Научная статья на тему 'НИР студентов в ходе профессиональной подготовки по специальности "Медико-профилактическое дело" на кафедре хирургии'

НИР студентов в ходе профессиональной подготовки по специальности "Медико-профилактическое дело" на кафедре хирургии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крылов Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НИР студентов в ходе профессиональной подготовки по специальности "Медико-профилактическое дело" на кафедре хирургии»

Кроме этого, спортсмены-ветераны, практикующие регулярные старты, более часто отслеживают и практикуют современные методики тренировок (31%), используемые в тренировках молодыми спортсменами. Участвуя в соревнованиях, большинство отдает предпочтение лазанию на трудность - 81%.

Таким образом, тренировочный объем ветеранов-скалолазов, в большинстве составляет от 1 до 3-х тренировок в неделю. В таком режиме тренируются 80% спортсменов, и только 20% проводят 4 и более тренировок в неделю. Среднюю интенсивность тренировки и ее невысокую продолжительность (до 2-х часов), выбирают 80% ветеранов.

Подавляющее большинство отдает предпочтение лазанию на трудность, как в тренировках (96%), так и в соревнованиях (75%). Ветераны редко интересуются и используют в ходе своих тренировок новые современные методики и упражнения (21%), но более часто пользуются специализированными скалолазными тренажерами (43%).

Годовая соревновательная практика ограничивается одним стартом (57%), регулярно (2 и более раз) стартуют 43% тренирующихся спортсменов.

Список литературы

1. Котченко Ю.В. Причины несчастных случаев в скалолазании: сб. науч. тр. / Харьков. гос. акад. физ. культуры. 2012. Вып. 1. С. 57 - 60.

2. Романенко В.А. Двигательные способности человека. Донецк.: УКЦентр, 1999. 336 с.

3. Чемпионат ветеранов альпинизма и скалолазания. Итоги [Сайт Федерации альпинизма России]/ [Москва, 2015]. // URL: http://www.alpfederation.ru /article/centernews/2014/09/17/5642 (Дата обращения: 22.05.2015).

4. Dan Hague. The Self-coached Climber: The Guide to Movement, Training, Performance. Stackpole Books, 2006. 228 с.

НИР СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ДЕЛО» НА КАФЕДРЕ ХИРУРГИИ

Крылов Николай Николаевич

Доктор мед. наук, профессор зав. кафедрой хирургии, г.Москва

Новые социально-экономические условия развития России предъявляют высокие требования к подготовке специалиста. Сегодня обществу нужен инициативный, самостоятельный человек, способный постоянно совершенствовать свою личность и деятельность. Именно такая личность может адекватно выполнять свои функции, отличаясь высокой восприимчивостью, социально - профессиональной мобильностью, готовностью к быстрому обновлению знаний, расширению арсенала навыков и умений, освоению новых сфер деятельности.

Введение федеральных стандартов нового поколения ставит перед вузами ряд проблем по выполнению их требований, среди которых мы выделяем проблему выбора методов и технологий обучения, обеспечивающих процесс формирования у студентов профессиональных компетенций [1,3].

Студенты, занимавшиеся в рамках учебного заведения научно-исследовательской работой, лучше адаптируются в дальнейшем в своей профессиональной деятельности, умеют правильно организовать свой рабочий день, используют достижения науки и техники в своей работе. Правильная организация научно-исследовательской работы студентов повышает качество подготовки, формирует научное мировоззрение и позволит молодым специалистам в будущем быстро ориентироваться в мире научно-технического прогресса и применять все научные достижения в своей профессиональной деятельности.

Несмотря на большое разнообразие методов, и технологий обучения, рекомендуемых для формирования профессиональных компетенций студентов, на сегодняшний день, пока не решен вопрос оптимизации их применения в образовательной практике, адекватно компетент-ностному подходу к подготовке специалистов.

Потребность в выявлении талантливых людей существует в любом обществе, а поиск и поддержка юных талантов позволяет сохранять интеллектуальную элиту государства. Российскому обществу для его поступатель-

ного развития необходимы одаренные люди, но, к сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои природные способности. Очень многое зависит от семьи, от ориентации на региональные и этнические особенности общества, от учебных заведений и в целом от окружающей человека среды.

Важным условием выживания и работы человека в информационном мире становится овладением методом научного познания мира и исследовательским стилем мышления. Исследовательский подход в обучении не является новым явлением в сфере педагогики. В России идея его использования была впервые выдвинута во второй половине XVIII века, однако более 100 лет потребовалось, чтобы она стала востребованной педагогическим сообществом. Исследовательский подход в обучении - это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.

Для того чтобы деятельность студентов стала исследовательской, преподаватель должен решить ряд проблем по формированию творческого импульса в сознании студента, а затем обучить его принципам, методам, формам и способам научного исследования, основам профессионального знания и научного познания, дать возможность самореализоваться студенту через решение задач научного характера по индивидуальной теме. При этом студент должен четко представлять, что он должен получить, каким образом и когда сможет достичь конечного результата.

Исследовательская работа - это система мероприятий, приобщающая к творческой деятельности, способствующая развитию инициативы, индивидуальных интересов студентов, которая повышает у студентов интерес к учебе, приобщая их к самостоятельной творческой деятельности.

Элементы исследовательской деятельности для студентов должны вводиться постепенно, усложняясь от курса к курсу [1,2] через различные виды самостоятельной работы:

• на первых курсах студенты знакомятся с методами учебного исследования через доклады и индивидуальные предметные задания для написания рефератов, введение элементов творческого поиска при выполнении лабораторных и практических работ. Доклад — это первый этап в организации учебно -исследовательской работы студентов, который осуществляется через публичное сообщение на определенную тему, способствует формированию первых навыков исследовательской работы, а реферативное исследование — это следующий этап в организации учебно-исследовательской работы студентов, и он осуществляется через краткую запись идей или тем с анализом использованной литературы.

• на следующем курсе вводится непосредственное исследование, какого-либо процесса, явления. Существует и применяется два основных виды

научно-исследовательской работы студентов. Первый вид - это учебно-исследовательская работа студентов, предусмотренная действующими учебными планами. Второй вид - это научно-исследовательская работа, т.е. работа сверх тех требований, которые предъявляются учебными планами. Такая форма является наиболее эффективной для развития исследовательских и научных способностей у студентов. Это легко объяснить: если студент за счёт свободного времени готов заниматься вопросами, какой-либо дисциплины, то снимается одна из главных проблем преподавателя, а именно мотивация студента к занятиям.

На первых курсах студенты знакомятся с методами учебного исследования через доклады, индивидуальные задания, рефераты, введение элементов творческого поиска при выполнении лабораторных и практических работ. Доклад это первый этап в организации учебно-исследовательской работы студентов, который осуществляется через публичное сообщение на определенную тему, способствует формированию первых навыков исследовательской работы, а реферативное исследование это следующий этап в организации учебно-исследовательской работы студентов и он осуществляется через краткую запись идей или тем с анализом использованной литературы. На следующем курсе вводится непосредственное исследование, какого-либо процесса, явления. На последнем курсе - обязательное выполнение выпускных квалификационных работ с элементами научных исследований.

Следует подчеркнуть, что на 4-5 курсах некоторые студенты уже настолько развиты, что работать с ними можно не как с учащимися, а как с младшими коллегами. То есть студент из сосуда, который следует наполнить информацией, превращается в источник. Он уже самостоятельно следит за новинками литературы, старается быть в курсе изменений, происходящих в выбранной им науке, а главное - процесс осмысления науки не прекращается за пределами учебного заведения и подготовки к практическим занятиям и экзаменам. Даже во время отдыха в глубине сознания не прекращается процесс самореализации и самосовершенствования.

Основными формами учебно-исследовательской работы студентов, выполняемой, во внеурочное время являются:

• предметные и проблемные кружки;

• проблемные студенческие лаборатории;

• участие в научных и научно-практических конференциях.

Именно учебно-исследовательская работа студентов способствует формированию интереса к познавательной, творческой и практической деятельности, повышает учебную мотивацию, создает условия для социального и профессионального роста, формирования логического, научного мышления, развития интереса к выбранной профессии, позволяет развить творческие и личностные качества будущих специалистов [1,2].

Профессиональная компетенция будущего специалиста заключается в способности успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода, принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности, а также определяет социальную значимость будущего специалиста, его востребованность, мобильность и готовность к инновационной профессиональной деятельности, а все это возможно только при активном вовлечении студентов в исследовательскую работу.

Профессиональный рост закрепляется в ходе подготовки публикации в научном журнале или сборнике обзора литературы по заранее оговоренной и обсужденной с руководителем теме. Уровень самооценки студента возрастает и при достижении положительных результатов на студенческих Олимпиадах и конкурсах разного уровня. Так клинический интерн кафедры в составе сборной студентов Университета выиграл 2 место во Всероссийской олимпиаде студентов по хирургии в 2012, 1 место - в 2013 и 2014 гг. - при этом лично побеждал в конкурсах (вязание узлов, сухожильный шов, кишечный шов в 2013 и 2014 годах).

Профессиональная компетентность современного специалиста в области медико-профилактического дела предполагает владение не только определенными знаниями, но и навыками творческого решения практических задач, готовностью постоянно повышать свою квалификацию, умением быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Все эти качества необходимо формировать в вузе, через активное участие студентов в научно-исследовательской работе [3].

Научно-исследовательская деятельность студентов позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности. Важно отметить, что процесс исследования индивидуален и является ценностью как в образовательном, так и в личностном смысле.

Современному обществу необходимы специалисты, способные применять на практике полученные знания, умения и навыки. Важным условием выживания и работы человека в информационном мире становится овладением методом научного познания мира и исследовательским стилем мышления.

Научно-исследовательская работа студентов является одной из важнейших форм учебного процесса. Научные лаборатории и кружки, студенческие научные общества и конференции, - всё это позволяет студенту начать полноценную научную работу, найти единомышленников по ней, с которыми можно посоветоваться и поделиться результатами своих исследований. Так или иначе, исследовательской работой занимаются все студенты вузов. Написание рефератов, курсовых, дипломных работ невозможно без проведения каких-то, пусть самых простых исследований.

Научно-исследовательская работа начинается с определения проблемы, в наибольшей степени интересующей исследователя. Это ведет к поиску соответствующих источников информации, а в случае неудовлетворенности этой информацией - к попыткам самостоятельных решений проблемы путем проведения научного исследования.

После определения основного направления исследования, студенты подбирают литературу, в той или иной степени затрагивающей данную проблему, формируют тему и цель, выявляют гипотезу. Далее подбираются соответствующие методы и методики исследования, планируется работа, обеспечивающая грамотное решение поставленных перед исследованием задач. Одним из важнейших условий научно-исследовательской работы является ее новизна и, как выход, практическая значимость полученных результатов.

Следующим важнейшим этапом научно-исследовательской работы является сбор экспериментальных, фактических данных, являющихся материалом для дальнейшего анализа и обобщения. В некоторых случаях исследование может носить теоретический характер и основываться лишь на анализе литературных источников, сборе накопленных фактов, выстраивании на их основе самостоятельной линии анализа и обобщения, получения нового взгляда на проблему, новых данных, новых выводов. За минувший год вышли две публикации с участием студентов.

Основой эффективной научно-исследовательской деятельности студентов является исследовательская компетентность, состоящая из совокупности элементов компетентности. Под элементами компетентности понимается готовность к решению относительно самостоятельной задачи в рамках исследовательской деятельности, приводящей к достижению конкретного результата в соответствии требованиями профессионального стандарта [3].

В сфере исследовательской деятельности можно выделить следующие элементы компетентности:

- интеллектуальная готовность - представляет собой способность к эффективной мыслительной деятельности на различных этапах научного исследования;

- информационная готовность рассматривается как готовность студента к поиску необходимой научной информации с использованием современных информационно-коммуникативных средств;

- экспериментальная готовность - это способность к проектированию, организации и проведению педагогического эксперимента;

- рефлексивная готовность - способность к осознанию способов деятельности и результатов, соотнесение выводов с поставленной целью;

- презентационная готовность - может быть рассмотрена как способность студента доступно представлять и защищать научные результаты, как в ходе научного поиска, так и по завершению исследования. Специфика научно-исследовательской работы предполагает свободное владение студентов интеллектуальными умениями, являющимися базовыми для научного поиска. Таким образом:

1. Научно-исследовательская деятельность - важный компонент подготовки студента. Эта работа включает такие формы, как выполнение самостоятельных научных исследований кафедр, постановку и проведение экспериментов, выполнение курсовых работ, реализацию научно-исследовательских проектов, научно-исследовательскую практику, научные семинары, подготовку публикаций, участие в конференциях.

2. Профессиональная компетенция будущего специалиста заключается в способности успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода, принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности. Способность к научному исследованию определяет социальную значимость будущего специалиста, его востребованность, мобильность и готовность к инновационной профессиональной деятельности, а все это возможно только при активном вовлечении студентов в исследовательскую работу.

3. Элементы исследовательской деятельности для студентов должны вводиться постепенно, усложняясь от курса к курсу через различные виды самостоятельной работы.

Список литературы

1. Миронов В.А., Майкова Э.Ю. Социальные аспекты активизации научно-исследовательской деятельности студентов вузов: Монография. Тверь: ТГТУ, 2004. 100 с.

2. Ф.Ш.Галиуллина Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор формирорвания профессиональной компетентности. Вестник ТГГПУ. 2011. №3(25), с 5-9

3. Зимняя И.А. Исследовательская работа студентов в вузе как объект проектировании в копетеностно-ориентрованной ООП ВПО. Для программы повышения квалификации преподавателей вузов в области проектирования ООП, реализующих ФГОС ВПО. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. - 40 с.

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММЫ-ТРЕНАЖЕРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ АБИТУРИЕНТОВ К ЕГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ

Ликсина Елена Владимировна

к. пед. наук, доцент кафедры «Педагогика и психология», Пензенский государственный универсистет, г. Пенза

Смирнова Анастасия Александровна

Пензенский государственный универсистет, г. Пенза

АННОТАЦИЯ

Подготовка к единому государственному экзамену предполагает высокий уровень сформированности умений по решению типовых и нетиповых задач. В данной статье рассматриваются возможности применения программы-тренажера с целью повышения эффективности подготовки к сдаче единого государственного экзамена по курсу «информатика и ИКТ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.