История общественной мысли
УДК 398(=811.512)
М.Р. Арпентьева Ногайский фольклор: проблемы исследования
Статья посвящена фольклору ногайцев как одного из ведущих тюркских народов, с культурой которого связано развитие целого ряда других культур, включая татарскую и башкирскую. Рассматриваются основные проявления (формы) и идеи (ценности) фольклора ногайцев, ведущие аспекты ногайской фольклористики. Осмысляется роль фольклора как носителя исторической памяти ногайского народа. Историческая память раскрывается как совокупность передаваемых из поколения в поколение исторических фактов и мифов, субъективно преломленных рефлексий о событиях прошлого, особенно негативного опыта, угнетения, несправедливости в отношении народа. Источники формирования исторической памяти ногайцев многообразны - текстовая традиция, включая широкий круг нарративных источников, коммеморации (праздники, посвященные историческим событиям, дни памяти и т. п.) и многое другое. Все они богато представлены в ногайской культуре, несмотря на исторические перипетии ногайцев, сохраняющих в текучей повседневности, в перипетиях войн, противостояний, в ритуалах и коммеморациях историческую память своего народа.
Ключевые слова: ногайцы, фольклор, историческая память, сказки, сказания.
Фольклор - значимая часть исторической памяти народа, его повседневно-рутинной, коммеморативно-ритуальной и экстремально-кризисной жизни (Ногайцы, 2010; Ногайцы, 2008; Очерки истории..., 1967, с. 5-120). Историческая память - система передаваемых из поколения в поколение исторических фактов и мифов, субъективно преломленных рефлексий о событиях прошлого, особенно негативного опыта, угнетения, несправедливости в отношении народа. Иногда рассматривается как измерение коллективной (или социальной) памяти. Близко к понятию исторической памяти другое понятие - культурная память. Под нею понимается система базовых представлений общества о прошлом, закрепленных в памятниках культуры и социальной традиции. Историческая память - область междисциплинарных исследований. Исследованиями исторической памяти занимаются историки, социологи, этнографы и философы.
Источники формирования исторической памяти ногайцев многообразны - текстовая традиция, включая широкий круг нарративных источников, коммеморации (праздники, посвященные историческим событиям, дни памяти и т. п.) и многое другое. Все они богато, несмотря на исторические перипетии ногайцев, представлены в ногайской культуре, сохраняя
в текучей повседневности, в перипетиях войн и противостояний, в ритуалах и коммеморациях историческую память своего народа (Ногайцы, 2010; Ногайцы, 2008; Очерки истории..., 1967, с. 5-120).
Ногайские племена, выделившиеся из общей массы тюркских племен в начале XIV в. и поведшие за собой развитие тюрков далее, на протяжении нескольких веков, получили в наследство довольно высокоразвитую культуру. Культура племен, участвовавших в этногенезе ногайцев и современных тюркских народов, связанных с ногайцами (турок, татар и т.д.), развивалась в русле древней и средневековой общетюркской литературы и опиралась на фольклор: орхоно-енисейские рунические памятники V-VIII вв., «Книга гаданий» 1Х-Х вв., «Словарь тюркских наречий» М.Кашкари и «Ку-тадгу билиг» Ю.Баласагуни XI в., произведения Х.Ахмеда Ясави и С.Бакыргани XII в., Ах.Югчзки и Рабгузи XIII в., «Мухаббат-наме» Хорез-ми, «Нахджул-фарадис», «Хосров и Ширин» Кутба, «Кодекс Куманикус» XIV в. и др. (Ногайцы, 2010; Ногайцы, 2008; Очерки истории., 1967, с. 5120). Самые влиятельные, многочисленные из татар (тюрков) ногайцы оказывали большое влияние на развитие татарских ханств Восточной Европы и Средней Азии (Алиева, 2000; Гаджиева, 1976; Народы России, 1877, с. 374; Ногайцы, 2010; Ногайцы, 2008; Очерки истории ..., 1967, с. 5-12; Очерки истории ..., 2000, с. 10-21; Трепавлов, 2002, с. 97-112, 495-497). Ученые отмечают наличие у ногайцев уже в XIV в. своей развитой письменности. При этом с V в. по Х в. ногайцы пользовались древнетюркским руническим алфавитом, с VIII в. среди них стала распространяться уйгурская письменность, но с XVIII в. до начала ХХ в. ногайский алфавит строился на арабской графике. У ногайцев существовали исторические сочинения «Тарихи-и-ногай» («История ногайцев») и «Таварих-и-ногай» («Ногайские летописи»). Благодаря этому фольклорная и авторская литературные традиции ногайцев были тесно слиты (Алиева, 2000; Гаджиева, 1976; Народы России, 1877, с. 374; Очерки истории., 2000, с. 10-21; Трепавлов, 2002, с. 97-112, 495-497). Основными носителями и распространителями фольклорных произведений с древних времен были певцы, сказители и другие народные исполнители, такие как Коркут, Шез-баян, Кет-Буга Найманлы, Сыбра, Жи-ренше Шешен: «йырау» - исполнители героических поэм, «бахшы», которые исполняли лирические дастаны, «энгимеши» - рассказчики легенд и преданий, «эртегиши»-сказочники, «шешен» - знатоки пословиц, поговорок, загадок и афоризмов, «шынгшы» - исполнители частушек (шынг, дияр, инар, бейит), «бозлаушы», «шуклаушы» - исполнители заговоров и заклинаний. Наиболее известны поэмы: «Ахмет, сын Айсыла», «Копланлы батыр», «Эдиге», «Мамай», «Маната», «Манашы улы Туякбай», «Эр Таргыл», «Мусевке батыр», «Шора батыр», «Адиль-Солтан», «Сорок ногайских богатырей», «Карасай-Казы», «Эр Кусеп», «Эр Косай», «Аманхор», «Эр Кок-ше», «Камбар батыр». Однако, миграция в Турцию в конце XVIII в. свыше полумиллиона ногайцев привела к потере основной части письменной культуры, а течение времени изменило работу сказителей и исполнителей песен.
Современные народные сказители и певцы, в отличие от них, не являются профессионалами, хотя и хранят и передают дальше древнейшие традиции сказительства и песен (Кляшторный, Султанов, 2009, с. 65-74; Малов, 1951; Сикалиев, 1994, с. 20-45; Сикалиев, 1970; Ярлыкапов, 1998, с. 57-62).
В современной ногайской фольклористике фольклорные тексты рассматриваются как языковые структуры, функционирующие в народном быту, их изучение связано как с филологией, так и с этнографией и историей. Опираясь на традицию В.Проппа, который заложил основу структурализма в фольклористике, ногайские и тюркские фольклористы изучали и изучают структуры тюркского фольклора, отмечая, что именно в фольклоре структуры сознания, ценности и менталитет народов обнаруживаются наиболее явно: фольклор формализован, как вообще вся традиционная народная культура, больше, чем тексты философские или художественно-исторические. Фольклор одновременно пронизан символикой и «форматирован» (Пропп, 1990).
Среди фольклористов ногайской культуры можно выделить А.Шарапова, А.Архипова, М.Османова, Н.Семенова, В.Радлова, Ч.Валиханова, Г.Ананьева, П.Фалева в XIX веке, но систематический сбор и научное изучение фольклорного наследия ногайцев связаны с именем А.-Х.Ш. Джани-бекова, создавшего «Сокровищницу слов», куда вошли памятники ногайского эпоса, песенный фольклор, сказки и афористическое творчество. Сейчас его работы продолжают С.А. Джанибекова-Калмыкова и А.И. Сикалиев (Джанибеков, 1930; Сикалиев, 1970). Фольклористы занимаются сбором и публикацией самого разного этнографического материала, прежде всего отражающего особенности духовной культуры ногайцев, их мифов и поверий, ритуалов и сказаний (Кляшторный, Султанов, 2009, с. 65-74; Малов, 1951; Сикалиев, 1994, с. 20-45; Сикалиев, 1970; Ярлыкапов, 1998, с. 57-62). Они полагают также учитывать достижения современной фольклористики в целом, в том числе то, что в современной фольклористике нужно развивать идеи В.Я. Проппа (Пропп, 1986, 1989, 1990) и иных исследователей, используя феноменологический подход к изучению народных (фольклорных) текстов (легенд и сказаний, причитаний и других фольклорных композиций), в том числе народных классических и современных утопий и антиутопий («преодоления рабства», выхода из кризисов и т.д.) (Пропп, 1986, 1989, 1990). Если сравнить работы В.Я. Проппа с работами его ногайских коллег, можно увидеть те же попытки описать переживание народом значимых событий, представление о прошлом и будущем, ритуалах, направленных на гармонизацию отношений человека с пространствами и временами его жизни. Ногайские фольклористы отмечают важность понимания духовных и «псевдодуховных» - «потусторонних» оснований жизнедеятельности человека. Они отмечают, что духовные силы и ценности властвуют над умами людей, передаваясь из поколения в поколение как беспрекословное правило жизни, которому надо следовать безо всяких сомнений и оговорок, или защищаться - ритуалами и иными способами - без оговорок. Анализируя их и
связанные с ними поверья, ногайские фольклористы стремились осуществить их классификацию по категориям, отражающим современные им представления о фольклорных жанрах, главным критерием выделения которых является соответствие повседневной действительности. Так, приметы определяются как бытовое, часто суеверное толкование и взгляд на действия и явления, хотя и существующие на самом деле, но лишенные в реальности своих «потусторонних» аспектов, а поверья - как трансформированные суевериями представления о действительности или верования в предметы, действия и явления, созданные вымыслом. Языческим текстам противостоят «напоминающие» или «на самом деле» являющиеся «поучительными примерами» (притчи, пословицы), которыми окольно, иносказательно слушатель поучается тому, чего нельзя было сказать ему прямо. Есть и «заведомо» иносказательные верования, которые «могут быть приравнены то к загадкам, то к пословицам и поговоркам» (Малов, 1951; Сикалиев, 1994; Си-калиев, 1970).
Ногайские фольклористы исследовали и сравнивали научную и ненаучную, непохожую на фольклорно-собирательскую «народную терминологию»: «приметы и поверья», «суеверные обряды и обычаи», а также «легендарные сказания», включая те, что отражают рефлексию народа и его скептическое отношение к суевериям и уважительное отношение к ценностям. Ногайские фольклористы также рассматривают прагматический аспект бытования текстов (выделяя «сказания», которые для своей выгоды могут быть использованы и используются до сих пор в повседневной магии и ее эрзацах различными «проходимцами», мошенниками). В сферу их интересов также входят будничная и религиозная жизнь дома и вне дома (повседневность и праздничность, начало и завершение жизни), явления природы и духа (в том числе «нечистого»), календарные, природные циклы, предвестники будущего и «исторические предания» (Малов, 1951; Сикалиев, 1994; Сикалиев, 1970). В ногайском фольклоре, как и фольклоре других народов и народностей с богатой и древней культурой, важное место занимают языческие заговоры и заклинания, древняя календарная поэзия скотоводов и землепашцев, песни, сопровождавшие ногайцев от рождения до смерти, в том числе песни колыбельные, детские, игровые, трудовые, лирические, песни-назидания, частушки, песни казацкие, исторические и ритуальные, в том числе здравицы и проклятия. Особенно востребованы у ногайцев, в том числе современных, афористическое творчество - афоризмы, пословицы, поговорки, загадки, и сказки, легенды, предания - «хабары» - рассказы о реальных событиях, лицах и «таварых» - народные прозаические повести с элементами художественного вымысла. В основе большинства сказаний и поэм лежат исторические события, которые происходили в жизни ногайских государств в лице Большой и Малой Ногайских Орд и Астраханского ханства XIII-XVII вв. Эпос ногайцев сложился только в XIV-XVII вв., он отличается реалистичностью и историчностью, отсутствием религиозного фанатизма, отражает идеалы народного героизма, описывая
периоды борьбы с монгольскими завоевателями в XIII в. и золотоордын-скими ханами в конце XIV в., междоусобной борьбы ногайских князей в XVI в. и события, связанные с джунгарским нашествием в XVII в. В них доминируют мотивы и примеры создания семьи, освобождения личности и уничтожения сословных привилегий, создания ногайского государства и т.д., все значимые вехи и уроки исторической памяти народа, включая «избранные травмы» и «избранные гордости» - события, черты и феномены, которые ногайцы считают наиболее важными в своей истории в целом и жизни каждого ногайца в отдельности.
Эти описания отражают и задают «культурную динамику» ногайского этноса, в том числе процессы культурной трансмиссии. Культурная трансмиссия - процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через целенаправленное или стихийное обучение. В Урало-Поволжье, Карачаево-Черкесии, Дагестане и иных районах проживания ногайцев и родственных им народов и народностей, включая татар, башкир и т.д., бытующие у ногайцев пословицы, поговорки, загадки, сказки широко используются в этнопедагогике. Посредством фольклорных произведений воспитывается уважительное отношение к старшим в том числе, несмотря на их национальность и религиозные верования. Посредством фольклора воспитывают чувство патриотизма и любви к родине: «Чем быть в Египте царем, лучше в родной стороне быть чабаном». Знаменитый цикл поэм «Сорок ногайских богатырей», поэма «Шора-батыр» утверждают веру в будущее и оптимизм, дружбу и товарищество, гордость за родной народ, призывает защищать родину и семью. Аналогичным образом звучит и ногайская героическая поэма об Эдиге - основателе и главе государства ногайцев - Ногайской Орды. В поэме есть призыв к единству, братству, взаимному уважению в семье и обществе, исполнению законов гостеприимства, любви к родному дому. Такое же отношение есть в поэме «Янбийкеш», созданной в память о дочери известного ногайского бия Ю.Суйимбийке, защищавшей интересы Казанского ханства. Бытовые сказки многочисленны и разнообразны. Они восхваляют ум, трудолюбие, мастерство, верность в дружбе, осуждая жадность, трусость, жестокость и другие пороки, поэтому конец сказки почти всегда счастливый: герой побеждает, зло наказано, положительные герои и народ добились лучшей жизни. Ногайские пословицы высмеивают пустословов, лжецов, транслируя уважение к знаниям, призывая вести здоровый образ жизни, разоблачая вредные привычки и призывая уважать труд учителей, ученых, поэтов, указывая, что знания добываются старанием и трудом: «Ученый - трудом, глупец - языком». Они отмечают и важность человечности, бичуют зло, воспевают добро: «Ученым быть нетрудно, стать человеком - труднее», «Умный мало страдает».
Через опыт старших рода, сказки и пословицы, обряды и ритуалы, ногайские дети осваивают мир, их учат бережно относиться к духовному наследию предков, учиться на лучших примерах. Ногайца с детства окружа-
ет обилие фольклорных произведений: колыбельные песни, поговорки, пословицы, сказки, сказания. Все они призваны развить в ребенке чувство любви к матери, отцу, родной семье, создать атмосферу взаимоуважения и взаимопонимания: «Счастье, куда идешь? Туда, где взаимопонимание», «Семья без любви, что дерево без корней», без любви и уважения в семье не бывает стабильности и мира не только в семье, но и в обществе. О любви говорится во многих ногайских лирических поэмах: «Бозйигит», «Ка-райдар и Кызылгуль», «Аьдил-Солтан», «Амет-батыр, сын Айсыла», «Эдиге», «Шора-батыр». В современной повседневной жизни они, однако, используются уже довольно редко, и постепенно, как и у многих других народов, забываются: духовный потенциал их мало востребован в мире нарушенной культурной трансмиссии. Однако, педагоги отмечают, что использовать его - насущная потребность, которая позволит не забыть народные сказки и былины, пословицы и поговорки, заменив их дешевыми и не присущими ценностям и менталитету народа зарубежными «продуктами», в которых прививаются насилие и бездуховность.
Фольклор убеждает: быть человеком среди других людей - необходимое условие выживания человека, его рода, его нации, человечества. Историческая память - важная часть жизни гармоничного сообщества: в той мере, в какой она не утрачена, сообщество способно не повторять ошибок и трагедий прошлого. Исследование народной памяти, фольклора, играет, помимо восстановления этого прошлого, прямую перспективист-скую роль, функцию профилактики. В этой перспективистской роли и видится основная ценность исследований народной культуры, фольклора, быта и жизни в целом, в том числе работ ногайских фольклористов, филологов, культурологов и т.д. В существующих работах осуществлены попытки структурировать фольклор, в том числе его духовно-нравственное содержание, как непосредственного участника процесса воспитания и культурной трансмиссии. Поэтому в современной литературе традиции фольклора и художественных произведений сохраняются: и по форме и по содержанию. Неслучайно поэтому, что одной из характерных черт ногайской поэзии и литературы в целом ХХ в. и начала XXI в. является то, что в ней заметное развитие получает поэма. В работах Ф.Абдулжалилова, С.Капаева, Г.Аджигельдиева, К.Кумратовой, С.Кумукова происходит развитие национальной поэмы, для нее свойственен дидактизм и философское осмысление мира. Развиваются и авторские этнические сказки, опирающиеся на традиционные для народных ногайских эпосов и сказаний ценности и структуры. Важно также отметить, что этнографические исследования, обращенные к анализу мировоззренческих, идеологических аспектов человеческого бытия, являются, по сути, «пограничными» с социологическими, социально-политическими. Сами по себе перспективы исследования фольклора и других «памятников» и примеров народной культуры связаны именно с интеграцией наук (Арпентьева, 2015, 2017 а,б; Арпентьева, Терентьев, 2016).
Источники и литература
1. Алиева С.И. Ногайцы Северо-Западного Кавказа в исторических процессах XVIII - начала XX в.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Краснодар, 2000. 19 с.
2. Арпентьева М.Р. Фольклор и проблемы исторической памяти // Язык и поэтика русского фольклора: к 120-лет. со дня рожд. В.Я. Проппа. Сборник докладов Всероссийской научной конференции с Международным участием. 16-19 сентября 2015 г., Петрозаводск / Отв. ред. Н. В. Патроева. Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет, 2015. С. 75-77.
3. Арпентьева М.Р. Фольклорное наследие современного Татарстана // Народная музыкальная культура в современном мире: взаимодействие науки, образования, практики. Сборник докладов Международной научно-практической конференции (VII научно-творческие «Маничкины чтения»). Белгород, 15-16 марта 2017 г. В 2-х т. / Ответ. за выпуск О.Я. Жирова, О.В. Логвинова. Белгород: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2017 а. Т. 1. 232 с. С. 47-60.
4. Арпентьева М.Р. Эпос в фольклоре народов Крыма и Алтая // Крымское историческое обозрение. 2017 б. №2. С. 60-84.
5. Арпентьева М.Р., Терентьев А.А. Сказкотерапия в развитии понимания себя и мира. Калуга: КГУ, 2016. 792 с.
6. Гаджиева С.Ш. Материальная культура ногайцев в XIX - начале XX в. М.: Наука, 1976. 228 с.
7. Джанибеков А.-Х.Ш. Соьз казнасы (Сокровищница слов). Рукопись в 4 т. Черкесск: КЧИГИ НБ РФ, 1930.
8. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Государства и народы Евразийских степей: от древности к Новому времени. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2009. 432 с.
9. Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности. Тексты и исследования. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951.140 с.
10. Народы России: живописный альбом. СПб.: Типография Товарищества «Общественная Польза», 3 декабря 1877. С. 374.
11. Ногайцы // Народы России. Атлас культур и религий. М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. 320 с.
12. Ногайцы // Этноатлас Красноярского края / Гл. ред. Р.Г. Рафиков, ред-кол.: В.П. Кривоногов, Р.Д. Цокаев. Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. 224 с.
13. Очерки истории Карачаево-Черкесии. Ставрополь: КЧНИИ. 1967. Т.1. С. 5-12.
14. Очерки истории Татарской общественной мысли. Казань: Татар. кн. изд-во, 2000. С. 10-21.
15. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: ЛГУ, 1986.
364 с.
16. Пропп В.Я. Русский героический эпос. М.: Лабиринт, 2006. 624 с.
17. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М.: Наука, 1989. 233 с.
18. Сикалиев А.И.-М. История собирания и изучения ногайского фольклора // КЧНИИ. Тр. Вып.'УТ. Сер. Филолог. Черкесск, 1970. С. 10-54.
19. СикалиевА.И.-М. Ногайский героический эпос. Черкесск, 1994. С. 2045.
20. Трепавлов В. В. История Ногайской Орды. М.: Восточная литература, 2002. С. 97-112, 495-497.
21. Ярлыкапов A.A. Ногайская степь // Этнографическое обозрение. 1998. №3. С. 57-62.
М.Р. Арпентьева
Ногай фольклоры: тикшерену мэсьэлэре
Мэкалэ ногайларньщ халык авыз ижатын анализлауга багышланган. Ногай-лар кYп кенэ терки халыкларнын, шул исэптэн татарларныц hэм башкортларнын, мэдэниятлэренэ тээсир иткэн. Текстта халык авыз иждтыныд теп формалары hэм идеялэре (кыйммэтлэре), фольклордагы эйдэп баручы юнэлешлэр карала. Фольклорный халыкныц тарихи хэтерен саклаудагы роле ачыклана. Тарихи хэтер буыннан-буынга тапшырылучы мифлар hэм тарихи фактлар, узган вакыйгаларны, бигрэк тэ тискэре тэжрибэ, Y3 халкыдны каhэрлэYне, ада карата булган гаделсез-лекне бэялэгэндэ субъектив рэвештэ Yзгэртелгэн карашлар берлеге буларак ачы-ла. Ногайларныд тарихи хэтерлэрен формалаштыручы чыганаклар кYптерле: кид катлам нарратив чыганакларны Y3 эченэ алган язма традиция, коммеморациялэр, ягъни терле тарихи вакыйгаларга багышланган бэйрэмнэр, искэ алу кеннэре h.б. Алар барысы да, кендэлек тормышта чагылыш тапкан тарихтагы кискен Yзгэ-решлэргэ карамастан, сугышларда, капма-каршы торуларда, ритуалларда, тарихи хэтерне ижтимагый адга беркетугэ хезмэт итYче чараларда калку урын алган.
Ачкыч сузлэр: ногайлар, фольклор, тарихи хэтер, экиятлэр, хикэятлэр.
M.R. Arpentieva
Nogai folklore: problems of research
It is a group of people living in the tribes of the tribes of Tatar and Bashkir. Considers the main aspects of the folklore of the Nogai, the leading aspects of the folklore. Folklore is a significant part of the people's historical memory, their daily routine, commemorative ritual and extreme crisis life. The main manifestations (forms) and ideas (values) of Nogai folklore, the leading aspects of Nogai folklore studies are considered. Historical memory is a system of historical facts and myths transmitted from generation to generation, subjectively refracted reflections about the events of the past, especially negative experience, oppression, injustice against the people. Sometimes considered as a measure of collective (or social) memory. Nogai tribes, separated from the total mass of the Turkic tribes at the beginning of the XIV century. and led to the development of the Turks further, over several centuries, they inherited a rather highly developed culture. Sources of formation of the historical memory of the Nogai people are diverse - the textual tradition, including a wide range of narrative sources, commemorations (holidays devoted to historical events, days of memory, etc.) and much more. All
of them are rich, despite the historical peripetias of the Nogais, are represented in the Nogai culture, preserving in the daily routine, in the vicissitudes of the wars of confrontation, in rituals and commemorations the historical memory of their people.
Keywords: Nogai, folklore, historical memory, of tales, tales.
Информация об авторе:
Арпентьева Мариям Равильевна - доктор психологических наук, доцент, член-корреспондент Российской академии естествознания (РАЕ), профессор кафедры психологии развития и образования, ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); ведущий научный сотрудник кафедры теории и методики физического воспитания, ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» (г. Ханты-Мансийск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра); e-mail: mariam_rav@mail.ru, arpentevamr@tksu.ru
Арпентьева Мариям Равил кызы - психология фэннэре докторы, доцент, Россия табигать фэннэре академисенец мехбир-эгъзасы, К.Э. Циолковский ис. Калуга дэYлэт университеты Yсеш hэм белем 6^y кафедрасы профессоры (Калуга шэhэре); Югра дэYлэт университеты физик тэрбия 6^y теориясе hэм методикасы кафедрасыныц эйдэп баручы фэнни хезмэткэре (Ханты-Мансийск шэhэре, Ханты-Мансийск автономияле округы - Югра)
Arpentieva Mariam R. - doctor of psychological sciences, associate professor, corresponding member of the Russian academy of natural sciences (RANS), professor of the department at the development and education psychology, Tsiolkovskiy Kaluga state University (Kaluga); leading researcher fellow, Department at the Theory and Methods of Physical Education, Ugra State University (Khanty-Mansiysk, Khanty-Mansi Autonomous Area - Yugra)