Научная статья на тему 'Фольклорное наследие Алтая'

Фольклорное наследие Алтая Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2048
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛТАЙЦЫ / ALTAI / ФОЛЬКЛОР / FOLKLORE / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / HISTORICAL MEMORY / СКАЗАНИЯ / СКАЗКИ / TALES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Арпентьева Мариям Равильевна

Статья посвящена фольклору алтайцев как одной из ведущих групп тюркских народов, с культурами которых связано развитие целого ряда других культур. Рассматриваются основные проявления (формы) и идеи (ценности) фольклора алтайцев, ведущие аспекты алтайской фольклористики. В статье проанализированы проблемы исторической памяти, а также вопросы, связанные с реактуализацией исторической памяти, её влиянием на современную социальную.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Folklore Heritage of Altai

The article is devoted to the folklore of Altai as one of the leading groups of the Turkic peoples, which cultures are involved into the development of other cultures. The author considers main manifestations (forms) and ideas (values) of the folklore of Altaians as well as the Altai folklore leading aspects. The article touches upon the problems of the historical memory, analyzes the issues related to the revival of the historical memory and its effects on contemporary social practices and vice versa (the relationship of people and groups, a society and a state) and observes responses and negotiations leading to the historical memory and culture restoration and causing their destruction.

Текст научной работы на тему «Фольклорное наследие Алтая»

УДК 398(571.15)

ФОЛЬКЛОРНОЕ НАСЛЕДИЕ АЛТАЯ М. Р. Арпентьева

Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского

Статья посвящена фольклору алтайцев как одной из ведущих групп тюркских народов, с культурами которых связано развитие целого ряда других культур. Рассматриваются основные проявления (формы) и идеи (ценности) фольклора алтайцев, ведущие аспекты алтайской фольклористики. В статье проанализированы проблемы исторической памяти, а также вопросы, связанные с реактуализацией исторической памяти, её влиянием на современную социальную.

Ключевые слова: алтайцы, фольклор, историческая память, сказки, сказания.

Фольклор как выразитель системы ценностей урало-алтайских народов, его исторической памяти. Историческая память - система передаваемых из поколения в поколение исторических фактов и мифов, субъективно преломленных рефлексий о событиях прошлого, особенно негативного опыта, угнетения, несправедливости в отношении народа. Иногда рассматривается как измерение коллективной (или социальной) памяти. Это понятие весьма близко к понятию - «культурная память», под которой понимается система базовых представлений общества о прошлом, закреплённое в памятниках культуры и социальной традиции. Источники формирования исторической памяти многообразны - текстовая традиция, включая широкий круг нарративных источников, коммеморации (праздники, посвящённые историческим событиям, дни памяти и т. п.) и многое другое. Историческая память выступает как область междисциплинарных исследований: её изучением занимаются историки, социологи, этнографы и философы [1-4]. В фольклористике в её донаучный период создателями, носителями и распространителями фольклора были сказители, например, такие знаменитые, как О. Чолтукова, Д. Тобо-кова, Т. Токтогулова в Х1Х-ХХ вв., Н. У. Улагашев, А. Г. Калкин, Г. Калкин, Н. К. Ялатов, Т. А. Чачияков в ХХ в. и многие другие сказители-кайчи, сказочники и певцы, которые странствовали по Алтаю и исполняли народные героические сказания [5-9]. Атмосфера, буквально пронизанная эпосом, фольклором, окружала сказителей с детства в рамках мощных семейных традиций [10, с. 8-9].

Однако важны и собственно научные исследования, нацеленные на осмысление того, как многочисленные и разные по видам, формам и темпам культурные изменения исторической памяти и истории в целом объединяются в понятии «культурная динамика», которое подразумевает как изменения внутри культуры, так и во взаимодействии разных культур. Культурная динамика описывает изменения или модификацию культуры во времени и пространстве посредством независимых открытий и целенаправленных реформ, культурных заимствований (стихийного или целенаправленного подражания) и культурной межгрупповой и стратификационной диффузии (стихийного обмена в процессе контакта культур), а также культурной трансмиссии - обучения. Культурная трансмиссия - процесс, благодаря которому культура передаётся от предшествующих поколений к последующим через целенаправленное или стихийное обучение. Исследованием этих проблем занимаются немногие учёные, среди которых наиболее известными являются А. В. Анохин, В. И. Вербицкий, Н. П. Дыренко-ва, Ф. А. Сатлаев, С. С. Сурадаков, А. М. Сагалаев и др. [11-21]. Так, А. М. Сагалаев пишет: «Алтай соразмерен человеку. Он надёжен и вечен. Он бережно хранит в себе кости предков и обещание новой жизни, одаряет своих сыновей последним снегом и первой травой, синей тенью лесов и жарким маревом летних долин. На перевалах стоят увешанные лентами деревья - знаки договора людей со своею землею. Кажется, что и само время течёт на Алтае двумя несмешивающимися потоками: поверх - сиюминутное и преходящее, а в глубине - всегдашнее и истинное. Здесь живы ещё уважение к мудрому слову старшего, скромное и непоказное гостеприимство» [22, с. 3].

Ряд исследователей (С. С. Каташ, Б. Н. Путилов, А. М. Сагалаев, Т. М. Садалова, С. С. Суразаков, С. С. Тюхтенев, К. Е. Укачина и др.) [23-35] занимались сбором и анализом самого разнообразного этнографического материала, прежде всего того, что отражает особенности духовной культуры алтайцев, их мифов и поверий, песен и сказок, ритуалов и эпосов. Устно-поэтическое творчество алтайцев очень богато и разнообразно; героический эпос, сказки, легенды и предания, песни, пословицы, загадки слагались и исполнялись народными сказителями (кайчи) и певцами (кожончы), скотоводами и охотниками. У алтайцев есть представление о том, что мир управляется множеством добрых и злых духов, которыми повелевают добрый создатель мира Ульгень и злой подземный владыка Эрлик. Алтайцы придавали большое значение общественным молениям небу, горам, воде, деревьям, при этом большое место в верованиях алтайцев занимают представления о духах-хозяевах природы (ээзи).

Алтайцы верили, что духи-хозяева любят слушать песни, сказки и героические сказания, горловое пение (кай). Поэтому существовал обычай

- шаманами, людьми, наделёнными сверхъестественной силой: шаманы спускаются в подземное царство, к владыке Эрлику, чтобы вернуть душу больного, умирающего человека, изгоняют вселившихся в людей злых духов, они могут предсказывать будущее, летать, превращаться в живые и неживые объекты. У алтайцев долго держался культ семейных и родовых покровителей - тёсей, которым также молились. В начале XX в.

стал распространяться бурханизм как смесь шаманизма в сочетании с элементами христианства и тибето-монгольского буддизма.

При этом сказители у алтайцев (как и у монголов) «могли заниматься предсказаниями и прорицаниями будущего», что «можно считать отголоском недифференцированности обеих традиций (шаманов-кайчи - М. А.) в прошлом» [27, с. 54]. Учёные-фольклористы и другие исследователи, такие как В. И. Вербицкий, П. В. Кучи-як, А. Л. Гарф, Н. А. Баскаков, С. С. Суразаков, К. Е. Укачина, Е. П. Кандаракова, В. В. Радлов, А. В. Анохин, Л. П. Потапов, З. С. Казагачева, Т. М. Садалова и другие записывали за ними фольклор. На близость шамана и сказителя особое внимание обратил ещё Г. Н. Потанин. Кроме того, учёные отмечают совпадение многих черт и сюжетов шаманских рассказов о путешествии шамана во время процедуры камлания со странствиями сказочного героя. Б. Н. Путилов пишет: «Лингвистические реконструкции, изучение функциональных, психологических, декламационных особенностей поэтического творчества у самых разных народов привел учёных к... выводам о существовании в древности синкретического образа шамана-поэта-сказителя и об уподоблении их друг другу» [25, с. 64; 26, с. 36].

В. М. Жирмунский суммирует факты из разных эпических традиций, свидетельствующие о древних связях сказителя и шамана [18, с. 401-407; 19]. А. М. Сагалаев подчёркивает, что шаманская и сказительская картины мира - это два варианта реализации общего мифологического фонда тюрков Саяно-Алтая и что, во всяком случае, в фиксируемом наблюдателем случае между этими двумя культурными типами пролегала определённая межа: «Шаман никогда не соглашался начать камлание, узнав, что в стойбище в данный момент поёт кайчи» [27, с. 94; 22; 28]. Принципиально и различие их функций и в культурной истории этноса: «Сказитель в большей степени, нежели шаманы, был причастен к созданию общеэтнического фонда культуры тюрков Алтая», «сказительская традиция играла видную роль в процесс вхождения инноваций в традиционную культур алтайцев... оказывалась всё более созвучной процессам внутриэтнической консолидации» [27, с. 56].

Сказка (чорчок) является одним из наиболее самобытных жанров фольклорного наследия алтайского народа. Она исполнялась в системе древних обрядов с целью магического очищения и противостояния негативным стихиям, для магического воздействия на духов, чтобы расположить их к себе. Выделяются мифы-сказки и сказки о животных, волшебные, бытовые и новеллистические сказки, сказки о глупом черте, кумулятивно -формульные сказки и анекдоты. Алтайским сказкам свойственны традиционные формулы, содержащие начальные, медиальные и финальные компоненты. Исполнителей сказок алтайцы называют чорчокчи. Тексты ряда сказок выстроены на противостоянии двух миров, и преодоление героем каждого нового препятствия при помощи хорошего слова, подарка или покупки представляет собой и проникновение им в новое, запретное пространство, где имеется свой «дух-хозяин» [29; 30].

Если обратиться к современной фольклористике, развивающей идеи В. Я. Проппа [1-3], то можно обнаружить, что ею обычно используется феноменологический подход к изучению народных (фольклорных) текстов (легенд и сказаний, причитаний и других фольклорных композиций), в том числе народных классических и современных утопий и антиутопий («преодоление рабства») [36-41]. Если сравнить их с работами алтайских коллег [35; 39; 40], то можно увидеть те же попытки: описать состояние народа в контексте разных, в том числе трагических событий, связанных с монголо-татарским нашествием, отразить переживание народом этих и иных значимых событий, представление о прошлом и будущем, о ритуалах, направленных на гармонизацию отношений человека с пространствами и временами его жизни. Исследователи Алтая отмечают важность понимания «ценностных оснований жизнедеятельности человека [35]. В любом случае важным моментом становится обращение внимания исследователей к «знакам» эпических и иных фольклорных произведений. Анализируя их и связанные с теми или иными аспектами жизни поверия, сказки и песни, учёные стремились осуществить их классификацию по категориям, отражающим современное им представление о фольклорных жанрах и их предназначениях, взаимосвязях и особенностях в синхронической и диахронической перспективах [11].

Как известно, в современной фольклористике фольклорные тексты рассматриваются как языковые структуры, функционирующие в народном быту, их изучение связано как с филологией, так и этнографией и историей. Опираясь на традицию В. Я. Проппа, который заложил основу структурализма в фольклористике, учёные изучали и изучают структуры фольклора, отмечая, что именно в фольклоре структуры обнаруживаются наиболее явно: фольклор формализован, как вообще вся традиционная народная культура, больше, чем тексты философские или художественно-исторические. Фольклор одновременно пронизан символикой и «форматирован».

Одно из важных направлений исследования народных текстов связано с постмодернизмом и теорией культурного критицизма. Постмодернизм отмечает, что хотя учёные часто воспринимают фольклорный текст как «первичную структуру», существующую на уровне народной культуры, сознания народа, но, как полагают сторонники литературного критицизма и постмодернистской ориентации, речь идёт о совместном порождении: фольклор - это тексты, которые порождены одновременно и представителем народа - информатором, и тем профессионалом, который их записывает. Исследователь организует, редактирует, интерпретирует, а иногда и «досочиняет» что-либо, чтобы «уложить» в свою «предконцепцию». Такого рода саморефлексия - понимание своего вклада в фольклор - очень важна: необходимость учёта «возмущающего влияния наблюдателя» и импровизаций исполнителя-информатора сказывается уже в момент исполнения, особенно в «разговорных» жанрах, типа «причитаний» и т. д. Ритуальные формы фольклора часто перерастают в повседневно-бытовые-воспитательные и т. д. Поэтому контакт с исполнителем помогает «добиться» понимания фольклора как «естественного» текста: воздействие собирателя и исполнителя нужно учитывать изначально.

Кроме того, важно изучение и культурных артефактов в сравнении фольклора и иных текстов. Работы в области этнографии структурализма связаны с возможностью и необходимостью учитывать «тринарность» структуры «оппозиций» архетипических структур в этнических текстах: «...симметрия бинарной оппозиции предполагает некую ось, вокруг которой эти оппозиции располагаются, поэтому это одновременно и тринарная структура»; культурная «конструкция» опирается на конкретные историко-социальные факторы. Текстовая структура далеко не всегда объяснима из неё самой, сверхтекстовые и внетекстовые - обря-дово-бытовые и идеологические - очень важны: структура держится извне [24; 25]. Кроме того, не нужно объяснять каждый текст, достаточно раскрыть лишь общие закономерности текстов. Культурализм, как и этнография в целом, это - культуроведческая наука. Роль подробностей высвечивается лишь на фоне общих закономерностей, в единстве. Важно подчеркнуть идеологическую, мировоззренческую составляющую исследований фольклора [10; 12; 15; 16; 17; 35], с которой связан его интерес к будущему человечества, его утопиям и антиутопиям, их проявлению в фольклоре разных этнических и социокультурных групп, ритуалам и деритуализациям.

Исследования алтайского и других видов национального фольклора показывают, что в процессе изучения исторической памяти необходимо опираться на представление о «тринарности» структур сознания, роли общественных процессов в формировании и развитии идеологий индивидов и групп и, кроме того, на представление об организующей роли исследователя как интерпретатора функционирующих в сообществе текстов. В процессе нарушенной культурной трансмиссии (нарушений исторической памяти) ценностный мир человека не успевает приспосабливаться к изменениям в социально-бытовой сфере. Р. Райт назвал это «ловушками прогресса», то есть культурные ценности подвергаются краткосрочному усовершенствованию, которое в долгосрочном периоде превращается в регресс или культурный коллапс [41].

Унификация культуры есть её разрушение. Так, в современной цивилизации «вестернизация», её ценности и модели, подаваемые как общечеловеческие, поглотила молодые культуры Европы и Америки, существенно трансформировала более древние, в том числе азиатские, тюркские. В Америке и Европе с развитием цивилизации всё более заметно превращение в фарс науки и культуры человека и его отношений, отражающееся в изменениях «фольклора», нередко замещаемого «поп-артом»: происходит замена фольклора и культуры в целом тривиализированным кичем, имитирующим и адаптирующим модернизм, превращение элитарной культуры в «массовую», замена ценностей культуры народа ценностями «цивилизации», при которой кич становится синонимом лжекультуры, симулякра культуры: массовой дешёвой продукцией, поданной в упаковке элитарности.

Для культур Азии подобное воздействие вылилось в создание новых лжекультур типа «белой религии» -бурханизма, хотя и стремящегося «восстановить связь времён» и ценность духовно-нравственных основ жизни, но пока неспособного определиться с основными опорами веры, других религий, утверждающих, в отличие от традиционного алтайского и тюркского фольклора и культуры в целом, не ценности взаимопомощи, любви, свободы и дружбы, нравственные ценности, поддерживающие жизнь человека, его здоровье и благополучие, семью, а ценности потребления и насилия, и в итоге - ценности вражды и колонизации, разрушения и смерти [42-46]. Фольклор обретает «товарные свойства», преобразуется не только формально, но и содержательно. Он теряет «поэтику», обретая «прагматику», а историческая память разрушается.

Перспективы противостояния разрушению и забвению фольклора и культурной трансмиссии ценностей видятся нам в сохранении и изучении культуры, в том числе фольклора, собирающего истинно народную мудрость, включая опыт совладания с самыми страшными, трагическими событиями, физическими и «культурными» событиями прошлого. Фольклор убеждает: быть человеком среди других людей - необходимое условие выживания человека, его рода, его нации, человечества. Историческая память - важная часть жизни гармоничного сообщества: в той мере, в какой она не утрачена, сообщество способно не повторять ошибок и трагедий прошлого. Исследование народной памяти, помимо восстановления этого прошлого, имеет прямую перспекти-вистскую функцию - функцию профилактики. В этой перспективистской функции видится основная ценность исследований народной культуры, фольклора, быта и жизни в целом.

Важно также отметить, что этнографические исследования, обращённые к анализу мировоззренческих, идеологических аспектов человеческого бытия, являются, по сути, «пограничными» с социологическими, социально-политическими, психологическими. Сами по себе перспективы исследования фольклора и других «памятников» и примеров народной культуры связаны именно с интеграцией наук.

В проанализированных нами исследованиях осуществлены попытки структурировать и осмыслить фольклор Алтая, раскрыть его духовно-нравственное содержание как непосредственного участника процесса воспитания и культурной трансмиссии. Поэтому в современной литературе традиции фольклора и художественных произведений сохраняются и по форме, и по содержанию. Не случайно поэтому, что одной из характерных черт алтайской поэзии и литературы в целом ХХ и XXI вв. является то, что в них заметное развитие получают поэмы, сказки и сходные с ними жанры: происходит развитие национальной культуры, для которой свойственно философское осмысление мира. Развиваются и авторские этнические сказки, опирающиеся на традиционные для народных эпосов и сказаний ценности и структуры. Важно также отметить, что этнографические исследования, обращённые к анализу мировоззренческих, идеологических аспектов человеческого бытия, являются, по сути, «пограничными» с социологическими, социально-политическими. Сами по себе перспективы исследования фольклора и других «памятников» и феноменов народной культуры Алтая при этом тесно связаны именно с интеграцией наук.

Библиографический список

1. Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. - 364 с.

2. Пропп, В. Я. Фольклор и действительность / В. Я. Пропп. - М.: Наука, 1989. - 233 с.

3. Пропп, В. Я. Об историзме русского фольклора и методах его изучения / В. Я. Пропп // Русская литература. Учёные записки Ленинград. ун-та. - № 339. - Серия: Филологические науки. - Вып. 72. - Л., 1968. - С. 5-25.

4. Чистов, К. В. Фольклор. Текст. Традиция / К. В. Чистов. - М.: ОГИ, 2005. - 272 с.

5. Алтай албатынын' чумду состори / сост. Т. С. Тюхтенев, Г. Д. Голубев. - Вып. 2. - Горно-Алтайск, 1962. - 99 с.

6. Алтай алкыштар / сост. К. Е. Укачина, Е. Е. Ямаева. - Горно-Алтайск, 1993. - 144 с.

7. Ай-Сологой ло Кун-Сологой: алтайские героические сказания. - Горно-Атайск: Алт. кн. изд-во, 1989. - 352 с.

8. Маадай-Кара. Очы-Бала: Алтайские героические сказания / сказитель А. Калкин; вступ. статья А. Адарова. - М.: Современник, 1983.288 с.

9. Маадай Кара. Алтайский героический эпос / сост. С. С. Суразаков. - М.: Наука, 1973. - 465 с.

10. Сказитель А. Г. Калкин (К 60-летию со дня рождения сказителя) / И. Б. Шинжин; Горн.-Алт. НИИ истории, яз. и лит. - Горно-Алтайск: Алт. кн. изд-во : Горн.-Алт. отд-ние, 1987. - 46 [2] с.

11. Анохин, А. В. Легенды и мифы Алтая / А. В. Анохин. - Горно-Алтайск: Ак-Чечек, 1997. - 240 с.

12. Анохин, A. B. Материалы по шаманизму у алтайцев / А. В. Анохин. - Горно-Алтайск: Ак-Чечек, 1994. - 235 с.

13. Бардаханова, С. С. Малые жанры бурятского фольклора: пословицы, загадки, благопожелания / С. С. Бардаханова. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1982. - 208 с.

14. Баскаков, Н. А. Алтайский фольклор и литература / Н. А. Баскаков. - Горно-Алтайск: Горно-Алтайское кн. изд.-во, 1948.- 24 с.

15. Вербицкий, В. И. Алтайские инородцы / В. И. Вербицкий. - М.: Б.и., 1893. - 270 с.

16. Данилин, А. Г. Бурханизм (из истории национально-освободительного движения в Горном Алтае) / А. Г. Данилин. - Горно-Алтайск: Ак-Чечек, 1993.- 208 с.

17. Демчинова, М. А. Сюжеты и стиль алтайской волшебной сказки / М. А. Демчинова. - Горно-Алтайск: Горно-Алтайское кн. изд-во, 2003. - 163 с.

18. Жирмунский, В. М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад / В. М. Жирмунский. - Л.: Наука, 1979. - С. 401-407

19. Жирмунский, В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика: избр. труды / В. М. Жирмунский. - М.: Наука, 1977. - 408 с.

20. Кандаракова, Е. П. Алтайские благопожелания и обряды их исполнения: в помощь учителю / Е. П. Кандаракова. - Горно-Алтайск: Г.-А. тип., 1993. - 19 с.

21. Каруновская, Л. Э. Представления алтайцев о Вселенной / Л. Э. Каруновская // Советская этнография. - 1935. - N° 4-5. - С. 160-183.

22. Сагалаев, А. М. Алтай в зеркале мифа / А. М. Сагалаев. - Новосибирск: Наука, 1992. - 240 с.

23. Каташ, С. С. Мифы и легенды Горного Алтая / С. С. Каташ. - Горно-Алтайск: Алт. кн. изд-во, 1978. - 112 с.

24. Потанин, Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии / Г. Н. Потанин. - Горно-Алтайск: Ак-Чечек, 2005. -1025 с.

25. Путилов, Б. Н. Эпическое сказительство: Типология и этническая специфика / Б. Н. Путилов. - М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1997. - 295 с.

26. Ревуненкова, Е. В. О некоторых истоках поэтического творчества в Индонезии: (шаман певец-сказитель) / Е. В. Ревуненкова // Фольклор и этнография. У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. - Л.: Наука, 1984. - С. 35-41.

27. Сагалаев, A. M. Сказитель и шаман в традиционной культуре алтайцев / А. М. Сагалаев // Изв. Сиб. отд-ния АН СССР. - Сер.: История, филология и философия. - Новосибирск: Наука, 1985. - Вып. 2. - С. 56-94.

28. Сагалаев, А. М. Мифология и верования алтайцев. Центрально-азиатское влияние / А. М. Сагалаев. - Новосибирск: Наука, 1984. -280 с.

29. Садалова, Т. М. Сказки в системе жанров алтайского фольклора / Т. М. Садалова // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 1. -С. 50-53.

30. Садалова, Т. М. Алтайская народная сказка: формы этнобытования, типология сюжетов, поэтика и текстология / Т. М. Садалова. - Горно-Алтайск: Мин-во обр. и науки Республики Алтай, 2008 - 240 с.

31. Суразаков, С. С. Алтайский героический эпос / С. С. Суразаков. - М.: Наука, 1985. - 320 с.

32. Суразаков, С. С. Алтай фольклор / С. С. Суразаков. - Горно-Алтайск: Г-Алт. кн. изд-во, 1975. - 232 с.

33. Тюхтенев, С. С. Алтайские народные песни / С. С. Тюхтенев. - Горно-Алтайск: Алтайское кн. изд-во, 1972. - 118 с.

34. Укачина, К. Е. Бурханистские мотивы в поэзии алтайцев / К. Е. Укачина // Алтайская филология.- Горно-Алтайск: РИО «Универ-Принт», 2001.- С. 186-194.

35. Ямаева, Е. Е. Алтайская духовная культура. Миф. Эпос. Ритуал / Е. Е. Ямаева. - Горно-Алтайск, 1998. - 168 с.

36. Чистов, К. В. Преодоление рабства. Фольклор и язык «остарбайтеров» (1942-1944) / К. В. Чистов [и др.]. - М.: Звенья, Мемориал, 1998. - 196 с.

37. Чистов, К. В. Русская народная утопия / К. В. Чистов. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. - 540 с.

38. Чистов, К. В. Русские народные социально-утопические легенды XVII—XVIII вв. / К. В. Чистов. - М.: Наука, 1967. - 341 с.

39. Шейн, П. В. Крепостное право в народных песнях. Из собрания П. В. Шейна / П. В. Шейн // Русская старина. - 1886. - Т. 49. - № 2. -С. 483-492; № 3. - С. 667-678.

40. Ogburn, W. F. Social change with respect to culture and original nature / W. F. Ogburn. - Oxford: Delta, 1966. - 210 р.

41. Wright, R. A. Short History of Progress / R. A. Wright. - New York: Carroll & Graf Publisher, 2004. - 320 p.

42. Алтай баатырлар. Алтайские богатыри: алтайский героический эпос. - Горно-Алтайск: ОАО «Горно-Алтайская тип.», 2004-2014 (Т. 13; сост. И. Б. Шинжин; ред. Н. В. Белоусова, 2014. - 378 с.; Т. 15; сост. А. А. Конунов; ред. З. С. Казагачева. 2014. - 176 с.).

43. Алтай кеп-куучындар. Несказочная проза алтайцев: мифы, легенды и предания / сост.: Н. Р. Ойноткинова, И. Б. Шинжин, К. В. Яданова и др. - Новосибирск: Наука, 2011. - 576 с.

44. Алтайцы: Этническая история. Традиционная культура. Современное развитие: научное издание / ред.: Н. В. Екеев, Н. М. Екеева, Э. В. Енчинов. - Горно-Алтайск: НИИ алтаистики им. С. С. Суразакова, 2014. - 464 с.

45. Из духовного наследия алтайских миссионеров: сб. / сост. Б. И. Пивоваров; ред. Н. Г. Горелова. - Новосибирск: Наука, 1998. - 271 с.

46. Кнорре, Б. Республика Алтай / Б. Кнорре, С. Филатов // Религиозно-общественная жизнь российских регионов; науч. ред. и сост. С. Б. Филатов. - Т. I. - М.: Летний сад, 2014. - С. 70-121.

© Арпентьева М. Р., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.