Научная статья на тему 'Симбирское церковное древлехранилище как церковный музей'

Симбирское церковное древлехранилище как церковный музей Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
137
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДРЕВЛЕХРАНИЛИЩЕ / ARCHIVES / ДРЕВНОСТИ / ЦЕРКОВНЫЙ МУЗЕЙ / CHURCH MUSEUM / ЦЕРКОВНАЯ СТАРИНА / CHURCH ANTIQUITIES / ЭКСПОЗИЦИЯ / EXPOSITION / ANCIENTRIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чапланова Мария Александровна

В статье освещается история создания церковных обществ и древлехранилищ при них. Особое внимание уделено симбирскому региональному компоненту. Впервые исследуется история возникновения, развития и пополнения коллекции Симбирского Церковного Древлехранилища, выявлены его функции. Введены в научный оборот документы Государственного архива Ульяновской области и публицистический материал изучаемого периода. На основе приведенного исследования автор приходит к выводу о том, что Церковное Древлехранилище Симбирска являлось церковным музеем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIMBIRSK CHURCH ARCHIVES AS A CHURCH MUSEUM

The article illustrates the history of the creation of church societies and archives under them. Special attention is paid to Simbirsk regional component. For the first time the history of the appearance, development and stocking of the collection of Simbirsk Church Archives is examined, the functions of the Archives are revealed. The documents of the State Archive of Ulyanovsk Region and the journalistic material of the period under consideration are introduced into scientific use. On the basis of the presented study the author comes to the conclusion that the Church Archives of Simbirsk were a church museum.

Текст научной работы на тему «Симбирское церковное древлехранилище как церковный музей»

Чапланова Мария Александровна

СИМБИРСКОЕ ЦЕРКОВНОЕ ДРЕВЛЕХРАНИЛИЩЕ КАК ЦЕРКОВНЫЙ МУЗЕЙ

В статье освещается история создания церковных обществ и древлехранилищ при них. Особое внимание уделено симбирскому региональному компоненту. Впервые исследуется история возникновения, развития и пополнения коллекции Симбирского Церковного Древлехранилища, выявлены его функции. Введены в научный оборот документы Государственного архива Ульяновской области и публицистический материал изучаемого периода. На основе приведенного исследования автор приходит к выводу о том, что Церковное Древлехранилище Симбирска являлось церковным музеем. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2016/2/49.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 2 (64). C. 203-204. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

ISSN 1997-292X

№ 2 (64) 2016

203

УДК 930.85

Исторические науки и археология

В статье освещается история создания церковных обществ и древлехранилищ при них. Особое внимание уделено симбирскому региональному компоненту. Впервые исследуется история возникновения, развития и пополнения коллекции Симбирского Церковного Древлехранилища, выявлены его функции. Введены в научный оборот документы Государственного архива Ульяновской области и публицистический материал изучаемого периода. На основе приведенного исследования автор приходит к выводу о том, что Церковное Древлехранилище Симбирска являлось церковным музеем.

Ключевые слова и фразы: древлехранилище; древности; церковный музей; церковная старина; экспозиция. Чапланова Мария Александровна

Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова cinq87@mail.ru

СИМБИРСКОЕ ЦЕРКОВНОЕ ДРЕВЛЕХРАНИЛИЩЕ КАК ЦЕРКОВНЫЙ МУЗЕЙ

В период правления императора Николая I в обществе появляется интерес к истории, древностям, памятникам старины. В этой связи в 1839 г. было создано Одесское общество истории и древностей, а в 1846 г. -Археолого-нумизматическое общество в Петербурге. Общественный подъем эпохи Александра II способствовал возрастанию интереса к памятникам истории и культуры и созданию новых архивных и археологических организаций в столичных и губернских городах.

Изучение русской церковной старины занимало в деятельности обществ и комиссий одно из главных мест. «Церковный вестник» писал: «всякий, честно и искренно относящийся к интересам церковной археологии, должен только радоваться, что археологические общества заботятся об изучении и сохранении церковных древностей». Особенно отмечалась соборность в деятельности подобных обществ [11, с. 3].

Необходимость сохранения памятников церковной старины требовала их музеефикации. На I Археологическом съезде в Москве в 1869 г. высказана мысль об организации церковных музеев, а на II Археологическом съезде в Петербурге в 1871 г. были предложены конкретные проекты образования церковно-археологических музеев при Духовных академиях и епархиальных управлениях. В 1872 г. необходимость создания церковно-археологических обществ и музеев была поддержана профессором Московской Духовной академии И. Мансветовым.

Таким образом, были созданы музеи при Духовных академиях - Киевской, Петербургской и Московской. Но развитие церковно-археологической сферы не отвечало общественным потребностям, потому VIII Археологический съезд, состоявшийся в Москве в 1890 г., ходатайствовал перед Синодом о создании епархиальных музеев.

К концу XIX в. началось массовое возникновение церковных учреждений: обществ, епархиальных комитетов и древлехранилищ, и повышение их научного потенциала. По инициативе церковно-археологических обществ и комитетов (Ростов, Тула, Архангельск, Подольск), а также благодаря деятельности светских лиц (Вологда, Тифлис, Витебск, Могилёв), в конце XIX - начале XX в. создаются церковные музеи. К 1912 г. в России существовало около 50 церковных музеев [12].

Церковные музеи создавались при церквях, монастырях, религиозных объединениях. Их профиль был историческим, своей целью они имели собирание и сохранение памятников церковной старины. Появление церковных музеев было также определено введением курса церковной археологии в программу духовных академий, которая требовала наглядности. Основу экспозиций церковных музеев составляли коллекции древлехранилищ, состоявшие из церковной утвари, облачений, книг.

По примеру других городов в Симбирске в январе 1914 г. было образовано Симбирское епархиальное церковное археологическое общество, одной из общих целей учреждения общества стало «изучение церковно-религиозной жизни Симбирского края в прошлом и настоящем, сохранение и изучение памятников церковной старины Симбирской епархии и образование церковно-археологического древлехранилища из письменных и вещественных памятников церковной старины» [9, с. 3]. Был избран комитет Общества, в состав которого вошли следующие лица: инспектор духовной семинарии А. К. Яхонтов, председатель Комитета при решении текущих дел Общества А. Ф. Жуков, секретарь Общества С. Д. Сотин, казначей священник Владимирской церкви Владимир Садовский. В течение всего года комитет принимал необходимые меры для устройства библиотеки и древлехранилища. В числе прочего было приобретено необходимое количество шкафов, витрин и рам.

Для более успешного и скорого образования при Обществе церковного древлехранилища из письменных и вещественных памятников церковной старины в первое же свое заседание комитетом постановлено просить духовную консисторию сообщить об организации Симбирского церковного археологического общества для привлечения к выполнению задач этого общества как их самих, так и причтов и церковных старост подведомственных им церквей. С той же целью комитет неоднократно печатал в «Епархиальных Ведомостях» обращение к епархиальному духовенству с просьбой о доставлении в древлехранилище Общества вышедших из употребления «церковных предметов и бумаг, имеющих характер давности, с указанием, по возможности, исторических и других сведений о доставляемых памятниках церковной старины» [Там же, с. 5].

Начало коллекции предметов древлехранилища было положено духовной консисторией, которая прислала в комитет Общества «зимнюю шапочку», ручную медную кадильницу и псалтирь бывшего Бортсурман-ского священника отца Алексея Гневушева, жившего в начале XIX в. Затем древлехранилище пополнилось

204

Издательство ГРАМОТА

www.gramota.net

«железными веригами» бывшего монаха Покровского монастыря, пожертвованными Его Преосвященством, шелковой ризой из села Собакина, сохранившейся со времен царицы Марфы (Собакиной), третьей супруги царя Ивана Васильевича Грозного. Поступили в древлехранилище и древние бумаги по истории края, Библия XVIII в., редкая в библиографическом отношении книга «Требник Петра Могилы» 1644 г., плащаница XVII в. из церкви с. Березовки Карсунского уезда, старинные брачные венцы церкви с. Ляховки, деревянная дарохранительница церкви с. Березовки, резные Царские двери XVIII в. из церквей сел Беденьги и Сосновки, резные деревянные изображения Спасителя «в темнице», Моисея, Аарона. Письменные памятники - копии с церковных описей сел Шумовки, Ишеевки, Беденьги, Тетюшской Слободы - доказывают, что в Симбирской епархии в XVIII в. существовала собственная школа иконописцев, резчиков, позолотчиков. Из церкви села Подгородной Каменки был передан литой медный крест - точное воспроизведение креста, составляющего часть жезла, врученного Святым Иоанном Богословом преподобному Авраамию Ростовскому для сокрушения идола Велеса. Хранились в древлехранилище и фамильные бумаги графов Толстых [Там же, с. 5, 6].

Призыв о пополнении коллекции Симбирского церковного древлехранилища был услышан, и количество поступивших предметов было настолько велико, что к концу первого года существования комитет Общества ставит вопрос об издании каталога поступивших предметов с подробным их описанием.

У церковного древлехранилища, так же как и у других музеев Симбирска, была проблема в отсутствии не только своего помещения, но и съемного, которое в условиях военного времени найти было сложно. Поэтому предметы временно размещались в центральном помещении Симбирской Духовной семинарии по ул. Большой Саратовской. Затем древлехранилище перемещается в помещение на ул. Нижней Чебоксарской. «Согласно постановлению Симбирского Епархиального Съезда от духовенства и церковных старост от 12 июня сего года <...> с августа месяца сего года из временного помещения при духовной семинарии Симбирское Епархиальное Древлехранилище переведено в деревянный Епархиальный дом» [1, д. 6, л. 12]. По этому адресу музей находился некоторое время. Однако накануне объединения в единый Народный музей в 1918 г. «помещался где-то на частной квартире» [Там же].

Симбирское древлехранилище не было закрытым собранием. Его посещали частные лица, городское и сельское духовенство, преподаватели духовно-учебных заведений. Часто бывали воспитанники духовной семинарии (группами и в отдельности), занимались изучением памятников родной старины при руководстве и объяснениях председателя комитета Общества. Осматривал древлехранилище и Преосвященный Владыка Вениамин. По свидетельству А. Ю. Тихоновой, привлечение местного населения к исследованию древней истории культуры своего края обеспечивает не только популяризацию, но и сохранность музейных коллекций [10, с. 109].

Таким образом, Симбирское древлехранилище, созданное в 1914 г. по инициативе Симбирского епархиального церковного археологического общества, несмотря на сложный период Первой мировой войны, активно пополнялось. Древлехранилище в Симбирске выполняло традиционные музейные функции: занималось не только сбором и сохранением предметов церковного обихода, но и изучением собранных коллекций, их популяризацией. Ввиду выполнения перечисленных функций автор приходит к выводу, что Симбирское церковное древлехранилище являлось Симбирским Церковным музеем, чья коллекция впоследствии вошла в коллекцию образованного в 1918 г. Народного музея в Симбирске.

Список литературы

1. Государственный архив Ульяновской области (ГАУО). Ф. Р-968. Оп. 1.

2. Мусин А. Е. Церковная старина в современной России. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2010. 472 с.

3. О поступлении в Древлехранилище... // Симбирские епархиальные ведомости. 1914. № 8-9. С. 425-426.

4. О поступлении в Древлехранилище. // Симбирские епархиальные ведомости. 1914. № 11. С. 530-531.

5. О поступлении в Древлехранилище. // Симбирские епархиальные ведомости. 1914. № 20. С. 905-907.

6. О поступлении в Древлехранилище. // Симбирские епархиальные ведомости. 1914. № 21. С. 949-950.

7. О поступлении в Древлехранилище. // Симбирские епархиальные ведомости. 1915. № 6. С. 309-313.

8. Отчет о деятельности общества. // Симбирские епархиальные ведомости. 1917. № 3. С. 47-48.

9. Сведения о деятельности и состоянии Симбирского Епархиального Церковного Археологического Общества // Симбирская Церковная Старина. 1915. Вып. 2. С. 1-8.

10. Тихонова А. Ю. Историография изучения культуры региона с XVIII до начала ХХ в. // Традиция и модернизация в развитии регионов: философия, политика, социология, история: сб. науч. ст. / под ред. А. И. Сухарева, В. В. Козина; НИИ регионологии. Саранск, 2006. С. 104-117.

11. Церковный вестник. 1885. № 30.

12. Янин В. Л. Российская музейная энциклопедия: в 2-х т. М.: Рипол-Классик, 2001. 847 с.

SIMBIRSK CHURCH ARCHIVES AS A CHURCH MUSEUM

Chaplanova Mariya Aleksandrovna

Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Ulyanov cinq8 7@mail. ru

The article illustrates the history of the creation of church societies and archives under them. Special attention is paid to Simbirsk regional component. For the first time the history of the appearance, development and stocking of the collection of Simbirsk Church Archives is examined, the functions of the Archives are revealed. The documents of the State Archive of Ulyanovsk Region and the journalistic material of the period under consideration are introduced into scientific use. On the basis of the presented study the author comes to the conclusion that the Church Archives of Simbirsk were a church museum.

Key words and phrases: archives; ancientries; church museum; church antiquities; exposition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.