Научная статья на тему 'НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УСЛОВИЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ: КОРОТКО И ПО СУЩЕСТВУ'

НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УСЛОВИЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ: КОРОТКО И ПО СУЩЕСТВУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ганеев А.Р., Булаева Н.А., Рубан И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УСЛОВИЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ: КОРОТКО И ПО СУЩЕСТВУ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УСЛОВИЙ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ,

ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ

ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ

ПРОГРАММАМ: КОРОТКО И ПО СУЩЕСТВУ 1 1 1 Ганеев А.Р. , Булаева Н.А. , Рубан И.А.

1Ганеев Алексей Рафисович - кандидат технических наук,

вице-президент;

Булаева Наталья Александровна - кандидат экономических

наук, президент; Союз «Профессионалы в сфере образовательных

инноваций»;

Рубан Иван Анатольевич - генеральный директор, ООО «Верконт Сервис», г. Москва

С 2019 года Министерство науки и высшего образования Российской Федерации начало проводить независимую оценку качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими

образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и дополнительным профессиональным программам (далее - НОК), в соответствии с новой методологией проведения процедуры. Поскольку процедура относительно новая, при её проведении возникает много вопросов. Постараемся в данной статье ответить на них.

В соответствии с какими нормативными документами и для чего проводится НОК?

НОК проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 декабря 2017 г. № 392-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты

Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» в соответствии с разработанной методологией, утвержденной приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 мая 2018 г. № 344н «Об утверждении Единого порядка расчета показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» и от 30 октября 2018 г. № 675н «Об утверждении Методики выявления и обобщения мнения граждан о качестве условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы».

Результаты НОК располагаются на сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях (www.bus.gov.ru) в соответствии с приказом Минфина России от 7 мая 2019 г. № 66н «О составе информации о результатах независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность, условий оказания услуг организациями культуры, социального обслуживания, медицинскими организациями, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, размещаемой на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно -телекоммуникационной сети „Интернет", включая единые требования к такой информации, и порядке её размещения, а также требованиях к качеству, удобству и простоте поиска указанной информации».

Норма по проведению процедуры непосредственно для сферы образования закреплена в статье 95.2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»: «Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным

общеобразовательным программам (далее -осуществляющими образовательную деятельность), проводится в целях предоставления участникам отношений в сфере образования информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации» [1].

В качестве показателей для оценки качества условий осуществления образовательной деятельности

организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и дополнительным профессиональным программам, используются показатели, утвержденные приказами Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 03.09.2020 № 1156 (для дополнительных профессиональных программ) и от 31.07.2020 № 860 (для образовательных программ высшего образования) [2; 3].

Результаты НОК предоставляют абитуриентам дополнительный инструмент для навигации при выборе организации для дальнейшего обучения и одновременно являются основой для формирования новых принципов управления образованием: от контроля деятельности образовательных организаций к повышению качества условий предоставления ими образовательных услуг за счет внешней оценки этих условий со стороны получателей услуг. НОК направлено не столько на достижение конкурентного преимущества образовательных организаций, сколько на

выявление и приведение в соответствие условий осуществления образовательной деятельности в соответствии с потребностями получателей услуг.

Кто организует и проводит НОК?

В соответствии с действующим законодательством [1] деятельность по проведению НОК осуществляет Общественный совет при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности федеральными

государственными образовательными организациями, а также иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по образовательным программам высшего образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам (далее -Общественный совет НОК).

Общественный совет НОК формируется Общественной палатой Российской Федерации и осуществляет свою деятельность в соответствии с «Положением об Общественном совете при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности федеральными

государственными образовательными организациями, а также иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, по образовательным программам высшего образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам», утвержденным приказом Минобрнауки России от 30 августа 2019 г. № 665.

К его полномочиям относится:

- определение (формирование) перечня организаций, в отношении которых проводится НОК на текущий год;

- рассмотрение проектов документации о закупках работ, услуг, а также проекта государственного контракта,

заключаемого Минобрнауки России с организацией-оператором;

- проведение НОК с учетом информации, представленной организацией-оператором;

- представление в Минобрнауки России результатов НОК, а также предложений об улучшении их деятельности.

В целях объективности и независимости проведения НОК в составе Общественного совета НОК нет ни одного сотрудника Минобрнауки России. Члены Общественного совета НОК осуществляют свою деятельность на общественных началах. Информация о деятельности Общественного совета НОК подлежит размещению в сети Интернет на официальном сайте Минобрнауки России (https: //minobrnauki.gov.ru/).

Организация-оператор - организация, которая непосредственно осуществляет сбор и обобщение информации о качестве условий осуществления образовательной деятельности федеральными

государственными образовательными организациями, а также иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по образовательным программам высшего образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам (далее -организация-оператор):

- разрабатывает (актуализирует) инструкции для специалистов по проведению НОК;

- разрабатывает (при необходимости) соответствующее программное обеспечение для сбора и обобщения информации по показателям НОК;

- обеспечивает выезд специалистов для сбора и обобщения информации о качестве условий осуществления образовательной деятельности в образовательные организации, заполнение форм по результатам выезда;

- обеспечивает проведение работ по анализу официальных сайтов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, заполнение форм по результатам анализа;

- обеспечивает проведение анкетирования получателей образовательных услуг о качестве условий осуществления образовательной деятельности (с помощью анкеты, размещенной на специализированном сайте);

- обеспечивает контроль обеспечения репрезентативности исследования по каждой образовательной организации, в отношении которых проводится процедура НОК в текущий период;

- обеспечивает обработку форм, заполненных по результатам анализа официальных сайтов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по результатам выезда в образовательные организации, и обработку анкет по результатам опроса получателей образовательных услуг о качестве условий осуществления образовательной деятельности;

- обеспечивает обработку данных по показателям НОК (на основе заполненных форм и анкет по всем образовательным организациям, в отношении которых проводится оценка);

- обеспечивает расчет показателей в соответствии с Единым порядком расчета [4] для всех образовательных организаций, в отношении которых проводится оценка.

В соответствии с какими критериями проводится оценка и можно ли их изменить?

В соответствии с п. 4 статьи 95.2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности

организациями проводится по таким общим критериям, как открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность; комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; доброжелательность, вежливость работников; удовлетворенность условиями ведения образовательной деятельности организации, а также доступность услуг для инвалидов» [1]. Указанные критерии соответствуют требованиям «Единого порядка расчета показателей, характеризующих общие критерии оценки

качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» (утв. приказом Минтруда России от 31 мая 2018 г. № 344н) [4].

Изменять указанные критерии нельзя.

Какие показатели используются для оценки и можно ли их изменить?

Состав и объем данных (в том числе степень детализации информации), получаемых в рамках сбора и последующей оценки, должны отвечать требованиям «Единого порядка расчета показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» (утв. приказом Минтруда России от 31 мая 2018 г. № 344н) [4].

В качестве показателей для оценки качества условий осуществления образовательной деятельности

организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и дополнительным профессиональным программам, должны использоваться показатели, утвержденные приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 03.09.2020 № 1156 (для дополнительных профессиональных программ) и от 31.07.2020 № 860 (для образовательных программ высшего образования) [2; 3].

Менять показатели нельзя, допускаются изменения алгоритма их расчёта, обусловленные особенностями сферы образования. Общественный совет НОК ежегодно проводит сбор предложений по доработке инструментария оценки на основе полученных предложений от вузов, общественных и экспертных организаций в сфере высшего образования.

Каким образом проводится сбор сведений для расчета показателей НОК?

Сбор сведений осуществляют специалисты организации-оператора. Технология сбора данных (информации) о качестве условий осуществления образовательной деятельности предусматривает использование следующих методов сбора информации:

- анализ информации о реализации образовательной деятельности, размещенной на официальных сайтах образовательных организаций;

- выезд в образовательные организации для оценки качества условий осуществления образовательной деятельности;

- анкетирование получателей образовательных услуг о качестве условий осуществления образовательной деятельности (с помощью анкеты, размещенной на специализированном инструментарии, расположенном в сети Интернет).

Какова периодичность проведения НОК для одной образовательной организации?

Перечень организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и дополнительным профессиональным программам, в отношении которых проводится НОК в текущем году, определяется Общественным советом НОК. При формировании данного перечня организаций учитывается необходимость обеспечения 100 % охвата организаций, осуществляющих образовательную

деятельность по вышеуказанным образовательным программам, вне зависимости от ведомственной принадлежности и с учетом проведения независимой оценки не чаще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года в отношении одной и той же организации.

Если образовательная организация осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и дополнительным профессиональным программам, то каким образом будет выставляться оценка НОК?

В соответствии с существующей процедурой оценки, утвержденной федеральным законодательством, по одной образовательной организации могут быть выставлены только интегральные оценки по показателям НОК, т. е. нельзя выставить значения по показателям отдельно по программам высшего образования и отдельно по показателям ДПО. Для вузов приоритетным является анкетирование студентов, обучающихся по программам высшего образования, поскольку они более длительное время проводят в образовательной организации и условия осуществления образовательной деятельности, которые оцениваются в рамках процедуры НОК, более сильно сказываются на качестве образования. При этом генеральная и выборочные совокупности получателей образовательных услуг строятся с учетом как обучающихся по программам ВО, так и по программам ДПО. Это учтено в существующей документации, регламентирующей проведение процедуры НОК в отношении вузов и утвержденной Общественным советом НОК.

Как будет производиться оценка сайта исследовательских центров и научных организаций, которые осуществляют образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и дополнительным профессиональным программам?

Для исследовательских центров и научных организаций нет отдельных нормативных актов, регламентирующих порядок размещения информации на официальных сайтах. Действующие нормативные документы (приказ Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 и Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582 [5; 6]) не могут являться основанием для выставления требований по структуре сайта для исследовательских центров и научных организаций, т. к. распространяются исключительно на образовательные организации.

Если исследовательский центр или научная организация осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и

дополнительным профессиональным программам, то специалисты организации-оператора при анализе официального сайта организации будут руководствоваться материалами, разработанными в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 мая 2018 г. № 344н «Об утверждении Единого порядка расчета показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» и утвержденными Общественным советом.

Это обусловлено следующими факторами:

1. Перечень информации, который должен размещаться на сайте организации и на информационных стендах, представлен в приложениях 3.1 и 3.2 к «Единому порядку расчета показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы». При этом в приложениях указано, что эти приложения «для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и дополнительным профессиональным программам», т. е. не только для образовательных организаций, а для всех организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования. Указанные приложениями были доведены до сведения всех ФОИВ и согласованы с ними, в том числе и с Минобрнауки России, в августе 2019 года.

2. В документе «Модель по расчету показателей независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и дополнительным профессиональным программам» (далее -

Модель НОК), утверждённом Общественным советом по НОК, созданном при Минобрнауки России, установлен перечень информации, которая должна быть представлена на сайтах и информационных стендах организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и дополнительным профессиональным программам (т. е. также без уточнения, что это относится только к образовательным организациям). Указанный документ был согласован с директором Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

В соответствии с вышеизложенным для проверки сайта исследовательского центра или научной организации, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и дополнительным профессиональным программам, используется перечень информации, представленный в Модели НОК. При этом алгоритм расчета показателя критерия имеет особенности: фиксируется факт наличия необходимой информации на сайте, независимо от места (раздела) его размещения на сайте.

Обязательна ли данная процедура для всех образовательных организаций? Можно ли отказаться от её прохождения?

Процедура независимой оценки обязательна для всех образовательных организаций и проводится не чаще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года в отношении одной и той же организации [1]. Списки участников-организаций, осуществляющих образовательную

деятельность по образовательным программам высшего образования и дополнительным профессиональным программам, ежегодно формируются Общественным советом НОК. Проведение процедуры не зависит от любых других мероприятий, проходящих в организации. Отказаться от прохождения НОК нельзя.

Как можно узнать результаты НОК по своей организации?

Все результаты НОК после утверждения Общественным советом НОК передаются в Минобрнауки России для размещения на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети Интернет (bus.gov.ru).

Предоставляется ли какой-либо документ организации с результатами НОК?

В соответствии с действующим законодательством, регламентирующим проведение НОК, выдача документов с результатами НОК не предусмотрена.

По согласованию с Минобрнауки России организация-оператор предоставляет организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и дополнительным профессиональным программам, сертификат о прохождении в 2020-2022 годах процедуры НОК с указанием значений по 5 общим критериям (без детализации).

Учитываются ли результаты НОК при прохождении лицензирования или аккредитации?

В соответствии с действующим законодательством результаты НОК не учитываются при прохождении лицензирования или аккредитации.

Несут ли руководители организаций ответственность за низкие результаты НОК?

В соответствии с п. 14 статьи 95.2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «Руководители образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, несут ответственность за непринятие мер по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, в соответствии с трудовым законодательством. В трудовых договорах с руководителями указанных организаций в показатели эффективности работы руководителей включаются результаты НОК и выполнения

плана по устранению недостатков, выявленных в ходе такой оценки» [1].

Список литературы

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 12.04.2021). Текст: электронный.

2. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 3 сентября 2020 г. № 1156 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/74778250/ (дата обращения: 12.04.2021). Текст: электронный.

3. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 860 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74507096/ (дата обращения: 12.04.2021). Текст: электронный.

4. Приказ Минтруда России от 31 мая 2018 г. № 344н «Об утверждении Единого порядка расчета показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71975694/ (дата обращения: 12.04.2021). Текст: электронный.

5. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации от 14 августа 2020 г. № 831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. garant. ru/products/ipo/prime/doc/74801486/ (дата обращения: 13.04.2021). Текст: электронный.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/70413268/ (дата обращения: 13.04.2021). Текст: электронный.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ

УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 "2 Холматова Д.А. , Рахматова О.К.

1Холматова Дилором Абдусамиевна - преподаватель

русского языка;

2

Рахматова Одина Кадыржановна - преподаватель русского языка, кафедра узбекского языка и литературы, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.