ЮБИЛЕИ
НИНА ВАСИЛЬЕВНА КУЗЬМИНА И ЕЁ НАУЧНАЯ ШКОЛА
В .П.Бедерханова1
В юбилейной статье отражён жизненный путь в науке выдающегося отечественного учёного профессора Нины Васильевны Кузьминой и этапы создания возглавляемой ею научной школы. Н. В. Кузьмина продолжила развитие ленинградской психологической школы, основанной Б. Г. Ананьевым. Ею был выпущен ряд монографий, переведённых впоследствии на иностранные языки: «Формирование педагогических способностей», «Очерки психологии труда учителя», «Методы исследования педагогической деятельности» и другие. Под научным руководством Н. В. Кузьминой в период 1967-1984 гг. было выполнено более 200 диссертаций. Ей принадлежит заслуга разработки общей теории функционирования педагогических систем, методологии системно-структурного подхода к педагогическим явлениям, сформулирован предмет акмеологии как науки о вершине профессионализма. Н. В. Кузьминой даны определения ряда основных понятий новой научной дисциплины. В настоящее время ею ежегодно проводятся традиционные научные школы и конференции, на которые собираются её ученики разных поколений.
Ключевые слова: научная школа Н. В. Кузьминой, акмеология, теория педагогической системы, образовательная система, образовательный маршрут.
Кузьмина (Головко-Гаршина) Нина Васильевна, Президент Академии ак-меологических наук, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, родилась в Нальчике 23 сентября 1923 г. Окончила в 1947 г. ЛГПИ им. Герцена, в 1950 г. — аспирантуру при отделении педагогической психологии АПН РСФСР под руководством Б. Г. Ананьева, защитив кандидатскую диссертацию на тему «Психолого-педагогический анализ трудностей и успехов в работе молодого учителя начальных классов». В 1965 г. защитила докторскую диссертацию «Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности». В 1968 г. Н. В. Кузьмина получила звание профессора кафедры педагогики и педагогической психологии ЛГУ, которой она заведовала до 1984 г.
В 1969 г. Министерством высшего и среднего специального образования РСФСР создается Головной совет по психологическим наукам и психолого-педагогическим проблемам высшей школы под председательством Б. Г. Ананьева, заместителем назначается Н. В. Кузьмина. Именно с этого времени началось
1 Бедерханова Вера Петровна - доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной работы, педагогики и психологии высшей школы Кубанского государственного университета. Эл. почта: [email protected].
сотрудничество Кубанского государственного университета с этой кафедрой и психологическим факультетом Ленинградского (Санкт-Петербургского) университета.
В 1978 г. Нина Васильевна Кузьмина избрана членом-корреспондентом АПН СССР.
На основе обобщения результатов исследования она сформулировала предмет акмеологии и основала Всесоюзную акмеологическую ассоциацию. 15 июля 1991 г. акмеология зарегистрирована в ГКНТ СССР как новая область знаний в системе наук о человеке. В ноябре 1992 г. начала работу общественная Академия акмеологических наук, президентом которой была избрана её основатель Н. В. Кузьмина.
Есть люди, которые плывут по течению. Другие — против течения. И есть третья категория — плывущие туда, куда им надо. К ним, по моему мнению, относится Нина Васильевна Кузьмина, создатель нового направления в науке о человеке, целенаправленно развивающая свою научную школу.
Я счастлива, что у меня есть возможность, начиная с аспирантских дней и до дней сегодняшних, по мере моих сил, заниматься наукой под руководством настоящего мастера. И теперь уже мои ученики, ставшие кандидатами и докторами наук, и их ученики включены в трудный, но такой интересный научный поиск. И не порвать связующую нить...
Нина Васильевна Кузьмина всегда отмечала, что её жизненный путь определили выдающиеся ученые, «представители вершин научного и акмеоло-гического творчества». Первым из них она называла своего родного дядю Владимира Георгиевича Гаршина — академика Академии медицинских наук СССР, главного патологоанатома города Ленинграда во время блокады, который её напутствовал в аспирантуру по психологии.
Борис Герасимович Ананьев — академик Академии педагогических наук СССР, её научный руководитель в аспирантуре АПН РСФСР (1947-1950), поддерживал все её начинания, поиски, принципы и методы исследования в головном Совете по психологическим наукам и психолого-педагогическим проблемам Высшей школы и на кафедре педагогики и педагогической психологии ЛГУ.
В 1957 г. Б. Г. Ананьевым был сформулирован замысел создания экспериментальной акмеологии психофизиологической эволюции взрослого человека. Реализация этого замысла началась с момента открытия (1966) психологического факультета в Ленинградском государственном университете. Н. В. Кузьмина продолжила дело своего учителя — основателя ленинградской школы психологов Б. Г. Ананьева. Она называет себя его последователем, развивая новую науку в системе наук о человеке — акмеологию.
НИНА ВАСИЛЬЕВНА КУЗЬМИНА И ЕЁ НАУЧНАЯ ШКОЛА
Жизнь и творчество Нины Васильевны Кузьминой невозможно представить без Евгения Сергеевича Кузьмина — «возродителя социальной психологии В. М. Бехтерева, — как пишет она в посвящении к книге «Предмет акмеологии» (2002), — основателя первой лаборатории (1962) и первой кафедры (1968) социальной психологии, участника Великой Отечественной войны, потерявшего ногу на фронте, внимательного читателя, критика, советчика и соучастника в моих поисках, друга, мужа и отца моих детей» [1].
Вклад в развитие науки и практики Нины Васильевны Кузьминой трудно переоценить. Мы не ставим задачу целостного анализа её научного и педагогического творчества, создания и развития научной школы. Обратим внимание только на некоторые фрагменты.
В 1961 г. в Издательстве ЛГУ вышла в свет её первая монография «Формирование педагогических способностей», переведённая вскоре на венгерский язык. Материалы исследования докторской диссертации в кратком изложении легли в основу монографии «Очерки психологии труда учителя» (ЛГУ, 1967). В переводе на немецкий язык книга была переиздана четыре раза.
В 1970 г. Н. В. Кузьмина написала монографию «Методы исследования педагогической деятельности». Результаты исследований проблем профессиональной подготовки педагогов были ею обобщены: в учебном пособии «Основы вузовской педагогики» (ЛГУ, 1972), которое по своей структуре и содержанию принципиально отличалось от традиционных учебников педагогики; в пяти выпусках «Современных психолого-педагогических проблем высшей школы» (ЛГУ, 1971, 1972, 1974, 1977, 1985); в учебном пособии «Методы системного педагогического исследования» (ЛГУ, 1980); в книге «Способности, одарённость, талант учителя» (Л., 1985).
В период, когда Нина Васильевна была главным научным сотрудником отдела психологии Всесоюзного научно-исследовательского института профессионально-технического образования, вышли её работы «Методы диагностики факторов продуктивной деятельности коллективов профтехучилищ» (Л., 1988), «Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения» (М., 1989), «Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения» (М., 1990).
Многочисленные её аспиранты и соискатели — преподаватели разных учебных дисциплин в отечественных и зарубежных вузах — внесли опредё-ленный вклад в изучение методов исследования, в математическую обработку результатов исследования. Более 200 (!) диссертаций были выполнены под её научным руководством только в период заведования кафедрой педагогики и педагогической психологии ЛГУ (1967-1984 гг.).
Ею была разработана общая теория функционирования педагогических систем, методология системно-структурного подхода к педагогическим явле-
ниям. Нине Васильевне, реализующей целостный подход к анализу педагогической деятельности, удалось дать всестороннюю психолого-педагогическую характеристику труда учителя и методов его изучения, определить подходы к исследованию формирования его педагогических способностей и профессионального мастерства.
Новизна и междисциплинарный характер исследований под её руководством заключались в том, что в центре их внимания были проблемы повышения качества преподавания учебных дисциплин — физики, математики, химии, истории, русского языка, литературы, иностранного языка и других, проблемы повышения качества деятельности учащихся. Ею и её учениками разработана и экспериментально проверена система новых методов, принципов организации исследований, обеспечивающих выявление закономерных связей и зависимостей, созданы идеализированные модели образа результата, предложена методика проведения мониторинга качества образования, разработаны технологии обучения основам профессионального мастерства.
В результате индуктивного обобщения закономерностей достижения зрелыми людьми вершин мастерства в разных видах созидательной деятельности Ниной Васильевной Кузьминой был сформулирован предмет акмеологии. Первая статья «Акмеология — наука о вершине профессионализма», непосредственно связанная с новой областью знания — акмеологией, была опубликована в сборнике тезисов докладов Всесоюзной научно-практической конференции «Профессионализм преподавателя высшей школы» (Усть-Каменогорск — Ленинград, май 1989 г.).
После регистрации 15 июля 1991 г. акмеологии в ГКНТ СССР открылись защиты по специальности 13.00.13 — психология развития, акмеология. А. А. Деркач, ученик Н. В. Кузьминой, будучи заведующим кафедрой акмеоло-гии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, собрал на ней выдающихся психологов, философов, социологов — будущих авторов первых монографий и учебных пособий по акмеологии. В стране начинается издание журнала «Акмеология», сборников научных трудов по данной тематике.
Рождение акмеологии связано с поисками теории качества образования, методов его измерения в целях его повышения. Проблема качества образования разрабатывалась Ниной Васильевной Кузьминой значительно раньше, чем она получила звучание в официальных документах. В частности, при формулировании акмеологической закономерности образовательного пространства Н. В. Кузьмина даёт определения понятий: продуктивного функционирования образовательных систем (ОС) в образовательных маршрутах (ОМ), продуктивного процесса деятельности участников образовательного процесса, качества продуктов образования, качества образовательного процесса, приводящего или не приводящего к созиданию «продуктов», которые удовлет-
НИНА ВАСИЛЬЕВНА КУЗЬМИНА И ЕЁ НАУЧНАЯ ШКОЛА
воряют требованиям качества. Критерием качества конечных результатов функциональных систем Н. В. Кузьмина считает показатели вхождения выпускников в новую среду и их саморазвития в ней. Именно на конечный результат — обеспечение творческой готовности в будущей деятельности в образовательном пространстве — и должно быть направлено функционирование образовательной системы и согласованность деятельности преподавателей и студентов.
Спустя два десятилетия Академия акмеологических наук объединяет исследователей образования разных специальностей, образовательных учреждений разных уровней и профилей, занятых проблемами продуктивности специалистов и повышения качества их подготовки. Разработана акмеологи-ческая теория и технологии фундаментального образования, «позволяющие специалистам Национальной системы образования формулировать, опираясь на предвидение последствий от принимаемых решений, и решать образовательные задачи, подчинённые повышению конкурентоспособности страны в развивающемся мире» [2, с. 9].
Нина Васильевна Кузьмина и сама работает качественно, продуктивно в свои девяносто. До сих пор она ежегодно проводит традиционные научные школы и конференции, на которые собираются её ученики разных поколений. Именно такие люди, как она, своей жизнью задают образцы нравственности и служения, продолжая лучшие традиции отечественной науки и образования. И не порвётся связующая нить...
Библиографический список
1. Кузьмина (Головко-Гаршина) Н. В. Предмет акмеологии. СПб.: Политехника, 2002.
2. Кузьмина Н. В. Специалисты — субъекты изучения продуктивности своей деятельности (в свете акмеологической теории фундаментального образования) // Акмеология-2005. Методологические и методические проблемы. СПб.: Изд-во ЦСИ, 2005.
Статья поступила в редакцию 15.09.2013.
NINA VASILYEVNA KUZMINA AND HER SCIENTIFIC SCHOOL
V. P. Bederkhanova
Prof. Vera Petrovna Bederkhanova, Dr. Sci. (Pedagogy), Kuban State University, Chair for Social work, methods of teaching and psychology in higher learning. E-mail: [email protected].
In this anniversary article Prof. Nina Vassilyevna Kuz'mina's, an outstanding Russian scientist life traj ectory is described and the milestones of building her scientific school. N. V. Kuz'mina continued developing the Leningrad Psychological school founded by B. G. Ananyev. She published a number of books later translated into foreign languages: "Forming teaching competences", "Essays on a teacher's work", "Methods of a teacher's work research", etc. More than 200 theses are developed under Prof. Kuz'mina's scientific supervision. One of the feathers in
B. n. BEAEPXAHOBA
her cap is the development of educational system functioning general theory and the methodology of constitutional approach to educational phenomena. She also enunciated the subject of acmeology as of the science of the highest professionalism and gave definitions for a number of basic notions of the new scientific discipline. Today she annually holds traditional scientific schools and conferences gathering her disciples of different generations.
Key words: Prof. Kuz'mina's scientific school, acmeology, theory of educational system, teaching system, educational route.
References
1. Kuz'mina (Golovko-Garshina), N. V., Predmet Akmeologii [Acmeological subject], SPb: Politekhnika, 2002
2. Kuz'mina, N. V., Spetsialisty — sub'ekty izucheniya produktivnosti svoey deyatel'nosti (v svete akmeologicheskoy teorii fundamental'nogo obrazovaniya) [Experts as subjects for investigating their activities, in view of acmeological theory of fundamental education], Akmeologiya 2005. Metodologicheskie i metodicheskie problemy. SPb: Izd-vo TsSI, 2005