Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ И СТУДЕНТОВ 1-2 КУРСА ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ, КАК ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ СДАЧИ НОРМ КОМПЛЕКСА ГТО'

ОТНОШЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ И СТУДЕНТОВ 1-2 КУРСА ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ, КАК ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ СДАЧИ НОРМ КОМПЛЕКСА ГТО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / МОЛОДЕЖЬ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / МОТИВАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ГТО / STUDENTS / YOUTH / HEALTHY LIFESTYLE / MOTIVATION / PHYSICAL CULTURE / TRP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титлов Александр Юрьевич, Баканов Максим Викторович, Акулова Татьяна Николаевна

Осознанность понимания принципов восприятия различных форм физической подготовки являются неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современной молодежи. Внедрение новых форм, по принципу норм ГТО и подготовки к его сдачи в процессе проведения учебных занятий физической культуры только положительно отражаются на физической и психофизиологическом состоянии школьников и студентов в процессе профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Титлов Александр Юрьевич, Баканов Максим Викторович, Акулова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTITUDE OF SCHOOL LEAVERS AND 1-2 YEAR STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS TO PHYSICAL CULTURE AND SPORTS, AS A PROCESS OF PREPARATION FOR PASSING THE STANDARDS OF THE TRP COMPLEX

Awareness of the principles of perception of various forms of physical training is an integral part of the formation of the General and professional culture of the personality of modern youth. The introduction of new forms, based on the principle of TRP standards and preparation for its delivery in the process of conducting physical education classes only positively affect the physical and psychophysiological state of schoolchildren and students in the process of professional training

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ И СТУДЕНТОВ 1-2 КУРСА ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ, КАК ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ СДАЧИ НОРМ КОМПЛЕКСА ГТО»

УДК: 377

Титлов А.Ю., Баканов М.В., Акулова Т.Н.

ОТНОШЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ И СТУДЕНТОВ 1-2 КУРСА ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ, КАК ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ СДАЧИ НОРМ КОМПЛЕКСА ГТО

Титлов Александр Юрьевич К.П.Н., профессор кафедры ТиМФКиС, Государственный социально-гуманитарный университет г.Коломна, Россия;

Баканов Максим Викторович, Начальник отдела государственного регулирования деятельности спортивных федераций Департамента государственного регулирования в сфере спорта Минспорта России, Профессор кафедры ТиМФКиС, доцент, К.П.Н., Государственного социально-гуманитарного университета, Коломна, Россия. e-mail: Sport.mgosgi@,yandex.ru

Акулова Татьяна Николаевна, доцент кафедры физвоспитания

Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева, Москва, Россия

Осознанность понимания принципов восприятия различных форм физической подготовки являются неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современной молодежи. Внедрение новых форм, по принципу норм ГТО и подготовки к его сдачи в процессе проведения учебных занятий физической культуры только положительно отражаются на физической и психофизиологическом состоянии школьников и студентов в процессе профессиональной подготовки.

Ключевые слова: студенты, молодежь, здоровый образ жизни, мотивация, физическая культура, ГТО.

ATTITUDE OF SCHOOL LEAVERS AND 1-2 YEAR STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS TO PHYSICAL CULTURE AND SPORTS, AS A PROCESS OF PREPARATION FOR PASSING THE STANDARDS OF THE TRP COMPLEX

Titlov A. Y., Bakanov M. V.

State socio-humanitarian University of Kolomna, Russia Akulova Tatyana Nikolaevna

D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia (Russian, Moscow)

Awareness of the principles of perception of various forms of physical training is an integral part of the formation of the General and professional culture of the personality of modern youth. The introduction of new forms, based on the principle of TRP standards and preparation for its delivery in the process of conducting physical education classes only positively affect the physical and psychophysiological state of schoolchildren and students in the process ofprofessional training. Keywords: students, youth, healthy lifestyle, motivation, physical culture, TRP.

Аннотация. В нашей статье рассматриваются вопросы отношения студентов к Всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу ГТО, которые в настоящее время являются очень актуальными. Проведенные исследования показали отношения студентов к непосредственным занятиям по физической культуре (ФК), к самостоятельным занятиям по ФК, к занятиям в спортивных секциях. Все эти формы занятий ФК являются основными к подготовке и участию к сдачи норм ГТО. Также были выявлены некоторые показатели по мотивам и мотивациям студентов 1-2 курсов, которые предпринимаются для самосовершенствования в области своего здоровьесовершенствования и здоровьесохранения.

Требования комплекса ГТО предполагают нормативы, в которых отражается степень развития выносливости, силы, гибкости, скорости и координационных способностей. Чтобы успешно сдать нормативы комплекса ГТО, студент должен быть нормально физически развит, а для этого он должен приложить немало усилий, чтобы быть в

хорошей физической форме. Это зависит от того, как студент постоянно посещает плановые занятия по ФК, тренируется в секциях или занимается самоподготовкой по ФК.

Для привития интереса и популяризации комплекса ГТО в образовательных школах и высших учебных заведениях (ВУЗ) надо найти оптимальные пути, чтобы школьники и студенты сами выбирали мотивированные преимущества для каждого сдающего комплекс ГТО. Например: в Коломенском государственном социально-гуманитарном

университете (ГСГУ) при поступлении на факультет физической культуры и спорта за сданные нормативы комплекса ГТО начисляют дополнительный балл. Но надо предпринимать шаги, чтобы доказать, что надо добавлять 5-6 балов, а не мизерный один балл. Также надо поощрять материально за успешно сданные нормативы комплекса ГТО, через премии, разные льготы, представление бесплатных или льготных профсоюзных путевок и т.д.

В нашем исследовании основной целью было выяснить, какие мотивы и мотивации есть у выпускников школ и студентов 1-2 курса для своего здоровьесбережения и постоянных занятий спортом или ФК, что соответственно вытекало бы в положительный результат сдачи комплекса ГТО. В соответствии с целью мы поставили следующие задачи:

1. Выявить общее представление студентов к значимости занятий ФК на современном этапе.

2. Разработать анкету для определения мотивов и мотивации студентов 1-2 курсов ГСГУ.

3. Выявить по результатам анкетирования основные мотивы и мотивации студентов к посещению занятий физической культурой.

Мотивация считается главной направляющей для студентов 1-2 курса, чтобы начать регулярные занятия физической культурой и спортом Термин «мотивация» (от лат. moveo - двигаю) обозначает движение, побуждение, процесс управления физиологическим и психологическим состоянием человека, определяющий его активность, устойчивость, целеустремленность, позволяющий добиться успеха. А вот субъективная причина деятельности студентов является мотивом. И если рассматривать понятие «мотивация студентов к физической подготовке на занятиях физкультурой и спорте в ВУЗе», то мы увидим множество мотивов у самой личности студента, которые ведут к значительному повышению его физической работоспособности.

Значит основным направлением разнообразной двигательной активности студентов является мотивационный компонент, который необходим для развития и совершенствования основных двигательных качеств для его физического совершенствования и успешной сдачи норм комплекса ГТО.

Виноградов П.А. считает, что интегрировать комплекс ГТО можно с помощью создания во всех образовательных учреждениях спортивных клубов. А уже активисты спортивного клуба агитировали учеников или студентов подготовится и сдать нормативы комплекса ГТО для своей возрастной ступени и самое главное создать им

соответствующие условия для подготовки.

При проведении исследования мы использовали следующие методы:

1. Анализ научно-методической литературы

2. Метод опроса в форме анкетирования.

3. Метод математической статистики.

Исследования проходило на базе ГСГУ

городского округа Коломна, Московской области. В исследовании респондентами выступали студенты 12 курса ГСГУ

В анкетировании были задействованы два вспомогательных информативных блока вопросов по ЗОЖ (1 и 2), четыре полноценных информативных блока по ЗОЖ (3,4,5, и 6) и информативный блок «Что для вас значит ГТО» (7).

1. блок. Определите состояние личного здоровья: Очень хорошее, хорошее, не очень хорошее, среднее, плохое, очень плохое

2. блок. Откуда получаете сведения о ЗОЖ:

а) от родителей;

б) от преподавателей;

в) от друзей или подруг;

г) от медицинских работников.

3. блок. Положительно - влияющие факторы на здоровье студента:

а) соблюдение режима дня;

б) нормальный сон;

в) регулярное питание;

г) регулярные занятия физической культурой;

д) следование требований личной гигиены;

е) закаливание организма;

ж) активный отдых;

з) влияние родственников и учителей;

и) самоконтроль своего здоровья.

4. блок. Отрицательно влияющие факторы на здоровье студента:

а) неготовность заниматься личным здоровьем;

б) алкоголь или курение, в) нерегулярное питание;

г) временной лимит для оздоровительных занятий;

д) лишний вес;

е) плохой сон;

ж) режима дня, как такового нет;

з) компьютер и телевизор;

и) нет условий для занятий.

5 блок. Участие в становлении своего здоровья (только 3 варианта ответов положительно, отрицательно и в отдельных случаях):

а) постоянно забочусь о своем здоровье;

б) думаю что я здоров;

в) занимаюсь физической культурой;

г) выполняю распорядок дня;

д) регулярно питаюсь;

е) у меня хороший сон, ж) нет вредных привычек.

6. блок. Определите состояние своих знаний о личном оздоровлении (по пяти-балльной системе):

а) разбираться в анатомии организма;

б) знание о пользе физических упражнений на организм;

в) знание гигиенических правил, коррекция своего телосложения, возможное ухудшение органов зрения и слуха;

г) знание способов лечения респературных заболеваний;

д) знание методов оценки физического развития (росто-весовые показатели, ОГК и др. и оценки физической подготовки в виде тестов на основные двигательные качества и проведение пульсометрии.

7 блок. Что для вас значит ГТО:

Для проведения анкетирования применялся диагностический инструментарий, представляющий собой автономную версию электронной анкеты, разработанной Министерством спорта Российской Федерации в рамках социологического исследования

- опроса населения относительно развития физической культуры и спорта и внедрения комплекса ГТО.

На вопросы анкеты первого блока мы получили следующие ответы . (Определение состояния личного здоровья: Очень хорошее - 14 %, хорошее -32 %, не очень хорошее - 20 %, среднее - 30 %, плохое - 4 %, очень плохое - 0 %).

На вопросы второго блока мы получили следующие ответы: получили сведения о ЗОЖ а) от родителей - 21 %, б) от преподавателей - 27 %, в) от друзей или подруг - 42 %, г) от медицинских работников - 10 %.

На вопросы третьего блока мы получили следующие ответы: а) соблюдают режим дня - 32%, б) нормальный сон - 79% , в) регулярно питаются -43%, г) регулярно занимаются физической культурой

- 67%, д) следуют требованиям личной гигиены -48%, е) закаливают организм - 21%, ж) активно отдыхают - 78%, з) подвержены влиянию родственников и учителей - 31 %, и) контролируют свое здоровье - 19 %

На вопросы четвертого блока мы получили следующие ответы: а) не готовы заниматься личным здоровьем - 28%, б) употреблют алкоголь или курю

- 39%, в) питаются нерегулярно52%, г) нет времени для оздоровительных занятий - 31%, д) есть лишний вес - 18%, е) плохой сон - 19%, ж) режима дня, как такового нет - 46%, з) зависимость от компьютера и телевизора - 26%, и) нет условий для самостоятельных занятий физической культурой -27%.

На вопросы пятого блока мы получили следующие ответы: а) постоянно забочусь о своем здоровье - 47%, б) думаю что я здоров - 58%, в) занимаюсь физической культурой - 71%, г) выполняю распорядок дня - 46%, д) регулярно питаюсь - 48%, е) у меня хороший сон - 76%, ж) нет вредных привычек - 56%.

На вопросы шестого блока мы получили следующие ответы: а) разбираюсь в анатомии своего организма 5 баллов -39%, 4 балла -42%, 3 балла -19%, б) знаю о пользе физических упражнений на организм 5 баллов -59%, 4 балла -31%, 3 балла -20%,, в) знание гигиенических правил, коррекция своего телосложения, возможное ухудшение органов зрения и слуха 5 баллов -26%, 4 балла -46%, 3 балла -28%,, г) знание способов лечения респературных заболеваний 5 баллов -23%, 4 балла -42%, 3 балла -35%,,, д) знание методов оценки физического развития (росто-весовые показатели, ОГК и др. и оценки физической подготовки в виде тестов на основные двигательные качества и проведение пульсометрии 5 баллов -17%, 4 балла -54%, 3 балла -29%,.

На вопросы седьмого блока мы получили следующие ответы: а) знаете ли Вы что такое комплекс ГТО - 86% - да, 10% - нет и 4% -приблизительно, б) для чего возрожден комплекс ГТО - 71% - да, 21% - нет и 8% - приблизительно, в) знаете ли Вы нормативы своей возрастной ступени в

комплексе ГТО - 68% - да, 22% - нет и 10% -приблизительно, г) пробовали ли Вы сдавать нормативы комплекса ГТО 41% - да, 59% - нет, д) есть ли у Вас желание попробовать сдать нормативы комплекса ГТО 75% - да, 25% - нет.

Выводы

Из полученных результатов анкетирования мы видим, что студенты, участвующие в анкетном опросе разошлись во мнениях по вопросам возрождения комплекса, подготовке к сдаче нормативов и самой процедуре сдачи нормативов, но самое главное, что около 30% не определились с собственной позицией по отношению к комплексу ГТО. Порадовали результаты опроса, что почти все студенты знают о комплексе ГТО и это значит, что возрождение комплекса ГТО актуально на сегодняшний момент.

Также полученные результаты позволяют охарактеризовать студенческую среду с достаточным потенциалом в вопросах внедрения ГТО. Около 70% студентов отметили, что возрождение системы проверки физической подготовки в образовательных организациях - неотъемлемая часть системы формирования будущих граждан и патриотов России. Таким образом, реализовав принципы, которые находятся в основе комплекса ГТО, можно достичь целей, поставленных перед системой воспитания, которую необходимо сформировать.

И, тем не менее, главная роль в реализации данной проблемы должна принадлежать наставнику студентов в лице педагога, в основном от него во многом зависит физическое развитие студентов. И что самое главное, что большинство студентов сами желают быть в хорошей спортивной форме, желают участвовать в различных соревнованиях, желают как можно лучше сдать нормативы комплекса ГТО и т.д.

В ходе исследования мы выявили основные мотивы и мотивации студентов к посещению занятий физической культурой, желанию сдавать нормативы комплекса ГТО и просто быть в хорошей спортивной форме. И основными мотивами студентов к этому являются оздоровительная, соревновательная и развлекательная их деятельность.

Литература.

1. Баканов М.В. Региональное профессиональное образование и проблемы совершенствования его качества. / М.В.Баканов, А.В. Караваев.,

А.Ю.Титлов.// Проблемы_современного

педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 57-64

2. Герега, Н. Н. Отношение студентов педагогического вуза к занятиям физической культурой и внедрению комплекса ГТО / Н. Н. Герега // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 4. — С. 119-122.

3. Виноградов П.А. Изучение отношения различных групп населения к всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу «Готов к труду и обороне» (ГТО) как фактора (условия) его

эффективного внедрения (опыт социологического исследования) / П.А. Виноградов, Ю.В. Окуньков // Вестник спортивной науки. - 2015. - № 3. - С. 38-42.

4. Караваев А.В К новым контурам повышения качества в системе непрерывного профессиональног образования в России /А.В.Караваев,М.В. Баканов М.В.,А.Ю. Титлов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-10. С. 5666.

5. Минкин А.В. Мобильные устройства и приложения в организации приема нормативов Всероссийского физкультурно спортивного комплекса ГТО / А.В. Минкин, А.В. Костин, Н.Н. Костина // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 8. - С. 34-36.

6. Новокрещенов В.В. Система оценки уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта в программе летних фестивалей комплекса

ГТО / В.В. Новокрещенов // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 12. - С. 23-26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Титлов А.Ю. Инновационное развитие студенческого спорта / А.Ю.Титлов, М.В.Баканов //

В сборнике: Актуальные_проблемы

профессиональной и учебно-профессиональной деятельности Материалы Всероссийской научно-практической конференции: сборник научных статей. редакторы: А.И. Сафронов, А.А. Зуйкова. 2015. С. 131-133.

8. Титлов А.Ю. Организационно-нормативное обеспечение деятельности менеджера по физической культуре, спорту и туризму / А.Ю.Титлов, М.В.Баканов, А.В. Караваев //Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Физическая культура" / Коломна, 2012. (2-е издание, исправленное и дополненное)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.