В результате применения методов формирования групп студентов с ограниченными возможностями здоровья в экономических ВУЗах и формирование индивидуальной образовательной траектории необходимо рассматривать: достижение равновесия (психоэмоционального, физического), активность студента с ограниченными возможностями здоровья (желания проявлять способности, общаться, налаживать взаимоотношения), эмоциональный комфорт (тревожность, самооценка, межличностные отношения, внутренняя позиция ребенка), самореализацию личности студентов с ограниченными возможностями здоровья (сформированности деятельности, способность ребенка к планированию мер по преодолению трудностей), самопознание (мотивационно-волевая сфера, познавательная), стабильность и эффективность деятельности адаптируемого (мышление, память, внимание, социальная желательность).
Список литературы
1. Акимова Л.А., Голикова Е.М. Стратегия социальной адаптации детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной двигательной рекреации. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2013. №6. С. 58-62.
2. Анисимов О.С. Профессионализм в управлении образовательным учреждением//Инновации в образовании. 2002. № 5. С. 27-44.
3. Артемьев А.И. Социология Личности: учеб. пособие. Алматы, Бастау.: 2001. 253с.
4. Волкова И.П. современные парадигмы теории и практики социально-психологической адаптации и интеграции инвалидов по зрению // Вестник Санкт-Питербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2008. №3. С. 477-486.
5. Голикова Е.М., Панкратович Т.М.Комплексный подход диагностики социальной адаптации несовершеннолетних с отклонениями в состоянии здоровья на занятиях по адаптивной физической культуре. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2013. №6 С. 62-66.
6. Казначеев В.П. Основы общей валеологии. М.: Воронеж, 1997.
7. Козурман А.Н. Голикова Е.М. Социальная адаптация детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Монография: Образование и эпоха. 2014г. 600 с.
8. Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М. 1982. 82 с.
9. Приступа Е.Н. Теоретико-методологические основы индивидуального социального здоровья детей школьного возраста: социально-педагогический аспект: монография. - М.: Изд-во РГСУ, 2007. -258 с.
10. http://www.dissercat.com
Literature
1. Akimova L.A., Golikova E.M. Strategy for social adaptation of children and youth with disabilities by means of adaptive physical recreation. Physical culture: upbringing, education, training. 2013. N. 6. P. 58-62.
2. Anisimov O.S Professionalism in the management of the educational institution//Innovations in education. 2002. N. 5. P. 27-44.
3. Artemyev A.I. Sociology Personality: textbook. the allowance. Almaty, Bastau. 2001. 253p.
4. Volkova I.P. modern paradigms of theory and practice of socio-psychological adaptation and integration of the visually impaired // Vestnik of Saint-Peterburgskogo University. Series 12: Psychology. Sociology. The pedagogy. 2008. N. 3. P 477-486.
5. Golikova E.M., Pankratovih T.M. Themcompletely approach to assessment of social adaptation of minors with disabilities in health status in the classroom for adaptive physical culture. Physical culture: upbringing, education, training. 2013. N. 6 P. 62-66.
6. Kaznacheev V.P. the fundamentals of valeology. M: Voronezh, 1997.
7. Kasyrman A.N. Golikova EM. Social adaptation of children and youth with disabilities. Monograph: EDUCATION AND AGE. 2014. 600 p.
8. Petrovski A.B. Personality. Activities. The collective. M. 1982. 82 p.
9. Pristupa E.N. Theoretical and methodological bases of personal social health of school-age children: a socio-pedagogical aspect: monograph. - M. : Publishing house of RSSU, 2007. 258 p.
10. http://www.dissercat.com
ТРЕНИРОВОЧНАЯ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА СПОРТСМЕНОВ-ВЕТЕРАНОВ СКАЛОЛАЗАНИЯ
Котченко Юрий Васильевич
Доцент, к.т.н., Севастопольский государственный университет, зав. кафедрой физического воспитания и спорта
АННОТАЦИЯ
В статье приводятся результаты исследований особенностей тренировок ветеранов скалолазания, их соревновательной практики, тренировочного объема. Полученные данные базируются на количественном анализе недельного тренировочного цикла спортсменов-ветеранов, продолжительности и интенсивности тренировки, использования современных методик подготовки и узкоспециализированных скалолазных тренажеров. Установлено процентное соотношение направленности тренировок к видам соревнований и годовая соревновательная нагрузка ветеранов.
ANNOTATION
The research results of rock-climbing veterans' training details, competition practice and training workload are given in this article. The data obtained is based on the quantity analysis of the weekly training cycle of veteran sportsmen, the duration and intensity of the training, the use of modern training methods and highly tailored rock-climbing gear. The percentage ratio of training trends towards kinds of competitions and veterans' yearly competition workload is established.
Ключевые слова: ветераны скалолазания, соревнования ветеранов, тренировочный объем, интенсивность тренировки, виды соревнований.
Key words: rock-climbing veterans, veterans' competitions, amount of training, training intensity, kinds of competitions.
Соревнования ветеранов скалолазания начинают проводиться в конце 80-х годов. На начальном этапе это были соревнования местного уровня (города или области), и проводились они только на скалах. Постепенно такие чемпионаты становятся традиционными. В настоящее время под эгидой федерации альпинизма России в Крыму ежегодно проводятся «Международные соревнования ветеранов альпинизма и скалолазания». Так в 2014 году в данных соревнованиях приняли участие 77 спортсменов из 5 стран Европы: Германии, Украины, Канады, Великобритании и России. Участники соревнований состязались в двух видах программы Чемпионата - индивидуальных лазаниях на трассах до 30 метров в различных возрастных группах [3]. Регулярно проводится чемпионат «Ветераны Санкт-Петербурга». Соревнования ветеранов скалолазания проводятся также в Москве, Екатеринбурге, Симферополе.
Ветераны скалолазания, принимающие участие в подобных соревнованиях, собирающих десятки спортсменов из различных регионов России, активно тренируются и готовятся к выступлениям. Однако если для подготовки молодых скалолазов еще можно найти, в ограниченном объеме рекомендации по тренировкам [4, с. 228] и вопросам безопасности [1, с. 57], то для ветеранов, с учетом возрастных особенностей, данные методики отсутствуют практически полностью. Этой проблеме и посвящены первые исследования, направленные на изучение особенностей тренировок ветеранов скалолазания.
Целью статьи является изучение используемых в настоящее время ветеранами собственных методик подготовки к соревнованиям, их соревновательной практики, тренировочного объема, продолжительности и интенсивности тренировок, а также предпочтение к видам соревнований.
Возрастные изменения организма вызывают определенные ограничения и вносят некоторые особенности в построение тренировочного процесса спортсменов-ветеранов. Например, тренируемость силовых качеств у мужчин с возрастом значительно снижается, и к 65 годам составляет около 40% от наивысшей тренируемости приходящейся на 23 - 26 летний возраст. После 50 лет, величины метаболических и эргометрических показателей физической работоспособности снижаются на 30 - 50%, однако сохраняется способность выполнять работу умеренной и низкой интенсивности. В возрасте старше 60 лет у мужчин и 55 лет у женщин темпы инволюционных процессов нарастают на всех уровнях и охватывают практически все морфофункциональные системы. Активизация дегенеративно-дистрофических процессов в опорно-двигательном аппарате сопровождается ограничением подвижности в суставах и снижением силы [2, с. 285].
В настоящее время накоплен огромный фактический материал, свидетельствующий о благотворном влиянии тренировки на организм стареющего человека. Однако, информация о тренировках спортсменов в возрасте старше 45 лет, продолжающих активно заниматься и выступать в соревнованиях, гораздо более ограниченна, а в скалолазании ее практически нет. Исследование практики тренировок и соревнований ветеранов-скалолазов ставит ряд вопросов касающихся тренировочного объема, продолжительности и интенсивности тренировки, использования в ходе занятий современных методик, появившихся
за последние 15 - 20 лет. Не изучены также вопросы соревновательной практики ветеранов, их интерес к участию в соревнованиях, предпочтение определенных видов скалолазания.
Для ответа на поставленные вопросы, в Крымском федеральном округе было проведено анкетирование спортсменов-ветеранов и тренеров в возрасте 45 - 75 лет, продолжающих самостоятельные активные занятия скалолазанием.
Предметом анализа стало изучение тренировочного объема спортсменов по следующим критериям: количество тренировок в неделю, продолжительность и интенсивность тренировки, использование современных методик подготовки и домашних специализированных тренажеров, предпочтение к видам соревнований и соревновательная практика ветеранов.
Выполненные исследования позволили получить необходимые ответы по всем поставленным вопросам. Так, анализ тренировочного объема спортсменов-ветеранов показал, что большинство спортсменов тренируются
1 - 3 раза в неделю, и только один из пяти опрошенных проводит более 4-х тренировок. Подавляющее большинство спортсменов выбирает (или может выдержать), среднюю интенсивность тренировки (79%), и невысокую, 1 -
2 часа, продолжительность (82%).
Анализ полученных данных, по выбору вида тренировки, и внедрению в тренировочный процесс современных методик подготовки, позволил установить, что тренировки в лазании на трудность предпочитают абсолютное большинство спортсменов - 96%. В тоже время 64% уделяют также внимание тренировкам по боулдерингу и около половины (54%), проводят тренировки в лазании на скорость. Интересуются и стараются использовать в своих тренировках, различные новые методики только 21% опрошенных, тогда как 79% практикуют просто лазатель-ную практику до определенного уровня усталости. По сравнению с внедрением современных методик подготовки, большее количество спортсменов (43%), использует в своих тренировках специализированные скалолаз-ные тренажеры (кампусборд, фингенборд).
Соревновательная практика спортсменов-ветеранов. Количество таких соревнований за год, с учетом региональных стартов: 2 - 4. Было установлено, что немного более половины ветеранов (57%) стартуют 1 - 2 раза в год, и 43% опрошенных показали, что стараются вообще не пропускать подобных соревнований. В предпочтении соревновательных видов большинство выбирает лазание на трудность - 75%.
В группе спортсменов-ветеранов стабильно участвующих во всероссийских и международных соревнованиях, по некоторым позициям анализ дал несколько другие результаты. Так количество спортсменов тренирующихся более 4-х раз в неделю здесь выше: 31% против 21%. Более продолжительные тренировки (до 3 часов) выдерживают 25% опрошенных. Также у этого контингента отмечена более высокая интенсивность тренировок: средняя - 81% и высокая - 19%. Стоит отметить, что низкая интенсивность тренировки, среди спортсменов этой группы, не была отмечена ни в одной анкете. По видам тренировок здесь существенных отличий нет, кроме боул-деринга, где показатели возросли с 64 до 81%.
Кроме этого, спортсмены-ветераны, практикующие регулярные старты, более часто отслеживают и практикуют современные методики тренировок (31%), используемые в тренировках молодыми спортсменами. Участвуя в соревнованиях, большинство отдает предпочтение лазанию на трудность - 81%.
Таким образом, тренировочный объем ветеранов-скалолазов, в большинстве составляет от 1 до 3-х тренировок в неделю. В таком режиме тренируются 80% спортсменов, и только 20% проводят 4 и более тренировок в неделю. Среднюю интенсивность тренировки и ее невысокую продолжительность (до 2-х часов), выбирают 80% ветеранов.
Подавляющее большинство отдает предпочтение лазанию на трудность, как в тренировках (96%), так и в соревнованиях (75%). Ветераны редко интересуются и используют в ходе своих тренировок новые современные методики и упражнения (21%), но более часто пользуются специализированными скалолазными тренажерами (43%).
Годовая соревновательная практика ограничивается одним стартом (57%), регулярно (2 и более раз) стартуют 43% тренирующихся спортсменов.
Список литературы
1. Котченко Ю.В. Причины несчастных случаев в скалолазании: сб. науч. тр. / Харьков. гос. акад. физ. культуры. 2012. Вып. 1. С. 57 - 60.
2. Романенко В.А. Двигательные способности человека. Донецк.: УКЦентр, 1999. 336 с.
3. Чемпионат ветеранов альпинизма и скалолазания. Итоги [Сайт Федерации альпинизма России]/ [Москва, 2015]. // URL: http://www.alpfederation.ru /article/centernews/2014/09/17/5642 (Дата обращения: 22.05.2015).
4. Dan Hague. The Self-coached Climber: The Guide to Movement, Training, Performance. Stackpole Books, 2006. 228 с.
НИР СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ДЕЛО» НА КАФЕДРЕ ХИРУРГИИ
Крылов Николай Николаевич
Доктор мед. наук, профессор зав. кафедрой хирургии, г.Москва
Новые социально-экономические условия развития России предъявляют высокие требования к подготовке специалиста. Сегодня обществу нужен инициативный, самостоятельный человек, способный постоянно совершенствовать свою личность и деятельность. Именно такая личность может адекватно выполнять свои функции, отличаясь высокой восприимчивостью, социально - профессиональной мобильностью, готовностью к быстрому обновлению знаний, расширению арсенала навыков и умений, освоению новых сфер деятельности.
Введение федеральных стандартов нового поколения ставит перед вузами ряд проблем по выполнению их требований, среди которых мы выделяем проблему выбора методов и технологий обучения, обеспечивающих процесс формирования у студентов профессиональных компетенций [1,3].
Студенты, занимавшиеся в рамках учебного заведения научно-исследовательской работой, лучше адаптируются в дальнейшем в своей профессиональной деятельности, умеют правильно организовать свой рабочий день, используют достижения науки и техники в своей работе. Правильная организация научно-исследовательской работы студентов повышает качество подготовки, формирует научное мировоззрение и позволит молодым специалистам в будущем быстро ориентироваться в мире научно-технического прогресса и применять все научные достижения в своей профессиональной деятельности.
Несмотря на большое разнообразие методов, и технологий обучения, рекомендуемых для формирования профессиональных компетенций студентов, на сегодняшний день, пока не решен вопрос оптимизации их применения в образовательной практике, адекватно компетент-ностному подходу к подготовке специалистов.
Потребность в выявлении талантливых людей существует в любом обществе, а поиск и поддержка юных талантов позволяет сохранять интеллектуальную элиту государства. Российскому обществу для его поступатель-
ного развития необходимы одаренные люди, но, к сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои природные способности. Очень многое зависит от семьи, от ориентации на региональные и этнические особенности общества, от учебных заведений и в целом от окружающей человека среды.
Важным условием выживания и работы человека в информационном мире становится овладением методом научного познания мира и исследовательским стилем мышления. Исследовательский подход в обучении не является новым явлением в сфере педагогики. В России идея его использования была впервые выдвинута во второй половине XVIII века, однако более 100 лет потребовалось, чтобы она стала востребованной педагогическим сообществом. Исследовательский подход в обучении - это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.
Для того чтобы деятельность студентов стала исследовательской, преподаватель должен решить ряд проблем по формированию творческого импульса в сознании студента, а затем обучить его принципам, методам, формам и способам научного исследования, основам профессионального знания и научного познания, дать возможность самореализоваться студенту через решение задач научного характера по индивидуальной теме. При этом студент должен четко представлять, что он должен получить, каким образом и когда сможет достичь конечного результата.
Исследовательская работа - это система мероприятий, приобщающая к творческой деятельности, способствующая развитию инициативы, индивидуальных интересов студентов, которая повышает у студентов интерес к учебе, приобщая их к самостоятельной творческой деятельности.