АКМЕОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
Кузьмина Н.В.
О ПРЕДМЕТЕ АКМЕОЛОГИИ И НАПРАВЛЕНИЯХ ЕЕ РАЗВИТИЯ В ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ НАУЧНОЙ ШКОЛЕ
В настоящее время в России имеют выходы в практику многие и разные психологические школы и направления. Но наиболее глубокими, теоретически и экспериментально обоснованными, с моей точки зрения являются два: в педагогическую практику, создание психологической службы Московской школы психологов; в акмеологическую практику, создание в будущем акмеологической службы в производственных сферах - Петербужской школы психологов.
Если основоположником московской школы психологов является гениальный Л.С. Выготский, то основоположником Петербургской школы психологов является гениальный Б.Г. Ананьев. (Гений - создатель нового направления в науке).
Выдающиеся последователи и продолжатели Л.С. Выготского, создатели собственных школ и направлений А.Н. Леонтьев, Б.Д. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, А.А. Запорожец, А.Г. Асмолов и другие. Это их усилиями создана психологическая служба в школах.
Мы не будем касаться причин, но величие и глубина идей Б.Г. Ананьева до сих пор не может быть объективно оценена и поставлена на службу практике. Причина в том, что его научное наследие еще не собрано, не систематезировано (опубликованный двухтомник не включает и десятой доли его трудов), не опубликовано.
Показателями доброжелательных взаимоотношений представителей Московской и Ленинградской психологических школ является тот факт, что именно в Ленинграде на совете под председательством Б.Г. Ананьева защитили свои докторские диссертации Б.М. Теп-лов, А.А. Смирнов, Н.И. Жинкин, Ф.Н. Шемякин.
Главное отличие как психологического направления исследований, возглавляемых Б.Г. Ананьевым - целостный подход к изучению человека как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности на протяжении жизненного пути, т.е. от раннего детства, первых признаков самосознания, до глубокой старости, от овладения речью, до факторов творческого долголетия в преклонном возрасте. Весь диапозон проблем, которыми занимался Б.Г. Ананьев в конечном счете был подчинен теоретико-методическому обоснованию и оснащению акмеологической службы - целью является помощь зрелому человеку в решении его профессиональных и жизненных проблем. Этот вывод мы делаем как из текстов работ Б.Г. Ананьева, так и комплекса проблем и способов их решения как самим Б.Г. Ананьевым и его учениками, выполнявшими кандидатские и докторские исследования, получавшие его поддержку и поощрение, работающими под его крылом.
Его монография «Человек как предмет познания» (Л., 1968) является своеобразным завершением. В ней он приводит определение акмеологии Н.А. Рыбникова (1928 г.) как науки о развитии зрелого человека, в отличие от педологии - науки о детях. В ней он находит место акмеологии в системе наук о человеке между педагогикой и геронтологией.
В развитии акмеологических идей Б.Г. Ананьева мы это прочитываем, как предписание к обобщению и синтезу в акмеологии психологических идей применительно к профессиональному функционированию образовательных систем и самодвижению к вершинам жизни и профессионализма деятельности зрелых людей в условиях производства. Опираясь на труды Б.Г. Ананьева в 1989 г. на Всесоюзной конференции в Усть-Каменогорске, посвященной профессионализму преподавателя, мы определили предмет акмеологии.
Предметом акмеологии являются закономерности условия, факторы и стимулы самореализации творческого потенциала человека на протяжении жизненного пути, развития творческой готовности к предстоящей деятельности, достижения вершин жизни и профессионализма деятельности.
Счастлив только истинно нравственный человек, осознающий свое предназначение в жизни и его осуществляющий в делах и поступках.
Акмеологическая - служба оказания помощи зрелом людям в том, чтобы состояться в жизни и профессии, видеть плоды своих трудов, приносящих радость и пользу другим людям.
Психологическая служба в школе не только решает многие проблемы в ней, но и порождает новые. Однажды в облике педологии она уже была ликвидирована. Педолог не умел выводить учителей на процессы самокоррекции и самореорганизации деятельности. Возникли конфликты между - педологами и учителями. Если мы не хотим, чтобы психологическая служба была вновь отвергнута, она обязательно должна дополняться акмеологиче-скими функциями.
В Петербургской (Ленинградской) школе проведены фундаментальные исследования для создания и развития акмеологической службы разных направлений. Об этом свидетельствуют работы как самого Б.Г. Ананьева, так и его учеников и на всех этапах жизненного пути, как индивида, личности, индивидуальности. Все мы родом из детства. Создание вначале педологической теперь психологической службы в школе заслуга родственников московской школы психологов. Комплекс проблем, интересовавший Б.Г. Ананьева с выходом с выходом на практику, им конспективно изложен в монографии - завещание учеником -«Человек как предмет познания».
Не конспективное изложение его идей как в его собственных трудах, до сих пор не систематизированных, и не изданных в собрании сочинений в трудах своих учеников он гордо назвал гвардейцами от психологии. Они считали основоположниками ряда новых направлений в психологии и в практике работы созрелыми людьми. - в практическую ак-меологию.
Его ученик Б.Ф. Ломов определил предмет инженерной психологии и открыл первую в Советском Союзе лабораторию, первую кафедру инженерной психологии и первую специализацию по ней, был первым деканом психологического факультета ЛГУ, обосновал и открыл в составе Академии Наук СССР Психологический институт, создал труды по инженерной психологии и методологии психологии, которые являются украшением психологической науки.
06 одаренности Б.Ф. Ломова говорит тот факт, что он пришел в психологию после театрального института в г. Ярославле, где был именным стипендиатом.
Труды Ю.М. Забродина, А.Д. Крылова, Г.В. Суходольского, Б.Д. Шадрикова в своих истоках принадлежат Петербургской школе психологов, Б.Г. Ананьева - Б.Ф. Ломова.
В синтезе с акмеологией они имеют прямые выходы в акмеологическую службу.
Е.С. Кузьмин всегда считал себя учеником Б.Г. Ананьева и очень этим гордился. В историю психологии психологическую практику он вошел как основатель первой лаборатории (1962 г.) первой кафедры социальной психологии (1968 г.), первой специализации, осуществляющей подготовку социальных психологов.
Но в полной мере личность и деятельность Е.С. не оценена по той причине, что его главный вдохновенный труд не опубликован. Разрабатывать проблемы создания и способы его развития он начал в школьном курсе психологии в период ее преподавания в 232 школе, будучи студентом. В аспирантуре он работал над темой, которую сформулировал сам: «Проблемы создания в трудах И.В. Сталина». Диссертацию он защитил еще при жизни И.В. Сталина, а проходил утверждение в ВАКе уже после его смерти. Председателем ВАК был профессор Добрынин. «Черный оппонент, который до этого славил Сталина, дал отрицательный отзыв. Е.С. Кузьмина вызывали на комиссию. Свои «Проблемы сознания» были главным предметом рассмотрения, он предзащитил. Руководителем и дипломного продукта, и кандидатской диссертации был В.Г. Ананьев. После защиты Е.С. Кузьмин был оставлен на факультете читать курс истории психологии, который до него вели пять человек, в том числе такие профессора как Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, А.В. Ярмоленко, Г.С. Рогинский и тогда еще аспирант Л.М. Веккер. Е.С. Кузьмин разработал его по-своему. Он записан В.А. Якуниным и опубликован под двумя фамилиями. Очевидно этот курс объективно можно оценить лишь на фоне его исследования проблем сознания.
Предмет и методы социальной психологии он разрабатывал, учитывая, что его лаборатория социальной психологии существовала за счет хоздоговоров с промышленными предприятиями, т.е. уже имелся выход в практику.
Б.Г. Ананьев говорил, что только талантливый человек видит талант другого. Он умел их и видеть и поддерживать. Это же характеризовало Е.С. Кузьмина. Под его крылом выросла целая плеяда талантливых социальных психологов профессоров: Ю. Н. Емельянов,
И.П. Волков, Н.В. Гришина, Э.С. Чугунова, В.Е. Семенов, А.Л. Свенцицкий и другие.
В лабораторий социальной психологии была создана группа социальной перцепции, выделены сотрудники для исследований А.А. Бодалева, основавшего собственное направление.
Особое направление медицинской психологии, возглавляемое Б.Н. Мясищевым и С.О. Серебряковой тоже родилось в лоне школы В.М. Бехтерева - Б.Г. Ананьева. В.Н. Мя-сищев бал старше Б.Г. Ананьева, но считал его своим учителем.
Последователями Б.Г. Ананьева были Ю.А. Самарин, А.Б. Ярмоленко, А.Г. Ковалев.
В их наследии есть много замечательных идей о творческом потенциале, условиях, факторах и стимулах его самореализации. Имеются выходы в юридическую психологию и акмеологию (В. Л. Васильев - ученик А.В. Ярмоленко) психологию и акмеологию образования, акмеологическую службу.
Ученик Б.Г. Ананьева В.Д. Дранков разработал оригинальную систему развития творческих способностей в сфере искусства у студентов института культуры.
Конечно, мы назвали далеко не все направления, родившиеся в Петербургской-Ленинградской школе Б.Г. Ананьева.
При поверхностном взгляде на научное наследие Б.Г. Ананьева может удивлять большой разброс тем, проблем, аспектов. Однако, вое укладывается всего в два пересекающиеся направления:
1 - жизненный путь человека от рождения до акме-зрелости, от акме- зрелости до финиша, включая ближайшее и отдаленное окружение в семье, образовательных организациях, социальных системах;
2 - системное исследование человека как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности, его самореализацию в поступках и продуктах творчества.
С нашей точки зрения целостный анализ всего сделанного Б.Г. Ананьевым и под его руководством в трудах его учеников и последователей можно лишь в системе акмеологиче-ских понятий.
Акмеология - новая область научных знаний не только обозначившая новый предмет исследований, - и зрелого человека, - новую систему понятий, новую систему методов, где ведущим является моделирование.
Акмеология имеет принципиально новые выходы в практику. Принципиальная новизна состоит в том, что если в психологии методы исследования - привилегия только специалистов, с которыми должны уметь работать только профессиональные психологи. Учитывая предмет служения человеку, очевидно это справедливо.
Но предмет акмеологии - зрелые люди разных уровней продуктивности деятельности стремящиеся понять причины своей низкой или малой продуктивности. Чтобы помочь такому человеку и теорию и метод нужно дать в руки ему самому.
Акмеология открывает перед всем блоком психолого-педагогических дисциплин и обществом новые перспективы.
Когда с Запада пришла к нам кибернетика был целый бум. Но нет пороков в своем отечестве. На факультете, где родилась акмеология нет ни такой специализации, ни ученого совета, принимающие к защите диссертации по акмеологии.
В свете науковедения наиболее плодотворной формой развития научного знания является научная школа. Признаки научной школы:
- общие истоки или научные «корни»;
- общие принципы вычленения объекта и предмета исследований;
- единственная система научных понятий;
- наличие общей парадигмы или нескольких парадигм;
- общие приняты в выборе методов исследования и в его организации.
Научные школы рождаются и умирают, если перестают развиваться.
Акмеология - новый этап в развитии петербургской школы психологов, истоки которой в научном наследии В.М. Бехтерева - . Б.Г. Ананьева. Б.Г. Ананьев опираясь на Н.А. Рыбникова (1928) определил акмеологию, как науку о развитии зрелого человека и нашел ей место в системе наук о человеке.
На стр. 80, рис. 5 «Схема основных проблем и наук о человеке как индивиде и его онтогенезе» он называет акмеологию в блоке «Возраст и фазу жизни» в ряду учебных дисциплин. С одной стороны, в этот блок входят: возрастная физиология, возрастная биохимия, возрастная психология, история поколения, юридические науки. С другой стороны: эмбриология человека, морфология и физиология ребенка, педиатрия, педагогика, акмеология, геронтология.
Науку, в систему которых по Б.Г. Ананьеву входит акмеология, в свою очередь связаны, с науками, исследующими онтогенез человека, а также половой де морфизм, особенности телосложения, нейродинамические свойства, органические потребности, сенсомоторную организацию, темперамент и задатки. Всю систему наук, по Б.Г. Ананьеву, объединяет генетика (рис. 5, с. 80).
Помещая акмеологию между педагогикой и геронтологией, Б.Г. Ананьев как бы подсказал, что предметом акмеологии являются закономерности развития зрелого человека средствами образования. С учетом этой подсказки мы определяем предмет акмеологии как науку о закономерностях, условиях, факторах и стимулах самореализация творческого потенциала человека, пути, развития творческой готовности к предстоящей деятельности, достижения вершин жизни и профессионализма деятельности на разных этапах жизненного пути.
Преемственность идей научной школы В.М. Бехтерева - Б.Г. Ананьева в акмеологии состоит в следующем.
1. Целостный подход к изучению человека предложен и обоснован В.М. Бехтеревым. Б творчестве Б.Г. Ананьева он получил развитие в теоретической модели целостного рассмотрения человека, как индивида, личности, индивидуальности.
Развитие целостного подхода в акмеологии состоит в обосновании сравнительного принципа исследования. В ней предварительный подбор объектов исследования проводится на основании предварительно сформулированных критериев уровня продуктивности деятельности: высоко-, средне-, малопродуктивные.
В научной шкале Б.Г. Ананьева важнейшей является парадигма, предусматривающая рассмотрение человека, как индивида, личность, субъекта деятельности, индивидуальность.
Акмеология следует этой парадигме, дополняя её двумя позициями: 1) «конечный результат» субъекта деятельности индивидуальности и 2) обратной связью, позволяющей человеку осуществлять самокоррекцию и самореорганизацию деятельности, рассчитанной на достижение более высокого результата.
2. Другая важная парадигма научной школы Б.Г. Ананьева - »Жизненный путь человека»; как «история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения» (Б.Г. Ананьев «Избранные психологические труды», т.1, М., 1980, с.67).
Акмеология эту парадигму конкретизирует «привязывая» ее к образовательному маршруту, и профессиональной деятельности на протяжении жизненного пути, а также к «поступкам» и «продуктам», которые могут быть разных уровней успешности - неуспешности.
Конкретизация парадигмы применительно к жизненному пути человека в профессиональном учебном заведении (от первого до пятого курса - исследования Г.А. Томиловой, О.А. Вахониной и других), а также к самостоятельной деятельности от старта до оптимума и финиша исследования Н.В. Кузьминой, 1965 г. и З.Ф. Есаревой, 1974 г.) позволила выявить закономерность цикличности в перструктурировании деятельности на протяжении жизненного пути школьного учителя (Н.В. Кузьмина) и преподавателя высшей школы.
Результаты исследований были одобрены Б.Г. Ананьевым в доклад включены большому Ученому Совету Ленинградского университета, 27 апреля 1972 г. Это было последнее выступление Б.Г. Ананьева. 18 мая 1972 г. он скончался.
В наших результатах Б.Г. Ананьев увидел принципиально новые выходы в образовательную практику оказания помощи зрелому человеку в решении его профессиональных проблем.
Гений видит дальше и глубже других. Б.Г. Ананьев считал, что только талантливый человек видит талант другого. Возможно, при нём нам выход в психолого-акмеологическую службу свершился бы ранее. Без него, его поддержки, он происходит только теперь.
Мы сформулировали своё определение предмета акмеологии лишь в мае 1939. Зарегистрирован и в ГКНТ СССР 15 июля 1991г.: Первые пособия по акмеологии выпустили в 1995г. Обратились с ходатайством в Министерство общего и профессионального образования о введении новой специальности «акмеология» и подготовке по ней специалистов в июне 1998г. разработали проект положения и программу психолого-акмеологической службы в школе в сентябре 1998г.
Таким образом от идеи создания психолого-акмеологической службы, которую проводил Б.Г. Ананьев до её воплощения в «Положении и программе» прошло 26 лет.
Самое активное участие в обосновании предмета, методов, структуры, теории акмео-логии приняли социальные психологи - представители Петербургской школы психологов А.А. Бодалев и А.А.Деркач. Им принадлежат публикации о предмете акмеологии (ж. «Вопросы психологии»), главы в учебном пособии «Основы общей и прикладной акмеологии» (М, 1995), «Основах управленческой акмеологии, А.А. Бодалёва и А.Л. Руткевича «Как стать знаменитым или выдающимся (М., 1997).
Акмеология в течение многих лет преподается в Академии Государственной службы при Президенте Российской Федерации. Кафедру возглавляет представитель петербургской школы психологов, доктор психологических наук по социальной психологии А.А. Деркач.
Кафедра акмеологии в Российском педагогическом университете им. А.И. Герцена родилась вследствие выхода в свет монографии «Психология взрослых - основа акмеологии», (1996) ученицы и собратницы Б.Г. Ананьева, Е.И. Степановой. На кафедре акмеологии Шуйского государственного педагогического университета работает 14 человек, в том числе 4 профессора, 5 доцентов, 5 ассистентов. В качестве обязательных в масштабах университета акмеология читается на 1 и VI курсах: «Акмеологическое введение в профессию» и на V курсе. «Акмеологические основы управления образовательными системами». На социально-гуманитарном факультете за счёт регионального факультета акмеология преподаётся с первого по пятый курс.
Инициативу в создании положения и программы психолого-акмео-логической службы проявили аспиранты и соискатели кафедры, работающие практическими психологами и испытывающие глубочайшую неудовлетворенность. Среди них есть получившие профессию практического психолога на психологическом факультете Петербургского университета.
Психологическая служба в школе в облике педологии однажды уже была ликвидирована. Причина в неумении педологов работать с учителями и выводить их на процессы самокоррекции и самореорганизации деятельности. Чтобы в настоящее время психологическая служба вновь не была отвергнута, она должна быть дополнена акмеологической и функционировать как служба психолого-акмеологическая. Делью последней является помощь не только детям, но и зрелым людям в решении их профессиональных и жизненных проблем.
Акмеологичесная служба в работе со зрелыми людьми состоит в том, чтобы помочь им состояться в жизни и профессии, видеть плоды своих трудов, приносящих радость и пользу другим людям. Обращение к научному наследию Б.Г. Ананьева после нашего определения предмета акмеологии говорит о том диапозоне проблем, которыми он занимался в конечном счете, был подчинен теоретико-методическому обоснованию и методическому обеспечению психолого-акмеологической службы. Чтобы состояться в жизни, профессии, семье, видеть плоды своих трудов, приносящих радость и пользу другим людям, развивать профессиональное самосознание и творческое профессиональное мышление, взрослому человеку нужно уметь помогать. При этом искусство акмеолога состоит в использовании не прямых рекомендаций, которые выходят вызывают агрессию, а стратегий косвенного управления, вызывающих потребность в самокоррекции и самореорганизации деятельности.
Овладение и применение любой области научного знания предполагает стимулирование самореализации творческого потенциала и высокий уровень сознания, самосознания человека в окружающем мире и профессии. Эти процессы не могут быть продуктивными вне синтеза эмпирических и научных психологических знаний. Проблема состоит в том как подводить человека к такому синтезу, одновременно формируя эмпатию и интуиций. Это -предмет акмеологии. В настоящее время в акмеологии разработаны стратегии. Но идея поиска в этом направлении когда-то устно была сформулирована Б.Г. Ананьевым.
Принципиальное отличие акмеологической службы от психологической состоит в том, что если в психологии методы исследования - привелегия специалистов, то акмеоло-гия разрабатывает такие научно-практические методы, которые адресуются зрелым людям разных уровней продуктивности деятельности, в целях подсказки поиска причин своей малой продуктивности и выхода на новый уровень достижений.
Таким образом, акмеология открывает перед обществом, производственными и образовательными организациями, конкретными людьми новые перспективы и предоставляет новые технологии в повышении качества коллективной групповой и индивидуальной деятельности.
Литература
[1]. Кузьмина Н.В. Методы диагностики факторов продуктивной деятельности коллективов профтехучилищ. - Л., 1988.
[2]. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. - Л., 1970.
[3]. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. - Л., 1980.
[4]. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. - Л., 1967.
[5]. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. - СПб., 1995.
[6]. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. - М., 1989.
[7]. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М., 1990.
[8]. Кузьмина Н.В. Способности, одарённость и талант учителя. - Л., 1985.
[9]. Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. - Л., 1961.