УДК 796.062 : 34.09 DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-2-133-142
НОРМА УПРАВЛЯЕМОСТИ ГРУППОЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА: НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА (ЧАСТЬ 2)
И.И. Самсонов1'2'3, М.М. Иванова4
1 Центр спортивной подготовки сборных команд Алтайского края, Барнаул, Россия
2 Алтайский институт труда и права (филиал) ОУП ВО «АТиСО», Барнаул, Россия
3 Алтайское училище олимпийского резерва, Барнаул, Россия
4 Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул, Россия
Аннотация
Цель исследования - разработка нормы управляемости группой спортивной подготовки (далее - СП) на этапах СП по видам спорта.
Методы и организация исследования. Междисциплинарные исследования относятся к одному из актуальнейших направлений исследований на современном этапе, включающему универсальные методы научного исследования (анализ, синтез, дедукция, индукция, обобщение, аналогия) и общенаучные методы исследования (описание, исторический метод), частные и специальные методы исследования юриспруденции (сравнительно-правовой, формально-логический). Данный подход позволил исчерпывающе изучить предмет исследования и выработать проектную норму управляемости группой СП, а также предложения по совершенствованию действующего законодательства РФ. Результаты исследования и их обсуждение. В зарубежной периодике вопросу комплектования групп спортивной подготовки уделяется недостаточно внимания. За редким исключением имеются работы, косвенно отражающие эффективность комплектования группы. Основное внимание уделяется вопросам психологии и физиологии спортивной подготовки. И, напротив, отечественный законодатель разнообразно устанавливает регулирование количественного состава группы. Причем выявлено прямо противоположное регулирование между количественным составом группы и установлением показателей эффективной финансово-хозяйственной деятельности спортивных школ.
Заключение. Используя ранее полученные результаты теоретического анализа научно-методической литературы из различных сфер экономики, результаты исследований зарубежных ученых и практики правоприменения отечественного законодательства, авторами предложено установить норму управляемости группой вариативного характера, приходящейся на 1 тренера-преподавателя. Она позволит создать гибкие условия как организационно-педагогической, так и финансово-хозяйственной деятельности спортивных школ.
В перспективе могут быть пересмотрены нормативные затраты на организацию спортивной подготовки и методика расчета заработной платы педагогических работников.
Ключевые слова: учебно-тренировочный процесс, спортивная группа, норма управляемости, эффективность управления, этап спортивной подготовки, внутригрупповые процессы.
ON THE NORM OF CONTROLLABILITY OF A SPORTS TRAINING GROUP BY SPORT: NORMATIVE LEGAL REGULATION AND FOREIGN PRACTICE (PART 2)
123 I.I. Samsonov, e-mail: sii2009@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-1826-7291 4 M.M. Ivanova, e-mail: arinagleb17@rambler.ru, ORCID: 0000-0001-8424-9943 1Center for Sports Training of National Teams of the Altai Territory, Barnaul, Russia 2Altai Institute of Labor and Law (branch of the Educational Institution of Trade Unions of Higher Education «Academy of Labor and Social Relations»), Barnaul, Russia 3Altai School of Olympic Reserve, Barnaul, Russia 4Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russia
Abstract
Purpose of the research - to develop a norm of controllability for a sports training (hereinafter referred to as ST) group at the ST stages by sport.
Methods and organization of the research. Interdisciplinary research belongs to one of the most relevant areas of research at the present stage, including universal methods of scientific research (analysis, synthesis, deduction, induction, generalization, analogy) and general scientific research methods (description, historical method), private and special methods of jurisprudence research (comparatively-legal, formal-logical). This approach made it possible to comprehensively study the subject of the study and develop a design standard for the controllability of a ST group, as well as proposals for improving the current legislation of the Russian Federation.
Research results and discussion. In foreign periodicals, insufficient attention is paid to the issue of recruiting sports training groups. With rare exceptions, there are works that indirectly reflect the effectiveness of group recruitment. The main attention is paid to the psychology and physiology of sports training. On the contrary, the domestic legislator establishes regulation of the quantitative composition of the group in a variety of ways. Moreover, directly opposite regulation was revealed between the quantitative composition of the group and the establishment of indicators for the effective financial and economic activities of sports schools.
Conclusion. Using the previously obtained results of a theoretical analysis of scientific and methodological literature from various fields of economics, the results of research by foreign scientists and the practice of law enforcement of domestic legislation, the authors proposed to establish a norm of controllability of a variable nature group per 1 coach-teacher. It will create flexible conditions for both organizational, pedagogical, financial and economic activities of sports schools.
In the future, the standard costs for organizing sports training and the methodology for calculating wages for teaching staff may be revised.
Keywords: educational and training process, sports group, controllability norm, management efficiency, stage of sports training, intragroup processes.
ВВЕДЕНИЕ
Организация занятий физической культурой и спортом (далее — ФКиС) независимо от вида экономической деятельности процесса (творческая — хореограф, руководитель танцевального, циркового кружка; образовательная — инструктор по физической культуре, учитель, преподаватель, педагог дополнительного образования, тренер-преподаватель; спортивная — тренер, имеет педагогическую сущность (обучение)). Иными словами, разноцелевые обучающие экономические виды деятельности, использующие средства и методы ФКиС для достижении поставленных целей, характеризуются тождественными признаками обучения при взаимодействии между «руководителем» и «подчиненным». Однако эффективность, результативность и качество обучения зависят от количественного состава группы. Ранее проведенное теоретическое обоснование по научно-методической литературе из различных отраслей экономики позволило определить проектную норму управляемости группой спортивной
подготовки (далее — СП), равную от 1 до 20 чел. [11]. Причем постепенно приходит осознание избыточного регулирования по установлению императивных норм количественного состава групп при обучении независимо от вида экономической деятельности. В условиях предоставления организациям большей самостоятельности в ведении финансово-хозяйственной деятельности становится непонятным отсутствие гибких механизмов комплектования групп, позволяющих компенсировать негативное воздействие различных факторов на организацию СП (демография, кадровый состав, плотность проживания населения и пр.).
В условиях глобального научного мира нельзя оставить без внимания как изучение зарубежной периодики, так и правовое регулирование по предмету настоящего исследования. Целью исследования является выработка нормы управляемости группами СП на этапах СП по видам спорта. В соответствии с поставленной целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать зарубежную периодику и законодательство РФ о наполняемости групп спортивно-педагогического профиля, представив предложения по совершенствованию законодательства;
2. Выработать предложения по дальнейшему изучению проблематики, связанной с управлением коллективом учащихся в ФКиС.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Междисциплинарные исследования относятся к одному из самых актуальных направлений исследований на современном этапе, включающему универсальные методы научного исследования (анализ, синтез, дедукция, индукция, обобщение, аналогия) и общенаучные методы исследования (описание, исторический метод), частные и специальные методы исследования юриспруденции (сравнительно-правовой, формально-логический). Данный подход позволил исчерпывающе изучить и выработать проектную норму управляемости группой СП и ряд предложений по совершенствованию действующего законодательства РФ.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Теоретическое обоснование нормы управляемости группой позволило выработать промежуточные выводы о ее количественных показателях, приходящихся на 1 руководителя группы [11]. Однако, желая повысить репрезентативность первичных исследований, авторы расширили спектр поиска, дополнив его данными анализа отечественной и зарубежной периодики, а также нормативно-правовых актов, регламентирующих установление «нормы управляемости» спортивно-педагогическим коллективом учащихся. Зарубежные исследования, опубликованные в ведущих журналах по спортивному менеджменту [4], уделяют внимание норме управляемости коллективом весьма редко, но изданные работы отличаются тематическим разнообразием по управлению группами. Примечательно, что изучение вопросов управления группами начинается от диад [25] и заканчивается крупными спортивными командами, в которых исследуются вопросы по взаимоотношению тренеров со спортсмена-
ми, дружбы со сверстниками, устойчивости (сплоченности) команды, повышению производительности команды и улучшению опыта членов команды, мотивационного климата и иных аспектов взаимодействия членов группы, связанных с достижением спортивного результата [17, 19, 20, 22, 23, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 34, 35].
По мнению Kreitz A., Lindstädt H., Wolff M. [24], объем оптимального диапазона контроля составляет 3 чел. и зависит от заработной платы и потерь, обусловленных перегрузкой руководителя.
По мнению Cai A., Lefebvre J.S., Alexander D., Bloom G.A. [18], достижение желаемого спортивного и командного результата возможно, если создавать сплоченную группу посредством установления групповых норм. Они облегчают взаимодействие членов группы и улучшают командные результаты. На наш взгляд, особую актуальность для организации отечественной СП имеет работа Woojun L. и Cunningham G.B. [33]. Ученые заявляют, что расовые и национальные признаки, культурная принадлежность, коммуникативные и языковые барьеры могут препятствовать эффективной деятельности группы, а разнообразие численного, полового и гендер-ного состава оказывает положительное влияние на внутригрупповые процессы. В то же время в 1990-х годах, по мнению Evans, Pillay и Poizat [21], на первое место по влиянию на эффективность деятельности группы выходил фактор типа деятельности. Исходя из этого, мы дополнительно получаем подтверждение нашему суждению о неправомерном применении единых норм численности для организации групп учащихся в теоретических (за партой) и практических занятиях. На следующем этапе исследования нами были проанализированы нормативно-правовые акты законодательства, в том числе санитарно-эпидемиологическое законодательство. Согласно полученным результатам, наиболее рациональной количественной нормой управления группой в практико-ориентированном обучающем типе деятельности является соотношение 1 тренера-преподавателя к 20 чел. (таблица 1). При таком соотношении обеспечивается минимальный уровень обучения и сохраняется уровень безопасности учащихся.
Таблица 1 - Предельный количественный состав групп обучения, приходящихся на одного наставника Table 1 - Limit quantitative composition of training groups per mentor
№ п/п Критичный (предельный) Ученые-разработчики и правовые акты, устанавливающие наполняемость групп
1 20-40 Коломейцев Ю.А. [2]
2 20 Валина С.Л. [1]
3 15-16 Кошкина Е.Г. [3]
4 15-17 Трилицкая О.Ю. [15], Савельев С.В. [10]
5 20 Паркинсон С.Н. [5]
6 25-30 Тушнолобов П.И. [14]
Нормативные и ненормативные правовые акты
7 30 (спортивно-оздоровительный этап); 20-25 (этап начальной подготовки); 12-14 (учебно-тренировочный этап); 10 (совершенствования спортивного мастерства); 8 (высшего спортивного мастерства) Пункт 3 примечания письма ГКФТ от 25.01.1995 № 96-ИТ и письма Минобра России от 01.02.1995 № 03-М (отменен); Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»: приказ Минспорта России от 27.12.2013 года № 1125 (отменен)
8 20 Пункт 20 ПСЗРИ. № 34159а [9]
9 12 Абзац 2 пункт 10 ПСЗРИ. № 36776 [7]
10 15 Пункт 14 ПСЗРИ. № 60091 [8]
11 25-30 СанПиН 2.4.4.2599-10 (отменен)
12 15 СанПиН 2.4.4.1251-03 (приложение 3) (отменен)
Источник: составлено автором, в том числе по Губарева и др., 2022, с. 102-104
В этой связи небезынтересным является опыт советской системы организации спортивного обучения. Так, в 1940-х годах создавались различные группы между мальчиками и девочками в составе: подготовительный — 20 чел., основной — 15 чел., усовершенствования — 15 чел. [6], а при подготовке кадров в области ФКиС в 1990-х годах практическая подготовка осуществлялась в укомплектованных группах смешанного гендер-ного состава от 8 чел. (постановление Правительства РФ от 14.10.1994 № 1168), от 10-12 чел. (письмо Минобразования РФ от 03.09.1999 № 268/17-12) до максимально возможного состава в 25-30 чел. (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.04.2010 № 25). Поэтому возникает вопрос о целесообразности установления завышенных числовых значений группы до 25-30 чел. [14] или свыше 20 чел. [5], переводящих процесс в пустую трату времени. Этот вывод подтверждает в своем исследовании Viter I. [35], который говорит о том, что крупные команды характеризуются большей конфликтностью по сравнению с малыми командами. Это, по его мнению, не будет способствовать автоматическому повышению эффективности деятельности.
На наш взгляд, вызывает сомнение эффективность используемого подхода, когда устанавливается максимальный количественный состав группы на определенном этапе СП. Считаем, что необходимо установить максимальную чис-
ленность группы, приходящейся на 1 тренера-преподавателя, независимо от этапа СП. Этот подход оправдан в связи с формированием предпосылок для самостоятельного, автономного регулирования организации СП. Ведь не каждый учащийся «доходит» до уровня совершенствования или высшего спортивного мастерства, а на начальных этапах еще недостаточно выработаны интересы и потребности детей. Этим объясняется высокий уровень «движения контингента» на первых этапах прохождения СП. Вместе с тем вызывает сомнение опыт определения количественного состава группы относительно нормы площади на 1 учащегося, т.к. в крупных помещениях группа может увеличиться до 20 чел., что негативно отразится на качестве обучения и повысит риск возникновения несчастного случая.
К тому же в СП сложность целей и задач зависит от этапа СП и группы вида спорта (командные игровые, игровые, единоборства, циклические, интеллектуальные, технические), а также слабых объективных критериев определения перспективности достижений учащимися высших результатов на первых этапах СП [14] (таблица 2). Из таблицы 2 видно, что на первых этапах СП, являющихся «золотыми» с точки зрения стратегического менеджмента [16], наполняемость в группах может превышать предельно допустимую норму управляемости группой СП в 20 чел. Установление регулятором права на увеличение группы СП
свыше 20 чел. обусловлено отсутствием должного уровня финансового обеспечения по базовым нормативам затрат, «движением контингента» и иными факторами внешней и внутренней среды (рисунок 1). Поэтому организации, ставшие с 01.01.2023 года образовательными организациями [13], используя предоставленную им автономию в ведении финансово-хозяйственной деятельности, в том числе пытаясь исполнить предписания по достижению уровня средней заработной платы на среднесписочную численность тренеров-преподавателей, показателей охвата систематически-
Из таблицы 3 видно, что краевые спортивные школы с целью снижения издержек, повышения эффективности использования субсидии при соблюдении техники безопасности формируют «текущий резерв» (разность, полученная путем вычитания из нормативной, должной стоимости подготовки 1 учащегося на том или ином этапе СП, установленной относительно ФССП по виду спорта, фактических затрат на организацию СП).
ми занятиями граждан ФКиС, а также показателей мотивирующего мониторинга (распоряжение Минпросвещения России от 22.06.2023 № Р-139; от 07.08.2023 № 170), используют возможность максимального увеличения группы на спортивно-оздоровительном этапе и (или) двукратного увеличения группы относительно минимальных значений на самых важных для становления обучающегося как спортсмена этапах СП (начальной подготовки, учебно-тренировочный) (приказ Минспорта России от 03.08.2022 № 634; от 03.08.2022 № 635; от 30.05.2023 № 392).
Например, «текущий резерв» формируется благодаря использованию инструментов комплектования групп СП, таких как возрастные закономерности и гендерный формат. Наличие разнополых групп СП, т.е. включающих лиц мужского и женского пола, обусловлено установленными правилами по виду спорта (например, п. 10.1.1. правил по виду спорта «футбол» (утв. приказом Мин-спорта России от 04.03.2024 № 252 допускает уча-
Таблица 3 - Количественный состав групп СП по этапам СП (на 01.02.2024 г.) Table 3 - Quantitative composition of ST groups by ST stages (as of 01.02.2024)
№ п/п Краткое наименование организации Вид спорта пол Количество учащихся на этапе Общее количество групп Текущий резерв (%)
СО НП УТ ССМ ВСМ по ФССП факт
1 СШОР «Заря Алтая» Волейбол (м.) 3 52 102 6 9 14,91 14 2,87
(ж.) 4 43 82 14 3 12,96 11
2 СШОР «Обь» Плавание (м.) 11 301 169 13 8 54,31 41 13,31
(ж.) 4 120 114 11 4
3 СШ «Юность Алтая» Хоккей на траве (м.) 4 49 49 11 - 8,978 15 1,668
(ж.) 11 52 30 8 - 7,69
4 СШ «Алтай» Хоккей (м.) 170 90 125 30 - 35,22 13 22,22
5 СШ «Алтайбаскет» Баскетбол (м.) 14 96 153 6 3 21,83 14 9,61
(ж.) 1 31 44 - - 5,78 4
6 СШ «Алтай» Настольный теннис (м.) 8 51 44 5 - 21,815 19 2,815
(ж.) 7 46 31 1
7 СШОР А. Смертина Футбол (м.) 16 236 367 6 4 50,515 33 18,405
(ж.) - 58 33 - - 6,89 6
8 СШ «Жемчужина Алтая» Спортивная аэробика (м.) 15 12 21 6 - 6,125 6 0,785
(ж.) - 2 4 - - 0,66
Художественная гимнастика (ж.) - 57 103 29 - 39,85 20 19,85
9 СШОР «Алтайский ринг» Бокс (м.) 10 63 66 20 2 21,21 24 3,16
(ж.) - 2 8 7 3 5,95
10 СШОР «Клевченя» Конькобежный спорт (м.) 9 77 10 1 1 9,26 28 -2,64
(ж.) 9 78 25 6 5 16,1
11 СШОР им. К. Костенко Гребля на байдарках и каноэ (м.) 9 133 78 5 2 26,1 32 9,95
(ж.) 7 53 42 10 2 15,85
Источник: составлено авторами
стие девочек в соревнованиях среди мальчиков). «Текущий резерв» впоследствии направляется на решение уставных целей спортивной школы, в том числе на повышение качества оказываемых услуг СП. Также нельзя не заметить отрицательный баланс «текущего резерва» (СШОР «Клев-ченя»), появившийся на этапе планирования комплектования численного состава групп СП. Низкий количественный состав групп СП на этапах начального обучения повышает издержки по их содержанию и перерасход средств на оплату труда тренерского состава. Далее в комплектование групп СП вмешивается интерес достижения тренером-преподавателем высоких спортивных достижений с тем или иным учащимся. Другими словами, в СШОР «Клевченя» можно было скомплектовать 2 группы, но фактически их количество составляет 6 единиц.
Установленные подходы по определению максимальной наполняемости группы (двукратный размер и (или) по единовременной пропускной способности) не направлены на качественную и безопасную организацию СП. Предлагается установить для федеральных стандартов СП независимо от вида спорта, гендерной принадлежности единую норму наполняемости для этапов СП:
начальной подготовки — 14 чел., учебно-тренировочный — 12 чел., совершенствования спортивного мастерства — 6 чел., высшего спортивного мастерства — 2 чел., а норму управляемости — от 1 до 20 чел.
Соответственно, норматив затрат на 1 учащегося определяется для каждого этапа СП (рисунок 1) и включает затраты на нормируемую и ненормиру-емую части рабочего времени. Причем большая численность человек в группе на первых этапах относительно последних этапов прямо пропорциональна установленным параметрам нормируемой части рабочего времени. Например, если в организации имеется несколько учащихся этапа ВСМ, то нормативные затраты на подготовку учащегося кратно больше относительно затрат на этапе НП, где наполняемость варьируется в зависимости от вида спорта от 8 до 15 чел. (таблица 2). Соответственно, объединение в одну группу всех учащихся этапа и (или) этапов, соблюдая правила техники безопасности, высвобождает определенные средства — «текущий резерв». Средства из «текущего резерва» направляются на цели деятельности спортивной организации, в том числе на повышение качества труда тренерско-инструк-торского состава.
Рисунок - Структура формирования «текущего резерва» в организации Rice - Structure for the formation of the «current reserve» in the organization
В условиях недостаточного уровня финансового обеспечения относительно установленных нормативов затрат [12] отсутствие верхнего предела нормируемой части рабочего времени и нормы управляемости группой вынуждает вышестоящие
органы управления организациями публично (приказ Минспорта России от 03.08.2022 № 634; от 03.08.2022 № 635; от 30.05.2023 № 392; распоряжение Минпросвещения России от 22.06.2023 № Р-139; от 07.08.2023 № 170) и негласно создавать
условия для выполнения национальной цели по охвату занятиями ФКиС населения, пытаться решить задачу качественной СП, в том числе камуфлируя отсутствие должного числа кадров определенной квалификации. Поэтому, нормативно закрепляя норму управляемости независимо от этапа СП, у организаций создается возможность не только формирования «текущего резерва» благодаря рациональному комплектованию групп СП, превышающему минимально установленный норматив наполняемости в группе по федеральному стандарту СП, но и снижения безотчетного управления СП с риском возникновения несчастных случаев и низкого качества СП. Наличие «текущего резерва», как показывает практика (таблица 3), зачастую нивелирует возникающее негативное воздействие сбивающих факторов, ведущими из которых являются «движение контингента» и недостаточное финансовое обеспечение СП по должным нормативам затрат. Пользуясь таким гибким механизмом комплектования групп СП, способствующим формированию «текущего резерва», организации могут комплектовать группы СП как меньшего, так и большего количественного состава, относительно установленных объемов наполняемости групп ФССП, привлекать «узких» специалистов по амплуа, определенному разделу подготовки (ОФП, СФП, технике и т.п.).
В свою очередь, практики могут задаться вопросом о целесообразности единого подхода к установлению единой наполняемости по этапам СП независимо от вида спорта, т.к. вид спорта является отдельным общественным отношением (типом деятельности) и условием ведения СП (зал, открытая местность, вода и т.д.). Установление расчетных нормативов по наполняемости групп на каждом этапе СП и нормы управляемости создаст реальные условия для использования предоставленной организациям автономии в ведении финансово-хозяйственной деятельности в условиях биосоциальной системы управления СП. Полученные результаты исследования могут быть положены в основание для пересмотра нормативных затрат на организацию СП и методики расчета заработной платы работников спортивных школ.
Перспективы: в отечественных научных публикациях нами не обнаружено исследований по вопросу изучения зависимости между установлением нормативов по наполняемости групп и нор-
мативов учебно-тренировочной нагрузки на том или ином этапе СП. В дальнейшем планируется продолжить изучение этого вопроса по аналогии с коэффициентом торможения (коэффициент Чилтона), используемым в экономике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В проведенном авторами исследовании была осуществлена попытка восполнить пробелы теоретического обоснования результатов эмпирических исследований о норме управляемости людьми в различных областях экономической деятельности, в том числе в учебно-тренировочном процессе.
Наиболее эффективным числом группы учащихся с точки зрения создания наилучших условий СП, обеспечивающих качество СП и безопасность учебно-тренировочного процесса, является 1 чел. И, напротив, в группах, численностью до 20 чел. (включительно) отмечается минимальная эффективность обучения и уровень безопасности снижается до минимальных значений. Поэтому верхнюю границу нормы управляемости необходимо использовать для организации занятий по совершенствованию подготовки. Значения по наполняемости групп на этапах СП в федеральных стандартах СП считаются расчетными и используются при определении норматива затрат (объема субсидии, бюджетной сметы) на финансовое обеспечение выполнения задания по СП, определение нормативной штатной численности тренерско-инструкторского состава (линейных и функциональных руководителей). Поэтому определение «нормы управляемости» создает легальные возможности для рационального, гибкого комплектования групп СП, а невостребованные, сэкономленные средства смогут считаться «текущим резервом», направляемым на стимулирование повышения качества труда тренерско-инструкторского состава спортивных школ и иные уставные цели.
В дальнейшем рекомендуется рассмотреть единый норматив минимальной (расчетной) наполняемости групп в федеральных стандартах СП независимо от вида спорта на этапах СП: спортивно-оздоровительном — 15 чел., начальной подготовки — 14 чел., учебно-тренировочном — 12 чел., совершенствования спортивного мастерства — 6 чел., высшего спортивного мастерства — 2 чел., а норму управляемости — от 1 до 20 чел. Тем более с повышением уровня спортивной ква-
лификации учащихся по этапам СП разница между установленной нормой наполняемости в группе по федеральному стандарту СП и предельной численностью группы увеличивается, что создает
ЛИТЕРАТУРА:
1. Валина, С.Л. Клинико-эпидемиологические особенности заболеваемости детей, посещающих дошкольные образовательные организации с высокой наполняемостью групп / С.Л. Валина // Здоровье населения и среда обитания. № 9 (270). 2015. С. 33-36.
2. Коломейцев, Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде / Ю.А. Коломейцев. М.: Физкультура и спорт, 1984. 128 с.
3. Кошкина, Е.Г. К вопросу об эффективном обучении иностранному языку посредством групповой работы / Е.Г. Кошкина // Вопросы методики преподавания в вузе. 2018. Т. 7. № 27. С. 80-92.
4. Маршев, В.И. Спортивный менеджмент: подготовка кадров и научные публикации (обзор зарубежных материалов) / В.И., Маршев М.С. Папета // Сборник научных статей ЦСМ ЭФ МГУ. Выпуск 1 / Под ред. В.И. Маршева. М.: Экономический факультет МГУ имени М.
B. Ломоносова. 2017. С. 9-29.
5. Паркинсон, С.Н. Законы Паркинсона: [Пер. с англ.] /
C.Н. Паркинсон. М.: Изд.-торговый дом «Гранд» ФАИР-пресс, 1998. 317 с.
6. Паршиков, А.Т. Спортивная школа: история и современность / А.Т. Паршиков. М.: Спорт, 2023. 144 с.
7. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2. Ч.1. Т. 36. Отд. 2. СПб., 1861. № 36776. С. 495-505.
8. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2. Ч.2. Т. 54. СПб., 1861. № 60091. С. 144-163.
9. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2. Ч.3. Т. 36. Доп. к тому 34. С. 4-40. Отд. 2. СПб., 1861. № 34159а. С. 4-40.
10. Савельев, С.В. Непонятная математика: почему школьная программа такая сложная? [Электронный ресурс] / С.В. Савельев // URL: https://russia. tv/ video/show/brand_id/3838/episode_id/2148831/ video_id/ 2161071/ viewtype/picture/ (дата обращения: 20.02.2024).
11. Самсонов И.И. О норме управляемости группой спортивной подготовки по виду спорта (часть 1) / И.И. Самсонов, М.М. Иванова // Наука и спорт: современные тенденции. № 2 (Vol. 12), 2024. С. 124-132. DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-2-124-132
12. Самсонов, И.И. О финансовом обеспечении системы подготовки спортивного резерва на муниципальном уровне в современных условиях / И.И. Самсонов, А.Н. Малаханов // Экономика. Профессия. Бизнес. 2023. № 2. С. 89-99. DOI 10.14258/epb202325. EDN SZRWJG.
13. Самсонов, И.И. Спортивная подготовка в условиях гармонизации законодательства: отрасль физической культуры и спорта или образования / И.И. Самсонов // Спорт: экономика, право, управление. 2023. № 3. С. 33-37. DOI 10.18572/2070-2175-2023-3-33-37. - EDN OLKBOY.
14. Тушнолобов, П.И. Ключевая проблема современного массового образования / П.И. Тушнолобов // Омский научный вестник. 2017. № 3. С. 98-100. EDN: ZMOBST
благоприятные предпосылки для формирования организацией «текущего резерва», направляемого на достижение поставленных целей и задач подготовки спортивного резерва.
15. Трилицкая, О.Ю. Сравнительный анализ подходов к выбору организационной структуры управления предприятием / О.Ю. Трилицкая // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2005. № 9. С. 156-164.
16. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический менеджмент / Р.А. Фатхутдинов. М.: Дело, 2004. 448 с.
17. Arizon-Peretz, R. The negative effects of cliques and negative relationships in teams Safety climate strength / R. Arizon-Peretz, G. Luria, Y. Kalish, D. Zohar // Safety Science. 2021. vol. 138(5), pp. 105-224. DOI: 10.1016/j. ssci.2021.105224.
18. Cai, A. Applying Group Norms in Sport: Practical Considerations for Coaches / A.Cai, J.S. Lefebvre, D. Alexander, G.A.Bloom // Journal of Sport Psychology in Action, 2021. vol. 13(3), pp. 1-13. D0I:10.1080/2152070 4.2021.2002990.
19. Cobb, A.T. Leading Teams: Setting the Stage for Great Performances / A.T. Cobb, Hackman J.R. // Administrative Science Quarterly. 2003. vol. 48(4), p. 712. DOI:10.2307/3556648.
20. Cronin, L.D. Transformational Leadership and Task Cohesion in Sport: The Mediating Role of Inside Sacrifice / L.D. Cronin, J. Hardy, A.A. Calum, N. Callow // Journal of Sport and Exercise Psychology, 2015. vol. 37 (1), pр. 23-36. D0I:10.1123/jsep.2014-0116.
21. Evans D., Pillay A., Poizat B. A group in a group / D. Evans, A. Pillay, B. Poizat // Algebra and Logic. 1990. vol. 29 (3), pp. 244-252. DOI: 10.1007/BF01979940.
22. Fransen, K. The Impact of Athlete Leaders on Team Members' Team Outcome Confidence: A Test of Mediation by Team Identification and Collective Efficacy / K. Fransen, N. Vanbeselaere, M.Slater, P.Coffee's // Sport Psychologist, 2014, vol. 28(4), pp. 347-360. D0I:10.1123/tsp.2013-0141.
23. Hughson, R. L'enfant dans le sport de competition / R. Hughson, J. Albinson, O. Bar-Or, P. Bishop, C. Bouchard, G.R., Cumming B. Stanish // Sciences et sport. 1987. vol. 2.. pр. 17-30. DOI:10.1016/s0765-1597(87)80041-2.
24. Kreitz, A. Führungsoptimalität versus Organisationsop-timalität von Leitungsspannen / A. Kreitz, H. Lindstädt, M. Wolff // Erscheint in Kossbiel, H., Spengler, T. (Hrsg.), Modellgestützte Personalentscheidungen 10, R. Hampp-Verlag München., 2008, pр. 121-140.
25. Lei, Q. Can differences in the background characteristics of the chairperson-CEO vertical dyad reduce management agency costs? - A perspective Based on the internal configuration of the top management team / Q. Lei, J. Li, Y. Zhong, Y.Huang // China Journal of Accounting Research, 2023, vol. 16 (1), p. 100-293. DOI: 10.1016/j.cjar. 2023.100293.
26. Lock, D.J. The Multiple In-group Identity Framework / D.J. Lock, D.C. Funk // Sport Management Review. 2016. vol. 19 (2), pр. 85-96. DOI: 10.1016/j.smr.2015.10.001
27. Morgan, P.B.C. Defining and characterizing team resilience in elite sport / P.B.C. Morgan, D. Fletcher, M.Sarkar // Psychology
of Sport and Exercise, 2013, voL 14 (4), pp. 549-559. DOI: 10.1016/j.psychsport.2013.01.004.
28. Schuetz, L. The Influence of Emotions in the Collegiate Sport Workplace: An Analysis of Sport Employee Pride, Passion and Engagement / L. Schuetz, B.D. Oja, S. Dahlin, A.B. Romano // Journal of Issues in Intercollegiate Athletics, 2022, vol. 15, pp. 627-646.
29. Sopa I.S., Pomohaci M. Group cohesion important factor in sport performance. European Scientific Journal, 2014, vol. 10 (26). pp. 163-174. DOI:10.19044/ESJ.2014. V10N26P%P.
30. Spink, K.S. Group cohesion and adherence in unstructured exercise groups / K.S. Spink, J.D. Ulvick, A.J. Crozier, K.S. Wilson // Psychology of Sport and Exercise, 2014, vol. 15 (3), pp. 293-298. DOI: 10.1016/j. psychsport.2013.11.008.
31. Tuan, L.T. Coach humility and player creativity: The roles of knowledge sharing and group diversity / L.T. Tuan // Sport Management Review. 2020. vol. 23 (2), pp.
REFERENCES
1. Valina, S.L. Clinical and epidemiological features of mor-
bidity in children attending preschool educational organizations with high group occupancy / S.L. Valina // Population health and habitat. №. 9 (270). 2015. pp. 3336.
2. Kolomeytsev, Yu.A. Relationships in a sports team / Yu.A. Kolomeitsev. M.: Physical culture and sport, 1984. 128 p.
3. Koshkina, E.G. On the issue of effective teaching a foreign language through group work / E.G. Koshkina // Questions of teaching methods at universities. 2018. Vol. 7 №. 27. pp. 80-92.
4. Marshev, V.I. Sports management: personnel training and scientific publications (review of foreign materials) / V.I. Marshev, M.S. Papeta // Collection of scientific articles from the Center for Sports Management, Faculty of Economics, Moscow State University. Issue 1 / Ed. by V.I. Marshev. M.: Faculty of Economics of Moscow State University named after M.V. Lomonosov. 2017. pp. 9-29.
5. Parkinson, S.N. Parkinson's Laws: [Trans. from English] / S.N. Parkinson. M.: Publishing and trading house «Grand» FAIR-press, 1998. 317 p.
6. Parshikov, A.T. Sports school: history and modernity / A.T. Parshikov. M.: Sport, 2023. 144 p.
7. Complete collection of laws of the Russian Empire. Collection 2. Part 1. Vol. 36. Dept. 2. SPb., 1861. №. 36776. pp. 495-505.
8. Complete collection of laws of the Russian Empire. Collection 2. Part 2. Vol. 54. St. Petersburg, 1861. №. 60091. pp. 144-163.
9. Complete collection of laws of the Russian Empire. Collection 2. Part 3. Vol. 36. Add. to vol. 34. pp. 4-40. Dept. 2. St. Petersburg, 1861. №. 34159a. pp. 4-40.
10. Savelyev, S.V. Incomprehensible mathematics: why is the school curriculum so difficult? [Electronic resource] / S.V. Savelyev // URL: https://russia. tv/ video/show/brand_ id/3838/episode_id/2148831/video_id/ 2161071/ view-type/picture/ (date of access: 20.02.2024).
11. Samsonov I.I. On the norm of controllability of a sports training group by sport / I.I. Samsonov, M.M. Ivanova (part 1) // Science and sport: current trends. № 2 (Vol. 12), 2024. C. 124-132. DOI: 10.36028/2308-8826-2024-
284-301. DOI: 10.1016/j.smr.2019.02.004
32. Wegner, M. Applying Group Dynamics to Enhance Sport Teams / M. Wegner, M. Evans // Sport and Exercise Psychology. 2023. pp. 531-547. DOI:10.1007/978-3-031-03921-8_22.
33. Woojun, L. Group diversity's influence on sport teams and organizations: a meta-analytic examination and identification of key moderators / L. Woojun., G.B. Cunningham // European Sport Management Quarterly. 2019. vol. 19, рр. 139-159. DOI:10.1080/16184742.201 8.1478440.
34. Widmeyer, W. The Effects of Group Size in Sport / W. Widmeyer, L. Brawley, A. Carron // Journal of Sport & Exercise Psychology, 1990, vol. 12 (2), pp. 170-177. D0I:10.1123/JSEP.12.2.177
35. Viter, I. The Team Size Sweet Spot: Balancing Efficiency & Collaboration / I. Viter // URL: https://www.runn.io/ blog/what-is-the-ideal-team-size/ (дата обращения: 20.02.2024 г.)
12-2-124-132
12. Samsonov, I.I. On the financial support of the sports reserve training system at the municipal level in modern conditions / I.I. Samsonov, A.N. Malakhanov // Economics. Profession. Business. 2023. №. 2. pp. 89-99. DOI 10.14258/epb202325. EDN SZRWJG.
13. Samsonov, I.I. Sports training in the context of harmonization of legislation: the branch of physical culture and sports or education / I.I. Samsonov // Sports: economics, law, management. - 2023. № 3. pp. 33-37. DOI 10.18572/2070-2175-2023-3-33-37. -EDN QLKBOY.
14. Tushnolobov, P.I. The key problem of modern mass education / P.I. Tushnolobov // Omsk Scientific Bulletin. 2017. №. 3. pp. 98-100. EDN: ZMOBST
15. Trilitskaya, O.Yu. Comparative analysis of approaches to choosing the organizational structure of enterprise management / O.Yu. Trilitskaya // Bulletin of Volgograd State University. Issue 3: Economics. Ecology. 2005. №. 9. pp. 156-164.
16. Fatkhutdinov, R.A. Strategic management / R.A. Fatkhut-dinov. M.: Delo, 2004. 448 p.
17. Arizon-Peretz, R. The negative effects of cliques and negative relationships in teams Safety climate strength / R. Arizon-Peretz, G. Luria, Y. Kalish, D. Zohar // Safety Science. 2021. vol. 138(5), pp. 105-224. DOI: 10.1016/j. ssci.2021.105224.
18. Cai, A. Applying Group Norms in Sport: Practical Considerations for Coaches / A. Cai, J.S. Lefebvre, D. Alexander, G.A. Bloom // Journal of Sport Psychology in Action, 2021. vol. 13(3), pp. 1-13. DOI:10.1080/21520704.2021.2002990.
19. Cobb, A.T. Leading Teams: Setting the Stage for Great Performances / A.T. Cobb, J.R. Hackman // Administrative Science Quarterly. 2003. vol. 48(4), p. 712. DOI:10.2307/3556648.
20. Cronin, L.D. Transformational Leadership and Task Cohesion in Sport: The Mediating Role of Inside Sacrifice / L.D. Cronin, J. Hardy, A.A. Calum, N. Callow // Journal of Sport and Exercise Psychology, 2015. vol. 37 (1), pр. 2336. DOI:10.1123/jsep.2014-0116.
21. Evans D., Pillay A., Poizat B. A group in a group / D. Evans, A. Pillay, B. Poizat // Algebra and Logic. 1990. vol. 29 (3), pp. 244-252. DOI: 10.1007/BF01979940.
22. Fransen, K. The Impact of Athlete Leaders on Team Members' Team Outcome Confidence: A Test of Mediation by Team Identification and Collective Efficacy / K. Fransen, N. Vanbeselaere, M. Slater, P. Coffee's // Sport Psychologist, 2014, vol. 28(4), pp. 347-360. D0l:10.1123/tsp.2013-0141.
23. Hughson, R. L'enfant dans le sport de competition / R. Hughson, J. Albinson, O. Bar-Or, P. Bishop, C. Bouchard, G.R., Cumming B. Stanish // Sciences et sport. 1987. vol. 2.. pp. 17-30. DOI:10.1016/s0765-1597(87)80041-2.
24. Kreitz, A. Führungsoptimalität versus Organisation-soptimalität von Leitungsspannen / A. Kreitz, H. Lind-städt, M. Wolff // Erscheint in Kossbiel, H., Spengler, T. (Hrsg.), Modellgestützte Personalentscheidungen 10, R. Hampp-Verlag München., 2008, pp. 121-140.
25. Lei, 0. Can differences in the background characteristics of the chairperson-CEO vertical dyad reduce management agency costs? - A perspective Based on the internal configuration of the top management team / 0. Lei, J. Li, Y. Zhong, Y. Huang // China Journal of Accounting Research, 2023, vol. 16 (1), p. 100-293 DOI: 10.1016/j.cjar. 2023.100293.
26. Lock, D.J. The Multiple In-group Identity Framework / D.J. Lock, D.C. Funk // Sport Management Review. 2016. vol. 19 (2), pp. 85-96. DOI: 10.1016/j.smr.2015.10.001
27. Morgan, P.B.C. Defining and characterizing team resilience in elite sport / P.B.C. Morgan, D. Fletcher, M. Sarkar // Psychology of Sport and Exercise, 2013, vol. 14 (4), pp. 549-559. DOI: 10.1016/j.psych-sport.2013.01.004.
28. Schuetz, L. The Influence of Emotions in the Collegiate Sport Workplace: An Analysis of Sport Employee Pride, Passion and Engagement / L. Schuetz, B.D. Oja,
S. Dahlin, A.B. Romano // Journal of Issues in Intercollegiate Athletics, 2022, vol. 15, pp. 627-646.
29. Sopa I.S., Pomohaci M. Group cohesion important factor in sport performance. European Scientific Journal, 2014, vol. 10 (26). pp. 163-174. D0l:10.19044/ ESJ.2014.V10N26P%P.
30. Spink, K.S. Group cohesion and adherence in unstructured exercise groups / K.S. Spink, J.D. Ulvick, A.J. Cro-zier, K.S. Wilson // Psychology of Sport and Exercise, 2014, vol. 15 (3), pp. 293-298. DOI: 10.1016/j.psych-sport.2013.11.008.
31. Tuan, L.T. Coach humility and player creativity: The roles of knowledge sharing and group diversity / L.T. Tuan // Sport Management Review. 2020. vol. 23 (2), pp. 284-301. DOI: 10.1016/j.smr.2019.02.004
32. Wegner, M. Applying Group Dynamics to Enhance Sport Teams / M. Wegner, M. Evans // Sport and Exercise Psychology. 2023. pp. 531-547. D0I:10.1007/978-3-031-03921-8_22.
33. Woojun, L. Group diversity's influence on sport teams and organizations: a meta-analytic examination and identification of key moderators / L. Woojun., G.B. Cunningham // European Sport Management Quarterly. 2019. vol. 19, pp. 139-159. D0I:10.1080/16184 742.2018.1478440.
34. Widmeyer, W. The Effects of Group Size in Sport / W. Widmeyer, L. Brawley, A. Carron // Journal of Sport & Exercise Psychology, 1990, vol. 12 (2), pp. 170-177. D0I:10.1123/JSEP.12.2.177.
35. Viter, I. The Team Size Sweet Spot: Balancing Efficiency & Collaboration / I. Viter // URL: https://www.runn.io/ blog/what-is-the-ideal-team-size/ (дата обpащения: 20.02.2024 г.)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Самсонов Иван Иванович (Samsonov Ivan Ivanovich) - кандидат педагогических наук, доцент; заместитель директора Центра спортивной подготовки сборных команд Алтайского края, заведующий кафедрой экономики, менеджмента и индустрии туризма; Алтайский институт труда и права (филиал) ОУП ВО «АТиСО»; Алтайское училище олимпийского резерва, 656052, г. Барнаул, ул. Антона Петрова, 221г-120; e-mail: sii2009@yandex.ru; ORCID: 0000-0003-1826-7291
Иванова Марина Михайловна (Ivanova Marina Mikhailovna) - кандидат педагогических наук; Алтайский государственный педагогический университет, 656031, г. Барнаул, ул. Молодежная, 55; e-mail arinagleb17@rambler.ru; ORCID: 00000001-8424-9943
Поступила в редакцию 12 апреля 2024 г. Принята к публикации 06 мая 2024 г.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Самсонов, И.И. Норма управляемости группой спортивной подготовки по виду спорта: нормативно-правовое регулирование и зарубежная практика (часть 2) / И.И. Самсонов, М.М. Иванова // Наука и спорт: современные тенденции. -2024. - Т. 12, № 2 - С. 133-142. Э01: 10.36028/2308-88262024-12-2-133-142
FOR CITATION
Samsonov I.I. On the norm of controllability of a sports training group by sport: normative legal regulation and foreign practice (part 2). Science and sport: current trends., 2024, vol. 12, no. 2. - pp. 133-142. DOI: 10.36028/2308-88262024-12-2-133-142