Научная статья на тему 'Независимая оценка школы: механизм общественного управления'

Независимая оценка школы: механизм общественного управления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / INDEPENDENT ASSESSMENT OF QUALITY EDUCATION / УПРАВЛЯЮЩИЙ СОВЕТ / MANAGING COUNCIL / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ / COMPARATIVE ASSESSMENTS / РЕЙТИНГИ / RATINGS / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ / MANAGEMENT OF EDUCATIONAL ORGANIZATION / КАЧЕСТВО НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ / ОТКРЫТОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ / OPENNESS OF INDEPENDENT ASSESSMENT RESULTS / ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА / PUBLIC EXPERTISE / BODIES OF STATE AND PUBLIC MANAGEMENT / QUALITY OF INDEPENDENT ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мерцалова Т.А.

Независимая оценка качества образования (НОКО) это процедура и результат оценки деятельности образовательных организаций. Основная цель НОКО обеспечение качества образования, которое соответствовало бы международным и отечественным государственным стандартам и удовлетворяла запросу основных потребителей образовательных услуг. Последнее определяет важность не только учёта и понимания этого запроса, но и непосредственного участия общественности в формировании заказа на НОКО, её подготовке и проведении. В данной статье рассматриваются правовые аспекты, основные механизмы и условия такого общественного участия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An independent evaluation of school: mechanism of public control

Independent assessment of educational quality (IAEQ) it is the procedure and result of the activity result for educational organizations. General target IAEQ providing quality education, which would correspond international and national state standards and satisfy the requirement of main consumers the educational services. The last one is determined the importance not only the accounting and understanding this requirement, but the direct public participation to form the IAEQ demand, its preparation and realization. In this article there are legal aspects, general mechanisms and conditions of such public participation.

Текст научной работы на тему «Независимая оценка школы: механизм общественного управления»

НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА ШКОЛЫ МЕХАНИЗМ ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Татьяна Анатольевна Мерцалова,

ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ, кандидат педагогических наук

• независимая оценка качества образования • управляющий совет • органы государственно-общественного управления • сопоставительные оценки • рейтинги

• управление образовательной организацией • качество независимой оценки • открытость результатов независимой оценки • общественная экспертиза

Участие общественности в независимой оценке деятельности образовательных организаций декларируется российским правительством как важное условие обеспечения качества образования.

Право общественности осуществлять такую оценку закреплено в 95-й статье действующего Федерального закона «Об образовании в РФ» (№ 273-Ф3). В мартовском Указе1 Президента РФ (2012 г.) и в последующих документах Правительства РФ2 это право фактически получило статус государственного приоритета.

Но для того чтобы воспользоваться этими правами и реализовать предоставленные государством возможности, необходимо разобраться в самой сути вопроса: что такое независимая оценка? От кого она независима? Какую пользу от этой оценки получат наши школы и учащиеся в них дети? Какую роль в этом процессе может и должен играть управляющий совет школы?

1 Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»

2 Постановление Правительства РФ от 30.03.2013 №286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги» (вместе с «Правилами формирования...»); Распоряжение Правительства РФ от 30 марта 2013 г. N 487-р О плане мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013-2015 гг.; Письмо Минобрнауки России от 14.10.2013 №АП-1994/02 «О методических рекомендациях по внедрению НСОКО» (вместе с «Методическими рекомендациями. »)

Независимая оценка качества (НОК) деятельности образовательных организаций — это внешняя по отношению к оцениваемой организации оценка. То есть независимой может считаться любая оценка, которая проводится не самой школой, а любыми внешними субъектами.

Основная цель независимой оценки образовательных организаций: обеспечение потребителей образовательных услуг и иных заинтересованных лиц полной, актуальной и достоверной информацией о порядке и качестве предоставления образовательных услуг. В конечном итоге для управляющего совета это возможность повлиять на качество работы школы.

Результаты независимой оценки качества деятельности школы при условии её грамотного и качественного проведения являются ценным инструментом для всех субъектов образовательного процесса:

• для потребителей образовательных услуг — основание для выбора места обучения своих детей;

• для партнёров школы (особенно потенциальных, тех, которые только ещё планируют совместные проекты) — основание для выбора организации, с которой будет заключён договор о совместной деятельности;

• для самой школы — обратная связь, позволяющая понять, насколько всё то, что делается в школе, соответствует запросу и ожиданиям семей и/или партнёрских организаций;

• для управляющих и контролирующих органов — дополнительная база данных для принятия решений (например, при проведении конкурсного отбора лучших школ, при распределении грантов, кадровых перестановках, разработке программы по развитию системы образования и др.);

• для органов коллегиального управления (управляющих советов) — это ещё и способ привлечения внимания общественности к проблемам школы, вовлечения родителей и представителей местного сообщества в реализацию задач развития школы и т.д.

или даже региона. Это позволит провести сопоставление разных образовательных организаций и либо обоснованно опровергнет внешние не очень лестные суждения о школе (за счёт этого можно работать на улучшение её имиджа), либо подтвердит правильность этих суждений (тогда можно будет определить причины такого отставания и начать работать по их устранению).

Заказ на проведение независимой оценки управляющий совет школы может адресовать разным субъектам, которые могут помочь в его реализации. Это могут быть:

В настоящее время в системе российского образования существуют два типа независимой оценки: ведомственная и неведом-

ственная

Нашу школу мы оценим сами

Управляющий совет имеет право стать заказчиком независимой оценки собственной школы. Такая потребность у совета может возникнуть, например, в случае некоторой внутренней неудовлетворённости ситуацией в школе или имиджем школы в ближайшем социальном пространстве. Для поиска оснований возникновения этой неудовлетворительной ситуации и нужна оценка. Результаты качественно и грамотно проведённой оценки позволят не только объяснить причины возникновения такой ситуации, но и выработать рекомендации по её преодолению.

Особого внимания заслуживает ситуация, когда, по мнению совета, их хорошая школа почему-то не пользуется в микрорайоне (округе, городе) заслуженным признанием; когда чужие внешние суждения о школе противоречат мнению её представителей; когда ведомственные оценки не отражают важных достоинств школы (например, все школы рейтингуют по результатам ЕГЭ и всероссийских олимпиад, а такие важные аспекты, как психологический климат, комфортность пребывания детей в школе, разностороннее их развитие, не учитываются).

В этом случае управляющий совет школы может стать инициатором и заказчиком проведения независимой оценки не одной своей школы, а всех школ муниципалитета

• Учредитель школы, орган управления образованием (муниципальный или региональный), который при наличии у него возможностей и желания может организовать реализацию независимой оценки по заказу управляющего совета. Основная сложность этого пути заключается в том, что «уговорить» орган управления провести оценку отдельно взятой школы, да ещё по критериям и параметрам, заданным родительской общественностью, довольно непросто. Здесь высока вероятность возникновения конфликта интересов между руководством системы образования и представителями общественности, потребителями образовательных услуг. Эту возможность необходимо учитывать и заранее проектировать механизмы её минимизации, вплоть до принятия компромиссных вариантов. Финансовые и юридические отношения между общественным заказчиком (например, школьным управляющим советом) и органом управления образованием должны регулироваться в рамках российского законодательства. Механизмы регулирования этих отношений целесообразно зафиксировать в соответствующих региональных и/или местных нормативных правовых документах, включая «Положения о советах», «Регламенты взаимодействия в целях проведения НОК» и т.п. Инициатива разработки таких документов тоже может исходить от общественности.

• Внешние организации: коммерческие рейтинговые агентства, социально ориентированные некоммерческие организации, средства массовой информации, независи-

3 Мерцалова Т. А., Косарецкий С. Г. Культура общественного рейтингова-ния: снизить риски и усилить эффекты // Народное образование. -2013. - № 9. - С. 33-42.

мые экспертные группы и т.п. Сложности, возникающие на этом пути, могут быть связаны с отсутствием достаточно квалифицированных внешних организаций, способных провести качественную оценку школы, а также с высокими ценами на подобную работу в коммерческом секторе. • Управляющий совет сам может провести оценку своими силами или привлечь к конкретным видам работ отдельных представителей заинтересованной общественности: родителей, представителей местного сообщества, партнёров школы. Основной риск этого пути — недостаток у членов управляющего совета и привлекаемых им людей важных компетенций в сфере проведения оценки качества образования.

Следует отметить, что привлекать к проведению независимой оценки школы её руководителей и педагогов нецелесообразно. В этом случае оценка просто перестанет быть независимой.

При формировании заказа на проведение независимой оценки школы (или группы школ) управляющему совету важно определить следующие параметры своего заказа:

1. Для кого и для чего будет проводиться оценка? Каковы её цель и задачи? Кто и для чего сможет воспользоваться её результатами?

Рис. 1. Условия эффективности независимой оценки качества образования

4 Постановление Правительства РФ от 30.03.2013 №286 "О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги" (вместе с "Правилами формирования...");

5 Мерцалова Т. А., Косарецкий С. Г. Культура общественного рейтингова-ния: снизить риски и усилить эффекты // Народное образование. - 2013, № 09 С. 33-42. Письмо Минобрнауки России от 14.10.2013 №АП-1994/02 «О методических рекомендациях по внедрению НСОКО» (вместе с «Методическими рекомендациями.»)

Возможно, что для определения этих позиций управляющему совету придётся провести небольшое исследование потребительского запроса на результаты такой оценки.

2. Кого будем оценивать? Кто станет объектом оценки: только одна школа или даже только одно её подразделение? Или необходимо провести сопоставительную оценку, а для этого — оценить все школы муниципального округа или региона или некоторые из школ, работающих в сходных условиях и по сходным образовательным программам?

3. По каким критериям будет осуществляться оценивание? Какие характеристики школы или её деятельности будут подвергнуты оценке?

4. Как в итоге будут выглядеть результаты оценки (итоговый формат)? Это будет набор оценок или аналитическое экспертное заключение по результатам оценки? Это будет рейтинг школ или база данных, из которой каждый желающий сможет построить свой рейтинг? Или как-то по-другому?

5. Будут ли публиковаться результаты оценки? Где, когда и в каком виде?

6. Кто будет проводить оценку? Как, по каким критериям будет выбран технический исполнитель, организация-оператор — то есть те специалисты, которые разработают методику оценки и расчётов, соберут и обработают данные и т.д.?

Кроме формирования заказа на проведение НОК общественность, в том числе управляющий совет школы, может и должен (согласно требованиям нормативных документов4) выполнять и другие важные функции:

• Экспертиза качества независимой оценки.

• Обеспечение оптимального использования результатов оценки.

• Продвижение результатов НОК.

• Формирование «культуры открытости».

Качество независимой оценки5 является базовым условием её эффективности (рис. 1).

Качество независимой оценки складывается из качества методики и инструментария (надёжность, валидность) и качества работы

оценщиков и экспертов, их добросовестности и соблюдения всех требований методики.

Для обеспечения качества независимой оценки необходимо проведение экспертизы. Причём экспертизу целесообразно проводить на разных этапах подготовки и проведения оценки, публикации и использования её результатов. Имеет смысл подвергнуть экспертизе:

• Техническое задание, сформированное для исполнителей (организации-оператора).

• Методику проведения оценки и оценочный инструментарий (например, анкеты, опросники, если они используются).

• Результаты проведения оценки и подготовленные на их основе аналитические и экспертные заключения.

• Рекомендации, сформулированные на основе полученных результатов, и меры, принятые руководством школы, округа, города, региона.

Очевидно, что экспертизу, например, качества методики оценки, должны проводить профессионалы, которые имеют опыт подобной работы, разбираются во всех её сложностях и аспектах. Профессиональная оценка призвана обеспечить учёт специфических особенностей функционирования образовательной организации, использование новейших разработок и достижений в области оценки качества, соответствие интересам развития школы, муниципальной и региональной систем образования в целом.

Но это не значит, что общественность, управляющий совет не могут быть здесь полезными.

Более того, экспертизу качества НОК нельзя ограничить только профессиональной оценкой. Это неизбежно приведёт к преобладанию ведомственного подхода. Существует целый ряд специфических вопросов, оценить которые без участия общественности просто невозможно. Поэтому управляющему совету следует не только самому стать экспертом в этом вопросе, но и привлекать к оценке качества НОК общественные организации, независимых общественных экспертов, представляющих интересы различных групп потребителей образовательных услуг.

Общественная экспертиза, в первую очередь, ориентирована на оценку соответствия проводимой НОК сформулированному ранее заказу, интересам и потребностям общественности.

Другой важный аспект, который может отследить общественная экспертиза — это добросовестность проведения расчётов, достоверность полученных результатов, надёжность и проверяемость использованных данных.

Значительное внимание следует уделить экспертизе того, насколько проводимая НОК учитывает специфические особенности школы, её образовательных программ, контингента учащихся. Особенно важно это в ситуации, когда оценивается несколько школ и проводится их сопоставление, сравнение (например, строится рейтинг этих школ).

Обоснованность интерпретаций в аналитическом или экспертном заключении также могут стать объектом общественной экспертизы.

Открытость процедур и результатов НОК в значительной мере влияют на качество независимой оценки. Если все материалы оценки, включая методику, информацию об исполнителе, список экспертов, источники данных и полученные результаты, находятся в открытом доступе, то каждый желающий может внимательно изучить их и дать им оценку. Такая открытость, с одной стороны, является стимулом для исполнителей и экспертов сделать свою работу качественно и добросовестно. С другой — позволяет оперативно выявить случайные ошибки или недоработки, от которых не застрахован даже самый добросовестный исполнитель.

В связи с этим обеспечение открытости НОК, контроль публикуемых материалов и отслеживание обратной связи также становятся экспертными задачами общественных управляющих.

Зоной особого внимания общественности должна стать практика использования результатов оценки всеми ответственными лицами: администрацией и педагогами школы, руководителями и сотрудниками ор-

ганов управления образованием, органами местной и региональной власти. Необходимо постоянно отслеживать эффективность и уместность принимаемых мер и их последствий, возможности минимизации негативного влияния результатов НОК на оцениваемые объекты.

Общественная экспертиза может осуществляться разными субъектами:

• самим управляющим советом школы или одной из его комиссий;

• привлечёнными общественными организациями, в том числе Общественной палатой, Общественным советом при органе управления образованием и др.;

• специально сформированным общественным Экспертным советом.

В тех случаях, когда специально создаётся Экспертный совет, при его формировании необходимо учитывать основные требования к экспертам и процедуре формирования экспертного совета. Эксперты должны:

• участие в анализе и интерпретации полученных результатов оценки;

• разработку предложений и рекомендаций об улучшении качества работы школы;

• доведение их до сведения руководства школы, органов управления образованием, представителей органов государственно-общественного управления в сфере образования;

• обеспечение минимизации риска негативного влияния результатов оценки на школу;

• контроль за выполнением проектов и реализацией мер по совершенствованию системы образования, сформированных на основе предложенных рекомендаций;

• внесение предложений по корректировке данных мер и проектов.

Силы, время и ресурсы, затраченные управляющим советом на проведение независимой оценки, могут оказаться напрасными, если её результаты останутся неизвестными, невостребованными большинством потенциальных пользователей.

• иметь достаточно высокий уровень образования, позволяющий качественно и эффективно выполнять экспертные функции;

• иметь определённый вес (влияние) в обществе, обладать признанным авторитетом;

• представлять различные социальные и профессиональные группы общественности.

При этом Экспертный совет не должен включать слишком большого количества представителей профессиональной педагогической общественности. Их доля в составе Экспертного совета не должна превышать % от общего состава.

Процедура формирования экспертного совета должна:

• быть максимально открытой и прозрачной;

• обеспечивать минимизацию возможности возникновения конфликта интересов.

Обеспечение со стороны управляющего совета эффективности использования результатов оценки не ограничивается только контролем и экспертизой. Организация процесса использования результатов должна включать:

Востребованность результатов оценки складывается из их нужности, полезности для целевой группы и из знания потенциальными пользователями о проведённой оценке. Первая часть обеспечивается общественным характером заказа на оценку, процедура формирования которого была описана выше. Вторая часть — информирование о результатах оценки требует специальной работы.

Для того чтобы заинтересованные лица знали о проведении оценки и могли воспользоваться её результатами, управляющему совету необходимо заранее продумать и организовать работу по их презентации и «продвижению». Эта работа включает:

• распространение информации о проведении оценки, её задачах и методике проведения, о полученных результатах, перспективах (планах) их использования и результативности мер, принятых в целях улучшения качества школьного образования;

• разъяснение этой информации различным представителям общественности так, чтобы любой заинтересованный человек максимально точного понимал смысл проведённой НОК и специфических нюансов, которые могут возникнуть при интерпрета-

ции результатов и реализации мер по развитию образования.

Разъяснительная работа имеет особое значение, поскольку она не только помогает любому пользователю адекватно использовать результаты оценки для решения своих задач, но и снижает риски неправильного понимания и необоснованных реакций.

Например, школа не попала в топ лучших в рейтинге, построенном по заказу управляющего совета. Означает ли это, что школа плохая? Что нужно срочно забирать своего ребёнка и переводить в другую школу?

Очевидный ответ: «Нет!» Рейтинг может быть построен по ограниченному набору критериев и быть ориентированным на решение довольно узкой задачи. В этом случае на его основании нельзя выносить комплексного всеобъемлющего суждения о школе.

Но, не разобравшись в этих нюансах, некоторые родители могут действительно принять кардинальное решение, тем самым спровоцировав отток из школы хороших детей.

Задача совета — объяснить основные смыслы: что показала оценка? Что это означает для школы? Для её учеников? Как эти результаты будут использованы для улучшения школы?

Умение правильно и эффективно использовать информацию — это часть так называемой «культуры открытости», которая пока ещё недостаточно сформирована в нашем обществе. Люди уже привыкли, что информации много, что можно найти самые разные сведения, практически о чём угодно. Они знают, что могут высказать публично и открыто своё мнение по любому вопросу. Но вот пользуются они этими возможностями нерационально, неконструктивно. Тут всем ещё нужно учиться и учиться.

Общественные управляющие могут стать лидерами этого движения по освоению культуры открытости. Умение интерпретировать результаты оценок и принимать по ним адекватные решения — это один из шагов к такой культуре.

Яркий пример проявления и формирования культуры и бескультурья можно увидеть

в поведении участников коммуникативных сервисов, форумов, социальных сетей. Такие явления, как «флуд» и «тролинг», известны всем, кто пользуется этими сервисами. В то же время обсуждения на форумах, посвящённых социальным вопросам, могут стать инструментом конструктивного решения реальных проблем, в том числе проблем конкретной школы.

Культура обсуждения проблем предполагает не эмоциональные восклицания о том, как всё плохо и безнадёжно, кругом ворье и коррупционеры... В культурном обсуждении ищут не виновных, а способы решения проблем. Хотя, конечно, в некоторых случаях найти виновного — это уже решение проблемы. Так, объединившись через форум, жители микрорайона находят возможность сделать переход к школе через дорогу безопасным. Собрав (через форум) инициативную группу, они добиваются установки на переходе светофора и «лежачих полицейских». Таких примеров становится всё больше.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тематические образовательные форумы можно использовать в качестве интерактивных механизмов продвижения и обсуждения процесса и результатов независимой оценки. Для этого управляющим советом могут быть созданы коммуникативные площадки, на которых организуется:

• обсуждение критериев качества работы школы (мнения профессиональных экспертов, потребителей образовательных услуг, иных заинтересованных лиц);

• сбор общественного мнения по различным вопросам деятельности школы и её общественная оценка;

• обсуждение проблем школы и путей их решения (в том числе с использованием технологии краудсорсинга);

• консультирование школ (если оценивается не одна, а несколько школ) и возможность внесения изменений в оценки (при условии обоснования этих изменений, например, ошибка в данных);

• и др.

Такие интерактивные площадки позволяют расширить количество различных представителей общественности, включённых в процесс независимой оценки школ за счёт привлечения неорганизованной общественности.

Неорганизованная общественность — это те люди, которые не включены в деятельность соответствующих общественных организаций. В нашем случае это те, кто не входит в управляющие советы школ, общественные палаты и советы при органах управления образованием, специализиро-ванные6 родительские и профессионально-педагогические общественные объединения.

Неорганизованная общественность представляет собой подавляющее большинство. Возьмём, к примеру, школу, в которой обучается полторы тысячи учеников. В управляющий совет такой школы входят примерно 15-16 родителей. То есть соотношение в лучшем случае составляет 1 к 100 (а то и меньше).

Организованная общественность — управляющий совет школы, конечно же, обладает большим количеством преимуществ перед неорганизованной массой. Но имеет и ряд недостатков, в том числе:

• малочисленность;

• ангажированность (зависимость от пригласившего, например, от администрации школы);

• «узость» («ограниченность») взглядов, мнений, интересов, которые ограничиваются социально-благополучным социальным слоем и активной жизненной позицией.

Неорганизованная общественность с точки зрения участия в независимой оценке образования также обладает недостатками, например:

• Сильная дифференцированность: различие социокультурного капитала, что приводит к различию интересов, представлений, требований, предъявляемых к школе;

• пассивность;

• «эмоциональность» — склонность подавляющего большинства представителей неорганизованной общественности к эмоциональному реагированию на любую значимую для него ситуацию, что снижает возможность проведения более или менее объективного оценивания школ;

• Неартикулированность запросов, то есть неготовность не только озвучить для дру-

Например, Общество инвалидов, Общество охраны природы и др.

гих, но и сформулировать для самого себя свои интересы, потребности, представления и требования, предъявляемые к школе.

Для уравновешивания взаимной компенсации этих недостатков представляется полезным использовать различные способы массового привлечения неорганизованной общественности к проводимой управляющим советом независимой оценке школ. Это могут быть уже упоминаемые ранее механизмы сбора и учёта общественного мнения: социологические опросы (в том числе, с использованием электронных информационных ресурсов), технология краудсор-синга и др.

Краудсорсинг — культурный, технологичный, современный механизм включения не-институциализированной общественности. Его сущность в двух словах можно обозначить как использование интеллекта народных масс для решения конкретных проблем конкретной организации (или человека).

Сегодня на просторах Интернета можно найти довольно подробные описания процедур и технологий его проведения. Например, правительство Москвы в этом году начало активно использовать эту технологию для решения проблем города (на сайте http://gorod.mos.ru/).

В контексте НОК краудсорсинг может быть эффективно использован для:

• формирования Общественного совета и/ или Экспертного совета по проведению независимой оценки;

• разработки НОК: от замысла до методики;

• проведения оценки школ (как альтернатива — дистантная электронная форма социологического опроса общественного мнения);

• разработки рекомендаций по использованию результатов оценки для развития системы образования («мозговой штурм»).

Чужие оценки на пользу школе

Независимая общественная оценка позволяет органам государственно-общественного управления выстроить конструктивный обоснованный, опирающийся на данные,

.................................................................................................................................................жшчщ.......шшшь......ни

диалог с системой образования: с администраций и педагогическим коллективом школы, учредителем, работниками органов управления образованием. Имея на руках результаты таких оценок, особенно если оценка проведена грамотно и качественно, можно не просто прийти к руководству с просьбой или претензией, а предъявить веские доказательства своей правоты.

Но проведение независимой оценки — дело весьма трудное, кропотливое и очень ответственное. Для его реализации мало одного желания и понимания того, что оценка необходима. Тот, кто берётся за организацию и проведение НОК, должен обладать довольно широким набором компетенций в сфере оценки качества образования. Среди управляющих советов школ таких найдутся единицы.

С другой стороны, мода на рейтинги и пропаганда государственного приоритета на независимую оценку социальных услуг могут привести (и, в принципе, уже приводят) к тому, что на широких информационных просторах появляются самые разные рейтинги и оценки образовательных организаций: вузов, школ, детских садов.

Среди них есть рейтинги и ренкинги-нави-гаторы, созданные профессионалами, такими как «Социальный навигатор» (МИА «Россия сегодня»), РИА-рейтинг, НИУ ВШЭ, «Эксперт-РА», «РосНоу», «Российский Союз ректоров», «МАМСО» и другие. Ещё больше так называемых пользовательских рейтингов, построенных на мнениях пользователей, таких, например, сайтов, как http:// www.edu-all.ru/,http://ratings.7ya.ru/, http:// www.schoolup.ru/,http://www.schoolotzyv.ru/, http://www.s-cool.ru//i др.

Основной недостаток пользовательских рейтингов — низкий уровень объективности. Оценки школам ставятся на эмоциональном уровне и носят чисто субъективный характер. Здесь отсутствует какая бы то ни была методика. Единственный критерий: «нравится/не нравится». Оценки складываются из предвзятого мнения тех, кто по каким-то причинам (часто сугубо эмоциональным) решил поставить школе «оценку». Поэтому говорить о её объективности нет никаких оснований. Однако такие ресурсы существуют и оказывают достаточно

сильное влияние на потребительский выбор и мнение о школе.

Понимая, как сильно может навредить школе неадекватный рейтинг, управляющий совет не может полностью проигнорировать его результаты.

По отношению к любому такому рейтингу управляющий совет школы, в первую очередь, должен выстроить своё отношение, определить для себя, как относиться к его результатам. Для этого необходимо:

• Изучить методику рейтинга.

• Оценить её качество (возможно, для этого придётся привлечь профессиональных экспертов, например, используя всё то же краудсорсинг).

• Соотнести методику с реальностью своей школы: можно ли корректно ли оценивать данную конкретную школу по этой методике.

• Проанализировать результаты оценки и рейтингования.

• Оценить их качество и достоверность.

• Определить, что дают эти результаты для анализа ситуации в школе.

Фактически по отношению к «чужому» рейтингу, к «чужой» оценке управляющий совет школы должен занять позицию эксперта. По результатам проведённой экспертизы можно будет выстраивать дальнейшую работу с этим рейтингом.

С одной стороны, как описывалось ранее, необходимо провести подробную разъяснительную работу для сотрудников школы и потребителей образовательных услуг о достоинствах и/или недостатках каждого такого рейтинга. Можно организовать его публичное обсуждение на информационной площадке школы и совета, где привести аргументированное мнение о нём и его результатах.

С другой стороны, надо попытаться увидеть конструктивные возможности использования любой внешней оценки, любого рейтинга в интересах своей школы. Если результаты оценки хотя бы частично соответствуют реальности, то необходимо эту их достоверную часть использовать для анализа школьной ситуации и подготовки рекомендаций органам управления школы по улучшению школьной системы образования.

Если результаты оценки (рейтинга) вообще В ходе работы с результатами «чужих» оцени о чём не говорят, они не объективны нок важно не просто предложить меры и полностью лишены смысла, то это тоже по их использованию. Нужно отслеживать повод для совершенствования работы шко- и контролировать процесс реализации этих лы. В этом случае надо разрабатывать ре- мер, их эффективность и продуктивность. комендации и план усиления взаимодействия школы с общественностью, использо- Не менее важным является отслеживание вания публичных площадок в интересах и пресечение негативного влияния любых школы. рейтингов и оценок на школу, её учеников,

родителей и педагогический коллектив. □

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.