Научная статья на тему 'Норматив затрат на выполнение государственного (муниципального) задания как инструмент повышения финансовой эффективности учреждения здравоохранения. Часть 4'

Норматив затрат на выполнение государственного (муниципального) задания как инструмент повышения финансовой эффективности учреждения здравоохранения. Часть 4 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
304
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБСИДИИ НА ВОЗМЕЩЕНИЕ НОРМАТИВНЫХ ЗАТРАТ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ (МУНИЦИПАЛЬНОЕ) ЗАДАНИЕ / ФИНАНСОВАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / STATE (MUNICIPAL) ASSIGNMENT / SUBSIDY FOR COMPENSATION OF NORMATIVE INPUTS / FINANCIAL EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевченко В. В., Ямщиков А. С.

На выполнение этого задания в соответствующем бюджете бюджетной системы РФ предусматриваются бюджетные ассигнования, которые выделяются учреждению в виде субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) и содержанием имущества. Для того, чтобы определить необходимый объем субсидии на очередной финансовый год, следует произвести расчет указанных нормативов. В данной статье рассмотрены методы определения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) и нормативных затрат на содержание имущества, приведены практические примеры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шевченко В. В., Ямщиков А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Normal input of executing state (municipal) assignment as an instrument of financial effectiveness rise. Part 4

In the corresponding budget of the Russian Federation budget system there provided appropriation for execution of the assignment. The appropriation are allocated to institution as a subsidy for compensation of normative inputs connected with providing of state (municipal) services (caring out work) and maintenance of property. To determine proper value of subsidy for the fiscal year in turn it is necessary to rate the normals. In the article there considered the methods for determination of normative inputs of providing of state (municipal) services (caring out work) and normative inputs of property maintenance, there given practical examples

Текст научной работы на тему «Норматив затрат на выполнение государственного (муниципального) задания как инструмент повышения финансовой эффективности учреждения здравоохранения. Часть 4»

Финансовый менеджмент

В.В. Шевченко,

д.м.н., профессор, первый заместитель Главы города, г. Красноярск, Россия, ekofin@admkrsk.ru

А.С. Ямщиков,

д.э.н., доцент, заместитель руководителя по экономическим вопросам Департамента социальной политики Администрации г. Красноярска, Россия, asy@admkrsk.ru

НОРМАТИВ ЗАТРАТ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ЗАДАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. ЧАСТЬ 4

УДК 614.2

Шевченко В.В., Ямщиков А.С. Норматив затрат на выполнение государственного (муниципального) задания как инструмент повышения финансовой эффективности учреждения здравоохранения

(Администрация г. Красноярска, Россия)

Аннотация. На выполнение этого задания в соответствующем бюджете бюджетной системы РФ предусматриваются бюджетные ассигнования, которые выделяются учреждению в виде субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) и содержанием имущества. Для того, чтобы определить необходимый объем субсидии на очередной финансовый год, следует произвести расчет указанных нормативов. В данной статье рассмотрены методы определения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) и нормативных затрат на содержание имущества, приведены практические примеры. Ключевые слова: субсидии на возмещение нормативных затрат, государственное (муниципальное) задание, финансовая эффективность.

Начало статьи см. в М3-12-2013, МЗ-1-2014, МЗ-2-2014

Нормативные затраты на обеспечение материально-техническими средствами и расходными материалами

Нормативные затраты на обеспечение материально-техническими средствами и расходными материалами должны покрывать затраты на приобретение запасных частей, строительные материалы, средства бытовой химии, хозяйственные материалы. Нормативные затраты на обеспечение материально-техническими средствами и расходными мате-иалами рассчитываются следующим образом:

= Р

с.ср. сантех.мат.

- эл.техн.матер.

строит.матер.

- канц.

- дез.ср.

Ро

орг.тех.

- запчасти

Рс

ср.защ.)

(45)

сантех.мат. — затраты на приобретение санитарно-технических изделий; Р.эл.техн.матер. — затраты на приобретение электротехнических материалов; Рстроит.матер. — затраты на приобретение строительных материалов; Рканц. — затраты на канцелярские расходы; Рдезр — затраты на дезинфицирующие средства; Рмоющ. — затраты на моющие, чистящие средства;

© В.В. Шевченко, А.С. Ямщиков, 2014 г.

№3 Менеджер

2014 1

моющ

книжн.

Финансовый менеджмент

Таблица 20

Затраты на приобретение санитарно-технических изделий

Наименование, марка

кран-букса керамическая кран-букса диам.15

Ед. изм. Исчислено

Количество Цена, руб. Сумма, руб.

шт. 2,00 27,00 54,00

шт. 2,00 24,00 48,00

ИТОГО || 34,00 || 198,00 || 6732,00

Таблица 21

Затраты на приобретение электротехнических материалов

Наименование, марка Исчислено

Ед. изм. Количество Цена, руб. Сумма, руб.

битум 40 кг. шт. 1049,73 0,00

технониколь кв.м. 350,00 0,00

краска фасадная ВД КЧ кг 100,00 65,00 6500,00

ИТОГО 208,00 || 74,57 || 15 511,00 |

РхОз.тов. — затраты на хозяйственные товары; Рорг.тех. — затраты на расходные материалы для вычислительной и оргтехники, тонеры, картриджи, запасные части для вычислительной и оргтехники; Рзапчасти — затраты на запасные части для ремонта оборудования; Ркнижн. — затраты на приобретение книжной и печатной продукции; Рср.защ, — затраты на приобретение средств индивидуальной защиты.

Таким образом, нормативные затраты на обеспечение материально-техническими средствами и расходными материалами равны:

Рмат.тех.ср. = 6 732,0 + 15 005,0 + 15 511,0 +

+ 70 925,0 + 439 001,7 + 112 400,35 +

+ 56 902,0 + 78 350,0 + 231 385,0 +

+ 12 790,0 = 1 039 001,7 руб.

Нормативные затраты на приобретение санитарно-технических изделий определяются (табл. 20):

Рс

сантех.мат.

= ^ Qt • Ц,

(46)

где Qt — количество санитарно-технических материалов, штук; Ц — средняя цена t-го санитарно-технического материала, руб.;

Таким образом, норматив затрат на санитарно-технические изделия на 1 вызов равен:

- сантех.мат./вызов

6732,00 323 276

0,02 руб./вызов

Затраты на приобретение электротехнических материалов, определяются (табл. 21):

Нормативные затраты на обеспечение материально-техническими средствами и расходными материалами в расчете на один вызов равны:

мат.тех.ср./вызов

1 039 001,70 323 276

3,21 руб./вызов

- эл.техн.матер.

. = 2 Qt■ Ц,,

,=

(47)

где Qt — количество электротехнических материалов, штук; Ц — средняя цена t-го наименования электротехнических материалов, руб.

Таким образом, норматив затрат на электротехнические материалы на 1 вызов равен:

7енеджер №3

здравоохранения 3014

Финансовый менеджмент

Затраты на канцелярские расходы

Таблица 22

Наименование, марка Ед. изм. Исчислено

Количество Цена, руб. Сумма, руб. I

Бумага для принтера шт. 300,00 150,00 45 000,00

Бумага писчая шт. 100,00 65,00 6500,00

Прочее шт.

ИТОГО | 1180,00 II 60,11 || 70 925,00 |

Таблица 23

Затраты на дезинфицирующие средства

Наименование, марка Ед. изм. Исчислено

Количество Цена, руб. Сумма, руб. I

Жавель-таб № 300 табл. банка 250,00 400,00 100 000,00

Аламинол, 1 л флакон 80,00 200,00 16 000,00

Оптимакс, 1 л флакон 50,00 200,00 10 000,00

ИТОГО 32 471,00 || 13,52 || 439 001,70 |

- эл.техн.матер./вызов

15511,00 323 276

= 0,05 руб./вызов

Затраты на канцелярские расходы рассчитываются следующим образом (табл. 22):

Рканц. = ^ Qt Ц,

(48)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где Qt — количество канцелярских товаров, бумаги; Ц — ( средняя) цена /-го наименования канцелярских товаров, бумаги, руб.

Таким образом, норматив затрат на канцелярские расходы на 1 вызов равен:

- канц./вызов

70 925,00 323 276

= 0,22 руб./вызов

Нормативные затраты на дезинфицирующие средства рассчитываются следующим образом (табл. 23):

Рдез,ср. = i Qt ■ Ц, (49)

/=1

где Qi — количество дезинфицирующих средств и средств для стерилизации и дезин-

фекции; Ц — средняя цена /-го наименования дезинфицирующих средств и средств для стерилизации и дезинфекции, руб.

Наименование и перечень дезинфицирующих средств приведены на основании Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22.01.2008 №3 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.4.2318-08», Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 09.06.2003 №131 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.5.1378-03», Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 №58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», отраслевого стандарта МЗ 4221-2-86 «Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения. Методы, средства и режимы»; Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 №163 «Об утверждении СанПиН 2.1.7.279010 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами».

№3 Менедже1

2014 здравоохранения ,

Финансовый менеджмент

Затраты на моющие, чистящие средства

Таблица 24

Наименование, марка Исчислено

Ед. изм. Количество Цена, руб. Сумма, руб.

Средство для мытья полов кг 700,00 38,00 26 600,00

Порошок автомат кг 250,00 65,00 16 250,00

Мыло хоз. 200 гр. 75 шт. 550,00 12,00 6600,00

ИТОГО 2740,00 11 4102 | 112 400,00 |

Затраты на хозяйственные товары

Таблица 25

Наименование, марка Ед. изм.

Туалетная бумага Полотенце бумажное

шт.

шт.

Исчислено

Количество Цена, руб. Сумма, руб.

800,00 6,50 5200,00

12,00 85,00 1020,00

11 2802,00 || 20,31 || 56 902,00 |

ИТОГО

Таким образом, норматив затрат на дезинфицирующие средства на 1 вызов равен:

- дез.ср./вызов

439 001,70 323 276

= 1,36 руб./вызов

- моющ.

= ^ Qi Ц ,

(50)

где Qi — расход моющих, чистящих средств; Цi — средняя цена /-го наименования моющих, чистящих средств, руб.

Таким образом, норматив затрат на моющие, чистящие средства на 1 вызов равен:

моющ./вызов

112 400,00 323 276

= 0,35 руб./вызов

Затраты на хозяйственные товары определены на основании сложившихся фактических данных и рассчитаны на основании

норм потребления муниципального бюджетного учреждения «Городская станция скорой медицинской помощи» (табл. 25).

= ^ Q, • Ц,

(51)

Нормативные затраты на моющие, чистящие средства определяются следующим образом (табл. 24):

где Qt — количество моющих, чистящих средств; Ц — средняя цена /-го наименования моющих, чистящих средств, руб.

Таким образом, норматив затрат на хозяйственные товары на 1 вызов равен:

- хоз.тов./вызов

56 902,00 323 276

= 0,18 руб./вызов

Затраты на расходные материалы для вычислительной и оргтехники, тонеры, картриджи, запасные части для вычислительной и оргтехники определяются следующим образом (табл. 26):

Рорг.тех. = ^ Q/ • Ц,

(52)

где Qt — количество расходных материалов для вычислительной и оргтехники, тонеры, картриджи, запасные части для вычислитель-

/=

7енеджер №3

здравоохранения 3014

Финансовый менеджмент

Таблица 26

Затраты на расходные материалы для вычислительной и оргтехники, тонеры, картриджи, запасные части для вычислительной и оргтехники

Наименование, марка Исчислено

еД. ИЗМ. “ Количество Цена, руб. Сумма, руб.

Картридж матричный шт. 80,00 100,00 8000,00

Картридж лазерный шт. 30,00 2000,00 60 000,00

Кулер Socket 775 Igloo 5063-Light CU 20 дБа/шарик/клипсы шт. 4,00 1000,00 4000,00

ИТОГО 125,00 626,80 78 350,00

Таблица 27

Затраты на запасные части для ремонта оборудования

Наименование, марка Ед. изм. Исчислено

Количество Цена, руб. Сумма, руб.

Аккумулятор шт. 10,00 1455,00 14 550,00

Аккумулятор шт. 4,00 3570,00 14 280,00

Манометры шт. 267,00 180,00 48 060,00

ИТОГО || 322,00 || 718,59 || 231385,00

ной и оргтехники; Ц — ( средняя) цена /-го наименования товаров, руб.

Таким образом, норматив затрат на расходные материалы для вычислительной и оргтехники, тонеры, картриджи, запасные части для вычислительной и оргтехники на 1 вызов равен:

Таким образом, норматив затрат на запасные части для ремонта оборудования на 1 вызов равен:

Р 231385,00

Рзапчасти/вызов 323 276 0,72 руб>ызов

орг.тех./вызов

78 350,00 323 276

0,24 руб./вызов

Затраты на запасные части для ремонта оборудования определяются по формуле (табл. 27):

запчасти

= ^ Qt Ц,

(53)

где Qt — количество запасных частей; Ц — средняя цена t-го наименования запасных частей, руб.; Рзапчасти — затраты на запасные части для ремонта оборудования; Ркнижн. — затраты на приобретение книжной и печатной продукции; Рсрзащ. — затраты на приобретение средств индивидуальной защиты.

Затраты на приобретение книжной и печатной продукции рассчитываются следующим образом (табл. 28):

Ркнижн. = ^ Qt ■ Ц/, (54)

i=1

где Qt — количество книжной, печатной продукции; Ц — средняя цена /-го наименования продукции, руб.

Таким образом, норматив затрат на приобретение книжной и печатной продукции на 1 вызов равен:

D 12 790,00

Ркнижн./вызов 323 276 0,04 руб /вызов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№3 Менедже1

2014 здравоохранения ,

Финансовый менеджмент

Таблица 28

Затраты на приобретение книжной и печатной продукции

Наименование, марка

Плакатная продукция по охране труда Журнал контроля

Г Исчислено

од. изм. “ Количество Цена, руб. Сумма, руб.

шт. 6,00 250,00 1500,00

шт. 30,00 84,00 2520,00

ИТОГО |Г 171,00 || 74,80 || 12 790,00 |

Нормативные затраты на мягкий инвентарь для медицинского персонала

Затраты на мягкий инвентарь для медицинского персонала определяются исходя из норм расходования мягкого инвентаря и обмундирования для каждой категории медицинского персонала и цен на мягкий инвентарь.

Нормативные затраты на мягкий инвентарь для медицинского персонала на 1 вызов определяется исходя из норм расходования мягкого инвентаря и обмундирования для каждой категории медицинского персонала и цен на мягкий инвентарь.

Нормативный расчет произведен в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения СССР от 29.01.1988 №65 «О введении отраслевых норм бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, а также норм санитарной одежды».

^ N Ц

р,

мягк.инв.для перс.

Кв.

(55)

личение стоимости материальных запасов» по МБУЗ «Городская станция скорой медицинской помощи» составят:

РЁОсш = 14 968 664,80 + 3 389 049,50 +

+ 355 584,00 + 6732,00 + 15 005,00 +

+ 15 511,00 + 70 925,00 + 439 001,70 +

+ 112 400,00 + 56 902,00 + 78 350,00 +

+ 231 385,00 + 12 790,00 + 0,00 +

+ 555 000,00 = 20 307 300,00 рублей

Нормативные затраты на содержание имущества муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Городская станция скорой медицинской помощи»

Нормативные затраты на оплату тепловой энергии. Объем потребления тепловой энергии на год определяется на основании показаний счетчиков. Нормативные затраты на оплату потребления тепловой энергии на плановый период определяются по формуле:

= Ц

• Т

тепл.эн. J- тепл.эн.

(56)

где i — количество наименований мягкого инвентаря для персонала, штук; Ni — норма расхода мягкого инвентаря i-го наименования для медицинского персонала; Ц — цена i-го наименования мягкого инвентаря и обмундирования, руб.; Квызов — количество вызовов (табл. 29);

где Цтепл.эн. — цена 1 Гкал тепла на горячее водоснабжение потребителя без учета тепловых потерь трубопроводами системы, руб.; Ттеплэн. — объем потребления учреждением тепловой энергии в соответствующем году, Гкал;

-мягк.инв.для перс./вызов

555 000 323 276

1,72 руб./вызов

Таким образом, в результате проведенных расчетов общие затраты по статье 340 «Уве-

Ртеплэн. = 974,49 • 2771,60 = 2 700 900,00 руб.

Нормативные затраты на оплату потребления тепловой энергии в расчете на один вызов равны:

7енеджер №3

здравоохранения 3014

Финансовый менеджмент

Таблица 29

Затраты на мягкий инвентарь для медицинского персонала

Нор- матив Расчетная потребность, шт. В наличии на 1 января Подлежит списанию (по данным бухгалтерии) Исчислено на 2012 год

Наименование 0 сг 5 § о " 8 § & с на персонал Подлежит приобре- тению Цена, руб. Сумма, руб Основание

Костюм х/б летний (для врачей, ср., мл. персонал) 1,00 900,00 960,00 800,00 740,0 750,0 Постановление 555 000,00 № 68 приложение № 11 п. 38

Полотенце махровое 1,00 1160,00 293,00 293,00 1160 0,00 Приказ № 65 приложение №2 п. 1

Костюм х/б для диспетчеров 1,00 150,00 150,00 80,00 80,00 0,00 Постановление № 68 приложение № 11 п. 39

ИТОГО х х х х х х 555 000,00

р 2 700 900,00 пог

Ртепл.эн./вызов 323 276 8,35 руб./ВЫЗОВ

Нормативные затраты на оплату электрической энергии. Оплата электрической энергии осуществляется на основании Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии».

Предоставление электрической энергии осуществляется на основании Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 №861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяй-

ства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям».

Объем используемой энергии определяется на основании показаний счетчиков. Нормативные затраты на потребление электрической энергии на плановый период определяются по формуле:

- эл.энергия

= Ц

эл.энергия

Q

эл.энергия

(57)

где 0эл.энергия — годовой расход электроэнергии на освещение учреждения, кВт.ч; Цэл.энергия — цена за 1 кВтч электроэнергии, руб.;

Рэл.энеРгия = 3,34 • 311 676,65 =1041 000,00 руб.

Нормативные затраты на потребление электрической энергии в расчете на один вызов равны:

- эл.энергия/вызов

1 041 000,00 323 276

3,22 руб./вызов

Таким образом в результате проведенных расчетов общие затраты по статье 223 «Коммунальные услуги» по МБУЗ «Городская

№3 Менедже1

2014 здравоохранения ,

Финансовый менеджмент

Таблица 30

Расчет объема нормативных затрат на оказание муниципальных услуг и содержания имущества муниципальными бюджетными учреждениями здравоохранения города Красноярска

Наименование затрат

Итого затраты по услугам

НОРМАТИВНЫЕ ЗАТРАТЫ НА ОКАЗАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ УСЛУГИ

Нормативные затраты на оплату труда врачей, среднего и младшего медицинского персонала, непосредственно участвующих в процессе предоставления конкретной муниципальной услуги

— доплата за сложность, напряженность, сверхурочную работу, высокое качество работы, психоэмоциональную нагрузку и другие обоснованные причины;

54 288 426,18

— доплата за сложность, напряженность, сверхурочную работу, высокое качество работы, психоэмоциональную нагрузку и другие обоснованные причины;

2 061 813,23

Финансовый менеджмент

Таблица 30, окончание

Наименование затрат Итого затраты по услугам

Нормативные затраты на перевязочные материалы 355 584,00

Нормативные затраты на обеспечение материально-техническими средствами и расходными материалами 1 039 001,7

Нормативные затраты на мягкий инвентарь для медицинского персонала 555 000,00

НОРМАТИВНЫЕ ЗАТРАТЫ НА СОДЕРЖАНИЕ ИМУЩЕСТВА

Нормативные затраты на оплату тепловой энергии 2 700 900,00

Нормативные затраты на электрической энергии 1 041 000,00

Таблица 31

Исходные данные и результаты расчетов объема нормативных затрат на оказание муниципальных услуг и нормативных затрат на содержание имущества муниципальным бюджетным учреждением здравоохранения «Городская станция скорой медицинской помощи» на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов

Нормативные затраты на оказание муниципальной услуги Нормативные затраты на содержание имущества

Наименование муниципальной услуги Объем оказанной муници- пальной услуги V ' мун.усл А ед. Затраты, на оказание единицы муниципальной услуги P мун.усл. тыс. руб. Итого V хР мун.усл. -1 мун.усл.' тыс. руб. Объем услуги на содержание имущества V д ' сод.имущ./ ед. Затраты, на оказание единицы муниципальной услуги P, сод.имущ. тыс. руб. Итого V хР ' сод.имущ.-1 сод.имущУ тыс. руб.

i 2 3 4 5 6 7

Скорая неотложная помощь 323 276 1137,97 367 878 400,00 323 276 11,58 3 741 900,00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

станция скорой медицинской помощи» составят:

Р223 = Р дб + Р + Р =

-l ком.услуги -* водоснабжение тепл.эн. эл.энергия

= 101 002,68 + 210 964,00 + 2 900 900,81 + + 1141 000,00 = 4 353 900,00 (58)

Таким образом, для выполнения муниципальной услуги в виде вызова скорой помощи в количестве 323 276 необходимы затраты в размере 371620 300,00 рублей (табл. 31).

UDC 6J4.2

Shevchenko V.V., Yamshikov A.S. input normal of execution of state (municipal) assignment as an instrument of financial effectiveness rise (Krasnoyarsk City Administration, Russia).

Abstract. In the corresponding budget of the Russian Federation budget system there provided appropriation for execution of the assignment. The appropriation are allocated to institution as a subsidy for compensation of normative inputs connected with providing of state (municipal) services (caring out work) and maintenance of property. To determine proper value of subsidy for the fiscal year in turn it is necessary to rate the normals. In the article there considered the methods for determination of normative inputs of providing of state (municipal) services (caring out work) and normative inputs of property maintenance, there given practical examples.

Keywords: subsidy for compensation of normative inputs, state (municipal) assignment, financial effectiveness.

NP3 Менедже1

2014 здравоохранения ,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.