Научная статья на тему 'Комплекс ГТО и физическая культура в жизни работающей молодёжи'

Комплекс ГТО и физическая культура в жизни работающей молодёжи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
182
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / PHYSICAL EDUCATION AND SPORT / РАБОТАЮЩАЯ МОЛОДЁЖЬ / WORKING YOUTH / КОМПЛЕКС ГТО / НОРМАТИВЫ КОМПЛЕКСА ГТО / СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / PHYSICAL EDUCATION MEANS / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СПОРТИВНЫЕ СООРУЖЕНИЯ / SPORT FACILITIES / READY FOR LABOUR AND DEFENCE PROGRAMME / READY FOR LABOUR AND DEFENCE PROGRAMME REQUIREMENTS / FITNESS LEVEL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зимин Виталий Николаевич

В настоящей статье рассматривается отношение работающей молодёжи в возрасте 20-30 лет к занятиям физической культурой и спортом в свободное время, а также их позиция к подготовке и сдаче нормативов комплекса ГТО. Проведено анкетирование студентов заочного отделения Костромского государственного университета. В статье описаны результаты обработки анкет и выявлено отношение студентов как к занятиям физической культурой, так и к сдаче нормативов комплекса «Готов к труду и обороне!» Определены причины положительного или отрицательного отношения к использованию средств физической культуры в повседневной жизни через участие к подготовке и сдаче нормативов комплекса ГТО. В статье даются рекомендации по более эффективному внедрению комплекса ГТО среди работающего населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зимин Виталий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ready for Labour and Defence" programme and physical education among working youth

The article discusses the attitude of working youth aged 20 to 30 to doing sports and physical exercise in their leisure time as well as to the training aimed to meet the requirements of the Ready for Labour and Defence programme. Part-time students of Kostroma State University were given a questionnaire on the topic. The article summarises the replies and identifies the students’ attitude both to physical exercise and to the Ready for Labour and Defence programme requirements. The reasons for the negative or positive attitudes to using physical activity in everyday life through the training for the said requirements are described. The author gives recommendations on more efficient introduction of the Ready for Labour and Defence programme among working population.

Текст научной работы на тему «Комплекс ГТО и физическая культура в жизни работающей молодёжи»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

УДК 796

Зимин Виталий Николаевич

профессор

Костромской государственный университет

zimina72@mail.ru

КОМПЛЕКС ГТО И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ЖИЗНИ РАБОТАЮЩЕЙ МОЛОДЁЖИ

В настоящей статье рассматривается отношение работающей молодёжи в возрасте 20-30 лет к занятиям физической культурой и спортом в свободное время, а также их позиция к подготовке и сдаче нормативов комплекса ГТО. Проведено анкетирование студентов заочного отделения Костромского государственного университета. В статье описаны результаты обработки анкет и выявлено отношение студентов как к занятиям физической культурой, так и к сдаче нормативов комплекса «Готов к труду и обороне!» Определены причины положительного или отрицательного отношения к использованию средств физической культуры в повседневной жизни через участие к подготовке и сдаче нормативов комплекса ГТО. В статье даются рекомендации по более эффективному внедрению комплекса ГТО среди работающего населения.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, работающая молодёжь, комплекс ГТО, нормативы комплекса ГТО, средства физической культуры, физическая подготовка, спортивные сооружения.

За последние годы принят ряд важных государственных документов, которые положили начало практической реализации внедрения комплекса ГТО в повседневную жизнь населения Российской Федерации:

- Указ Президента РФ от 24 марта 2014 № 172;

- постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 года № 540;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 года № 1165-Р;

- приказ Минспорта России от 9 июля 2014 года.

Указы и постановления направлены на решение

следующих задач: охват населения страны массовым спортивным движением, повышение уровня физической подготовленности, привлечение к систематическим занятиям физической культурой и спортом, пропаганда здорового образа жизни.

Нормативы комплекса ГТО выполняют функции контроля физической подготовленности различных возрастных групп населения. Одним из основополагающих принципов нового комплекса ГТО является добровольное участие, основанное на доступности нормативов.

В «Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года» и Государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» отмечено, что количество систематически занимающихся физической культурой и спортом к 2020 году должно достичь 40% (обучающиеся, работающие и пенсионеры).

В настоящее время имеются некоторые данные о количестве занимающихся среди учащейся молодёжи (школьники, студенты средних и высших учебных заведений) [1, с. 67; 3, с. 125; 4, с. 126; 5, с. 58; 6, с. 16-17].

По данным, приведённым П.А. Виноградовым и Ю.В. Окуньковым [2, с. 39], около 13%

населения (35% обучающихся, 10% трудящихся и 5% пенсионеров) планируют проводить подготовку к выполнению нормативов комплекса ГТО, а почти 89% граждан страны (66% обучающихся, 79% трудящихся и 80% пенсионеров) не интересуются информацией о комплексе.

Предлагаются рекомендации по организации занятий в свободное время по физической подготовке к сдаче нормативов ГТО с привлечением современных оздоровительных систем и видов спорта [5, с. 58].

Начиная с введения комплекса ГТО в 1931 году и до начала 90-х годов XX века, в организации подготовки и сдачи нормативов среди работающего населения активное участие принимали спортивные общества профсоюзов, освобождённые спортивные работники в крупных производственных коллективах, инструкторы-общественники небольших учреждений.

К настоящему времени имеется слишком мало публикаций о проблемах подготовки и участии работающего населения в сдаче нормативов комплекса ГТО.

Целью нашего исследования является изучение отношения работающего населения региона к занятиям физической культурой и спортом и его участия в сдаче нормативов комплекса ГТО. Методы исследования, помимо обзора имеющейся литературы, включали в себя анкетирование и обработку данных, полученных в результате анкетирования.

Организация исследования. Проведено анкетирование и опрос работающего населения в возрасте 20-34 лет. Объект исследования - студенты заочного отделения Костромского государственного университета, работающие как в негосударственных, так и в федеральных и муниципальных бюджетных организациях. По роду своей профессиональной деятельности 83% респондентов от-

182

Вестник КГУ 2018

© Зимин В.Н., 2018

носятся к работникам умственного труда и имеют низкую физическую активность.

Всего в исследовании приняло участие 289 человек, которые были разделены на две группы:

- первая состояла из студентов 25-34 лет, получающих второе высшее образование (76 человек);

- вторая состояла из студентов 20-29 лет, получающих первое высшее образование (213 человек).

Респонденты обучаются по 11 специальностям.

Участники исследования отвечали на вопросы об их отношении к занятиям физической культурой и спортом в свободное время, о состоянии собственного здоровья, об участии в сдаче нормативов комплекса ГТО.

В ответах на вопрос: «Как вы оцениваете свой уровень физической подготовки?» были получены следующие результаты:

- первая группа: отличный - 10,1%, хороший -50,8%, удовлетворительный - 33,9%, плохой - 5,2%.

- вторая группа: отличный - 12,7%, хороший -50,3%, удовлетворительный - 30,9%, плохой - 6,10%.

Анализ ответов показывает, что самооценка состояния здоровья у первой и второй группы в целом совпадает, а небольшие различия в ответе «отличное здоровье» можно отнести на счёт более молодого состава второй группы.

На вопрос: «Как регулярно вы проходите медицинское обследование и знаете ли вы свою медицинскую группу для занятий физической культурой и спортом?» респонденты дали следующие ответы:

1 группа - регулярные профосмотры проходят 55,2%, знают свою медицинскую группу (основная, подготовительная, специальная) - 11,4%.

2 группа - регулярные профосмотры проходят 81,2%, знают свою медицинскую группу 22,3%.

Прохождения профосмотра, по всей видимости, будет недостаточно для допуска к регулярным занятиям физической культурой и спортом и для участия в сдаче нормативов комплекса ГТО. В ходе опроса выяснилось, что респонденты знают свою медицинскую группу по занятиям физической культурой и спортом в школе и вузе.

Данные о занятиях физической культурой и спортом в свободное время (в спортивных секциях, атлетических и фитнес залах, в оздоровительных группах) таковы:

1 группа - занимаются 15,8%, нет - 84,2%.

2 группа - занимаются 13,6%, нет - 87,4%.

Количество времени, затрачиваемое на занятия

физической культурой в неделю, почти полностью совпадает у первой и второй групп. От 1,5 до 2 часов - 61,3%, 3-4 часа - 24,8%, 5 часов и более -13,9%. Также совпадает и количество дней, отводимых на занятия физической культурой и спортом: не более 2-х дней - 68,9%, 3-4 дня - 22,9%, 5 дней и более - 8,2%.

Таким образом, в основном занятия носят нерегулярный характер, а занимающиеся 5 дней и более - это посещающие фитнес клубы, атлетические секции и спортивные школы.

Причины, по которым респонденты не занимаются активно, в основном совпадают у обеих групп. Они распределились следующим образом (по убыванию): отсутствие свободного времени; не считают нужным; лень; материальные затруднения (для посещения бассейна, тренажёрного зала, фитнес клуба); отсутствие в шаговой доступности спортивных сооружений, в том числе плоскостных (стадионов, спортивных площадок, беговых дорожек в парках); отсутствие спортивных центров, где можно заниматься вместе с детьми; отсутствие комплексных спортивных сооружений для занятий бегом, силовой подготовкой, прыжками, метаниями); нет условий для занятий молодёжными видами спорта (кроссфит, паркур, воркаут, скейтборд и т.п.), отсутствие в микрорайонах волейбольных и баскетбольных площадок, проблемы со здоровьем.

На вопрос: «Назовите мотивы занятий физической культурой и спортом» было предложено дать два-три ответа. Получены следующие результаты, характерные для обеих групп:

- коррекция фигуры, хорошее телосложение -37,5%;

- сохранение и укрепление здоровья - 32,3%;

- хорошая физическая форма - 11,9%;

- приятное времяпровождение, общение - 6,2%;

- активный отдых - 5,2%;

- желание добиться высоких спортивных результатов - 5,1%;

- повышение заработной платы - 5,0%.

Также были названы такие мотивы как здоровый образ жизни, уверенность в себе, пример для детей, восстановление после родов, воспитание воли, возможность участвовать в соревнованиях в городе, области и на выезде.

Анализируя ответы на предложенный вопрос, можно сделать вывод о том, что респонденты ставят на первые места общекультурные ценности (коррекция фигуры, сохранение здоровья, хорошая физическая форма). Кроме того, из ответов видно, что определённые работодатели считают хорошую физическую форму одним из способов мотивации сотрудников, то есть повышают заработную плату.

62% опрошенных знают о введении ВСФК ГТО в Российской Федерации из средств массовой информации. 35% респондентов получили эту информацию в своих коллективах (общеобразовательные учебные заведения, силовые структуры, спортивные школы, государственные учреждения).

На предложенный вопрос: «Знаете ли вы перечень испытаний, их количество и оценочные показатели в вашей возрастной группе?» в первой группе 15,8% респондентов ответили утвердительно, во второй - 13,6%. Это свидетельствует о том, что часть граждан информирована о комплексе ГТО, но большую часть опрашиваемых не интересует содержательная сторона комплекса.

Данные об участии опрошенных в сдаче нормативов ГТО следующие: в первой группе 13,9% принимали участие в контрольных испытаниях, во

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

183

ВД0ОЙСеВЬЕГ0ЕРриЬаЕ'ЬеИ,Е1як<1>141И1ЧаЕ!СК(ЭЕ|Б1Е>е11ИШ.АН11Е).1одёжи

второй группе - 9,4%. В основном, в испытаниях участвовали сотрудники образовательных и государственных учреждений; часть их них - не во всех нормативах комплекса ГТО, необходимых для получения бронзового, серебряного или золотого значка в своей возрастной группе.

При ответе на вопрос: «Считаете ли вы необходимым для себя участвовать в сдаче нормативов комплекса ГТО?» были получены следующие результаты: 30,6% (как первая, так и вторая группа) считают возможным участвовать в испытаниях комплекса ГТО, 50,1% не видят в этом необходимости, 19,3% (первая и вторая группа) находятся в состоянии неопределённости.

Большинство респондентов (79,9% в первой группе и 67,7% во второй) указали на слабые физические данные для самостоятельной подготовки к выполнению нормативов комплекса ГТО и на необходимость подготовки с тренером или инструктором. 70,2% указывают на отсутствие в шаговой доступности простейших спортивных сооружений, освещённых лыжных трасс и беговых дорожек. 65,2% отметили, что посещение спортсооружений для самостоятельной подготовки платное, при этом нет никаких организованных занятий в микрорайонах по месту жительства и по месту работы.

Выводы. Результаты анкетирования и опроса позволяют сделать определённые выводы для более эффективного внедрения комплекса ГТО среди работающего населения.

1. Создание в трудовых коллективах действенной системы информирования о значении комплекса ГТО.

2. Разработка системы мер поощрения руководителей и профсоюзных организаций за создание условий по привлечению работников к занятиям физической культурой и участию в сдаче нормативов комплекса ГТО.

3. Создание групп по подготовке к сдаче ГТО по месту жительства или на работе.

4. Издание методических пособий для самостоятельной подготовки к сдаче нормативов комплекса ГТО.

5. Разработка системы морального и материального поощрения участников, руководителей предприятий, учреждений и трудовых коллективов.

Библиографический список

1. Герега Н.Н. Отношение будущих педагогов к внедрению комплекса ГТО в вузе / Н.Н. Герега, О.Н. Кизаев, Н.И. Синявский, А.В. Фурсов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2016. - № 6. - С. 66-68.

2. Виноградов П.А., Окуньков Ю.В. Изучение отношения различных групп населения к Всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу «Готов к труду и обороне» (ГТО) как фактора (условия) его эффективного внедрения (опыт социологического исследования) // Вестник спортивной науки. - 2015. - № 3. - С. 38-43.

3. Зимин В.Н. Физическая культура в вузе: анализ учебной и спортивно-массовой работы II Приоритетные научные исследования и разработки: сб. статей междунар. науч.-практ. конф. (13 февраля 2016 г., г. Саратов). В 3 ч. Ч. 2. - Уфа: МцИи «Омега Сайнс», 2016. - С. 123-129.

4. Зимин В.Н. Комплекс ГТО в системе физического воспитания студентов вуза II Культура и искусство в современном образовательном пространстве: материалы всерос. науч.-практ. конф. I отв. ред. Т.В. Луданова, ред. Н.Е. Мусинова. - Кострома: Костром. гос. ун-т, 2017. - C. 125-129.

5. Колесник И.С. Назаренко А.Д. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО как социальный проект гармонического развития личности II Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2016. - № 5. - С. 57-59.

6. Лубышева Л.И. Всероссийский комплекс ГТО: организационные основы и пути реализации в условиях вуза II Физическая культура и массовый спорт в основе здоровьесберегающих технологий: итоговый сб. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - М., 2014. - C. 13-17.

References

1. Gerega N.N. Otnoshenie budushhih pedagogov k vnedreniju kompleksa GTO v vuze I N.N. Gerega, O.N. Kizaev, N.I. Sinjavskij, A.V. Fursov II Fizicheskajakul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2016. - № 6. - S. 66-68.

2. Vinogradov P.A., Okun'kov Ju.V. Izuchenie otnoshenija razlichnyh grupp naselenija k Vserossijskomu fizkul'turno-sportivnomu kompleksu «Gotov k trudu i oborone» (GTO) kak faktora (uslovija) ego jeffektivnogo vnedrenija (opyt sociologicheskogo issledovanija) II Vestnik sportivnoj nauki. - 2015. -№ 3. - S. 38-43.

3. Zimin V.N. Fizicheskaja kul'tura v vuze: analiz uchebnoj i sportivno-massovoj raboty II Prioritetnye nauchnye issledovanija i razrabotki: sb. Statej mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (13 fevralja 2016 g., g. Saratov). V 3. ch. Ch. 2. - Ufa: MCII «Omega Sajns», 2016. - S. 123-129.

4. Zimin V.N. Kompleks GTO v sisteme fizicheskogo vospitanija studentov vuza II Kul'tura i iskusstvo v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve: materialy vseros. nauch.-prakt. konf. I otv. red. T.V. Ludanova, red. N.E. Musinova. -Kostroma: Kostrom. gos. un-et, 2017. - S. 125-129.

5. Kolesnik I.S, Nazarenko A.D. Vserossijskij fizkul'turno-sportivnyj kompleks GTO kak social'nyj proekt garmonicheskogo razvitija lichnosti II Fizicheskaja kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2016. - № 5. - S. 57-59.

6. Lubysheva L.I. Vserossijskij kompleks GTO: organizacionnye osnovy i puti realizacii v uslovijah vuza II Fizicheskaja kul'tura i massovyj sport v osnove zdorov'esberegajushhih tehnologij: itogovyj sb. Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem. -M., 2014. - S. 13-17.

184

Вестник КГУ 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.