaevna

D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia (Russian, Moscow)

Currently, in modern socio-economic conditions, the development of professional and applied training of specialists in special educational institutions in the field of physical culture is considered. Physical culture in the higher education system, provided that it is reliably supported by new teaching technologies, is able to ensure proper professional psychophysical readiness offuture specialists of modern production.

Keywords: industry, physical culture and sports, educational institutions, knowledge assessment

Аннотация. Очевидным и бесспорным является факт недофинансирования отрасли физической культуры и спорта (ФКиС) в условиях современной России. Наличие существующих нормативов финансирования

материально - технической базы отечественных высших учебных заведений (вузов) не содействует процессу ее укрепления. Явно не способствует росту качества профессионально - образовательной подготовки студентов небольшая зарплата в работе педагогов, в особенности педагогов ФКиС, работающих преимущественно только на бюджетных отделениях.

Кроме остального, конкретно эти оба основных направления очень плохо отражаются на формирование просветительной системы в отрасли ФКиС. Итогом демотивации педагогической работы, а в ряде случаев и деквалификации, делается процедура формализации работы как ровно как частично учительской, так и студенческой, что невозможно принять допустимым. Реальностью становится низкая управляемость продуктивности учебных занятий, проводимых преподавателями кафедр физической культуры. Итоги занятий оцениваются и анализируются на поверхностном уровне, уровне здравого смысла, но не науки. Вместо развития жизненно важных физических качеств, на базе которых формируется здоровье, преподаватель вынужден учить чему - то и как - то. Программы обучения дифференцированы настолько, что опираться на них в целях повышения функциональных возможностей организма обучаемого и мобилизации его внутренних

резервов, бессмысленно. Отсутствуют целевые указания на объем и интенсивность нагрузок с учетом демографических и психофизиологических

индивидуальных особенностей. Большая часть студентов не имеет социально - экономических условий для занятий любимыми видами спорта из-за проблем с рыночной действительностью. Большинство руководителей системы образования в нашей стране недооценивают значения физической культуры и спорта, что делает еще более сложным положение факультетов ФКиС, которые напрямую зависят от бюджетного распределения средств.

Выход из этой кризисной ситуации представляется в течении усиления централизующей нормативной основы при условии обязательного и принципиального по степени немедленного повышения целевого финансирования. Это относится и в целом к отрасли ФКиС, и к системе педагогических вузов, имеющих в своем составе специализированные факультеты ФКиС. Главное, что бы поступающие в вуз финансовые потоки не перераспределились в пользу других факультетов.

Наряду с этим требуется разработать нормативно -организационное обеспечение образовательной, вузовской подготовки студентов - будущих педагогов по спортивным специальностям. Проанализируем только определенные подходящие, согласно нашему суждению тенденции структурно-научно-технической

модернизации вузовской профессиональной подготовки студентов, обучающихся по физкультурно-спортивному профилю.

Подготовка специалиста по физической культуре и спорту требует определенного профилирования содержания физкультурного образования в соответствии с особенностями и спецификой его будущей профессиональной деятельности. Необходимы новые подходы в обучении студентов ФФКиС. Это, прежде всего, интегрированное построение учебного процесса. Формирование мастерства на студенческой стадии существенно находится в зависимости от интеграции дисциплин, в первую очередь в целом профилирующих, с ориентацией на целостную профессиональную педагогическую деятельность, где каждая отдельная дисциплина обязана выступать средством достижения данной цели.

Необходимость в интеграции профилирующих дисциплин обусловлена тем, что будущая профессиональная деятельность целостна и реализуется не отдельными дисциплинами, предметными знаниями, а их системой, происходит формирование целостного представления о профессиональной деятельности в теоретико-практическом аспекте. Интегрированное построение учебного процесса по сравнению с предметным, заключает в себе больше технологических возможностей в условиях сближения и слияния разнокачественных знаний, способов деятельности и приемов мышления. Наиболее значимая задача обучения студентов ФФКиС состоит в том, что освоение двигательных действий сочетается с освоением технологии обучения двигательным действиям, т.е. предполагается овладение обучаемым ролью обучающего и овладения обучающим технологией обучаемого. Необходимость в интеграции профилирующих дисциплин обусловлена тем, что будущая профессиональная деятельность целостна и реализуется не отдельными дисциплинами, предметными знаниями, а их системой, происходит формирование целостного представления о профессиональной деятельности в теоретико-практическом аспекте.

В этом плане интерес может представить развитие такого комплексного предмета, как спортивная педагогика за счет сокращения курса общей педагогики. Здесь подразумевается непосредственное участие педагогов специализированных спортивных кафедр в чтении комплексного, логически определенного курса, опирающегося на единую методологическую философию физкультурно-спортивной подготовки специалистов, которые будут работать в ВУЗах. Существенной помощью было бы написание методических пособий и обобщенного учебника по физкультурно-спортивной педагогике и психологии.

Одной же из на и более значимых проблем физической культуры в современных социально экономических условиях являются вопросы разработки профессионально-прикладной подготовки специалистов в специальных учебных заведениях. Физическая культура в системе высшего образования, при условии надежной опоры на новые технологии преподавания, способна обеспечить должную профессиональную

психофизическую готовность будущих специалистов современного производства.

При этом под новыми технологиями подразумевается внедрение в практику обучения и воспитания таких методов и организационных форм профессионально-прикладной физической культуры, которые в

наибольшей степени обеспечивали бы конечный эффект подготовки специалистов данного профиля. И все же для достижения конечной цели необходимо создать модель выпускника высшего учебного заведения по конкретной специальности, соответственно которой проводить под готовку для обеспечения профессиональной психофизической готовности будущего специалиста.

Общая схема технологического учебного процесса физического воспитания с профессиональной направленностью по годам обучения следующая:

о Первый курс - формирование основных физических качеств, умений и навыков; оценка психофизического состояния в соответствии с требованиями профессии; формирование мотивов ведения здорового образа жизни; знания и умения по реабилитации и снижению утомления; оценка своего состояния.

о Второй курс - воспитание и совершенствование профессионально значимых физических качеств, навыков и умений; формирование мотивов к ведению самостоятельных занятий физическими упражнениями; оценка и коррекция функционального состояния.

о Третий курс - совершенствование профессионально значимых физических качеств, прикладных навыков и умений; приобретение знаний о психофизической готовности; реабилитация и коррекция средствами физической культуры.

о Четвертый курс - совершенствование профессионально значимых физических качеств, умений, навыков; знания об условиях работы и труда в соответствии с типом профессии; профилактика профзаболеваний, травматизма средствами физической культуры, совершенствование индивидуальной психофизической подготовленности к профессии.

Проведение исследований путем анализа научной, учебной и методической литературы в государственном социально-гуманитарном университете г.о. Коломна, а также полученные результаты и их внедрение позволяют уточнить некоторые рекомендации в области планирования и организационного обеспечения учебного процесса. Основанием послужила выявленная у студентов вузов учебная гипокинезия. Примечательно, что это явление имеет непосредственное отношение и к студентам ФКиС. Хотя двигательный дефицит у студентов физкультурно-спортивного профиля обучения естественно существенно ниже, чем у студентов других факультетов.

В этой связи предлагается на уровне определения нормативов создавать базу для преодоления дефицита двигательной активности у студентов вузов. Для этого провести комплексные социологические исследования студенческой аудитории в рамках получения целевых грантов и привлечь для обработки, оценки и анализа полученных результатов ведущих специалистов отрасли ФКиС.

При разработке конкретных комплексов упражнений с целью компенсации двигательного дефицита у студентов ФФКиС необходимо использовать средства не только избранного вида спорта (специализации), но и оздоровительно эффективные, наиболее энергоемкие упражнения других видов спорта, в частности, бег на средних отрезках, спортивные и подвижные игры по упрощенным правилам и отдельные ациклические упражнения.

Для компенсации учебной гипокинезии у студентов ФФКиС, необходимо применение оздоровительно-эффективных, наиболее энергоемких комплексов упражнений СФП и ОФП , реализуемых в режиме смешанного энергообеспечения не менее 55-65% от общего объема физической нагрузки, который должен составлять не менее 4-6 часов в неделю.

В целях повышения качества профессиональной подготовки студентов ФФКиС рекомендуется уточнить на предмет их реалистичности нормативы создания:

• Материально - технических, социально -педагогических, медико-биологических условий, организации систематического врачебного контроля и учета физического развития и физической подготовленности занимающихся;

• Подбора тренеров - преподавателей и работы над повышением их профессиональной и спортивной квалификации, использованием результатов научных исследований при разработке и реализации здоровьесберегающих программ.

При составлении учебного плана необходимо учитывать и оптимальную взаимосвязь учебных предметов, которая позволяет определить роль и место каждой учебной дисциплины в подготовке специалиста по физической культуре и спорту; обеспечить совершенствование преподавания учебных дисциплин как на одном, так и на разных курсах, осуществить дифференцированный подход в процессе обучения студентов.

Выводы нашего исследования позволяют сделать заключение, что:

• В вопросах формирования качественных ориентиров вузовского профессионального образования по-прежнему велика роль государства, призванного обеспечить необходимый, а не декларируемый набор социальных стандартов, гарантированных Конституцией России и имеющих прямое отношение к отрасли ФКиС

• Изучение нормативных параметров результативного обеспечения комплексной системы специализированной профессиональной подготовки дипломированных специалистов подчеркивает необходимость разумного разграничения нормотворческого процесса на ведомственном и вузовском уровнях, чтобы не вернуться полностью в прошлое, но уже в условиях недофинансирования и необязательности исполнения решений на качественном уровне. При этом первоочередной проблемой, требующей своего результативного решения, является определение оптимального объема, интенсивности и направленности физических упражнений в соответствии с индивидуальными возможностями занимающихся.

• Успешное осуществление физкультурно-спортивной подготовки студентов ФКиС во многом зависит от правильного контроля за подготовленностью занимающихся. И здесь не всегда полезным представляется нормативно - усредненное методическое обеспечение тренировочно-образовательного процесса. Важным ограничением нормативной организации обучения в вузе является отсутствие: равно ресурсных ситуаций; необходимой, надежной, детально разработанной по критериям, и репрезентативной системы обязательных (или даже рекомендательных) требований, связанных с совершенствованием образовательного процесса.

Тем не менее, систематизация и анализ развития физкультуры и спорта в современной России являются единственно верным направлением преодоления слабости, диффузиальной аморфности и консервации в отрасли ФКиС.

Литература

1. Баканов М.В. Региональное профессиональное образование и проблемы совершенствования его качества. / М.В.Баканов, А.В. Караваев., АЮ.Титлов // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 57-64

2. Баканов М.В. К новым контурам повышения качества в системе непрерывного профессионального образования в России / М.В.Баканов, А.В. Караваев, А.Ю.Титлов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-10. С. 56-66.

3. Баканов М.В. Основные проблемы качественного образования при подготовке студентов факультетов физической культуры / М.В.Баканов, А.Ю.Титлов, А.А.Нагин // В сборнике: Актуальные вопросы физического воспитания молодежи и студенческого спортаСборник трудов Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 10-18.

4. Караваев А.В. Проблема материально-технического формирования Российского образования в контексте его качества / А.В. Караваев, А.Ю.Титлов, М.В.Баканов // В сборнике: Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы: сборник научных статей и материалов Ш международной научно-практической конференции. 2016. С. 187-191.

5. Титлов А.Ю. Инновационное развитие студенческого спорта / А.Ю.Титлов, М.В.Баканов // В сборнике: Актуальные проблемы профессиональной и учебно-профессиональной деятельности Материалы Всероссийской научно-практической конференции: сборник научных статей. редакторы: А.И. Сафронов, А.А. Зуйкова. 2015. С. 131-133.

6. Титлов А.Ю. Проблема внедрения инноваций в спорте как способ реализации физкультурно-спортивного движения в Московской области / А.Ю.Титлов, М.В.Баканов, А.В.Караваев // В сборнике: Башкатовские чтения: Психология притеснения и деструктивного поведения , прфилактика ксенофобии, экстремизма и национазизма в детской среде. Материалы тринадцатой Всероссийской научно-практической конференции, Министерство образования московской области, ГАОУ ВПО «Московский государственный областной социально гуманитарный институт» ответственный редактор М.Н. Филиппов. 2013. С. 297-303.

7. Титлов А.Ю. Организационно-нормативное обеспечение деятельности менеджера по физической культуре, спорту и туризму / А.Ю.Титлов, М.В.Баканов,

A.В. Караваев //Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Физическая культура" / Коломна, 2012. (2-е издание, исправленное и дополненное)

8. Титлов А.Ю. Программы по физической культуре для учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы с учетом трех уроков в неделю А.Ю.Титлов, В.Н Волков,

B.В.Воронков, М.Ю. Золотова, И.А Ковачева, Т.Ю Маскаева, Б.Ф.Прокудин, К.Б.Прокудин, В.Г.Романов, Б.И.Туркунов, Г.В.Швец. Коломна, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.