Научная статья на тему 'Знаменская церковь села Волостниковка'

Знаменская церковь села Волостниковка Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
225
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗОНА ЗАТОПЛЕНИЯ / FLOODING ZONE / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE / ЦЕРКОВЬ / CHURCH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бурдин Евгений Анатольевич, Рыбакова Александра Васильевна

На основе уникальных архивных и письменных источников анализируется и раскрывается история Знаменской церкви с. Волостниковка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Znamenskaya church in Volostnikovka village

On the basis of unique archival and written sources the history of Znamenskaya church of the village of Volostnikovka is analyzed and reveals

Текст научной работы на тему «Знаменская церковь села Волостниковка»

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

УДК 94(470)"17/21"

Е. А. БУРДИН, А. В. РЫБАКОВА

ЗНАМЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ СЕЛА ВОЛОСТНИКОВКА

На основе уникальных архивных и письменных источников анализируется и раскрывается история Знаменской церкви с. Волостниковка.

Ключевые слова: зона затопления, историко-культурное наследие, церковь.

Село Волостниковка находится на берегу Куйбышевского водохранилища, в 14 км к северу от районного центра Старая Майна. С 1861 по 1920 гг. село относилось к Жедяевской волости Спасского уезда Казанской губернии, а с 1920 по 1943 гг. - к Мелекесскому и Старомайнскому районам Самарского (Средневолжского, Куйбышевского) края (области). Расположение села на границе Ульяновской области и Республики Татарстан и переход из состава одной территории в другую и обратно привели к тому, что документы откладывались в разных региональных архивах.

Согласно уникальному документу, обнаруженному в Российском архиве древних актов, село Знаменское (Волостниковка) появилось в 1670-е гг., а в 1716 г. в нём у 12 владельцев было 13 дворов и 251 крепостной [1, с. 232]. Ю.Н. Мордвинов утверждает, что его основателем являлся известный государственный деятель, комнатный стольник Петра I, двоюродный брат царицы Наталии Кирилловны Андрей Фёдорович Нарышкин [2, с. 220]. Кроме того, к началу XX в. Волостниковка растянулась вдоль горы на 7,5 км, что стало её главным отличием от близлежащих селений. Правда, после создания в 1955 -1957 гг. Куйбышевского водохранилища оно было утрачено, так как значительная часть села из поймы перенесли на более высокое место, а стоявшие на высоком месте дома из-за берего-обрушения постепенно эвакуировали вглубь территории поселения. Также с этого времени появились проблемы с водоснабжением и дорожно-транспортной доступностью районного и областного центров, что постепенно стало способствовать оттоку жителей в города.

Как следует из документов Национального архива Республики Татарстан, деревянный храм

© Бурдин Е. А., Рыбакова А. В., 2015

был построен в 1769 или 1779 г. [3, л. 243 об.; 4, л. 267 об.]. Почти через сто лет, в 1860 г. (по другим данным, в 1862 г.) на средства помещицы Анны Ивановны Апреловой была сооружена деревянная Знаменская двухпрестольная церковь (тёплая, главный престол в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы, в приделе - во имя святых Петра и Павла) [2, с. 222], а в 1885 г. открыли церковно-приходскую школу [5, л. 1139; 2, с. 223]. Был ли храм в селе до 1769 г., или сельчане посещали Николаевскую церковь в соседнем селе Старая Грязнуха, действовавшую с 1712 г.? Точного ответа на этот вопрос пока нет.

Интересную информацию о храме удалось получить от одного из немногих оставшихся старожилов села - бывшего учителя Валентины Григорьевны Филипповой [6, с. 1]). После окончания педагогического училища в Чувашии её распределили в с. Волостниковка, куда она приехала в 1956 г., проработав учителем до пенсии. Часть села переселяли из низкого места (из зоны затопления Куйбышевской ГЭС - Е.А. Б.,

A.В. Р.), и церковь, хотя и находилась на горе, находилась в зоне берегообрушения. Около неё были кладбища, которые до сих пор рушатся в воду. Председатель сельского совета заставил Валентину Григорьевну сфотографировать со всех сторон церковь для переселенческого отдела, так как у неё был фотоаппарат, и она неплохо снимала. Позже родственники Филипповой с подачи властей уничтожили даже негативы снимков, время-то было атеистическое. Но Валентина Григорьевна сумела спрятать и сохранить одно фото, сделанное в 1958 г.

В 1959 г. начали строить новую школу, так как старая располагалась на горе в зоне берегообру-шения, причём для этого использовали бревна от церкви. К 1960 г. стройка закончилась. По словам

B.Г. Филипповой, церковь имела два престола -во имя Петра и Павла, в ней хранилась икона

Знамения Божьей Матери, но ко времени переселения она была пустой.

Также она рассказывала: «Среди старожилов до сих пор широко бытует мрачная легенда. В селе жил жестокий помещик по фамилии Жед-рин. Как-то он впал в летаргический сон, его похоронили в склепе около церкви. Вскоре он проснулся и стал кричать. Церковный сторож сказал батюшке, что из нового склепа доносятся крики, но батюшка ответил следующее - если мы поможем помещику, то он нас закопает». В 1860 году самыми крупными владельцами села («Во-лосниково») были «наследники Жедринские» [7, с. 14]. Получается, что сам Жедрин к этому времени уже умер, то есть народная память хранит события более чем 150-летней давности.

В Государственном архиве Ульяновской области хранятся уникальные документы по церковной истории Волостниковки в советской время. К сожалению, их немного. В 1930 г. в состав сельского православного религиозного общества входило 1866 человек, в том числе 23 учредителя [8, л. 4, л. 32 об.]. В это время в храме служили священник Виктор Алексеевич Рождественский и дьякон Пётр Васильевич Студен-цов [8, л. 7]. Кстати, в 1930 г. с колокольни Знаменской церкви сняли 4 колокола общим весом 2243 кг, или 2,24 т [9, л. 2].

В апреле 1929 г. была произведена единственная дошедшая до нас опись церковного имущества Знаменского храма [10, л. 75-85]. В неё входило 85 наименований. Среди прочей церковной утвари перечисляются следующие: облачения священника и дьякона (3 парчевых), тарелки медные (3), укропницы медные (2), сосуд медный для освящения хлебов (1), водосвятная чаша (1), братина медная (1), медный таз (1), бронзовые хоругви (2), покровов на аналой (12), подсвечников медных (14) и т. д. [10, л. 77 об.]. Там же упоминались 7 старых колоколов. Опись заверили члены церковного совета И. Макаров и И. Титов.

В 1935 г. священником Знаменской церкви был Михаил Николаевич, служивший на этом месте с 22.12.1933 г. [11, л. 39]. Какой оказалась судьба прежних духовных лиц, можно только догадываться.

Интересная история произошла в Волостни-ковке летом 1936 г. 3 августа 1936 г. сельский церковный совет направил письменное заявление Старомайнскому районному исполнительному комитету: «Председатель Волостниковско-го сельсовета заявил председателю церковного совета Солодовникову Ивану Игнатьевичу, что ему... нужны дрова для отопления школ. И кирпич для ремонта, а почему намерен имеющиеся

дрова у церковного совета, заготовленные им для отопления храма и церковной сторожки, изъять для вышеуказанных целей, а требуемый для ремонта кирпич получить разобрав часовню, находящуюся при храме подлицо с церковной оградой и служит усыпальницей для покойников и местом совершения отпетий умерших от заразных болезней. Считая данные намерения. несоответствующим параграфам инструкции религиозных объединений, просим Старомайн-ский рик (райисполком - Е.А. Б., А.В. Р.) оказать нам законное содействие. В противном случае мы будем вынужден обратиться в крайисполком.» [12, л. 15-15 об.]. Результатом борьбы церковной общины и сельской власти стало указание районного исполкома сельсовету о запрете разбора часовни [12, л. 13]. Этот случай говорит о том, что в 1936 г. активная религиозная жизнь в селе продолжалась, и местная община верующих активно отстаивала свои интересы и права. Но в советское время она не могла продолжаться длительное время - рано или поздно власти всех уровней стремились закрыть все храмы.

Одним из фигурантов дела №П-1621 «О цер-ковно-монархической фашистско-повстанческой контрреволюционной организации в г. Ульяновске» (начато 6 декабря и закончено 27 декабря 1937 г.) была уроженка Волостниковки, бывшая монахиня Агриппина (Агриппина Ивановна Калмыкова), проживавшая на момент ареста в Ульяновске и приговорённая к расстрелу [13, с. 583, 600].

26 февраля 1951 г. Волостниковский сельский совет обсуждал вопрос «О разборе здания церкви вследствие того, что она пришла в негодность» [14, л. 86 об.]. Оказывается, церковь закрыли в 1941 г., после чего она не ремонтировалось, и с каждым годом здание разрушалось всё больше и больше, представляя, по мнению властей, угрозу для жизни местных жителей. Поэтому на заседании сельсовета решено было церковь разобрать, но ответственных за разбор не назначили. Чем закончилась эта история, мы знаем из рассказа В.Г. Филипповой. Бревна и железные листы крыши, использованные при строительстве новой школы - всё, что осталось от храма - пока ещё хранят память о нём.

В мае 2014 г. мы побывали на месте, где когда-то стояла Знаменская церковь. Сейчас эта территория, состоящая из перекопанных «чёрными копателями» заросших кустами холмиков с обнажениями красного кирпича (видимо, фундамент сложили именно из него) находится на краю высокой надпойменной террасы Куйбышевского водохранилища и постепенно обваливается вниз.

Как раз в мае сильно понизился уровень водохранилища, и на обнажившихся песчаных отмелях были хорошо видны обломки кирпичей, железных изделий и даже большие и малые фрагменты каменных надгробий. От стоявших когда-то рядом с храмом жилых домов вдоль возвышенности не осталось и следа, а современное село находится на приличном расстоянии от этого пустынного печального места.

Таким образом, в результате проведённого исследования нам впервые удалось выявить сравнительно полный комплекс источников по истории Знаменской церкви села Волостниковка Старомайнского района Ульяновской области. Она была возведена предположительно в 1769 (1779) г. и перестроена в 1860 (1862) г., закрыта в 1941 г. и уничтожена в 1958 г.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Насыров Р. Г. Сельское расселение Западного Закамья во второй половине XVI - начале XVIII вв. : дис. ... д-ра ист. наук. - Казань, 2006. - 248 с.

2. Мордвинов Ю. Н. Взгляд в прошлое. -Ульяновск : Караван, 2007. - 416 с.

3. Национальный архив Республики Татарстан (НАРТ). Ф. 4. О. 56. Д. 75.

4. НАРТ. Ф. 5. Оп. 70. Д. 30.

5. НАРТ. Ф. 4. Оп. 138. Д. 24.

6. Филиппова В. Г. Воспоминания / записал Е. А. Бурдин 21.03.2014 г. в с. Волостниковка. 1 с.

УДК 101.1: 11 Т. Н. БРЫСИНА

7. Казанская губерния // Приложение к трудам Редакционных комиссий для составления Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости. Сведения о помещичьих имениях. Том I. Губернии: Астраханская, Владимирская, Вологодская, Воронежская, Вятская, Казанская, Калужская, Курская. - СПб. : типогр. В. Безобразова и К, 1860. - 296 с.

8. Государственный архив Ульяновской области (ГАУО). Ф. Р-1317. Оп. 1. Д. 15.

9. ГАУО. Ф. Р-1050. Оп. 1. Д. 116.

10. ГАУО. Ф. Р-1317. Оп. 2. Д. 25.

11. ГАУО. Ф. Р-1469. Оп. 2. Д. 805.

12. ГАУО. Ф. Р-1469. Оп. 2. Д. 806.

13. Скала А. Церковь в узах: история Симбирской-Ульяновской епархии в советский период (1917-1991 годы). - Ульяновск : Дом печати, 2007. - 968 с.

14. ГАУО. Ф. Р-1317. Оп. 3. Д. 96.

Бурдин Евгений Анатольевич, доктор исторических наук, доцент кафедры «Музееведение» исторического факультета УлГПУ им. И. Н. Ульянова.

Рыбакова Александра Васильевна ,студентка 5-го курса Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова.

Поступила 20.07.2015 г.

О ВОЗМОЖНОСТИ БОЛЬШИХ НАРРАТИВОВ В СОЦИОГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ

Рассматривается состояние исследований в области социально-гуманитарного познания и выявляется тенденция разработки новой парадигмы, претендующей на статус единого основания.

Ключевые слова: нарратив, социальный конструктивизм, «поворот к Марксу», вещь, «социология градов».

На протяжении последних десятилетий одной из главнейших проблем в отечественном социо-гуманитарном познании является выработка па-радигмальных установок, соответствующих современному состоянию общества.

© Брысина Т. Н., 2015

На первый взгляд такое утверждение, с учётом опыта постмодернистской критики больших нарративов и методологии деконструкции различных концепций, кажется по меньшей мере сомнительным. Однако анализ тематики и проблематики исследований в различных областях социальных и гуманитарных наук показывает, что данное утверждение имеет фактическое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.