Научная статья на тему 'Культурное наследие села Ундоры: прошлое и настоящее'

Культурное наследие села Ундоры: прошлое и настоящее Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
711
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HISTORY OF CULTURE / CULTURAL HERITAGE / MIDDLE VOLGA / ULYANOV REGION / OBJECTS OF CULTURAL HERITAGE / PALEONTOLOGICAL WILDLIFE SANCTUARY / PALEONTOLOGICAL MUSEUM / SIMBIRCITE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тихонова А.Ю., Линник В.С., Парамонова В.В.

В статье рассматриваются объекты культурного наследия одного из районных центров Ульяновской области села Ундоры. Доказывается важность изучения культурных объектов любого региона с позиций истории их становления и существования в современной действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL HERITAGE OF THE VILLAGE UNDORY: THE PAST AND THE PRESENT

Each subject of the state is unique. It is primarily shown in the history of development of regional cultural processes, one of the characteristics of which is the formation of cultural objects. The article deals with the objects of cultural heritage of one of the regional centers of the Ulyanovsk region Undory village. The importance of studying cultural objects of any region from the positions of the history of their formation and existence in modern reality is proved in the article. The state paleontological wildlife sanctuary originated as a result of researches of fossil sediments of ancient epochs (since the XVIII century) take the lead among the objects of the cultural heritage of Undory village. The fossilized remains of living organisms, mammoths, ancient lizards, dinosaurs still can be found here. A golden marble onyx with impurities of nacre, called simbircite was found there. A paleontological museum was created on the basis of paleontological collections of the school museum. The rare exhibits are presented in its exposition. The object of the religious cultural heritage is the Undory church in the name of the Resurrection of Christ which history dates back to 1658. Undory is the only place in Russia with a natural discharge of mineral water with a high content of mineral substances, the medicinal properties of which have been used in medicine since the beginning of the XIX century. 20 spring-wells in Undory region are included in the resort area created in the middle of the 20th century and belong to the natural monuments of Ulyanovsk region.

Текст научной работы на тему «Культурное наследие села Ундоры: прошлое и настоящее»

татарский. Трудно переоценить роль казанских востоковедов по развитию образования, литературы и печати татарского, чувашского, марийского, мордовского и других народов [3, с.170-176].

В начале XXI в. нам волей судеб выпала архиважная гуманитарная задача - поиск ответов на сложные вопросы эпохи демократии, информационной, технической и технологической революции. Глобализация современных систем связи делают мир более тесным и в то же время более уязвимым. В настоящее время любая идея благодаря СМИ становится более доступной и действенной. Это благо, но оно требует повышенной ответственности. И именно сейчас крайне важно иметь традиции, которые могли бы противостоять разложению и стабилизировать общество, а вместе с тем давали бы ответы на злободневные проблемы.

Источники и литература

1.Гаспринский, Исмаил Бей. Россия и Восток. - Казань: Татарское книжное издательство, 1993. -130 с.

2.Набиев, Р.А. Исламское возрождение: пути осмысления в контексте развития государственно-конфессиональных отношений в постсоветское время // Российские мусульмане в этноконфессиональных процессах XIX-XXI вв.: коллективная монография / под общ. ред. РАНабиева. - Казань: Изд-во МОиН РТ, 2010. - С.142-199.

3.Социокультурный потенциал межконфессионального диалога: материалы Международной научной конференции (Казань, 23-24 мая 2013г.) / сост. и отв. ред. РАНабиев. - Казань: Казан, ун-т 2013. - Вып.23. (Серия «Культура, религия, общество»), - 410 с.

4.Традиции и новации в сфере этноконфессиональных взаимодействий. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Казань, 13-14 октября 2011 г. / Серия «Культура, религия и общество». Вып. 21 / Под общей ред. Р.А. Набиева. - Казань: Ин-т истории Ш. Марджани АН РТ, 2012. - 316 с.

References

1. Gasprinskiy, Ismail Bey. Rossiya i Vostok - Kazan': Tatarskoye knizhnoye izdatel'stvo, 1993. -130 s.

2. Nabiyev, R.A. Islamskoye vozrozhdeniye: puti osmysleniya v kontekste raz-vitiya gosudarstvenno-konfes-sional'nykh otnosheniy v postsovetskoye vremya // Rossiyskiye musul'mane v etnokonfessional'nykh protsessakh XIX-XXI w: kollektivnayamonografiya/ pod obshch. red. RA Nabiyeva. - Kazan': Izd-vo MOiN RT, 2010. - S. 142-199.

3. Sotsiokul'turnyy potentsial mezhkonfessional'nogo dialoga: materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii (Kazan', 23-24 maya 2013g.) / sost i otv. red. R.A. Nabiyev. - Kazan': Kazan. un-t2013. Vyp.23. (Seriya «Kul'tura, religiya, obshchestvo»). - 410 s.

4. Traditsii i novatsii v sfere etnokonfessional'nykh vzaimodeystviy. Materialy Vserossiyskoy nauchno-praktiche-skoy konferentsii. Kazan', 13-14 oktyabrya 2011 g. / Seriya «Kul'tura, religiya i obshchestvo». Vyp. 21 / Pod obshchey red. R.A. Nabiyeva. - Kazan': In-tistorii SH. Mardzhani AN RT, 2012. - 316 s.

УДК 008

АЮ.Тихонова, В.С.Линник, В.В.Парамонова КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ СЕЛА УНДОРЫ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ.1

В статье рассматриваются объекты культурного наследия одного из районных центров Ульяновской области - села Ундоры. Доказывается важность изучения культурных объектов любого региона с позиций истории их становления и существования в современной действительности.

Ключевые слова: история культуры, культурное наследие, Среднее Поволжье, Ульяновская область, объекты культурного наследия, палеонтологический заказник, палеонтологический музей, симбирцит.

Anna Yu. Tikhonova, Victoria S. Linnik, Valentina V. Paramonova CULTURAL HERITAGE OF THE VILLAGE UNDORY: THE PAST AND THE PRESENT

Each subject of the state is unique. It is primarily shown in the history of development of regional cultural processes, one of the characteristics of which is the formation of cultural objects. The article deals with the objects of cultural heritage of one of the regional centers of the Ulyanovsk region - Undory village. The importance of studying cultural objects of any region from the positions of the history of their formation and existence in modern reality is proved in the article. The state paleontological wildlife sanctuary originated as a result of researches of fossil sediments of ancient epochs (since the XVIII century) take the lead among the objects of the cultural heritage of Undory village. The fossilized remains of living organisms, mammoths, ancient lizards, dinosaurs still can be found here. A golden marble onyx with impurities of nacre, called simbircite was found there. A paleontological museum was created on the basis of paleontological collections of the school museum. The rare exhibits are presented in its exposition. The object of the religious cultural heritage is the Undory church in the name of the Resurrection of Christ which history dates back to 1658. Undory is the only place in Russia with a natural discharge of mineral water with a high content of mineral substances, the medicinal properties of which have been used in medicine since the beginning of the XIX century. 20 spring-wells in Undory region are included in the resort area created in the middle of the 2 0th century and belong to the natural monuments of Ulyanovsk region.

Key words: history of culture, cultural heritage, Middle Volga, Ulyanov region, objects of cultural heritage, paleontological wildlife sanctuary, paleontological museum, simbircite.

1 Статья подготовлена в рамках проекта «Историко-культурное наследие Ульяновского правобережья: замечательные прибрежные поселения».

Ундоры не просто уникальное и историко-культурное место Ульяновской области и всего Среднего Поволжья. Ундоровское сельское поселение - это удивительная маленькая сказочная страна, может быть поэтому она имеет и ещё одно таинственное название - Ундория1. Культурное наследие села многогранно. Рассмотрим основные составляющие культурного наследия данного населенного пункта с позиций их значения для развития региона в прошлом и настоящем.

Ундоровский государственный палеонтологический заказник

Первыми исследователями на территории Ундоровского палеонтологического заказника были академики П.С.Паллас и И.И.Лепехин в далёком 1768 г. [5]. В состав экспедиций входили гимназисты, и в наши дни учащиеся Ундоровского сельского лицея продолжают эту традицию, участвуя в исследовательской работе. Академик П.С.Паллас выявил в окрестностях Ундор богатые залежи горючего сланца, разработка которых началась лишь в 1918 г. Дневники П.С.Палласа были опубликованы, и сведения о находках в Ундорах стали известны за рубежом. С 1824 по 1851 гг. П.М.Языков собирал большую палеонтологическую коллекцию, впервые нашёл и описал остатки ихтиозавра. В 1880-1885 гг. АП.Павлов описал аммонитовую фауну симбирских отложений. В 1930-1970 гг. К.АКабанов, изучая отложения на берегах Куйбышевского водохранилища, сделал наиболее полные сборы симбирских отложений [6]. С 1990 г. здесь работали учёные из Канады, Парижского и Бристольского университетов, а также исследователи из Саратовского, Самарского, Московского. Санкт-Петербургского и Ульяновских университетов.

На основе этих научных изысканий было принято решение за № 204 от 3 мая 1988 г. о создании Ундоровского палеонтологического заказника [6, с.1].

Ундоровский палеонтологический заказник расположен там, где миллионы лет назад плескалось мезозойское море, жили плезиозавры, ихтиозавры и много других морских обитателей-динозавров и прочих ископаемых организмов. Заказник имеет ширину 500 м и длину 25 км вдоль Куйбышевского водохранилища от села Ундор до поселка Поливна. Площадь заказника составляет 1250 гектаров [22].

Окаменевшие остатка юрского периода до сих пор в изобилии находят на берегу Волги. Здесь можно найти такие окаменелости как белемниты и аммониты. На волжских берегах близи Ундор каждый может найти «чертов палец» - белемнит - представитель отряда вымерших беспозвоночных животных класса головоногих моллюсков. Они жили примерно 150-65 миллионов лет назад т.е. в Треасовый, Юрский и Меловой периоды. С давних времен люди используют «чертов палец» для лечения: он снимает воспалительный процесс, заживляет ссадины, гнойные раны, ожоги.

По свидетельству В.М.Ефимова, в этих местах регулярно, примерно 3-4 раза в год находят скелеты динозавров и кости мамонта [6, с.2]. Именно здесь был обнаружен скелет неизвестного науке ящера, обитавшего 150 миллионов лет назад. Ученые назвали его в честь посёлка, где проходили раскопки - Ундоровский офтальмозавр, или ундорозавр [8, с.29]. Рядом располагается палеодолина -зона выхода останков древнего человека. Находки отсюда включены в экспозицию многих палеонтологических музеев мира. В этом районе располагается Городищенский разрез, где в многочисленных оврагах вскрывается толща пластов высотой более шести метров с остатками юрского и мелового отложений [17, с.77]. Протяженность разреза составляет около четырёх километров и ласково геологами называется «Долиной кристаллов». Здесь среди лечебной синей глины встречаются россыпи кристаллов алебастра.

В зоне Городища В.М Ефимовым было найдено древнее святилище: расположенного в центре идола окружали по кругу шесть окаменелых древесных столбов. Столбы хранятся на палеонтологической базе и еще ждут своего исследования.

Уже в середине XIX в. Ундоры называли русским геологическим Римом и до сих пор именуют родиной динозавров (ихтиозавров). Археологические изыскания продолжаются и в XXI в.

Симбирцит и сенгилит

Симбирцит - это горная порода (как и сенгилит), основу которой составили золотистые мраморные ониксы с примесями гематита, пирита и перламутра. Первое упоминание о симбирском кальците относится к 1765 г. В рапорте подполковника АСвечина от 10 мая 1765 г. указывалось: «...близ Симбирска на берегу Волги находятся немалой величины чёрные камни, имеющие жёлтые проросли, или жилы, которые столь прозрачны и чисты, что по шлифовке малую разницу от янтаря имеют, но... это по незнанию жителей пропадает втуне» [12, с.8].

1 Не топографическое название, фантазийное обозначение, впервые придумано и использовано ученым-палеонтологом и краеведом В.М.Ефимовым при проведении экскурсий в 1990-е гг.

Симбирцит назван в честь Симбирска в 1985 г. В.М.Ефимовым [9]. Симбирцит называют «волжским янтарем», но способ образования у него совершенно другой. Он формировался на протяжении многих миллионов лет, когда минералы заполняли пустоты в раковинах огромных головоногих моллюсков-аммонитов, современников динозавров, создавая при этом неповторимые сказочные узоры и гамму цветов - от лимонно-жёлтого до тёмно-коричневого с блестящими прожилками пирита и огненно-красными вкраплениями перламутра. Симбирцит сложен в обработке. В.М.Ефимов нашел и запатентовал способ укрепления структуры камня, благодаря чему симбирцит стал популярным поделочным камнем не только в Ульяновской области.

Сенгилит- уникальная разновидность симбирцита, который, в свою очередь, является разновидностью кальцита. Он имеет приятный кофейный или серо-зеленый цвет с прожилками и неравномерно окрашенными областями между ними. В сенгилите часто встречаются органические включения - окаменелая растительность древнего периода. Сам же минерал состоит из мраморного оникса, пирита, перламутра и мергеля (известковой горной породы, состоящей на 50-70% из кальцита] [6, с.4]. Симбирцит и сенгилит очень близки по составу и условиям происхождения, но твердость сенгилита несколько выше, чем у симбирцита. Оба камня отлично обрабатываются. Из них делают не только различные виды украшений, но и достаточно крупные изделия: шары, яйца, шкатулки, часы, письменные приборы и даже пластины для отделки помещений. Симбирцит и сенгилит называют волжскими самоцветами.

Ундоровский палеонтологический музей.

Первый музей с использованием палеонтологической коллекции создал П.М.Языков [9, с.17]. Его палеонтологический кабинет (музеум] стал единственным в то время по богатству и тщательному подбору составлявших его предметов. После смерти ученого коллекцию передали в музей Горного института, где она находится по сей день в кабинете имени П.М.Языкова. Около 700 экспонатов этой коллекции хранится в Ульяновском областном краеведческом музее [10, с. 19].

Ундоровский палеонтологический музей первоначально возник как общественный школьный геологический музей в 1981 г. на основе обширной коллекции ископаемых животных, собранной к этому времени В.М.Ефимовым. На базе Ундоровской школы был организован детский геологический клуб «Плутония». Музей занимал всего одну комнату - один класс. Благодаря деятельности его директора В.М.Ефимова, музей стал в 1990 г. филиалом Ульяновского областного краеведческого музея, а затем самостоятельным музеем [6, с.7].

Это первый в России и Поволжье музей, посвящённый уникальному месторождению древних морских ящеров юрского и мелового периода. В его фондах содержится более 2500 образцов, найденных сотрудниками музея в окрестностях с. Ундоры, Ульяновской и сопредельных областей, многие из которых представлены на стендах музейных залов. В первом зале можно познакомиться с природными богатствами Ундор, с историей появления поделочного камня - симбирцита, и особенностями технологии его обработки. Так же как и янтарь, первоначально невзрачный, после обработки симбирцит расцвечивается яркими красками. Во втором зале представлена коллекция моллюсков и останков морских рептилий - наиболее полная в России. На небольшой площади разместили и крупнейшие аммониты, и черепа, кости плиозавра, ихтиозавра и других древних животных Удивительно, но в музейном зале стоит табличка «Можно трогать»! Уникальным экспонатом зала является реконструкция внешнего вида плезиозавра с элементами его внутреннего строения, выполненный сотрудниками музея. Это плезиозавр (Эласмозавр Горшкова). Свое имя плезиозавр получил не случайно - именно Горшков Михаил Андреевич1 нашел первые окаменевшие кости этого ящера и указал точное место, где за 2 года был выкопан практически полный скелет. Третий зал - исторический - посвящён истории освоения человеком территории Ундор, использования её природных богатств от палеолита до наших дней. Реальные свидетельства древней культуры разных эпох повествуют о жизни людей в древности: ритуальная чаша, выполненная из черепа животного, древние топоры, орудия труда, украшения, предметы быта, охоты и т.п. Среди экспонатов находится Каменный идол (ископаемый окаменевший кедр). 2 тыс.лет назад подобных идолов располагали в центре языческого капища и окружали камнями, бревнами. Им поклонялись, приносили пожертвования и ценности в обмен на просьбы о помощи [10, с. 20].

Помещение музея маленькое, экспонаты размещены компактно. Экспозиция поражает образностью и искусством выполненных макетов доисторических животных, изобилием реальных артефактов, найденных на территории Ундории, которых нет в других музеях. По словам В.М.Ефимова,

1 Председатель Правления ПО Ундоровский завода минеральной воды «Волжанка»

реальная музейная экспозиция составляет не более 1% от находок, хранящихся на палеонтологической базе.

В 2009 году сотрудники музея и ученые ульяновских вузов объединились в Ульяновском отделении Всероссийского Палеонтологического общества, председателем которого стал В.М.Ефимов [23]. Музей активно сотрудничает с научными российскими и зарубежными учреждениями, оказывает консультативную помощь музейным сотрудникам и организациям.

Воскресенский храм.

Деревянная церковь во имя Воскресенья Христова существовала в Ундорах как минимум с 1658 г. [16, с.223]. Она имела два придела: Казанской Божьей Матери и Николая Чудотворца. Каменная церковь могла появиться в Ундорах уже во второй четверти XVIII в. Борис Иванович Толстой получил благословенную грамоту на построение каменного здания церкви во имя св. Троицы, но этому плану не суждено было сбыться. В 1748 г. на средства Б.И.Толстого была построена новая деревянная церковь. Старую же разобрали и перенесли в лес на кладбище, преобразовав в часовню. В селе существует придание, что сама Екатерина Великая пожаловала в Ундоровскую церковь Антиминс (плато с частицей мощей, на котором совершалась Литургия) с собственноручной державной подписью [27].

Каменный храм был возведён в 1802 г. Александром Васильевичем Толстым, а в 1840 г. по инициативе Андрея Егоровича Головинского к нему пристроили тёплый придел во имя св. Троицы [13].

20 мая 1868 г. великий князь Алексей Александрович - сын Александра II, путешествуя с отцом по Волге, посетил село Ундоры в день своего Ангела, прослушал обедню и молебен в Ундоровском храме. Также он посетил дом священника, пожаловал 100 рублей на причт и 100 рублей на бедных. Великий князь «осмотрел господский дом, суконную фабрику, а обедать отбыл на пароход. После обеда Его Высочество угощал крестьян апельсинами и сластями, которые все скупил, сколько только можно было найти в Ундоровских лавочках; нанял для девушек лодки, в которых они катались по Волге и пели песни, а другие, на берегу, водили хороводы. Под вечер Великий Князь катался по селу верхом, заезжал в три крестьянских избы, но сильный дождь помешал прогулке. На следующее утро дорогой гость отбыл в Симбирск, подарив на память золотую булавку управляющему имением; самого же владельца, АПЯзыкова, не было. В с. Ундорах он присутствовал в Симбирске, на встрече Великого Князя Владимира Александровича, прибывшего туда днем ране» [16, с.175].

В 1891 г. храм был отремонтирован, в нем стало два престола: главный (холодный) - в память обновления храма Воскресения Христова, в приделе (теплый) - во имя Св. Троицы. В это время церкви принадлежало 25 десятин (27,25 га) земли, в т.ч. 1 десятина усадебной и 24 пахотной. Священнослужители получали жалованье от казны: священник 300 рублей, дьякон 150 рублей и псаломщик 100 рублей. У священника был церковный дом, а у дьякона и псаломщика - собственные. С 1897 г. существовало церковно-приходское попечительство [1, с.24]. Старожилы вспоминали: «Вокруг церкви строилась вся жизнь села: в ней крестили новорожденных, исцеляли болящих, молились о заблудших От церкви провожали в последний путь. Самые светлые праздники - церковные» [19, с. 10].

Храм перестал действовать в 1936 г. Он был разграблен, колокола сброшены, а иконостас разрушен. Вот как описывают эту трагедию старожилы села: «Была весна, шла страстная седмица Великого поста. В домах все начинали приготовления к Воскресению Христову, ко дню самого любимого праздника села - Пасхе. Вдруг, выглянув в окно, люди увидели, что кресты на церкви качаются! И какие-то мужики по крыше церкви бегают. К дому Божьему сбежался весь народ села. Одни кричали на мужиков, другие крестились, били поклоны и призывали на помощь Господа. Никто их не послушал. А тем временем уже стали снимать колокола, самый большой, тяжело упав, наполовину ушел в землю. Народ плакал... потом стали выносить иконы. Их закидывали в сторожку, позже ими растапливал печь какой-то государственный служащий» [27]. В здании церкви разместился сельский клуб. В 1984 г. в селе был построен новый Дом культуры и старую церковь, по словам старожилов, долго рушили - массивная каменная кладка держалась крепко [19, с.12].

В настоящее время в центре Ундор стоит храм во имя Воскресения Христова, который строился с 1996 по 1999 гг. (проект архитектора Л. М. Варюхиной) - почти на месте бывшей каменной Воскресенской церкви [29]. Среди икон в храме есть старинные: целителя Пантелеймона, Жен-мироно-сец. Вернулись в храм и чудом уцелевшие Святые иконы: чудотворные иконы Божией Матери «Фео-доровская» и Пресвятой Богородицы «Иверская», копия иконы «Козельщанской» Божией Матери («Неисчерпаемая Благодать») [19, с.133].

Недалеко от храма находится Святой источник в честь Николая Чудотворца с купелью. К источнику постоянно идут люди.

При закладке нового храма обнаружили захоронение, вероятно, прежних священников. Остан-

ки были перезахоронены (а это были «семь белых мешков с чистыми сухими костными фрагментами, в числе которых восемь черепов» [19, с.201]) на территории культового здания. На месте прежнего алтаря установили поклонный крест. 21 января 2001 г. состоялось освящение храма [27]. С 2003 г. в нём служит священник Андрей Белавинский.1 июня 2006 г. на колокольне было установлено семь колоколов [14, с.136]. Сейчас при храме действует воскресный семейный клуб «Святой Родник».

Ундоры - центр курортной зоны.

Ундоры - страна источников: минеральных, святых, родниковых Ундоровская вода имеет несколько разновидностей: ундоровскаяминиральная (вода малой минерализации, из породы мезозоя, с глубины 20-40 м), сульфатная минеральная (среднеминерализированная, из породы пермской системы палеозоя, с глубины до 389 м), хлоридно-натриевая бромный борный рассол (высокоминера-лизированная, из породы каменноугольной системы палеозоя, с глубины до 930 м). Все виды минеральной воды используются в лечебных целях1. На территории России это единственное месторождение с естественным выходом минеральные воды с высоким содержанием органических веществ для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта и почек. Аналогичная по составу минеральная вода есть на курорте Трускавец (Украина) и Карловы Вары (Чехия) [4, с.81]. Поэтому иногда Ундоры называют русскими Карловыми Барами.

Всего в районе Ундор насчитывают 20 минеральных источников [1, с.60]. Впервые лечебные свойства минеральной воды древнему человеку подсказали животные, которые лечили свои болезни или раны, принимая грязевые ванны в местах выходов минеральных источников. И сейчас можно наблюдать подобные купания в окрестных оврагах.

История курорта в Ундорах начиналась с Ундоровского бальнеологического курорта, построенного в начале XIX в. П.Н.Ивашевым, который принимал на лечение до 40 семей в год [4, с.83]. П.Н.Ивашев пригласил профессоров Владимирского и Вагнера из Казанского университета, которые изучили свойства минеральной воды и признали её целебной. В 1924 г. этой водой лечился вице-президент Академии художеств, известный издатель «Сионского вестника» и многих других религиозных и мистических сочинений Александр Фёдорович Лабзин. Благодаря регулярному приёму ванн и питья минеральной воды ему стало значительно лучше [18, с.385]. После смерти П.Н.Ивашева источники были заброшены, а ванная галерея разрушилась.

Позднее минеральную воду для лечения больных стали применять в Ундоровской больнице.

Земская больница на 35 мест была построена в Ундорах в 1891 г. (дата общепризнанна, но по свидетельству ШХаутиева здание существовало уже в 1888г) [26]. Все лечебные здания были кирпичными, а отдельный жилой флигель для врачей - деревянным. С 1891 г. при больнице открыли аптеку2. По мнению П.Л.Мартынова, также «здесь можно было бы построить курорт для лечения железистыми водами, т.к. среди села протекал железо-солёный ключ, но этот ключ мало исследован, никому не известен, да и нет энергичного предпринимателя, который взялся бы за это дело» [16, с.224].

В 1920-1930-е гг. на базе больницы стал работать Дом отдыха с использованием минеральных лечебных источников. В 1936 г. был открыт стационарный Дом отдыха работников леспромхоза, а с 1939 г. - пионерский лагерь [24].

В 1940-е гг. исследование ундоровских минеральных источников провёл профессор Куйбышевского медицинского института Я.В.Плавинский и подтвердил их целебные свойства. Ценность минеральной воды была подтверждена и в 1959 г., когда лаборатория Центрального института курортологии и физиотерапии определила содержание в ундоровской минеральной воде 13 микроэлементов, в том числе серебра, меди, цинка, обладающих бактерицидными свойствами [25]. Но только в 1960 г. по инициативе ульяновского врача-энтузиаста Евгения Михайловича Чучкалова начались широкомасштабные работы по изучению ундоровских минеральных источников. Был проведён гидрохимический анализ воды и его медико-клинические испытания, которые показали аналогичность ундоровской минеральной воды известной трускавецкой воде «Нафтуся». По предложению Е.М.Чучкалова вода получила название «Волжанка» [7, с.373]. Ундоровские минеральные источники относятся к памятникам природы Ульяновской области.

В 1982 году 7,5 тысячи гектаров вокруг села Ундоры признаны курортной зоной. В настоящее время вблизи села на базе минеральных источников располагаются: санатории имени В.И.Ленина и «Дубки», Ульяновский областной социально-реабилитационный центр им. Е.М.Чучкалова, дом отдыха «Серебряный источник», кемпинг «Чайка», детские оздоровительные лагеря. Санатории в Ундо-

1 Более подробно о целебных свойствах минеральной воды, ее происхождении и использовании в лечебных целях можно прочитать в книге врача Савельевой А. Ундоротерапия. - Ульяновск: ОГУП "Областная типография «Печатный двор»,- 2006. - 440 с.

2 Просуществовала до 1953 г.

рах находятся в прекрасной природной зоне и лечение минеральной водой, голубой глиной действительно эффективно.

Объекты культурного наследия (памятников истории и культуры), находящиеся в МО «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области.

В окрестностях села Ундоры зафиксированы пять объектов археологического наследия: 1) селище «Ундоры-1» (2 км к югу от с. Ундоры, за валами городища-1. 0,3 км к западу от дГородищи; перваячетв. II тыс. до н.э.); 2) селище «Ундоры-2» (1,5 км к сев. востоку от с. Ундоры; третья четв. I тыс.); 3) городище «Ундоры-1» (2 км к югу от с. Ундоры, первая четв. II тыс.); 4) городище «Ундоры-2» (1,5 км к юго-вост. от с. Ундоры, территория д/о «Серебряный источник»; перваячетв. II тыс.) 5) городище «Ундоры-3» (1 км к сев.-вост. от с. Ундоры, третья четв. I - первая четв. II тыс.) [21]. Наличие данных селищ и поселений свидетельствует о заселении людьми района Ундор еще в бронзовом веке. По свидетельству ААШкляра, «вскрывающаяся толща чрезвычайно богата остатками ископаемой фауны (головоногие моллюски - аммониты, белемниты, скелеты морских ящеров - ихтиозавров, плезиозавров и др.)» [28, с.146]

Остатки укрепленной линии сохранились. Еще в начале XX в. о ней писали: «от Волги у Горо-дищей в XVII в. начиналась укрепленная линия, которая шла на Промзино-Городице; остатки ее в настоящее время видны только между Вогой и Свиягой нарассмторянии 9 верст (9,6 км)» [18, с.386]. Во время встречи с В. М. Ефимым им было указано расположения этих укреплений, которые до сих пор можно наблюдать в районе Городищ.

В Ундоровском сельском поселении включены села, около которых также находятся древние селища и городища. Только около поселка Красное Сюндюково находятся семь селищ и два городища. На территории села Старое Алейкино находится городище «Старое Алейкино» (первая четверть II тыс.) [28]. Еще П.Л.Мартынов писал, что «близ с. СтарагоАлекина до настоящаго времени сохранились остатки древних городков» [16, с.178]. По свидетельству В.И.Ледяйкина «Красносюндюковское и Староалейкинское городища представляют собой крупные города, разрушенные монголо-татара-ми и еще совершенно не исследованные» [15, с.41].

В километре к юго-востоку от села Русская Беденьга расположено селище «Русская Беденьга» (II тыс. до н.э. - первая четв. II тыс.). Именно здесь на территории археопарка ежегодно проходит фестиваль живой истории «Волжский путь», во время проведения которого проходит несколько мероприятий, посвящённых воссозданию исторического облика и культуры народов Восточной Европы Х-ХП вв. [3].

Исследования территории проводились археологами неоднократно (в том числе участниками ряда международных геологических конгрессов), но многое еще предстоит выяснить.

В селе Ундоры есть несколько памятников архитекторы. Это усадебный дом Шишкановых на ул.Школьной - постройки конца XIX в., ансамбль земской больницы на ул.Выселки [28]. Постройки земской больницы (здание главного лечебного корпуса, дом врачей, здание женского и детского лечебного корпуса) были возведены в 1891 г. [16, с.175] (в отличие от свидетельства П.Л.Мартынова на стенде Ундоровского палеонтологического музея указано, что больница была открыта 15 сентября 1889 г.). Поражает качество строительства - само здание земской больницы до сих пор используется по назначению. Причем сохранилась и каменная кладка и деревянные детали резных украшений.

В центре Ундор находилась родовое имение дворян Ивашевых ХУШ-середины XIX вв., от которой сохранился только парк, также являющийся объектом культурного наследия. О необходимость восстановления усадьбы говориться много и на разных уровнях, но пока ничего не сделано. В парке место усадьбы отмечено камнем. Сам парк поражает своей красотой. А в прошлом здесь располагался каскад переходящих друг в друга в строгой последовательности прудов и водопадов. Дно одного из прудов по преданию было выложено мрамором и в нем разводили зеркальных карпов. Был даже фонтан, исходящий из ключей соседнего Старостина оврага [4, с.82]. В парке несколько небольших родников. Учащиеся Ундоровского лицея по документам восстановили план парка, план усадьбы и ее создали макет.

В 5 км от с.Ундоры в дКомаровка есть еще один объект культурного наследия. Это храм Михаила Архангела, заложенный в 1895 г.1. Храм, выполненный в русско-византийском стиле, был освящен в ноябре 1917 г., хотя роспись внутри еще не была выполнена. В храме прошла только одна единственная служба и храм был закрыт новой властью, но выстоял - его не смогли разрушить ни в грозные 20-е, ни в лихие 30-е гг. XX в. Удивительно и то, что в конце XX в., а именно в 1994 г. вокруг храма был основан и благополучно существует женский монастырь Михаила Архангела [11].

'Д.Комаровка входит в МО «Ундоровское сельское поселение».

Есть в селе Ундоры и памятник погибшим в Великой Отечественной войне. Из 312 участников войны-жителей села, 160 человек не вернулись с полей сражений [24]. Имена всех высечены на мраморных плитах монумента.

Таким образом, можно выделить следующие памятные даты и уникальные факты из истории формирования культурного наследия села Ундоры:

1. 140 миллионов лет назад, на месте Ундор плескалось море. В нём жили ихтиозавры, плио-завры, плезиозавры и другие морские обитатели. Их окаменевшие остатки в изобилии до сих пор находят на берегу Волги и в многочисленных оврагах Здесь земные пласты хранят фрагменты древней жизни.

2. В окрестностях села Ундоры и деревни Городищи археологи обнаружили остатки поселений нескольких древних культур: палеолитической, именьковской и булгарской. Оборонительные валы на территории Ундории остались от волжских булгар.

3. Жемчужинами Ундор являются камни Симбирцит и Сенгилит. Симбирцит - поделочный камень из группы кальцитов, разновидность ониксов с богатой цветовой гаммой, назван в честь Симбирска в 1985 г. В.М.Ефимовым.

4. Ундоровский палеонтологический музей, возникший как общественный школьный музей в 1981 г., благодаря деятельности его директора В.М.Ефимова, стал первоначально филиалом Ульяновского областного краеведческого музея, а затем самостоятельным музеем. В палеонтологическом музее Ундор находится Идол, которому поклонялись древние люди.

5. Церковь во имя Воскресения Христова существовала в Ундорах с 1658 по 1936 гг. Храм возродился в 1999 г. и многие святые иконы вновь обрели свое место в нем.20 мая 1868 года село Ундоры и храм Воскресения Христова посетил Великий Князь Алексей Александрович (сын Александра II), путешествовавший тогда по Волге и пожелавший провести в этом селе день своего ангела.

6. Ундоровская слабоминерализованная вода по своему составу известной трускавецкой воде «Нафтуся». Первым ундоровскую минеральную воду в лечебных целяхв начале XIX в.начал использовать П.Н.Ивашев. Он устроил в Малиновом овраге водолечебницу для родных и знакомых, где проходили лечение до 40 семей в год.

7. В окрестностях села Ундоры зафиксированы пять объектов археологического наследия, памятники архитектуры (дом Шишкановых, ансамбль земской больницы), памятник культурного наследия - парк семьи Ивашевых, памятник природного наследия - минеральные источники, есть в селе и памятник погибшим в Великой Отечественной войне.

Таким образом, можно констатировать, что культурное наследие отдельных регионов страны является неотъемлемой частью культуры России, нуждается в сохранении, изучении и трансляции молодому поколению.

Литература

1. Антониев родник» //Святых ключей чистейшая слеза,- Ульяновск: УлГТУ, 2007,- С.60-62

2.Баженов Н. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 г. - Симбирск: Типолитография АТ.Токарева, 1903. - 44 с. ГАУО, Ф. 147, Оп. 15, Д. 147

3.В Новой Беденьге стартовал фестиваль живой истории «Волжский путь» // URL: http://mosaica ,ru/photos/78#hcq=vlgFdUp (дата обращения: 24.01.2018).

4.Гимадиева М.Р., Дойко С.Л. Охрана и восстановление природно-исторического комплекса с.Ундоры. Родники: спасти и сохранить. // Исторические объекты на карте Симбирско-Ульяновского края: проблемы сохранения и популяризации. III малые Сытинские чтения. Матер, школьной науч.-практ. конф. по краеведению. Ульяновск. 25 апр.2014 г. - Ульяновск: изд-во «Корпорация технологий продвижения», 2015. - С.80-85.

5.Гуркин В. А Паллас и Лепёхин в Симбирской провинции //Вопросы истории естествознания и техники, № 3. 2006 // URL: http://www.vostlit info/ Texts/ rus6/Pallas/brief_orlov_28_12_1768.phtml?id=6984 (дата обращения: 24.01.2018)

6.Ефимов В.М. Воспоминания / записала А. Ю. Тихонова 17.07.2016 г. в д.Городищи (Ульяновский р-н Ульян, обл.). 7 с.

7. Ефимов В.М. Ундоровские минеральные источники //Ульяновская-Симбирская энциклопедия. Т.2 Н-Я. Ред.и сост. В. Н. Егоров. - Ульяновск: Симбирская книга, 2004. - С.373.

8. Ефимов В.М. К вопросу об ихтиозаврах рода Jasykovia // Юрская система России: проблемы стратиграфии и палеогеографии: Третье Всероссийское совещание: научные материалы / В.АЗахаров (отв. ред.).— Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. - С.28-44.

9.Ефимов В.М. Палеогеографические условия и время образования симбирцита //Природа Симбирского Поволжья. Сборник научных трудов XI межрегиональной научно-практической конференции «Естественнонаучные исследования в Симбирском - Ульяновском крае». Вып. 10. - Ульяновск: Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2009. -240 с. - С.17-31.

10. Ефимов В.М. Уидоровский палеонтологический - 20-летний юбилей. // Природа симбирского Поволжья. Сборник научных трудов XII межрегиональной научно-практической конференции «Естественно-научные исследования в Симбирском-Ульяновском крае». Вып. ll.-Ульяновск: Издательство «Корпорация технологий продвижения»;УлГПУ им. И.Н.Ульянова, 2010. - С.16-26.

11. Женский монастырь Михаила Архангела. // URL: http://www.mitropolia-simbirskru/priorys/ komarov-sky/ (дата обращения: 12.08.2016).

12. Зерцалов АН. Краткий историко-географический очерк Симбирска, Сызрани и Кашпира во второй половине XVIII века- Изд. Симбирской Губернской Ученой Архивной Комиссии. - Симбирск: Типо-Литография AT. Токарева, 1896. - 11с.

13. Краеведы Симбирско-Ульяновского края. // URL: http://simbletuonb.ru/ ?page_id=380 (дата обращения: 24.01.2018)

14. Кузнецова ИИ., Дойко С.Л. Ундоровский храм Вознесения Христова. // Исторические объекты на карте Симбирска-Ульяновского края: проблемы со-хранения и популяризации. III малые Сытинские чтения. Материалы школь-ной научно-практической конференции по краеведению. Ульяновск. 25 апр. 2014 г. - Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2015. - С.131-138.

15. Ледяйкин В.И. Археологические памятники на территории края. //Ульяновская-Симбирская энциклопедия. Т.1.А-М./Ред.сост. В.Н.Егоров. - Ульяновск: «Симбирская книга», 2000. - 398 с. - С.41-52.

16. Мартынов ПЛ. Селения Симбирского уезда. Материалы для истории Симбирского дворянства и знатного землевладения в Симбирском уезде. - Симбирск: изд. Симбирской Губернской Ученой Архивной Комиссии, 1903. - 240 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Плетнев О. Охота за динозаврами // Симбирсъ. - 2014. №2. - С.77-81.

18. Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Под ред. В.П. Семенова. Т.6. Среднее и нижнее Поволжье и Заволжье. Сост. П.АОсосков, НАКоростелев, Н.Г.Гаврилов, И.Н.Сыршев. - СПб.: АФ.ДеЬпепа, 1901. - 488 с.

19. Савельева A.B. Ивашевы - нежная память Ундор. - Ульяновск: изд-во «Корпорация технологий продвижения», 2010. - 210 с.

20. Савельева А Ундоротерапия. - Ульяновск: ОГУП "Областная типография «Печатный двор». - 2006. - 440 с.

21. Сводный список объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Ульяновского района Ульяновской области//URL: http:// nasle-die73.ulgov.ru/28/835/1045/416.html (дата обращения: 23.01.2018).

22. Такаско Е. Ундоровский государственный палеонтологический заказ-ник // URL: http://russights.ru/ post_1261434171.html (дата обращения: 11.08.2016)

23. Ульяновское отделение Всероссийского палеонтологического общества// URL: http://vpo.undoriya.ru (дата обращения: 25.01.2018)

24. Ундоровское сельское поселение. Историческая справка. // URL: http://www.undori.ru/index/o_po-selenii/0-5 (дата обращения: 24.01.2018)

25. Ундоры - десять лекарств одного курорта // URL: http://www.aqua expertru/enc/articles/undor-kou-rort/ (Дата обращения: 25.01.2018)

26. Хаутиев Ш. Здание земской больницы 1888 г. в с. Ундоры будет включено в реестр объектов культурного наследия. / / URL: http://hautiev-sh.li vejournal.com/280242.html (дата обращения: 25.01.2018)

27. Храм Воскресения Христа // URL:http://alie-parusa.ucoz. ru/publ/muzej-naja_stranichka/svjatye_mesta /22 (дата обращения 24.01.2018)

28. Шкляр A.A. Городищенское обнажение // Ульяновская-Симбирская энциклопедия. Т.1.А-М./Ред.сост. В.Н.Егоров. - Ульяновск: «Симбирская книга», 2000. - С.145-146.

29. Юбилейный вечер, посвященный архитектору Л.М.Варюхиной// Симбирский квартал. Музей-заповедник Родина В.И.Ленина. 22 OKT.2014r.//URL:http://www.simcatru/news/25962 (дата обращения: 17.08.2016).

References

1. Antoniyev rodnik» //Svyatykh klyuchey chisteyshaya sleza.- Ul'yanovsk: Ul-GTU, 2007,- S.60-62

2. Bazhenov N. Statisticheskoye opisaniye soborov, monastyrey, prikhod-skikh i domovykh tserkvey Simbirskoy yeparkhii po dannym 1900 g. - Simbirsk: Tipo-litografiya AT.Tokareva, 1903. - 44 s. GAUO, F. 147, Op. 15, D. 147

3. V Novoy Beden'ge startoval festival' zhivoy istorii «Volzhskiy put'» // URL: http://mosaica.ru/photos/ 78#hcq=vlgFdUp (data obrashcheniya: 24.01.2018).

4. Gimadiyeva M.R, Doyko S.L. Okhrana i vosstanovleniye prirodno-istoricheskogo kompleksa s.Undory. Rodniki: spasti i sokhranit'. // Istoricheskiye ob"yekty na karte Simbirsko-Ul'yanovskogo kraya: problemy sokhraneniya i popu-lyarizatsii. III malyye Sytinskiye chteniya. Materialy shkol'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii po krayevedeniyu. Ul'yanovsk 25 apr.2014 g. - Ul'yanovsk: izd-vo «Korporatsiya tekhnologiy prodvizheniya», 2015. - S.80-85.

5. Gurkin V.A Pallas i Lepokhin v Simbirskoy provintsii // Voprosy is torii yestestvoznaniya i tekhniki, № 3. 2006 // URL: http: // www.vostlit info/ Texts/ rus6/Pallas/brief_orlov_28_12_1768.phtml?id=6984 (data obrashcheniya: 24.01.2018)

6. Yefimov V.M. Vospominaniya / zapisala A. YU. Tikhonova 17.07.2016 g. v dGorodishchi (Ul'yanovskiy r-n Ul'yan. obl.). 7 s.

7. Yefimov V. M. Undorovskiye mineral'nyye istochniki // Ul'yanovskaya-Simbirskaya entsiklopediya. T.2 N-YA. Redi sost V. N. Yegorov. - Ul'yanovsk: Simbirskayakniga, 2004. - S.373.

8. Yefimov V.M. К voprosu ob ikhtiozavrakh roda Jasykovia // Yurskaya sis-tema Rossii: problemy stratigrafii i paleo-geografii: Tret'ye Vserossiy-skoye soveshchaniye: nauchnyye materialy / VAZakharov (otv. red).- Saratov: Izdatel'skiy tsentr «Nauka», 2009. - S.28-44.

9. Yefimov V.M. Paleogeograficheskiye usloviya i vremya obrazovaniya simbirtsita //Priroda Simbirskogo Po-volzh'ya. Sbornik nauchnykh trudov XI mezhregional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Yestestvennona-uchnyye issledovaniya v Simbirskom - Ul'yanovskom kraye». Vyp. 10. - Ul'yanovsk: Izdatel'stvo «Korporatsiya tekhnolo-giy prod-vizheniya», 2009. -240 s. - S.17-31.

10. Yefimov V.M. Undorovskiy paleontologicheskiy - 20-letniy yubiley. // Priroda simbirskogo Povolzh'ya. Sbornik nauchnykh trudov XII mezhregional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Yestestvenno-nauchnyye issledovaniya v Simbirskom-Ul'yanovskom kraye». Vyp. ll.-Ul'yanovsk Izdatel'stvo «Korporatsiya tekhnologiy prodvizheniya»;UlGPU im. I.N.Ul'yanova, 2010. - S.16-26.

11. Zhenskiy monastyr' Mikhaila Arkhangela. // URL: http://www.mitropolia-simbirskru/priorys/komarovsky/ (data obrashcheniya: 12.08.2016).

12. Zertsalov AN. Kratkiy istoriko-geograficheskiy ocherk Simbirska, Syzrani i Kashpira vo vtoroy polovine XVIII veka.- Izd. SimbirskoyGu-bernskoyUchenoyArkhivnoy Komissii. - Simbirsk: Tipo-LitografiyaAT. Tokareva, 1896. - lis.

13. Krayevedy Simbirsko-Ul'yanovskogo kraya. // URL: http://simbletuonb.ru/ ?page_id=380 (data obrashcheniya: 24.01.2018)

14. Kuznetsova I.I., Doyko S.L. Undorovskiy khram Vozneseniya Khristova. // Istoricheskiye ob"yekty na karte Simbirska-Ul'yanovskogo kraya: problemy so-khraneniya i populyarizatsii. Ill malyye Sytinskiye chteniya. Materialy shkol'-noy nauchno-prakticheskoy konferentsii po krayevedeniyu Ul'yanovsk 25 apr. 2014 g. - Ul'yanovsk: Korporatsiya tekhnologiy prodvizheniya, 2015. - S.131-138.

15. Ledyaykin V.I. Arkheologicheskiye pamyatniki na territorii kraya. // Ul'yanovskaya-Simbirskaya entsiklope-diya. T.IA-M./Redsost V.N.Yegorov. - Ul'yanovsk: «Simbirskayakniga», 2000. - 398 s. - S.41-52.

16. Martynov P.L. Seleniya Simbirskogo uyezda. Materialy dlya istorii Simbirskogo dvoryanstva i znatnogo zemlevla-deniya v Simbirskom uyezde. - Simbirsk izd. Simbirskoy Gubernskoy Uchenoy Arkhivnoy Komissii, 1903. - 240 s.

17. Pletnev 0. Okhota za dinozavrami // Simbirs". - 2014. №2. - S.77-81.

18. Rossiya Polnoye geograficheskoye opisaniye nashego otechestva. Pod red V.P.Semenova T.6. Sredneye i nizhneye Povolzh'ye i Zavolzh'ye. Sost PAOsoskov, NAKorostelev, N.G.Gavrilov, I.N.Syrshev. - SPb.: AF.Debriena, 1901. - 488 s.

19. Savel'yeva A.V. Ivashevy - nezhnaya pamyat' Undor. - Ul'yanovsk: izd-vo «Korporatsiya tekhnologiy prodvizheniya», 2010. - 210 s.

2 0. Savel'yeva A. Undoroterapiya. - Ul'yanovsk: OGUP "Oblastnaya tipografiya «Pechatnyy dvor». - 2 006. - 440 s.

21. Svodnyy spisok ob"yektov kul'turnogo naslediya (pamyatnikov istorii i kul'tury) Ul'yanovskogo rayona Ul'ya-novskoy oblasti // URL: http:// nasle-die73.ulgov.ru/28/835/1045/416.html (data obrashcheniya: 23.01.2018).

22. Takasko Ye. Undorovskiy gosudarstvennyy paleontologicheskiy zakaz-nik // URL: http://russights.ru/post_ 1261434171.html (data obrashcheniya: 11.08.2016)

23. Ul'yanovskoye otdeleniye Vserossiyskogo paleontologicheskogo obshchestva // URL: http://vpo.undoriya.ru (data obrashcheniya: 25.01.2018)

24. Undorovskoye sel'skoye poseleniye. Istoricheskaya spravka. // URL: http://www.undori.ru/index/o_pose-lenii/0-5 (data obrashcheniya: 24.01.2018)

25. Undory - desyat' lekarstv odnogo kurorta // URL: http://www.aqua expert.ru/enc/articles/undorkourort/ (Data obrashcheniya: 25.01.2018)

26. Khautiyev SH. Zdaniye zemskoy bol'nitsy 1888 g. v s. Undory budet vklyucheno v reyestr ob"yektov kul' tur-nogo naslediya. // URL: http://hautiev-sh.livejournal.com/280242.html (data obrashcheniya: 25.01.2018)

27. Khram Voskreseniya Khrista // URL:http://alie-parusa.ucoz. ru/publ/muzej-naja_stranichka/svjatye_mesta /22 (data obrashcheniya 24.01.2018)

28. Shklyar A.A. Gorodishchenskoye obnazheniye // Ul'yanovskaya-Simbirskaya entsiklopediya. T.IA-M./Red sost V.N.Yegorov. - Ul'yanovsk: «Simbirskaya kniga», 2000. - S.145-146.

29. Yubileynyy vecher, posvyashchonnyy arkhitektoru L.M.Varyukhinoy// Sim-birskiy kvartal. Muzey-zapovednik Rodina V.I.Lenina. 22 okt2014g.//URL:http://www.simcatru/news/25962 (data obrashcheniya: 17.08.2016).

УДК 002/2(091)

Г.Г.Габдельганеева КАЗАНСКОЕ ОБЩЕСТВО КНИГОПЕЧАТНИКОВ

Рассматривается история одного из первых в Казани профессиональных объединений, выделяются и характеризуются этапы его развития, дается общая оценка деятельности.

Ключевые слова: профессиональные объединения, казанское общество книгопечатников, типографии, полиграфическая отрасль, полиграфическое производство.

Guzel G. Gabdelganeeva THE KAZAN SOCIETY OF PRINTERS

The article examines the history of one of the first professional associations in Kazan, identifies and describes the stages of its development provides an overall assessment activities.

Key words: professional association, the Kazan society of book printers, printing, printing industry, printing production.

Общественные объединения Казани, (благотворительные, научные, культурно-просветительские, миссионерские и др.) играли достаточно активную роль в жизни города и региона. Среди

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.