Научная статья на тему 'Бухгалтерский учет материальных запасов по новому законодательству'

Бухгалтерский учет материальных запасов по новому законодательству Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2483
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕТ / ОБЪЕКТЫ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАПАСЫ / СУБСИДИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маслова Т. С.

В статье рассмотрен учет объектов бюджетных учреждений, в частности, учет материальных запасов бюджетными учреждениями получателями субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бухгалтерский учет материальных запасов по новому законодательству»

Проблемы учета

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ ПО НОВОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

Т. С. МАСЛОВА, кандидат экономических наук, доцент Нижегородский государственный университет

им. Н. И. Лобачевского

Рассмотрим учет отдельных объектов бюджетных учреждений в рамках реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон № 83-Ф3), и в частности учет материальных запасов бюджетными учреждениями — получателями субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания.

К материальным запасам бюджетных учреж- • дений относятся:

— предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 мес., независимо от их стоимости;

— готовая продукция;

— товары для продаж; •

— а также следующие материальные ценности независимо от их стоимости и срока службы:

• орудия лова (тралы, неводы, сети, мережи и

прочие орудия лова); •

• бензомоторные пилы, сучкорезки, сплавной

трос, сезонные дороги, усы и временные ветки лесовозных дорог, временные здания в лесу сроком эксплуатации до двух лет (передвижные •

обогревательные домики, котлопункты, пилоточные мастерские, бензозаправки ит.д.); •

• лесныедороги, подлежащиерекультивации;

• специальные инструменты и специальные при- •

способления (инструменты и приспособления целевого назначения, предназначенные для

серииного и массового производства определенных изделий или для изготовления индивидуального заказа), независимо от их стоимости; сменное оборудование, многократно используемые в производстве приспособления к основным средствам и другие вызываемые специфическими условиями изготовления устройства — изложницы и принадлежности к ним, прокатные валки, воздушные фурмы, челноки, катализаторы и сорбенты твердого агрегатного состояния ит.п.; специальная одежда, специальная обувь, форменная одежда, вещевое имущество, одежда и обувь, а также спортивная одежда и обувь в учреждениях здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и других учреждениях;

постельное белье, постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники, наволочки, покрывала, спальные мешки и т. п.), иной мягкий инвентарь; временные сооружения, приспособления и устройства, затраты по возведению которых относятся на стоимость строительно-монтажных работ в составе накладных расходов; тара для хранения товарно-материальных ценностей;

предметы, предназначенные для выдачи напрокат, независимо от их стоимости; молодняк животных и животные на откорме, птица, кролики, пушные звери, семьи пчел, подопытные животные;

• многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала;

• готовые к установке строительные конструкции и детали (металлические, железобетонные и деревянные конструкции, блоки и сборные части зданий и сооружений, сборные элементы; оборудование для отопительной, вентиляционной, санитарно-технической и иных систем (отопительные котлы, радиаторы и т. п.);

• оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки. К оборудованию, требующему монтажа, относится оборудование, которое может быть введено в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам зданий и сооружений, а также комплекты запасных частей такого оборудования. При этом в состав оборудования включается и контрольно-измерительная аппаратура или другие приборы, предназначенные для монтажа в составе установленного оборудования, и другие материальные ценности, необходимые для строительномонтажных работ;

• инвалидная техника и средства передвижения для инвалидов;

• драгоценные и другие металлы для протезирования;

• спецоборудование для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, приобретенное по договорам с заказчиками для обеспечения выполнения условий договоров до передачи его в научное подразделение;

• материальные ценности специального назначения.

Материальные запасы учитываются на синтетическом счете 10500 «Материальные запасы» Единого плана счетов бухгалтерского учета (19-23-й разряды кода счета).

Материальные запасы учитываются на соответствующих счетах Единого плана счетов по следующим аналитическим группам синтетического счета объекта учета (22-й, 23-й разряды кода счета):

— по объектам имущества1:

• 20 «Особо ценное движимое имущество учреждения»;

• 30 «Иное движимое имущество учреждения»;

1 Перечни особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества».

• 40 «Имущество — предметы лизинга»: счет 10520 «Материальные запасы — особо ценное движимое имущество учреждения»; счет 10530 «Материальные запасы — иное движимое имущество учреждения»; счет 10540 «Материальные запасы — предметы лизинга».

— по затратам на производство готовой продукции, работ, услуг:

• 60 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»;

• 70 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг»;

• 80 «Общехозяйственныерасходы»;

• 90 «Издержки обращения».

Объекты материальных запасов учитываются на счете 10500 «Материальные запасы», содержащем соответствующий аналитический код вида синтетического счета объекта учета (23-й разряд кода счета):

— 1 «Медикаменты и перевязочные средства»;

— 2 «Продукты питания»;

— 3 «Горюче-смазочные материалы»;

— 4 «Строительные материалы»;

— 5 «Мягкий инвентарь»;

— 6 «Прочие материальные запасы»;

— 7 «Готовая продукция»;

— 8 «Товары»;

— 9 «Наценка на товары».

На счете «Медикаменты и перевязочные средства» учитываются медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь и перевязочные средства и т. д.

Счет «Продукты питания» служит для учета продуктов питания, продовольственных пайков, молочных смесей, лечебно-профилактического питания и т. д.

На счете «Горюче-смазочные материалы» учитываются все виды топлива, горючего и смазочных материалов (дрова, уголь, торф, бензин, керосин, мазут, автол ит.д.).

Счет «Строительные материалы» применяется для учета всех видов строительных материалов:

— силикатные материалы (цемент, песок, гравий, известь, камень, кирпич, черепица), лесные материалы (лес круглый, пиломатериалы, фанера и т. п.), строительный металл (железо, жесть, сталь, цинк листовой и т.п.), металлоизделия (гвозди, гайки, болты, скобяные изделия и т. п.), санитарнотехнические материалы (краны, муфты, тройники и т.п.), электротехнические материалы (кабель, лампы, патроны, ролики, шнур, провод, предохранители, изоляторы и т.п.), химико-москательные (краска, олифа, толь и т. п.) и другие аналогичные материалы;

— готовые к установке строительные конструкции и детали (металлические, железобетонные и деревянные конструкции, блоки и сборные части зданий и сооружений, сборные элементы; оборудование для отопительной, вентиляционной, санитарно-технической и иных систем (отопительные котлы, радиаторы ит.п.);

— оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки. К оборудованию, требующему монтажа, относится оборудование, которое может быть введено в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам зданий и сооружений, а также комплекты запасных частей такого оборудования. При этом в состав оборудования включается и контрольно-измерительная аппаратура или другие приборы, предназначенные для монтажа в составе установленного оборудования, и другие материальные ценности, необходимые для строительномонтажных работ.

На счете «Мягкий инвентарь» учитываются:

— белье (рубашки, сорочки, халаты и т. п.);

— постельное белье и принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники, наволочки, покрывала, спальные мешки и т. п.);

— одежда и обмундирование, включая специальную одежду (костюмы, пальто, плащи, полушубки, платья, кофты, юбки, куртки, брюки и т. п.);

— обувь, включая специальную (ботинки, сапоги, сандалии, валенки и т. п.);

— спортивная одежда и обувь (костюмы, ботинки и т. п.);

— прочий мягкий инвентарь.

В состав специальной одежды входит: специальная одежда, специальная обувь и предохранительные приспособления (комбинезоны, костюмы, куртки, брюки, халаты, полушубки, тулупы, различная обувь, рукавицы, очки, шлемы, противогазы, респираторы, другие виды специальной одежды).

Предметы мягкого инвентаря маркируются материально ответственным лицом в присутствии руководителя учреждения или его заместителя и работника бухгалтерии специальным штампом несмываемой краской без порчи внешнего вида предмета, с указанием наименования учреждения, а при выдаче предметов в эксплуатацию производится дополнительная маркировка с указанием года и месяца выдачи их со склада. Маркировочные штампы должны храниться у руководителя учреждения или его заместителя.

Работодатель за счет собственных средств обязан организовать надлежащий уход, хранение, своевременную химчистку, стирку, дегазацию, дезактивацию, дезинфекцию, обезвреживание,

сушку, а также ремонт и замену предметов мягкого инвентаря. Если в учреждении нет технической возможности для проведения мероприятий по уходу, они выполняются организацией, привлекаемой со стороны по гражданско-правовому договору.

На счете «Прочие материальные запасы» учитываются:

— специальное оборудование для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, приобретенное по договорам с заказчиками для обеспечения выполнения условий договоров до передачи его в научное подразделение;

— молодняк всех видов животных и животные на откорме, птицы, кролики, пушные звери, семьи пчел независимо от их стоимости;

— приплод молодняка при наличии в учреждениях рабочего скота;

— посадочный материал;

— реактивы и химикаты, стекло и химическая посуда, металлы, электроматериалы, радиоматериалы и радиодетали, фотопринадлежности, подопытные животные и прочие материалы для учебных целей и научно-исследовательских работ, драгоценные и другие металлы для протезирования, а также инвалидная техника и средства передвижения для инвалидов;

— хозяйственные материалы (электрические лампочки, мыло, щетки и др.), канцелярские принадлежности (бумага, карандаши, ручки, стержни идр.);

— посуда;

— возвратная или обменная тара (бочки, бидоны, ящики, банки стеклянные, бутылки и т. п.), как свободная (порожняя), так и находящаяся с материальными ценностями;

— корма и фураж (сено, овес и другие виды кормов и фуражадля животных), семена, удобрения;

— книжная, иная печатная продукция, кроме печатной продукции, предназначенной для продажи, а также библиотечного фонда и бланочной продукции строгой отчетности (бланков ценных бумаг, квитанционных книжек, голограмм, аттестатов, дипломов, бланков удостоверений, бланков трудовых книжек (вкладышей к ним) и других бланков, изготовленных типографским способом по форме, утвержденной правовым актом органа власти, содержащей номер, серию, имеющих степень защиты и специальные требования по их хранению, выдаче и уничтожению (далее — бланки строгой отчетности);

— запасные части, предназначенные для ремонта и замены изношенных частей в машинах и оборудовании, транспортных средствах, объектах производственного и хозяйственного инвентаря;

— материалы специального назначения;

— иные материальные запасы.

Счет «Готовая продукция» используют для учета продукции, изготовленной в учреждении для целей продажи.

В Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция№ 157н), введено два новых счета:

— счет «Товары», используемый для учета материальных ценностей, приобретенных учреждением для продажи;

— счет «Торговая наценка», предназначенный для обособленного учета торговой надбавки (скидки) при розничной торговле товарами.

Единица бухгалтерского учета материальных запасов выбирается учреждением самостоятельно. Следовательно, надо закрепить это в учетной политике, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера материальных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материальных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т. п. (п. 101 Инструкции № 157н).

Материальные запасы при их приобретении, изготовлении (создании) принимаются к бухгалтерскому учету в оценке по фактической стоимости.

Фактической стоимостью материальных запасов, приобретенных за плату, признаются (п. 102 Инструкции № 157н):

— суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

— суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материальных ценностей;

— таможенные пошлины и иные платежи, связанные с приобретением материальных запасов;

— вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материальные запасы, в соответствии с условиями договора;

— суммы, уплачиваемые за заготовку и доставку материальных запасов до места их использования, включая страхование доставки (вместе — расходы по доставке). Если в сопроводительном документе поставщика указано несколько наименований

материальных запасов, то расходы по их доставке (в рамках договора поставки) распределяются пропорционально стоимости каждого наименования материального запаса в их общей стоимости;

— суммы, уплачиваемые задоведение материальных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (подработка, сортировка, фасовка и улучшение технических характеристик полученных запасов, не связанных с их использованием);

— иные платежи, непосредственно связанные с приобретением материальных запасов.

Фактической стоимостью материальных запасов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче учреждением в целях исполнения обязательств по договору.

Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче учреждением, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно учреждение определяет стоимость аналогичных ценностей. При невозможности установить стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче учреждением, стоимость материальных запасов, полученных учреждением по указанным договорам, определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные активы.

Фактической стоимостью материальных запасов, полученных учреждением по договору дарения, признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой и приведением в состояние, пригодное для использования. Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи активов на дату принятия к учету.

Учреждение, осуществляющее централизованные закупки материальных запасов и (или) торговую (производственную) деятельность, согласно установленной им учетной политике, затраты, произведенные по заготовке и доставке материальных запасов до центральных (производственных) складов (баз) и (или) грузополучателей, включая страхование доставки, вправе не включать в фактическую стоимость приобретаемых материальных запасов, а относить их расходы на финансовый результат текущего финансового года (п. 103 Инструкции № 157н).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фактическая стоимость материальных запасов при их изготовлении самим учреждением опреде-

ляется исходя из затрат, связанных с изготовлением данных активов. Учет и формирование затрат на производство материальных запасов осуществляется учреждением в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики для определения себестоимости соответствующих видов продукции.

В фактическую стоимость материальных запасов не включаются сумма общехозяйственных и иных аналогичных расходов, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением (изготовлением) материальных запасов (п. 105 Инструкции № 157н).

Фактическая стоимость материальных запасов, остающихся у учреждения в результате разборки, утилизации (ликвидации), основных средств или иного имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования.

Материальные запасы, стоимость которых при приобретении выражена в иностранной валюте, принимаются к бухгалтерскому учету в денежной оценке в валюте РФ, исчисленной путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу Банка России, действующему на дату принятия объекта к бухгалтерскому учету.

Неучтенные объекты материальных запасов, выявленные при проведении проверок и (или) инвентаризаций, принимаются к бухгалтерскому учету по их текущей рыночной стоимости, установленной для бухгалтерского учета на дату принятия кучету.

Инвентаризация материальных запасов проводится в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49, Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее — Инструкция № 174н) и Инструкцией № 157н.

Материальные запасы, полученные учреждением в безвозмездное или возмездное пользование, учитываются учреждением на забалансовом счете по стоимости, указанной собственником (балансодержателем) имущества, а в случаях неуказания собственником (балансодержателем) стоимости — в условной оценке: один объект, один рубль.

В соответствии с п. 107 Инструкцией № 157н фактическая стоимость материальных запасов, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не

подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством РФ.

Списание (отпуск) материальных запасов производится в оценках по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости (пп. 108, 109 Инструкции № 157н).

Средняя фактическая стоимость исчисляется путем деления общей фактической стоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся, соответственно, из средней фактической стоимости и количества остатка на начало месяца, и поступивших запасов в течение текущего месяца надатусписания (отпуска).

При выбытии материальных запасов, используемых учреждением в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т. п.), или запасов, которые не могут обычным образом заменять друг друга, их стоимость может оцениваться по фактической стоимости каждой единицы таких запасов.

Установленный порядок определения стоимости материальных запасов при их выбытии в течение отчетного года для соответствующих групп (видов) материальных запасов не изменяется.

Первичные документы и регистры учета материальных запасов. Типовые формы первичной документации утверждены приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению». Оприходование материальных запасов осуществляется на основании накладных поставщиков. В тех случаях, когда имеются количественное и качественное расхождение, а также расхождение по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика, составляется акт о приемке материалов.

Акт о приемке материалов составляется также в случае поступления материалов без документов, он является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю. Необходимые дополнительные данные, не выделенные в форме отдельными строками, записываются в разделе «Другие данные».

Акт составляется членами приемной комиссии с обязательным участием материально ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации.

Акт о приемке материалов составляется в двух экземплярах: один экземпляр служит для принятия материальных запасов на учет, а второй — для направления претензионного письма поставщику.

На основании товарных накладных по поступившим в учреждение продуктам питания производятся записи в накопительной ведомости по приходу продуктов питания.

Накопительная ведомость по приходу продуктов питания предназначена для учета обобщения сведений о поступлении продуктов питания в течение месяца. Записи производятся на основании первичных (сводных) учетных документов в количественном и стоимостном выражении. По окончании месяца в накопительной ведомости подводятся итоги.

Накопительная ведомость составляется по каждому материально ответственному лицу с указанием поставщиков (производителей), по наименованиям и, при необходимости, по кодам продуктов питания.

Сводные данные по материально ответственным лицам оборотной ведомости контролируются с данными соответствующего счета аналитического учета 10500 «Материальные запасы» (10522,10532) главной книги.

Кроме того, на продукты питания, поступающие в учреждения, должны иметься удостоверения об их качестве и безопасности, а при необходимости — ветеринарные свидетельства.

Приходный ордер применяется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки. Приходный ордер в одном экземпляре составляет материально ответственное лицо в день поступления ценностей на склад. Приходный ордер должен выписываться на фактически принятое количество материальных ценностей. Графа «Номер паспорта» заполняется при оформлении хозяйственных операций по материальным ценностям, содержащим драгоценные металлы и камни.

Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, применяется для оформления оприходования материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных для использования при производстве работ.

Акт составляется в трех экземплярах комиссией, состоящей из представителей заказчика и подрядчика, подписывается представителями заказчика и подрядчика.

Первый и второй экземпляры акта остаются у заказчика, третий — у подрядчика. Заказчик, в свою очередь, первый экземпляр акта прилагает к предъявленному счету для оплаты работ подрядчику.

Отражение в учете операций по перемещению материальных запасов внутри учреждения, передаче их в эксплуатацию осуществляется в регистрах аналитического учета материальных запасов путем изменения материально ответственного лица на основании следующих документов:

— требования-накладной;

— меню-требования на выдачу продуктов питания;

— ведомости на выдачу кормов и фуража;

— ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения и др.

Требование-накладная составляется в двух экземплярах материально ответственным лицом структурного подразделения, сдающего материальные ценности. Один экземпляр служит сдающему складу основанием для списания материальных запасов, а второй — принимающему складу для оприходования ценностей.

Этими же накладными оформляются операции по сдаче на склад или в кладовую остатков из производства неизрасходованных материалов, если они ранее были получены по требованию, а также сдача отходов и брака.

Требование-накладную подписывают материально ответственные лица соответственно сдатчика и получателя и сдают в бухгалтерию для учета движения материальных запасов.

Меню-требование на выдачу продуктов питания применяется для оформления отпуска продуктов питания. Документ составляется ежедневно в соответствии с нормами раскладки продуктов питания и данных о количестве довольствующихся лиц. Меню-требование, заверенное установленными подписями лиц, ответственных за получение, выдачу и использование продуктов питания, утверждается руководителем учреждения и передается в бухгалтерию в сроки, установленные графиком документооборота. Сведения из меню-требований после проверки заносятся в ежемесячную накопительную ведомость по расходу продуктов питания.

Накопительная ведомость по расходу продуктов питания применяется для обобщения сведений о расходовании продуктов питания в течение месяца. Записи в ней производятся ежедневно на основании документов, прилагаемых к накопительной ведомости.

По окончании месяца в накопительной ведомости подсчитываются итоги, определяется стоимость израсходованных продуктов и одновременно сверяется с численностью довольствующихся.

Накопительная ведомость составляется по каждому материально ответственному лицу по наименованиям и при необходимости по кодам

продуктов питания. На основании сводных данных накопительной ведомости формируется оборотная ведомость, данные которой контролируются с данными соответствующего счета аналитического учета счета 10500 «Материальные запасы» (10523, 10533) главной книги.

Итоговые данные накопительной ведомости по окончании месяца записываются в журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

При списании продуктов питания (других материальных запасов) в пределах норм естественной убыли нужно руководствоваться приказом Минэкономразвития России от 07.09.2007 № 304 «Об утверждении норм естественной убыли продовольственных товаров в сфере торговли и общественного питания», принятого в исполнение постановления Правительства РФ от 12.11.2002 №814 «О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материально-производственных запасов».

Ведомость на выдачу кормов и фуража применяется для выдачи в течение месяца кормов и фуража для кормления рабочего скота и других животных. Каждая выдача кормов и фуража подтверждается подписью получателя. Ведомость утверждается руководителем учреждения и служит основанием для списания выданных кормов и фуража в расход.

Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения применяется для оформления выдачи материальных ценностей в эксплуатацию для хозяйственных, научных и учебных целей, а также предметов основных средств стоимостью до 3 000 руб. за единицу. Записи производятся по каждому материально ответственному лицу (графа 1) с указанием выдаваемых материальных ценностей (графы 3—12). Ведомость утверждается руководителем учреждения и служит основанием для списания материальных ценностей и предметов основных средств стоимостью до 3 000 руб. за единицу в установленном порядке с баланса учреждения.

Выдача специальной одежды и обуви наряду с оформлением ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения сопровождается также соответствующими записями в личной карточке учета выдачи средств индивидуальной зашиты (приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты»),

В карточке указываются данные о работнике: пол, фамилия, имя, отчество, рост, размеры

одежды, обуви, дата выдачи одежды, дата возврата одежды, процент износа и т. п.

Путевые листы (разные формы) применяются для списания всех видов топлива. Например, путевой лист легкового автомобиля является первичным документом по учету работы легкового автотранспорта и основанием для начисления заработной платы водителю.

Выписывается в одном экземпляре уполномоченным лицом. Путевой лист действителен только на один день или смену. На более длительный срок он выдается только в случае командировки, когда водитель выполняет задание в течение более одних суток (смены).

Учреждениям для контроля за движением путевых листов, выданных водителю, и сдачей обработанных путевых листов в бухгалтерию рекомендуем вести журнал учета движения путевых листов.

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов установлены приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 (далее — Приказ № 152). Письмом Минфина России от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161 определено, что путевой лист, самостоятельно разработанный организацией, может являться одним из документов, подтверждающих расходы на приобретение горюче-смазочных материалов, при наличии в нем обязательных реквизитов, утвержденных Приказом № 152.

Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» утверждены нормы расхода топлива и смазочных материалов. Норма расхода подразумевает установленную меру потребления горюче-смазочных материалов при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации. При списании всех видов топлива следует руководствоваться данным документом.

Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря. Определение непригодности и решение вопроса о списании мягкого инвентаря осуществляются в учреждении постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию активов. Члены комиссии принимают участие при осмотре предметов, уничтожении (путем сожжения) маркировочных штампов, отборе и взвешивании части пригодного для починки мягкого инвентаря, а также ветоши для уборки помещений и других целей. Акт составляется комиссией при оформлении решения о списании мягкого инвентаря, посуды и однородных предметов хозяйственного инвентаря стоимостью от 3 000 до 40 000 руб. включительно

за единицу и служит основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения выбытия указанных объектов.

Если законодательством РФ решение о списании имущества требует согласования с собственником имущества (с уполномоченным им органом власти), акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря принимается к учету только при наличии указанного согласования.

В акте указываются причины, послужившие основанием для списания объектов, перечень мероприятий по исполнению решения о списании (ликвидация, утилизация, передача, передача в переработку (аффинаж) иные мероприятия), отметка о результатах проведенных мероприятий, в том числе перечень имущества, подлежащего постановке на учет.

Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря оформляется в двух экземплярах. Один экземпляр акта, согласованного в установленном порядке и утвержденного руководителем учреждения, передается в бухгалтерию (централизованную бухгалтерию), второй остается у материально ответственного лица.

Акт о списании материальных запасов применяется для списания с баланса материальных запасов на основании документов, подтверждающих их количественный расход. Акт составляется комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов, утверждается руководителем учреждения.

Аналитический учет материальных запасов ведется по их группам (видам), наименованиям, сортам и количеству, в разрезе материально ответственных лиц и (или) мест хранения.

Аналитический учет материальных запасов, за исключением продуктов питания, молодняка животных и животных на откорме, ведется на карточках количественно-суммового учета материальных ценностей.

Карточка количественно-суммового учета материальных ценностей (далее — карточка) применяется:

—для аналитического учета объектов основных средств, материальных ценностей, использованных при изготовлении экспериментальныхустройств;

—для учета материальных ценностей, выданных на транспортные средства взамен изношенных;

— для учета переходящих наград, призов, кубков;

— для учета товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение, включая спецоборудование, приобретенное для выполнения научно-исследовательских работ;

— для учета нефинансовых активов в пути;

— для учета материальных запасов, а также материальных ценностей, принятых в переработку;

— для учета материальных ценностей, полученных в аренду, безвозмездное пользование, на хранение.

Карточка количественно-суммового учета материальных ценностей ведется:

— по наименованию, количеству, стоимости материальных ценностей;

— по каждому объекту арендованного имущества — по инвентарным номерам арендодателя (при наличии номеров);

— по нефинансовым активам в пути — по отдельным поставщикам;

— по товарно-материальным ценностям, принятым на ответственное хранение, — по владельцам (собственникам);

— по сырью и материалам, принятым в переработку — по заказчикам, видам, сортам материалов и месту их нахождения.

Заполнение карточки начинается с переноса остатков на начало года. Записи в ней ведутся на основании первичных (сводных) учетных документов, приложенных к журналам операций, в количественном и стоимостном выражении с выведением остатков на конец периода и составляются по каждому материально ответственному лицу отдельно.

Аналитический учет продуктов питания на складе ведется в книге учета материальных ценностей путем отражения их поступления, расхода и вывода остатков по наименованиям, сортам в количественном выражении. На каждое наименование продукта питания открывается отдельная страница книги.

Аналитический учет продуктов питания ведется в оборотной ведомости по нефинансовым активам. Записи в оборотную ведомость по нефинансовым активам производятся на основании данных накопительной ведомости по приходу продуктов питания и накопительной ведомости по расходу продуктов питания. Ежемесячно в оборотной ведомости по нефинансовым активам подсчитываются обороты и выводятся остатки на конец месяца.

Аналитический учет молодняка животных и животных на откорме ведется по видам и возрастным группам (животных на откорме — только по видам) в книге учета животных. Материально ответственные лица ведут учет материальных запасов в книге (карточке) учета материальных ценностей.

Книга учета материальных ценностей применяется для учета в местах хранения материальных ценностей лицами, ответственными за их сохран-

ность. Учет ведется по наименованиям, сортам и количеству материалов, готовой продукции, мягкого инвентаря, посуды, с использованием отдельных страниц по каждому наименованию объекта учета.

Учреждение систематически осуществляет контроль за поступлением и расходованием материальных ценностей, находящихся на складе (в местах хранения), а также производит сверку данных по счетам бухгалтерского учета материальных запасов с записями, которые ведут материально ответственные лица по местам хранения материальных ценностей.

О результатах проверок должны быть сделаны соответствующие записи на отведенной для этого странице в конце регистра. При ограниченном объеме наименований материальных ценностей материально ответственные лица вправе вести учет наличия материальных ценностей и операций по их поступлению и выбытию в карточке учета материальных ценностей.

Карточка применяется для учета движения материалов на складе по сорту, виду и размеру. Заполняется на каждый номенклатурный номер материала и ведется материально ответственным лицом (кладовщиком, заведующим складом). Записи в карточке ведут на основании первичных приходно-расходных документов в день совершения операции.

Книга регистрации боя посуды предназначена для обобщения учреждениями (материально ответственными лицами) сведений о разбитой посуде.

Записи в данном регистре выполняются материально ответственными лицами. Постоянно действующая комиссия по поступлению и выбытию активов

учреждения осуществляет контроль за правильным ведением книги регистрации боя посуды.

Синтетический учет операций по расходу материальных запасов, их выбытию из эксплуатации, перемещению внутри учреждения ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (п. 120 Инструкции №157н).

Учет операций по поступлению материальных запасов ведется в соответствии с содержанием хозяйственной операции:

— в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов в части операций принятия к учету материалов, товаров по сформированной фактической стоимости (в сумме фактических вложений) и операций по увеличению фактической (балансовой) стоимости материалов (оборудования, учитываемого в составе материалов, и т.п.) на сумму фактических затрат по их дооборудованию, модернизации;

— в журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками либо журнале операций расчетов с подотчетными лицами в части операций поступления материальных запасов по фактической стоимости их приобретения (изготовления);

— в журнале по прочим операциям — по иным операциям поступления объектов материальных запасов.

Бухгалтерские проводки2 по учету поступления материальных запасов без учета готовой продукции, товаров и предметов лизинга представлены в табл. 1 (пп. 34, 35 Инструкции № 174н).

Бухгалтерские проводки по учету выбытия материальных запасов без учета готовой продукции, товаров и предметов лизинга приведены в табл. 2 (пп. 36, 37, 119 Инструкция № 174н).

Таблица 1

Бухгалтерский учет поступления материальных запасов

№ п/п Содержание операции Корреспонди рующие счета

Дебет Кредит

1 Учреждением приняты к бухгалтерскому учету материальные запасы в оценке по фактической стоимости, приобретенные за плату в рамках государственного (муниципального) договора на нужды бюджетного учреждения, без дополнительных затрат 10520340, 10530340 30234730

2 Учреждением приняты к бухгалтерскому учету материальные запасы в оценке по фактической стоимости, сформированной при их приобретении (по нескольким договорам), изготовлении, в том числе хозяйственным способом 10520340, 10530340 10624340, 10634340

3 Учреждением приняты к бухгалтерскому учету материальные запасы в оценке по фактической стоимости, сформированной в рамках ихдвижения между головным учреждением, обособленными подразделениями (филиалами) 10520340, 10530340 30404340

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Бухгалтерские проводки по учету материальных запасов даны начиная с 19-го разряда кода счета бухгалтерского учета. Для бюджетных учреждений в 24-26-м разрядах отражаются коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), согласно приказу Минфина России от 28.12.2010 № 190н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации в Российской Федерации» (КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» / 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов»). В 18-м разряде указывается код вида финансового обеспечения (деятельности) в соответствии с Инструкцией № 157н.

Окончание табл. 1

№ п/п Содержание операции Корреспонди1 рующие счета

Дебет Кредит

4 Учреждением приняты к бухгалтерскому учету в оценке по фактической стоимости материальные запасы, полученные от органов власти, государственных (муниципальных) учреждений при закреплении за бюджетным учреждением права оперативного управления. Здесь в 18-м разряде кода счета бюджетного учета указывается — код вида финансового обеспечения (деятельности) 4 — субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания 10520340, 10530340 21006660

5 Учреждением приняты к бухгалтерскому учету в оценке по фактической стоимости материальные запасы, безвозмездно полученные при закреплении права оперативного управления, в случаях, предусмотренных законодательством РФ. Здесь в 18-м разряде кода счета бюджетного учета указывается — код вида финансового обеспечения (деятельности) 4 — субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания 10520340, 10530340 40110180, 21006660

6 Учреждением приняты к бухгалтерскому учету материальные запасы в оценке по фактической стоимости, приобретенные через подотчетное лицо за плату в рамках государственного (муниципального) договора на нужды бюджетного учреждения 10520340, 10530340 20834660

7 Учреждением приняты к бухгалтерскому учету в оценке по фактической стоимости материальные запасы, безвозмездно полученные от резидентов РФ и физических лиц не резидентов РФ. Здесь в 18-м разряде кода счета бухгалтерского учета указывается — код вида финансового обеспечения (деятельности) 2 — приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения) 10520340, 10530340 40110180

8 Учреждением приняты к бухгалтерскому учету материальные запасы, ранее числящиеся в составе материалов в пути при их приобретении и переходе права собственности в момент отгрузки поставщиком. Материальные запасы в пути — это материалы, оплаченные учреждениями по иногородним поставкам, но не поступившие к концу месяца на склад, а также материалы, полученные на склады групп централизованного снабжения и хозяйственного обслуживания и не распределенные по учреждениям 10520340, 10530340 10723440, 10733440

9 Учреждением приняты к бухгалтерскому учету в оценке по фактической стоимости материальные запасы, безвозмездно полученные от наднациональных организаций и правительств иностранных государств. Здесь в 18-м разряде кода счета бухгалтерского учета указывается — код вида финансового обеспечения (деятельности) 2 — приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения) 10520340, 10530340 40110152

10 Учреждением приняты к бухгалтерскому учету материальные запасы (материалы, комплектующие, запасные части, ветошь, дрова и т. п.), остающиеся в распоряжении учреждения по результатам проведения демонтажных, ремонтных работ, в том числе работ по разукомплектации объектов нефинансовых активов 10520340, 10530340 40110180

11 Учреждением приняты к бухгалтерскому учету в оценке по фактической стоимости материальные запасы, безвозмездно полученные от международных организаций. Здесь в 18-м разряде кода счета бухгалтерского учета указывается — код вида финансового обеспечения (деятельности) 2 — приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения) 10520340, 10530340 40110153

12 Учреждением приняты к бухгалтерскому учету материальные запасы, остающиеся в распоряжении бюджетного учреждения и полученные от ликвидации (разборки, утилизации) объектов основных средств 10520340, 10530340 40110172

13 Учреждением приняты к бухгалтерскому учету неучтенные материальные запасы, выявленные при инвентаризации в оценке по текущей рыночной стоимости 10520340, 10530340 40110180

14 Учреждением приняты к бухгалтерскому учету материальные запасы, поступившие в натуральной форме в порядке возмещения ущерба, причиненного виновным лицом 10520340, 10530340 40110172

15 Внутреннее перемещение материальных запасов между подразделениями учреждения. Учитывается в соответствующих регистрах аналитического учета путем изменения материально ответственного лица 10520340, 10530340 10520340, 10530340

Таблица 2

Бухгалтерский учет выбытия материальных запасов

№ п/п Содержание операции Корреспондирующие счета

Дебет Кредит

1 Учреждением списана с бухгалтерского учета фактическая стоимость израсходованных материальных запасов, потерь в объеме норм естественной убыли, а также пришедших в негодность предметов мягкого инвентаря и посуды на основании оправдательных первичных учетных документов в рамках внебюджетной деятельности и выполнения государственного (муниципального) задания 10960272, 10970272, 10980272, 10990272 10520440, 10530440

2 Учреждением списана с бухгалтерского учета фактическая стоимость израсходованных материальных запасов, потерь в объеме норм естественной убыли, а также пришедших в негодность предметов мягкого инвентаря и посуды на основании оправдательных первичных учетных документов в рамках бюджетной деятельности 40120272 10520440, 10530440

3 Учреждением списана с бухгалтерского учета фактическая стоимость материальных запасов, проданных по соответствующим хозяйственным договорам 40110172 10520440, 10530440

4 Учреждением списана с бухгалтерского учета фактическая стоимость материальных запасов, переданных в подразделения учреждения для изготовления основных средств 10621310, 10631310, 10611310 10520440, 10530440

5 Учреждением списана с бухгалтерского учета фактическая стоимость материальных запасов, переданных в подразделение учреждения для изготовления готовой продукции, выполнения работ, оказания услуг 10960272, 10970272, 10980272 10520440, 10530440

6 Учреждением списана с бухгалтерского учета фактическая стоимость материальных запасов, пришедших в негодность вследствие стихийных и иных бедствий, природного явления, катастрофы, согласно принятому решению об их списании 40120273 10520440, 10530440

7 Учреждением списана с бухгалтерского учета фактическая стоимость материальных запасов (за исключением готовой продукции, товаров) в результате их продажи 40110172 10520440, 10530440

8 Учреждением списана с бухгалтерского учета фактическая стоимость материальных запасов, в результате их передачи в рамках расчетов между головным учреждением, обособленными подразделениями (филиалами) 30404340 10520440, 10530440

9 Учреждением списана с бухгалтерского учета фактическая стоимость материальных запасов, в результате их передачи органу власти, государственному (муниципальному) учреждению, в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятии из оперативного управления) 40120241, 21006560 10520440, 10530440

10 Учреждением списана с бухгалтерского учета фактическая стоимость материаль-ныхзапасов (в случаях, предусмотренным законодательством РФ), переданных бюджетным учреждением в качестве учредителя (участника) в уставной (складочный) капитал хозяйственных обществ или иным юридическим лицам. Здесь в 18-м разряде кода счета бухгалтерского учета указывается — код вида финансового обеспечения (деятельности) 2 — приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения) 21530530, 21550550 10520440, 10530440

11 Учреждением списана с бухгалтерского учета фактическая стоимость материальных запасов, пришедших в негодность вследствие физического износа, а также помимо воли бюджетного учреждения (при выявленных недостачах, хищениях, уничтожении основных средств при террористических актах) согласно принятому решению об их списании 40110172 10520440, 10530440

12 Учреждением списана с бухгалтерского учета фактическая стоимость материальных запасов, безвозмездно переданных в порядке, предусмотренном законодательством РФ: — организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций — наднациональным организациям и правительствам иностранных государств — международным организациям. Здесь в 18-м разряде кода счета бухгалтерского учета указывается — код вида финансового обеспечения (деятельности) 2 — приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения) 40120242 40120252 40120253 10520440, 10530440

(Окончание следует)

Список литературы

1. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от21.07.2005 № 94-ФЗ.

2. О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества: постановление Правительства РФ от 26.07.2010 № 538.

3. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от

01.12.2010 № 157н.

4. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от

16.12.2010 № 174н.

5. Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению: приказ Минфина России от 15.12.2010 № 173н.

6. Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации в Российской Федерации: приказ Минфина России от 28.12.2010 № 190н.

7. Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты: приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н.

8. Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: приказ Минфина России от 13.06.1995 №49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.