Научная статья на тему 'Применение программы-тренажера для подготовки будущих абитуриентов к ЕГЭ по информатике и ИКТ'

Применение программы-тренажера для подготовки будущих абитуриентов к ЕГЭ по информатике и ИКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА / PROGRAM / ТРЕНАЖЕР / TRAINER / ИНФОРМАТИКА И ИКТ / ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / UNIFIED STATE EXAM / INFORMATICS AND ICT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ликсина Елена Владимировна, Смирнова Анастасия Александровна

Подготовка к единому государственному экзамену предполагает высокий уровень сформированности умений по решению типовых и нетиповых задач. В данной статье рассматриваются возможности применения программы-тренажера с целью повышения эффективности подготовки к сдаче единого государственного экзамена по курсу «информатика и ИКТ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ликсина Елена Владимировна, Смирнова Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The preparation for the unified state exam requires a high level of formation of skills for the solution of standard and non-standard tasks. This article discusses the possibility of using the program-simulator with the purpose of increase of efficiency of preparation for the unified national exam for the course "Informatics and ICT".

Текст научной работы на тему «Применение программы-тренажера для подготовки будущих абитуриентов к ЕГЭ по информатике и ИКТ»

Научно-исследовательская работа начинается с определения проблемы, в наибольшей степени интересующей исследователя. Это ведет к поиску соответствующих источников информации, а в случае неудовлетворенности этой информацией - к попыткам самостоятельных решений проблемы путем проведения научного исследования.

После определения основного направления исследования, студенты подбирают литературу, в той или иной степени затрагивающей данную проблему, формируют тему и цель, выявляют гипотезу. Далее подбираются соответствующие методы и методики исследования, планируется работа, обеспечивающая грамотное решение поставленных перед исследованием задач. Одним из важнейших условий научно-исследовательской работы является ее новизна и, как выход, практическая значимость полученных результатов.

Следующим важнейшим этапом научно-исследовательской работы является сбор экспериментальных, фактических данных, являющихся материалом для дальнейшего анализа и обобщения. В некоторых случаях исследование может носить теоретический характер и основываться лишь на анализе литературных источников, сборе накопленных фактов, выстраивании на их основе самостоятельной линии анализа и обобщения, получения нового взгляда на проблему, новых данных, новых выводов. За минувший год вышли две публикации с участием студентов.

Основой эффективной научно-исследовательской деятельности студентов является исследовательская компетентность, состоящая из совокупности элементов компетентности. Под элементами компетентности понимается готовность к решению относительно самостоятельной задачи в рамках исследовательской деятельности, приводящей к достижению конкретного результата в соответствии требованиями профессионального стандарта [3].

В сфере исследовательской деятельности можно выделить следующие элементы компетентности:

- интеллектуальная готовность - представляет собой способность к эффективной мыслительной деятельности на различных этапах научного исследования;

- информационная готовность рассматривается как готовность студента к поиску необходимой научной информации с использованием современных информационно-коммуникативных средств;

- экспериментальная готовность - это способность к проектированию, организации и проведению педагогического эксперимента;

- рефлексивная готовность - способность к осознанию способов деятельности и результатов, соотнесение выводов с поставленной целью;

- презентационная готовность - может быть рассмотрена как способность студента доступно представлять и защищать научные результаты, как в ходе научного поиска, так и по завершению исследования. Специфика научно-исследовательской работы предполагает свободное владение студентов интеллектуальными умениями, являющимися базовыми для научного поиска. Таким образом:

1. Научно-исследовательская деятельность - важный компонент подготовки студента. Эта работа включает такие формы, как выполнение самостоятельных научных исследований кафедр, постановку и проведение экспериментов, выполнение курсовых работ, реализацию научно-исследовательских проектов, научно-исследовательскую практику, научные семинары, подготовку публикаций, участие в конференциях.

2. Профессиональная компетенция будущего специалиста заключается в способности успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода, принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности. Способность к научному исследованию определяет социальную значимость будущего специалиста, его востребованность, мобильность и готовность к инновационной профессиональной деятельности, а все это возможно только при активном вовлечении студентов в исследовательскую работу.

3. Элементы исследовательской деятельности для студентов должны вводиться постепенно, усложняясь от курса к курсу через различные виды самостоятельной работы.

Список литературы

1. Миронов В.А., Майкова Э.Ю. Социальные аспекты активизации научно-исследовательской деятельности студентов вузов: Монография. Тверь: ТГТУ, 2004. 100 с.

2. Ф.Ш.Галиуллина Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор формирорвания профессиональной компетентности. Вестник ТГГПУ. 2011. №3(25), с 5-9

3. Зимняя И.А. Исследовательская работа студентов в вузе как объект проектировании в копетеностно-ориентрованной ООП ВПО. Для программы повышения квалификации преподавателей вузов в области проектирования ООП, реализующих ФГОС ВПО. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. - 40 с.

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММЫ-ТРЕНАЖЕРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ АБИТУРИЕНТОВ К ЕГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ

Ликсина Елена Владимировна

к. пед. наук, доцент кафедры «Педагогика и психология», Пензенский государственный универсистет, г. Пенза

Смирнова Анастасия Александровна

Пензенский государственный универсистет, г. Пенза

АННОТАЦИЯ

Подготовка к единому государственному экзамену предполагает высокий уровень сформированности умений по решению типовых и нетиповых задач. В данной статье рассматриваются возможности применения программы-тренажера с целью повышения эффективности подготовки к сдаче единого государственного экзамена по курсу «информатика и ИКТ».

ABSTRACT

The preparation for the unified state exam requires a high level offormation of skills for the solution of standard and non-standard tasks. This article discusses the possibility of using the program-simulator with the purpose of increase ofefficiency of preparation for the unified national exam for the course "Informatics and ICT".

Ключевые слова: программа, тренажер, информатика и ИКТ, единый государственный экзамен. Keywords: program, trainer, Informatics and ICT, unified state exam.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования - внедрение средств новых информационных технологий в систему образования.

Даже при наличии большого числа обучающих программ, электронных пособий и учебников, разработка новых не теряет своей актуальности. Это обусловлено тем, что не все из них отражают ту специфику, все те необходимые аспекты, которые зависят от предметной области и требований преподавателя. К тому же постоянно возникают новые задачи, изменяются требования к существующим проектам, изменяется сам предмет. Поэтому существующие программно-педагогические средства зачастую уже не могут применяться в полной мере.

По определению Д.В. Кухтина, педагогические программные средства - это отдельные программы и программные комплексы, предназначенные для применения в процессе изучения образовательной дисциплины [2, С.53].

Разработка методического, информационно-технологического и другого обеспечения, его внедрение в учебный процесс, особенно актуально для высшей школы, в связи с тем, что именно на этом этапе происходит становление будущего специалиста. Исследованием психолого-педагогических, дидактических и методических принципов проектирования и использования педагогических программных средств занимались А.А. Вербицкий, Р.Виль-ямс, П.Я. Гальперин, Б.С. Гершунский и другие ученые [1, 2].

Многие абитуриенты сталкиваются с проблемой сдачи ЕГЭ. Для успешного написания экзамена требуются твердые знания и хорошо сформированные умения по разделам дисциплины «Информатика и ИКТ».

Целью Единого государственного экзамена является установление уровня освоения выпускниками Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ. Используемые при этом контрольные измерительные материалы позволяют соотнести результаты, показанные отдельными экзаменующимися, путем выставления за работу количественной оценки по стобалльной шкале.

Программа-тренажер создана обеспечить, с одной стороны, возможность формирования умений и навыков в решении типовых заданий ЕГЭ по информатике обучаемого, с другой - принимать на себя рутинную часть текущего или итогового контроля [3, С.137]. Таким образом, тренажер может быть применен как на занятиях для закрепления и проверки знаний учащихся, так и для подготовки студентов к сдаче ЕГЭ по информатике.

Исходя из назначения программы-тренажера и анализа разделов ЕГЭ по дисциплине «Информатика и ИКТ», была предложена следующая струткура приложения:

1. «Тематические блоки», позволяющую закрепить знания и умения учащимися по изученной теме из курса информатики, а также проверить первичное понимание полученных знаний.

2. «Тренинг по вариантам», проверяющую знания, учащихся по полному изученному курсу информатики.

Содержание раздела «Тематические блоки» включает основные темы курса информатики и информационн-коммуникационных технологий (рис. 1).

Обзор папок 6 в

Выберите папк/, в которой содержатся тестовые задания.

ЕГЭ

т |_ Тематические Влоки

т 1. Математические основы информатики

1.1. Кодирование информации

1.2. Системы счисления

1.3. Основы логики

1.4. Моделирование

▼ 2. Алгоритмизация и программирование

2.1. Исполнение алгоритмов

2.2. Программирование

2.3. Задания по программированию с развернутым ответом т з. Информационные и коммуникационные технологии

3.1. Файловые системы

3.2. ОВраВотка графической информации

3.3. Цифровое кодирование звука

3.4. ОВраВотка информации в электронныхтаВлицах

3.5. Диаграммы и графики

3.6. Базы данных

3.7. Телекоммуникационные технологии т _ Тренинг по вариантам

Вариант 1 V

ОК ' Отмена

А

Рисунок 1. Содержание программы тренажера

Тренажер предполагает следующую технологию работы: обучающиеся, работая с разделом «Тематические блоки», на первом этапе выбирают раздел и тему курса «Информатики и ИКТ», которая интересует их на данный момент. На следующем шаге происходит загрузка заданий в программу. Все задания сделаны и подобраны самостоятельно в соответствии с требованиями ЕГЭ по информатике и ИКТ. Каждое задание выполняется студентом самостоятельно. В случае затруднений системой предусмотрена контекстная помощь.

Система подсказок составлена в соответствии с возможными затруднениями студентов. Она позволяет восполнить пробелы в знаниях по данному виду работ. Кроме того, она позволяет проконтролировать свои действия.

В каждом задании в зависимости от уровня сложности приводятся различные требования к записи ответа.

Задания типа А предполагают выбор одного из нескольких предложенных вариантов ответа (рис. 2).

Задания типа В предполагают самостоятельный краткий ответ на задание и относятся к повышенному уровню сложности.

Задания части С нуждаются в развернутом варианте ответа. Пользователь заносит решение в файл текстового редактора, который может быть специально открыт и свернут при необходимости.

После выполнения заданий, нажав на кнопку «Показать результат», учащемуся показывается таблица с верными и неверными ответами (рис. 3).

Задания

О О ©

гол он 1-Я'

| В программ« описан одномерный целочисленный массив с индексами

-' от 0 до 10. Ниже представлен »писанный па рашыч ишках

программирования фрагмент одной н той же программы, обрабатывающей данный массив:

Бейсик Паскаль

г, - 1С ГОН 1 - С ТО п к - АШ А (К) - С п:-10; 7ог 1:-0 ;о я йг Ьедш К АЩ; А(К} С; ег-й;

Си Л.11 Ори 1 чш чески и н шк

г.-10; гог а - 0г í <- ги ¿++){ к - АЩг А£К] - С; п:-10 ни для 1 а: 0 и п К А[1] А[К1 0 к:

В начале выполнения этого фрагмента в массиве находились числа 10,9. Я, 7, 6, 5, 4, 3.2, I. О, т. е. А[0] • 10, А[1| • 9 н т. д. Сколько элементов массива после выполнения программы оудуг иметь ненулевые значения? 1) 5 2) 2 3) 3 4М

Задание 1 Л

Задание 2

Задание 3

Задание А

Задание 5

Задание 6

Задание 7

Задание 8

Задание 9

Задание 10

Задание 11

Задание 12

Задание 13

Задание 1А

Задание 15

Задание 1В

Задание 17

Задание 18

Задание 19 —

Задание 20

Задание 21

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задание 22

Задание 23

Задание 2А

Задание 25

Ваш ответ:

Л

> ( ) ( > ' V

ВАРИАНТ 1 ШРЙАНТЕГ! Г'ВАРИАНТ -Э| ГВАРИЛНТ? 1

ЗАПиедть ответ'

Рисунок 2. Рабочее окно приложения

Показать результат

Результаты

е в

Задание Ваш ответ Правильный ответ Итог

Задание 1 1 1 +

Задание 2 2 2 +

Задание 3 3 4 -

Задание 4 3 1 -

Задание 5 4 1 -

Задание 6 4 3 -

Задание 7 121211 121211

Задание 8 5855 2212

Задание 9 2212 2212

Задание 10 57555 21221

Задание 11 0 37

Задание 12 25 25

Задание 16 2 4

Задание 17 4 4

Задание 18 2

Задание 19 55 43

Задание 20 59 59

Задание 21 45 45

Рисунок 3. Результаты тестирования

Также имеется возможность перейти на Главную форму, с которой можно перейти в раздел «Тренинг по вариантам».

Второй раздел посвящен тренингу учащихся по вариантам, аналогичным КИМам текущего учебного года.

«Тренинг по вариантам» - аналог экзамена по информатике. При выборе этого раздела учащемуся предоставляется вариант демонстрационного теста ЕГЭ по информатике.

Тест состоит из 32 вопросов, 12 из которых представлены с вариантами ответа, на 20 - нужно самостоятельно дать ответ. При затруднении ответа на вопрос, его можно пропустить, а затем вернуться и доделать. При завершении теста учащемуся предоставляется возможность просмотра вопросов, в которых он ошибся.

Курс разработан на основе анализа кодификатора элементов, содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для ЕГЭ по информатике и ИКТ, спецификации контрольных измерительных материалов ЕГЭ, а также контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по информатике и ИКТ Министерства Образования и науки РФ.

С целью апробации и исследования эффективности применения разработанной программы-тренажера нами была проведена экспериментальная работа.

На констатирующем этапе группу слушателей подготовительных курсов разбили на 2 подгруппы: контрольную и экспериментальную. Перед началом экспериментальной работы в подгруппах была проведена конт-

рольная работа по теме «Программирование» (прототип задания 8 «Анализ алгоритмов с циклами») с целью определения уровня сформированности предметных умений обучающихся.

На основании результатов выполнения контрольной работы нами были выделены следующие уровни сформированности предметных умений. Низкий уровень сформированности предметных умений - менее 50% решенных задач. Средний уровень сформированности предметных умений - 50-70% решенных задач. Высокий уровень сформированности предметных умений - 70-85% решенных задач. Продвинутый уровень сформированно-сти предметных умений - свыше 85% решенных задач.

Результаты констатирующего среза представлены в таблице 1 и на рисисунке 4.

Результаты показывают, что обе подгруппы незначительно отличаются друг от друга по уровню сформиро-ванности предметных умений.

Результаты констатирующего среза

Таблица 1

Уровень Низкий Средний Высокий Продвинутый

Контрольная подгруппа 2 5 2 1

Экспериментальная подгруппа 2 6 1 1

Контрольная подгруппа

Экспериментальная подгруппа

Низкий Средний Высокий Продвинутый

Рисунок 4. Результаты констатирующего среза

На этапе экспериментальной работы разработанная программа-тренажер активно применялась на занятиях по подготовке к сдаче ЕГЭ информатике и ИКТ в экспериментальной подгруппе. Преподаватель сочетал традиционные формы проведения занятий с применением программы-тренажера. Часть типовых задач разбиралась совместно с преподавателем. Для формирования предметных умений был использован раздел «Исполнение алгоритмов» (прототипы заданий 11 «Рекурсия», 20 «Анализ алгоритмов с циклами», 21 «Анализ подпрограммы»).

Обучающиеся имели возможность на основании разобранных примеров самостоятельно осуществить выбор и решение задачи, соотнести полученные результаты с правильным ответом, при необходимости получить консультацию преподавателя.

Анализ проделанной работы показал, что количество разобранных на занятии задач обучающимися выросло на треть. Эффективность обучения повысилась за

счет того, что часть функций преподавателя взяла на себя программа-тренажер. Сократилось время на проверку заданий и выявление недочетов в сформированных умениях. Обучающиеся имели возможность выбрать тот тип задания, который для них был менее понятен и разобрать столько задач, сколько необходимо. Это позволило сделать процесс обучения более индивидуальным.

На контрольном этапе обучающимся была предложена контрольная работа по пройденной теме (прототипы заданий 11 «Рекурсия», 20 «Анализ алгоритмов с циклами», 21 «Анализ подпрограммы»), по результатам которой обучающиеся опять были распределены по уровню сформированности предметных умений.

Результаты представлены в таблице 2.

Наглядно результаты контрольно среза представлены на диаграмме (рис. 5).

Результаты контрольного среза

Таблица 2

Уровень Низкий Средний Высокий Продвинутый

Контрольная подгруппа 1 5 3 1

Экспериментальная подгруппа 0 2 5 3

Контрольная подгруппа

Экспериментальная подгруппа

Низкий Средний Высокий Продвинутый

Рисунок 5. Результаты контрольного среза

Исследование уровня сформированности предметных умений до и после экспериментальной работы показало, что уровень сформированности предметных умений у обучающихся, с которыми проводилась целенаправленная работа с разработанной программой-тренажером, выше, чем у обучающихся контрольной подгруппы. Это позволяет сделать вывод о том, что целенаправленная работа с программой-тренажером позволяет повысить эффективность процесса подготовки будущих абитуриентов к ЕГЭ по информатике и ИКТ.

Список литературы

1. Воронкова О.Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы. - Ростов н/Дону: Феникс, 2010. - 314с.

2. Ликсина Е.В., Мишин А.В. Педагогические программные средства: учебное пособие. - Пенза: Изд-во ПензГТУ, 2014. - 376с.

3. Орлов С.А. Технологии разработки программного обеспечения: учебник для вузов / Орлов, Сергей Александрович. - 4-е изд. - СПб: Питер, 2012. -608с.

6

5

4

3

2

1

0

ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Литвиненко Елена Владимировна

студент Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Елабуга

THE TASKS, CONTENT, FORMS AND METHODS OF FORMATION A T SENIORS' MOTIVA TION TO RESEARCH ACTIVITY IN OUT-OF-SCHOOL ACTIVITIES OF COMPREHENSIVE (SECONDARY) SCHOOLS Litvinenko Helen, student of the Yelabuga's Institute of Kazan (Volga) Federal University, Yelabuga АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются задачи, содержание, формы и методы, способствующие повышению эффективности процесса формирования мотивации у старшеклассников к исследовательской деятельности во внеклассной воспитательной работе средних общеобразовательных учреждений. ABSTRACT

The article deals with the tasks, content, forms and methods promoting increase of efficiency ofprocess offormation at seniors' motivation to research activity in out-of-school activities of comprehensive (secondary) schools. Ключевые слова: старшеклассник, исследовательская деятельность, мотивация. Keywords: senior, research activity, motivation.

В современных условиях развития общества большое внимание уделяется исследовательской деятельности. Этот вид деятельности рассматривают в настоящее время как один из инструментов повышения качества образования. В связи с этим важно отметить тот факт, что формирование устойчивой мотивации у старшеклассников к исследовательской деятельности является одной из важных задач в профессиональной деятельности учителя, так как мотивация служит источником творческой активности и способствует эффективному развитию способностей учащихся.

С целью повышения эффективности процесса формирования мотивации у старшеклассников к исследовательской деятельности необходима его продуманная организация, в которой выделяют такие этапы, как: определение цели, задач, принципов, условий, содержания, форм и методов, которые способствуют формированию

устойчивого интереса учащихся к исследовательской деятельности.

Для проведения формирующего эксперимента, целью которого было формирование у учащихся старших классов мотивации к исследовательской деятельности, была разработана программа опытно-экспериментальной работы, включающая девять различных форм внеклассной воспитательной работы, разработанных членами студенческой временной научно-исследовательской группы (Галиева А.Ф., Литвиненко Е.В., Сираева Г.Р.). Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

- формирование исследовательской позиции у старшеклассников (активизация личностной позиции; осознание необходимости исследовательской активности; поисковая активность);

- формирование познавательной мотивации у старшеклассников (получение новых знаний в процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.