Научная статья на тему 'НИКОЛАЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ СЕЛА ПАНСКАЯ СЛОБОДА'

НИКОЛАЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ СЕЛА ПАНСКАЯ СЛОБОДА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
149
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ПАНСКАЯ СЛОБОДА / ПРАВОСЛАВИЕ / ЦЕРКОВЬ / CULTURAL HERITAGE / PANSKAYA SLOBODA / ORTHODOXY / CHURCH

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бурдин Е. А., Воркова К. Н.

В статье на основе неопубликованных архивных и устных источников раскрывается история ныне не существующего деревянного Николаевского храма в селе Панская Слобода (сейчас входит в муниципальное образование «г. Новоульяновск» Ульяновской области).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NICHOLAS CHURCH OF THE VILLAGE OF PANSKAYA SLOBODA

Based on unpublished archival and oral sources, the history of the now defunct wooden Nikolaev church in the village of Panskaya Sloboda (now included in the municipality «Novoulyanovsk» of the Ulyanovsk region) is revealed.

Текст научной работы на тему «НИКОЛАЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ СЕЛА ПАНСКАЯ СЛОБОДА»

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

УДК 94(470)"17/21"

Е. А. БУРДИН, К. Н. ВОРКОВА

НИКОЛАЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ СЕЛА ПАНСКАЯ СЛОБОДА

В статье на основе неопубликованных архивных и устных источников раскрывается история ныне не существующего деревянного Николаевского храма в селе Панская Слобода (сейчас входит в муниципальное образование «г. Новоульяновск» Ульяновской области).

Ключевые слова: культурное наследие, Панская Слобода, православие, церковь.

Одним из значимых и ныне утраченных памятников православного культурного наследия являлась Николаевская церковь, возведённая в 1770 г. в Панской Слободе по инициативе прихожан [2, л. 11]. По сведениям 1864 г., её перестроили в 1848 г., а ограду вместе с караулкой и усыпальницей выстроили вновь в 1861 г. Храм с колокольней представлял собой деревянное здание на каменном фундаменте, обшитое тёсом. В нём был один престол - во имя Святителя и Чудотворца Николая. Церкви принадлежало 49,5 десятин (54,1 га) пашенной и сенокосной земли.

Также в клировой ведомости 1864 г. отмечалось, что дом у священника собственный деревянный, а другие служители живут на квартирах [2, л. 11]. Содержание служителей культа оценивалось как бедное (57 рублей 12 копеек в год). В церкви хранились копии метрических книг (с 1786 по 1791 гг. утрачены) и с 1823 г. исповедные росписи [2, л. 11 об.].

Должность священника с февраля 1855 г. занимал Фёдор Боголюбов, выпускник Казанской духовной семинарии [2, л. 12 об.]. С 1832 г. он служил в Христорождественской церкви с. Бек-тяшка, а с 1854 г. в Покровском соборе г. Сенги-лей (и одновременно учителем Закона Божьего в уездном училище). Священник имел немало заслуг. Например, во время служения в с. Бектяш-ка обратил в православие 24 старообрядца. Также в храме был дьячок Николай Скворцов и пономарь Василий Альбинский (оба поступили сюда после 1858 г.) [2, л. 13 об.].

Видимо, к началу XX в. храм обветшал. Поэтому 7 марта 1903 г. строительное отделение

© Бурдин Е. А., Воркова К. Н., 2020

Симбирского губернского правления рассмотрело представленный в строительное отделение Симбирской духовной консистории проект на перестройку церкви в с. Панская Слобода Симбирского уезда. В итоге «...оказалось, что таковой составлен удовлетворительно, а потому постановили: означенный проект деревянной церкви утвердить с тем, чтобы при перестройке церкви была соблюдена 108 ст. . устава строительного издания 1900 г.» [1, л. 25]. Скорее всего, храм реконструировали, так как он простоял вплоть до 1990-х гг.

П. Мартынов писал, что «прихожане плохо заботятся о благолепии своего храма и, главным образом, потому, что здесь очень много разных сектантов (по официальным сведениям более 200 душ)» [7, с. 40]. Но насколько справедливы слова маститого краеведа о наличии большого количества в Панской Слободе староверов? По данным 1900 г. в селе проживало 89 раскольников Спасова согласия и 61 перекрещенец, т.е. всего 150 человек [3, с. 119]. Это 13 % от общей численности населения Панской Слободы -весьма значительный показатель. Понятно, что староверы не обязаны были заботиться о благолепии Николаевской церкви.

Большой интерес представляет опись церковного имущества, составленная 10 апреля 1919 г., во время Гражданской войны. Как следует из документа, его составляли члены Панско-Слободского церковного Совета Тушнинской волости Симбирского уезда во главе с председателем Поликарпом Солуяновым, священником Алексием Боголюбовым и церковным старостой Виктором Маслюковым (всего 12 человек) [4, л. 34-34 об.].

В первую очередь отмечалось, что деревянный храм, крытый железом, стоил пять тысяч рублей [4, л. 33]. Затем шёл перечень церковного имущества: шесть больших алтарных икон и две малые, одна плащаница, два напрестольных серебряных креста, четыре Евангелия (одно большое в серебряном окладе, два средних и одно малое), одна серебряная дарохранительница, одна медная мирохранительница, новые и старые серебряные сосуды (чаша, дискос, звездица - по две штуки, и т. д.), шесть икон за клиросом, 12 икон в трапезной, в притворе 15 икон, на паперти семь икон, одна хоругвь, паникадило медное, семисвечник медный, два выносных подсвечника, девять подсвечников и девять лампад у икон, два кадила (серебряное и медное), купель медная, водосвятная чаша медная, свечные ящик и шкаф, шкаф для церковной библиотеки, 27 цер-ковно-богослужебных книг, 250 книг для чтения религиозного характера, шкаф для ризницы, священные облачения (семь штук), сборное медное блюдо, пять медных колоколов (большой 52 пуда три фунта (853,1 кг), средний 15 пудов (245,7 кг), три малых по шесть пудов 8,5 фунтов (102,1 кг), два стихаря, а также деревянный церковный дом, помещение для просфоры и сторожа [4, л. 33-34]. Иконостас был деревянным и позолоченным (его стоимость составляла 1000 рублей). По старым ценам общая стоимость церкви и имущества равнялась 9704 рублям, по новым - 19408 рублям.

21 сентября 1920 г. причт Николаевского храма (настоятель Алексий Боголюбов и псаломщик Алексей Усольцев), члены церковного Совета и верующие граждане села заключили договор о том, что церковное имущество по описи от 10.04.1919 г. причт передал в распоряжение членам церковного Совета и верующим гражданам, причём последние обязались хранить его в целости [4, л. 35].

Видимо, эта опись пригодилась в 1922 г., когда комиссии по изъятию церковных ценностей составляли соответствующие акты по храмам Панской Слободы и близлежащих сёл - Кремё-нок и Криуш [5, л. 1-2]. Списков изъятых ценностей в архивном деле нет.

Вероятно, первый раз Николаевскую церковь закрыли на рубеже 1920 - 1930-х гг., так как в протоколе заседания президиума Ульяновского окружного исполкома от 18.06.1930 г. сохранилось краткое сообщение о просьбе группы ве-

рующих села о возвращении храма (возобновлении богослужений) [6, л. 234]. Из материалов архивного дела неясно, добились ли своего верующие или нет.

Репрессии 1930-х гг. в отношении священнослужителей не обошли стороной и Панскую Слободу. Последний настоятель Николаевской церкви Алексий Боголюбов родился 25 сентября 1878 г. в этом селе в семье священника [8, с. 591]. Дед и отец Алексия служили настоятелями в местном храме. С сентября 1902 г. и до окончательного закрытия храма в 1932 г. А. Боголюбов являлся его священником, а до 1918 г. - законоучителем сельского начального училища. 14 декабря 1937 г. он был арестован Ульяновским городским отделом НКВД и осуждён 29 декабря этого же года к расстрелу за контрреволюционную деятельность. Приговор привели в исполнение 17 февраля 1938 г. в Ульяновске.

По словам А.И. Солуянова, в 1903 г. вокруг церкви посадили вязы, поэтому её стали огораживать [9, с. 2]. В 1931 г. все деревья вырубили. Осенью 1930 г. купола храма снесли, а внутренне убранство, в т. ч. иконы, изъяли и частично сожгли. Сначала здание использовалось как склад для хранения зерна, муки и других продуктов. Примерно с 1938 г. его применяли как клуб, а около 1949 г. при нём организовали библиотеку [10, с. 3]. Здание храма, стоявшее на главной улице села - Ленина (бывшая Большая) разобрали и перевезли в Ташлу (в какую именно, неизвестно) в 1993 г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственный архив Ульяновской области (ГАУО). Ф. 88. Оп. 2. Д. 2044.

2. ГАУО. Ф. 134. Оп. 2. Д. 84.

3. ГАУО. Ф. 147. Оп. 15. Д. 147.

4. ГАУО. Ф. Р-200. Оп. 2. Д. 578.

5. ГАУО. Ф. Р-200. Оп. 2. Д. 1249.

6. ГАУО. Ф. Р-1624. Оп. 1. Д. 185.

7. Мартынов П. Селения Симбирского уезда (Материалы для истории Симбирского дворянства и частного землевладения в Симбирском уезде). - Симбирск: Типо-литогр. А. Т. Токарева, 1903. - 601 с.

8. Скала А. Церковь в узах: история Симбирской-Ульяновской епархии в советский период (1917-1991 годы). - Ульяновск: ОАО «ИПК «Ульяновский Дом печати», 2007. - 968 с.

9. Солуянов А. И. Воспоминания / записал Е. А. Бурдин 09.08.2016 г. в г. Ульяновск. - 4 с.

10. Суханова О. А. Воспоминания / записал Е. А. Бурдин 17.07.2016 г. в р.п. Ишеевка (Ульяновский р-н Ульян. обл.). - 3 с.

REFERENCES

1. Gosudarstvennii arhiv Ulyanovskoi oblasti (GAUO). F. 88. Op. 2. D. 2044 [The State Archive of the Ulyanovsk Region (SAUR). F. 88. C. 2. Inv. 2044].

2. GAUO. F. 134. Op. 2. D. 84 [SAUR. F. 134. C. 2. Inv. 84].

3. GAUO. F. 147. Op. 15. D. 147 [SAUR. F. 147. C. 15. Inv. 147].

4. GAUO. F. P-200. Op. 2. D. 578 [SAUR. F. R-200. C. 2. Inv. 578].

5. GAUO. F. R-200. Op. 2. D. 1249 [SAUR. F. R-200. C. 2. Inv. 1249].

6. GAUO. F. R-1624. Op. 1. D. 185 [SAUR. F. R-1624. C. 1. Inv. 185].

7. Martynov P. Seleniya Simbirskogo uezda (Materiali dlya istorii Simbirskogo dvoryanstva i chastnogo zemlevladeniya v Simbirskom uezde) [Villages of Simbirsk Uyezd (Materials for the history of the Simbirsk gentry and private land ownership in Simbirsk Uyezd)]. Simbirsk: Tipo-lithogr. A T. Tokareva, 1903, 601 p.

8. Skala A. Cerkov v uzah: istoriya SimbirskoiUlyanovskoi eparhii v sovetskii period 1917-1991 godi [Church in bonds: the history of the Simbirsk-Ulyanovsk diocese in the Soviet period (1917-1991)]. Ulyanovsk: OAO IPK Ulyanovsk Printing House, 2007, 968 p.

9. Soluyanov A. I. Vospominaniya [Memoirs] / zapisal E. A. Burdin 09.08.2016 g. v g. Ulyanovsk [recorded E. A. Burdin 08/09/2016 in the city of Ulyanovsk], 4 p.

10. Sukhanova O. A. Vospominaniya [Memoirs] / zapisal E. A. Burdin 17.07.2016 g. v r.p. Isheevka (Ulyanovskii r-n Ulyan. obl.) [recorded E. A. Burdin 07/17/2016 in r.p. Isheevka (Ulyanovsk district, Ulyan. Region)], 3 p.

Бурдин Евгений Анатольевич, профессор кафедры философии и культурологии, доктор исторических наук, Ульяновский государственный педагогический университет Воркова Кристина Николаевна, студентка 3-го курса, Ульяновский государственный педагогический университет

Поступила 21.11.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.